Историческая тема в прозе А.С. Пушкина
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №101
с углублённым изучением отдельных предметов
Ленинского района г.Н.Новгорода
Реферат по литературе
«Историческая тема в прозе А.С.Пушкина»
Нижний Новгород. 2009г.
Клянусь честью, что ни за что на свете
я не хотел бы переменить отечество,
или иметь другую историю, кроме
истории наших предков.
А.С.Пушкин.
Ни в одном русском писателей не сливались так органически в неразрывное целое жизнь и творчество, личные интересы и заветные стремления эпохи, национальное и общечеловеческое, как в Александре Сергеевиче Пушкине.
Его вклад в русскую культуру беспримерен. Родоначальник новой литературы, преобразователь родного языка, он охватил в своём творчестве прошлое и настоящее России.
Нет такого человека, который не читал бы произведений Пушкина.
Начиная с раннего детства, мы знакомимся с его творчеством, и оно не покидает нас в течение жизни. Пушкин постоянно интересовался русской историей. Из-под его пера вышли исторические повести, поэмы, стихотворения.
Я заинтересовалась исторической темой в прозе Пушкина после прочтения повести «Капитанская дочка». Мне понравилось, что автор в этом произведении отражает не только конкретное историческое событие в истории России - крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачёва, но и ставит и решает вопросы патриотизма, любви и верности, чести и достоинства человека. Кроме того, мне стало интересно, как автор пришел именно к этой теме в своем творчестве, и как обстояло дело с исторической темой в литературе до Пушкина.
Основная цель моей работы показать важность исторической темы в прозе А.С.Пушкина.
Существует много критической литературы по данной теме, но я, в основном, опираюсь на критические работы и статьи Кулешова В.И., Лежнева А.З., Овчинникова Р.В. и других.
Моя работа состоит из четырех основных частей:
1. Введение и обоснование темы.
2. Развитие исторической темы в русской литературе.
3. Анализ пушкинской прозы.
4. Историческая тема в русской литературе конца ХХ века.
Актуальность исторической темы в прозе Пушкина. А.С. заключается в том, что он сумел в таких произведениях, как «Капитанская дочка» показать насущные нравственно-этические проблемы своего времени, созвучные нашему : долг и нравственные искания человека, роль личности и роль народа в истории.
В наше время мы, подчас невольно, соизмеряем нравственные поступки пушкинских героев с нашей личной позицией, делаем правильные нравственный выбор в сложных ситуациях современных событий.
Развитие исторической темы в русской литературе
История народа принадлежит поэту
А.С.Пушкин.
Русская литература - одна из лучших в мире, а русский литературный язык поражает своим богатством, гибкостью, выразительностью.
Отчасти это объясняется длительной историей развития русской литературы. Ей без малого тысяча лет. Она старше, чем литература английская, французская и немецкая. Родилась она не сразу. Постепенно росло и служение народу, вынашивались её гуманистические темы, развивалось её умение наблюдать жизнь, отражать все новые и новые стороны действительности, все глубже и глубже проникать в психологию человека, в его отношение с другими людьми, в историю.
Высшая и истинная цель изучения истории состоит не в заучивании дат, событий и имен – это лишь первая ступень. Историю изучают, чтобы понять ее законы, разгадать какие-то сущностные черты характера народа. Одним из самых значительных явлений древней русской литературы, появившихся уже в первой половине 11 века, были летописи. Они охватывали историю не только Руси, но и многих других народов. В эти исторические произведения включались документы, а иногда и целые литературные произведения с историческим содержанием.
Одной из наиболее ранних летописей на Руси был сборник летописных сводов, сделанный в 1113 году киевопечерским монахом Нестором - «Повесть временных лет".
Давно родилось в сознании русских мыслящих людей стремление знать историю отечество "...откуда есть, пошла Русская земля".
"Повесть временных лет" рассказывает о расселении славянских племен, принятии Русью христианства, повествует о борьбе с кочевниками, рисует образы первых русских князей. Нестор наполнил летопись поэтическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Она включает записи устных исторических рассказов и родовых легенд, дружинно-эпические предания, народно-сказочные повествования, воинские и феодальные повести, библейские изречения, рассуждения, поучения и т.д. На протяжении всей истории Древней Руси "Повесть временных лет" была доступной и интересной книгой для чтения.
