Развитие УП "Универсам "Сухаревский"
Опыт экономического развития стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что товарное обращение — неотъемлемый элемент рыночного хозяйства, определяющий его суть и общественное назначение. От эффективной деятельности торговых предприятий во многом зависит решение главной задачи общественного производства: удовлетворение разносторонних потребностей людей. Именно торговля, реализуя товары, связывает производство с потреблением и способствует установлению рационального соотношения между предложением и спросом.
Предприятия розничной торговли являются посредником между производителем и потребителем продукции и выполняют ряд важных функций: изучение потребительского спроса на реализуемую продукцию, сортировку товара, его фасовку, рекламу продукции в местах продажи, создают комфортные условия для организации покупок в магазине и т.д.
Тщательный и всесторонний анализ деятельности торгового предприятия поможет предупредить и решить многие неизбежные проблемы в его развитии, особенно в условиях мирового финансового кризиса, когда ресурсное обеспечение каждого субъекта рынка зависит от эффективности хозяйствования, повышение экономической эффективности торговой деятельности становится первостепенной задачей.
Таким образом, тема «Бизнес-план развития УП «Универсам «Сухаревский» актуальна не только для написания дипломной работы, но и в целом для эффективной работы любого предприятия в условиях формирующихся рыночных отношений. Только при написании бизнес-плана возможно грамотное обоснование предложений и мероприятий по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности. Обоснованный бизнес-план служит гарантией надежности предпринимательской деятельности, выступает как инструмент управления предприятием, обеспечивающий эффективность финансово-хозяйственной деятельности, достижение запланированной прибыли, уровня рентабельности, а также решения всех поставленных задач в рамках избранной предприятием стратегии. Кроме того, расчетные финансовые показатели бизнес-планов предприятий являются исходными данными для вышестоящих организаций, в данном случае Главного управления потребительского ранка Мингорисполкома и Министерства торговли, для оценки результатов деятельности отрасли в целом и планирования параметров ее развития на предстоящий период.
Для составления бизнес-плана необходим комплексный и всесторонний анализ всех сторон деятельности организации, для чего в данной дипломной работе будут решены следующие задачи:
1) характеристика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия по состоянию на 01.01.2009, совершенствование кадровой политики предприятия и разработка делового расписания на 2009 год;
2) формирование ассортимента и ценовая политика магазина на 2009 год;
3) изучение спроса потребителей и конкурентной позиции универсама в настоящее время;
4) формирование структуры розничного товарооборота на планируемый период.
Системный подход к изучению всех функциональных стратегий развития торгового предприятия позволит определить основные направления деятельности организации на 2009 год для обеспечения ее устойчивого развития, ликвидности и платежеспособности.
Объектом исследования является УП «Универсам «Сухаревский».
Предмет исследования – основные показатели хозяйственной деятельности, изыскание путей достижения их положительной динамики для обеспечения долгосрочной устойчивости и конкурентоспособности предприятия.
Запланированная динамика финансовых показателей позволит сохранить хороший социально-психологический климат в коллективе, снизить уровень текучести кадров и повысить заинтересованность работников в достижении плановой производительности труда, в качественном обслуживании покупателей и в развитии своей трудовой карьеры в рамках данного предприятия.
Данная дипломная работа написана в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы, регламентирующей разработку бизнес-планов развития в Республике Беларусь:
- Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. №158 «Об утверждении правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» (в редакции постановления от 07.12.2007 № 214);
- Приказа Министерства торговли №158 от 14.12.2006 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов государственных коммерческих организаций, подчиненных Министерству торговли Республики Беларусь, негосударственных коммерческих организаций, акции (доли) которых, принадлежащие Республике Беларусь, переданы в управление Министерства торговли Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства торговли (в редакции приказа Минторга от 29.11.2007 №224);
- Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30.10.2006 № 186 «Об утверждении рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год (в редакции постановления Минэкономики от 30.10.2007 №190).
