Распределение прибыли в торговых фирмах и предприятиях
В рыночной экономике прибыль занимает центральное место, выражая разносторонние экономические связи в воспроизводственном процессе и выступая в качестве цели предпринимательской деятельности. Стремление к увеличению прибыли превращает ее в главную движущую силу и основной источник экономического и социального развития не только отдельных предприятий, но и страны в целом.
Прибыль - поистине уникальная экономическая категория. От степени ее познания и использования в значительной мере зависят эффективность самофинансирования, коммерческого расчета, ценообразования, многих других экономических рычагов воздействия на производство, а также действенность функционирования системы товарно-денежных отношений общества.
За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, финансируются мероприятия по техническому перевооружению, реконструкции и расширению предприятий.
Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает видное место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений. Возможности самофинансирования во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты. В развитии предприятия важную роль также играет долгосрочный кредит, который возвращается с уплатой процентов за счет внутренних накоплений предприятия.
Рыночные отношения предусматривают наличие свободных цен, поэтому важную роль играет система социальной защиты работающих. Часть прибыли направляется на удовлетворение разнообразных социальных потребностей: на строительство жилых домов, детских дошкольных учреждений; дотации на питание, улучшение культурно-бытового обслуживания работников предприятия; питание детей в детских дошкольных учреждениях и летних оздоровительных лагерях.
Прибыль используется на поощрение работников за выполнение производственных заданий, оказание единовременной помощи. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, может использоваться на образование страховых фондов. Страховые общества активно работают с предприятиями, предлагают им различные виды страхования, например страхование предпринимательских рисков. Поскольку главной задачей предпринимательской деятельности является получение прибыли, то риск возможности ее неполучения, снижения уровня рентабельности или даже образования убытков представляет собой объект данного страхования.
Таким образом, прибыль как историческая категория, выражает совокупность экономических отношений, которые опосредованы в денежной форме и возникают между:
· предприятиями и финансовой системой при перечислении платежей в бюджет;
· субъектами хозяйствования и их вышестоящими организациями (если сохраняется вертикальная структура управления) при осуществлении различных перечислений последним;
· предприятиями и кредитной системой при погашении кредита;
· предприятиями и их структурными подразделениями при осуществлении ими производственного и социального развития;
· предприятиями и их работниками по использованию фонда потребления;
· субъектами хозяйствования и страховыми, благотворительными организациями, другими предприятиями в связи с формированием различного рода страховых, благотворительных и других фондов.
1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИБЫЛИ
В условиях рыночной экономики основным показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия является прибыль. Это связано с тем, что для предприятий, несущих полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности, основной целью становится не обеспечение наибольшего объёма товарооборота, а получение максимально возможной прибыли.
Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, получаемый как разница между совокупными доходами и совокупными затратами торгового предприятия.
Наиболее полно экономическая сущность прибыли торгового предприятия проявляется через выполняемые функции. Она выступает как:
- главная цель предпринимательской деятельности и фактор повышения материальной заинтересованности работников;
- мера эффективности торгово-хозяйственной деятельности;
- источник финансовых ресурсов для развития предприятия и источник увеличения его рыночной стоимости;
- источник формирования доходной части федеральных и местных бюджетов.
Первая функция прибыли связана с тем, что основным мотивом осуществления предпринимательской деятельности, ее конечной целью является повышение благосостояния собственника предприятия. Характеристикой этого роста выступает размер дохода на вложенный капитал, источником которого является получаемая прибыль. Для остальных работников предприятия прибыль та же служит побудительным мотивом деятельности, так как она обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение за труд, удовлетворяет ряд социальных потребностей.
Вторая функция прибыли связана с определением экономической эффективности, которая характеризует качество торгово-хозяйственной деятельности предприятия посредством соотношения конечных результатов работы с произведенными затратами.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объема поставок товаров, снижением покупательского спроса.
В упрощенном виде прибыль — это разность между валовым доходом и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения.
