Ссылка на архив

Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков

1. Теоретические основы проблемы виктимности подростков

1.1 Основные подходы к исследованию виктимности

1.2 Возрастные особенности подростков и виктимизация

1.3 Профилактика виктимности подростков как социально- педагогическая проблема

2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике виктимности подростков

2.1 Программа работы социального педагога по профилактике виктимности подростков

2.2 Описание эксперимента и анализ его результатов

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение

Проблема профилактики виктимности подростков является одной из актуальных на современном этапе развития системы социального воспитания. В настоящее время в России действительность содержит немало угроз и опасностей, требующих от человека бдительности, осмотрительности, разумной осторожности. Ныне возросла криминальная опасность, угроза стать объектом обмана, мошенничества, нападения преступника.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных неблагоприятных обстоятельств. Буквально виктимность означает жертвенность, что традиционно понимается как синоним самоотверженности. Поскольку в нашем случае речь идет о людях объективно или субъективно могущих стать жертвами чего-либо, а не приносить себя в жертву кому-либо или чему-либо, постольку виктимность правильнее трактовать с помощью неологизма жертвопригодность (автор - психолог А. С. Волович).

Особенно актуальной является проблема виктимности подростков (12 14 лет). Известно, что подростковый возраст является переходным в биологическом и социальном смысле. В биологическом – это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном – подростковая фаза является продолжением первичной социализации. Повышенная виктимность несовершеннолетних определяется не только их психофизическими качествами, но и их социальными ролями, местом в системе социальных отношений, положением, которое они занимают в семье.

Важнейшим аспектом повышенной виктимности подростков является негативное воздействие взрослых на их психику, телевидения (реклама спиртного, сигарет, средств для похудения и т.д.), групп сверстников, формирующих у них антиобщественную установку личности. Результаты такого негативного воздействия нередко приводят подростка к совершению асоциальных поступков, а также могут поставить его в положение жертвы.

Психофизические особенности детского и подросткового возраста – любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность этой возрастной группы. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с которыми самостоятельно справиться «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут.

Таким образом, на современном этапе развития системы социального воспитания сложился ряд противоречий:

1) между неоднозначным воздействием различных обстоятельств, которые ставят подростка в затруднительное положение и отсутствием у него знаний и умений эффективного выхода из трудных жизненных ситуаций.

2) между возрастающей потребностью школы в социальном педагоге, способном оказать помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, провоцирующей отношения посягатель-жертва, и отсутствии соответствующих программ профилактики социально-педагогической факторов виктимизации;

3) между направленностью социального педагога на решение проблемы виктимности и неразработанностью содержания, форм, методов и средств, обеспечивающих эффективную профилактику виктимогенных ситуаций.

В современном российском обществе возникла необходимость разработки эффективной системы виктимологической профилактики. Исходя из опубликованных научных работ В.И. Загвязинского, Е.В. Азаркина, Т. Волковой, М.В. Шакуровой, посвященным проблемам виктимологии, нельзя не признать, что деятельности по обучению подростков элементарным правилам безопасного поведения в нашем обществе на сегодня уделяется недостаточно внимания.

В связи с этим, важным направлением социально-педагогической работы стала разработка методов, средств и способов профилактики процессов виктимизации подростков.

Специфика работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению, рассмотрены в работах М.А. Галагузовой. В работах В.И. Загвязинского, А.В Мудрика, Ф.А. Мустаевой, М.В. Шакуровой выделены и рассмотрены ключевые понятия виктимологии и специфика социально-педагогической виктимологии. Актуальные вопросы профилактики нашли отражение в работах М.А. Галагузовой, С.А. Беличевой, А.В Мудрика.

Выше указанное обусловило актуальность выбранной нами темы: «Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков».

Объект исследования: профилактика виктимности подростков.

Предмет исследования: программа работы социального педагога по профилактике виктимности подростков.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить программу работы социального педагога по профилактике виктимности подростков.

Гипотеза исследования: работа социального педагога по профилактике виктимности подростков будет эффективной, если:

-строится на имеющемся опыте работы специалистов различных сфер (психологической, педагогической, юридической, медицинской);

- программа работы социального педагога способствует снижению воздействия негативных факторов, формированию навыков безопасного поведения подростков и социально-значимых качеств валеологического, социального, правового характера личности подростков;

- выбор содержания, форм, методов, средств профилактики виктимности подростков базируется на их возрастных и характерологических особенностях.

Цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач:

1) изучить психологическую, педагогическую и специальную литературу по проблеме профилактики виктимности подростков;

2) рассмотреть особенности виктимного поведения у детей подросткового возраста;

3) обобщить и систематизировать формы, методы, средства по профилактике виктимности подростков и проверке эффективности прграммы;

4) спроектировать цели и задачи, сконструировать содержание программы работы социального педагога по профилактике виктимности подростков;

5) провести опытно – экспериментальную работу по профилактике виктимности подростков и проверить эффективность программы.

Методы исследования: анализ научной литературы, анализ результатов деятельности, наблюдение, беседа, анкетирование, недописанный тезис.

Практическая значимость: разработанная программа может быть использована в работе социальных педагогов, психологов, педагогов как в школе, так и в других образовательных учреждениях.

База исследования: Общеобразовательная Сургутская средняя школа.

Структура работы диплома: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.


1. Теоретические основы проблемы виктимности подростков

1.1 Основные подходы к исследованию виктимности

Виктимность - характеризует предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных обстоятельств.

Совокупность относительно устойчивых особенностей личности и поведения человека, определяющая его возможность превратиться в жертву преступления, в криминологии (учение о причинах и условиях совершения преступлений) именуется виктимностью, а поведение, провоцирующее преступника, - виктимным. Высокая виктимность - высокая вероятность стать жертвой. В интересах каждого человека - снижение своей виктимности, предупреждение виктимного поведения.

П.И. Юнацкевич выделил (по разным основаниям) следующие виды виктимности:

а) по проявлениям в различных жизненных ситуациях – криминальную, политическую, экономическую, транспортную, бытовую, военную и др.;

б) по доминирующим психологическим механизмам – мотивационную, познавательную, эмоционально-волевую, смешанную;

в) по числу участвующих лиц – индивидуальную, групповую, общественную (массовую);

г) в зависимости от отношения к профессиональной деятельности по обеспечению безопасности – непрофессиональную (общегражданскую) и профессиональную;

д) по психологическому уровню виктимности – слабовыраженную, средневыраженную и сильновыраженную;

е) по времени протекания – ситуативную и относительно стабильную.

Типология виктимности используется в процессе проведения психовиктимологических исследований, составления обобщенных психовиктимологических портретов личности и групп, при анализе поведения в различных критически сложных жизненных ситуациях и разработке психологических рекомендаций по обеспечению безопасности

Л.В. Франк выделил следующие виды виктимности (51).

1. Личностную, как совокупность социально-психологических свойств личности, определяющих способность стать жертвой преступлений.

2. Ролевую, или профессиональную, как «безличное» свойство, обусловленное выполнением человеком определенных социальных функций;

3. Социальную, определяемую существованием в обществе преступности, которая объективно ставит любого человека в положение потенциальной жертвы.

Наиболее виктимогенно значимыми признаками личности являются: социально - демографические характеристики; нравственно – психологические характеристики; социально – психологические характеристики ролевого поведения.

М.В. Шакурова выделяет объективные факторы, предполагающие или способствующие созданию ситуации, в которой группы или конкретные люди, в том числе и подростки, могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

Среди факторов виктимизации населения – периодично-климатические условия страны, региона, местности, поселения, так как суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека.

Отрицательно на физическое развитие, здоровье и психику человека влияют неблагоприятные условия проживания, связанные с экологическим загрязнением – повышенным уровнем радиации, высоким уровнем шума, загазованностью и т.д.

Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому уровню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, самоубийствам).

Фактором виктимизации подростка могут стать общество и государство в котором он живет. В любом обществе наличествуют такие типы жертв, как инвалиды и сироты, но условия их социализации и жизни могут весьма различаться в зависимости от уровня его экономического развития и социальной политики государства: инвестиций в сферу социальной защиты и общественного признания, системы социальной реабилитации, профессиональной подготовки и трудоустройства; законодательство, определяющего права сирот и инвалидов и обязанности по отношению к ним общественных и государственных институтов. Собственно, и статус, субъективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных обстоятельств.