При написании работы были использованы следующие труды:
- Морошкин В.А., Буров В.Г. Бизнес-планирование: учебное пособие. –М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2007. (Профессиональное образование)
- Крум Э.В. Бизнес-планирование/ Э.В.Крум, Г.М.Важдаева, О.Э.Выскварко. – Минск: РИВШ, 2007.
- Ивуть Р.Б., Пилипук Н.Н. Бизнес-план предприятия: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 2000.
РЕЗЮМЕ
Основные задачи УП «Универсам «Сухаревский» в 2009 году:
1. Расширение и обновление ассортимента товаров и сопутствующих услуг.
2. Обоснованная замена импортных товаров в ассортименте отечественными.
3. Повышение производительности труда и культуры обслуживания.
4. Первичная автоматизация административных и рабочих процессов.
5. Усиление ориентации на массового покупателя в организации работы.
6. Повышение оплаты труда работающих.на предприятии.
7. Достижение стабильной прибыльной работы предприятия.
Целями разработки настоящего бизнес-плана являются: установление целевых ориентиров развития предприятия в 2009 году за счет выработки критериев анализа, оценки и контроля работы универсама в планируемом периоде, предоставление вышестоящей организации обоснованных технико-экономических расчетов на перспективу развития предприятия в 2009 году для последующей выработки отраслевых управленческих решений.
Главной целью Универсама на 2009 год является сохранение и развитие своих позиций в максимальном удовлетворении спроса покупателей микрорайона. Это найдет выражение в росте товарооборота и других показателей эффективности нашей работы.
В работе УП «Универсам «Сухаревский» в 2009 году запланированы следующие оценочные показатели:
1. Рост розничного товарооборота в сопоставимых ценах в размере 2%
2. Среднемесячная зарплата вырастет на 2,5% и составит 969,8 тыс. руб.
3. В техническое оснащение будет инвестировано 10,0 млн. руб.
4. Доля товаров отечественного производства в общей сумме розничного товарооборота составит 83,2%.
5. Все инвестиции в 2009 году планируется осуществлять без привлечения заемных средств
6. Разработаны мероприятия по энергосбережению. Планируемый целевой показатель экономии топливно-энергетических ресурсов составит 4,2%.
Эти результаты позволят сохранить хороший социально-психологический климат в коллективе, снизить уровень текучести кадров и повысить заинтересованность работников в достижении плановой производительности труда, в качественном обслуживании покупателей и в развитии своей трудовой карьеры в рамках данного предприятия.
Таким образом, исходя из анализа финансово-хозяйственной деятельности в 2008 году и факторов, влияющих на эффективность работы организации, определены основные направления деятельность организации на 2009 год. Прогнозные показатели по росту товарооборота, средней заработной плате и другие приняты ниже уровня заданий, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год, так как открытие во второй половине 2008 года двух крупных торговых центров «Праздник» и «Магнит» и Гипердискаунтера «Евроопт» в непосредственной близости от предприятия резко снизило темпы роста товарооборота в 2008 году и также продолжит оказывать негативное влияние на темпы роста товарооборота в 2009 году. Выполнение принятых показателей по росту товарооборота на 2 процента, повышение средней заработной платы на одного работника до 968,9 тысяч рублей, получение прибыли от реализации в размере 295 миллионов рублей позволят обеспечить устойчивое развитие организации.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА УНИВЕРСАМА И СТРАТЕГИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
Вид организации – предприятие,
Форма собственности – коммунальная,
Вид деятельности - розничная торговля,
Отраслевая принадлежность (ОКОНХ) – 71211.
Государственное предприятие «Универсам «Сухаревский» создано по решению Мингорисполкома в 1998 году для обеспечения минчан, преимущественно жителей микрорайона «Сухарево» продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса и получения прибыли от финансово-хозяйственной деятельности в этой сфере. Дата государственной регистрации: 04.11.1998 г., решение №1157, реестровый номер – 23895. Решением Мингорисполкома от 22 июня 2000 г. предприятие перерегистрировано и переименовано в Торговое коммунальное унитарное предприятие «Универсам «Сухаревский», Свидетельство о регистрации предприятия представлено в Приложении 1. УП «Универсам «Сухаревский» функционирует в сфере розничной торговли, на что имеет специальное разрешение. Лицензия на право розничной торговли – Приложение 2.
Со дня открытия предприятия оно фактически являлось единственным крупным предприятием в стремительно строящемся микрорайоне Сухарево. Поблизости находился только один небольшой магазин с площадью торгового зала 90 м.кв. «Диакония». До сегодняшнего дня продолжается застройка района «Сухарево», открыт выезд на Минскую кольцевую автодорогу (на данный момент универсам расположен в одном километре от нее), что является благоприятными факторами для развития предприятия и роста его товарооборота. В 2008 году в районе открылось еще несколько крупных торговых предприятий: ТЦ «Праздник», ТЦ «Магнит», гипердискаунтер ООО «Евроопт», что объясняет спад чистой прибыли до 30 млн.руб.
Предприятие не имеет обособленных структурных звеньев (филиалов).
Универсам имеет расчетный счет 3012903320013 в отделении № 522 ОАО Белинвестбанк.
Просроченных обязательств перед бюджетом, поставщиками и подрядчиками, кредитными учреждениями и по оплате труда персоналу не имеется.
Директор предприятия - Адарич Нина Ильинична.
Главный бухгалтер – Добровольская Регина Брониславовна.
Торговля осуществляется методом самообслуживания (при 65% торговой площади он обеспечивает 81,34% товарооборота). В отделах, где это целесообразно, применяется смешанная форма – традиционный метод «через прилавок» в сочетании с самообслуживанием.
Деятельность предприятия обеспечена современным, хорошо подобранным торгово-технологическим и холодильным оборудованием, имеющим современный дизайн, большую площадь выкладки и удобным для пользования работниками и покупателями. Холодильное оборудование, размещенное в торговом зале магазина, произведено в Германии и Италии. Оно высоконадежно, имеет воздушное охлаждение и низкое потребление электроэнергии, возможность перепрограммирования холодопроизводительности в широком диапазоне, а также оснащено встроенной защитой от некомпетентного пользователя.
До нынешнего года работа с насыщением магазина товарами велась под лозунгом: «Расширение ассортимента!» - ассортимент только продовольственных товаров составлял порядка 14000 позиций. В 2008 году при сотрудничестве фирмы «Ритейл Маркетинг» для специалистов предприятия были проведены семинары по мерчендайзингу, после чего опять же при сотрудничестве вышеуказанной фирмы была полностью переделана ассортиментная матрица. Актуальный для универсама лозунг: «Только брендовый и «ходовой» товар!».
Кроме того, в УП «Универсам «Сухаревский» была принята программа поддержки отечественных производителей. Основными принципами данной программы являются:
1. Предпочтение предприятиям-резидентам РБ;
2. Предпочтение предложению отечественных товаров перед импортом;
3. Предпочтение фирмам с хорошей репутацией;
4. Предпочтение предприятиям-производителям;
5. Предпочтение фирмам, готовым на разумную отсрочку платежа.
В 2005 году в соответствии с подпунктом 2.1. Постановления Совета Министров РБ и Национального банка РБ от 9.01.2002г. №18/1 (в редакции от 07.02.2007) «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» предприятием были заключены договора на изготовление проектно-сметной документации, осуществлен монтаж локальной числительной сети, приобретены копии программного обеспечения «СуперМаг 2000». В январе 2006 года по договору финансового лизинга заключенного сроком на 2 года в размере 176,6 млн. руб. приобретены и установлены системные аппараты, обеспечивающие учет принятых наличных денежных средств и расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, а так же дифференцированный учет данных о товарах. Осуществленные в 2008 году инвестиции позволили предприятию улучшить и ускорить технологические режимы изготовления собственной продукции, которая уже нашла постоянного покупателя и удачно дополнила основной товарный ассортимент универсама, сократить потери товара при реализации, улучшить культуру обслуживания покупателей.
Предприятие использует свою производственную мощность на 100% по состоянию на 01.01.2009. В целом торгово-технологическое оборудование, торговая мебель и производственно-хозяйственный инвентарь предприятия достаточно современны, производительны и способствуют решению задач предприятия.
Основные финансовые показатели хозяйственной деятельности предприятия за 2006 – 2008 годы отражены в таблице 1.
Таблица 1 Основные показатели хозяйственной деятельности УП «Универсам «Сухаревский» за 2006-2008 годы.
Наименование показателей | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2008г. в % к 2007г. в действ. ценах |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Выручка от реализации товаров, работ, услуг всего, млн. руб. | 17454 | 20545 | 25200 | 122,7 |
1.1. выручка от оказания услуг без НДС, млн. руб. | 24 | 29 | 120,8 | |
1.2. товарооборот, млн. руб. | 17454 | 20517 | 25197 | 122,8 |
1.2.1. налог с продаж и на услуги, млн. руб. | 306 | 457 | 503 | 110,1 |
1.2.2 НДС по реализованным товарам, млн. руб. | 2021 | 2185 | 2899 | 132,7 |
2. Выручка без налогов с продаж, на услуги, НДС | 15127 | 17899 | 21824 | 121,9 |
млн.руб. | ||||
3. Валовой доход – всего, млн. руб.: | 2833 | 3367 | 4141 | 123 |
в % к выручке без налогов | 18,73 | 18,81 | 18,97 | 100,9 |
3.1. от оказания услуг, млн. руб. | 28 | 34 | 121,4 | |
3.2. от реализации товаров, млн. руб. | 2833 | 3344 | 4107 | 122,8 |
4. Налоги из валового дохода всего, млн. руб.: | 85 | 101 | 88 | 87,1 |
5. Издержки обращения всего, млн. руб.: | 2540 | 3055 | 3680 | 120,5 |
в % к товарообороту | 16,79 | 17,07 | 16,86 | 98,8 |
6. Прибыль от реализации , млн. руб. | 208 | 211 | 373 | 176,8 |
в % к выручке без налогов | 1,38 | 1,18 | 1,71 | 144,9 |
7. Операционные доходы, млн. руб. | 29 | 24 | 20 | 83,3 |
8.Внереализационные доходы, млн. руб. | 18 | 7 | 11 | 157,1 |
9. Операционные и внереализационные расходы, млн. руб. | 127 | 123 | 170 | 138,2 |
10. Прибыль за отчетный период | 128 | 119 | 234 | 196,6 |
в % к выручке без налогов | 0,85 | 0,66 | 1,07 | 162,1 |
11.Начисленные налоги и сборы из прибыли, платежи и расходы из прибыли, млн. руб.: | 85 | 96 | 146 | 152,1 |
- налог на недвижимость, млн. руб. | 25 | 29 | 32 | 110,3 |
- налог на прибыль, млн. руб. | 49 | 52 | 96 | 184,6 |
- местные налоги и сборы, млн. руб. | 6 | 9 | 10 | 111,1 |
- платежи и расходы из прибыли (санкции в бюджет) , млн. руб. | 5 | 6 | 8 | 133,3 |
12.Чистая прибыль (убыток) | 43 | 23 | 88 | 382,6 |
в % к выручке без налогов | ||||
13. Распределение и использование чистой прибыли, млн. руб. - фонд накопления, млн. руб. - отчисление 5% в фонд развития , млн. руб. - нераспределенная прибыль, млн. руб. | 30 1 12 | 16 1 6 | 40 8 40 | 250 800 666,7 |
14.Среднесписочная численность работников, чел. | 173 | 179 | 182 | 101,7 |
15.Среднегодовая сумма оборотных средств, млн. руб. | 1073 | 1126 | 1356 | 120,4 |
16.Выработка на 1 работника, млн. руб. | 101 | 115 | 138 | 120 |
Примечание. Источник: первичная учетная документация предприятия
Согласно данным таблицы 1 в УП «Универсам «Сухаревский» за последние годы наметилась устойчивая тенденция роста товарооборота, который в 2008 году по сравнению с 2007 увеличился на 22,8% и, как следствие, увеличение чистой прибыли в 3,8 раза. Однако, наблюдается также и рост издержек обращения на 20,5% в 2008 году. Динамика изменения чистой прибыли УП «Универсам «Сухаревский» за 2005 – 2008 годы представлена «на рисунке 1».
Рисунок 1. Чистая прибыль УП «Универсам «Сухаревский в 2005 – 2008гг. (Источник: данные таблицы 1)
Используемое предприятием имущество находится в коммунальной собственности г. Минска и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения; реестровый № 735 МнК. Соответствующее свидетельство за № 735 выдано 12.07.1999, переоформлено – 22.12.2001.
Деятельность предприятия неоднократно отмечалась почетными грамотами и наградами Мингорисполкома и Главного Управления потребительского рынка Мингорисполкома, наиболее значимыми из них являются: «Почетная грамота за санитарное состояние и обслуживание покупателей» в 2000 году и «Бронзовый Меркурий» в 2001. В 2003 году УП «Универсам «Сухаревский» занял первое место в городе по росту товарооборота за год (143%).
В настоящее время, не смотря на жесткую конкуренцию в районе, наличие и создание многочисленных объектов торговли в микрорайоне Сухарево, предприятие развивается и совершенствуется и по праву считается одним из лучших предприятий розничной торговли в Фрунзенском районе города Минска.
Финансовое состояние предприятия на конец 2008 года удовлетворительное: коэффициент текущей ликвидности – 0,97, что незначительно ниже норматива; коэффициент обеспеченности собственными средствами – 0,02 (норматив – 0,1), но дефицита средств для работы нет, более того, отрицательное значение данного показателя указывает на исключительно высокую интенсивность использования оборотных средств организации. За счет грамотного управления товарными и денежными потоками удалось профинансировать все плановые инвестиционные расходы по модернизации технической базы.
УП «Универсам «Сухаревский» не имеет просроченной кредиторской задолженности, за энергоносители, с персоналом по заработной плате, по налогам и платежам в бюджет. Показатели платежеспособности УП «Универсам «Сухаревский» представлены в таблице 2.
Таблица 2. Показатели платежеспособности организации в 2007-2008 годах
Наименование показателя | Норматив | Фактически | |
по состоянию на 01.01.2008 | по состоянию на 01.01.2009 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Коэффициент текущей ликвидности | 1 | 0,91 | 0,95 |
2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | 0,1 | -0,1 | -0,05 |
3. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами | не более 0,85 | 0,48 | 0,5 |
Примечание. Источник: Отраслевое сопоставление показателей финансового положения предприятия, расположенное в Приложении 5.
Из таблицы 2 видно, что коэффициент ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами УП «Универсам «Сухаревский» ниже норматива, однако, если сравнивать данные показатели с показателями по отрасли по республике в целом (исходя из отраслевого сопоставления показателей финансового положения предприятий, представленного в Приложении 5), можно сделать заключение о том, финансовое состояние предприятия достаточно устойчиво. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами не превышает норму.
2. ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА БИЗНЕСА
Основной вид деятельности УП «Универсам «Сухаревский» - розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Данный вид деятельности предприятия обеспечен необходимой лицензией на право осуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание № 50000/0317737, зарегистрирована в реестре лицензий Минского горисполкома за № 2437, действительна до 26.02.2009 г.
Предприятие имеет следующую торгово-производственную структуру:
- торговый зал с основным ассортиментом продовольственных товаров (площадь 450 м. кв.). Планировка торгового зала представлена в Приложении 4;
- три цеха для изготовления собственной продукции: цех по производству кулинарных изделий, цех по производству булочно-кондитерских изделий и цех по производству мясных полуфабрикатов;
- отдел строительных товаров «СтройДом»;
- отдел промышленных товаров;
- детский кафетерий «Сказочный мир»;
- винно-водочный отдел;
- с сентября 2006 года на балансе предприятия находится магазин по улице Маневича,9 с торговой площадью 55,7 м.кв.
