Иудаизм: история развития и современное состояние
Если спросить человека «с улицы», что для него означает иудаизм, девять из десяти ответят: суббота, праздники, синагога, законы питания, обрезание, траурный обряд. Но все это лишь малая часть иудаизма системы, которая охватывает все стороны жизни: отношения между личностью и обществом, личные взаимоотношения, типы поведения, отношения между мужем и женой, между начальником и подчиненным, профессиональную и деловую этику, домоводство, взаимоотношения в общине, обществе и государстве. Другими словами, иудаизм — это искусство жить во всех его проявлениях.
Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия, которая вот уже более трех с половиной тысячелетий исповедуется еврейским народом.
Термин «иудаизм» происходит от названия самого многочисленного из 12 «двенадцати колен Израилевых» - колена Иудина. С этим коленом еврейский народ всегда связывал свои самые светлые надежды, потому что из него вышел святой царь Давид, и из него же должен произойти Машиах (Мессия).
В качестве понятия обозначающего национальную религию еврейского народа это слово стало использоваться лишь с конца XIX в.
Законы, которые регулируют отношения во всех сферах жизни, — такие же четкие, как и те, что определяют правила питания или порядок службы в синагоге.
Все части Торы, взаимодействуя, служат одной всеобъемлющей цели созданию справедливого общества, воодушевляемого пониманием того, что человек сотворен по подобию Бога. Но Тора на этом не останавливается. Ее цель — создать идеальное общество, по законам которого захочет жить весь мир, и таким образом все человечество обретет благословение Торы. Всегда, когда речь идет об особых обязанностях еврейского народа.
Евреи всегда знали, что им предстоит указать путь развития всему человечеству. Лишь в таком контексте мы начинаем понимать значение мицвот Торы и величие заключенной в них программ.
Глава I. История развития иудаизма
Происхождение религиозной системы иудаизма неразрывно связано с происхождением еврейского народа. Современное состояние исторической науки позволяет связать его этногенез с движением в начале второго тысячелетия до н. э. западно-семитских племен к Восточному побережью Средиземного моря из Месопотамии. Есть достаточно оснований полагать, что наименование «еврей», «иври» по-еврейски, происходит от глагола «авар», «пересекать, переходить», иначе говоря «перешедший реку», имеется в ввиду Евфрат по пути из Двуречья к морю. Эти данные, в общем, не противоречат изложенному в Священном Писании иудаизма - Торе и ТАНАХе.
1.1 Библейский период. Тора и ТАНАХ
Тора в широком смысле слова обозначает Божественное указание, или вообще совокупность Божьих заповедей, завещанных избранному народу. В другом, более узком, смысле Тора - это первые пять книг Священного Писания, составляющие по своему содержанию и концепции единое целое. Другое название - Пятикнижие, наименование каждой книги у евреев берется по первому слову еврейского текста. В первой книге Берешит (в русском переводе Бытие) рассказывается о сотворении мира и жизни первых людей на земле, всемирном потопе, спасшемся от потопа праведнике Ное и трех его сыновьях, один из которых - Сим стал прародителем родоначальника еврейского народа патриарха Авраама. Этот патриарх вместе со своим семейством и домочадцами по зову Всевышнего отправляется в Землю, Обетованную ему Богом, расположенную между берегами Иордана и Средиземным морем. Его сын Исаак и внук Иаков (получивший второе имя Израиль) также являются патриархами еврейского народа. Двенадцать сыновей Иакова - Израиля: - Рувим, Симон, Леви, Иуда, Иссахар, Зебулон, Дан, Нафтали, Гад, Ашер, Иосиф и Вениамин становятся впоследствии родоначальниками колен еврейского народа или народа Израиля. Вторая книга Шемот (Исход) посвящена жизни народа Израиля в Египте, жестокому угнетению, которому он стал подвергаться при фараоне, царствовавшем через много лет после прихода евреев в Египет. Затем повествуется о драматических событиях, связанных с Исходом евреев из Египта под водительством великого пророка Моисея из колена Леви, подвигнутого на этот подвиг Всевышним. Наивысшим событием повествования является дарование Моисею на горе Синай самим Богом знаменитых десяти заповедей, высеченных на каменных плитах (скрижалях). Собственно с этого момента окончательно закрепляется Союз между Богом и избранным народом. Более того, для иудаизма ключевое значение имело веление Бога, определившее