Ссылка на архив

Ирано-израильское противостояние в аспекте Ближневосточной проблемы


Реферат: Ирано-израильское противостояние в аспекте Ближневосточной проблемы


Создание Государства Израиль в 1948 г. неоднозначно было воспринято международной общественностью и привело к первой арабо–израильской войне 1948–1949 гг. поскольку арабские страны негативно отнеслись к самому факту существования в этом регионе еврейского государстварегионе"11.

Даже если это означало, что Иран признал проблему создания палестинского государства, в то время еще трудно было выяснить тип госоружие на сумму от 500 млн. до 1 млрд. долл. в год18.

Во второй половине 80–х годов поруководства, ибо Иран нуждался в иностранной валютеразыгравшегося в 1985 г.22.

Одновременно в Израиле были чиновникдолг перед государством"26.

Вместе с тем правительство И.Рабина стало занимать все более гибкую позицию по проблеме ближневосточного урегулирования. Соглашение Израиля и ООП в сентябре 1993 г. "Газа–Иерихон – сначала" об уходе с части оккупированных территорий – подтвердило намерение израильтян и палестинцев решать вопросы мирным путем, а не военными средствамимандата; он запрещает любые деловые связи со странами находящимися с Израилем в состоянии войны, а также с организациями или фирмами, которые министр финансов определял как враждебные.Имущество этих стран или организаций подлежит конфискации29.

Юридическая проверка, произведенная Министерством финансов Израиля с целью определить Иран как страну, находящуюся в состоянии войны с Израилем, показала, что это невозможнообеспокоено значительным ростом военного потенциала Ирана как в количественном, так и качественном отношении. Так, Тегеран увеличил численность своих войск до 1,5 млн. человек и планирует довести численность членов народного ополчения до 20 млн. человек36. Иран тратит на свои военные нужды 30% своего бюджета, или около 35–40 млрд. долл. в год, но никак не 2 млрд. долл., как это официально утверждается Тегераном. Участились военные маневры, особенно в зоне Персидского залива. Примечательно, что такие маневры в апреле 1997 г. проходили под кодовым названием "Тарикэль–Кудс" (путь кИерусалиму)37.

К тому же в Израиле не могли не услышать призыва духовного лидера ИРИаятоллыС.А.Хаменеи, который неоднократно обращался к мусульманам всего мира "уничтожить Израиль", сионистский режим которого он считал "расистским, тираническим, отвратительным и беспощадным"38.

Израиль обеспокоен также тем, что в Иране усиленно разрабатываются новые виды оружия массового поражения, в том числе химического и бактериологического. Характерно, что в создании иранских видов химического оружия был замешан крупный израильский бизнесмен Н.Манбар, продавший Ирану материалы для производства газа и другого химического оружия, за что он и был арестован39.

О возросшем влиянии Ирана в регионе свидетельствует тот факт, что VIII сессия глав государств и правительств (ОИК) состоялась в начале декабря 1997 г. в Тегеране. В ней приняло участие 55 исламских стран, тогда как на I сессии их было всего 25.

Как и прежде, на сессии ОИК поднимались проблемы внешней политики Израиля, который, по мнению членов ОИК, не желал решить самый злободневный вопрос для арабов – создание Палестинского государства. Этому вопросу была отдана приоритетность из всех 139 проблем поднятых на этом форуме. Но какого–либо существенного прорыва в этом плане не произошло. Из кругов близких к Я.Арафату раздавались угрозы, что, если Тель–Авив не пойдет на переговоры, то ООП сама создаст в мае 1998 г. независимое Палестинское государство.

Остро стоял вопрос и об Иерусалиме, который Израиль провозгласил своей столицей. Исламский мир не признал этого решения и продолжает настаивать на том, чтобы столицей будущего Палестинского государства стал именно Иерусалим.

ОИК отметила, что продолжается раскол в исламском мире, и все больше мусульманских стран (Турция, Катар, Оман и др.) идут на тесные связи с Израилем.

Тем не менее характерны высказывания недавно избранного в ИРИ президента И.Хатами по внешней политике страны. Он заявил, что "Ирану нужна активная и свежая внешняя политика". И.Хатами обещал, что его правительство "будет содействовать ликвидации напряженности в международных отношениях, а также стремиться к установлению дружественных связей с различными странами"40. Он также подчеркнул, что