Использование компьютерных технологий на уроках технического труда
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Курганский государственный университет»
Педагогический факультет
Кафедра профессионального обучения, технологии и дизайна
Выпускная квалификационная работа
Использование компьютерных технологий на уроках технического труда
Студент группы П-5916
А. Д. Миргасимов
специальность 050502
«Технология и предпринимательство»
Курган 2011
Особенностью современности, когда все меньше внимания уделяется “бумажным” учебникам и их заменяют электронные, задачами учебного процесса, диктуется необходимость автоматизированного обучения.
Компьютеризация всех сфер человеческой деятельности позволяет использовать ЭВМ в учебном процессе. Известно, что возможности применения компьютеров в учебном процессе многообразны. Он может служить для моделирования изучаемых явлений или систем, для реализации учебных игр, применяться для выполнения вычислений, для редактирования текстов, в качестве тренажеров, а также как инструмент автоматизации проектирования, программируемого управления экспериментами, наконец, как средство практического обучения самой компьютерной технике и программированию. Вместе с тем, особый интерес представляет использование компьютера в качестве дидактического инструмента общего назначения, применимого для обучения знаниям.
Идея обучения с помощью компьютера родилась давно, еще в 50-х годах 20 века. Сегодня компьютеризация образования идет высокими темпами. Уже больше двадцати лет школьники старших классов изучают информатику, знакомятся с компьютерами и основами работы с ними.
В любом учебном процессе можно выделить основные элементы, такие как передача информации и ее усвоение. Оба эти элемента тесно взаимосвязаны друг с другом и влияют друг на друга. Передача информации происходит от обучающего к обучающемуся. Здесь велика роль источника и носителя информации. Главные требования к передаче информации – доступность ее понимания, своевременность и оперативность, а усвоение информации тесно связано с самостоятельной работой учащихся или с самообразованием.
Обучение с помощью компьютера остается малоэффективным. Основная причина состоит в том, что разработчики автоматизированных обучающих систем преследуют цель компьютеризации обучения ради самой компьютеризации и мало внимания уделяется дидактике. «Программы должны оцениваться с точки зрения дидактических возможностей и они должны быть совершенны в психолого-педагогическом отношении». До конца не решен вопрос самими педагогами о том где, на каком этапе обучения целесообразнее использовать программные средства. «Поскольку о полной передаче компьютеру обучающей функции не может быть и речи, возникает вопрос: какую часть учебного процесса следует доверить компьютеру» (25, с.58).
1.4 Требования, предъявляемые к программному обеспечению учебного назначения
1.4.1 Требования к обучающим программам
Существуют общие требования к качеству любого программного продукта(6, с. 318):
1.производительность;
2.легкость и простота использования;
3.гибкость (возможность изменять, добавлять, расширять);
4.способность к взаимодействию (возможность интегрировать с другими приложениями);
5.целостность.
«Процессы разработки программного продукта должны быть настолько просты, насколько возможно для того, чтобы была сделана отлично, но не проще» (6, с. 324) .
Основной показатель высокого качества обучающей программы – эффективность обучения.
При решении любого вопроса, в первую очередь должны быть поставлены учебные цели. Эффективность программы целиком и полностью определяется тем, насколько она обеспечивает ближайшие и отдаленные цели обучения. При создании обучающей системы необходимо уделять внимание не эффектности, т.е. внешним эффектам обучающей системы, а эффективности использования.
1.5 Этапы разработки программного обеспечения
При создании обучающих программ Беспалько В.П. предлагает осуществить следующие основные операции:
- определить цель создания обучающей программы;
- создать тематический план;
- разработать обучающую программу (пошаговый тематический план);
- создать матрицу – скелет обучающей программы;
- создать опытный образец;
- проверка и совершенствование (2, с.119).
Методисты выделяют следующие этапы методики составления обучающих программ:
- определение цели применения программы (контроль, самоконтроль, обучение, тренаж, и др.);
- определение перечня тем (разделов программ);
- раскрытие тем (разделов) по содержанию учебного материала, его сложности и уровням учебной деятельности;
- составление вопросов и выбор метода реализации;
- определение количества вопросов, прорабатываемых за установленное время;
- предварительный выбор критериев отметки, уточняемых по результатам практической проверки на учащихся;
- определение полного объема программы и очередности предъявления учащемуся отдельных фрагментов программы;
- оформление программы (5, с.86).
