Ссылка на архив

Иностранные инвестиции в нефтяной промышленности Азербайджанской Республики

После провозглашения независимости в октябре 1991 года Азербайджан испытывает значительные трудности. Сокращение реального национального дохода в 19921994 годах, по имеющимся оценкам, составило 50 процентов, в основном за счет разрыва традиционных торговых и финансовых связей после распада Советского Союза. Экономический ущерб и издержки, связанные с военным конфликтом по поводу Нагорного Карабаха, привели к углублению экономического кризиса и дальнейшему понижению уровня жизни населения. Около 20 процентов территории Азербайджана в настоящее время оккупировано иностранными силами, а число беженцев, покинувших места своего проживания в результате военных действий, превысило миллион человек. В последнее время происходило дальнейшее ухудшение экономического положения Азербайджана в силу нарушения транспортного сообщения с зарубежными странами.

В стране сохраняются коренные макроэкономические диспропорции. Снижение объема производства сопровождалось высокими темпами инфляции: если в течение 1993 года потребительские цены росли в среднем на 2 процента в месяц, то в 1994 году на 29 процентов. Хотя всякая инфляция частично отражает продолжающуюся либерализацию цен, в конечном счете ее причиной являлась неадекватная финансовая политика. Начиная с 1991 года государственный бюджет ежегодно сводился со значительным дефицитом, который финансировался Национальным Банком Азербайджана (НБА) за счет кредитной эмиссии. Кроме того, значительные кредиты были выделены оказавшимся в сложной ситуации государственным предприятиям и сельскому хозяйству. Скорость роста номинальной заработной платы отстает от темпов инфляции, причем в 19931994 годах средняя реальная заработная плата снизилась на две трети.

Продолжает ухудшаться как показатели внешней торговли Азербайджана, так и общее положение с платежным балансом. Осложнения с межгосударственными платежами и нарушение работы транспортных путей, проходящих через Грузию и Чечню, привели к резкому сокращению объема внешней торговли. Только за 1993 год объем экспорта и импорта сократился более чем на 50 процентов, а в 1994 году последовал новый спад в размере 34 процентов объема экспорта и 12 процентов импорта. Сальдо баланса торговли с Россией и другими государствами бывшего Советского Союза стало отрицательным. В то же время баланс торговли с другими странами в 1993 году был сведен с положительным сальдо в размере 35 миллионов долларов США. дальнейшее сокращение мощностей по добыче нефти и газа привело к тому, что в 1994 году Азербайджан превратился в чистого импортера энергоносителей, а переход к ценам мирового рынка в торговле энергоносителями между странами бывшего Советского Союза привел к ухудшению условий его внешней торговли. На счете текущих операций платежного баланса в 1993 году имелось отрицательное сальдо в размере 37 миллионов долларов США, причем по всей видимости, продолжалось бегство капитала. В конце 1994 года, хотя в коммерческих банках и находились валютные резервы в сумме 125 миллионов долларов США, что примерно равняется 8недельному объему импорта, положение с платежным балансом оставалось исключительно сложным, а официальные международные резервы по-прежнему находились на чрезвычайно низком уровне. Правительство Азербайджана пришло к выводу о том, что попытки контролировать отток капитала и обеспечить наличие у государства иностранной валюты за счет жестких правил обязательной продажи валюты оказались неэффективными, а связанное с этим использование множественных обменных курсов нарушает структуру стимулов для экспортеров.

Внутреннее и внешнее неравновесие в Азербайджане отражается в возрастающем падении доверия к национальной валюте манату, который за 1994 год потерял 90 процентов своей стоимости по отношению к доллару США. На протяжении значительной части 1994 года остатки на банковских счетах могли обращаться в наличные, товары или иностранную валюту лишь по курсу или ценам, намного уступающим тем, что действовали в отношении наличных манатов. В декабре 1994 года, однако, эта проблема была преодолена благодаря смягчению проблемы дефицита наличности. Темпы инфляции значительно превышают темпы роста денежной массы, поскольку население проявляет растущее нежелание хранить свои средства в манатах, а для операций внутри страны широко применяются доллары США.