Другим драгоценным памятником древнерусской литературы 12 века было "Слово о полку Игореве", посвящённое походу русского князя Игоря на половцев. Отличие летописных рассказов о» Слово о полку Игореве" в том, что летописные рассказы стремились передать как можно больше фактов, а "Слово о полку Игореве" поэтично, оно не столько рассказывает о походе Игоря, сколько оплакивает неудачу похода, призывает русских князей соединить свои полки против половцев и победить противника.
Но и летописи и "Слово о полку Игореве" опираются на действительно имевшие место события и все они полны искренности, горячей любви к родине.
Возьмём другое произведение, более позднего времени - "Житие Александра Невского". Оно рассказывает об обороне русской земли войском князя Александра Невского, о его победе над шведами и немецкими рыцарями. Это произведение посвящено действительно происходившим событиям русской истории и имеет патриотический характер. От древне - русской литературы 11-16 веков до нас дошли тысячи различных летописей. Житий, исторических повестей, различных поучений, посланий. В них поднимались и церковные и политические темы, вопросы общественного поведения и государственного устройства.
В 15 веке неизвестным автором было создано произведение «Задонщина», которое воспело величие подвига русских людей во имя освобождения от монголо-татарского ига. Это и прославление победы, и печаль по павшим героям. Автор включил весь спектр художественно – изобразительных средств знаменитого «Слова о полку Игореве \» в своё драматическое повествование.
Надвинулись грозные события 17 века: крестьянские и городские восстания, польско-шведское вторжение, движение Степана Разина и другие. Все эти события оказали значительное веяние на дальнейшее развитие русской литературы.
Возникает обширная народная литература, создателями которой явились простые крестьяне и ремесленники. 17 век – это значительный период в развитии великой русской литературы.
Характерной особенностью литературы этого времени является участие в ней новых демократических слоев населения. В неё значительно более широкий доступ, чем в 16 веке, получает народная поэзия.
Литература 18 века занимает очень важное место в процессе развития русского народа. Благодаря деятельности прогрессивных писателей – М.И. Новикова, Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, А.М.Радищева, Н.М. Кармазина, создаются новые литературные роды и виды. Возникают первые образцы художественной прозы, развивается драматургия, выросшая на почве, подготовленной древне – русской письменностью и народным творчеством, литература 18 века впитывает передовые просветительские идею.
В это время литература выходит на передовые позиции общественного развития. Именно с этого времени произведения художественной литературы широкий размах приобретает развитие сатирических жанров.
Николай Михайлович Карамзин открыл своим соотечественникам «Историю государства Российского». Русские люди узнали о самых отдалённых временах установления страны. Н.М.Карамзин систематизировал, обобщил и художественно оформил колоссальный материал, накопленный летописцами. Писатель сумел донести до современников великий дух патриотизма и самоотверженности первых «строителей русского государства. В литературе 18 веке складывались необходимые формы литературного языка, совершенствовался стих, вырабатывались средства и приемы отечественного искусства слова. Тем самым создавались условия для появления великого русского гения- Александра Сергеевича Пушкина.
Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.
В Пушкине было вернее понимание истории:
свойство, которым одарены не все историки
Вяземский
К 30-м годам 19 века относится расцвет пушкинской прозы. Поэт был не удовлетворен состоянием современной ему литературы, в частности прозы. Даже лучшее тогда в ней – про Карамзина - страдала манерностью, лиризмом. Пушкин выступает против всякой изысканности и манерности в прозе, против украшательства её всевозможными «блестящими выражениями». Проза «требует мысли и мысли». Точность краткость являются ее основными достоинствами. В духе этих требований Пушкин и начал реформу русской прозы в 30-е годы. Одним из первых он почувствовал необходимость развития в русской литературе романа и повести. Жанр романа приобретал все большее значение, широко раскрывая личную жизнь и внутренний мир человека в связи с жизнью социальной, с общественными отношениями. Пушкин в 1830 году писал: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании. Этой формулой Пушкин определил не только исторический, но и современный роман вообще. Существенную особенность романа своего времени он видел в принципе историзма. Этим роман 19 века, действительно, глубоко отличался от старинного романа, которому как раз и недоставало изображения жизни в последовательно историческом духе. Другую существенную черту романа Пушкин видел во всестороннем изображении жизни и характера человека.
