Ссылка на архив

Изучение профессиональной деятельности на фондовом рынке Республики Казахстан

Рынок ценных бумаг в Казахстане начал формироваться в первой половине 1994 года, когда Национальный банк стал сокращать нехарактерные для центральных банков функции в пользу стандартных. В частности, Национальный банк стал предоставлять прямые кредиты правительству на покрытие дефицита бюджета по ставке рефинансирования (а не по льготной ставке) и одновременно сокращать их объемы.

Параллельно усилиям, которые предпринимались в направлении развития организованного рынка ценных бумаг, биржей проводилась работы по развитию срочного рынка. В начале 1996 года была проведена работа по созданию нормативной базы, регулирующей биржевой рынок срочных контрактов, и в мае этого года состоялось открытие рынка валютных фьючерсов. К сожалению, первая попытка открытия данного рынка оказалась в то время нежизнеспособной, и торги срочными контрактами были остановлены в феврале 1998 года. И только в марте 1999 года удалось восстановить данный сектор рынка.

1998 год был отмечен восстановлением биржевого рынка государственных ценных бумаг, произошедшим за счет появления новой группы профессиональных участников рынка ценных бумаг – компаний по управлению пенсионными активами, которые в силу требований законодательства обязаны оперировать только на организованном фондовом рынке. В этом же году при помощи Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам в Казахстане был сформирован организованный вторичный рынок суверенных еврооблигаций Республики Казахстан. Первые торги этими еврооблигациями состоялись на бирже 19 октября 1998 года. С 15 июля этого же года биржей была запущена в эксплуатацию котировочная торговая система, что, по сути, разрешило проблему создания в Казахстане внебиржевой котировочной организации.

Таким образом, всю историю становления рынка ценных бумаг в Казахстане, начавшуюся в 1991 г., можно подразделить на несколько характерных периодов:

- «рыночной инициативы»;

- «кабинетный»;

- ожидания;

- адаптации (12, c.19).

1. Период «Рыночной инициативы» (1990-1991 гг.). На волне общественного подъема, вызванного процессами демократизации, появляются первые акционерные общества, которые выпустили первые в истории Казахстана акции.

Создаются фондовые биржи - Алматинская и Казахстанская. В 1991 г. введен в действие закон «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР», вслед за которым правительство утверждает разработанное Министерством финансов «Положение о ценных бумагах». Регистрация, выпуск и обращение ценных бумаг регулируются в 1992 г. вначале временными правилами, затем «Инструкцией о правилах выпуска и регистрации ценных бумаг акционерных обществ и инвестиционных фондов» (12, c.19).

2. Период «Кабинетный» (1993-1995 гг.). В обществе возникает понимание неподготовленности как государства, так и хозяйствующих субъектов к работе с ценными бумагами. Начинается подготовка первой «волны» специалистов, призванных сыграть решающую роль в становлении инфраструктуры рынка ценных бумаг в целом и законодательной базы в особенности. Обучение происходит в известных высших учебных заведениях за рубежом, путем стажировок в институтах рынков ценных бумаг Японии, Великобритании, США, Турции, России и других стран. В Казахстан приглашаются эксперты международных организаций, с участием известных специалистов проводятся семинары (12, c.20).

3. Период ожидания. (1996-1997 гг.) Именно на этот период приходится выход в свет наиболее законченных документов - законов, постановлений правительства и Национального Банка Республики Казахстан, инструкций и иных документов Национального Банка и других институтов, которые в совокупности впервые образовали конструктивную «оболочку» правовой и нормативной инфраструктуры рынка ценных бумаг Казахстана, позволяющую строить участникам рынка ценных бумаг вполне цивилизованные отношения (12).

В руководстве государства созрело понимание огромной роли рынка ценных бумаг в экономике, источники наполнения бюджета либо скудеют и закрываются, либо их появление откладывается. Тормозится процесс приватизации, которая не дает бюджету ожидаемых доходов. Правительство, как крупнейший собственник, готовит план масштабного прорыва на рынок ценных бумаг. Всю свою огромную и пока малополезную собственность оно разделяет на три категории:

- «голубые фишки»;

- «второй эшелон»;

- прочие.