В последнее время, однако, произошло два важнейших события, которые улучшили перспективы развития экономики Азербайджана. Во-первых, соглашение о прекращении огня, действующее с мая 1994 года, и достигнутый прогресс в направлении окончательного урегулирования конфликта по поводу Нагорного Карабаха позволили Правительству обращать все возрастающее внимание на меры экономической политики, необходимые для преодоления экономических и финансовых трудностей Азербайджана. Во-вторых, в сентябре 1994 года после нескольких лет сложных переговоров было подписано соглашение с международными нефтяными компаниями о разработке нефтяных месторождений в Каспийском море. Ожидается, что эксплуатация этих месторождений в течение ближайших 15 лет потребует огромных капиталовложений в размере 7,5 млрд. долларов США, в основном за счет иностранных источников, предполагается, что в среднесрочном плане это приведет к столь необходимому прекращению спада производства нефти в Азербайджане, к росту его объема и к накоплению значительных экспортных поступлений от продажи данного вида сырья. Одна из главных задач, ставящихся в ходе нынешних мер по стабилизации и реформам в Азербайджане, состоит в создании основы для разумного использования нефтяных богатств с целью будущего развития страны.

Исходя из вышеизложенного целью написания данной работы является анализ двух взаимосвязанных проблем.

Первое экономическая политика Азербайджанского правительства, направленная на создание благоприятного инвестиционного климата в республике, которая представляет собой зону повышенного риска для западных инвесторов.

Второе перспективы развития нефтяной отрасли как основы привлечения иностранных инвестиций и важного фактора скорейшего оздоровления национальной экономики.

Глава I. Краткий экономико-географический обзор Азербайджанской Республики

Азербайджан расположен на юго-востоке Кавказских гор. На севере он граничит с Российской Федерацией и Грузией, на юге с Ираном и Турцией и на западе с Арменией. Площадь, занимаемая им, составляет 86 тыс. кв. км. В Азербайджан входит Нахичеванская автономная республика, отделенная, однако, от остальной части страны территорией Армении.

Численность населения Азербайджана составляет 7,5 млн. человек (2,5% населения бывшего СССР) с ежегодным приростом в 1,4%. Более половины населения проживает в горах. В столице Азербайджана Баку, являющимся главным портом Каспийского моря, насчитывается 2 млн. жителей. Более 30% населения страны азербайджанцы, а армяне и русские, представляющие меньшинство населения, составляют по 6%. Плотность населения достаточно высока (82 человека на 1 кв. км.).Население относительно молодое: доля лиц моложе 15 лет составляет 33%. для Азербайджана характерны хорошие показатели социальной статистики. Продолжительность жизни достигает 71 год среди женщин и 65 лет у мужчин. Грамотность взрослого населения составляет 90%. Практически все учащиеся имеют общее образование в объеме 10 классов. В начале века на страну приходилось 50% мирового производства нефти. После Октябрьской революции нефтяная промышленность продолжала развиваться высокими темпами, и в период второй мировой войны на Азербайджан приходились почти все запасы нефти Советского Союза. После открытия новых месторождений на Урале и в Западной Сибири, Азербайджан перестал быть центром советской нефтяной промышленности; к 1990 г. его доля в производстве нефти в СССР составляла лишь 2%. Кроме нефти, Азербайджан располагает и другими природными ресурсами, такими как природный газ, свинец, цинк, железо и медные руды, а также запасами разнообразных природных материалов, используемых в строительстве, например, известняк и мрамор.

Азербайджан имеет давние традиции сельского хозяйства, на которое, как правило, приходилось более 30% чистого материального продукта (ЧМП). В стране существует хорошая и диверсифицированная база для производства широкого ассортимента зерновых. Почвы достаточно плодородны, за исключением окружающих Баку солончаков, непригодных для возделывания. Страна лежит в девяти природно-климатических зонах, начиная с засушливого климата в районе Баку и кончая субтропическим на крайнем юге. На Азербайджан приходится 1,4% общего объема производства пищевых продуктов бывшего СССР, 8% производства хлопка, 14% табака и 23% винограда.