Бесспорно, что опыт исторического романа Вальтера Скотта облегчил Пушкину создание реалистического исторического романа на русскую тему. Однако Пушкин по глубине своего реализма ушел далеко вперед. Своеобразие русской истории, широта и величие национальной жизни русского народа, ярко выраженные, например, в эпоху Петра 1, размах и трагический характер стихийных крестьянских движений в России, такие героические события русской истории, как борьба нашего народа почти со всей вооруженной Европой, руководимой Наполеоном, в 1812 году, наконец, острота классовых противоречий в крепостнической России времени Пушкина- всё это явилось источником, питавшим более высокий уровень исторического романа Пушкина по сравнению с вальтер-скоттовском.
Александр Сергеевич Пушкин был великим художником- историком. Он не только обладал могучей творческой фантазией, но и тем изумительным историческим чутьём, которое помогало ему «угадывать» там, где не хватало точных фактов. По словам князя Вяземского, «в Пушкине было вернее понимание истории: свойство, которым одарены не все историки. Принадлежностями его ума были: ясность, проницательность и трезвость мысли. Он не историю воплощал бы в себя и в свою современность, а себя перенес бы в историю и в минувшее.
Пушкин был одарен воображением и, так сказать, самоотверждением своей личности настолько, что мог отрешить себя от настоящего и воссоздавать минувшее, уживаться с ним, породниться с лицами, событиями, нравами, новыми поколениями, новыми порядками, новым общественным и гражданским строем..»
Вот почему так историчен и поэтический вымысел Пушкина, всегда основанный на особенностях изображаемой им исторической действительности.
Большие исторические события к 18-19 вв. заставляли мыслящих русских людей все чаще задумываться над общественными противоречиями, свидетелями которых они являлись. К наиболее глубоким для того времени выводам из бурных событий своей эпохи пришел к сер. 20-х годов Пушкин. Поэту стало ясно, что огромной силой исторического процесса является народ, что вопрос о серьёзных политических изменениях жизни народов не может решаться без уяснения реальной обстановки этой жизни, её национально-исторических особенностей и закономерностей.
Пушкин приходит к выводу, что решение общественно-политичесских вопросов нужно искать в самой объективной действительности, в закономерностях ее исторического развития. Внимание пота привлекают эпохи переворотов, периоды общественных кризисов. К 1822г. Относятся заметки Пушкина по русской истории 18 в.; здесь разоблачается реакционно-крепостнический характер политики Екатерины второй. Пушкин выражает твердую уверенность в близости падения деспотизма и крепостного права. Размышляя о значении реформ Петра 1 и о последовавшем за ним историческом развитии России до нач. 19 в., поэт стремится обосновать освободительные устремления дворян-декабрстов. «Политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян, желание лучшего соединяет всех против общего зла»,- писал Пушкин.
Идея закономерности событий истории, их глубокой внутренней взаимосвязи пронизывает все творчество Пушкина. Попытаемся, анализируя творчество Пушкина, понять его историко-философскую концепцию.
В раннем творчестве Пушкина нас очаровывают “Руслан и Людмила”, “Песнь о Вещем Олеге”. Древняя Русь времен князей Владимира и Олега воссоздается в красочных, полных жизни картинах. “Руслан и Людмила” – сказка, “Песнь о Вещем Олеге” - легенда. То есть, автор стремится осмыслить не саму историю, а ее мифы, легенды, сказания: понять, почему сохранила народная память эти сюжеты, стремится проникнуть в строй мыслей и языка предков, найти корни. Эта линия получит дальнейшее развитие в пушкинских сказках, а также во многих лирических и эпических произведениях, где через нравы, речь и характеры героев поэт подойдет к разгадке особенностей русского характера, принципов народной морали – и так будет постигать законы развития истории России.