В числе «голубых фишек» крупнейшие предприятия горнодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии, нефтедобычи и нефтепереработки, энергетики и связи. Замысел состоял в том, что часть госпакетов акций этих компаний поступит в обращение на фондовую биржу. Хотя эта часть представляла небольшую долю собственности, ее общая номинальная стоимость была настолько велика, а компании настолько привлекательны для инвесторов, что обозреватели отмечали заметную концентрацию финансовых средств в ожидании залпового выброса акций в обращение.

4. Период адаптации. В начале 1998 г. стало ясно, что после нескольких отставок и рокировки ключевых фигур, ожидания участников рынка были напрасны: «голубые фишки» не состоятся в обещанный срок, не состоятся они и в ближайшем будущем. (13, c.23).

Валютные государственные ценные бумаги не принесли их владельцам каких-либо сверхдоходов. Они имели повышенную доходность только в период с апреля по июнь 1999 года (по 3-х месячным - по сентябрь). Период повышенной доходности затем сменился периодом очень низкой доходности по причине стабилизации курса тенге, после чего их доходность стала сравнима с доходностью тенговых бумаг.

С 1999 года началось развитие биржевого рынка корпоративных облигаций, первые из которых были включены в официальный список биржи 01 февраля этого года. 1999 год отмечен также запуском с 05 июля биржевого сектора операций репо по государственным ценным бумагам. В этом же году при помощи Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам в Казахстане был сформирован организованный вторичный рынок суверенных еврооблигаций Республики Казахстан. Первые торги этими еврооблигациями состоялись на KASE 19 октября 1998 года. С 15 июля этого же года казахстанской биржей была запущена в эксплуатацию котировочная торговая система, что, по сути, разрешило проблему создания в Казахстане внебиржевой котировочной организации (14, c.128).

Далее, за период с 2000 по 2004 года произошел значительный рост емкости казахстанского рынка ценных бумаг, был разработан Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» от 2.07.2003 года за № 461-III регулирующий деятельность казахстанской фондовой биржи.

Постоянно увеличивающийся интерес к проблемам развития и функционирования фондового рынка Республики Казахстан определяет актуальность темы дипломной работы.

В процессе написания дипломной работы планируется достижение определенной цели – изучение профессиональной деятельности на фондовом рынке РК.

В соответствии с целью были определены задачи, которые необходимо решить в процессе написания дипломной работы:

1. изучение инфраструктуры и современного состояния фондового рынка;

2. анализ деятельности Казахстанской фондовой биржи (KASE) и Регионального финансового центра города Алматы (РФЦА);

3. выявление перспектив дальнейшего развития фондового рынка республики;

4. изучение процесса вывода предприятия на публичный рынок;

5. исследование влияния мирового экономического кризиса на фондовый рынок РК.

Объектом исследования выбран фондовый рынок РК.

Предмет исследования: деятельность предприятия на фондовом рынке.

При написании дипломной работы были использованы научные труды отечественных и зарубежных авторов касающиеся вопросов деятельности фондового рынка, материалы периодической печати, нормативно-правовые акты Республики Казахстан и т.д.


1 Теоретические аспекты деятельности фондового рынка Республики Казахстан

1.1 Основы профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

В экономической системе государства фондовый рынок выполняет важные функции, обеспечивая аккумулирование временно свободных денежных средств для инвестирования в перспективные отрасли экономики. Необходимость реализации этих функций накладывает определенные требования на структуру фондового рынка. Структура рынка ценных бумаг требует от его участников выполнения определенных действий, которые приводят к формированию финансовых потоков, движению прав собственности на ценные бумаги и возникновению информационных связей. Структура фондового рынка определяется решаемыми им задачами, а виды профессиональной деятельности — функциональным назначением фондового рынка (4, c.235).

Под инфраструктурой рынка ценных бумаг обычно понимается совокупность технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения сделок, материализованная в разных технических средствах, институтах (организациях), нормах и правилах.

Инфраструктура рынка ценных бумаг представлена на рисунке 1.

Таким образом, согласно рисунку 2, верхний уровень инфраструктуры рынка ценных бумаг представляет собой правовая инфраструктура, а именно совокупность нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу общественных отношений и юридических механизмов воздействия при разрешении конфликтных ситуаций.

Согласно статье 2 Закона «О рынке ценных бумаг» от 2.07.2003 года за № 461-III, Законодательство Республики Казахстан о рынке ценных бумаг основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, Закона «О рынке ценных бумаг» от 2.07.2003 года за № 461-III и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан (7).