Азербайджан обладает широкой промышленной базой. На индустриальный сектор приходится около 40% Чистого Материального Продукта (ЧМП) и более 20% всех рабочих мест. Его структура разнообразна: сюда входят черная и цветная металлургия, производство нефтяного оборудования, а также электротехническая, химическая, нефтехимическая, легкая и аграрная промышленности. На долю тяжелой, а также легкой и аграрной промышленности приходится соответственно 39% и 50% всего объема промышленного производства. Среднее предприятие насчитывает 430 работников, что выше аналогичного показателя на Западе, но ниже в сравнении с большинством остальных республик бывшего СССР.

Транспортный сектор также хорошо развит. Протяженность республиканских трасс составляет 29 тыс. км. (9.600 км магистральных и 15.400 км. вспомогательных трасс, 4000 км городских дорог), а также около 50 тыс. км. местных дорог, обслуживающих поселки, колхозы и совхозы, промышленные объекты и нефтяные предприятия. Сеть дорог охватывает большинство районов страны. Общая их плотность высока 0,9 км. на 1 кв. км. и 11 км. на тысячу жителей. Плотность дорог в Азербайджане, таким образом, примерно втрое выше, чем на Украине и в Восточной Европе, и почти вдвое ниже, чем во Франции. Сеть железных дорог в основном обслуживает главные транспортные каналы страны. Она составляет 2120 км. железнодорожных путей (1280 км. из них электрифицировано, а 820 км. имеют две колеи), локомотивный парк более 400 линейных локомотивов. Бакинский порт обладает развитыми техническими возможностями, включая девять стоянок для смешанных грузов, крупный железнодорожный терминал и комплексы для погрузки нефтепродуктов и строительных материалов. В стране имеется 4 основных аэропорта и парк из 30 самолетов. Наконец, в азербайджанских гаванях стоят суда Каспийского морского пароходства, имеющего широкую сеть клиентов в Иране, Средней Азии и России, а также флот насчитывающий порядка 70 кораблей общей грузоподъемностью 330 тыс. т.

Глава II. Экономическая политика правительства Азербайджанской Республики по созданию благоприятного инвестиционного климата и осуществлению структурных преобразований в экономике страны

1. Цель и стратегия экономической политики

Основной целью Правительства на период осуществления программы является быстрая стабилизация цен и ускорение процесса приватизации и структурной перестройки, что позволит создать основы для устойчивого и сбалансированного экономического развития. Скорейшая стабилизация экономики и ликвидация имеющихся "перекосов" в структуре экономического стимулирования необходимы для того, чтобы в полной мере воспользоваться благоприятными среднесрочными перспективами, сложившимися благодаря ситуации в нефтедобывающей отрасли. При этом, однако, для перехода к рыночной экономике Азербайджану в ближайшее время потребуется значительная иностранная финансовая и техническая помощь.

Основными целями программы стабилизации и реформ являются:

" снижение месячных темпов инфляции таким образом, чтобы к середине 1995 года они составляли менее 5%, а к концу периода осуществления программы около 2%; восстановление устойчивой позиции Центрального Банка по платежному балансу и международным резервам; прекращение спада производства и снижения реальных доходов в течение 1995 года.

Соответственно, направления экономической политики включают:

" ограничение роста чистых внутренних активов и объема резервных денег центрального банка в согласии с целевыми показателями по инфляции;

" ограничение финансирования государственного бюджета за счет внутренних источников в течение периода осуществления программы 2% БВП;

" дальнейшая либерализация системы внешней торговли и валютного регулирования, переход к осуществлению комплекса мер по структурной перестройке, предусматривающего реформу предприятий, в том числе преобразование и ликвидацию нежизнеспособных производств наряду с ускорением приватизации; реформ в финансовом секторе, а также укрепление сети социальной защиты и повышение ее адресности.

Правительство Азербайджана уже приняло следующие шаги в направлении осуществления:

" 10 марта 1995 года ликвидированы дифференцированные требования обязательной продажи иностранной валюты по курсу, уступающему рыночному, и, таким образом, введен единый обменный курс;

" 10 марта 1995 года упразднен валютный бюджет правительства, а все официальные валютные активы и управление ими сосредоточены в НБА;

" с конца декабря 1994 года прекращено автоматическое предоставление овердрафтов Агропромбанку и Проминвестбанку;

" с 1 января 1995 года ставка рефинансирования НБА поднята до 17,5% в месяц;

" с 1 января 1995 года отменена система госзаказов, а государственные закупки (по рыночным ценам) ограничиваются собственными потребностями Правительства;

" с 1 февраля 1995 года отменены субсидии на хлеб;

" 22 февраля 1995 года было достигнуто соглашение с руководством Туркменистана о переоформлении задолженностей за поставки газа в 1994 году с выплатой в течение четырех лет.