Художественное отображение национального прошлого народа в его конкретно-историческом развитии осознается Пушкиным как важная задача русской литературы. «История народа принадлежит поэту»- пишет он. Зимой 1824-25 гг. идет усиленная работа Пушкина над русской исторической темой. Он изучает «Историю государства Российского» Карамзина, русские летописи, материалы о жизни Пугачева, интересуется личностью другого вождя крестьянского восстания в России- Степана Разина. И недавнее прошлое России – Петр 1 и современная поэту жизнь Европы, в судьбе которой большую роль сыграл Наполеон, убеждали Пушкина в значении выдающихся личностей в истории.
Вместе с тем, в понимании самого содержания исторического процесса, его движущих сил Пушкин остается на позициях исторического идеализма. Главную роль в развитии общества поэт отводит просвещению, политическим идеям, законодательству. Общественным нравам, воспитанию.
Реальные исторические фигуры, привлекавшие внимание Пушкина, обязательно находятся на переломе эпох: Петр I, Борис Годунов, Емельян Пугачев. Вероятно, в момент исторических переустройств как бы обнажаются “скрытые пружины” механизма истории, лучше видны причины и следствия – ведь в истории Пушкин стремится понять именно причинно-следственную взаимосвязь событий, отвергая фаталистическую точку зрения на развитие мира.
Первым произведением, где читателю открылась концепция Пушкина, стала трагедия “Борис Годунов” – одно из высших достижений его гения. “Борис Годунов”– трагедия, так как в основе сюжета лежит ситуация национальной катастрофы. Литературоведы долго спорили о том, кто главные герой этой трагедии. Годунов? – но он умирает, а действие продолжается. Самозванец? – и он не занимает центрального места. В центре внимания автора не отдельные личности и не народ, а то, что со всеми ними происходит. То есть – история. Борис, совершивший страшный грех детоубийства, обречен. И никакая высокая цель, никакая забота о народе, ни даже муки совести не смоют этого греха, не остановят возмездия. Не меньший грех совершен и народом, позволившим Борису вступить на трон, более того, по наущению бояр, умолявших:
Ах, смилуйся, отец наш! Властвуй нами!
Будь наш отец, наш царь!
Умоляли, забыв о нравственных законах, глубоко равнодушные к тому, кто станет царем. Отказ Бориса от трона и мольбы бояр, народные молитвы, открывающие трагедию, подчеркнуто неестественны: автор все время акцентирует внимание на том, что перед нами сцены государственного спектакля, где Борис якобы не хочет царствовать, а народ и бояре якобы без него погибнут. И вот Пушкин как бы вводит нас в “массовку”, играющую в этом спектакле роль народа. Вот какая-то баба: то укачивает младенца, чтоб не пищал, когда нужна тишина, то “бросает его обземь”, чтоб заплакал: “Как надо плакать, Так и затих!” Вот мужики трут глаза луком и мажут слюнями: изображают слезы. И здесь нельзя не ответить с горечью, что это безразличие толпы к тому, что творится во дворце, очень характерно для России.
Крепостное право приучило народ к тому, что от его воли ничего не зависит. В площадное действо “избрания царя” вовлечены люди, образующие не народ, а толпу. От толпы нельзя ждать благоговенья перед моральными принципами – она бездушна. Народ же – не скопище людей, народ – это каждый наедине со своей совестью. И гласом совести народной станут летописец Пимен и юродивый Николка - те, кто никогда не мешается с толпой. Летописец сознательно ограничил свою жизнь кельей: выключившись из мирской суеты, он видит то, что невидимо большинству. И он первым скажет о тяжелом грехе русского народа:
О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли.
И что самое главное – он, Пимен, не был на площади, не молил “…отец наш!” – и все же разделяет с народом вину, несет крест общего греха равнодушия. В образе Пимена проявляется одна из прекраснейших черт русского характера: совестливость, обостренное чувство личной ответственности. По мнению Пушкина, личность, реализуя свои замыслы, вступает во взаимодействие с объективными законами мира. Результат этого взаимодействия и творит историю. Получается, что личность действует и как объект, и как субъект истории. Особенно явно эта двойная роль проявляется в судьбах “самозванцев”. Самозванец Григорий Отрепьев наперекор всему стремится изменить свою судьбу, удивительно отчетливо ощущает двойственность своего положения: он и безвестный чернец, силой собственной воли, смелости, превратившийся в таинственно спасенного царевича Дмитрия, и предмет политических игр: “…я предмет раздоров и войны”, и орудие в руках судьбы.
