Ссылка на архив

Информационный маркетинг в Интернете

Введение

Internet развивается довольно стремительно. Быстро растет количество изданий, посвященных Сети, что предвещает широкое ее распространение даже в далеких от техники областях. Internet превращается из большой игрушки для интеллектуалов в полноценный источник всевозможной полезной информации для всех.

Процессы развития глобальных информационно-коммуникационных технологий очень динамичны в настоящее время, а их возможности для общества и экономики еще только начинают масштабно использоваться. Еще два-три года назад Интернет рассматривался преимущественно как гигантская библиотека и главной его задачей считалась помощь в поиске нужной информации и организация доступа к ней. В настоящий "коммуникационный" этап своего развития главной задачей сети Интернет является помощь в поиске желательных партнеров и предоставление средств для организации с ними нужного вида коммуникаций с необходимой интенсивностью. Результаты последних исследований показали, что использование Internet-технологий может принести реальную экономию и прибыль.

Ожидается существенный рост увеличения объемов Internet-коммерции, особенно в таких областях, как путешествия, розничная торговля, финансы, тематическая реклама, а также в компьютерном секторе. Исследование Института рекламы подтверждает, что реклама в Internet превосходит по действенности радио- и телевизионную рекламу. Об этом говорят и специалисты компании PromoMart, финансируемой институтом. В подготовленном ими отчете Internet впервые противопоставлена традиционным средствам массовой информации как инструмент рекламы и торговли.

Internet представляет собой реальную почву для рекламного бизнеса, эта отрасль растет за счет общения между клиентами и консультантами. Internet позволяет дистрибьюторам перевести обслуживание своих клиентов на новый уровень. По данным Jupiter Communications, в 1999 году на электронную рекламу было потрачено 35 млрд. долл. - всемеро больше, чем в 1997-м. Динами прослеживается прекрасно.

Цель этой работы выяснить теоретические основы проведения комплекса маркетинговых мероприятий через Интернет, в частности рекламной кампании и определить практическую эффективность рекламы в Интернет на примере русского и украинского интернета.

Сначала в моей работе мы поговорим о теоретических основаниях маркетинга, в частности рассмотрим функции, задачи, цели и виды маркетинга, о специфичных для маркетинговой деятельности функциях под информационным уклоном.

Потом о “ Интернет и его роль в маркетинге ”

Я рассмотрю интернет как предмет и средство маркетинга, дам обоснование эффективности применения и путей использования возможностей глобальной компьютерной сети в маркетинге. Изложу особенности работы с клиентами в Интернет и проблемы, возникающие перед маркетологом. Так же я расскажу о рекламе в Интернет, дам советы по разработке рекламной программы.

На последок я попытаюсь осветить практику маркетинговой деятельность организаций в интернет.

Основная часть

В основе термина "маркетинг" лежит слово "market", что означает рынок. Поэтому маркетинг — это концепция управления (философия бизнеса), хозяйствования в условиях рынка, провозглашающая ориентацию производства на удовлетворение конкретных потребностей конкретных потребителей. Маркетинг — система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния па рыночные условия.

МАРКЕТИНГ - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и прогнозирования рынка,изучения внутренней и внешней среды предприятия экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных услуг. Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства, полностью (от научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ до сбыта и сервиса ) подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов. Предприятия-производители и экспортеры рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Однако это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования производственно-комерческой деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, организации научно-технической, технологической, инвестиционной и производственно-сбытовой работы коллектива предприятия, а управление маркетингом - важнейшим элементом системы управления предприятием.

Функции маркетинга

Существуют различные подходы к "методам" и "функциям" маркетинга. При этом "методы" и "функции" маркетинга иногда отождествляются.

Методы маркетинговой деятельности заключаются в том, что проводятся:

- анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей;

- анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных.

Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;

- изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизация старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т.д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка (экспорта);

- планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и/или агентских сетей;

- обеспечение формирование спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, престижных некоммерческих мероприятий ("паблик рилэйшнз") и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов;

- обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении "технологии" использования цен, кредитов, скидок и т.п.;

- удовлетворение технических и социальных норм страны, импортирующей товары предприятия, что означает обязанность обеспечить должную безопасность использования товара и защиты окружающей среды, соответствие морально-этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара;

1

Виды информации

Теперь давайте перейдем к информационному аспекту маркетинка. Обычно при проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.

Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы так называемых полевых маркетинговых исследований.

Вторичные данные не является результатом проведения специальных маркетинговых исследований.

Вторичная информация, с которой должна работать система постоянного слежения за внешней маркетинговой средой, обширна и, как правило, рассеяна во множестве источников, которые полностью практически невозможно перечислить.

Внешними источниками являются данные международных организаций (Международный валютный фонд, Европейская организация по сотрудничеству и развитию, ООН); законы, указы, постановления государственных органов; выступления государственных, политических и общественных деятелей; данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных исследований и т.п.

Вторичные данные в России можно получить из таких информационных источников как: изданий общей экономической ориентации (газета «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», периодические печатные издания Коммерсант», «Финансовые известия», журналы «Бизнес», «Эко» и др.),периодических печатных изданий торгового характера: «Экстра - М», «Товары со склада», «Из рук в руки», Ежедневных газет; газет бесплатных объявлений; электронных средств массовой информации (телевидение, радио) публикаций Торгово-промышленной палаты; информационно-аналитических бюллетеней (например, ВНИКИ различных исследовательских центров, правительственных организаций); публикаций внешнеторговых организаций; специальных книг и журналов (например, журнал «Маркетинг в России и за рубежом»); публикаций международных консалтинговых фирм типа «Бизнес Интернэшнл» и «Мак-Кинзи»; словарей, энциклопедий; публикаций различных общественных организаций (защиты прав потребителей, общества «зеленых» и др.); публикаций специализированных экономических и маркетинговых организаций;наружной рекламы.2

Синдикативная информация

Внешнюю информацию можно подразделить на официально опубликованную, доступную для всех и на так называемую синдикативную информацию, недоступную для широкой публики и издаваемую отдельными организациями; такая информация приобретается за деньги.

Главным достоинством синдикативных данных являются их долевая стоимость, поскольку стоимость разделяется между несколькими подписчиками. Далее, поскольку синдикативные данные основаны на сборе рутинной информации, осуществляемом неоднократно, то им присуще высокое качество.