дальнейшую судьбу и предназначение еврейского народа: «и вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исход 19:6). В дальнейшем судьба народа Израиля складывалась в зависимости от соответствия его поведения этому Завету. В последующих трех книгах Пятикнижия - Вайикра (Левит), Бемидбар (Числа), Дварим (Второзаконие) повествуется о полных тяжелыми испытаний странствиях народа по Синайской пустыне на пути в Землю Обетованную. Вместе с тем, гораздо больше места уделено изложению свода гражданского законодательства, устройства переносной скинии (шатра) Завета, где находятся скрижали, порядка службы священников из числа потомков Аарона, брата Моисея, предписаний ритуальной чистоты, жертвоприношений, праздников, нравственно-этических наставлений, социального законодательства и т.д. Последняя пятая книга содержит увещания и наставления Моисея своему жестоковыйному народу на пороге Земли Обетованной. Пророку не суждено было вступить на нее после сорокалетнего странствия евреев по исходу из Египта. Моисей скончался на восточном берегу Иордана напротив города Иерихона и могила его неизвестна. Значение предписаний Торы, называемой также Пятикнижием Моисеевым, для последователей иудаизма выражается словами: «Вот постановления и определения и законы, которые постановил Господь между Собою и между сынами Израилевыми на горе Синая, через Моисея» (Левит 26:46) Поэтому иногда иудаизм называется «мозаизмом», религией Моисея. Тора вместе с книгой Пророков (по - еврейски Небиим) и книгой Писаний (по - еврейски Кетувим) составляет одну Священную Книгу у иудеев, называемую также Письменной Торой (в широком смысле этого слова, то есть Законом). Будучи священной и у христиан, она получила у них название Библия от греческого слова, «та библиа» - книги, или Ветхий (Старый) Завет. Евреи называют ее по первым буквам еврейского наименования трех частей - ТАНАХ.
Книга Пророков включает в себя 19 книг, а книга Писаний 12. В ТАНАХе «Пророки» различаются на «Первых» или ранних, и «Последних». К циклу первых относятся книги (в русском написании) Иисуса Навина, Судей, две Самуила, две книги Царей. Как и в Торе, религиозные мотивы неотделимы от благочестия народа Божьего, деяний его вождей, царей и священников.
Книга Иисуса повествует о завоевании Земли Обетованной коленами Израиля под водительством преемника Моисея Иисуса сына Нуна, книга Судей посвящена жизни отдельных колен Израиля, расселившихся каждый на своей территории. Книги Самуила посвящены жизни этого пророка и переходу от племенного быта к монархическому. В первой книге Царств изображена картина царствования наследника Давида - Соломона. Вторая книга царств живописует уже существование двух сравнительно слабых царств: северного - Израиля и южного - Иудея со столицей в Иерусалиме, где правили цари из династии Давида.
Сущность их проповедей также состоит в поучении народа следовать Заповедям Божьим, стремиться к нравственному совершенству, не подражать окружающим народам в идолопоклонстве. Значение ТАНАХа для иудеев настолько велико, что он представляет собой, по точному определению Г. Гейне, носимое с собой Отечество евреев.
1.2 Эпоха соферов
Последнее историческое событие, упоминаемое в ТАНАХе, относится к V в. до н.э. Последующий период еврейской истории продолжался до разрушения Иерусалима и Второго храма римлянами в 70 г. н. э. Это время было переломным как для еврейского народа, так и для иудаизма. После окончания вавилонского пленения далеко не все изгнанники вернулись в родные края. В пределах Персидского царства от Африки до Индии, в частности, и за счет прозелитов, складывается иудейская диаспора. После завоеваний Александра Македонского евреи включаются в систему эллинистической цивилизации. В результате народного восстания под водительством Маккавеев, возникает независимое Иудейское царство, просуществовавшее со 140 г. до н. э. до 63 г. до н. э. Затем Иудея попадает в орбиту владычества Римской империи. Однако, иудейские законоучители – соферы, которые сумели сохранить и укрепить основные идеи иудаизма - веру в единого Бога, ценность существования каждого человека как творения Бога, высокую индивидуальную и национальную этику, гуманистическую социальную идею, немыслимую для массового сознания эллинистического рабовладельческого мира. Вместе с тем, поскольку уже тогда большинство евреев проживала в диаспоре, возникло стремление сделать Священное писание доступным читателям на самом распространенном тогда греческом языке.