Часть затрат предприятие осуществляет за счет прибыли, и поэтому не включает их в издержки обращения. Все затраты предприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так и относимые на прибыль, в сумме образуют экономические издержки, поскольку они характеризуют совокупность действительных расходов торгового предприятия.
Экономические издержки по количеству и объему больше издержек обращения. Соответственно издержкам прибыль может быть экономической. Бухгалтерская (валовая) прибыль — это разность между валовым доходом и издержками обращения. Экономическая прибыль — это разность между валовым доходом и экономическими издержками. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не учитываемых в составе издержек обращения.
Цель любого торгового предприятия на рынке — получение максимальной экономической прибыли. Экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию). В процессе анализа результатов работы торгового предприятия применяются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; валовая (балансовая) прибыль; чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия); налогооблагаемая прибыль; прибыль от прочей деятельности предприятия. Различия понятий прибыли определяются их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении прибыли предприятий.
1.1.Роль прибыли в рыночной экономике
В рыночной экономике получение прибыли является целью предпринимательской деятельности, поэтому она выступает в качестве движущей силы развития предпринимательства и вместе с этим служит основным источником финансовых ресурсов у многих участников общественного производства. Все это определяет центральное место и многогранную роль прибыли в развитии рыночной экономики:
• Прежде всего в получении максимальной прибыли заинтересованы сами предприятия: она гарантирует предпринимателям доход на вложенные капиталы и одновременно с этим является источником финансирования затрат, связанных с развитием производства и социальной сферы.
• Заинтересовано в прибыли и государство, так как она в значительной части изымается в бюджет для финансирования общегосударственных расходов.
• Повышен интерес к прибыли предприятий у коммерческих банков, различных финансовых институтов, акционеров и у других держателей ценных бумаг. С ростом прибыли оживляется финансовый рынок и усиливается его роль в перераспределении капиталов, в повышении эффективности их использования.
Все это свидетельствует о большой общественной значимости прибыли, которая определяет и ее большую роль в развитии рыночной экономики, как на микро -, так и на макроуровне.
Однако чтобы прибыль могла проявить свою роль, ее размеры на предприятиях должны соответствовать требованиям рыночной экономики. Это побуждает предприятия не только поддерживать объем производства на соответствующем уровне, но и успешно действовать на рынке, на котором происходит реализация созданной продукции, работ и услуг. За счет полученной выручки они возмещают ходы и образуют прибыль.
Прибыль, являясь формой дохода, играет большую роль в развитии рыночной экономики. Роль эта конкретно реализуется через функции прибыли, которые она выполняет при формировании, распределении и использовании. Прибыль, являясь превышением доходов над расходами, выполняет функцию обобщающего показателя работы предприятия, служит мерой его эффективности или успеха. По динамике прибыли можно судить о качестве управления предприятием.
2.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ В ТОРГОВЛИ
Основные направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются. (П1.рис. 2).
Принципиальная схема распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представлена на рис.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия |
Резервный фонд | Фонд накопления | Фонд социальной сферы | Фонд потребления |
Резервный фондпредназначается для покрытия непроизводительных потерь и убытков, покрытия балансового убытка предприятия за отчетный год, а также выплат доходов (дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточности для этих целей прибыли отчетного года.
Фонд накопленияпредназначается для финансового обеспечения производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества. За счет данного фонда осуществляются финансирование строительства новых производственных объектов, расширение и реконструкция предприятия, приобретение и модернизация оборудования, погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним, финансирование прироста собственных оборотных средств и др.
Фонд социальной сферыпредназначен для финансирования капитальных вложений в развитие объектов социальной сферы: строительство жилья, культурно-просветительных учреждений, санаториев, домов отдыха, лагерей отдыха детей, школьных и дошкольных учреждений и т.д.
Фонд накопления и фонд социальной сферы могут выступать в виде единого фонда накопления.
Фонд потребления аккумулирует средства, направляемые на осуществление мероприятий по развитию социальной сферы (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению работников и иных аналогичных мероприятий, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.
Конкретные направления и суммы распределения прибыли определяются принятой на предприятии дивидендной политикой и политикой развития предприятия.