Установлено, что жертвами преступлений чаще становятся люди молодые, не обладающие опытом жизни, некомпетентные в вопросах причин и условий совершения преступлений, пренебрегающие предупреждениями, плохо разбирающиеся в людях, неосторожные, неосмотрительные, рискованные, азартные, с хорошими внешними данными, выглядящие материально обеспеченными или доступными для посягательств на них, с вызывающими и дразнящими манерами поведения, чрезмерно доверчивые, легковерные, неразборчивые в знакомствах, посещающие часто криминально опасные места и мероприятия (пирушки, ночные гуляния и пр.), остающиеся вдвоем в комнате или темноте, выбирающие опасные маршруты передвижения, проявляющие слабость и беспомощность, злоупотребляющие спиртным и наркотиками, падкие на легкий выигрыш, жадные и др.

Во многих странах имеются группы мигрантов из других стран, а так же из деревни в город и из района в регион, которых можно рассматривать как потенциальных жертв социализации. Но какая часть из них станет жертвами и какого типа (безработными, алкоголиками, преступниками и т.д.), в какой мере они будут ощущать себя жертвами, зависит от уровня социально-культурного развития общества и государственной политики.

Специфические виктимогенные факторы образуются в обществах, переживающих период нестабильности в своем развитии. Стремительная экономическая, политическая, экономическая, социальная и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентичности ряда старших групп населения, к формированию у младших поколений принципиальных новых ценностных ориентаций и жизненных устремлений и другим последствиям. В результате возросло число жертв неблагоприятных условий социализации традиционных типов (правонарушители, наркоманы, проститутки и д.р.). Наряду с этим появились новые для России типы жертв (как реальных, так и потенциальных) вследствие массовой миграции из бывших республик СССР, появления просто явной безработицы, имущественного расслоения общества и т.д.

Факторами виктимизации человека и целых групп населения могут стать специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов, в которых они живут. В малом городе, где большая часть населения связана с одним – двумя предприятиями их закрытие или перепрофилирование грозит массовой безработицей. В городах с неразвитой рекреативной инфраструктурой, низким культурным уровнем населения велика возможность массовой алкоголизации, аморального и противоправного поведения. Если среди жителей велик процент освободившихся из мест заключения (а есть местности, где оно превышает 30%), социально психологический климат имеет явно антисоциальный и криминальный характер, что способствует появлению большого числа маргиналов, правонарушителей, алкоголиков, психически травмированных людей, инвалидов.

Объективным фактором виктимизации человека любого возраста может стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском возрастах, если она имеет асоциальный характер.

М.В. Шакурова указывает на то, что фактором виктимизации человека любого возраста, может стать семья. Склонность к асоциальному образу жизни, противоправному или саморазрушительному поведению может передаваться по наследству. Кроме того, в семье может формироваться определенный тип жертвы, благодаря тем механизмам социализации, которые для нее характерны. Так, в неполной семье может сформироваться несколько поколений женщин мужененавистниц, то есть они станут обладателями определенного психического комплекса, что лишит их возможности создать благополучные семьи.

На индивидуальном уровне виктимизация человека зависит от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушающему или отклоняющемуся поведению.

На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой неблагоприятных условий социализации, зависит от личностных характеристик, которые могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таковым характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д.

Субъективное восприятие себя жертвой во многом определяется личностными особенностями человека.

Во-первых, в зависимости от них реальные жертвы социализации могут воспринимать или не воспринимать себя таковыми. Так, одни сироты и инвалиды считают себя жертвами (что и определяет их самоотношение и поведение), а другие - нет (что, соответственно, отражается на их самоотношении и поведении)

Во-вторых, индивидуальные особенности, а также нормы и отношения ближайшего окружения могут приводить к тому, что вполне благополучный человек считает себя неудачником, несчастным и т.д., относится к себе как к жертве жизненных обстоятельств. Это может привести к тому что, его поведение и отношение с его окружающими определяются подробными самоотношением, что, как минимум, усложняет его жизнь, а, как максимум может привести к психическим и социальным отклонениям, то есть превратить в реальную жертву.

Человек, являясь объектом и субъектом социализации, может стать и жертвой неблагоприятных условий социализации (инвалиды, сироты, лица с девиантным поведением и др.)