В сер. III в. до н.э. в Александрии Египетской появляется перевод Библии на греческий язык, называемый иногда «Перевод 70 переводчиков» или «Септуагинта», который состоял из 70 человек, во главе которого находились председатель («наси») и глава верховного суда («ав бет дин»). Как правило, истина рождалась в спорах и дискуссиях между этими лицами.
К началу новой эры законоучитель Гиллель (наси) провозглашал, что любовь к людям и стремление к миру и благодеяниям является лучшим путем к Богу и его заповедям. Напротив Шаммай был сторонником, прежде всего строгого и неукоснительного соблюдения всех тонкостей Закона. Среди самих евреев еще во время существования независимого иудейского царства возникли три движения - саддукеи, фарисеи и ессеи. Саддукеи были партией эллинизированной аристократии. Они отрицали принцип бессмертия души, воздаяния после смерти, требовали буквального соблюдения законов Пятикнижия, отвергая трактовки учения мудрецов, то есть Устного учения, что вело к большому количеству жестоких судебных приговоров. Фарисеи (от евр. «перушим» - отделившиеся) - законоучители и мудрецы, они отстаивали право толкования учения согласно правилам с логики. Они много сделали для гуманизации жизни простого народа и одновременно для сохранения заповедей и традиции. Ессеи (от им. отца царя Давида Иессея) также стремились к соблюдению Закона, но, предсказывая гибель современного им погрязшего в грехах мира, практиковали крайний аскетизм, уход в отдаленные поселения в ожидании близкого, как им представлялось, прихода помазанника Божия - Мессии.
Вообще в начале новой эры среди страдающего под римским господством еврейского населения получили распространение мессианские настроения. Это привело к образовании в первом веке н.э. в иудаизме общины, признававшей проповедника Иисуса, распятого в соответствии с приговором наместника Рима в Палестине Понтия Пилата по обвинению в государственной измене, Мессией (Христом по-гречески), воскресшим после смерти из мертвых. В последующие десятилетия, постепенно распространяясь среди неевреев, это учение вышло за рамки иудаизма и стало мировой религией - христианством, сохранив в качестве Священного Писания еврейский ТАНАХ.
1.3 Иудаизм эпохи составления Талмуда
После окончательной утраты государственности и разрушения в 70 г. н. э. римлянами в ходе подавления иудейского восстания Иерусалима и Иерусалимского Храма исчез единый еврейский культовый центр. В связи с этим особое значение приобрела проблема фиксации единых правил и толкований, определяющих повседневную жизнь приверженцев иудаизма, находившихся в рассеянии по всему античному миру. Эту грандиозную задачу выполнили составители Талмуда («Изучение, наука», от корня еврейского глагола «ламад» - учить). Он представляет собой грандиозный по объему кодекс религиозных, этических и правовых норм иудаизма. Его значение настолько велико, что верующие иудеи полагают его Устным Законом, дополняющим Закон Письменный, то есть ТАНАХ. Формально текст Талмуда представляет собой своего рода юридический комментарий, посвященный детальному разъяснению того, каким образом в различных ситуациях исполнять 613 заповедей Священного Писания, регулирующих все стороны еврейской жизни. Считается, что именно в Талмуде окончательно сформулировано библейское законодательство, к библейским законам и запретам добавлено множество дополнительных запретов, обрядов и регламентаций. Однако фактически в Талмуде собрано все, созданное еврейской традицией с V в. до н. э. до V в. н. э. В его составлении принимали участие около 2000 мудрецов. В Мишне кодифицированы по шести тематическим разделам все толкования Устной традиции: о земледелии, о соблюдении субботы и праздников, о семейном праве, законы гражданские и уголовные, о храмовой службе и пищевых запретах, обо всем, связанном с ритуальной чистотой. Язык Мишны правильный еврейский с примесью греческих и латинских слов и выражений.
Содержание Талмуда весьма своеобразно. Законодательная часть изложена в форме протоколов рассуждений мудрецов, а не в виде четко сформулированных положений и параграфов. Каждый трактат состоит их неразделимых элементов – Галахи (рассуждение законов) и Агады (нравственные поучения, притчи). После завершения Талмуд становится своего рода народной конституцией, формировавшей духовный облик религиозного еврейства всего мира.
