Ссылка на архив

Иностранцы в Германии

Министерство образования Республики Беларусь

Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова

Кафедра иностранных языков

«Иностранцы в Германии»

Курсовая работа

Шавель Юрия Павловича

студента 5 курса, группы «В»

факультета иностранных языков

научный руководитель-

Зенчик Галина Владимировна.

Могилев, 2001


Содержание:

I. Введение.

II. Основная часть.

1. Миграция в Германии. История и современность.

1.1. Линии исторического развития.

1.2. Бегство и вынужденная миграция.

1.3. От страны эмиграции к стране иммиграции.

2. Иностранцы в Германии.

2.1. Немцы и иностранцы.

2.2.Либеральное законодательство в отношении гражданства.

2.3. Проблематика права на убежище.

2.4. Новое законодательство о праве на убежище.

2.5. Ситуация в западных землях Германии.

2.6. Иностранцы как важный экономический фактор.

2.7. Иностранцы на рабочих местах.

2.8. Дети иностранцев.

III. Заключение.

IV. Литература.


Введение

В ситуации отмеченной крупными миграционными процессами во всем мире, тема иммиграции является темой будущего для многих европейских, а также неевропейских стран. Ни для одной страны нельзя сделать исключение. Различия между ними лишь в том, что одни являются странами иммигрантов, а другие - нет, но и у них есть иммиграция.

Тема иммиграции актуальна в Германии как никогда, ее широко обсуждают и политики и население. Германия официально никогда не была страной иммиграции, однако ни в один другой регион Европы во второй половине XX века не переселялось столько людей, как на территорию старой Федеративной Республики. Девять процентов общего населения Германии не имеет сегодня германского паспорта. Федеральное правительство отреагировало на изменения в иммиграционной ситуации рядом мер. Во-первых, - реформой права на гражданство: теперь дети иностранцев автоматически становятся гражданами Германии, если их родители живут в стране более 8 лет. Во-вторых, - введением «грин-кард», позволяющих специалистам компьютерщикам из стран-нечленов Европейского Союза быстро и без бюрократических проволочек получить разрешение на работу. В-третьих, - созданием иммиграционной комиссии, которая до середины 2001 года должна разработать новые концепции иммиграции и интеграции.

Иногда эта тема приобретает черты религиозной войны - германская дискуссия об «иммиграции». Да или нет? При этом реальность уже давно отодвинула на задний план избитые тезисы. Немцы десятки лет живут вместе с соседями, коллегами и школьными товарищами, которые эмигрировали в Германию, хотя в новых федеральных землях этот опыт еще невелик. Германия ежегодно принимает около 300.000 человек, из которых примерно 200.000 имеют перспективу остаться в стране на длительный срок. Однако многих политиков, похоже, не волнуют задачи в области интеграции, вытекающие из этого положения вещей. При этом речь давно уже идет о том, чтобы развивать Германию как страну иммигрантов, так как уже сейчас численность ежегодно приезжающих в Германию иммигрантов равна населению среднего по величине города.

Имея девятипроцентную долю иностранцев в общей численности населения, Германия находится в этом отношении в верхней части списка европейских стран. Каждый четвертый переселенец приехал из страны-члена Евросоюза, главным образом - из Италии, Греции, Австрии, Португалии и Испании. Самую большую группу иностранных жителей составляют турки - 2,1 млн. человек. Данные о регионах происхождения мигрантов и о предпочитаемых ими странах показывают, что большая часть миграционных процессов Германии связана с Европой. В 1999 г. из стран Европы не входящих в ЕС, а также из Азии в Германию въехало больше людей, чем выехало из Германии в эти регионы.

Иностранное население неравномерно расселено по территории Германии. Почти 70% всех мигрантов проживает в четырех (западных) крупных землях Баден Вюртемберг, Бавария, Гессен и Северный Рейн-Вестфалия. В новых федеральных землях Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония Анхальт, Саксония и Тюрингия доля иностранцев весьма невелика. Она превышает 2% только в Бранденбурге и Саксонии. В крупных индустриальных районах старых федеральных земель, а также в Бертине мигрантов вдвое больше чем в сельской местности. В городах доля иностранных жителей достигает в среднем 15%, а в некоторых случаях даже заметно превышает этот показатель.