3

Методы анализа документов

Грамотный перевод первичных и особенно вторичных данных в целевую информацию требует знания методов анализа изучаемых данных. Всю совокупность носителей таких данных печатных или электронных будем называть документами.

Методы анализа в маркетинге

Можно выделить два основных типа анализа: традиционный, классический, и формализованный, количественный (контент-анализ) . Существенно различаясь между собой, они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать имеющиеся в каждом недостатки, так как оба, в конечном счете, преследуют одну и ту же цель — получение интересующей маркетолога достоверной и надежной информации.

Анализ документов используется главным образом при работе с вторичными данными и в первую очередь — социально-психологической направленности.

Традиционный анализ —4

5

Что представляет собой документ? (Задаваясь этим вопросом, следует обратить внимание на вид, форму документа, решить, потребует ли его анализ применения каких-либо специальных методов и т. п.)

Каков его контекст? Кто его автор? Каковы цели, с которыми был создан документ? Какова надежность самого документа? Какова достоверность зафиксированных в нем данных? Каково фактическое содержание документа? Ответы на эти вопросы являются наиболее ответственным этапом всего анализа

Внешний анализ - это анализ контекста документа в собственном смысле этого слова и всех тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению. Это поможет правильному истолкованию содержания документа

По существу, вся работа маркетолога направлена на проведение внутреннего анализа документа, включающего выявление уровня достоверности приводимых фактов и цифр, установление уровня компетенции автора документа, выяснение его личного отношения к описываемым в документе фактам.

Юридический анализ. Он применяется для всех видов юридических документов.

Психологический анализ. Этот вид применяется, как правило, при оценке отношения автора к какому-либо политическому, экономическому или социальному явлению.

Формализованный анализ. Желание избавиться от субъективности традиционного анализа породило разработку принципиально иных, формализованных, или, как часто их называют, количественных методов анализа документов (контент-анализ). Требование объективности анализа делает необходимым перевод исследуемого материала на язык гипотез в единицах, которые позволяют точно описать характеристики текста. В связи с этим исследователю приходится решать ряд проблем, связанных: а) с выработкой категорий анализа; б) с выделением единиц анализа; в) с выделением единиц счета.6

Категории анализа — это понятия, в соответствии с которыми будут сортироваться единицы анализа (единицы содержания); например, потребители с разным уровнем дохода, положительные, нейтральные и отрицательные оценки товара определенной марки. Категории должны отвечать требованию надежности, т.е. их следует сформулировать таким образом, чтобы у различных исследователей была; достаточно высокая степень согласия по поводу того, какие части содержания следует отнести к той или иной категории. Чем более четко определены категории, тем менее проблематичным становится отнесение частей содержания к определенным категориям. Наиболее радикальным способом увеличения степени надежности категории является ее исчерпывающее определение

В исследованиях сообщений средств массовых коммуникаций, где контент-анализ распространен наиболее широко, определились некоторые «стандартные» смысловые единицы: Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов, Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах, целостных текстах, имена людей, географические названия, марки продуктов, названия организаций, упоминание какого-либо события.

Суть этих методов сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитыаемые признаки, черты, своиства документа, которые отражали бы определенные существенные стороны содержания.

Выбрав смысловую единицу и ее индикаторы, исследователь должен определить также и единицу счета, которая станет основанием для количественного анализа материала. Время — пространство. Подсчет в этой системе пригоден в основном при исследовании сообщений, передаваемых в интернете и СМИ. Появление признаков в тексте. Например, упоминание определенной марки продукта — в каждой из единиц контекстов (т.е. частей, на которые разбит анализируемый текст). повторение данной характеристики внутри единицы контекстов не учитывается.

Частота появления. Самым распространенным способом измерения характеристик содержания является подсчет частот их употребления, частота может использоваться для решения различных задач.7

Оценку достоверности зафиксированных в документе данных лучше всего производить путем последовательного перебора источников встречающихся в документе ошибок. Источники ошибок можно разделить на две категории: случайные (например, опечатки в статистических отчетах) и систематические.8 Систематические ошибки делятся на сознательные и несознательные. Сознательные ошибки часто определяются теми намерениями, которыми руководствуется автор при составлении документа (например, тенденциозное описание политической или экономической ситуации разными СМИ). Интерент просто перенасыщен сознательными ошибками в политтических публикациях.

Наиболее серьезную опасность представляют собой несознательные систематические ошибки. Для выявления их должна быть тщательно проанализирована методика, по которой составлялся данный документ. Только после того как последовательно перебраны и проанализированы все пункты, по которым есть основание усомниться в документе, он может быть использован в работе.

Маркетинговая информационная система

Маркетинговая информационная система (МИС) - это совокупность (единый комплекс) персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенных для обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений. Возникла концепция данной системы и началась ее практическая реализация в начале 70-х годов. МИС трансформирует данные, полученные из внутренних и внешних источников, в информацию, необходимую для руководителей и специалистов маркетинговых служб.

В МИС также входит подсистема поддержки маркетинговых решений, в которой с помощью определенных методов (например, модели корреляционного анализа, расчета точки безубыточности) на основе созданной базы маркетинговых данных осуществляется доступ к информации, необходимой руководителям для принятия решений, а также ее анализ в заданном направлении.

Маркетинговая разведка - постоянная длительность, на основе использования определенных процедур и источников получения информации, по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимая как для разработки, так и корректировки маркетинговых планов.

Маркетинговые исследования в отличие от маркетинговой разведки предполагают сбор и анализ данных по конкретным маркетинговым ситуациям, с которыми предприятие столкнулось на рынке.

В подсистему поддержки маркетинговых решений может входить набор процедур и логических алгоритмов, основанных на опыте экспертов и называемых экспертными системами.

Идея экспертной системы состоит в следующем. В то время как традиционные счетные программы имеют дело лишь с фактами, экспертные системы опираются на “профессиональную культуру имеют в виду всю совокупность неформальных эвристических приемов, догадок, интуитивных суждений и умение делать выводы, которые трудно анализировать явным образом, но которые, по сути дела, и составляют основу квалификации эксперта. Экспертная система состоит из “базы знаний” и механизма “вывода” - программы, которая способна находить логические следствия из всей совокупности имеющихся в системе правил.9

Маркетинг и Пр

После выработки единой внутри корпоративной позиции наступает стадия непосредственной реализации продукта, его продажи. В экономически неразвитой России очень трудно выделить сферу действия ПР. в маркетинге, ее отличие от рекламы. Профессор И. П. Яковлев10 разграничивает их, замечая, что "маркетинг и реклама влияют на поведение потребителей, а ПР. - на общественность.