1.4 Караимский раскол
В VIII в. возникло движение караимов, отвергавших авторитет Талмуда. Основатель движения Анан бен Давид из семьи Рош-галута и его последователи утверждали, что составители Талмуда исказили смысл Священного Писания и, подобно протестантам в христианстве, призвали к изучению непосредственно самого текста священных книг Библии с тем, чтобы руководствоваться только прямыми ее положениями. Отсюда и название их «караим» (чтецы). Караимы ввели более строгие правила соблюдения религиозных ограничений и постов. Караимские идеологи призывали к изучению классического языка Священного Писания, полагая, что человеческий язык несовершенен и нуждается в осмыслении. Первое время караимство получило массовое распространение среди евреев Ближнего Востока и Египта. Они успешно восстановили традиции изучения еврейского языка и восприняли идеи сочетания иудейской учености и рационалистической философии, восходящих к воззрениям иудейско-эллинского философа I в. н. э. Филона Александрийского. Благодаря блестящим трудам светил раввинизма Гаона Саадии (Х в.) и Моисея Маймонида влияние караимского учения идет на убыль и оно превращается в незначительную группу в иудаизме. Теперь уже караимы изучают труды раввинистов и многое негласно перенимают. В последующие века между караимами и раввинистами не отмечается серьезных идеологических конфликтов.
1.5 Еврейская философия
Начиная с Х в., центр духовной жизни иудаизма перемещается в Европу. В мусульманской Испании в течение нескольких столетий продолжался так называемый «золотой век» еврейской культуры. В среде процветающих еврейских общин Испании появилась блестящая плеяда ученых, писателей, поэтов, философов, писавших свои труды на прекрасном еврейском языке а также на классическом арабском. Наряду с созданием выдающихся образцов религиозной и светской поэзии, высокой степени развития достигла религиозная философия иудаизма. В исследованиях Бахьи ибн-Пакуды, Авраама ибн-Эзры, Соломона ибн-Гебироля, Авраама ибн Давида прослеживается стремление слить воедино иудаизм и философию. Опираясь на методы и понятия греческой философии, они доказывали, что иудаизм не противоречит понятиям разума, когда речь идет о понятиях Бога, Божьего Провидения, природе человека, свободе воли и т.д. Весьма важным считалось дать еврейским ритуалам просвещенное философское обоснование, противодействовать суевериям и примитивному антропоморфизму.
Много внимания уделялось проблемам этическим. В последующие времена эти идеи посредством перевода многих текстов на латинский язык оказали влияние на средневековую европейскую философию. Вершиной развития религиозной философии иудаизма было творчество упомянутого выше Моисея Маймонида (1135-1204 г). Он питал величайшее уважение к Аристотелю и стремился посредством его философии обосновать иудейскую религиозную традицию. Вместе с тем Маймонид полагал, что разум человека по природе своей несовершенен, так что последнее слово всегда остается за Божественным откровением. Он утверждал, что для религии важно лишь признание, что мир был сотворен по воле Бога. Ключом к познанию Бога является, прежде всего интеллект, что подразумевает овладение всем циклом наук от астрономии до логики. Вечная жизнь души с Богом, по мнению Маймонида, представляется жизнью, полной блаженного познания. Вместе с тем такое познание Божества, в конце – концов, приводит к любви к Богу, в желании подражать Ему в милости и справедливости. Подробно его идеи по философии иудаизма изложены в его знаменитой книге «Путеводитель заблудшихся», в которой сформулированы 13 принципов веры иудаизма, изложенные в прозаической и стихотворной форме; они вошли во все еврейские молитвенники и сегодня являются широко признанными среди верующих. И это несмотря на то, что его идеи вызвали критику как со стороны некоторых раввинов за рационализм, так со стороны философов. В частности Хасдай Крескас из Барселоны (1340 - 1410 гг.), включил в основные символы веры тезис о любви к Богу, отсутствующий у Маймонида. Напротив, положения о воскрешении мертвых и о воздаянии не казались Крескасу основополагающими, поскольку высочайший идеал иудаизма - служить Всевышнему, не рассчитывая на вознаграждение.
