Ссылка на архив

Инфляция

Инфляция - одна из основных проблем нашей сегодняшней экономической жизни. Это проблема не только предпринимателей, которые вынуждены работать в условиях нестабильной макроэкономической ситуации, а, значит, в условиях большей неопределенности; не только государства, которое должно все время предпринимать какие-то шаги к стабилизации. Инфляция - это проблема каждого жителя нашей страны, на которого ложится бремя инфляционного налога. Нет необходимости перечислять, какие именно издержки несут все участники экономической жизни страны в связи с высокой и нестабильной инфляцией.

Основной причиной инфляции в большинстве случаев является бюджетный дефицит, возникший или в результате долгосрочной экономической политики, или в результате какого-то внешнего шока.

В последнее время появилось новое явление в экономической жизни, получившее название хронической инфляции. Это явление связано с интернациональными процессами в экономике. Кроме того, практика 70х -80х годов показала несостоятельность ''кривой Филипса'', утверждающей наличие обратной зависимости между инфляцией и безработицей. В краткосрочном аспекте эта зависимость сохраняется, однако в долгосрочном аспекте на уровень инфляции влияет множество других факторов, и возникает инфляционная спираль, при которой безработица и инфляция растут одновременно.

В каждой стране инфляция носит свой специфический характер. Цель данной работы в том, чтобы проанализировать это экономическое явление в России, выявить природу и причины инфляции.

Современная инфляция не какой-то новый феномен российской истории ХХ столетия, в четко выраженных формах она проявляется, по крайней мере, в третий раз. Сначала это было в период первой мировой войны, последовавшей за ней гражданской, в годы послевоенного восстановления, завершившегося на первом этапе НЭПА (1914-1924гг). Второй раз инфляция проявилась уже в советское время - в годы индустриализации и формирования системы централизованного планирования, фактически на протяжении всех довоенных пятилеток, в годы Великой Отечественной войны и начале послевоенного восстановления (1928-1947гг), по существу в течение двух десятилетий. Третий раз она появилась в период проводимых экономических реформ, направленных на воссоздание рыночной экономики, после провозглашения государственного суверенитета России и распада Союза ССР.

В менее отчетливых формах инфляция наблюдалась в советской экономике в течение значительного времени, в частности, с середины 50х годов и особенно в 80е годы. Исключением в этом отношении следует считать два сравнительно коротких периода. Первый из них относится к годам НЭПА, предшествующим индустриализации (1925-1928гг), а второй

к концу сороковых и первой половины пятидесятых годов (1948-1955гг), когда государство осуществляло прямую дефляционную политику снижения цен; оба эти периода не превосходят 13 лет.

Из сказанного следует, что инфляция возникала и нарастала в годы политических конфликтов (войн, революций) и при смене модели социально-экономического развития общества. В этом смысле она -неизбежная экономическая плата общества за конфликты и революции. Преодоление инфляции, и ее последствий каждый раз требовало больших усилий и значительного времени. Не представляет исключения и современная российская инфляция.

Исторической ее особенностью явилось то, что ей предшествовал длительный период скрытой инфляции, выражавшейся, прежде всего, в увеличении денежных сбережений населения, представляющих отложенный спрос, при усилении товарного дефицита. Переход к инфляции в открытых ее формах совпал с началом крупных институциональных преобразований реформированием отношений собственности, демонтажем системы государственного централизованного планирования, либерализацией экономики и формированием системы рыночных отношений.

К настоящему времени уровень инфляции удалось снизить и в основном ввести в управляемые рамки. Однако эффективный механизм антиинфляционного регулирования экономики еще не отработан. Схема антиинфляционной политики на практике реализована в обстановке продолжающегося экономического кризиса, когда замедление инфляции достигнуто средствами, применение которых ''оказалось неспособным приостановить снижение уровня производства и инвестиционной активности, не обеспечило по многим важным параметрам финансовой стабилизации экономики, особенно в реальной сфере''. Иначе говоря, применяемая система противоинфляционного регулирования должна быть усовершенствована применительно к требованиям реализации антикризисных мер, способных обеспечить подъем экономики и возобновление ее развития по типу расширенного воспроизводства. В этой связи представляет интерес анализ происходящих инфляционных процессов в макроэкономическом плане.