В качестве исторического примера прогрессивной политики правительства, Пушкин рисует образ Петра 1, который «самодержавною рукою смело сеял просвещение» и «не страшился народной свободы». Личность Петра 1 и его деятельность как реформатора страны, мирного преобразователя, как патриота своей страны привлекает особенное внимание Пушкина. До сих пор я говорила о тех произведениях Пушкина, где история исследуется в момент перелома, смены эпох. Но историческое событие длится гораздо дольше этого момента: оно чем-то подготавливается изнутри, как бы назревает, затем свершается и длится столько, сколько продолжается его влияние на людей. В явности этого длительного влияния на судьбу людей мало что сравнится с петровскими переустройствами страны. И образ Петра I интересовал, увлекал Пушкина всю жизнь: поэт осмысливал его во многих произведениях. Попробуем сопоставить образы Петра из “Полтавы” и из “Медного всадника”.“Полтава” написана в 1828 году, это первый опыт исторической поэмы у Пушкина.
Жанр поэмы – традиционно романтический, и в “Полтаве” во многом как бы
“сплавлены” черты романтизма и реализма. Образ Петра Пушкиным романтизирован: этот человек воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России. Вот как описано явление Петра на бранном поле:
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра…
Его зов – “глас свыше”, то есть Божий глас. В его образе нет ничего от человека: царь-полубог. Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием обычным людям. Уже одно его явление вдохновило войско, приблизило к победе. Прекрасен, гармоничен этот государь, победивший Карла и не возгордившийся удачей, умеющий так по-царски отнестись к своей победе:
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок поднимает.
Увлеченность Пушкина фигурой Петра очень важна: поэт стремится осознать и оценить роль этого выдающегося государственного деятеля в истории России. - Пушкин противопоставляет в романе образ молодой петровской России, суровую простоту петровского двора, заботы Петра о государстве. Молодая петровская Россия показана Пушкиным полной творческой силы и созидательной работы. « Росси представляется Ибрагиму огромной мастеровою, где движутся одни машины, где каждый работник, подчиненный заведенному порядку, занят своим делом». В этом аспекте предполагал Пушкин дать образ России, преобразованной реформами Петра. И Ибрагиму, и Корсакову, вернувшимся из Франции, каждому по-своему, все в петровской России представляется новым, преобразующимся, находящимся в движении.
Эпоха Петра раскрывается Пушкиным. Главным образом, со стороны культуры, нравов и обычаев. Автор стремился раскрыть эпоху Петра в столкновении нового со старым, в противоречивом и порой комическом сочетании старых, освященных веками, привычек и новых порядков, вводимых Петром. Туго воспринимались русским дворянским обществом петровского времени нравы и обычаи западноевропейского мира. Замечательная по своей художественной выразительности, внутреннему комизму и исторической верности картина петровской ассамблеи показывает, что западноевропейское просвещение лишь внешне воспринималось русским боярами и дворянами. Только непосредственно вблизи Петра 1 складывалась группа подлинно просвещенных людей - Феофана Прокоповича, Копиевича и др. Пушкин отмечает возникновение петровской интеллигенции, одним из представителей которой и был царский арап Ибрагим. Он сознает свою ответственность перед государством. Чувство долга, а не страх перед царем и не карьеристские соображения вернули его из блестящей и легкомысленной Франции.Мужество Петра, его страсть познавать самому и вводить в стране новое не могут не импонировать Пушкину. Но в 1833 году стихотворение Адама Мицкевича “Памятник Петра Великого” заставило Пушкина попытаться иначе взглянуть на проблему, пересмотреть свое отношение. И тогда он написал поэму “Медный Всадник”. В “Полтаве” образ Петра как бы дробился:
Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
В “Медном всаднике” лик Петра также величественен, в нем и мощь, и ум. Но исчезло движенье, ушла жизнь: перед нами лицо медного истукана, только страшного в своем величии:
Ужасен он в окрестной мгле.