Следует добавить, что перу Маймонида принадлежит и большой труд «Мишна Тора». Как он писал, его целью было создать книгу, каждый из тех, кто будет читать ее, изучив раньше Писаный Закон, узнает из нее весь Устный Закон, и ему не понадобится изучать никаких других пособий. Труд этот характеризует очень гуманный подход к формулировкам талмудических законов в отношении всех людей и народов. Долгое время он был самым авторитетным сводом, определяющим жизнь многих еврейских общин.
1.6 Каббала
Каббала (по-еврейски полученное по преданию учение) - мистическое учение в иудаизме, окончательно сформировавшееся к началу ХI в. Его основные принципы содержатся в сочинении «Книга Зогар», появившейся в 1300 г. в Испании. Зогар представляет собой комментарий к этому разделу Священного Писания и в специфической форме развивает талмудические идеи о свойствах Божества, способах их проявления в мире, человеческой душе, сущности добра и зла, о Письменной и Устной Торе, Мессии, идее искупления и т. д. Характерными для Каббалы являются учение о Боге как «Эйн–Софе» (Бесконечном), и его проявлении в десяти «потоках света» - Сефирот (по - еврейски множественное число от «сефира»). Особое значение имеют сефирот «Хохма» (мудрость), «Бина» (понимание), «Даат» (знание) и особенно «Шехина» (повсеместное присутствие Бога в каждом элементе мироздания, в том числе и в жизни человека). Именно для воссоединения нарушенного изначального единства Эйн-Софа и Шехины предназначена деятельность человека, чье тело представляет собой как бы особый космос. Важнейшее мировое значение в этом смысле приобретает миссия народа Израиля, которому как избранному была дарована Тора.
Согласно Зогару, в Торе содержится скрытый план Всевышнего для сотворения мира. Поэтому в ней каждое слово и даже черточка приобретает характер скрытой тайны. Отсюда заключение, что пренебрежение изучением Торы, согласно учению Каббалы, как бы губит мир. Изощренные доктрины Зогара, богатая образная разработка еврейской религиозной жизни в связи с мировыми тайнами бытия а также с учением о судьбах душ человеческих при жизни и после смерти послужили причиной ее огромной популярности среди еврейского населения, особенно после массового изгнания евреев, не пожелавших изменить своей вере, из Испании в 1492 г.
Изгнанники распространили свои идеи среди еврейских общин тех стран, куда им удалось попасть. Особое значение приобрели труды школы каббалистов, поселившихся в Сафеде (Цфате), на севере Палестине, находившейся тогда под властью Турецкой империи. Наиболее знаменитым среди них был Исаак Лурия (1514-1572 гг.), развивший учение Зогара о переселении душ. При этом он подчеркивал, что тело человека также чисто, как и душа. Оно является священным сосудом, содержащим Божью искру, душу, поэтому также свято. По его учению, человек должен стремиться восстановить нарушенную первоначальную Божественную гармонию в мире, имея в виду, что сегодня добро и зло перемешаны, а Шехина изгнана. В этом смысле, по мнению Лурии, надо понимать и рассеяние евреев, души которых должны спасти все человеческие души. Мистики Цфата были глубоко уверены в будущем избавлении Мира от зла и все их творчество и дела проникнуты оптимизмом и общечеловеческим гуманизмом. Именно там было создано большинство застольных песен, распеваемых во время празднования субботы в еврейских семьях.
В последующем, особенно в Германии и Восточной Европе, получила распространение «практическая» Каббала. Ее приверженцы сосредотачивали свое внимание не столько на философских вопросах, сколько на соблюдении праведности жизни (хасидут), альтруизме, молитвах, экстатической медитации, мистицизме цифрового значения букв еврейского алфавита, почитания различных талисманов и т.д. Возникновение практической Каббалы в XII в. связано с резким ухудшением положения евреев Европы в период крестовых походов и усилением преследований.
1.7 Средневековый раввинизм
Основным направлением иудаизма в средние века, которые для еврейских общин продолжались до XVIII в., оставалось все же продолжение традиций составителей Талмуда и гаонов Вавилонии. Ее название – «раввинизм» происходит от названия авторитетного в галахическом и ритуальном законодательстве духовного руководителя еврейской общины – «раввин» (по-еврейски «рав» - учитель, почтенное лицо). Раввинизм начал формироваться в Х века среди еврейства центральной Европы (в основном Северной Франции и особенно прирейнской Германии). В отличие от евреев Испании – «сефардов» евреи Германии и соседних стран стали именоваться «ашкеназами» (от еврейского средневекового наименования Германии - страна «Ашкеназ»). Именно там к XII в. сложился немецко-еврейский разговорный язык «идиш». При сохранении еврейского алфавита его лексика большей частью заимствована из верхненемецких диалектов с большой примесью слов из иврита и других языков, прежде всего славянских. Грамматика идиша, в общем, аналогична немецкой. Позднее на этом языке особенно на востоке Европы возникла обширная литература.