Но к сожалению этот опыт еще пока очень мало применим в исследованиях интернет -маркетинга. Функция Потребления для общественности - одна из многих, а ПР. занята всеми потоками коммуникаций" Кажется, что ПР. несут в себе признаки рекламы, но все же есть ряд конкретных различий.

ПР. зачастую не связаны с немедленной продажей товаров (услуг) (исключая освещение конкретного товара в СМИ - пример полного подчинения ПР. маркетингу), используя рекламу дальнего действия, подготавливая к покупке потенциальных клиентов.

В связи с этим источники финансирования рекламы и ПР. различны: рекламные расходы фигурируют в смете, а средства на ПР. берутся из стратегического бюджета фирмы, как правило, из фонда ее развития. И если рекламщики получают комиссионные от покупки места или времени, то ПР-консультанты продают только свое время и экспертизу. Сэм Блэк11 видит отличие рекламы - ПР. в том, что: для рекламы характерен жесткий контроль за содержанием и временем, а для ПР. - относительно легкий контроль Доверие к рекламному сообщению у потребителя довольно низкое, а к сообщению службы ПР. - относительно высокое; фокус деятельности рекламы - это ориентация на рынок или продажу, а ПР. ориентируют на отношения или ситуацию; для рекламы существуют лишь кратковременные цели, ПР. задачи как кратко, так и долгосрочны.

Необходимо сказать о полезности предшествования ПР - освещения рекламе,12 так как продукт может служить предметом пресс-релиза, пока он - новость, а после выхода рекламы он перестает быть таковой. ПР. можно рассматривать как теорию косвенного воздействия, в отличие от прямого, которым является реклама. И.В. Алешина13 в своей книге «ПР. в коммерческих организациях» приводит данные исследований, проведенных по проекту офиса Деловых Потребителей Белого дома США: только четыре из ста неудовлетворенных потребителей предъявляют претензии; каждый из 13% неудовлетворенных потребителей говорит об этом двадцати людям; 90% разочарованных не разрешением своих проблем потребителей больше не покупают у компании-обидчика. Однако, если претензии удовлетворительно разрешены , 70% ранее недовольных потребителей остаются лояльными к компании.

Именно неразвитость системы представления претензий в России и обуславливает отсутствие ПР-отделов во многих фирмах. Загадочно звучит название Союз потребителей, хотя изредка в СМИ появляются результаты его исследований со списком недоброкачественных (да зачастую и мало кому известных) продуктов; проведение экспертизы по вашему специальному заказу - довольно дорогостоящее удовольствие. Законы, проведенные с помощью Союза потребителей в Думе, о защите прав потребителей, как и все законы РФ, прекрасно составлены, но плохо исполняются.

Интернет ресурсы позволяю решить «проблему обиженных» гораздо эффективнее. В силу того что предъявить свои претензии компании-продавцу гораздо проще посредством электронной почты или заполнения заявления непосредственно на сайте компании..

Итак, в чем же основная польза ПР. для маркетинга? Конечно, в информировании. Именно с помощью потока информации идет привлечение и удержание покупателей. На высококонкурентном, развитом рынке сбыт превратился в обучение, сменившее хамское навязывание рекламой отдельных продуктов (концепция Гэлбрейта о всемогуществе рекламы была еще очень популярна недавно).

Кстати, информируя покупателя о достоинствах продукта, специалист ПР повышает уровень требовательности потребителя и , тем самым, заставляет руководство организации все больше внимания уделять гармонизации отношений с общественностью. Ведь чем быстрее и лучше работает канал двусторонней связи, тем более это выгодно каждому из его участников: и общественности, и организации, и специалисту ПР.

Поток информации по направлению к аналитикам и инвесторам (даже отрицаемая информация несет в себе положительный эффект – повышение доверия); Последовательность в отношениях с инвесторами (рынок не так уж велик, нельзя метаться по нему от одного к другому); Инициатива в поиске (организация должна искать инвесторов, а не наоборот); Создание семейной атмосферы, установление теплых личных взаимоотношений с инвесторами.14

Интернет сайт фирмы, магазина это ее лицо. Стабильная работа интернет сайта это залог успеха фирмы в будущем. Он обеспечит ей связь как с инвесторами, так и с клиентами. Создание на сайте чата в котором покупатели могли бы поговорить обменятся мнениями о качестве работы этой организации существенно повысит ее рейтинг а значит популярность.

В первой части своей работы я описал информационный аспект в маркетинге, а сейчас я перейду к рассказу о наиболее перспективном информационном инструменте маркетинга.

Интерент - маркетинг Интернет в маркетинговых исследованиях

Ресурсы Интернет при проведении маркетинговых исследований могут применяться в следующих направлениях: использование поисковых средств и каталогов Интернет, проведение опросов посетителей собственного сервера, исследование результатов телеконференций, использование данных опросов, проводимых на других серверах.

Изучение конкурентов может осуществляться путем посещения их серверов, получения информации о связях с их партнерами.

При исследовании рынка полезно узнать, кто посещает сервер компании; использовать разнообразную вторичную информацию из сети Интернет.

При проведении маркетинговых исследований через Интернет следует иметь в виду, что пользователями, прежде всего в России, являются организации, а не отдельные частные лица, что потенциальные покупатели скорее всего относятся к новаторам с доходом выше среднего, имеющим высокий уровень образования; что товар невозможно осмотреть и примерить.

Поскольку названные здесь и другие источники доступны каждому, дело заключается в том, чтобы внимательно наблюдать, собирать и оценивать информацию. При этом выводы не могут опираться на один-единственный источник, ибо не все документы, попадающие в поле зрения, являются нетенденциозными. Только сравнение нескольких источников может привести к выводам, имеющим ценность.15

Интернет оказал и продолжает оказывать очень сильное влияние на формирование и развитие мирового информационного сообщества. Как социальное явление Интернет - глобальное средство коммуникаций, обеспечивающее обмен текстовой, графической, аудио- и видеоинформацией и доступ к онлайновым службам без территориальных и национальных границ. Это эффективный инструмент исследований, развития торговли и бизнеса, воздействия на аудиторию. Технологические возможности Интернет, обуславливает быстрое развитие мирового информационного сообщества. А с его развитием меняются и подходы к управлению бизнесом и маркетингом как одним из его составных частей.