Необходимо было на исходе XVII века ввести Россию в ряд первых мировых держав. Но возможно ли ради этой цели жертвовать судьбой хотя бы такого маленького человека, как Евгений, его скромным простым счастьем, его рассудком? Оправдывает ли историческая необходимость такие жертвы? Пушкин в поэме лишь ставит вопрос, но верно поставленный вопрос и есть истинная задача художника
Проблемы исторического развития России осмысливаются Пушкиным во всемирно- историческом аспекте. Так, эпоху Петра 1 он сопоставляет в романе с эпохой во Франции. Пушкин развивал идею сближения крепостной России с Западной Европой, в которой развивалось просвещение. Народ, страна, В которой не развивалось просвещение - не сможет приобрести и свободы,- считал Пушкин. По причине татарского ига России оказалась оторванной от Западной Европы в развитии просвещения. Но с 17 в., с эпохи Петра 1 Россия вступает на путь развития просвещения, создавая предпосылку для завоевания народной свободы. В этом, по мнению Пушкина, заключается историческая заслуга Петра 1. В России Петр 1 оказался и разрушителем старого порядка русской жизни, и творцом, созидателем ее нового уклада.
Пушкин рисует картину французской дворянской культуры эпохи регентства - противоречивое сочетание блеска и разорения, духовных интересов и морального упадка, острой мысли и модного дилетантства. Такую же характеристику автор дает и времени Петра 1, новой петровской культуре. Образу распадающегося французского государства и беспечности его главы – регента герцога Орлеанского
Он даже решается покинуть любимую женщину, ставя долг свой выше личного чувства. Произведение строилось на семейных преданиях: Ибрагим- главное действующее лицо, это и есть « арап « Петра 1- Амбрам Петрович Ганнибал( 1696-1781 гг.), прадед Пушкина по материнской линии. Помимо устных семейных преданий, сведения автор почерпнул так же из «Немецкой биографии» А.П.Ганнибала, которая хранилась у Пушкина. Прадед Ибрагим, или Абрам, Ганнибал был младшим сыном князя в Северной Абиссинии. Пушкин нередко называл себя потомком негра. В 18 в. и нач. 19 в «арап» и «негр» были понятиями тождественными. При петербургском дворе при Петре 1 была мода иметь в услужении «арапов».
Петр 1 велел константинопольскому послу доставить ему способных «арапчат» ля того, чтобы образовать их по– европейски, взять на государственную службу и доказать русским «недорослям» , староверам , противившимся его реформам , что не знатность и порода, а ум и талант красят человека. Ибрагим восьми лет был вывезен турками в Константинополь в качестве заложника, а потом был доставлен « в подарок» Петру 1. Царь крестил Ибрагима в Вильне в 1708 г., а когда ему исполнился 21 год, послал учиться в Париж. Пушкин дает выразительную и историческую венную картину быта высшего дворянского общества Франции первой четверти 18в. Он подчеркивает моральный и материальный упадок беспечной и легкомысленной аристократии.
Во время учебы в Париже, Ибрагим денежно очень бедствовал, го хорошо и усердно учился, даже выслужился волонтером во время французской армии до офицера чина, что помогло ему себя содержать и учиться. Вернулся он в Россию в 1723 г., незадолго до смерти Петра 1. Император благоволил своему «крестнику», дал ему отчество «Петрович». Ибрагим хорошо изучил инженерное дело и неотлучно находился при государстве. Пушкин рисует его как незаурядного по уму и образованию человека. Ибрагим не льстец - фаворита занимает свое положение по личным заслугам, он почтителен к царю ив то же время полон достоинства и независимости. В историческом смысле Ибрагим-« птенец гнезда Петрова», представитель новой Петровкой интеллигенции.
Ибрагиму противопоставлен Корсаков – пустой и легкомысленный щеголь, не думающий о долге перед родиной, ни о Петре 1, ни о государстве. Корсаков не глуп, но у него нет подлинной образованности: он стремится только к развлечениям, роскоши. Корсаков усвоил лишь внешнюю форму посвящения, а не его смысл. Он дворянин лишь с одними правами, но без всяких обязанностей перед государством. Также легкомысленно он относится и к любви. Тога как Ибрагим серьезно любит дорогую ему женщину.
В образах Ибрагима и Корсакова Пушкин раскрывает сущность двух противоположных тенденций в жизни дворянского общества, порожденных петровскими реформами.
Показывая две линии в развитии русского дворянства с эпохи Петра 1, Пушкин не только глубоко проникает в смысл петровских реформ, но и исторически верно раскрывает перспективу дальнейшего хода русской истории и развития русского общества. Корсаков- представитель «полупросвещенной» русской аристократии, а Ибрагим- представитель прогрессивного просвещенного дворянства, из среды которого в последствии вышли видные исторические деятели, вплоть до декабристов.
Исторически правдиво воспроизведя нравы и быт петровской эпохи, Пушкин раскрывает и один из ее основных конфликтов- борьбу между новыми принципами жизни и морали и устоями старой допетровской Руси, представленной в романе семьей родовитого боярина Ржевского, который цепляется за старую Русь и недоволен новыми порядками. Ржевский находится в тайной оппозиции к новым порядкам. Он недоволен тем, что он, родовитый и знатный боярин, не играет никакой роли в правящих кругах петровского времени, не любит он неродовитых людей, пришедших к власти. Рисуя образ Ржевского, Пушкин раскрывает ограниченность старой боярской Руси и подчеркивает духовное превосходство Петра 1.
Таким образом, в своем романе Пушкин дает конкретно- исторические характеристики трех типов культуры: аристократической Франции, петровской России и старой боярской Руси.
На этом фоне нарисован Пушкинский образ Петра 1. Устами Ибрагима автор подчеркивает в Петре быстрый и твердый разум, силу и гибкость мысли и разнообразие интересов и деятельности. Образ Петра 1 рисуется в духе идеала просвещения – соблюдающего законы, любящего науку и искусство, понимающего свой народ, правителя. Европеизм Петра, его вражда к старине не мешают ему быть вполне русским человеком. Петр 1 любил те русские нравы и обычаи, которые не казались ему проявлением патриархальной дикости. Он берет на себя роль свата своего крестника, любит национальные кушанья, не прочь « по русскому обыкновению отдохнуть».
Склонность Петра к широкому и простому веселью, добродушное лукавство, гостеприимство – все это черты национального характера. Белинский заметил, что Пушкин показал «великого преобразователя России, во всей народной простоте его приемов и обычаев». «Никто в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего преобразователя России» - пишет Пушкин.
Широкая доступность и простота, демократизм в обращении. Любовь к семье – все черты, показанные Пушкиным, не нарушают, а оттеняют величие Петра.
Петр судит о людях и выбирает себе помощников не по сословному признаку, а по признаку ума, знаний, личных способностей.
Родовитый, но пустой Корсаков вызывает насмешку царя. В эту исторически верную черту Петра Пушкин вложил и свою мысль о преимуществе личных заслуг: «Имена Минина и Ломоносова вдвоем перевесят, может быть, все наши старинные родословные..»
Все же в «Арапе Петра Великого» Петр несколько идеализирован. В самом образе Петра Пушкин возвеличивал не самодержавие, а выдающегося государственного деятеля, который так много способствовал развитию родной страны. Не снижая выдающихся личных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять и почувствовать закономерность петровских преобразований и их необходимость. Петр в романе е романтический сверхгерой, а сын своего века. «Петр Великий, который один есть целая всемирная история!» - писал Пушкин.
Главной идеей «Арапа Петра Великого» является прославление преобразовательной деятельности и его сподвижников. Пушкин своим романом утверждал ценность того, что было ненавистного Николаю 1ё – роль и значение просвещения для развития русского государства. В противовес крепостничеству, Пушкина своими произведениями о Петре 1 провозглашал необходимость и неизбежность дальнейшей прогрессивной, антикрепостнической политики. Роман как бы указывал на те силы русского общества. На которые могло и должно было опереться правительство, если бы оно пожелало должны стоять не корыстолюбивые наемники и льстецы, а неподкупное, честное, поэты (Брюс, Феофан др. сподвижники Петра 1). Проводя эту идею, роман перекликается со стихотворением «Друзьям» (1828), заканчивающимся словами :
Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи дому.
