Ссылка на архив

Государственное регулирование экономики

В 1991 году Россия вступила в полосу реформ . Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер . Затронуты все сферы общественной жизни , но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика . В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны . Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству . Тем интереснее становится тема государственного регулирования экономики , то есть вмешательства государства в экономические процессы в обществе . Ранее государство выполняло все экономические задачи глобального характера , такие как ценообразование , определение объемов производства того или иного товара и т.д. Таким образом вся экономика находилась в полном подчинении правительству . Из этого ясно следует , что вскоре частные лица потеряли интерес к производственной сфере из-за подавляющего и тотального контроля . Это падение интересов привело к уменьшению эффективности производства , замедлению научно - технического прогресса , падению темпов экономического роста . Таким образом , к началу 1980-х российская экономика оказалась в глубочайшем кризисе .

Однако и совершенно свободная от вмешательства государства рыночная экономика невозможна , ведь хотя и рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств , его возможности велики , но все же не безграничны . Существуют области , где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства .

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного , исполнительного и контролирующего характера , осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизация и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.(1)

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы , которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности . Появилась необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала , но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах ; отраслевые и общехозяйственные кризисы , массовая безработица , нарушения в денежном обращении , обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики .

Теоретически понятие государственной экономической политики шире , чем понятие государственного регулирования экономики , так как первая может основываться и на невмешательстве государства в хозяйственную жизнь (Известный принцип экономического либерализма laisser faire – laisser passer). В современных условиях невмешательство государства в социально - экономические процессы немыслимо . Уже давно споры идут не о необходимости государственного регулирования , а о его масштабах , формах и интенсивности . Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время идентичны .

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития , концентрации производства и капитала . Необходимость , превращающая эту возможность в действительность , заключается в нарастании проблем , трудностей , с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики . В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства . Оно решает различные задачи : это , например , стимулирование экономического роста, регулирование занятости , поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре , поддержка экспорта . Конкретные направления , формы , масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период . В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в некоторых странах Западной Европы (ФРГ , Великобритания, Франция , Нидерланды , Австрия , Испания ), в Японии , в ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки . Слабее развито государственное регулирование экономики в США , Канаде , Австралии . Тем не менее государственное регулирование экономики и в этих странах играет значительную роль , особенно в период ухудшения конъюнктуры , при высоких показателях безработицы и инфляции . Особенно важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах , создающих независимую экономику , в бывших социалистических странах , осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности .

1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.

1.1)Границы вмешательства государства в экономику.

Теперь рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в экономику . Прежде всего это области , где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.

1) Во-первых , это правильная организация денежного обращения .

2) Во вторых , предоставление государством общественных товаров . Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности , которые выражаются в денежной форме , через спрос . Однако существуют такие потребности , которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос . Речь идет об услугах коллективного пользования : национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций , охрана общественного порядка , вакцинация , хлорирование питьевой воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

3) В-третьих , устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком . Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов , что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Функции , выполняемые государством по организации денежного обращения , предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов , составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка . Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка . Как видно , нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок .

Если обратиться к реальному конкурентному рынку , то обнаружатся новые области экономической жизни , где проявляется ограниченность механизма рынка , что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику . Кратко обозначим эти сферы . Подробнее они будут рассмотрены в анализе основных сфер государственного вмешательства .

Перераспределение доходов .

Рынок признает справедливыми доходы , полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства , размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов . В обществе же есть люди , не владеющие ни землей , ни капиталом , ни трудом (нетрудоспособные , неимущие). Они не участвуют в конкуренции , не получают никаких доходов . Существуют и люди, не имеющие работу , но трудоспособные , они не могут найти рыночное применение своему труду . Рыночное распределение доходов неприменимо к тем , кто занят производством общественных товаров , их содержание становится задачей государства , а не рынка .

Во всех вышеперечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов , ибо то , что справедливо с позиции рыночного механизма , несправедливо с общечеловеческих норм морали , нарушает право человека на достойное существование в обществе .

Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области экономических связей . Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.

Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике. При конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей , которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство.

Рост монополий резко изменяет эту ситуацию. Государство пытается регулировать ситуацию двумя способами . Оно образовывает государственные комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.

Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех , кто может и хочет работать . Заметим , что обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами . Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы , по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица , что ставит перед государством немало сложных проблем . Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости , материального обеспечения людей , утративших рабочие места .

Монополизм и инфляция - это две тяжелые “хронические болезни” рыночной экономики , которая нуждается в проведении антимонопольной и антиинфляционной профилактики .

