Ссылка на архив

Исследования в современном управлении

СОДЕРЖАНИЕ

1.  ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УПРАВЛЕНИИ.................. 5

1.1 Предпосылки исследования систем управления................................... 5

1.2 Системный анализ как средство исследования систем....................... 10

1.3 Становление системности.................................................................... 16

1.3.1 Общие тенденции............................................................................. 16

1.3.2 Общая теория систем....................................................................... 19

1.3.3 Эволюция представлений об энтропии........................................... 21

1.3.4 Кибернетика Винера........................................................................ 24

1.3.5 Синергетика...................................................................................... 26

1.4 Заключительные замечания................................................................. 30

1.5 Вопросы для самопроверки:............................................................... 32

2.  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ                                            34

2.1 Общие определения............................................................................. 34

2.2 Определение системного анализа........................................................ 35

2.3 Cистема и ее свойства.......................................................................... 38

2.4 Системы и их виды............................................................................... 45

2.4.1   Модель состава системы................................................................ 45

2.4.2   Виды и типы систем....................................................................... 48

2.5 Вопросы для самопроверки:............................................................... 52

3.  СИСТЕМНОСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ................................................... 53

3.1 Этапы становления механизма управления........................................ 53

3.2 Модель механизма управления и эволюция живой природы........... 62

3.3 Сходство процессов управления и познания...................................... 67

3.4 Заключительные замечания................................................................. 69

3.5 Вопросы для самопроверки:............................................................... 70

4.  УПРАВЛЯЕМЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ СВОЙСТВА........................... 71

4.1 Управляемые системы.......................................................................... 71

4.2 Особенности управляемых систем...................................................... 80

4.3 Классификация систем......................................................................... 89

4.4 Организационные системы.................................................................. 92

4.4.1 Уникальность................................................................................... 96

4.4.2 Отсутствие формализуемой цели существования........................... 96

4.4.3 Отсутствие оптимальности.............................................................. 97

4.4.4 Динамичность................................................................................. 100

4.4.5 Неполнота описания...................................................................... 100

4.4.6 “Активность” системы (наличие свободы воли)........................... 103

4.5 Вопросы для самопроверки:............................................................. 104

5.  ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА.......... 105

5.1 Логическая основа системного анализа............................................ 105

5.2 Формирования целей......................................................................... 108

5.2.1   Анализ проблем........................................................................... 108

5.1.2   Анализ целей................................................................................ 109

5.1.3   Вопросы детализации при анализе проблем и формировании целей  111

5.1.4   Некоторые проблемы формирования целей............................... 114

5.1.5   Критерии при формировании целей........................................... 118

5.3 Пути достижения поставленных целей.............................................. 121

5.4 Потребные ресурсы для достижения целей...................................... 126

5.5 Вопросы для самопроверки:............................................................. 127

6.  СТРУКТУРИЗАЦИЯ В СИСТЕМНОМ АНАЛИЗЕ                                   129

6.1 Методы структуризации.................................................................... 129

6.1.1 Деревья взаимосвязей.................................................................... 129

6.1.2 Основные принципы структуризации........................................... 134

6.2 Примеры построения деревьев целей............................................... 142

6.2.1 Общие вопросы построения деревьев........................................... 142

6.2.2 Дерево целей экономической проблемы....................................... 144

6.2.3 Дерево целей социальной проблемы............................................ 145

6.3 Построение дерева мероприятий...................................................... 146

6.4 Основные проблемы применения метода структуризации.............. 151

6.5 Вопросы для самопроверки:............................................................. 156

7.  МЕТОДЫ ЭКСПЕРТНОГО ОЦЕНИВАНИЯ.                                   157

7.1 Некоторые особенности экспертных оценок.................................... 157

7.2 Анкетные методы............................................................................... 160

7.3 Метод Дельфы.................................................................................... 169

7.4 Вопросы для самопроверки:............................................................. 172

8.  КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ДЕРЕВЬЕВ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ   174

8.1 Дерево целей...................................................................................... 174

8.1.1 Построение дерева целей............................................................... 174

8.1.2 Расчет коэффициентов относительной важности.......................... 175

8.2 Дерево мероприятий.......................................................................... 179

8.2.1 Особенности построения дерева мероприятий............................. 179

8.2.2 Семейства в дереве мероприятий.................................................. 180

8.1.3 Численная оценка дерева мероприятий........................................ 182

8.3 Вопросы для самопроверки:............................................................. 191

9.  МЕТОДЫ СЕТЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ                 192

9.1 Основные понятия и определения..................................................... 192

9.1.1 Возникновение и становление метода........................................... 192

9.1.2 Основные определения.................................................................. 194

9.1.3 Графическое представление расписаний работ............................ 197

9.2 Анализ сетевого графика................................................................... 201

9.2.1 Понятие критического пути........................................................... 201

9.2.2. Методы определения критического пути...................................... 203

9.2.3. Резерв времени работы.................................................................. 207

9.2.4 Ранний и поздний сроки выполнения работ................................. 211

9.3 Табличная запись результатов расчёта сетевого графика............... 212

9.4 Другие виды графического представления графиков работ........... 213

9.4.1 Варианты графического представления сетевого графика.......... 213

9.4.2 Диаграмма Ганта........................................................................... 214

9.5 Анализ и оптимизация сетевого графика.......................................... 216

9.6.  Заключительные замечания............................................................. 218

9.7 Вопросы для самопроверки:............................................................. 219


1.

Все перечисленные моменты в той или иной мере стали методологически осознаваться в науке еще в XIX веке. Исследование систем началось примерно в одно и тоже время (на рубеже XIX-XX веков) в различных областях знания. Роль интеграции наук, организации взаимосвязей и взаимодействия между различными направлениями во все времена выполняла философия - наука наук, которая одновременно являлась и источником возникновения ряда научных направлений. В частности, в 30-е годы нашего столетия философия явилась источником возникновения обобщающего направления, названного теорией систем. Л. Берталанфи, считающийся основоположником этого направления, впервые сделал доклад о своей концепции на философском семинаре, пользуясь в качестве исходных понятий терминологией философии (1).

Берталанфи выдвинул идею построения теории, приложимой к системам любой природы. Один из путей реализации своей теории он видел в том, чтобы отыскивать структурные сходства законов, установленных в различных науках, и, обобщая их, выводить общесистемные закономерности. Одним из самых важных достижений Берталанфи является введение понятия открытой системы. В отличие от кибернетического подхода (об этом мы будем говорить ниже), где изучаются внутрисистемные обратные связи, а функционирование систем рассматривается просто как отклик на внешние воздействия, Берталанфи подчеркивает особое значение обмена системы веществом, энергией и информацией (негэнтропией) с окружающей средой. В открытой системе устанавливается динамическое равновесие, которое может быть направлено в сторону усложнения организации (вопреки второму закону термодинамики, благодаря вводу негэнтропии извне), и функционирование является не просто откликом на изменение внешних условий, а сохранение старого или установление нового подвижного внутреннего равновесия системы. Здесь усматриваются как кибернетические идеи гомеостазиса, так и новые моменты, имеющие свои истоки в биологии (Берталанфи был по специальности биологом).

Берталанфи и его последователи работают над тем, чтобы придать общей теории систем формальный характер. Однако, заманчивый замысел построить общую теорию систем как новую логико-математическую дисциплину не реализован полностью до сих пор. Не исключено, что наибольшую ценность общей теории систем представит не столько ее математическое оформление, сколько разработка целей и задач системных исследований, развитие методологии анализа систем, установление общесистемных закономерностей.

Следует так же отметить, что важный вклад в становление системных представлений в науку (еще до Л. Берталанфи) внес наш соотечественник А.А. Богданов. В 1911 году вышел в свет первый том, а в 1925 году - третий том его книги “Всеобщая организационная наука (тектология)” (2).

Большая общность тектологии связана с идеей Богданова о том, что все существующие объекты и процессы имеют определенную степень, уровень организованности. В отличие от конкретных естественных наук, изучающих специфические особенности организации конкретных явлений, тектология должна изучать общие закономерности организации для всех уровней организованности. Все явления рассматриваются как непрерывные процессы организации и дезорганизации. Богданов не дает строгого определения понятия организации, но отмечает, что уровень организации тем выше, чем сильнее свойства целого отличаются от простой суммы свойств его частей. Пожалуй, самой важной особенностью тектологии является то, что основное внимание уделяется закономерностям развития организации, рассмотрению соотношений устойчивого и изменчивого, значению обратных связей, учету собственных целей организации (которые могут как содействовать целям высшего уровня организации, так и противоречить им), роли открытых систем. Богданов довел динамические аспекты тектологии до ра