Я расскажу о некоторых основных характеристик Интернета как маркетингового инструмента. Прежде всего, необходимо акцентировать, что Интернет - это только один из маркетинговых инструментов, т.е. еще один маркетинговый канал в общем комплексе маркетинга предприятия. Не больше и не меньше. По численности аудитории Интернет уже сравним со многими традиционными СМИ, поэтому, формируя маркетинговую стратегию, уже имеет смысл оценить: являются ли пользователи Интернет частью предполагаемой целевой аудитории? Насколько легко достичь ее через Интернет? Как минимум по этим вопросам есть смысл проконсультироваться у Интернет-маркетологов.

Большинство публикаций о маркетинге в Интернет сейчас сводятся к рекламе в Сети. Действительно, Интернет-реклама наиболее четко выделяет отличия Интернет, его новые формы, реклама направлена на конечного потребителя и потому она "на виду". Однако сведение маркетинга в Интернет только к Интернет-рекламе очень сужает действительные функции и возможности Интернет. Его маркетинговые возможности можно обозначить, рассмотрев обобщенно производственный цикл предприятия любой сферы деятельности:

  1. Изучение рынка, информационный маркетинг.
  2. Производство товара или услуги.
  3. Реализация.
  4. Сервис и послепродажная деятельность.

На каждом из этих этапов в большей или меньшей мере Интернет предоставляет предприятию дополнительные возможности по улучшению своего бизнеса, дополнительные козыри перед конкурентами, не пользующимися Сетью.

Информационный маркетинг, изучение рынка.

Буквально до начала 1999 года Интернет в США, где он зародился и наиболее развит, назывался не иначе как суперинформационной магистралью. И это не случайно, потому что "безграничность" доступной в Сети информации - одно из первых впечатлений при знакомстве с Интернет. Согласно одному из прогнозов, к 2000 году в Сети будет 800 миллионов документов. В настоящее время в Сети более 4 терабит информации. Путеводителями в этом море информации служат поисковые системы, часто объединенные с тематическим каталогом (наиболее известные - Yahoo, Exite, AltaVista и др, из российских - Рамблер, Яndex, Аппорт, из украинских - META. C их помощью можно найти ресурсы с интересующей информацией. У специалиста, некоторое время пользующегося Сетью, складывается коллекция ссылок на наиболее полезные ресурсы, где он всегда может познакомиться с последними новостями в интересующей сфере деятельности, изучить состояние рынка - цены, новые технологии и инструменты, новые возможности, результаты последних исследований рынка и отдельных его секторов, новые виды продукции, деятельность конкурентов и лидеров рынка и др. Таким образом, желающим начать новую деятельность, Интернет помогает изучить рынок и выбрать наиболее перспективную для конкретной ситуации нишу. Активно работающим на рынке Сеть позволяет быть в курсе текущих новостей и событий, оперативно реагировать на изменения на рынке и находить новые возможности развития бизнеса. Такой подход получил название "grassroots" ("корни травы").

Новые подходы к рекламе, сбыту, расчетам с клиентами

Прежде всего - создание инфраструктуры для электронной коммерции. В докладе Office of Technology Assessment (Конгресс США, 1997) отмечается, что "поскольку объем сделок, осуществляемых в электронной интерактивной среде будет расти, большая часть работы по обслуживанию рынка ляжет на глобальные телекоммуникационные сети". По мере того как Интернет наращивает свои интерактивные и навигационные возможности и средства обслуживания потребительского рынка, последние, в свою очередь, сами становятся объектом рыночного спроса и предложения.

Производство товара или услуги.

Сразу отметим, что Интернет родил виртуальные коллективы. Люди, работающие на одной фирме, могут проживать на разных континентах и быть при этом объединенными общим производственным процессом. Квалифицированная и более дешевая рабочая сила в Азии, центральной и Восточной Европе делает заманчивым для бизнесменов развитых стран нанимать работников прежде всего интеллектуального труда в этих регионах и таких виртуальных предприятий становится все больше. Возможности же Интернет в конкретных отраслях очень различны и здесь нет возможности их представить коротко и обобщенно. Понятно очень активное использование Сети в производстве СМИ - газет, журналов, ТВ, радио. Много изменений вносит применение Интернета в работе турфирм, причем это связано не только с возможностью покупки и резервирования авиабилетов, гостиниц, арендой авто, оформлением виз через Интернет, но и со значительным смещением работы с факса на e-mail и ПК, другими информационными и коммуникативными возможностями Сети. Выгодные возможности Интернет можно назвать и для многих других видов бизнеса.

Основные клиенты в Интернет

Это, конечно, прежде всего, крупные промышленные предприятия, включая разработчиков высоких технологий, фирмы - производители компьютеров и оргтехники, нефтяные компании, фармацевтические компании, предприятия здравоохранения, финансовые учреждения и банки. Рост объема передаваемой некоторыми из этих компаний информации превышает 100% в квартал. По данным National Science Foundation (NSF, США) такие фирмы как Xerox, Bell, LSI Logic имеют от четырех до шести с лишним тысяч компьютеров с постоянным выходом в Интернет.

Реализация.

Интернет меняет облик и стиль ведения бизнеса. Чтобы дать преставление о том, в каком направлении идет развитие, приведем пример лидера электронной коммерции в секторе business-to-business компании Cisco. Это ряд цифр и фактов, опубликованных в январском выпуске Global Finance, воспроизведенных в "Баннермейкере" (http://www.bannermaker.ru/), которые иллюстрируют масштаб использования Интернета наиболее динамичными крупными компаниями.

"Сейчас через Интернет в Cisco заказывается оборудования на 21.5 миллиона долларов в день, что соответствует годовому обороту 7.7 миллиардов долларов. Это - 70% от всех продаж компании. Ранее, при получении бумажных заказов, до 30% из них содержали ошибки, несмотря на то, что компания не жалела средств на подготовку и обучение персонала своих крупных партнеров...