Кроме того, в качестве предварительной меры планируется с 1 апреля 1995 года повысить цены на сырую нефть до 66 % мировых цен. В то же время цены на природный газ будут также повышены до уровня, позволяющего покрыть расходы на его импорт из Туркменистана.

Правительство считает, что предварительные меры позволят безотлагательно приступить к успешному осуществлению имеющейся программы стабилизации и реформ. В силу ожидаемого оживления инвестиционной деятельности при сохранении низкого уровня внутренних сбережений предполагается, что за год осуществления программы на счете текущих операций платежного баланса будет иметься дефицит в размере 209 млн. долларов США или 9,7 % ВВП ( с учетом трансфертов). В то же время за счет увеличения объема иностранного финансирования положение с платежным балансом, по всей видимости, улучшится, а объем официальных иностранных резервов возрастет по сравнению с его нынешним низким уровнем.

2. Политика в области цен и заработной платы

Одновременно с отменой субсидий на хлеб были увеличены размеры адресных компенсационных выплат беднейшим слоям населения. Правительство намерено повысить цены на сырую нефть и природный газ как для производителей, так и для потребителей до уровня мировых цен к концу июня 1995 год. После проведения упомянутых мер процесс либерализации цен в основном завершится. Поскольку функционирование рыночной системы требует свободного ценообразования, уже с 1 января 1995 года отменена система обязательных государственных заказов*).

*) По состоянию на конец 1994 года государственными заказами было охвачено производство хлопка, нефти, оборонной продукции, товаров, предназначенных для экспорта в соответствии с двусторонними торговыми соглашениями, а также некоторых товаров, связанных с осуществлением социальных программ.

Правительство намерено в кратчайшие сроки устранить сохраняющиеся препятствия на пути к свободному ценообразованию. С этой целью пересмотрен список оставшихся в силе непосредственных субсидий и в бюджете на 1995 год резко сократило их объем. Новый бюджет предусматривает также повышение цен на косвенно субсидируемые товары и услуги, что позволит укрепить бюджет и повысить дело возмещения собственности государственных услуг (квартирной платы, коммунальных услуг, транспорта и т.д.). Регулирование цен будет распространяться только на естественные монополии (снабжение электроэнергией и газом, центральное отопление, квартирная плата, водоснабжение и канализация, а также общественный транспорт). В отношении других отраслей, занимающих устойчивое монопольное или олигопольное положение на рынке, Правительство намеревается внедрять рыночную дисциплину за счет либерализации внешней торговли, быстрой приватизации и разукрупнения производственных объединений, а также создания условий свободного доступа на эти рынки для конкурентов.

Правительство намерено по-прежнему воздерживаться от вмешательства в переговоры по заработной плате, которые должны проходить на уровне отдельных предприятий. Тем не менее, для сдерживания инфляционных ожиданий будет проводиться политика публикации полугодовых целевых показателей инфляции, которые, наряду с изменениями производительности каждого конкретного предприятия, будут рекомендоваться к использованию в качестве опорных параметров при заключении коллективных договоров о заработной плате. Минимальную заработную плату, которая была повышена до 4 тысяч манатов в месяц в октябре 1994 года и до 5,5 тысяч манатов в феврале 1995 года, планируется довести до 6 тысяч манатов в июле 1995 года. Кроме того, к июлю 1995 года намечается также пересмотреть существующую связь между размером минимальной заработной платы и другими уровнями заработной платы, а также суммами социальных пособий.