Огромное влияние на развитие традиций раввинизма оказали также труды представителей сефардского еврейства, в частности, Маймонида. Главной задачей этого стержневого направления средневекового иудаизма была разработка строгих правил внутренней дисциплины и самодисциплины, норм поведения каждого еврея и целой общины, способствующих сохранению в неприкосновенности принципов еврейской религии, независимо от изменявшихся внешних обстоятельств. Раввины продолжили дело вавилонских гаонов в разработке и толковании положений Талмуда. Самым выдающимся из них считается Шломо бен-Ицхак (1040-1105 гг.). Ему принадлежат комментарии к Талмуду, где он не оставил без объяснения ни одной фразы; они и сегодня считаются самыми авторитетными.
Гонения в ходе крестовых походов, а затем в годы страшной эпидемии чумы, разразившейся в Западной Европе в середине XIV века закончились изгнанием евреев из Франции в 1349 г. и упадком еврейских общин западной Германии. Центр еврейской жизни перемещается в Польско-Литовское государство (Восточная Европа). Именно там к ХVI в. средневековый ашкеназский раввинизм сложился как законченная система. В специфических социально-политических условиях средневековой католической Польши еврейское население выполняло роль торгово-ремесленного сословия, находящегося под личным покровительством короля и высшей аристократии страны.
В такой ситуации, иудейские общины стали не только религиозными, но и социально-политическими автономными объединениями. Всеми делами общины руководил особый совет –«кагал». Кагал руководил всеми сторонами жизни рядовых членов общины. Его верхушка руководила сбором государственных податей, распределяла все виды повинностей, ведала кладбищами, синагогами, школами, регистрировала акты гражданского состояния, оформляла купчие на движимое и недвижимое имущество, торговые сделки, вела судебные разбирательства между членами общины. Последними занимались раввины и даяны (судьи религиозного суда), руководствуясь положениями Торы и Талмуда. В сомнительных случаях предусматривались обращения к вышестоящему раввинскому суду. В более сложных ситуациях при конфликтах между кагалами устраивались даже специальные съезды раввинов и старшин. Обычно это происходило во время проведения больших торговых ярмарок. Позднее такие съезды становятся регулярными и способствовали образованию высшего органа еврейского самоуправления в стране - Ваада (совета).
При этом особое внимание уделялось укреплению религиозного воспитания народа и прежде всего юношества. Это считалось важнейшей задачей раввина. Обычно он занимал должность рош - ешивы - главы талмудической высшей школы в городе, и одновременно следил за начальными школами – «хедерами». Все учебные заведения содержались за счет общин. Учащихся в случае их бедности содержали и кормили более зажиточные граждане. Мальчики изучали в основном Тору и Талмуд с самого раннего детства, девочкам обучение не считалось обязательным. Тем не менее, многие женщины, как и практически все мужчины были образованы в религиозном смысле, и могли читать священные тексты на еврейском и арамейском языках, хотя разговорным был идиш.
Начиная с XVI в., в Польско-Литовское государство переселяются ведущие ученые раввинисты из других стран. Ученик знаменитого пражского раввина Шолом Шахна (ум. в 1558 г.) учреждает талмудическую академию (ешиву) в Люблине. Из этой ешивы вышли самые выдающиеся раввины того времени.
Авторитет раввинов королевства был настолько велик, что к ним обращались за решением самых сложных вопросов еврейские законоучители из Германии, Италии и Турции. В городах и местечках работали многочисленные еврейские типографии, печатавшие еврейскую религиозную литературу и труды ученых комментаторов. Есть основания полагать, что высоким уровнем развития еврейской духовности можно объяснить исключительно малое число ренегатов, перешедших в католичество. И это несмотря на то, что каждый иудей, совершивший обряд крещения, по законам страны получал дворянское звание (шляхетство).
1.7.1 Лжемессии
В XVII в. Польско-Литовское государство, где проживало большинство приверженцев иудаизма всего мира, вступило в полосу упадка острого социального и национального кризиса. Во время этих потрясений и особенно казацко-крестьянской войны, которая велась под религиозным лозунгом «защиты православия» сильно пострадали еврейские общины. Масса людей было убито, стало жертвой голода и эпидемий, бежало или было уведено в плен, в частности союзниками казаков - крымскими татарами. Чудом уцелевшие общины были разорены, и вся старая кабальная система так и не смогла восстановиться в прежнем виде. Во всем тогдашнем еврейском мире эти катастрофические события произвели впечатление приближающегося конца мира. Одним из последствий таких настроений было возникновение мессианского движения. Такая попытка была предпринята Саббатаем (Шабтаем) Цви (1626 - 1676 гг.). Цви уверовал, что катастрофа польского еврейства является предвестником этого конца и что именно он помазанник Божий, и должен свергнуть власть султана над Святой Землей, а также восстановить, согласно пророчеству, Израильское царство и стать его царем. Ему удалось завоевать восторженное доверие большого числа евреев Турции, Северной Африки и стран Европы, особенно Польши, Литвы и Украины. Основной принцип их веры выражается формулой: «Нет Бога, кроме Бога и Саббатай Цви пророк его». Они верят, что настанет время, когда все евреи уверуют в их пророка. Во внутренней жизни они соблюдаются законы Моисея и еврейского права. Эта небольшая по численности (около 10 -15 тыс. чел.) тайная секта сохранилась до нашего времени под названием «денме» (по-турецки - вероотступники).
Другое лжемессианское движение, идеологически в известной мере связанное с саббатианством, возникло в Польше. Его основателем был Яков Франк (1726 - 1791 гг.), он полагал, что теперь нет необходимости в сохранении еврейской нации. Он его сторонники выступили против аскетических законов Талмуда и провозглашали, что человеческие страсти являются искрами Божьими, находящиеся в душах людей. Если не давать им выхода, то это будет препятствовать божественной гармонии. Такие взгляды, содержащие проповедь аморализма, встретили решительный отпор. В спорах с раввинами Франк и его сторонники провозгласили борьбу с Талмудом, клеветнически утверждая даже, что он разрешает проливать кровь христиан, а сами франкисты якобы придерживаются только книги Зогар. Католическое духовенство активно поддержало сектантов, и, в конце – концов, Франк и его последователи перешли в католичество, причем крестным отцом Франка был король Август III. Секта скоро перестала быть религиозным явлением и прекратила свое существование бесследно.
1.7.2 Хасидизм
Хасидизм (от еврейского слова «хасид», в тексте Библии «любящий Бога», «благочестивый») является последним религиозным движением еврейского средневековья. Он возник в начале XVIII века в среде евреев Украины. У истоков движения стоял Израиль бен Элиэзер (1700-1760 гг.), прозванный также «Баал шем тов» (Бешт), что означает «обладатель доброго имени». Повсюду он привлекал к себе сердца простых людей поучениями и проповедями. Отсюда его прозвище “тов” - добрый. Уже, будучи признанным вождем нового движения, он поселился в подольском местечке (городке) Меджибож, куда уже при его жизни стекались десятки тысяч почитателей и учеников. В самое короткое время новое движение охватило большинство еврейского населения Украины, Белоруссии, Бессарабии, Румынии и Венгрии.
Сущность религиозно- философского учения хасидизма заключается в признании того, что весь мир - это проявление Божества. Отсюда следует, что ничто не может считаться абсолютным злом, это только непонятное обычному человеку проявление Божества. Вместе с тем, направление хасидизма, представленное школой Шнеура Залмана (Шнеерсона), связывает Божественный путь с интеллектом. В своей книге «Тания» Шнеур-Залман описывает различные свойства разума, познающего высший Дух терминами «хохма» (мудрость), «бина» (разум) и «даат»(знание). Это направление по первым буквам этой триады именуется ХАБАД. Его центром было первоначально местечко Любавичи, а ныне он находится в Нью-Йорке.