Основной доход предприятие получает от торговли продовольственными товарами. Однако торговля непродовольственными товарами также имеет ряд преимуществ, основным из которых является то, что по непродовольственным товарам торговая наценка составляет 30%, тогда как на социально значимые продовольственные товары наценки регулируются государством, устанавливаются предельные розничные цены. За последние годы наблюдается совсем незначительное изменение структуры товарооборота магазина, представленное в Таблице 3. В 2009 году планируется увеличить долю непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота – представлено «рисунке 2». Кроме того, УП «Универсам «Сухаревский» в 2008 году оказывал населению ряд дополнительных услуг:
- гостевая автостоянка,
- прием предварительных заказов на продукцию собственного производства,
- продажа цветов и цветочной продукции,
- продажа книжной продукции,
- приемный пункт химчистки,
- банкомат,
- пункт страхования транспортных средств,
- аптечный киоск,
- пункт обмена валют,
- радиоинформирование покупателей в торговом зале,
- отдел здорового питания,
- доставка товаров и подарков на дом покупателям (по предварительным заявкам),
- регулярно организуются выставки-продажи с возможностью дегустации продуктов и акции с призами для покупателей,
- в период новогодних праздников комплектуются подарки по заказам населения,
- работает пункт по продаже средств мобильной связи и аксессуаров к ним, заключению договоров и предоставлению услуг мобильной связи,
- прокат и продажа аудио- видеопродукции.
В 2009 году вносить изменения в данные услуги не планируется. На предприятии внедрена система безналичного банковского расчета на основе пластиковых карт системы Белкарт и международной платежной системы VISA.
Таблица 3. Удельный вес товаров и товарных групп в товарообороте предприятия
№ п/п | Наименование товарных групп и товаров | Удельный вес в товарообороте | Изменение (+/-) | ||
2007 год | 2008 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | Мясо и птица | 10 | 10,2 | 0,2 | |
2 | Колбасные изделия и копчености | 12,3 | 11,4 | -0,9 | |
3 | Рыба и морепродукты пищевые | 2,5 | 2,6 | 0,1 | |
4 | Сельди | 0,2 | 0,1 | -0,1 | |
5 | Масло животное | 1,3 | 1,3 | 0 | |
6 | Масло растительное | 0,5 | 0,6 | 0,1 | |
7 | Маргариновая продукция | 0,1 | 0,1 | 0 |
|
Продолжение таблицы 3 |
| ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
8 | Майонезная продукция | 0,9 | 0,9 | 0 |
|
9 | Молоко и молочная продукция | 9,8 | 10,1 | 0,3 |
|
10 | Сыр | 2,5 | 2,6 | 0,1 |
|
11 | Консервы мясные | 0,3 | 0,4 | 0,1 |
|
12 | Консервы рыбные | 1,2 | 1,1 | -0,1 |
|
13 | Консервы овощные | 1,2 | 0,9 | -0,3 |
|
14 | Консервы фруктово-ягодные | 2,2 | 2,4 | 0,2 |
|
15 | Яйца и яйцепродукты | 1,9 | 1,6 | -0,3 |
|
16 | Сахар | 1,4 | 1,1 | -0,3 |
|
17 | Кондитерские изделия | 6,6 | 6,8 | 0,2 |
|
18 | Варенья, джемы, повидло, мед | 0,1 | 0,1 | 0 |
|
19 | Чай и кофе | 1 | 1,1 | 0,1 |
|
20 | Мука | 0,5 | 0,5 | 0 |
|
21 | Хлеб и хлебобулочные изделия | 4,5 | 4,5 | 0 |
|
22 | Крупа и бобовые | 0,7 | 0,8 | 0,1 |
|
23 | Макаронные изделия | 0,3 | 0,4 | 0,1 |
|
24 | Картофель | 1 | 0,9 | -0,1 |
|
25 | Овощи | 2,5 | 2,5 | 0 |
|
26 | Плоды, ягоды, виноград, арбузы и дыни | 3 | 3,7 | 0,7 |
|
27 | Водка и ликероводочные изделия | 5,5 | 6 | 0,5 |
|
28 | Вино | 3,1 | 2,5 | -0,6 |
|