В результате происходит перераспределение денежных доходов и в конечном итоге национального дохода (ВВП), имущества и собственности на все составляющие элементы национального богатства общества. Осуществляется оно в интересах государства, классов и социальных групп, которые стоят у власти, контролируют государственный бюджет, деятельность центрального и коммерческих банков (эмиссию денег, размеры и условия кредитования экономики и населения).

Происходящее в обстановке инфляции ценовое перераспределение доходов носит принудительный и всеобщий характер, поскольку распространяется на всех покупателей товаров и услуг. Этим оно отличается от финансовых, бюджетно-кредитных методов перераспределения доходов (налогов, займов, других устанавливаемых государством платежей), которые касаются лишь отдельных групп предприятий и населения.

Инфляция развивается, как правило, в период образования и увеличения дефицита государственного бюджета, а ее механизм используется для покрытия государственных расходов, не обеспечиваемых поступлением необходимых доходов, а также для сокращения платежеспособного спроса и потребительских расходов населения. Отсюда получили распространение объяснения ее причин главным образом денежными, бюджетно-кредитными факторами, которые восприняты и многими российскими реформаторами. В действительности корни инфляции не сводятся исключительно к процессам, происходящим в области денежного обращения и финансов, т.е. в сфере распределения. Все дело в возникновении по тем или иным причинам общей несбалансированности экономики, и в первую очередь производства и потребления.

Вызванное этим расстройство механизма распределения и денежного обращения является отражением макроэкономической несбалансированности. Представленное в научной литературе немонетарное объяснение причин инфляции представляется более глубоким и взвешенным, поскольку учитывается зависимость денежных факторов от макроэкономических процессов и всей структуры экономики.

Но, тем не менее, что бы ни являлось причинами инфляции, необходимо помнить о том, что все в истории повторяется.

В 1991-1995 годах Россия оказалась охваченной высокой инфляцией. Ежегодные приросты цен в течение пяти лет подряд превышали 100%.

Социально-экономические последствия инфляции очевидны. Обесцениваются результаты труда, уничтожаются сбережения физических и юридических лиц. Высокая инфляция разрушает денежную систему, усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции, ускоряет бегство капитала, способствует вытеснению национальной валюты во внутреннем обращении иностранной, подрывает возможности устойчивого финансирования государственного бюджета. Это эффективнейшее средство перераспределения национального богатства от наиболее бедных слоев населения к наиболее богатым усиливает социальную дифференциацию общества. Подрывается социально-политическая стабильность в стране, развиваются популистские, авторитарные, диктаторские тенденции. В течение последних лет высокая инфляция оставалась для России проблемой номер один.

Как же создается, ускоряется и укрощается инфляция? Основным ее источником выступает денежная масса в обращении, создаваемая Центральным банком. На первой стадии Центральный банк увеличивает свои активы путем предоставления кредитов правительству, коммерческим банкам, зарубежным странам и отдельным предприятиям (если это предусмотрено законом), а также в результате увеличения золотовалютных резервов. Рост активов Центрального банка одновременно приводит к соответствующему возрастанию его пассивов, то есть к созданию денежной базы. Последняя состоит из наличности в обращении, а также обязательных и необязательных резервов коммерческих банков в Центральном банке.

Вторая стадия создания денег наступает тогда, когда коммерческие банки, опираясь на свои резервы в Центральном банке, увеличивают кредитование клиентов. Остатки денег на счетах клиентов коммерческих банков в совокупности с наличными деньгами в обращении составляют денежную массу. Отношение между денежной массой и денежной базой показывает, какое количество денег создается в результате ''разрастания'' денежной базы, называется денежным мультипликатором. Таким образом, количество в обращении предопределяется кредитной эмиссией Центрального банка. Увеличение его активов, по какому бы направлению оно не происходило, неизбежно приводит к возрастанию денежной базы.