За последние 40 лет в Германию въехало более 30 млн. человек. За этот же период Федеративную Республику покинуло более 21 млн. человек. Высокие показатели иммиграции в начале 90-х годов (например, в 1992 г. в Германию въехали 1.5 миллиона) объясняются прежде всего большим количеством немецких репатриантов из республик бывшего Советского Союза и других восточноевропейских государств, ростом числа лиц просящих политического убежища, притоком беженцев из Югославии (начиная с 1991-1992 гг.), а также возросшей трудовой миграцией из стран, не входящих в Европейский Союз. В последнее время наплыв мигрантов снизился. В 1999 г. в Германию въехало всего лишь 875 тысяч человек и 672 тысячи уехали из страны.

Основная часть.

Миграция в Германии. История и современность.

Люди издавна покидали родину в поисках работы и убежища. Сейчас во всем мире 150 млн. человек живут за пределами родных стран. Германия - одна из тех стран, куда стремятся эмигранты: здесь живут 7,4 млн. иностранцев. Они приехали на работу либо в поисках убежища, либо на учебу, либо в качестве высококвалифицированных специалистов.

Миграция соединяет историю и современность. Она стержень conditio humana - в конце концов «человек разумный» расселился по свету как «человек мигрирующий». Поэтому считать сегодняшнее перемещение людей в историческом аспекте исключением и бояться их в будущем склонны лишь те, кто не знает истории: в ней перемещения людей через границы государств и столкновения различных культур являются скорее правилом, чем исключением. В течении истории немцы за рубежом и иностранцы в Германии пережили буквально все мыслимые формы передвижений населения вопреки существующим границам. Это были эмиграция, иммиграция, транзитные перемещения, переселение немцев на заработки за границу и иностранцев в Германию; бегство и вынужденное переселение немцев за рубеж и иностранцев в Германию, при этом немцы выступали в роли и жертв, и преступников - как в границах Германии так и за ее пределами. История немцев знает не только перемещения людей через границы, но и границ через людские судьбы гонения на «чужаков» внутри страны - евреев, цыган и других.

Первыми иммигрантами были голландцы, гугеноты, вальденцы и зальцбуржцы, воспринимавшихся в Германской империи как люди, пострадавшие за веру. Они вызывали у коренного населения такое почтение, что можно говорить о своего рода конфессионально обусловленной передаче технологий. Интеграция чужаков, несмотря на многие шероховатости, в значительной мере облегчалась интересом коренного населения к новым людям и явлениям.

Линии исторического развития

Первыми эмигрантами из континентального германоязычного пространства были, например, предки семибургских саксонцев в нынешней Румынии. Они oсели в тогдашнем венгерском королевстве в середине XII века. Венгерские соседи называли их «саксонцами», но они происходили преимущественно из областей Рейна и Мозеля. В XVIII веке из германоязычного пространства вышли и другие группы переселенцев: с юго-запада и центральной части –«банатские швабы», из верхней Швабии и Бадена – «cатмарские швабы». Их поселения служили освоению и защите новых земель. Поэтому они получали особые экономические и культурные привилегии, выполнявшие роль стимула.

Но и в других регионах юго-восточной, центрально-восточной и восточной Европы у германцев были поселения, жители которых имели особые привилегии. Их следы затерялись лишь в период мировых войн. Этому способствовали принудительное переселение, культурные репрессии и, наконец, эмиграция тех, чьи потомки возвращаются сегодня на родину как «переселенцы», чтобы жить здесь «немцем среди немцев».

В 1830-е годы континентальный восточный поток уступил первенство эпохальному передвижению масс на Запад - за океан. Начиная с голода 1815-1817 гг. до начала Первой мировой войны в 1914 г. трансатлантический исход привел только в Соединенные Штаты 5,5 млн. немцев. В конце XIX столетия эмиграция сократила население Германии ровно на 5 млн. человек. Напряжённость между ростом населения и возможностью прокормиться была ослаблена быстрым подъемом экономики в кайзеровском рейхе с развитой промышленностью. В начале 1890-х годов эмиграция за океан существенно сократилась.