Налог на прибыль является одним из важнейших налогов, поэтому порядок налогообложения прибыли постоянно совершенствуется. Это касается как изменений налогооблагаемой базы, ставок налога на прибыль, так и порядка начисления и перечисления налога.
В настоящее время имеются существенные различия в порядке
налогообложения малых предприятий и предприятий, которые к
таковым не относятся.
Предприятиям предоставлено, право выбрать один из двух вариантов начисления налога на прибыль: путем произведения ежемесячных авансовых взносов налога на прибыль в бюджет; путем осуществления ежемесячных платежей от фактически полученной за месяц прибыли.
Необходимо отметить особенности налогообложения малых предприятий. Прежде всего к малым относятся предприятия с численностью работников в розничной торговле до 30 человек, в общественном питании и оптовой торговле — до 50 человек.
В соответствии с Законом РФ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", принятым в июле 1998г., малые предприятия розничной торговли и общественного питания переводятся на уплату единого налога с вмененного дохода. Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход. Вмененный доходпредставляет собой потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат.
Сумма вмененного дохода определяется исходя из базовой доходности, установленной в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, и количества единиц этого показателя. В качестве таких физических показателей может применяться единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и др. Поскольку предприятия работают в неодинаковых условиях, то сумма вмененного дохода должна быть скорректирована с использованием повышающих или понижающих коэффициентов. Таким образом, сумму вмененного дохода предприятия, подлежащего налогообложению, можно представить в виде формулы:
М = С × N × Д × Е × F × J
где М — сумма вмененного дохода, руб.;
С — базовая доходность на единицу физического показателя, руб.,
N — количество единиц физического показателя (м2; чел., шт.);
Д - корректирующий коэффициент подвидов деятельности;
Е — региональный корректирующий коэффициент;
F— коэффициент, характеризующий тип населенного пункта;
J— коэффициент, характеризующий дислокацию предприятия
внутри населенного пункта.
Сумма единого налога на вмененный доход рассчитывается:
V= M × 0,2
где V — сумма единого налога на вмененный доход, руб.;
0,2 — ставка единого налога на вмененный доход (20%).
Основным источником получения торговым предприятием прибыли является валовой доход.
Валовой доход от реализации товаров представляет собой сумму от реализации товаров, работ, услуг, определяемую как разницу между продажной и покупной стоимостью товаров.
Валовой доход от реализации товаров отражает цену услуг, т.е. долю торговли в розничной цене товара. Розничная цена товара в обобщенном виде исчисляется по формуле:
РЦ = СС + Пп + ТНп + НДС + ТН + НП,
где РЦ — розничная цена товара, руб.;
СС — себестоимость производства товара, руб.;
Пп— прибыль производственного предприятия, руб.;
ТНп — торговая надбавка посреднического предприятия
НДС — налог на добавленную стоимость, руб.;
ТН — торговая надбавка розничного торгового предприятия
руб.;
НП — налог с продаж, руб.
Валовой доход торгового предприятия в основном образу счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена промышленности) или у посредников (оптовая цена).
Торговая надбавка предназначена для возмещения издержек обращения (затрат торговли по реализации товаров), уплаты налогов и сборов и образования прибыли торгового предприятия.
В настоящее время предприятиям оптовой, розничной и общественного питания независимо от подчиненности собственности предоставлено, право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свободных (рыночных) розничных цен на отечественные и импортные товары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе. Таким образом, размеры максимальной и минимальной торговых надбавок (наценок) для предприятий торговли не регламентированы.
Прибыль от реализации товаров определяется по формуле:
ПР = ВД - НДС - ИО,
где ПР — прибыль от реализации товаров, работ, услуг, руб.;
ВД — валовой доход от реализации товаров, работ, услуг, руб.;
НДС — налог на добавленную стоимость, руб.;
ИО — издержки обращения, руб.