Из философии хасидизма вытекает и его этика. Хасиды полагают, что любовь к Богу и к людям тождественны. Люди все равноценны. А грешник только заблудший брат. Помогать надо всем. Основными добродетелями хасиды признают скромность, радость и воспламененность (душевное горение). Скромность проистекает из того, что все в мире творение Божества. Радость- отражение того, что все в мире создано Господом для блага человека. Любое дело можно и нужно делать с радостью. Отсюда вокруг отдельных цадиков культивируются веселые мелодии, песни, музыка и танцы. Сложился даже определенный исполнительский стиль хасидских музыкантов. Наконец, душевное горение - это постоянное стремление достичь чувства личного восторга при выполнении любого дела, рассматривая его как дело Божье.
Можно указать, что последователи Бешта и сегодня отличаются приверженностью к одежде его времени черным сюртукам и шляпам, а также меховым шапкам особого покроя. После второй мировой войны центрами хасидизма стали Израиль и США. Во многом благодаря работам немецко-еврейского философа М. Бубера и его последователей философия хасидизма стала доступной образованной общественности, в том числе, разумеется, и российской.
1.8 Реформизм. Эпоха нового времени
Реформистское направление в иудаизме возникло в Германии в начале XIX века. На его становление оказали с одной стороны идеи европейского Просвещения, главным проводником которого в еврейской среде был немецко-еврейский философ Моисей Мендельсон, а с другой стороны радикальные социально-исторические перемены в жизни Европы, вызванные Великой французской революцией. Мендельсон (1729 - 1786 гг.), стремясь изменить положение евреев Германии, веками прозябавших в тесных городских еврейских кварталах (гетто), перевел Библию на современный немецкий язык и много сделал для распространения среди еврейской молодежи европейской культуры.
Ее сущность заключается в том, что огромная совокупность обрядов и ритуалов, налагаемых на верующего еврея талмудическим иудаизмом, является только исторически преходящим фактором, не отражающим подлинного духа религии. Отсюда делался вывод о необходимости радикального реформирования иудейского культа. Эти идеи стали претворяться в жизнь после оккупации Германии наполеоновскими войсками и введения там французских либеральных порядков, включавших в себя также гражданское равноправие евреев.
С появлением раввинов, получивших образование в европейских университетах, количество сторонников реформистского иудаизма резко возросло. Их главным идеологом стал Авраам Гейгер (1810 - 1874 гг.), выдающийся ученый и глава еврейской общины г. Бреслау (Вроцлав). По его представлениям, иудаизм - это только религия, евреи не являются единым народом.
Концентрированная доктрина реформизма нашла свое выражение в декларации участников съезда его сторонников, прошедшего в г. Франкфурт-на-Майне в 1842 г. Радикальному изменению подвергся ритуал богослужения: вся служба велась на немецком языке, отменено трубление в ритуальный рог (шофар), ношение во время молитвы ритуального облачения (талес), во всех религиозных вопросах женщины были уравнены в правах с мужчинами.
Однако наибольшего успеха реформизм добился в США, куда эмигрировали многие его идеологи. В 1885 г. на съезде в Питтсбурге было подтверждено, что евреи являются не народом, а религиозной общиной. Главным принципом было признано библейское положение «люби ближнего как самого себя». Ритуалы, соблюдение субботы, пищевые запреты только мешают этому. Несмотря на массовую эмиграцию в США из Восточной Европы приверженцев ортодоксального иудаизма, реформизм и сегодня пользуется там массовой поддержкой. Достаточно указать, что в настоящее время в Америке насчитывается около миллиона сторонников реформизма и примерно 800 реформистских синагог. Реформисты допускают участие своих раввинов в бракосочетаниях смешанных браков даже вместе с христианскими священниками, для них необязателен религиозный развод, у них имеются женщины-раввины, принадлежность к еврейству определяется не только по матери, но и по отцу, крайне облегчено обращение в иудаизм и т.д. В других странах позиции реформизма значительно слабее.
Иудаизм придает особое значение связи еврейского народа, потомков библейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова со Святой землей, называемой также Эрец Исраэль (Земля Израиля). Эта связь красной нитью проходит через ТАНАХ и другие религиозные тексты иудаизма. Поэтическими синонимами для ее наименования служат «Иерусалим», по имени ее священной столицы «Сион»-горы в центре Иерусалима. Почитание Святой Земли было настолько велико, что считалось предпочтительней жить там, в населенном месте среди не евреев, чем вне ее пределов среди евреев. Верующие полагали за счастье окончить жизнь в Земле Израиля, причем религиозные общины оказывали материальную помощь паломникам и отдельным переселенцам. Однако воссоздание еврейской государственности считалос