В противовес резкому снижению массового отъезда немцев с начала 1890-е годов усилилось массовое передвижение в Америку населения восточной и юго-восточной Европы. До начала Первой мировой войны более 5 млн. эмигрантов из Австро-Венгрии и России (в частности, поляки и евреи) пересекли рейх на пути в морские порты. Большинство садилось на корабли в Бремене и Гамбурге.

В кайзеровской Германии, которая вышла на ведущие позиции в мировой экономике, рассогласование спроса и предложения на рынке труда приобрело в конце ХIХ в. своеобразную форму: «нехватка людей» в сельском хозяйстве, рабочих в промышленности, на строительстве дорог и каналов с 1890-х годов сделали сезонные перемещения «иностранных отходников» в Германию массовым движением. По ведомственным оценкам, накануне Первой мировой войны в Германии было 1,2 млн. «иностранных отходников». Среди них преобладали поляки и итальянцы. Большинство работало в Пруссии.

В Веймарской республике занятость иностранцев была невысокой и к моменту кризиса мировой экономики почти сошла на нет. В национал-социалистской Германии 1933-1938 гг. она сначала немного возросла. С 1939 г. она увеличилась в миллионы раз и вылилась в рабский труд депортированных «иностранных рабочих» и военнопленных по программе «использования иностранцев» в милитаризованной национал-социалистской экономике. Выжившие жертвы по окончании войны составили 10-12 млн.

Страна, которая в своей истории часто оказывалась прибежищем для иностранцев, сама вынудила многих испытать невзгоды чужбины, обращая в бегство или вынуждая эмигрировать. В XIX в это относится в частности, не только к «преследованиям демагогов» согласно Карлсбадским решениям 1819г. Речь идет и о бегстве преследуемых революционеров 1848-1849 гг. - в Соединенных Штатах и Австралии их еще называли «forty-eighters» - а также о германских социалистах, которые во времена закона Бисмарка против социалистов (1878-1890) перебрались в европейскую и заокеанскую эмиграцию. Все это после «захвата власти» национал-социалистами в 1933 г. померкло перед лицом политически, мировоззренчески и расово-идеологически обусловленной эмиграции из национал-социалистской Германии. Люди эмигрировали в более чем 80 стран мира, среди которых на первом месте были Соединенные Штаты Америки. Для многих, прежде всего еврейских эмигрантов, бегство в изгнание было спасением от смертельной опасности.

Бегство и вынужденная миграция

Во Вторую мировую войну последовали волна бегства и вынужденных переселений из областей, определенных как сфера интересов пактом Гитлера-Сталина 1939 г., насильственное переселение, изгнание и депортация в Европе, оккупированной Германией, а также на советской территории. В конце были лагерный плен, каторжные работы и реинтеграция немецких военнопленных, а также, в 1950-е годы, «поздние возвращенцы» из Советского Союза, крупнейшие в истории Европы вынужденные переселения в виде бегства и изгнания немцев из восточных областей.

С конца Второй мировой войны в Германии наблюдались четыре крупных процесса иммиграции и интеграции. При этом в Восточной Германии и Западной Германии доминировал часто противоположный опыт. Первый процесс - немецкие беженцы и изгнанники: на Западе их сочувственно называли «изгнанными с родины», на Востоке же они получили косметическое обозначение «переселенцы». На Западе влиятельные организация изгнанных десятилетиями официально выступали за «право на родину», а в ГДР «проблема переселенцев» стала с оглядкой на восточных соседей табу. На Западе приток эмигрантов из Восточной и Юго-Восточной Европы продолжался и после окончания изгнаний: в 1951--1988 гг. через лагеря для перебежчиков границы прошли почти 1,6 млн. человек. На Востоке же, по ту сторону «интеграции переселенцев», приток переселенцев был невелик: по указанным причинам он был связан лишь с «воссоединением семей». Менее заметной на Западе была сначала иммиграция беженцев, искавших убежища, но с начала 1980-х она быстро нарастает. В ГДР доминировали не иммиграция и интеграция, а эмиграция и изоляция вследствие переселения или бегства на Запад. В духе «холодной войны» Запад приветствовал эти процессы, так как «бегство от коммунистической власти» означало «голосование ногами» в соперничестве двух систем и одновременно желательный приток рабочей силы. В ГДР, напротив, нелегальный путь на Запад рассматривался как предательство родины и как строго наказуемое деяние. По возможности эти темы полностью замалчивались, как в начале 1950-х замалчивались «проблемы переселенцев». Многие вопросы, связанные с иммиграцией и интеграцией, с эмиграцией и изоляцией были вытеснены из общественного сознания ГДР.