Сейчас через Сеть поступают в 99% случаев корректные заказы, и клиенты сообщают о 40%-ом сокращении времени на подготовку заказа. За счет уменьшения ошибок и повторных заказов среднее время доставки сократилось на несколько суток. В результате массового перехода на заказы через Сеть удалось колоссально увеличить объем продаж на одного сотрудника - до 650 тыс. долларов на человека. В аналогичных компаниях, придерживающихся по-прежнему телефонного канала приема и согласования заказов, этот показатель лежит в диапазоне 200-300 тыс."

При этом надо отметить, что перестройка методов работы компании заняла всего два года! Пример компании Amazon.com, общая стоимость акций которой за несколько лет работы стала исчисляться миллиардами долларов, вдохновляет все новые колонны энтузиастов и профессионалов на создание и развитие проектов электронной коммерции. И по результатам прошлогодних Рождественских продаж мы видели, что темпы ее распространения перечеркивают все прогнозы. Впечатлительны прогнозы и относительно развития е-коммерции в Европе в ближайшие годы. В России активность в развитии электронной коммерции уже выделилась в отдельное течение. На Украине тоже появляется все больше Интернет-магазинов. Активность в этом секторе постоянно растет. В Украине уже есть информационный ресурс http://e-commerce.com.ua/, специализированная рассылка, проведен ряд семинаров по этой тематике.

Говоря о реализации товаров или услуг, можно констатировать, что сейчас в наших условиях Интернет может быть только дополнительным каналом реализации продукции, инструментом решения отдельных маркетинговых задач.

Обратная связь и поддержка клиентов

Помимо всего прочего Интернет может помочь клиентам и покупателям получать необходимые консультации и поддержку от фирм-производителей и сервисных служб в любое время дня и ночи.

Сервис и послепродажная деятельность.

Использование Интернет на этом этапе производственного цикла может включать консультирование клиентов по e-mail, информирование на вэб-сайте о новостях, касающихся продаваемой продукции и ее использования, возможности повышения эффективности и модернизации и т.д. Это может быть также уведомление постоянных клиентов о новых поступлениях продукции, о важных новостях в данной сфере деятельности и другие возможности, подразумевающие внимание к клиенту и заботу об эффективности для него сотрудничества с вашей фирмой.

Маркетологи могут использовать самые разные онлайновые ресурсы для получения информации о своих потребителях, конкурентах, маркетинговой оценки, анализа, исследования своего сектора рынка и отрасли в целом. Это поисковые системы, телеконференции, дискуссионные группы и списки рассылки, электронные издания, специализированные сайты и др. На западе уже есть программы, проверяющие Интернет на предмет нелегальной продажи или дистрибуции вашей продукции, нелегального использования логотипов или других брэндинговых атрибутов фирмы, для защиты популярных брэндов от нежелательного использования на сайтах категории "для взрослых". Есть сложное программное обеспечение для маркетологов, позволяющее проводить рекламные компании, анализировать их ход и эффективность и вносить коррекции по ходу компании. В отличие от любой другой среды, Интернет дает возможность проследить за поведением посетителей вашего сайта - на какие страницы они ходили, на каких задерживались, с каких уходили и др. На основании такого анализа можно сделать выводы о предпочтениях и симпатиях посетителей сайта, скорректировать акценты своей маркетинговой тактики и стратегии, ход рекламной компании. Вообще, тема "Маркетинг в Интернет" очень обширна и я хочу здесь подчеркнуть, что она не сводится к рекламе в Интернет. Так же, как, например, тема "Реклама в Интернет" не сводится к баннерам...

Реклама в Интернет

Процесс разработки рекламы включает, как правило, в себя два этапа. В начале принимается решение о структуре рекламного сообщения, разрабатывается центральный тезис (рекламный аргумент) информирующий о важнейших свойствах и отличительных особенностях товара, и форма его изложения. Затем приступают к разработке непосредственно рекламного материала: разрабатывается текст и стиль, подбираются подходящие слова, цветовое оформление и дизайнерское решение. Следует также учитывать что, как правило, реклама бывает более эффективной, когда на товар возрастает спрос, нежели при его падении.

Вышеописанные функции, в основном, выполняют рекламные агентства. Они работают с фирмой при разработке ее плана рекламы, включая выбор темы, средства распространения, времени проведения рекламной кампании, подготовку самого рекламного продукта и другие аспекты.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ

Цель коммуникации, цели сбыта

РЕШЕНИЕ О РАЗРАБОТКЕ БЮДЖЕТА

Метод исчисления от наличных средств Метод конкурентного паритета

Метод исчисления “в процентах Метод исчисления “исходя

к сумме продаж из целей и задач”

РЕШЕНИЕ О РЕКЛАМНОМ РЕШЕНИЯ О СРЕДСТВАХ

ОБРАЩЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Формирование идеи обращения Охват, частность, воздействие

Исполнение обращения Основные виды средств распространения

Оценка и выбор вариантов обращения информации

Конкретные носители рекламы

ОЦЕНКА РЕКЛАМНОЙ ПРОГРАММЫ

Коммуникативная эффективность

торговая эффективность

"Интернет-реклама" - новое понятие, ее общепризнанного определения, пожалуй, нет до сих пор. Иначе и быть не могло, поскольку определение изменялось по мере развития технологий и возможностей рекламы в Сети. В выпущенном в августе 1999 г. 2-ом издании книги "Реклама в Интернет" ("Advertising on the Internet": Robbin Zeff, Brad Aronson; 2-nd edition) я встретил два интересных определения Интернет-рекламы:

Интернет-реклама - конвергенция традиционной рекламы и маркетинга прямого отклика(direct responce marketing);

"Для АOL Интернет-реклама - это конвергенция брэндинга, распространения информации и продаж - все в одном месте" (Стив Кинан, вице-президент компании "Аmerica Online").

Задачи рекламной кампании в сети Internet

Ошибочно предполагать, что как только товар (услуга) будет представлен в Сети, его сразу купят. Однако прежде чем потребитель придет к мысли о необходимости покупки, он должен пройти через ряд стадий ("созреть").

