Ссылка на архив

Расчет степени управленческой нагрузки руководителя отдела бухгалтерии ОАО "Татнефть"

Санкт-Петербургский Политехнический университет

Кафедра управления в социально-экономических системах

Курсовая работа по теории управления

на тему: Расчет степени управленческой нагрузки руководителя отдела бухгалтерии ОАО «Татнефть»

Выполнил Рыжов А.А.

Проверила доц. кафедры УСЭС Мудрова Е.Б.

Санкт-Петербург 2010


Содержание

1. Введение

2. Описание организации

3. Видение перспектив развития

4. Рынки

5. Виды работ

6. Взаимоотношения бухгалтерии с другими подразделениями

7. Перспективы развития

8. Миссия и цели организации

9. Стратегия ОАО «Татнефть»

10. Цели организации

11. Структура отдела

12. Бизнес-процессы

13. Должностные обязанности руководителя отдела и его непосредственных подчиненных

14.Оценка рекомендуемого диапазона управления руководителя отдела (по шкале Локхид)

15. Расчет управленческой нагрузки


Цель работы:

Целью данной работы является расчет степени управленческой нагрузки руководителя (главного бухгалтера) бухгалтерского отдела ОАО «Татнефть». Сравнение рекомендуемого и фактического диапазона управления руководителя отдела, на основе которого будут сделаны рекомендации по оптимизации деятельности руководителя и сотрудников отдела.

Задачи работы:

1. Изучить и описать структуру предприятия, вид деятельности, положение во внешней среде; его цели и задачи.

2. Изучить и описать структуру отдела, виды выполняемых работ, положение в организации, взаимодействие с другими отделами организации; его цели и задачи.

3. Изучить и описать должностные обязанности руководителя отдела и его подчиненных.

 4.установить фактический и рассчитать по шкале Локхид рекомендуемый диапазон управления руководителя отдела

Объект исследования: бухгалтерский отдел ОАО «Татнефть».

Предмет исследования: организационная структура бухгалтерского отдела, способы взаимодействия между его членами, должностные обязанности руководителя и его подчиненных.

2. Описание организации

руководитель бухгалтерия управленческий отдел

ОАО «Татнефть» — одна из крупнейших отечественных нефтяных компаний, осуществляющая свою деятельность в статусе вертикально интегрированной Группы.

Компания "Татнефть" – холдинговая структура, в состав которой входят нефтегазодобывающие управления, нефтегазоперерабатывающие, нефтехимические предприятия, а также предприятия и сервисные производства, реализующие нефть, продукты нефтегазопереработки и нефтехимии. В январе 1994 года производственное объединение "Татнефть" было преобразовано в ОАО.

3. Видение перспектив развития

В рамках стратегии развития Компании проводится реструктуризация, направленная на повышение эффективности управления производством, обеспечение прозрачности затрат, оптимизации трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Основные виды деятельности: поиск, разведка, бурение скважин и обустройство нефтяных месторождений, добыча и переработка нефти, сервисное обслуживание нефтедобывающего производства, реализация нефтепродуктов через собственную розничную сеть из более 540 автозаправочных станций и комплексов в различных регионах России и Украины; выпуск металлопластмассовых и труб с полимерным покрытием, лидирующие позиции в российском производстве автомобильных шин, выпуск синтетических моторных масел, кабельной и другой продукции.

4. Рынки

Поставки нефти:

Ø Поставки нефти на экспорт (дальнее зарубежье)

Ø Поставки нефти на экспорт (ближнее зарубежье)

Ø Поставки на внутренний рынок

Основная деятельность Компании осуществляется преимущественно на территории РФ. Компании в настоящее время принадлежит большая часть лицензий на разведку и добычу нефти на территории Татарстана. Одновременно Компания реализует бизнес - проекты за рубежом.

Филиалы ООО "Татнефть ":

Альметьевский филиал ООО "Татнефть "

Бавлинский филиал ООО "Татнефть "

Челнинский филиал ООО "Татнефть "

Чувашский филиал ООО "Татнефть "

Казанский филиал ООО "Татнефть "

Самарский филиал ООО "Татнефть "

Марийский филиал ООО "Татнефть "

Ульяновский филиал ООО "Татнефть "

Челябинский филиал ООО «Татнефть "

Окружением «Татнефти» по сегментам нефтяного бизнеса являются ведущие российские компании, осуществляющие свою деятельность в России: ОАО «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть».

5. Виды работ

Отдел бухгалтерии осуществляет:

Ø расчет заработной платы сотрудникам;

Ø разработка и частично внедрение мер по целевому и экономному расходованию средств;

Ø контроль за расходованием средств и правильностью ведения учета;

Ø организацию бухгалтерского учета финансовой деятельности организации;

Ø бухгалтерский учёт имущества организации, ее обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых в процессе деятельности;

Ø Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой руководству организации, её акционерам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчётности.