Вторая крупная волна иммиграции в Федеративную Республику была вызвана «гастарбайтерами» и иммигрантами: договор между Германией и Италией 1955г. дал начало официально организованной вербовке иностранных кадров в страну «экономического чуда». Строительство стены на Востоке невольно подстегнуло поток приезжих: когда после 1961 г. эмиграция из ГДР иссякла, усилилась вербовка иностранных рабочих. «Гастарбайтеры», или «гостящие рабочие» - так их называли в обиходе, но не в официальных документах - в отличие от «иностранных рабочих» национал-социалистской Германии и «иностранных отходников» кайзеровской Германии. Вербовка рабочих на Западе продолжалась до «нефтяного шока» 1973 г., который положил ей конец. За это время в страну приехало 14 млн. «гастарбайтеров», из них 11 млн. человек вернулись впоследствии домой. Оставшиеся поселились в Германии, вызвали к себе семьи, так что большинство из них уже к концу 1970-х жило в парадоксальных общественных условиях - в ситуации иммиграции без страны иммиграции. Дело в том, что на правительственном уровне это явление «опровергалось», из сферы политических решений вытеснялось, в административных процедурах стало табу. Не было зрелых концепций по вопросам иммиграции и интеграции: то, что становится табу, невозможно формировать. В ГДР на базе правительственных соглашений также работали иностранцы, хотя и не в таком объеме, как на Западе. Это были приезжие преимущественно из Вьетнама и Мозамбика. Как и «гастарбайтеры» на Западе, они «вкалывали» в наименее престижных сферах, в самых тяжёлых условиях, например, три четверти из них работали в сменном режиме. Привлечение иностранцев в ГДР также замалчивалось или маскировалось под видом стажировки. По отношению к иностранцам, заключившим срочные договора, в государстве закрытых границ действовала система «шефства», подотчётная администрации и авторитарная по своему характеру. В целом это была не столько социальная интеграция, сколько предписанная государством сегрегация, имевшая и пространственное выражение (аналог гетто). Иностранцев размещали в отдельных общежитиях и таким образом обозначали социальную дистанцию. Личные контакты с ними осуществлялись по разрешению и требовали отчета. Предписанная изоляция чужих и публичное замалчивание их существования создавали социальный вакуум. В нем селились слухи и злоба, расцветали недоверие, страх, ненависть. Федеральный президент Вольфганг Тирзе говорил о «восточногерманской форме апартеида», бывшая уполномоченная по делам иностранцев Корнелия Шмальц-Якобсен - о «ксенофобии за закрытыми дверьми». Когда тоталитарной дрессировке пришел конец, скрытая неприязнь к чужакам вырвалась наряжу. В процесс объединения ринулись немцы, ставшие друг другу чужими, с противоположным политико-идеологическим опытом наряду со многими нерешенными вопросами обнажив и нерешенные в обоих государствах проблемы общения с чужаками.

Третья группа иммигрантов в послевоенные годы - лица, ищущие убежища и прочие беженцы. Ответом западных послевоенных немцев на прием или отказ в приеме немецких эмигрантов 1933-1945 гг. стал известный абзац из четырех слов в ст. 16 конституции, по поводу которого так много дискутировали и о котором сегодня написаны многочисленные тома: «Преследуемые по политическим мотивам имеют право на убежище».