Налог на добавленную стоимость, по своей сути, является налогом на потребителя, так как он фиксируется в розничной цене товара и его конечным плательщиком является потребитель. Этот налог является федеральным, его ставка и порядок начисления определяются на федеральном уровне. В настоящее время ставка налога на добавленную стоимость в торговле установлена в размере 20% объема реализованных товаров. Исключение составляют хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты (за исключением мороженого), продукты детского и диабетического питания, промышленные товары для детей (по утвержденному перечню), по которым в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 788 ставка налога на добавленную стоимость установлена в размере 10%.
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются все производители товаров (работ и услуг). Порядок налогообложения прибыли у предприятий розничной торговли имеет свои особенности. Так, если объектом налогообложения у производителей товаров и предприятий оптовой торговли является объем реализованной продукции (работ и услуг), то у предприятий розничной торговли — сумма валового дохода, полученная от реализации. В этой связи ставка налога на добавленную стоимость на предприятиях розничной торговли является расчетной и представляет собой долю налога на добавленную стоимость в валовом доходе. Так, если принять валовой доход розничного торгового предприятия без НДС за 100%, то валовой доход с НДС составит: 100% +20%=120%,а ставка НДС будет равна:
20/ 100 + 20 100 = 16,67%, по товарам со ставкой НДС, равной 10%:
10/100+ 10 100 = 9,09%.
Предприятия розничной торговли, которые осуществляют реализацию товаров с различными ставками налога на добавленную стоимость, обязаны организовать раздельный учет поступления реализации этих товаров. В противном случае при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, применяется высшая ставка налога — 16,67%.
В настоящее время розничная цена товара может быть увеличена на сумму налога с продаж. Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации, он обязателен к уплате юридическими и физическими лицами, реализующими товары (работы, услуги) на территории соответствующих субъектов РФ.
Объектом налогообложения по налогу с продаж является стоимость товаров (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров, реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет (стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, продукции и компакт-дисков и др.).
Не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания; детской одежды и обуви, лекарств, протезно-ортопедических изделий и ряда других работ и услуг.
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (валовая прибыль) исчисляется по формуле:
ПФХД = ПР ± СДР,
где ПФХД — прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, руб.;
ПР — прибыль от реализации, руб.;
СДР — сальдо внереализационных и прочих операционных доходов и расходов, руб.
В состав внереализационных и прочих операционных доходов включаются:
- доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;
- дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
- доходы от сдачи имущества в аренду; присужденные и признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; другие доходы от операций, непосредственно не связанных с реализацией товаров (работ, услуг);
- положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте.
В состав внереализационных и прочих операционных расходов включаются:
- затраты на содержание законсервированных мощностей и объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источников);
- затраты по аннулированным торгово-хозяйственным сделкам;
- убытки по операциям с тарой;
- судебные издержки и арбитражные расходы;
- присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков;
- убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания, и др.
Одним из самых значительных видов внереализационных расходов торговых предприятий являются расходы по оплате не налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов, а также по операциям, связанным с получением внереализационных доходов. К таким налогам и сборам относятся:
• целевой сбор на содержание правоохранительных органов (налогооблагаемая база — квартальный фонд оплаты труда, рассчитанный исходя из среднесписочной численности работников предприятия и установленного размера минимальной оплаты труда);
• сбор на нужды образовательных учреждений (налогооблагаемая база — фактически начисленная сумма фонда оплаты труда);
• налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (налогооблагаемая база — валовой доход без налога на добавленную стоимость; подлежит уплате в бюджет сумма налога за минусом расходов на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы);
• налог на имущество предприятий (налогооблагаемая база — среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества);
• налог на рекламу (налогооблагаемая база — стоимость рекламных мероприятий без налога на добавленную стоимость)
Налогооблагаемая прибыль представляет собой расчетный показатель. Она определяется, путем корректировки валовой прибили предприятия, как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения в соответствии с положениями действующего законодательства.
Налоговым законодательством предусмотрены и некоторые льготы по налогу на прибыль, предусматривающие уменьшение суммы налогооблагаемой прибыли, которые имеют строго целевой характер.