3. Налогово-бюджетная политика и сеть социальной защиты

Правительство Азербайджана намеревается проводить жесткую налогово-бюджетную политику, соответствующую поставленной задаче быстрой финансовой стабилизации. В связи с этим суммарный объем внутреннего банковского финансирования сектора государственного управления не будет превышать 220,7 млрд. манатов на конец марта 1995 года; 267,8 млрд. манатов на конец июня 1995 года, 323,3 млрд. манатов на конец сентября 1995 года, и 382,9 млрд. манатов на конец декабря 1995 года. Аналогичные лимиты вводятся и на использование иностранного финансирования. Совокупное использование иностранного финансирования (т.е. депонированного бонуса за подписание нефтяного контракта и манатового эквивалента средств, фактически предоставленных Всемирным банком), не должно будет превысить 65,8 млрд. манатов на конец марта 1995 года, 141,0 млрд. манатов на конец июня 1995 года, 3011,1 млрд. манатов на конец сентября 1995 года и 496,8 млрд. манатов на конец декабря 1995 года.

Сокращение дефицита бюджета будет достигнуто за счет сочетания комплексных мер как по доходам, так и по расходам. В области доходов Правительство предприняло административные меры для решения возникшей в последнее время проблемы снижения эффективности сбора налогов. Будут также предприняты дополнительные меры по укреплению налоговой администрации, особенно в отношении нарождающегося частного сектора.

Правительство также усилит работу по взиманию задолженностей по налогам, в том числе с Государственной Нефтяной Компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) и других государственных предприятий, причем одним из механизмов этой работы станет более активное применение законов и положений о банкротстве. Государственному таможенному комитету было поручено с 1 марта 1995 года обеспечить сбор НДС на импортируемые товары. Кроме того, импорт из стран за пределами бывшего Советского Союза будет облагаться акцизами. Правительство также приняло необходимые меры для того, чтобы пшеница и другие продукты питания, приобретенные по линии кредитов ЕС, реализовались предприятиям хлебопекарной отрасли и другим организациям, а выручка от реализации использовалась для обслуживания долга ЕС.

При составлении бюджета на 1995 год налоговое законодательство было пересмотрено с целью расширения налогооблагаемой базы важнейших налогов и импортных тарифов путем отмены освобождения и льгот по уплате налогов на прибыль и добавленную стоимость. Начиная с 1 марта 1995 года вводится также НДС на продовольствие и другие товары первой необходимости по ставке в 10 %. Кроме того, начиная с этой же даты налоги, взимавшиеся про твердой ставке, исчисляются на адвалорной основе. Эти налоги включают, в частности, лицензионные платежи за добычу нефти (роялти), ряд местных налогов и налог на автотранспортные средства. Бюджетом на 1995 год предусматриваются также чрезвычайные меры по повышению доходов, направленные на компенсацию их сокращения в результате унификации обменного курса и, соответственно, отмены косвенного налогообложения стратегического экспорта. В числе этих мер входят введение дифференцированного временного налога на экспорт по ставкам до 3040 % на нефтепродукты, а также по ставке 50 % на экспорт хлопко-волокна. Планируется в течение 1995 года постепенно снижать ставки данных налогов, а в 1996 году произвести их полную отмену. Учитывая сложное положение с государственными финансами, Правительство не намеревается в течение 1995 года снижать ставки НДС или других налогов. Помимо этого, 70 млн. долларов США из суммы бонуса по нефтяному контракту с международным нефтяным консорциумом будет направлен на дополнительное финансирование бюджета на 1995 год. С приближением цен на нефть к уровню мирового рынка введен также временный налог на сверхприбыль в размере 20 % от исчисленной суммы налога на прибыль нефтедобывающих предприятий; этот налог будет взиматься до проведения комплексного пересмотра законов о налогообложении энергоносителей.

Для улучшения управления расходами все бюджетные счета республиканского Правительства были централизованы в НБА. На следующем этапе предусматривается создание Казначейства при Министерстве финансов (с технической помощью МВФ). Соответственно, с 7 декабря 1994 года начал выполнять свои обязанности постоянный советник МВФ, а финансовые органы приступили к решению первоочередных задач в области управления наличными средствами и отчетности. В течение 1995 года будут приняты все необходимые меры по включению всех необходимых фондов в государственный бюджет на 1996 год, причем новых внебюджетных фондов создаваться не будет. Шагом в том же направлении стала ликвидация валютного бюджета, проведенная в качестве одной из мер, предварявших осуществление программы. для обеспечения полной консолидации операций органов государственного управления Фонд социальной защиты и Фонд занятости должны с марта 1995 года представлять в Министерство финансов ежемесячные финансовые отчеты. Ни внебюджетные фонды, ни местные органы власти не будут иметь права получать займы у банковской системы без предварительного разрешения Министерства Финансов.