Разработка программ учебного назначения – это многоуровневый процесс, в котором выделяются концептуальный, технологический, операционный уровни и уровень реализации.
Рассмотрим этапы необходимые для разработки программного обеспечения учебного назначения:
I этап: техническое предложение, сделанное на основе учебных потребностей и целей обучения. На этом этапе подвергается анализу ситуация с использованием компьютерных обучающих систем, сложившаяся в образовании.
II этап: планирование разработки, решение вопросов об установке сроков. На этом этапе устанавливаются сроки реализации отдельных этапов разработки и всего продукта в целом, назначается конечная дата его выпуска. В дальнейшем, составленный график позволяет гибко реагировать на возникающие в процессе разработки трудности, контролировать отставание или опережение, подключать или высвобождать ресурсы и перераспределять их между отдельными стадиями разработки.
III этап: разработка содержания курса. На этом этапе проводится анализ учебного плана и состав слушателей, происходит определение стратегии курса, разрабатывается сценарий и интерактивное взаимодействие программы с пользователями.
IV этап: разработка приложения. На этом этапе выбирается язык программирования, система программирования и выполняются работы по созданию программного продукта.
V этап: опробование и тестирование. На этом этапе начинается испытание разработанного приложения, проводится серия тестов с целью выявления ошибок программирования.
VI этап: эксплуатация и внедрение. На этом этапе происходит внедрение полностью законченной компьютерной системы обучения в образовательные учреждения.
Эффективность применения компьютера в учебном процессе зависит от качества обучающих программ. Создание обучающих программ - творческий процесс, требующий не только логического мышления, но и интуиции (17, с.35). Этот процесс еще изучен недостаточно и не может быть описан с помощью жестких нормативов-предписаний.
Список используемых источников
1. Актуальные проблемы прикладной информатики и методики обучения информатике. Материалы молодежной всероссийской научно-практической конференции. – Шадринск: Издательсво ОГУП «Шадринской Дом Печати», 2007. – 203 с.
2. Беспалько В.П Программированное обучение(дидактические основы). – М.: Высшая школа, 1970. – 300 с.
3. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / В. П. Беспалько - М.:Высшая школа, 1995. – - 336 с.
4. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 208 с.: ил.
5. Вербицкий А.А. и др. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. – М.: Знания, 1987. – 110 с.
6. Вигерс Карл. Разработка требований к программному обеспечению/Пер. с англ. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004. – 576 с.: ил.
7. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя // Педагогика. - 2003. - № 8. - С, 53-59.
8. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя // Педагогика. - 2003. - № 8. - С, 53-59.
9. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с.
10. Долинер Л.И., Ершова О.А. Педагогическая диагностика: методика разработки и использования компьютерных тестов школьной успеваемости: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1999.–138с.
11. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. - М.: МГУ, 1979. – 211 с.
12. Золотова С. И., Практикум по Access. –М.: Финансы и статистика, 2008 -144 с.
13. Коджаспирова Г.М.. Петров К.М. Технические средства обучения и методика их использования, - М.: Академия. 2001. - 256 с.
14. Кузьмин А.В., Левонисова С.В., Базы данных. –М.: Академия, 2008 - 320 с.
15. Лапчик М.П.. и др. Методика преподавания информатики. - М.: Академия, 2001. - 624 с.
16. Малеев В.В., Малеева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. Воронеж: ВГПУ, 2003 – 152 с.
17. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. 192 с.
18. Мирская А., Сергеева Т. Обучающие программы оценивает практика// Информатика и образование. – 1987. - №6 – с. 49-53
19. Мультимедийные обучалки по OpenOffice.org (электронный ресурс) http://www.i-rs.ru/Stat-i/Konkurs-2007/konkursnye-raboty-53/istoriya-odnogo-proekta-10/Mul-timedijnye-obuchalki-po-OpenOffice.org
20. Педагогика / В.А. Сластенин и др. – М.: Школа-Пресс, 1998. -512 с.
21. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные, коммуникационные, педагогические технологии (обобщении и рекомендации). – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 280 с.
22. Угринович Н.Д., Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. - М.: Школа-Пресс. 1999.-48 с.
23. Хуторской А.В, Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
24. Челак Е.Н.. Конопатова Н.K. Развивающая информатика. Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001, - 208 с.
25. Шоломий, К. Построение обучающей программы / К. Шо