Положение отдела в организации, его взаимодействие с другими подразделениями и внешними контрагентами

Бухгалтерский отдел собирает, перерабатывает, анализирует и обобщает рабочую информацию от остальных структурных подразделений.

Бухгалтерский отдел подчиняется главному бухгалтеру, все планы работ создаются им и реализуются при утверждении их генеральным директором данного филиала. Бухгалтерский Отдел взаимодействует практически со всеми отделами филиала и в главную очередь, с отделами связанными с денежными операциями. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением предприятия на правах отдела.

Взаимодействует со следующими внешними контрагентами: вышестоящей организацией, банками, поставщиками, налоговой инспекцией.

6. Взаимоотношения бухгалтерии с другими подразделениями

- С производственно-диспетчерским отделом:

Получает: сведения о заключении договоров с предприятиями об оказании услуг связи. Квартальные, месячные производственные планы по цехам.

Представляет: утвержденные тарифы на оказываемые услуги связи.

- С отделом главного энергетика:

Получает: расчеты потребности электроэнергии, пара, воды.

Представляет: задания по снижению затрат.

- С отделом материально-технического снабжения и комплектации:

Получает: расчеты по разделу материально-технического снабжения структурных подразделений управления .

Представляет: задания по снижению складских остатков.

- C отделом организации труда и заработной платы:

Получает: расчет нормативной численности работников управления, анализ использования заработной платы, трудоемкость на новые виды работ, штатное расписание.

Представляет: основные технико-экономические показатели по итогам работы за отчетный период для начисления заработной платы, премий.

- С отделом капитального строительства:

Получает: план капитального строительства объектов, cметы на капитальный ремонт зданий и сооружений.

Представляет: текущие и перспективные планы капитальных вложений, задания по снижению текущих затрат.

- С отделом кадров и подготовки кадров:

Получает: план подготовки кадров рабочих и специалистов.

Представляет: сметы расходов на подготовку кадров.

- С юридическим отделом:

- Получает: результаты рассмотрения по различным юридическим делам.

Представляет: материалы по фактам взысканий задолженности с граждан.

- С отделом кассовых операций:

Оформление расчетно-кассовых документов по снятию и приходу денег на счетах клиентов.

- С отделом маркетинга:

Получает:

- обобщенных данных о спросе на выпускаемую предприятием продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги).

- маркетинг-планов.

- смет расходов на формирование спроса и стимулирования сбыта, проведение рекламных кампаний, участие в выставках, ярмарках, в выставках-продажах.

- сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции.

7. Перспективы развития

Повышение квалификации и профессионального уровня сотрудников. Сотрудники направляются на тренинги, семинары и тематические конференции. Принцип развития каждого сотрудника через развитие организации в целом. Оптимизация и улучшение организации рабочего процесса путем внедрения современных информационных технологий по мере их развития, расширение штата сотрудников.

8. Миссия и цели организации

Миссия ОАО «Татнефть». Укрепление статуса международно-признанной, финансово устойчивой компании как одного из крупнейших вертикально интегрированных отечественных производителей нефти и газа, продуктов нефтепереработки и нефтехимии, с обеспечением высокого уровня корпоративной социальной ответственности. ОАО «Татнефть» видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном снабжении нефтью потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту нефти.

9. Стратегия ОАО «Татнефть»

В рамках стратегии развития Компании проводится реструктуризация, направленная на повышение эффективности управления производством, обеспечение прозрачности затрат, оптимизации трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

10. Цели организации

Наряду с укреплением ресурсной базы и повышением объемов добычи, к приоритетным задачам Компании относятся:

— развитие нефтегазоперерабатывающих мощностей;

— расширение рынков сбыта нефти, газа и нефтехимической продукции;

— рост сети АЗС под корпоративным брендом.

В рамках реализации стратегии развития на период до 2014 года. ОАО «Татнефть» ставит перед собой цели по четырем основным направления:

Рыночные цели (или внешние программные цели) в области маркетинга:

· Увеличение присутствия на нефтяных рынках Белоруссии и Украины на 20% ;

· Увеличение присутствия на нефтяных рынках Китая и Индии на 15%;

· Увеличение доли чистой прибыли, полученной за пределами России до 5 – 7%, в том числе за счет дополнительных приобретений.

Производственные цели (внутренние программные цели)

· Увеличение добычи нефти на 10 – 15%.