В частности, согласно Закону РФ "О налоге на прибыль предприятий и торговых организаций" освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного характера и жилищного строительства при условии полного использования предприятием сумм начисленного за отчетный период износа (амортизации) основных фондов.
Предоставляется льгота по налогу на прибыль предприятиям, использующим труд инвалидов. В случае, если доля инвалидов в общей численности работников предприятия составляет не менее 50%, ставка налога на прибыль снижается на 50%.При этом в эту численность не входят инвалиды, работающие по совместительству, а также по договорам гражданско-правового характера. Кроме того, такие предприятия полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии, что не менее 50% ее суммы используется на социальные нужды инвалидов, работающих на данном предприятии.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), может быть вычислена по формуле:
ЧП = ВП – НП,
где ЧП — чистая прибыль предприятия, руб.;
ВП — валовая прибыль, руб.;
НП — налог на прибыль, руб.
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Планирование прибыли представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективного использования в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.
Для планирования прибыли торгового предприятия могут быть использованы следующие методы: методы прямого счета; нормативный метод; метод целевого планирования.
Метод прямого счетаявляется относительно простым и достаточно надежным методом планирования прибыли, согласно которому разработке плана по прибыли должны предшествовать расчеты плановых сумм валового дохода и издержек обращения, обоснования по получению доходов от прочей деятельности и внереализационных доходов и расходов.
Для обоснования суммы валового дохода торговое предприятие должно рассчитать план товарооборота по отдельным товарам и товарным группам, разработать для себя ценовую политику, в которой определить предполагаемую тенденцию движения цен и уровня торговых надбавок, устанавливаемых предприятием. Тогда плановая сумма валового дохода от реализации товаров составит:
ВДд.р = ( Тn × Ci) / 100,
где ВДд.р — плановая сумма валового дохода от реализации товаров, руб.;
Тni— планируемый объем товарооборота по 1-й товарной группе, руб.;
Сi — предполагаемый уровень торговой надбавки по 1-й группе, %к обороту,
В случае, если торговое предприятие не осуществляет планирование структуры товарооборота, плановая сумма валового дохода от реализации может быть определена следующим образом:
ВДр.т = (Тп × С) / 100,
где ВДр.т — плановая сумма валового дохода от реализации товаров, руб.;
Тп — плановый объем товарооборота торгового предприятия, руб.;
С — средний уровень торговой надбавки по предприятиям, %к
обороту.
Предполагаемая сумма доходов от неторговой деятельности и прочих доходов определяется исходя из достигнутых их размеров по каждому виду деятельности в отчетном периоде и намечаемых в планируемом году изменений, как по составу прочих доходов, так и по их объему. Аналогичным образом рассчитываются и возможные в планируемом году расходы и потери, которые находят отражение в составе внепроизводственных расходов.
С учетом возможных изменений в планируемом году рассчитывается плановая сумма налога на добавленную стоимость. При этом необходимо принимать во внимание предполагаемую структуру товарооборота, поскольку, как уже отмечалось, ставка налога на добавленную стоимость неодинакова для различных товаров.
Расчет плановой суммы валовой прибыли должен включать и расчеты по экономическому обоснованию плановой величины издержек обращения.
С учетом изложенного плановая сумма чистой прибыли торгового предприятия будет равна:
ЧПп = ВДр.т.п – НДСп – ИОп + Пнтд.п + ВДРп – НПп,
где ЧПп — плановая сумма чистой прибыли, руб.;
ВДР.т.п — плановая сумма валового дохода от реализации товаров, руб.;
НДСп — плановая сумма налога на добавленную стоимость, руб.;
ИОп — плановая сумма издержек обращения, руб.;
Пнтд.п — плановая сумма прибыли от неторговой деятельности, руб.;
ВДРп — плановое сальдо внереализационных доходов и расходов, руб.;
НПп — плановая сумма налога на прибыль, руб.
Достаточно простым методом планирования прибыли предприятия является нормативный метод,но условием его применения является наличие на предприятии соответствующей нормативной базы. В качестве таких нормативов могут выступать прибыли на единицу товарооборота или норма прибыли на собственный капитал.