Четвертая большая группа выселенцы и немецкие иммигранты из Восточной Европы: иммиграция переселенцев это своего рода «возвращение через поколение». Предки мигрантов выехали из страны несколько десятков или сотню лет назад или, как в случае «семибургских саксонцев» еще в позднем средневековье - когда Германия еще не существовала. Те, кто официально признан «выселенцем», могут, с точки зрения правовых норм в связи с последствиями войны, претендовать на германское гражданство со всеми правами и обязанностями. Однако в культурном, ментальном и социальном отношении они – настоящие иммигранты. Из-за недооценки или смешения их с изгнанными и послевоенными беженцами вопрос об их интеграции стоит особенно остро. Проблемы иммиграции обострялись по мере массового роста иммиграции выселенцев. Они имели место, хотя уровень 1993 г. путем выделения особых контингентов был максимально снижен до 220 тыс. человек и затем путём определенных ограничений доведен до 100 тысяч в 1998 г. Немаловажную роль сыграли языковые тесты, введенные в 1996 году в регионах происхождения. Иммиграция выселенцев долгое время считалась образцовым экспериментом рекомендованным для интеграции иностранных иммигрантов. В условиях нарастающего бюджетного дефицита ситуация заметно изменилась. Впрочем, выселенцы, несмотря на сокращение пособий по интеграции, остаются привилегированной группой иммигрантов. При интеграции «чужих» немцев с Востока выявились новые серьезные миграционные трудности. Между тем в ходе осуществляемой уже в течение десятилетий интеграции «своих» иностранцев не удается справиться с решением многих проблем.

От страны эмиграции к стране иммиграции

Несмотря на все светлые и темные стороны в истории миграции внутри страны, в страну и из страны, магистральная линия исторического развития в ХIХ и XX в.в. состояла в том, что Германия из страны эмиграции сначала стала страной привозного труда, а затем и страной куда стремятся попасть эмигранты. Это было известно еще до сенсационного отчета ООН о развитии населения весной 2000 г., где говорится, что Германия еще долго будет оставаться желанной для эмиграции страной.

Прогрессирующее демографическое «старение» населения Германии в действительности таит серьезные проблемы. Они касаются экономической динамики и солидарности поколений. Демографическая политика как таковая не является альтернативой. Речь должна идти об условиях, при которых население растет за счет рождении и/или иммиграции. Для этого необходимы теоретические концепции, рассматривающие миграцию как центральную проблему наряду с другими аспектами. При рассмотрении миграции важно не упускать из виду, что, несмотря на приток иммигрантов Германия не перестала быть страной эмиграции и транзита. Федеративная Республика, по крайней мере, с окончанием «холодной войны» и связанными с ней передвижениями на селения между Востоком и Западом - словно гончарный круг международных миграционных процессов она принимает эмигрантов и миграционных рабочих, но и отпускает людей в другие страны жить и работать. В нее вливаются многочисленные транзитные иностранцы путешественники, а также множество беженцев, для которых Германия - промежуточная станция на пути к другим странам. Вот почему Германии необходима всеобъемлющая концепция для всех типов миграции.

Иностранцы в Германии.

Немцы и иностранцы.

В 1990 и 1991 гг. на Германию приходилось 58 процентов, а в 1992 г. уже 79 процентов всех ищущих убежища в странах Европейского Сообщества. В 1992 году на проживание и питание иностранных мигрантов Германии пришлось истратить почти 9 миллиардов немецких марок.

Ввиду экономических трудностей в стране, с середины 1992 года в Германии имеют место акты насилия по отношению к иностранцам. Их совершают, в основном, молодые люди, не имеющие профессионального образования. Немецкая общественность во многих городах страны участвовала в спонтанных и организованных митингах солидарности с иностранными согражданами, в которых приняли участие ведущие представители всех общественных групп: политических партий, религиозных общин, а также фирм и рабочих. На специальных мероприятиях популярные среди молодёжи спортсмены и музыканты призывают оказывать противодействие насилию по отношению к иностранцам.

Враждебность по отношению к иностранцам никогда не встречала поддержки у немецкого населения. По мнению компетентных наблюдателей, ненависть и насилие являются свидетельством ущербности системы ценностей у определённой части населения; при этом некоторую роль играет зависть к успехам иностранных сограждан.

Ответственные деятели политики и общества проявляют решимость позаботиться о том, чтобы все люди в Германии могли жить без страха. Германский Бундестаг в октябре 1992 года подчеркнул:

«Иностранцы являются частью нашего общества и нашей экономической жизни; - они вносят существенный вклад в фонд нашего социального обеспечения и обогащают культурную жизнь в Германии. Добрососедская совместная жизнь должна быть сохранена и, если нужно, улучшена. Необходимо и далее содействовать интеграции иностранцев. Федеральный канцлер Гельмут Коль в одном из правительственных заявлений в июне 1993 года заверил, что в Германии нет места насилию против иностранцев.