Однако то, что на данный момент делается на практике, как правило, не имеет системного характера, если иметь в виду как отдельные типы жертв, так и само социальное явление в целом: наличие в любом обществе многообразных типов людей - жертв неблагоприятных условий социализации. Объясняется это многими обстоятельствами. Во-первых, сравнительно недавним признанием наличия многообразных типов жертв неблагоприятных условий социализации (сами по себе многие были всегда). Во-вторых, еще более недавним осознанием наличия этого явления обществом и, тем более, конституированием государством соответствующих законодательных актов. В-третьих, отнесением, по мере развития общества, к жертвам неблагоприятных условий социализации категорий людей, ранее таковыми не считавшимися. В-четвертых, объективным увеличением многообразия типов жертв вследствие кардинальных изменений, происходящих в стране и в мире.

В социальной практике уже давно существует специальные учреждения для лечения и содержания инвалидов, воспитание сирот, изоляции и перевоспитание правонарушителей и т.д. В развитых странах широкое распространение получили различные системы социальной защиты обездоленных групп населения, социального призрения и помощи им. В последние десятилетие в русле социальной работы объектами внимания и помощи становятся все новые группы людей, которых можно рассматривать как жертвы неблагоприятных условий социализации.

Одной из причин следует признать так же и отсутствие специальной отрасли знания, ориентированной на исследование и решение проблем, характерных для жертв неблагоприятных условий социализации в целом и специфических для каждого типа жертв в частности. Это не значит, что отдельные отрасли знания не занимаются проблемами людей - жертв неблагоприятных условий социализации.

Дефектология изучает проблемы людей, лишенных речи, зрения, слуха или имеющих тяжелые недостатки в их развитии, а также имеющих различные формы недоразвитости мозга и задержки психического развития. Согласно М.В. Шакуровой эти люди так же являются жертвами неблагоприятных условий социализации, так как они недостаточно приспособлены к условиям социальной среды.

Криминология исследует причины противоправного поведения и способы борьбы с ним. Кроме того, в ее рамках существует специальный раздел – юридическая виктимология, изучающая особенности людей, ставших жертвами преступлений.

Психология виктимности - направление исследований юридической психологии, изучающее психологическое содержание и механизмы проявлений виктимности в поведении людей. Под виктимностью в юридической психологии понимается комплексное психологическое образование, содержащее потенциальную возможность для личности или группы людей, находящихся в критической жизненной ситуации и в условиях реальной опасности различной модальности (криминальной, экономической, транспортной и др.), стать жертвой, понести определенные физические и психологические потери, а также имущественный ущерб. Виктимность проявляется в виктимном поведении, обнаруживающемся в опасных ситуациях. С психологической точки зрения виктимность зависит в первую очередь от мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, во-вторых, – от доминирующих в конкретной опасной ситуации психических состояний и, в-третьих, – от уровня специальной тактической подготовленности к действиям в опасных ситуациях. Кроме того, виктимное значение имеют социально-психологические особенности окружающей социальной среды (например, среда маргиналов), существующие в ней нормы поведения и избранный образ жизни, который может «притягивать» к себе криминальное внимание и создавать угрозу криминального насилия. Психологические исследования виктимности позволили выделить ее различные уровни и особенности проявлений в различных опасных ситуациях. Теоретическое и прикладное значение имеет типология виктимности (57).

В психологии, начиная с сороковых годов, разрабатывается проблема изучения, диагностики и коррекции, негативных психологических последствий, возникающих в результате воздействия на человека комплекса стрессогенных факторов, источником которых являются различные травмирующие события, выходящие за рамки обычного человеческого опыта (аварии, катастрофы, военные действия, насилие). По мнению М.В. Шакуровой, социальной педагогике так же необходима разработка проблемы «человек как жертва неблагоприятных условий социализации», что осуществляется в рамках социально – педагогической виктимологии.

Социально-педагогическая виктимология (от лат. victime - жертва и греч. logos - слово, понятие, учение) - отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации (29).

Более конкретно социально-педагогическую виктимологию можно определить как отрасль знания, в которой: а) на междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (социально-экономический, правовой, социально-психологический) в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для «жизненного старта» и (или) физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации; б) разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Таким образом, социально-педагогическая виктимология, будучи составной частью социальной педагогики, решает определенный круг задач: во-первых, исследуя развитие людей различного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации, коррекции этих отклонений; во-вторых, изучая виктимогенные факторы и опасности процесса социализации, определяет возможности общества, государства, организаций и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик; в-третьих, выявляя типы виктимных людей различного возраста, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертв социализации; в-четвертых, изучая самоотношение человека, выявляет причины восприятия им себя жертвой социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.