Согласно данному методу планируемая сумма чистой торгового предприятия будет исчисляться по формуле:
ЧПп = (Тп × Рн) / 100,
где ЧПп — плановая сумма чистой прибыли, руб.;
Тп — планируемый объем товарооборота, руб.;
Рн — нормативный уровень рентабельности, % к оборот
или:
ЧПп = (СКп × Нчп) / 100,
где ЧПп — плановая сумма чистой прибыли, руб.;
СКп — средняя сумма собственного капитала, задействованная в деятельности предприятия в плановом периоде, руб.;
Нчп — норма чистой прибыли на собственной капитал, %
В качестве нормативного уровня рентабельности и нормы чистой прибыли на собственный капитал могут быть использованы их фактические значения, достигнутые в отчетном периоде, с учетом экспертной оценки достаточности для производственного и социального развития предприятия. В случае их недостаточности в качестве нормативов могут выступать: среднеотраслевой уровень рентабельности, достигнутый в отчетном периоде, либо средняя норма депозитного процента на денежном рынке, рассчитанная чистой прибыли на собственный капитал.
Нормативный метод планового расчета суммы чистой прибыли может быть использован в процессе ее определения для открываемых предприятий. Его недостатком является то, что он практически не увязан с другими показателями деятельности торгового предприятия, вследствие чего также не может быть использован для многовариантных расчетов.
Метод целевого планированияприбыли позволяет обеспечить увязку ее размеров с целями развития предприятия. Основой этого метода является предварительное определение минимально необходимой суммы прибыли, достаточной для уплаты налога на прибыль, погашения долгосрочных кредитов и процентов по ним, удовлетворения потребностей предприятия в средствах для выплаты дивидендов, осуществления социальных выплат работникам, а также для накопления средств, необходимых предприятию для производственного развития. Расчет ведется по каждому элементу этих потребностей и охватывает как капитализируемую, так и потребляемую их части.
Основное значение в процессе планирования целевой суммы прибыли придается определению потребности в капитализируемой ее части, т.е. необходимого объема прибыли для реализации инвестиционных возможностей предприятия. Сумма капитализируемой прибыли рассчитывается в разрезе основных элементов, представленных на рис.
Основные элементы расчета суммы капитализируемой прибыли торгового предприятия |
Погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним | Прирост производственных основных фондов | Прирост собственных оборотных средств | Отчисления в резервный фонд |
Сумма прибыли, направляемая на погашение долгосрочных кредитов, определяется в размере предусмотренной на данный год суммы погашения и процентов, подлежащих уплате за пользование кредитом.
Сумма прибыли, направляемая на прирост производственных основных фондов, определяется по формуле:
По.ф. = ОФ – АОп – ОФа,
где По.ф — сумма прибыли предприятия, направляемая на прирост собственных основных фондов, руб.;
ОФ — необходимая потребность в приросте производственных основных фондов, руб.;
АОп — потребность в приросте производственных основных фондов, удовлетворяемая за счет их аренды, руб.;
ОФа — сумма амортизационных отчислений в планируемом году,
руб.
Прирост суммы оборотных средств торгового предприятия, покрываемый за счет прибыли, рассчитывается по формуле:
Псос = СОС - УП,
где Псос— прибыль, направляемая на прирост норматива собственных оборотных средств, руб.;
СОС — прирост норматива собственных оборотных средств в планируемом году, руб.;
УП — прирост норматива устойчивых пассивов в планируемом году, руб.
Отчисления прибыли в резервный фонд осуществляются по нормативам, предусмотренным в учредительных документах предприятия.
Планирование суммы чистой прибыли торгового предприятия, предполагаемой к использованию на цели потребления, осуществляется в разрезе основных элементов, представленных на рис.
Основные элементы расчета суммы потребляемой прибыли и торгового предприятия |
Выплаты доходов собственникам предприятия | Бюджет участия наемных работников в прибыли | Бюджет внутренней социальной программы | Бюджет внешней социальной программы |