Белинский писал: « Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический роман, изображающий нравы величайшей эпохи русской истории..»
Однако с 1929 г. Пушкина особенно волнует тема декабристов, а тема Петра теряет для него политическую актуальность.
Особенно влекли Пушкина вопросы, связанные с поисками выхода из противоречий русской общественной жизни, конфликт народа и власти.
В феврале 1833 г.он обращается к военному министру за разрешением ознакомится с архивами из истории пугачевского восстания. Зная, что разрешение на ознакомление с архивным «Пугачевским делом» зависит от Николая 1 , поэт приложил к заявлению с такой просьбой специальные краткие « Замечания о бунте». Он сформулировал в них сущность своего труда, выясняя, почему память о восстании продолжает жить в народе.
Летом Пушкин едет в места, которые были охвачены Пугачевским восстанием, посещает Казань, Оренбург, знаменитую Бернскую слободу, беседует со стариками, помнящими Пугачева, собирает о нем народные песни, роется в местных архивах. Он желает постичь в подробностях причины и природу русского «бунта», его сущность и значение. Народный язык Пушкин знал в совершенстве и чрезвычайно скоро умел располагать к себе крестьянскую толпу настолько, что мужики совершенно свободно говорили с ним обо всем. Интересовался Пушкин и фольклором, не только с точки зрения «местного колорита», он искал в фольклоре отражение народного миросозерцания. В то же время интересовала русская поэтическая народность, психологический склад народного человека. Таким образом, интерес Пушкина в фольклору неразрывно связан с его историзмом.
Название « История Пугачева» - своего рода вызов цензуре. Тема эта была запретна, и получилось, что Пушкин своей смелостью, дерзким поиском истины, самим заглавием труда делал историю Пугачева по значимости равной истории любого русского царя. Это почувствовал Николай 1 и переименовал для печати труд Пушкина « История Пугачевского бунта».
« История Пугачева » - это сложное по стилю произведение. В нем представлены глубокие пласты фразеологии обеих боровшихся сторон – крестьянства и дворянства. Автор не всегда говорит, чьими глазами видится картина.
Пушкин писал: « Весь черный народ был за Пугачева. Духовно ему доброжелательствовало. Одно дворянство было на стороне правительства. Пугачев хотел сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны». Автор утверждает, что восстание было вызвано жестокостью властей, притеснениями помещиков.
В центре внимания Пушкина – сам Пугачев. В чем секрет его силы? Кто были его сообщники? Но, к сожалению не все архивные документы были доступны поэту.
Правительству и суд называли Пугачева « вор, разбойник, злодей» и не могли дознаться насколько глубоки корни пугачевщины в народе. Простые люди на него не жаловались, он им зла не сделал. Пугачев не щадил только дворян : вешал, жег. Он провозгласил истребление всего дворянского сословия, а народу в своих манифестах объявлял вольность, отмену повинностей. Пушкин не скрывает огромную силу этих воззваний как «удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного».
Другой пушкинский герой – самозванец Емельян Пугачев - неслучайно
соотносит себя с Отрепьевым: “Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою”. Слова Пугачева “Улица моя тесна: воли мне мало” очень близки к стремлению Григория не просто вырваться из монастырской кельи, но вознестись на московский престол. И все же у Пугачева совершенно иная историческая миссия, чем у Григория: он стремится реализовать образ “народного царя”. В “Капитанской дочке” Пушкин создает образ народного героя. Сильная личность, незаурядный человек, умный, широкий, умеющий быть добрым – как пошел он на массовые убийства, на бесконечную кровь? Во имя чего? – “Воли мне мало”. Стремление Пугачева к абсолютной воле – исконно народная черта. Мысль, что абсолютно свободен только царь, движет Пугачевым: свободный народный царь и подданным принесет полную свободу. Трагедия в том, что герой романа ищет в царском дворце то, чего там нет. Более того, за свою волю он платит чужими жизнями, а значит, и конечная цель пути, и сам путь – ложны. Поэтому и гибнет Пугачев. “Капитанскую дочку” Пушкин создает как народную трагедию, и Пугачева он осмысливает как обр