Основой федеральном и земельной политики по отношению к иностранцам являются принятые в 1977 году «Предложения комиссии представителей федерации и земель по поводу разработки широкомасштабной концепции повышения степени занятости иностранцев». В этом документе содержатся следующие пункты:

- Федеративная Республика Германия не является страной, регулярно принимающей иммигрантов.

- Промышленные предприятия не могут рассчитывать на то, что им будет разрешено приглашать любое количество иностранных рабочих для работы в Германии.

- В Германии будут, однако, в течение длительного времени работать иностранные рабочие и служащие. С учётом особых проблем второго и третьего поколения иностранцев в Германии, необходимо проведение политики обеспечения рабочих мест для иностранцев.

- Необходимо проведение мер повышения уровня профессиональной подготовки иностранцев в Германии, чтобы повысить их готовность к возвращению в свою страну.

- Проживание иностранцев и их семей в Федеративной Республике Германия должно быть обеспечено в социальном и правовом плане; им должна быть обеспечена возможность социальной интеграции.

Заступая в должность федерального канцлера в октябре 1982 года, Гельмут Коль так сформулировал основы своей политики в отношении иностранцев:

«Политика федерального правительства в отношении иностранцев, направлена на интеграцию тех иностранцев, которые легально проживают на территории нашей страны, - в частности, иностранцев, приглашённых на работу, и членов их семей; наша политика направлена также на ограничение иммиграции из стран, не входящих в Европейское Сообщество; целью нашей политики является также оказание помощи тем иностранцам, кто хочет вернуться в свою страну».

Эти принципы нашли своё отражение в «Законе о въезде и пребывании иностранцев на территории Федеративной Республики Германия», действующем с 1 января 1991 года. В этом законе нашло подтверждение распоряжение правительства от 1973 года о запрете вербовки иностранных рабочих из стран, не принадлежащих к Европейскому Сообществу. Политика интеграции иностранцев не направлена на их ассимиляцию. Первая «уполномоченная федерального правительства по вопросам интеграции иностранных рабочих и служащих и членов их семей» госпожа Лизелоттэ Функэ (вышла в отставку в 1991 году), определила своё представление об интеграции иностранцев как «постепенное привыкание к нашему образу жизни и мирное сосуществование людей различного происхождения, при взаимном уважении к национальному, культурному и религиозному самопониманию друг друга.»

Германская политика по отношению к иностранцам покоится на двух основах: во-первых, на законодательстве о проживании иностранцев на территории Германии и их праве работать здесь, и, во-вторых, на ограничении иммиграции иностранцев из стран, не входящих в ЕС. Усилия по ограничению иммиграции включают в себя борьбу со злоупотреблением гарантированного конституцией Германии права на убежище тем, кто подвергается преследованиям по политическим причинам.

В процессе интеграции от иностранцев ожидается, что они будут уважать систему ценностей, норм и форм общественной жизни, имеющую место в Германии. Понимаемый таким образом процесс интеграции оставляет простор для самостоятельной жизни иностранцев.

В реальной жизни процесс интеграции идёт по-разному. Надёжных критериев измерения достигнутого уровня интеграции не существует. Однако, начало этого процесса заметно в сфере профессионального производственного обучения, а также в сфере политической, социальной и экономической. Стало заметным активное участие второго и третьего поколения иностранцев в процессе приобретения профессии. Об интеграции в сфере политики свидетельствует растущий интерес к событиям в Германии, к деятельности политических партий и к участию в работе профсоюзов и муниципальных «советах помощи иностранцам». Социальная интеграция включает в себя как привыкание к чисто внешним сторонам жизни в Германии (квартира, мебель, одежда, свободное время, владение немецким языком, контакты с немцами), так и уважение к немецким законам. Экономическая интеграция проявляется в основании иностранцами собственных фирм в Германии.

Либеральное законодательство в отношении гражданства.