Это, благодаря эффекту мультипликатора, приводит к увеличению денежной массы, ''создавать деньги''. Поэтому его увеличение активов носит инфляционный характер.

В отличие то этого кредиты коммерческих банков новых денег не создают, и поэтому их природа инфляционная. Тем не менее, увеличение денежного мультипликатора в результате кредитной деятельности коммерческих банков способствует ускорению инфляции.

А. Илларионов в своей статье ''Рост и падение российской инфляции'' пишет о том, что по структуре активов Центрального банка можно судить о структуре инфляции, в нашем случае российской. Весь прирост, например, активов в период с 1991 по 1995 года шел по пяти основным направлениям. А именно:

1.Прирост чистых международных резервов в виде драгоценных металлов и увеличения чистой валютной позиции Центрального банка.

2.Прирост кредитов правительству (Минфину) в виде прямого кредитования дефицита федерального кредитования дефицита федерального бюджета, централизованных кредитов отдельных сектором экономики, а также в виде косвенного кредитования дефицита путем приобретения ценных бумаг.

3.Прирост кредитов коммерческим банкам в виде прямого кредитования путем предоставления централизованных кредитов.

4.Незначительное кредитование отдельных предприятий непосредственно Центрального банка, минуя коммерческие банки, что имело место в 1992-1993 годах.

5.Прирост кредитов, предоставленных государством рублевой зоны.

Типы прироста активов Центрального банка были наиболее высокими в 1992 году. Высокое соотношение приростов его активов к валовому внутреннему продукту 4.41процента было обусловлено, прежде всего, масштабным кредитованием, как государственного бюджета, так и коммерческих банков и государств рублевой зоны.

В 1993 году российскому правительству удалось существенно сократить величину бюджетного дефицита, что уменьшило потребность в кредитах Центрального банка. Кроме того, к концу года было полностью прекращено кредитование государств рублевой зоны. В то же время существенно увеличился удельный вес кредитов коммерческим банкам. В целом прирост активов Центрального банка снизился до 17.7 процента валового внутреннего продукта.

В 1994 году Центральный банк прекратил выдачу кредитов коммерческим банкам по субсидированным ставкам. В то же время он был вынужден увеличить кредитование дефицита бюджета, существенно возросшего по сравнению с 1993 годом. На эти цели был направлен практически весь прирост кредитов Центрального банка, составивший 12.6 процента валового внутреннего продукта.

Переход к не эмиссионному финансированию дефицита бюджета в 1995 году закрыл и этот источник кредитной эмиссии. Практически весь прирост активов Центрального банка в 1995 году, составивший 3.9 процента валового внутреннего продукта, был обусловлен увеличением валютных резервов денежных властей.

В начале 1996 года основной прирост активов Центрального банка был направлен на косвенное кредитование государственного бюджета. Общий прирост активов Центрального банка в первом квартале 1996 года составил 5.0 процента валового внутреннего продукта.

В апреле 1996 года темпы инфляции в России снизились до 2.2, в мае до 1.6, в июне 1.2 процента. Майская и июньская инфляция оказалась, таким образом, ниже показателя любого месяца за последние пять с половиной лет, начиная с декабря 1990 года. Данное снижение означает практическое приближение к такой ценовой стабильности, какая признается нормальной в цивилизованных рыночных государствах.

Что же касается 1997 года, то здесь с самого начала стали видны успехи в борьбе с инфляцией. ’’Пробное’’ увеличение в 1997 году денежной массы на 17 % без серьезных инфляционных процессов и последствий придало Центральному банку уверенности в том, что дальнейшее увеличение денежной массы еще на 22-30 % ничем экономике не повредит.

Хотя с другой стороны, печальной, на январь 1997 года общая задолженность по обязательствам предприятий друг другу и по кредитам составила 1042 триллиона рублей. Просроченная задолженность достигла 522 триллиона рублей. На первое сентября 1997 года суммарная задолженность по обязательствам (кредиторская, задолженность по кредитам банков и займам) предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства и транспорта достигла 1359.7 триллиона рублей, или 54.1% от общей суммы задолженности.

Как видно из вышеприведенных чисел, даже тогда, в период, казалось бы, заметного спада инфляции, не все так было гладко в экономике страны.

Уровень цен в той или иной экономике предопределяется количеством и скоростью обращающихся в ней денег. Соответственно важнейшая причина ускорения инфляции состоит в более быстром росте номинальной денежной массы по сравнению с реальным ростом производства. Темпы инфляции, как правило, прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста реального продукта. Зная эти переменные, можно не только объяснить движение инфляции в прошлом, но и спрогнозировать ее развитие на будущее. Обладая такими знаниями, можно управлять ею.

Так журнал ''Экономист'' писал о том, что в 1998 2000 годах расширение конечного спроса потребует особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики становится снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т. е. до 35 45% в год. Для решения этих задач необходимо осуществить комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек, ожиданий.

1.С целью стабилизации ценовых ожиданий следовало бы регулярно устанавливать ориентиры инфляции и денежной массы с разбивкой по кварталам, разработать систему действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры. Необходимо определить также критический уровень инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос, и ужесточение антиинфляционной политики.

2.Целесообразно ввести прямые ограничительные меры, направленные против роста цен в отраслях монополистах. Нужно стимулировать картельные соглашения между поставщиками и потребителями продукции (в том числе под гарантии государства) по схеме: сдерживание роста цен гарантия оплаты продукции.

3.Важно ограничить дефицит бюджета уровнем 4 5%. Наращивание государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета.

4.Необходимо поддерживать процентные ставки на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию (увеличение по депозитам) с целью замедления оборота

5.Для нормализации кругооборота обратного капитала в промышленности и развития вексельного обращения, целесообразно ужесточить меры против роста просроченной дебиторско кредиторской задолженности, который стимулирует инфляцию. Антиинфляционный эффект этих мер заключается в сдерживании роста спроса, замедлении оборота денежной массы, ослаблении заинтересованности в повышении цен для увеличения объемов оплаченной продукции.

6. Важно ограничить долю доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров. По оценкам в ряде случаев она составляет

60 70%.

7. С целью регулирования доходов важно усилить контроль над отнесением оплаты труда на себестоимость продукции, блокировать сокрытие доходов, перечисление заработной платы на депозиты и оплату ее в валюте. Возможно применение специальных налоговых ставок к предприятиям, допускающим опережающий рост оплаты труда относительно роста его производительности и повышение цен сверх объявленных ориентиров.

Параллельно необходимо задействовать дополнительные институциональные инструменты противодействия росту цен:

активизировать деятельность корпоративных структур в промышленности (ФПП), объективно заинтересованных в хозяйственной стабильности и поддержании инвестиционной активности. Вместе с тем, такие структуры, осуществляющие значительную часть сделок между своими подразделениями по транспортным ценам, позволяют задействовать переговорный механизм между товаропроизводителями по поводу регулирования и сдерживания роста цен;

способствовать заключению различных вариантов ''социального пакта'' между государством, предпринимателями и профсоюзами об установлении определенной зависимости между ростом производительности, заработной платы и цен. Диалог государства с предпринимателями и товаропроизводителями несравненно легче наладить, когда существует система экономически сильных финансово-промышленных групп, заинтересованных в поддержке со стороны государства программ по модернизации и укреплению их позиций на внутреннем и мировом рынках .

Наиболее очевидным симптомом существования в России макроэкономических проблем является высокая инфляция. Каковы же ее основные источники? Правительства печатают избыточное количество денег в случае, когда они расходуют средств больше, чем могут взять в долг или получить с помощью прямых налогов. В этом смысле бюджет всегда сбалансирован: инфляционный налог всегда заменяет другие источники налогообложения. Предположим, что правительство удваивает денежную массу, а население хочет сохранить то же количество реальных денег (например, двухмесячный доход). Цены удваиваются, поэтому реальные активы частного сектора составляют теперь лишь половину их прежней стоимости. Правительство может скупить товарное наполнение одного месячного дохода на вновь напечатанные деньги. Таким образом, оно перераспределяет реальные активы месячный доход из частного сектора в свою пользу. Другими словами, правительство как бы облагает дополнительным налогом сбережения. Высокая инфляция прекращается только тогда, когда оно или находит новые источники наполнения бюджета (текущие или будущие), или снижает расходы. Без разрешения проблемы дефицита бюджета бессмысленно выступать за ограничительную денежно кредитную политику. В лучшем случае правительство может лишь временно сократить рост денежной массы путем:

финансирования части расходов за счет внутренних и внешних займов;

задержек выплат по своим обязательствам (многим государственным служащим месяцами не платят заработную плату) или иных расходов;

получение авансом (обычно со скидкой) налоговых и других поступлений;

продажи своих активов.

Правительство России практикует прекращение финансирования бюджетного дефицита за счет кредитов Центрального банка, прибегая вместо этого к продаже ГКО. Переход к финансированию бюджета с помощью государственных облигаций является ключевой составляющей плана по обузданию инфляции, предложенного правительством, полагающим, что продажа облигаций вместо печатания денег сможет привести к резкому снижению темпов инфляции. Правда, эта стратегия очень рискованна. Во-первых, неизвестно, будет ли достаточно емким рынок облигаций. Во вторых, массовая продажа ГКО для покрытия бюджетного дефицита может оказаться бомбой замедленного действия, которая сработает тогда, когда облигации придется выкупать с уплатой процентов.

В настоящее время сама по себе решимость сократить выпуск денег или кредитов неоправданна. Нужна твердая решимость, сбалансировать бюджет, и тогда темпы печатания денег снизятся и сами.

Часто утверждается, что инфляция в России порождается не денежными причинами. К ним специалисты относят монополизм российской промышленности, высокие цены на энергоносители и неплатежи. При этом подразумевается, что инфляция в России вызвана давлением издержек производства.

С утверждением, что причиной инфляции является монополизм российской промышленности, трудно согласиться. Предприятия, контролирующие значительную часть рынка, могут поднять цены выше нормального конкурентного уровня. Но это приведет лишь к единовременному повышению цен, было бы трудно понять, как подобный фактор мог способствовать высокой инфляции в течение уже нескольких лет после либерализации цен.

Так же легко опровергается утверждение, что инфляцию подстегнул рост цен на энергоносители. Действительно, он может привести к повышению общего уровня цен, но только если издержка на энергоносители увеличивается для всех пользователей, что было бы возможным лишь при условии отсутствия любых ограничений в сфере ценообразования. Удорожание энергоносителей при фиксированной денежной массе должно привести лишь к относительному росту их цен. Для того же, чтобы цены росли в течение трех лет, необходим и постоянный рост номинального спроса.

Развитие процесса стабилизации в России показывает, что при ужесточении монетарной политики всегда возрастают неплатежи.

Важно понять роль неплатежей в инфляционном процессе. Она состоит в том, что платежи отражают подразумеваемое обязательство правительства поддерживать промышленность. Не стало веры в то, что ''государство не выдаст'', рост неплатежей вызвал увеличение числа банкротств. Но, надеясь на правительство и на кредиты Центрального банка России, кредиторы продолжали отгружать товары неплатежеспособным предприятиям. Таким образом, проблема неплатежей на самом деле есть проблема перевода политики бюджета на рыночные рельсы.

Одна из основных причин бюджетного кризиса в России заключается в неэффективной налоговой политике государства. Сбор налогов осуществляется плохо, поэтому властям приходится увеличивать налоги на те формы собственности, где это сделать проще. Население вынуждено обращать свои сбережения в те активы, которые облегчают уход от налогов, что вряд ли способствует успеху реформ.