При подготовке любой рекламной кампании необходимо выявить маркетинговую стадию, на которой находится потребитель по отношению к товару (например, с помощью опроса). Это определит, что следует предпринимать на рынке, чтобы перевести потребителя на следующую стадию

Стадии, проходящие потенциальным покупателем

Название стадии

Характеристика стадии

Рекламные усилия, необходимые для перехода на эту стадию

Знание

Потенциальный потребитель осведомлен о фирме и ее товаре, но не обладает никакими другими знаниями или предпочитает товар конкурента.

Распространение информации о

фирме и ее товаре, закрепление в представлении потенциального потребителя определенного имиджа фирмы или товара, связывая его с фирменным (товарным) знаком или наименованием товара.

Предпочтение

Потенциальный потребитель предпочитает товар конкретной фирмы других фирм.

Построение системы убедительных доказательств

предпочтительности

товарам конкретного товара по отношению к товарам конкурентов.

Убеждение

Потенциальный потребитель предпочитает товар конкретной фирмы и убежден, что товар ему действительно нужен.

Доказательная часть строится

на убеждении по принципу:

"Наш товар не просто лучше

других - он нужен вам!"

Покупка

Потенциальный потребитель готов покупать товар, но необходимы соответствующие методы стимулирования.

Все! Потенциальный

потребитель готов купить. Но

пока его не подтолкнут

чем-нибудь, он все равно не

купит. "30% скидки в течение

только этого месяца!"

Нельзя пытаться заставить потенциального потребителя сразу покупать - это нереально! Определите стадию, на которой он находится, - это делают либо с помощью опроса, либо посредством экспертного заключения (например, ваша собственная оценка, если вы работаете в личном контакте с потребителем). Пройдите через все стадии - тогда потребители от вас никуда не денутся и вы добьетесь устойчивых продаж. "Грамотное" рекламное агентство никогда не верит клиенту на слово, а всегда самостоятельно контролирует стадию потребительского отношения - ведь обещать определенный объем продаж при вложении определенных средств в рекламу можно только на стадии "покупка".

Как определить эффективность рекламы в Internet

Эффективность рекламы в сети Internet, безусловно, будет определяться только одним - выполнением задач, напрямую связанных с состоянием потенциального потребителя. Они были сформулированы, когда определялось, на какую стадию необходимо переводить потенциального потребителя. И факт перевода его на эту стадию отражает выполнение поставленной задачи. Как его выявить? Двумя способами:

1) Анализом статистики сервера и количества обращений к рекламным страницам.

2) Опросом (или экспертной оценкой) потенциальной аудитории для выяснения, "знает ли" она уже о рекламируемой фирме или товаре то, что было необходимо донести до нее.

Отчет о количестве обращений к серверу - это стандартная процедура, которая легко производится по каждому клиенту.

Важно отразить не только общее количество обращений, но также маркетинговую информацию о структуре лиц, посетивших рекламную страницу.

Таким образом, лишь получив ответы на все вышеприведенные вопросы, можно обещать клиенту настоящий Web-promotion его товарам или фирме.

Основные преимущества интернет

Перечислим основные возможности и преимущества Интернет перед другими медиа:

Таргетинг (точный охват целевой аудитории) географический, временной, по тематическим сайтам....;

Tracking-возможность анализа поведения посетителей на сайте и совершенствования сайта, продукта и маркетинга в соответствии с выводами;

  • Доступность(24/24 и 7/7: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю) и гибкость(начать, корректировать и прервать рекламную компанию можно мгновенно);
  • Интерактивность: потребитель может взаимодействовать с продавцом и с продуктом, изучить его, иногда попробовать(например demo-версии программ, главу книги...) и, если подходит, - купить.
  • Возможность размещения большого количества информации(включая графику, звук, видео, спецэффекты);
  • Оперативность распространения и получения информации;
  • Сравнительно низкая стоимость;
  • Более сконцентрированное внимание пользователя перед ПК, возможность разобраться в деталях,
  • Возможность создания виртуальных сообществ(online Community) по интересам, профессиональным занятиям. А это уже готовая целевая аудитория (украинский пример - сайт "Динамо Киев от Шурика" www.dynamo.kiev.ua : до 11000 посещений в день).
Основные инструменты продвижения товаров и услуг в Интернет.

Для солидной фирмы может быть эффективнее иметь собственные вэб-сайт с родственным и брэндовым именем, уникальным дизайном, подробным и красочным представлением себя и своих предложений, возможно и в виде электронного магазина. Я не буду перечислять все возможности корпоративного сайта. Но сделаю акцент, что после создания сайта надо заставить его работать на вас, т.е. сделать его известным целевой аудитории. Иначе это будут выброшенные деньги. Коротко перечислим основные инструменты Интернет-маркетинга, с помощью которых можно решать эту задачу.

- Размещение (индексирование) сайта в поисковых системах, каталогах и рейтингах, таких как Yahoo, HotBot, Lycos,...Из российских - Яndex, Rambler,Апорт, @Rus(бывший АУ)...Из украинских

- ПИНГ, Sesna, InfoRes, Индекс-99 и др.

- Реклама на сайтах тематических и посещаемых

  • контекстная реклама

- участие в баннерообменных сетях

- обмен кнопками, баннерами, ссылками

Но сегодня далеко не для всех направлений деятельности вэб-сайт может окупать затраты на его создание и поддержку. Проблема усугубляется отсутствием специалистов по Интернет-маркетингу.

Дальше приведем меры, полезные не только фирмам, имеющим свой вэб-сайт. Даже имея только выход в Интернет можно помещать информацию о фирме и ее предложениях в он-лайновые:

- каталоги

- доски объявлений

- прайс-листы и базы данных

- новостные сайты

- форумы

  • предоставлять информацию интересным изданиям и проектам.

Более того, Интернет можно активно использовать для продвижения своих предложений и своего имени через Сеть даже имея только e-mail, используя, например:

- Direct-mail ( не переходящий в спам).

- Телеконференции.

При этом пользователям открываются и возможности получения информации, например через подписку на рассылки (новостные, профессиональные, дискуссионные), новости серверов и др. Однако, чем выше уровень использования Интернет у фирмы, тем больше у нее маркетинговых возможностей.

Большинство из перечисленных выше возможностей можно продемонстрировать на примере проектов Интернет-провайдера "Навигатор Онлайн", который поддерживает специальный сайт "Интернет-маркетинг", посвященный данной теме.