Анализ различных направлений научного знания разрабатывающих проблему виктимологии показал, что основными понятиями виктимологии являются такие понятия как: «жертва», «виктимность», «виктимизация», «виктимогенность», «посягатель».

Жертва может быть определена как человек, испытывающий на себе последствия негативного влияния внешнего характера (условий, ситуаций, посягателя и т.п.). Жертва – понятие, имеющее историческую и культурную специфику. Одно и то же качество личности и совокупность социальных условий в одной культуре рассматриваются как виктимные, а в другой – нет (например, юродивые в культуре средневековой Руси и ряда современных стран Востока обладают достаточно высоким, даже исключительным социальным статусом).

Виктимогенность – обозначает наличие в объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, винтимогенный микросоциум и т.д.).

Таким образом, с точки зрения социальной педагогики данное понятие может рассматриваться как характеристика социальной среды, предполагающая наличие для жизнедеятельности человека факторов.

Виктимизация – с одной стороны, процесс влияния на человека совокупности негативных внешних условий и факторов, с другой – процесс социально – психологических изменений личности человека под влиянием негативных внешних условий и факторов, формирующих в нем «психологию жертвы». Таким образом, процесс виктимизации имеют как объективную, так и субъективную сторону.

Посягатель – человек, целенаправленные действия которого превращают другого в жертву. Роли посягателя и жертвы могут быть закреплены в ряде ситуаций жестко (например, в ситуации захвата заложников), в других же случаях имеет место быть так называемая инверсия ролей посягателя и жертвы, когда в одном и том же лице совмещаются посягатель и жертва, либо когда они периодически меняются местами (например, в ситуации семейно-бытового конфликта, обусловленного злоупотреблением алкоголем одного из супругов, - пьяный глава семьи, избивая жену и детей, является посягателем. В трезвом же состоянии он вполне может оказаться жертвой нравственно – морального, а иногда и физического посягательства со стороны супруги, пытающейся таким способом «вразумить» мужа).

В.И. Загвязинский выделяет следующие виды жертв неблагоприятных условий социализации: реальные, потенциальные и латентные.

Реальные жертвы – люди с психосоматическими дефектами и отклонениями, инвалиды. Потенциальные жертвы – люди с пограничными психическими состояниями (неврозами, акцентуациями и т.п.); мигранты из страны в страну, из региона в регион; живущие в семьях «группы риска», в семьях с низким экономическим благосостоянием и т.п. Латентные жертвы – люди, условия существование которых в принципе не является негативными, но тем не менее не позволяют полностью реализовать заложенные от природы задатки. Примером латентной жертвы может быть ребенок – вундеркинд, чья одаренность с возрастом не превращается в гениальность, а остается на среднем уровне.

По мнению В.И. Загвязинского среди потерпевших от тех или иных внешних факторов можно условно выделить три основных группы лиц.

1. Люди, для которых характерно преобладание отрицательных нравственно-психологических свойств, обуславливающих их винтимогенное поведение в конфликтной ситуации. К данной группе могут быть отнесены лица с различного рода характерологическими отклонениями (психопатии, неврозы, склонность к аффектам, повышенная демонстративность и т.п.). Данные личностные свойства могут служить источником психологического напряжения в межличностных отношениях и обуславливают высокий риск виктимизации личности.

2. Люди, характеризующиеся в целом положительно, ставшие жертвами посягательства в силу своего неосторожного, неосмотрительного поведения. Это люди (чаще всего дети, подростки); которые в силу недостаточности жизненного опыта не могут адекватно и своевременно предвидеть возможные негативные последствия собственного поведения (согласилась сесть в машину к незнакомому человеку; решили, что не будет ничего страшного, если пругнуть с моста и т.п.). Поведение данной группы может варьироваться от неосмотрительного до провоцирующего. Часть виктимогенным является по сути правомерное, но по форме неосмотрительное поведение. Так, например, желание человека защитить свою оскорбленную честь в поединке с группой встречных хамов, не учитывающие психологическое состояние правонарушителей (пьяные, в группе и т. п.) и специфику конкретной ситуации (явное количественное превосходство противников, их оснащенность средствами нападения и т. п.), может с очень высокой степенью вероятности привести к негативным для него последствиям (травма, угроза жизни и т. п.)