Заработная плата в государственном секторе в феврале 1995 года была повышена на 37,5 %, а на июль 1995 года запланировано ее дальнейшее повышение но более чем на 15 %. Во втором полугодии 1995 года повышение заработной платы государственных служащих будет производиться на основе целевых показателей программы по инфляции. Кроме того, любое сокращение расходов в результате улучшения перспектив мирного урегулирования (в дополнение к сокращению, уже предусмотренному в бюджете) будет использовано для уменьшения дефицита бюджета. Правительство также намерено сократить масштабы государственного сектора, уменьшив на протяжении 1995 года количество занятых в секторе государственного управления на 10 %, а в дальнейшие годы проводя дополнительное сокращение штатов (хотя эта мера не обязательно приведет к немедленному сокращению бюджетных расходов).

В бюджете на 1995 год предусмотрено существенное сокращение расходов, в частности, тех, что ранее относились к валютным расходам" и прочим текущим расходам, т.е. к статьям, полная структура которых с трудом поддавалась раскрытию. В бюджете на 1995 год Правительство намерено: прекратить государственный импорт зерна, который был ранее связан с субсидированием хлебопродуктов, предоставление бюджетных средств значительному числу государственных учреждений и организаций с их переводом на самофинансирование (это касается, в частности, Гостелерадио и большинства государственных газет), резко снизить размеры субсидий остающимся государственным предприятиям и организациям, существенно сократить сумму перечислений в операционные бюджеты отдельных министерств и ликвидировать большинство отраслевых министерств, особенно в производственном секторе, существенно снизить объемы бюджетного финансирования промышленного и жилищного строительства. Кроме того, в бюджете на 1995 год предусмотрено значительное сокращение расходов на оборону и безопасность благодаря прогрессу в мирном урегулировании Нагорно-карабахского конфликта. За счет этих мер, включенных в представленный на рассмотрение Парламента бюджет на 1995 год, доля данных категорий расходов, составлявшая в 1994 году около 25 % ВВП, в 1995 году понизится до уровня менее 15 % ВВП.

Правительство также намерено в течение 1995 года прекратить субсидирование общественного транспорта, а компенсационные выплаты назначить лишь наиболее уязвимым слоям населения. Перечисления в местные бюджеты будут существенно сокращены, поскольку местным органам власти предписано ограничить собственные фонды заработной платы и прекратить (или уменьшить) финансовую поддержку местным предприятиям. Общие расходы бюджета сократятся с 48 % ВВП в 1994 году до 33 % ВВП в 1995 году.

Поскольку в бюджете на 1995 год предусмотрены коренные изменения в структуре как доходов, так и расходов, существует периодическая опасность возникновения крупных дисбалансов. С целью строгого соблюдения установленных лимитов кредитования введена такая вспомогательная мера, как система ограничения выдачи средств" в области расходов. В отличие от секвестрации, эта система основана на строгом определении приоритетности категорий расходов. В периоды непредвиденных непоступлений в бюджет будут в первую очередь обеспечиваться приоритетные расходы в следующем порядке: заработная плата рабочих и служащих, трансферты в Фонд социальной защиты, обслуживание внешнего долга, другие процентные платежи и погашение просроченных внутренних задолженностей государственного бюджета. Неприоритетные расходы будут финансироваться лишь в той степени, в которой они не приведут к превышению целевых показателей по внутреннему финансированию бюджетного дефицита.

Для защиты наиболее уязвимых слоев населения от последствий повышения цен на хлеб и энергоносители Правительство пересмотрело размеры компенсационных выплат. С целью повысить экономичность системы социальной защиты и усовершенствовать ее охват, в данной области будут проведены комплексные реформы, опирающиеся на рекомендации недавней миссии Управления по бюджетным вопросам МВФ. Соответственно, в сотрудничестве со специалистами МВФ к концу июня 1995 года будет разработан подробный проект реформ по следующим направлениям: (а) дальнейшее повышение адресности компенсационных выплат, связанных с увеличением цен, (б) перестройка пенсионной системы, (в) пересмотр структуры пособий на детей и других выплат, управляемых фондом социальной защиты и (с) улучшение финансирования системы пособий по безработице.

4. Денежно-кредитная политика

Руководство Азербайджана намерено проводить жесткую денежно-кредитную политику, соответствующую далеко идущим планам в области инфляции, которые заложены в программу. Высокие темпы инфляции в Азербайджане и снижение доверия к национальной валюте в значительной степени являются результатом предоставления чрезмерных кредитов бюджету и предприятиям. В то же время периодический дефицит наличности и весьма отрицательные значения реальных процентных ставок подрывали надежность банковской системы и привели к тому, что в течение большей части 1994 года наблюдалась разница между обменными курсами наличных и безналичных манатов. В качестве первых шагов по восстановлению доверия к банковской системе ставка рефинансирования НБА (Национальный банк Азербайджана) с 1 января 1995 года была поднята до 17,5 % в месяц; одновременно было прекращено автоматическое предоставление овердрафтов Агропромбанку и Проминвестбанку. Кроме того, Правительство будет по-прежнему обеспечивать возможность свободно переводить банковские депозиты в наличные средства.

для того, чтобы НБА мог проводить свою политику в строгом соответствии с его главной задачей обеспечением стабильности цен, его независимость будет гарантирована новым законом о центральном банке и уставом НБА, которые будут разработаны при технической помощи МВФ. Проект нового закона о центральном банке будет представлен на рассмотрение Правительства и к концу июня 1995 года НБА намеревается проводить жесткую денежно-кредитную политику путем ограничения величины своих чистых внутренних активов.

Сумма ЧВА НБА, которая на 31 декабря 1994 года составляла 322 млрд. манатов, не должна превышать 111,1 млрд. манатов к 31 марта 1995 года, 260,7 млрд. манатов к 30 июня 1995 года, 470,5 млрд. манатов к 30 сентября 1995 года и 597,1 млрд. манатов к 31 декабря 1995 года. Кроме того, были установлены ориентировочные лимиты на объем резервных денег НБА. Эта сумма, которая на 31 декабря 1994 года составляла 623 млрд. манатов, не должна превышать 421,1 млрд. манатов к 31 март 1995 года, 491,4 млрд. манатов к 30 июня 1995 года, 581,1 млрд. манатов к 30 сентября 1995 года и 62з,9 млрд. манатов к 31 декабря 19954 года. С учетом верхних лимитов на объем чистых кредитов Правительству, такая кредитная программа должна позволить банковской системе предоставлять кредит новосозданным частным предприятиям, а сектору предприятий перестроиться в соответствии с новой структурой цен и рыночных стимулов, одновременно укрепляя финансовую дисциплину.

В первой половине марта 1995 года началось проведение кредитных аукционов. С мая 1995 года процентные ставки по существующим кредитам рефинансировании НБА будут базироваться на ставках, определяемых на упомянутых аукционах. Регулярность аукционов будет повышаться, так что в конечном итоге будет проводиться не менее одного аукциона в неделю. Масштабы аукционов будут соответствовать общей денежно-кредитной программе НБА, причем величина предложения будет зависеть от рыночного спроса. С целью более рационального отбора ссудозаемщиков, т.е. для того, чтобы неплатежеспособные банки не получали преимущества при аукционном распределении кредитных ресурсов, НБА будет проверять финансовое положение банков, желающих принять участие в аукционе, требовать предоставления обеспечения и не допускать неплатежеспособные банки к участию в аукционах. НБА начнет работу по улучшению механизма залогового обеспечения своих кредитов. Чтобы предотвратить нежелательное преобладание крупных банков на кредитных аукционах, для двух крупнейших банков (Проминвестбанк и Агропромбанк) установлены отдельные лимиты на кредиты рефинансирования, которые будут действовать в порядке временной меры до тех пор, пока не накопится достаточного опыта в проведении аукционов. Вместе с тем кредиты рефинансирования будут предоставляться таким банкам по процентным ставкам, определяющим на аукционе. Общий объем кредитов рефинансирования, в том числе на нужды сельского хозяйства, будет находиться в строгом соответствии с разработанной финансовой программой, и руководство Азербайджана будет воздерживаться от предоставления субсидированных и целевых кредитов.