Скажем, создав корпоративный сайт, его полезно зарегистрировать в поисковых системах, рейтингах, каталогах, (например, в рейтинге/каталоге "Индекс-99" http://www.index99.kiev.ua/). Это позволит легко обнаружить его пользователям Интернет, интересующимся сайтами данной тематики ("Индекс-99" содержит 46 тематических разделов, систему поиска), а также позволит вам следить за посещаемостью вашего сайта и иметь дополнительную статистическую информацию о его посетителях и посещениях.

Пресс-релиз о запуске корпоративного сайта можно бесплатно разместить в специальном разделе "Пресс-релизы" сайта "Интернет-маркетинг" (http://www.i-m.kiev.ua/). Очень вероятно, что информация о проекте попадет в очередной выпуск рассылки "UA-News: новости украинского Интернет". Хорошим примером разнообразных маркетинговых возможностей Интернет для фирмы является туристический информационный сервер http://www.tour.com. На нем, например, расположен "Каталог Тур-WWW ", в который турфирмам стоит внести ссылку на свой сайт. Свои предложения турфирма может представить в Базе предложений турфирм, обладающей возможностью поиска (что удобно для пользователя). Еженедельно на сайте выходит рассылка туристических новостей (более 2000 подписчиков), в которую турфирма может отправить новость о своей компании или просто интересную новость (указание приславшего - реклама фирме).

Реклама на самымых посещаемым (http://www.rambler.ru) - наиболее эффективна. А формы такой рекламы на сайте возможны самые разные: баннеры и кнопки на отдельных или на всех страницах, текстовая и баннерная реклама в рассылке, вэб-страничка в Web-Каталоге (что позволяет иметь свое представительство в Интернет на посещаемом сайте при минимальных финансовых затратах!), и др. Полезную и интересную для посетителей (потенциальных клиентов) информацию можно разместить за подписью фирмы в различных разделах и т.о. способствовать положительному имиджу фирмы.

Это пример возможностей для представителей бизнеса. Подобные проекты и возможности существуют для многих направлений бизнеса. И не надо забывать, что аудитория Интернет отличается образованностью и квалификацией, поэтому в ней велика доля людей, называемых "лидерами мнений", к которым часто обращаются за информацией или советом (например, в отношении покупки компьютера, турпутевки и др.).

Маркетинговые возможности в русском и украинском интернете

Количество пользователей украинским интернетом - точной цифры нет. Я думаю от 200 до 500тыс человек, представляющих интерес для рекламодателей. Количество вэб-сайтов: по данным известной поисковой системы Яндекс - более 6000, включая отдельные страницы. В т.ч. можно выделить: Поисковых систем - 5 Каталогов - у меня в закладках более 20, среди которых есть как "всетематические", так и специализированные(Тур-WWW, Медицинский, Предприятий СНГ, Торговый, UA-Media (пресса), Транспортный, UkraiNet Yellow Pages и др.) Рейтинговых систем: -общие - 6 (ПИНГ, Альфа, Вертеп, АИС,Echo, Индекс-99 ) -специализированные: "Недвижимость Украины", Укр-мед-сайты. Телеконференций -сотни. Но среди них много мелких, малопосещаемых, рекламно неинтересных. Серверов рассылок - 3. Рассылок: на серверах рассылок их около 180, а всего около 200. Баннерных сетей- всего больше десятка, но реально работают 6. Чем интересуются украинские пользователи Интернет? Этот аспект можно охарактеризовать данными проекта Re:Search украинской поисковой системы системы МETA (http://www.meta.kharkiv.net/WINP/rs/). Ежемесячно МETA обрабатывает более 30 000 запросов, около 70% обращений - с территории Украины. По данным Re: Search интерес пользователей по темам следующий (данные на сентябрь 1999г):

  • Регионы в среднем - около 23%= 6900
  • Бизнес/Производство + Финансы - около 26% = 7800
  • Образование - около 13% =3900
  • Интернет/Компьютеры - около 10% =3000
  • Секс/Знакомства - около 8%=2400
  • Хобби/Развлечения - около 9%
  • Туризм/Зарубежье - около 5% 1500

Рекламный потенциал УАНЕТ можно охарактеризовать следующими данными. Количество вэб-сайтов. Выше приводились данные российской поисковой системы Яндекс (http://yandex.ru), что таковых более 6000. По предварительным данным системы МЕТА их может быть до 8000. Среди них только очень небольшая часть может быть интересной с рекламной точки зрения. Но данная цифра дает ориентир. Кроме того, надо помнить, что для украинских фирм эффективными с рекламной точки зрения могут быть и российские сайты, активно посещаемые пользователями Интернет с Украины и дающие возможность показывать рекламу именно им.

Баннерные Сети (БС): суммарно украинские БС показывают сейчас более 500 000 баннеров в день.

Серверы рассылок: http://www.sitycat.ru http://www.e-mail.com.ua/

Рассылок-75 Уникальных адресов - 16563 Новости Почтовых рассылок 15704 Коронатор (http://subscribe.com.ua/): Рассылок всего -77 Статистики нет "Деловые рассылки и конференции" (http://list.com.ua/)

Рассылок - 10 Конференций - 2

На Украине, конечно, еще пока не в той мере, что в России, но идет развитие интернет-маркетинга.

  • проведение крупных (по меркам УАНЕТ) рекламных компаний в Интернет компаниями "Евроиндекс" и МДМ.
  • успех Дней Интернет-рекламы (http://www.rex.com.ua/) в рамках крупнейшей выставки рекламы и маркетинговых технологий REX-99 в Киеве;
  • интерес к украинской части Интернет со стороны крупнейших российских Интернет-компаний
  • растущее количество украинских студий вэб-дизайна, предлагающих услуги "рекламы в Интернет".
Как воспользоваться имеющимися возможностями?

Как и в других бизнесах есть две возможности: разбиратьтся самим, обратиться к тем, кто этим занимается за деньги.

  • студии вэб-дизайна (кстати, за названием "студия" не всегда стоят люди, способные предоставить такие услуги);
  • баннерные сети;
  • Интернет-сервис провайдеры;
  • отдельные рекламные площадки(проекты) - таких единицы.