Организационные цели – все, что касается управления, структуры и персонала организации:

· Внедрение системы мотивации сотрудников;

· Повышение заработной платы сотрудникам на 9%;

Финансовые цели увязывают между собой все цели в стоимостном выражении:

· Увеличение объема прибыли к 2014 году в 1.5 раза;

Задачи и цели бухгалтерского отдела. Задачей бухгалтерского отдела является формирование полной и достоверной информации о деятельности ОАО «Татнефть» и её имущественном положении. Необходимо внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.

Руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества ОАО «Татнефть» также внешним – инвесторам, кредиторам и др. пользователей бухгалтерской отчетности. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Р.Ф. при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материально трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждением нормами. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности ОАО «Татнефть» и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.

Помимо основной перед отделом бухгалтерии ставятся следующие задачи:

Ø Формирование информации о финансовом положении банка каждый квартал;

Ø Расчет заработной платы каждый месяц;

Ø Постоянный контроль и анализ доходности банка через запланированный уровень рентабельности и ликвидности на базе информации о размерах полученных доходов и произведенных расходов;

Ø Составление ежедневного баланса организации;

Цель деятельности бухгалтерского отдела – обеспечение контроля, организации и постановки бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по вышеуказанным вопросам предприятия с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации, включая органы государственного управления.

Цели бухгалтерского отдела так же, как и цели АКБ «Банк» в целом можно классифицировать:

Рыночные цели:

· Уменьшение количества штрафов на 10% к 2014;

Производственные цели:

· произвести переподготовку всего штата бухгалтерского отдела в течение 3 месяцев за текущий 2010 год;

Организационные цели:

· Повышение заработной платы сотрудникам на 9% к 2011;

Финансовые цели:

· Снижение к 2014 году налоговых выплат на 6%;

11. Структура отдела

Руководителем можно считать:

- Главного бухгалтера (1 человек);

Сотрудники отдела бухгалтерии:

- Расчетная группа, работники которой на основании первичных документов выполняют все расчеты по заработной плате и удержаниям из нее, осуществляют контроль за использованием фонда оплаты труда и фонда потребления, ведут учет расчетов по отчислениям на социальное страхование и обеспечение, по отчислениям в Пенсионный фонд, в Фонд занятости и др.; (2 человека);

- Материальная группа, работники которой ведут учет приобретения материальных ценностей, расчетов с поставщиками материалов, поступления и расходования материалов в разрезе мест их хранения и использования и т. д.; (3 человека);

- Производственно-калькуляционная группа, работники которой ведут учет затрат на все виды производства, калькулируют фактическую себестоимость выпускаемой продукции и составляют отчетность, определяют состав затрат на незавершенное производство;(2 человека);

- Экономист (1 человек);

Тип структуры по сферам функционирования – линейная.

Фактическая управленческая нагрузка руководителя: 8 человек.

12. Бизнес-процессы

Бизнес-процесс – это реализация функции во времени, способ решения бизнес-задачи. Бизнес-процесс описывает процесс выполнения функции, в какой последовательности и в каких вариантах, а также взаимодействие функций между собой в работе организации.

Можно представить следующую классификацию бизнес-процессов бухгалтерского отдела:

Основные бизнес-процессы:

- Расчет и начисление заработной платы;

- Подготовка отчетности;

- Начисление и перечисление налогов;

- Формирование бюджета доходов и расходов;

Вспомогательные процессы:

- выверка и контроль счетов;

- решение юридических вопросов входящих в полномочия;

Процессы управления:

- Обеспечение соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.

- Разработка и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.

- Принятие мер по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

1. Бизнес-процесс: начисление заработной платы сотрудникам

Цель: расчетно-платежные ведомости и расчетные листки

Контекстная диаграмма процесса:

Форма № Т-54 применяется для записи всех видов начислений и удержаний из заработной платы работника на основании первичных документов по учету выработки и выполненных работ, отработанного времени и документов на разные виды оплаты.

Описание процедуры:

1.Смотрим табель учёта рабочего времени конкретного сотрудника

2.Смотрим оклад, предусмотренный штатным расписанием

3. Начисление зарплаты

Ø Производится на основании табеля учета рабочего времени и других документов, которые являются основанием для тех или иных начислений и удержаний;

Ø Рассчитываются вклады сотрудника в общую сумму подоходного и социального налога;

4.Подготовка платежной ведомости

5.Подготовка расчетной ведомости

6.Подготовка сводных данных по налогам с заработной платы

7.Составление платежных поручений на уплату налогов

Ø В банк сдаются восемь платежных поручений на уплату подоходного, социального налога, и взносов по травматизму;

Ø Постановка операционистом штампа на платежные поручения, свидетельствующего, об принятии к исполнению, возвращение бухгалтеру вторых экземпляров платежных поручений с отметкой банка, и контрольной марки;

8.Приходный кассовый ордер

Ø оформление приходного кассового ордера от лица, получившего деньги в банке

9. Расходный кассовый ордер

Ø Выдача суммы денег сотруднику;

Ø Подсчет выплаченной суммы;

Ø Оформляется расходный кассовый ордер на имя кассира, который производил выплату;

Матрица ответственности

Главный бухгалтерЭкономистРасчетная группаСотрудник
Табель учета рабочего времениР
Штатное расписаниеР
Начисление зарплатыу
Подготовка платежной ведомостиРуу
Подготовка расчетной ведомостиРу
Подготовка данных по налогамРу

Приходный кассовый ордерРуу

Расходный кассовый ордерРууу

Р - руководство; У- участие

2.Бизнес-процесс: Формирование бюджета

Цель: обеспечение определенного уровня прибыльности предприятия в условиях низкой рентабельности продукции.

Описание процедур:

1. Этапы планирования бюджета

Ø Формирование операционных бюджетов закрепленных за каждым подразделением – центром ответственности;

Ø Формирование отчетов по операционным бюджетам, закрепленным за каждым центром ответственности;

Ø Корректировка плановой части операционных бюджетов до конца периода.

2.Сбор информации

3. Обработка и консолидация собранной информации

3.1. Подготовка плановой части бюджета:

Ø Консолидация статей операционных бюджетов в статьи БПУ по центрам ответственности;

Ø Консолидация статей БПУ центров ответственности в бюджет предприятия;

3.2. Подготовка данных и отчетов по фактической части бюджетов:

Ø Консолидация отчетов по операционным бюджетам в статьи БПУ по центрам ответственности;

Ø Консолидация отчетов по БПУ центров ответственности в отчет об исполнении бюджета предприятия;

4.Рассмотрение и утверждение бюджета предприятия

4.1. Подготовка плановой части бюджета:

Ø Консолидация статей графиков платежей в статьи БДДС по центрам ответственности;

Ø Консолидация статей БДДС центров ответственности в бюджет предприятия;

4.2. Подготовка данных и отчетов по фактической части бюджетов:

Ø Консолидация отчетов по графикам платежей в статьи БДДС по центрам ответственности;

Ø Консолидация отчетов по БДДС центров ответственности в отчет об исполнении бюджета предприятия за период;

5. Корректировка бюджета:

Ø Контроль выполнения Регламента бюджетирования;

Ø Правильность заполнения бюджетных форм;

Ø Анализ отклонений БДДС от плановых показателей;

Ø Консолидация данных графиков платежей и корректировка статей БДДС по центрам ответственности;

Ø Консолидация откорректированных статей БДДС центров ответственности в бюджет предприятия;

6. Контроль:

Ø Контроль выполнения планов поступлений;

Ø Контроль соответствия платежей утвержденным лимитам;

Ø Анализ причин отклонений от плана;

Ø Выработка рекомендаций по плановой части БДДС на следующие периоды.

Расчетная группаМатериальная группаПроизводственно-калькуляционная группаГлавный бухгалтерЭкономист
Этапы планирования бюджетар
Сбор информацииуууру
Обработка и консолидация собранной информацииуру
Рассмотрение и утверждение бюджета предприятияуру
Корректировка бюджетауру
Контрольур

Матрица ответственности процесса

«у» - участие, «р» - руководство, «к» - контроль.

3.Бизнес-процесс: «Учёт командировочных расходов»

Цель: Оформление командировочных документов, учёт командировочных расходов

Описание процедур:

1. Выдача командировочного удостоверения

Ø Оформление командировочного удостоверения

Ø Получение командировочного удостоверения

2. Отметка о прибытии в командировку

Ø Сдача командировочного удостоверения

Ø Постановка печати

Ø Учёт прибывшего сотрудника

3. Отметка об убытии из командировки

Ø Сдача командировочного документа

Ø Постановка печати об убытии сотрудника

4. Написание авансового отчёта и сдача всех чеков

Ø Написание авансового отчёта

Ø Сдача командировочного удостоверения и всех чеков

5. Проверка авансового отчёта

Ø Сдача авансового отчёта бухгалтеру для проверки

Ø Сдача авансового отчёта главному бухгалтеру на подпись

6. Утверждение авансового отчёта

Ø Окончательная проверка и утверждение авансового отчёта

7. Подтверждение окончания командировки

Ø  утверждение авансового отчёта

Матрица ответственности процесса

Главный бухгалтерБухгалтер места прибытияРасчетная группаСотрудник
Выдача командировочного удостоверенияРу
Отметка о прибытии в командировкуРу
Отметка об убытии из командировкиРу
Написание авансового отчёта и сдача всех чековРу
Проверка авансового отчётаРу
Утверждение авансового отчётаР