29 | Коньяк | 0,4 | 0,4 | 0 |
|
30 | Шампанское | 0,8 | 1 | 0,2 |
|
31 | Пиво | 2,4 | 2,8 | 0,4 |
|
32 | Безалкогольные напитки | 2,5 | 2,6 | 0,1 |
|
33 | Мороженое | 4,4 | 4,4 | 0 |
|
34 | Другие прод. товары | 1,8 | 1,3 | -0,5 |
|
35 | Итого прод. товаров | 86,4 | 86,6 | 0,2 |
|
36 | Итого непрод. товаров | 13,6 | 13,4 | -0,2 |
|
37 | Всего | 100 | 100 |
|
Примечание. Источник: Отчет о розничной торговле УП «Универсам «Сухаревский»
Рисунок 2. Удельный вес продовольственных и непродовольственных товаров в товарообороте УП «Универсам «Сухаревский» (Источник: данные таблицы 3)
Главной целью функционирования предприятия в 2009 году является сохранение и развитие своих позиций в максимальном удовлетворении спроса покупателей микрорайона. Это найдет выражение в росте розничного товарооборота и других показателей эффективности работы в 2009 году.
Основные задачи, для этого, запланированные в 2009 году:
- расширение и обновление ассортимента товаров и сопутствующих услуг;
- обоснованная замена импортных товаров в ассортименте отечественными;
- повышение производительности труда и культуры обслуживания;
- автоматизация административных и рабочих процессов;
- усиление ориентации на массового покупателя в организации работы;
- продвижение и реклама новых видов продукции, выпускаемых отечественными предприятиями путем проведения акций, дегустаций, рекламных акций, проведение распродаж и других промо-акций;
- организация в зале самообслуживания дополнительной зоны реализации колбасных изделий посредством установки холодильного оборудования с целью увеличения реализации колбасных изделий и, соответственно товарооборота;
- активное применение скидок на товары с долевым участием в скидке как производителя, поставщика, так и универсама;
- планируется вино-водочный отдел преобразовать в обособленный отдел по реализации продовольственных товаров с изменением графика его работы 7.30 до 22.30 с тем, чтобы жители района могли приобрести необходимые товары, что также будет способствовать росту товарооборота;
-организация новой услуги «Доставка товаров на дом покупателям в микрорайонах Сухарево, Красный бор, Запад посредством предоставления предлагаемых товаров на сайте универсама при заказе по телефону»;
- организация нового формата мелкорозничной торговли с расширенным ассортиментом продовольственных товаров, в том числе продукции собственного производства, реализация шашлыков, барбекю, охлаждаемых соков и напитков, мороженого и других товаров;
- установка на предприятии камеры шоковой заморозки, что позволит предложить покупателям широкий ассортимент свежезамороженной продукции собственного производства: чебуреков, вареников, блинов в ассортименте, круассанов, слоеного теста, основы для пиццы, что привлечет покупателей;
- согласование медиа-плана на радиостанции FM и в других СМИ с целью позиционирования универсама на рынке и для привлечения новых покупателей;
- достижение стабильной прибыльной работы универсама.
Стоящие перед предприятием задачи требуют работы с большим количеством поставщиков. В 2008 году численность контрагентов универсама устойчиво сохранялась в пределах 580-ти компаний, предприятий и фирм Договор УП «Универсам «Сухаревский» с одним из контрагентов представлен в Приложении 5, спецификация к договору в Приложении 6. За десять лет работы ненадежные поставщики товаров практически были отсе