Уже есть предприятия, объединяющие в себе многие возможности, где можно получить полный комплекс услуг, связанных с присутствием и продвижением фирмы в Интернет. Сейчас это как правило Интернет-провайдеры. Например в состав провайдера "Навигатор Онлайн" (http://www.naverex.net/) кроме технического отдела(все виды подключения к Интернет) входят студия "ИНДЕКС-дизайн" (http://www.index.kiev.ua/ , создание вэб-проектов) и отдел Интернет-маркетинга. Постепенно приобретался опыт по продвижению проектов, сопровождаемый изучением возможностей сети и своих рекламных площадок, изучение их аудитории. Сейчас начинается новый этап развития - предоставление услуг рекламы в Сети.

Уже есть партнерские отношения и договоренности с ведущими рекламными площадками украинской и российской части Интернет.

Надо отметить, что Интернет очень быстро развивается. Классический пример, характеризующий скорость развития Интернет: для достижения 50 млн пользователей в США радио потребовалось 38 лет, телевидению - 10 лет, а Интернету - 4 года.

Что касается русскоязычного Интернета, то по данным поисковой системы Yandex.Ru, в октябре 1999г. он характеризовался следующими темпами и цифрами:

За год (с сентября 1998 по сентябрь 1999) рост в процентном отношении составил:

  • Количество документов - 1324%
  • Количество серверов - 345%
  • Объем сервера - 469%

Данные Яндекса, характеризующие всю русскоязычную и украинскую часть Сети:

 

РУСНЕТ

УАНЕТ(только домен .ua (%))

Уникальных серверов

46 054

6025 (13%)

Уникальных URL

11 028 820

663649 (6%)

Объем проиндексированной информации

101,94 Гб

~6Гб (6%)

Заключение

Интернет-это еще один маркетинговый канал. Надо знать его возможности и законы и использовать по назначению. Надо пробовать, надо ставить реальные задачи и применять соответствующие средства. Уже есть провайдеры и студии дизайна, которые способны не только создать дизайн сайта, но и серьезно занимаются решением маркетинговых задач с помощью Интернет. Как минимум стоит у них консультироваться. Некоторые причины неэффективного использования возможностей Интернет сегодня: Интернетом на фирмах часто занимаются люди не заинтересованные в результатах его использования и не специалисты (компьютерщики, секретарши и т.п.). Неправильная постановка задачи перед Интернетом или вэб-сайтом или ее отсутствие. Отсутствие целенаправленной и планомерной работы с Интернет или вэб-сайтом.

Основные надежды и основания для усилий в области Интернет сегодня - постоянный рост объемов продаж через Интернет, затрат на рекламу в Сети, все большая доступность Интернет и рост его возможностей. Конкретнее - стремительный рост количества Интернет-проектов, все новые технологические и технические возможности (баннерныые сети, Интернет-магазины, базы данных в Интернет, и др.), рост конкуренции провайдеров и как следствие, падение цен на услуги и т.д. Все больше известных фирм активно используют Интернет. Этот рынок растет, и, в отличие от других, растет постоянно и очень быстро.

Литература

  1. Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода. М.,1997
  2. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. М., 1996
  3. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.,998
  4. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.,1987 Рабочая книга социолога. М., 1977
  5. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М., 1995
  6. Голубков Е.П. Основы маркетинга. М., 1999
  7. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.,2000
  8. Рабочая книга социолога. М., 1977
  9. С. Блэк «П.Р. что это такое?» М 90г.
  10. И.П. Яковлев «П. Р.»
  11. И.В. Алёшина «ПР. в коммерческих организациях»
  12. Мескон А.Х. «Основы менеджмента»
  13. И.М. Синяева «П.Р. коммерческая дейтяльность»
  14. Блажнов Е.А. «Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных связей» М. 94г.
  15. Невлин Л.Б. «П.Р.» Кому это нужно? М 93 г
  16. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг /сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке/. - М.: МО. 1995.

План:

Введение 1

Основная часть 2

Функции маркетинга 2

Виды информации 3

Методы анализа в маркетинге 4

Маркетинговая информационная система 6

Маркетинг и Пр 6

Интерент - маркетинг 8

Интернет в маркетинговых исследованиях 8

Информационный маркетинг, изучение рынка. 8

Новые подходы к рекламе, сбыту, расчетам с клиентами 9

Производство товара или услуги. 9

Основные клиенты в Интернет 9

Реализация. 10

Обратная связь и поддержка клиентов 10

Сервис и послепродажная деятельность. 10

Реклама в Интернет 11

Основные преимущества интернет 13

Основные инструменты продвижения товаров и услуг в Интернет. 13

Маркетинговые возможности в русском и украинском интернете 13

Как воспользоваться имеющимися возможностями? 13

РУСНЕТ 13


- управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.1 Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг

/сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать

на внешнем рынке/. - М.: МО. 1995. С. 12-14

2 Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М., 1995

К числу недостатков синдикативных данных следует отнести следующее: подписчики практически не могут влиять на собираемую информацию, поставщик синдикативных данных обычно старается заключить контракт на длительный период времени, обычно на один год. синдикативные данные доступны любой фирме-конкуренту данной отрасли.3 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.,2000

это цепочка умственных, логических построений, направленных на выявление сути анализируемого материала с определенной, интересующей исследователя в каждом конкретном случае точки зрения. Интересующая маркетолога информация, заложенная в документе, часто присутствует там, в неявном виде, в форме, отвечающей целям, с которыми документ был создан, но далеко не всегда отвечающей целям маркетинговых исследований. Проведение традиционного анализа означает преобразование первоначальной формы этой информации в необходимую исследователю форму. Фактически это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование.4 Голубков Е.П. Основы маркетинга. М., 1999

При проведении традиционного анализа маркетолог должен ответить на следующие вопросы.5 Рабочая книга социолога. М., 1977

6 Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.,1987

7 Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1998

8 Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. М., 1996

9 Голубков Е.П. Основы маркетинга. М., 1999

10 И.П. Яковлев «П. Р.» (стр. 14)

11 С. Блэк «П.Р. что это такое?» М 90г.

12 Л. Викеньтьев «Реклама и П.Р.» М 98 г.

13 И.В. Алёшина «ПР. в коммерческих организациях» (стр. 206)

14 Невлин Л.Б. «П.Р.» Кому это нужно? М 93 г.

15 Голубков Е.П. Основы маркетинга. М., 1999