3. Люди, ставшие жертвами обстоятельств объективного характера. К данной группе могут быть отнесены лица с различного рода врожденными недугами (инвалиды детства), пережившие ситуации, связанные с высоким риском для жизни (жертвы катастроф, природных стихий и т.п.).

Среди факторов виктимизации В.И. Загвязинский выделяет постоянные непостоянные и устранимые-неустранимые.

Примером постоянного неустранимого фактора виктимизации может служить олигофрения как стационарное состояние интеллектуальной недостаточности ребенка, не поддающееся кардинальным изменениям в течение жизни.

Примером непостоянного устранимого фактора может служить задержка психического развития ребенка, подвергающегося успешной корректировки в условиях специализированных коррекционных классов школ и других учреждений. Таким образом, жертвой неблагоприятных условий социализации могут стать люди различных возрастов, в том числе и подростки в силу их специфических особенностей: возрастных, индивидуальных, характерологических. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с которыми самостоятельно справится «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут.В результате чего подростки попадают в трудные жизненные ситуации, при этом становясь жертвой неблагоприятных условий социализации.


1.2 Возрастные особенности подростков и виктимизация

Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка. Насилие как социально - психологическая проблема является в настоящее время весьма актуальной и значимой.

Подростковый возраст часто наделяют эпитетом «трудный». Можно утверждать, что этот возраст труден, прежде всего, для взрослого, сталкивающегося с неожиданно быстрым взрослением человека. Для подростка же этот возраст предстает скорее как время новых открытий в себе и окружающем мире и основное его ощущение - это ощущение захватывающей новизны жизни, ее многообразия и своих возможностей найти в этой жизни свое неповторимое Я. Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции – осознание своего «Я». Это осознание осуществляется и в самооценке, и в отношениях со сверстниками и взрослыми. Появляется моральная потребность проанализировать свои достоинства и недостатки, стремление понять, что в собственных поступках и целях является правильным или неправильным и т.д. В подростковом возрасте начинается окончательное преодоление зависимости от взрослых и утверждение самостоятельности личности. Психологическое содержание подростковой жизни связано с закладкой самосознания, формированием нравственного сознания, мировоззрения. В межличностных отношениях формируется значение индивидуальных контактов и привязанностей.

В подростковый период происходит отдаление ребенка от родительской семьи, увеличение числа конфликтов с родителями, другими взрослыми, а так же со сверстниками. В подростковом возрасте закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Все подростки этого возраста находятся на иждивении родителей, их ведущая деятельность – учеба. Между тем психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны диспропорции в формировании и темпах развития, что обусловлено больше биологическими факторами. Важнейшее психическое новообразование – чувство взрослости – представляет собой преимущественно новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которое подросток фактически еще не достиг. У несовершеннолетних уровень интеллектуального и волевого развития ниже, чем у взрослых. Их жизненный опыт значительнее беднее, а многие поступки вследствие возрастных особенностей психики имеют «специфическую» детскую мотивацию. Именно в этот период активно формируется личность, создается нравственное лицо индивидуума.

Отдельная категория общества, обладающая высокой степенью виктимности, - российские дети. Мы не обучаем их правилам и приемам психологической безопасности, методам защиты своей личности в условиях попытки посягательства на неё. Во-первых, наверное, потому, что это не принято в нашем обществе и подобное воспитание традиционно считается исключительно в компетенции семьи. Во-вторых, мы не владеем апробированной методикой грамотного виктимологического обучения, а точнее виктимологического воспитания, которое является небольшой, но важной составляющей воспитания человека. Особенно этому подвержены подростки.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

М.А. Галагузова, Х. Ремшмидт выделяют следующие особенности подростков. Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуют неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процесса окостенения скелета. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдерживать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания.

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиям.

В этом возрасте происходит временное психологическое отделение подростка от семьи и школы, их значение в становление личности подростка снижаются, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде, группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и д.р.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы с взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения с взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими; из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенс