Ссылка на архив

Игровые методы как средство формирования артистической техники будущего учителя музыки

Развитие отечественного художественного образования предусматривает реформирование системы профессиональной подготовки будущих учителей музыки. Рядом с внесением изменений в процесс формирования и развитие личности специалиста, актуализируется проблема содержания его подготовки к профессиональной деятельности. Ведь музыканту-педагогу необходима исключительная компетентность, умение и навыки учителя-артиста, учителя-художника, что отображаются именно в артистической технике. Именно в таком контексте и происходит выбор наиболее перспективных образовательных систем и технологий относительно нашего исследования.

Осуществление процесса формирования артистической техники учителя музыки всячески зависит от творческой направленности образовательного процесса. Поэтому в процессе формирования артистической техники будущего учителя музыки эффективным считаем применение игровых методов, которые являются действенным средством творческой реализации личности студента.

В педагогической практике существует определенный опыт использования игровых методов в обучении. В частности, этому посвящены работы Н. П. Аникееевои, В. П. Бедерхановои, Н. П. Волковой, И. А. Добрянского, А. Й. Капской, В. Л. Платонова, Л. А. Савенковой, Г. К . Селевко, С. А. Шмакова, А. Г. Штепы и других. Впрочем, изучение научных работ свидетельствует о недостаточной разработке вопросов использования игровых методов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки.

Как форма свободного самовыражения человека игра предполагает реальную открытость миру возможного, разворачивающегося в виде соревнования или изображения (выполнение, репрезентации) определенных ситуаций, состояний (1). Еще А. В. Луначарський подчеркивал значимость игры для творческого развития взрослого человека. Он отмечал, что человек начинает мыслить, чувствовать и творить свободно, покоряясь лишь своим внутренним законам, стремлению каждой части своего организма развернуться (2).

Основным положением игровой деятельности, за С. Л. Рубинштейном, является приобретение опыта непринужденного поведения, связанного с деятельностью воображения (3). Именно в игре выражается более непосредственное отношение к учебной деятельности, а действия представляются скорее выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами. Однако, в отличие от игры вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленную цель обучения с ориентацией на соответствующий педагогический результат, который может быть обоснован, выделенный в явном виде и характеризуется учебно-познавательной направленности (4).

Целью использования игровых методов при формировании артистической техники считаем создание невынужденных обстоятельств обучения, по которым студент будет чувствовать заинтересованность от собственного артистического перевоплощения, собственной артистической поведения и дальнейшее желание воплощать ее в практической деятельности.

Сущностью игровых методов, как считают ученые, является моделирование, имитация поведения. Именно благодаря этим методам в упрощенном виде воссоздается, моделируется действительность, происходит имитация реальных действий, которая способствует повышению значимости артистического опыта для личности студента, влияет на формирование его творческого мышления. Основным педагогическим заданием при условиях использования игровых методов является введение студентов в состояние вдохновения и желания самовыражаться.

Формирование артистической техники в условиях игры приобретает форму внешне не похожую на обычную учебу. У студентов активизируется воображение и фантазия, самостоятельный исполнительский поиск, новый взгляд на известные факты и явления. Учеба происходит не под давлением, а в непринужденных обстоятельствах музыкально-творческой деятельности. Создается атмосфера соревнования, которое вынуждает студента мобилизировать свои знания и, возможно, скрыты артистические способности. Использование игровых методов в учебе не ставит целью определенный результат, он содержится в самом процессе игры. А это является рост творческого артистического потенциала студентов, развитие их артистических наклонностей, детализация определенных исполнительских приемов, возбуждение интереса к собственному артистического воплощения и потребности в самовыражении. Важным моментом использования игровых методов считаем создание атмосферы удовольствия и положительных эмоций от собственного артистического воплощение образа определенной роли (художественного образа).

В формирующего эксперимента нами используются такие игровые методы, как игра-имитация, ролевая игра, ситуационно-ролевая игра, интерактивная игра, игра-драматизация, инсценировка.

Следовательно, использование игровых методов направлено на приобретение у будущих учителей музыки устойчивой мотивационной установки до активного использования артистической техники, чувство удовольствия и успеха от собственного артистического самовыражения. Использование игровых методов во время формирования артистической техники будущего учителя музыки отмечается определенными чертами. Во-первых, это свободная развивающая деятельность. Студент, принимая в ней участие, получает удовольствие не только от результата, а, в большей мере, от самого процесса деятельности. Во-вторых, сам процесс носит в значительной степени импровизационный, активный характер.