Суть государственной антициклической политики , или регулирования хозяйственной конъюнктуры , состоит в том , чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги , капиталовложения и занятость . Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы , увеличиваются государственные расходы и инвестиции . В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов , рост импорта и ухудшение платежного баланса , превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен . В такой ситуации задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса , капиталовложений и производства , чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и , таким образом , уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства , инвестиций и занятости в будущем .

Развитие фундаментальных научных исследований с длительными сроками окупаемости , высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму . Здесь государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс . Да и рынок более эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии .

Государство проводит региональную политику , решая вопросы , возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических , национальных , демографических и других нерыночных факторов . Региональная политика осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений , которые обеспечивают привелегированное положение отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам , находящимся в состоянии затяжного кризиса ; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств – носителей научно - технического прогресса , призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей , между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом , к повышению его эффективности и конкурентоспособности . В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства .

Реализация национальных интересов в мировой экономике (регулирование внешнеэкономических связей) предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики , контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы , воздействие на валютные курсы , управление платежными балансами и многое другое .

Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику . Эти рамки достаточно широки для того , чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества .

Если же государство пытается делать больше , чем ему отмерено рыночной экономикой , - продолжает распределять производственные ресурсы , удерживает административный контроль над ценами , прощает предприятиям задолженность , сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах , ведет фискальную налоговую политику , пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики , то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства , низкое качество продукции , увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа . В результате страдают те , ради которых государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику . Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики , избавление ее от чрезмерной государственной активности .

1.2)Субъекты экономической политики .

Субъектами экономической политики являются носители , выразители и исполнители хозяйственных интересов .

Носители хозяйственных интересов – это социальные группы , отличающиеся друг от друга по ряду признаков : имущественному , по доходам , по видам деятельности при аналогичных доходах , по профессиям , отраслевым и региональным интересам . Это наемные рабочие и хозяева предприятий , фермеры и земельные собственники , мелкие и крупные предприниматели , государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы , обусловленные их социально - экономическим положением , а также принадлежностью к тому или иному региону , виду деятельности .

Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой .

Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации : это профсоюзы , союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов (профсоюзы , например), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей , банковских учреждений , торговые палаты ). Есть и совсем малозначащие объединения , например ассоциация физических и юридических лиц , заинтересованных в приватизации какого- либо земельного участка , принадлежащего муниципалитету . Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов .

Это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой .

Исполнителями хозяйственных интересов – субъектами государственного регулирования экономики – являются органы трех ветвей власти , построенные по иерархическому принципу , а также центральный национальный банк . Они и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики . В государствах с федеративным устройством (США , Канада , ФРГ , Испания , Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства , соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы . Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики , все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы . Это главная , третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике .

Интересным с точки зрения изучения механизма государственного регулирования экономики является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов , не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики . Например , создается орган из представителей профсоюзов , союзов предпринимателей и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися .

Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность , но в действительности решающим образом воздействует на государственную экономическую политику . К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве , министерствах финансов и т.п.

Другая группа государственно - частных органов хозяйственного регулирования – это советы по сферам деятельности , например , научно - технический , по региональной политике , по профессиональному образованию . В отличие от отраслевых советов в них наряду с сотрудниками правительственных органов входят представители самых разных фондов , отраслей , банков , различных организаций и общественных движений .

Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и государственным регулированием экономики : носители (в данном случае заинтересованные фирмы) – выразители (союзы предпринимателей) – советы при государственных регулирующих органах . По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных , профессиональных , общественных групп .

Обратная связь государственного регулирования экономики с носителями хозяйственных интересовдовольно жесткая . Во-первых , успех регулирования проявляется в темпах роста , улучшении структуры хозяйства , росте занятости , здоровом платежном балансе , снижении темпов инфляции , повышении жизненного уровня .

Во-вторых , успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях , не всегда поддающихся точному количественному измерению : в уровне социальной напряженности (забастовки , выступления профсоюзов и т.д.) , оценка деятельности государства средствами массовой информации , состояние окружающей среды , качество жизни в городах .

В-третьих , носители хозяйственных интересов прямо или косвенно через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство . Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами . Наконец , союзы – выразители хозяйственных интересов своих членов , так же как и отдельные лица , финансируют или отказывают в средствах той или иной партии на выборах , избиратели голосуют за партию , а значит и за экономическую часть программы этой партии , или нет .

Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям – это главная линия обратной связи между государственной экономической политикой и носителями хозяйственных интересов .

Одной из форм обратной связи является анкетирование . Органы государственного регулирования экономики не могут позволить себе выяснят реакцию носителей государственных интересов на общую направленность и конкретные меры государственной экономической политики во время выборов , дожидаться , когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы (забастовки , бегство капитала ) . Правительственным органам нужна оперативная информация , по возможности достоверный прогноз поведения хозяйственных субъектов в случае осуществления той или иной меры государственного регулирования . Для этого существует отработанный механизм в виде анкетных опросов , которые проводятся специализированными научно-исследовательскими центрами . Он сыграл значительную роль в разработке арсенала средств государственного регулирования экономики и государственной экономической политики , завоевал большой авторитет не только в научных кругах , но и в государственном аппарате , занимающемся хозяйственными вопросами . Этот метод превратился в рабочий инструмент государственного регулирования экономики , обеспечивающий обратную связь между регулирующими органами и носителями экономических интересов .

Мы рассмотрели идеальную картину зависимости государственного регулирования экономики от экономических интересов , механизм этой зависимости от обратной связи . В реальной жизни наблюдается масса отклонений от модели – идет борьба между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования , широкое распространение получил лоббизм , известны факты коррупции в органах государственной экономической политики в разных странах . Но механизм государственного регулирования экономики функционирует все-таки по правилам , а не по отклонениям .

1.3)Цели государственного регулирования экономики .

Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом , адаптация его к изменяющимся условиям .

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей , без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута . Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики . Цель – выравнивание экономического цикла -- направлена на объект , т.е. на экономический цикл ; совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства – на секторальную и отраслевую , региональную структуру ; улучшение окружающей среды – на окружающую среду и т. п.

Названные цели , во-первых , неодинаковы по значению и масштабам и , во-вторых , находятся в тесной взаимосвязи . Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других . Например , невозможно представить стимулирование фундаментальных научных исследований без благоприятных условий накопления капитала , без выравнивания конъюнктуры , совершенствования отраслевой структуры экономики , стабильного денежного обращения .

Конкретные частные цели могут служить опосредующими для достижения других , более высоких для данного момента текущих целей . Так , конкретная цель – обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт – может быть опосредующей для стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности .

Цели могут частично перекрывать друг друга , одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный момент системы приоритетов целей .

Итак , в дереве целей государственного регулирования экономики существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной , но и отношения соподчинения и взаимозависимости между самими конкретными целями , т.е. конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными , вторичными , третичными и т.д.

Положение отдельных целей в дереве целей государственного регулирования экономики нестабильно . Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач , выступающих на передний план . В условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле – оживление конъюнктуры .

Методы государственного регулирования экономики и способы вмешательства в экономические процессы .

Известны два основных способа регулирования экономики. Децентрализованный (экономические средства) -- при помощи механизма рынка, товарно-денежных отношений, цен и т.д. И централизованный (административные средства) -- административный, директивный.

Экономические средства .

Если отвлечься от промежуточных, смешанных вариантов, то при первом способе рост производства зависит от спроса на продукцию и финансовых возможностей предприятия. Вместе с тем рыночный механизм ведет не только к существенному подьему экономики, но и сопровождается значительными спадами и кризисами. Чтобы предотвратить, предусмотреть или смягчить кризисную ситуацию, государство стремится разработать механизм прогнозирования и программирования национальной экономики.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно - кредитной и бюджетной политики . Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике . Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное экономическое программирование , охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики .

Основные экономические средства – это :

1) Регулирование учетной ставки (дисконтная политика , осуществляемая центральным банком) ;

2) Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке ;

3) Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств , торговля ими и погашение .

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении . По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в последнее время несколько ослабела .

Административные средства .

При втором способе такие ограничения, как спрос на продукцию или финансовые возможности предприятия не существуют. Предприятие ориентировано на постоянный рост производства как самоцель. На это его подталкивают не только план, но и престижные соображения руководителей. Для них увеличение обьема производства - главная цель . Главным критерием при таком административном регулировании обычно служит количественный рост. Необходимые для производства средства (как текущие, так и капитальные вложения) предприятие получает от государства, и потому у него нет собственных внутренних ограничений. Задача руководителя - "выбивать" у вышестоящих инстанций все новые и новые средства. В этих условиях нельзя представить директора, который добровольно отказался бы от дополнительных капиталовложений; ведь они дармовые, ничего предприятию не стоят, никак не связаны с его финансовым положением. предприятие не может оказаться в положении банкрота: любые убытки покрывает государство, которое выступает как всеобщая страховая компания.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба . Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета , разрешения и принуждения .