Другая важная его причина ориентация налоговой системы на организации, унаследованные от периода социализма. Система контроля позволяет относительно эффективно отслеживать поведение действующих предприятий, но совершенно непригодна для оценки деятельности новых фирм, возникших в рыночных условиях. Статистические органы и налоговая инспекция значительно лучше работают на старых предприятиях. Налогообложение нового бизнеса представляет собой значительно более сложную задачу.

Вследствие этого эффективная налоговая ставка на инвестируемый в промышленности капитал на несколько порядков выше, чем на другие формы собственности. Отчасти это происходит потому, что при инвестировании в промышленность капитал становится сравнительно немобильным, но также и вследствие специфики самой налоговой системы.

Источником бюджетного дефицита являются в основном субсидии промышленности, поскольку частный сектор не заинтересован в ее финансировании. Этому есть два объяснения: кредиты выделяются предприятиям, производящим ''ненужные'' товары, что абсолютно убыточно; кредиты предоставляются предприятиям, которые могли бы перестроиться, но не могут выйти на частный рынок. Очевидно, в первом случае проводимая политика неэффективна. Поддержка рабочих мест может быть осуществлена с меньшими издержками путем непосредственных выплат. При этом экономятся значительные ресурсы. Этого не делается, потому что трудно разделить предприятия, относящиеся к первой и второй группам.

Большой интерес представляет собой второе объяснение. Но и в этом случае имеется не так уж много причин для выделения кредитов. Дело в том, что структурная перестройка требует инвестиций, а удлинение периода стабилизации повышает стоимость капитала для таких предприятий. Это не просто инфляционная премия. Основная проблема - меняющаяся цена ожидания, и неопределенность перспектив стабилизации кардинально увеличивает ее рост. Таким образом, стабилизация может содействовать росту инвестиций, что расширит налоговую базу и ослабит бюджетный кризис.

Наличие в сегодняшней Российской экономике устойчивой инфляции, (что видно из статических данных и из анализа инфляции за последние восемь лет), а также довольно сильных инфляционных ожиданий, о которых можно судить хотя бы по возрастанию денежного обращения, приводит к следующему заключению. Нельзя говорить о радикальности снижения темпов роста цен и инфляции в долгосрочной перспективе. Курс макроэкономической стабилизации способствует этому процессу, однако, рост инфляции будет постоянно подпитываться за счет рынка базовых отраслей производства.

Но, тем не менее, уже та одержанная некоторая победа над инфляцией означает в то же время и в известной степени победу над самой рыночной экономикой, над рыночными реформами. И потому она не является ни вполне устойчивой, ни окончательной. И это значит, что полная цена за нее еще не уплачена. Будущее погашение долгов, внутренних и внешних, невозможно без неизбежных потерь в уровне жизни. Ликвидация государственного регулирования, дальнейшая либерализация российской экономики не могут не привести к новой, хотя, хочется надеяться, не столь высокой, как ранее, инфляционной волне.

Таблица 1. Индексы цен, %.*

1992г. 1993г. 1994г.

Индекс потребительских цен 2680 1008 312

Индекс оптовых цен промышленности 6164 1124 335

*Источник: Вопросы экономики. 1995г. №3 с.5.

Таблица 2. Общие индексы оптовых цен и индексы на потребляемые ресурсы. *

Месяц, год Индекс оптовых цен Индекс цен ресурсов

Декабрь, 1994 1.13 1.15

Январь, 1995 1.22 1.26

Февраль, 1995 1.17 1.18

Таблица 3. Параметры инфляционного процесса /среднемесячные темпы прироста в течение квартала/, %.

1994г. 1995г.