В репортажах заграничных средств массовой информации об актах насилия по отношению к иностранцам в Германии многократно делался упрёк в том, что Германия решает вопрос о гражданстве по этническим признакам. При этом утверждалось, что такое законодательство способствует ксенофобии. Это, однако, не соответствует истине. Действующий с 1 января 1991 года закон об иностранцах значительно упростил процедуру приобретения гражданства Германии. Здесь, однако, необходимо отметить, что тот факт, что до сих пор немецкое гражданство было дано сравнительно небольшому проценту иностранцев, проживающих в Германии, объяснялся не столько действовавшим законодательством, сколько личным решением самих иностранцев, желавших сохранить своё прежнее гражданство и тем самым возможность в будущем вернуться на родину.

В соответствии с законом от 1991 года, следующие категории лиц могут претендовать на гражданство Германии:

1. Иностранцы в возрасте от 16 до 24 лет, легально находившиеся и находящиеся в Германии и 6 лет подряд посещавшие школу на территории Федеративной Республики Германия;

2. Иностранцы в возрасте свыше 24 лет, которые легально жили на территории Федеративной Республики Германия в течение 15 лет подряд и которые в состоянии зарабатывать на жизнь себе и своей семье.

3. Супруги и несовершеннолетние дети иностранцев старше 24 лет;

при этом для супругов выполнение условия о предварительном легальном 15-летнем пребывании на территории Федеративной Республики Германия не является обязательным.

Лицо, не имеющее судимости и входящее в одну из этих категорий имеет право претендовать на получение гражданства Федеративной Республики Германия.

6 сентября 1992 года правительственная коалиция ХДС/ХСС и Св.Д.П. договорилась с оппозиционной СДПГ (социал-демократы) о дальнейшей либерализации немецкого законодательства о приобретении гражданства Германии. Среди прочего, право вышеназванного круга лиц на подачу просьбы с получении немецкого гражданства должно быть расширено до права на получение гражданства. При этом этническая точка зрения не играет никакой роли. Немецкое законодательство о праве на гражданство является одним из самых либеральных в Европе.

Иногда делаются попытки интерпретации действующего в Германии принципа «гражданство ребёнка = гражданство родителей» как господство этнических критериев в вопросе о гражданстве. Люди, предпринимающие подобные попытки, старательно забывают, что этот принцип действует почти во всех странах мира. Принцип же, по которому человек автоматически получает гражданство страны, в которой он родился, действует лишь в «классических» иммиграционных странах, - США, Канаде и Австралии, - которые с самого своего возникновения старались привлечь большое количество иммигрантов.

При признании гражданства Германии за переселенцами в соответствии со статьей 116 конституции Федеративной Республики Германия, речь идёт в первую очередь о гуманитарной помощи этническому немецкому меньшинству, угнетавшемуся в коммунистических странах. Хотя здесь этническое немецкое происхождение и является необходимой юридической предпосылкой для признания соответствующих лиц гражданами Германии, но политическим мотивом здесь отнюдь не является стремление дать всем людям немецкого происхождения гражданство Германии, - в какой бы стране они ни жили. Речь идёт о том, чтобы оказать этим людям моральную и материальную помощь. Понятие гражданства Германии в статье 116 германской конституции, не вступает в конфликт с законодательством касательно гражданства соседних стран к востоку от Германии.

Между Федеративной Республикой Германия и Российской Федерацией, Венгрией и Польшей имеют место двусторонние договоры о защите живущего в этих странах немецкого меньшинства. Эти договоры являются составной частью договоров о дружбе и добрососедских отношениях. Цель федерального правительства Германии: сделать жизнь людей в их стране достаточно перспективной; но если они захотят, то они смогут переселиться в Германию.

Проблематика права на убежище.

Продолжающийся в течение многих лет массивный непрерывный приток иностранцев в Германию, прибывающих под предлогом поиска политического убежища, привёл к тому, что во многих странах мира создалось впечатление, что право на убежище (гарантированное немецкой конституцией) является ничем иным как правом на бесконтрольную иммиграцию и проживание в Германии на средства немецкого налогоплательщика. Злоупотребление правом на убежище вызвало в Германии дискуссию о необходимости новой политики в отношении иностранцев и их права на убежище. Речь идёт о следующих основных пунктах:

- сохранение права на убежище для всех преследуемых по причинам расового, религиозного или политического характера,