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах . Их сфера действия ограничивается в основном охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо защищенных слоев населения . Однако в критических ситуациях их роль возрастает , например , во время войны , критического положения в экономике .

Îäíàêî в условиях рыночной экономики íè ðûíî÷íûé, íè öåíòðàëèçîâàííûé ñïîñîáû ðåãóëèðîâàíèÿ ýêîíîìèêè íå ñóùåñòâóюò в чистом виде . Âîçìîæíû ëèøü ïðèîðèòåòû òîãî èëè èíîãî ñïîñîáà ðåãóëèðîâàíèÿ. Íî îäíî ÿñíî, ÷òî ïîñòîÿííîå îáíîâëåíèå òåõíèêè è òåõíîëîãèè, ðàñòóùèé äåôèöèò ñûðüÿ è ýíåðãåòè÷åñêèõ ðåñóðñîâ, îáîñòðåíèå ýêîëîãè÷åñêèõ ïðîáëåì ñóùåñòâåííî ïîâûøàþò ðîëü ãîñóäàðñòâåííîãî ðåãóëèðîâàíèÿ ýêîíîìèêè. Òåïåðü ïðîáëåìà ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû ñ îäíîé ñòîðîíû, óñèëèòü öåíòðàëèçîâàííîå íà÷àëî ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ñ äðóãîé ñòîðîíû, ñîõðàíèòü ñàìîñòîÿòåëüíîñòü (à â ñëó÷àå ñ áûâøèìè ñîöèàëèñòè÷åñêèìè ïðåäïðèÿòèÿìè -- ðàñøèðèòü ñàìîñòîÿòåëüíîñòü) ïðåäïðèÿòèé.

Возникает опасение: не приведет ли увеличение централизованного начала к автоматическому снижению децентрализованного рыночного?

Если под централизацией понимать систему карточного распределения ресурсов и продукции, доведение всех показателей работы вплоть до предприятий, стремление центра регламентировать всю хозяйственную деятельность, то такая форма централизации явно неприемлема. Чем больше такого рода централизация, тем меньше место для хозяйственной самостоятельности, конкуренции, высокой эффективности производства. примером тому являются бывшие социалистические страны.

Экономические и административные методы взаимосвязаны . Так , любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования , поскольку контролируется той или иной государственной службой . Например , денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита не раньше , чем будет принято решение о ее повышении . В свою очередь , в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле , что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы . Прибегая к прямому контролю над ценами , государство создает для производителей особый экономический режим , вынуждает их пересматривать производственные программы , искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям – изменять структуру текущего спроса , а также соотношение между его объемом и суммой сбережений .

В то же время экономические и административные средства противоположны . Экономические средства не сужают свободу выбора для субъектов , которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения . Когда , допустим , государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам , владелец денежного дохода видит в этом признак того , что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений прибавился еще один . И тут все зависит от умения государства прилечь обладателя сбережений на свою сторону , чтобы достичь целей регулирования .

Напротив , административные средства существенно сужают свободу экономического выбора , а порой сводят ее к нулю . Это случается там , где администрирование выходит за экономически обоснованные границы , обретает черты тотальности , перерождается в административно - командную систему .

Вместе с тем административные меры , подавляя индивидуальную экономическую свободу , вполне оправданы , если они используются в тех случаях , когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и всего рыночного хозяйства в целом . Существуют области , где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму .

Для того, чтобы централизация оправдывала возлагаемые на нее функции, необходимо выделить формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство через приобретение государством собственности на средства производства, законотворчества и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Теперь рассмотрим способы вмешательства государства в экономические процессы . Существуют два способа вмешательства: прямое и косвенное .

Прямое вмешательство.

К прямому вмешательству относятся следующие меры : развитие и регулирование государственного сектора экономики (а также долевое участие государства в различных акционерных обществах) , кредитование или льготное налогообложение коммерческих структур через ЦБР , принятие регулирующих актов. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это доходы и расходы центрального правительства и местных властей .

Государственный сектор экономики .

Во всех промышленно развитых странах сушествует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов , целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам . Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма , включая почту , частично транспортную службу , изготовление оружия , и т.д.

Его размеры могут служить критерием экономической роли государства . Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии до 8-9% в Германии, Бельгии и Голландии.

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях. Значительная часть государственного сектора -- это объекты инфраструктуры , в большинстве своем нерентабельные . Другая часть - государственные пред