Квартал

III IV I II III IV

Потребительские цены 6 15.5 12.5 7.7 4.8 4.1

Оптовые цены 7 12.3 16.3 9.9 6.4 3.1

Факторы удорожания затрат:

цены на топливо 3 11.1 20.1 9.3 5.1 3

тарифы на электроэнергию 9.7 3.7 12.2 15 10.3 0.8

транспортные тарифы 4 5.7 16.5 11.3 3.9 1.1

цены на с/х продукцию 2.7 21.6 21.6 1.1 2.6 5.6

ставки заработной платы 6.4 13.6 4.6 8.6 5.1 7

Валютный курс (долл./руб.) 6.2 13 11.9 -0.3 -1.7 1.1

Денежная масса 8.8 7.7 3.1 14.3 4.4 6.1

Таблица 4. Потенциал инфляции в 1991-1994гг. (ежемесячные темпы прироста цен в среднем за период), %.

1991г. 1992г. 1993г. 1994г.

Потенциал инфляционного предл. 7.7 28.1 24.8 14.3

Фактический темп роста оптовых цен 10.6 21.5 21.2 10.5

Подавленная инфляция предложения -2.6 5.4 3 3.4

Таблица 5. Факторы инфляции /ежемесячные темпы прироста в среднем за период/, %.

1992г. 1993г. 1994г.

Индекс роста оптовых цен 21.5 100 21.2 100 10.5

В том числе за счет:

удорожания затрат 8.0 35-40 9.1 40-45 4.3 40-42

роста денежной массы 1.9 8-9 2.1 10 2.0 15-20

инфляционной инерции 7.8 35-40 10.2 45-50 4.8 40-45

прочих факторов 3.8 15-20 -0.2 0 0 0

Таблица 6. Динамика производительности, заработной платы и цен в 1992 1994гг. /рост или уменьшение к предыдущему году/.

1992г. 1993г. 1994г. 1994г. к 1991г.

Производительность труда, % 86 86 93 69

Средняя зарплата, разы 11.6 9.0 4.1 428.0

Цены производителей, разы 32.0 9.9 2.4 760.0

Литература.

1. Афанасьев М., Витте О. ''Инфляция издержек и финансовая стабилизация'' //Вопросы экономики.1995г. №3.

2. Белоусов Д., Клепач А. ''Монетарные и немонетарные факторы инфляции в Российской экономике'' //Вопросы экономики. 1995г. №3.

3. Белоусов Р., Белоусов Д., Белоусов А. ''Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления'' //Экономист. 1996г. №5.

4. Борисова Г.Б. ''Высокая инфляция: современный опыт работы с ней, успехи и провалы'' //Вестник Московского университета. 1996г. сер.6 №3.

5. Герасименко В. ''Инфляция в России: причины, характер перспективы'' //Российский экономический журнал. 1995г. №10.

6. Гранвиль Б. '' Инфляция: высокая цена и никакой отдачи'' //Вопросы экономики. 1995г. №3.

7. Иванов С. ''Возможно ли неинфляционное развитие экономики?'' //газ. Деловой мир. 1996г. 23 сентября с.3.

8. Икес Б. ''Инфляция в России: уроки для реформаторов'' //Вопросы экономики. 1995г. №3.

9. Илларионов А. ''Природа российской инфляции'' //Politekonom. 1996г. №2.

10. Илларионов А. ''Рост и падение российской инфляции'' //Politekonom. 1996г. №2.

11. Коммерсантъ. 1995г. №12.

12. Марьясин М. Ш. ''Особенности инфляционных процессов в 1997году'' //Банковское дело. №1. 1997г.

13. Моисеев С. ''Инфляция 98'' //Финансист. 1998г. №1 2.

14. Никифорова А.А. ''Инфляция и заработная плата'' //Общество и экономика. 1996г. №5.

15. Оппенгеймер П. ''Исследование инфляции: западный опыт'' //Вопросы экономики. 1995г. №3.

16. Плышевский Б.П. ''Инфляция в Российской экономике'' //Финансист. 1997г. №4.

17. Пугачев В., Пителин А. ''Анализ вариантов антиинфляционной политики'' //Экономики. 1996г. №5.

18. Симановский А.Ю. ''Развитие инфляционных процессов в текущем году'' //Финансы. 1995г. №5.

19. Уланов С.М. ''Развитие инфляционных процессов в текущем году''. //Банковское дело. 1996г. №12.