- ускорение административного процесса признания права на убежище

- принятие законов об урегулировании процесса иммиграции

Федеративная Республика Германия является единственным в мире государством, где право на убежище закреплено в конституции. Количество претендующих на это право увеличилось настолько, что страна не может принять всех желающих. В 1988 году претендентов было 103.000, в 1991 году уже 256.000, а в 1992 году - свыше 600.000. На Германию приходится около половины всех тех, кто прибывает в западную Европу с требованием предоставить ему политическое убежище. Большой дорогостоящий аппарат чиновников («Федеральное ведомство по вопросам признания иностранных беженцев» и другие учреждения, регистрирующие и обслуживающие претендентов), а также непропорционально большое количество судей административных судов занимается рассмотрением заявлений; право на политическое убежище признаётся лишь за весьма малой долей претендентов. В 1991 году лишь 6,9 процентов всех претендовавших на статус политически преследуемых лиц было признано таковыми. Пока ведётся рассмотрение заявлений, подавшие их лица проживают в Германии на полном содержании немецкого налогоплательщика; при этом речь идёт не о месяцах, а о нескольких годах, ибо процесс рассмотрения заявления (с привлечением дорогостоящих переводчиков, с рассмотрением жалоб в административных судах и т.д.) отнимает очень много времени. Важным шагом на пути решения этой проблемы было принятие в декабре 1991 года закона об ускорении процесса рассмотрения дел о признании статуса политического беженца.

Новое законодательство о праве на убежище.

После многочисленных изменений действующих законов об иностранцах и о процессе признания статуса политического беженца было решено внести изменения в конституцию. В прежнем тексте конституции Федеративной Республики Германия право на политическое убежище формулировалось весьма категорично (статья 16-2, предложение 2): «Политически преследуемые имеют право на убежище». Это, в частности, приводило к тому, что невозможно было лишить права на убежище того, кто, живя в Германии, совершил тяжёлое преступление. Новый вариант текста о политическом убежище тщательно обсуждался с представителями оппозиционной СДПГ. (для изменения конституции необходимо две трети голосов депутатов Германского Бундестага). Осенью 1992 года была достигнута соответствующая договорённость, а 26 мая 1993 года в конституцию Германии были внесены необходимые поправки, направленные на ограничение количества рассматриваемых заявлений о предоставлении статуса политического беженца. Речь идёт о барьере для тех, кто не является политически преследуемым, а пытается проникнуть в Германию по совершенно иным причинам. Новый текст соответствующей статьи конституции вошёл в силу 1 июля 1993 года. В основном, речь идёт о следующих пунктах:

- Иностранец, въехавший в Германию через «нерепрессивное государство», не имеет возможности подать заявление о признании за ним статуса политического беженца, - он отправляется обратно в упомянутое государство. К таким государствам относятся все страны Европейского Сообщества, а также Швейцария, Австрия, Чехия, Польша, Швеция, Финляндия и Норвегия. Все соседи Федеративной Республики Германия принадлежат, таким образом, к числу нерепрессивных государств.

- Понятие «нерепрессивное государство» охватывает все те государства, в которых, в силу правового положения, практики применения права и общей политической ситуации нет политических преследований. Лицо, прибывшее из такой страны, отправляется обратно, если не сможет убедительно доказать, что лично ему там грозит преследование по политическим причинам.

- Не проводятся через процесс признания политически преследуемыми те лица, которые находятся в Германии как беженцы из регионов, охваченных войной или гражданской войной. Они получают временное разрешение на пребывание в Германии; в течение этого времени они не имеют права подавать заявления о признании за ними статуса политически преследуемых.

По оценкам экспертов, применение нового законодательства позволит быстро отсеять около двух третей всех лиц, пытающихся выдать себя за политически преследуемых.

В этой связи необходимо упомянуть подписанное 7 мая 1993 года бывшим федеральным министром внутренних дел Зайтерсом и министром внутренних дел Польши Милчановским соглашение о «сотрудничестве в вопросах, касающихся следствии миграции». Польша обязуется принимать обратно тех мигрантов, которые проникли в Германию через польскую территорию (Польша входит в число нерепрессивных государств). Германия, в свою очередь, будет оказывать Польше финансовую помощь в оснащении польских учреждений, занимающихся иммигрантами.

Ситуация в западных землях Германии.

К началу 1993 года в Германии проживало 6