В течение значительной части 1994 года нормы обязательных резервов составляли 12 % по депозитам в манатах и 5 % по депозитам в иностранной валюте. С 1 февраля 1995 года НБА ввел единую норму обязательных резервов в 12 % в отношении депозитов как в национальной, так и в иностранной валюте, в том числе и для Сберегательного банка. С 1 апреля 1995 года планируется повысить резервные требования до 15%. Все обязательные резервы будут размещаться в НБА. Чтобы повысить качество портфеля Сберегательного банка, к концу апреля 1995 года он будет обязан выставлять на кредитный аукцион до 50 % от прироста своих депозитов. Анализ положения данного банка будет проведен к концу июня 1995 года.

Во избежание подрыва кредитной программы за счет возрастающих неплатежей между предприятиями будут исследованы позиции крупных предприятий по отношению к государству и друг к другу. Правительство уже начало разрабатывать конкретный план погашения своих собственных задолженностей в течение 1995 года, что будет способствовать восстановлению доверия к государству и послужит примером соблюдения финансовой дисциплины. (Погашение этих задолженностей включено в бюджет на 1995 год). В отношении неплатежей между предприятиями будут разработаны планы постепенного решения проблемы задолженностей без привлечения банковских кредитов или бюджетных ресурсов для их погашения. Разработка обеих упомянутых программ будет завершена к концу мая 1995 года. В связи с этим планируется создать комиссию по взаимным неплатежам предприятий, войти в которую в качестве наблюдателя будет приглашен постоянный представитель МВФ.

5. Политика в области внешнего сектора

При переходе к рыночной экономике, важнейшей частью стратегии упорядочения структуры относительных цен, является создание конкуренции для внутренних монополий, устранение узких мест в сфере предложения, ликвидация остающихся ограничений в области валютного регулирования и внешней торговли. Наряду с либерализацией цен и приватизацией эти меры позволят создать условия для конкуренции и обеспечить появление полноценных рыночных стимулов, которые послужат основой для производственных и инвестиционных решений.

С 10 марта 1995 года в Азербайджане введен единый обменный курс, действующий в отношении как текущих операций, так и движения капитала. Официальный обменный курс устанавливается таким образом, чтобы не отклоняться более чем на 2 % от курса межбанковской валютной биржи. Одновременно с этим была отменена существенная система дифференцированной обязательной продажи валюты по обменному курсу ниже рыночного и ликвидирован валютный бюджет правительства. Вместе с тем, предприятия временно обязаны продавать 30 % своей валютной выручки на валютной бирже по существующему биржевому обменному курсу. Это ограничение будет отменено к концу октября 1995 года. В настоящее время Правительство покупает и продает иностранную валюту для собственных нужд по существующему рыночному обменному курсу. Целью Правительства является обеспечение конвертируемости маната по всем международным операциям. Резидентам уже разрешается покупать иностранную валюту на рынке для осуществления платежей или перечислений по всем добросовестным текущим и международным операциям. Признавая важность привлечения прямых иностранных капиталовложений и создания атмосферы надежности для иностранных инвесторов. Правительство Азербайджана разрешает нерезидентам приобретать иностранную валюту на рынке с целью репатриации полученной прибыли (после уплаты внутренних налогов на прибыль), а также основного капитала. Все ограничения на остальные операции по с чету движения капиталов будут сведены к минимуму, а затем отменены по мере укрепления внешней позиции Азербайджана.

Населению и предприятиям будет разрешено размещать свои сбережения на валютных счетах в банках Азербайджана. Что касается банков, их позиции в иностранной валюте будут ограничены в соответствии с принципами минимизации риска. В частности, банки обязаны следить за тем, чтобы разница между их пассивами и активами в иностранной валюте не превышала 5 % от собственного капитала, что снижает риск крупных убытков от переоценки стоимости валют в результате изменения обменных курсов.

Правительство и НБА считают, что на первых этапах осуществления программы стабилизации, когда валовые международные резервы будут, вероятно, оставаться на относительно низком уровне, НБА должен продолжать использовать режим плавающего обменного курса. Регулярно поставляя иностранную валюту на межбанковский рынок путем аукционов, во всех иных отношениях НБА будет воздерживаться от интервенций. В то же время благодаря укреплению независимости центрального банка и проведению жесткой