Закон «О рынке ценных бумаг» регулирует общественные отношения, возникающие в процессе выпуска, размещения, обращения и погашения эмиссионных ценных бумаг и иных финансовых инструментов, особенности создания и деятельности субъектов рынка ценных бумаг, определяет порядок регулирования и надзора за рынком ценных бумаг в целях обеспечения безопасного, открытого и эффективного функционирования рынка ценных бумаг, защиты прав инвесторов и держателей ценных бумаг, добросовестной конкуренции участников рынка ценных бумаг.

Рисунок 1 – Инфраструктура рынка ценных бумаг

Примечание: составлено по источнику: Шапошников В.В. Фондовый рынок и фондовая биржа, с.113

Таким образом, правовая инфраструктура база рынка ценных бумаг отражает объективно действующие закономерности его функционирования.

Информационная инфраструктура представляет собой совокупность органов и организаций, осуществляющих сбор, хранение, передачу, тиражирование и распространение информации об эмитентах, инвесторах, профессиональных участниках фондового рынка, об инструментах и состоянии фондового рынка.

Согласно рисунку 1, функциональная инфраструктура рынка ценных бумаг представлена фондовыми биржами или внебиржевыми фондовыми торговыми системами.

Техническая инфраструктура рынка ценных бумаг представлена депозитарием. Для уменьшения рисков участников рынка ценных бумаг предпринимаются специальные меры, позволяющие бирже принять на себя существенную их часть. Так, в ряде случаев для выставления ценных бумаг на торги биржа требует заранее передать продаваемые бумаги на хранение – депонировать их в депозитарии. Депозитарий – это особое хранилище, в которое владельцы ценных бумаг могут отдать их на хранение. Депозитарий выступает в роли передаточного звена от продавца к покупателю. Он гарантирует наличие и подлинность продаваемых ценных бумаг (6, с.49).

Регулятивная инфраструктура рынка ценных бумаг обеспечивает регулирование взаимодействия участников рынка. Необходимость регулирования определяется тем, что на рынке ценных бумаг встречаются весьма противоречивые интересы множества участников. Важным условием функционирования фондового рынка является обязательное соблюдение всеми его участниками правил работы на рынке ценных бумаг. Сама его природа достаточно сложна, рынок ценных бумаг нуждается в особом регулировании.

Таким образом, выше была рассмотрена инфраструктура фондового рынка, которая является связующим звеном между участниками фондового рынка, обеспечивая аккумуляцию денежных средств покупателей ценных бумаг и направляя финансовые потоки на приобретение ценных бумаг продавцов, дающих наибольшую доходность. Организация инфраструктуры зависит от развитости рынка, его оборотов, инструментов, на нем обращающихся и участников.

Килячков А.А. определяет следующим образом состав участников рынка ценных бумаг:

- эмитенты;

- инвесторы;

- профессиональные участники (4, c.182).

Согласно трактовке Килячкова А.А., лица и организации, имеющие временно свободные излишки денежных средств, заинтересованные в их приумножении и приобретающие с этой целью ценные бумаги, называются инвесторами.

Организации, заинтересованные в привлечении денежных средств для развития производства, торговли, реализации каких-либо программ, требующих определенных денежных затрат, и привлекающие для этого инвестиции путем выпуска (эмиссии) ценных бумаг, называют эмитентами.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская, брокерская и др. виды деятельности).

Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года за № 461-II, так определяет участников фондового рынка:

1) Эмитент – это юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством Республики Казахстан осуществляет выпуск эмиссионных ценных бумаг.

2) Инвестор – физическое или юридическое лицо, осуществляющее инвестиции в Республике Казахстан;

3) Профессиональный участник рынка ценных бумаг – юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в организационно-правовой форме акционерного общества и обладающее лицензией для работы на рынке ценных бумаг.

Индивидуальные инвесторы осуществляют инвестиции в эмиссионные ценные бумаги самостоятельно или с использованием услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг, обладающих лицензиями на осуществление брокерско-дилерской деятельности или деятельности по управлению инвестиционным портфелем.

Институциональные инвесторы осуществляют инвестиции с использованием услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг, обладающих лицензиями на осуществление деятельности по управлению инвестиционным портфелем или пенсионными активами, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан.

На рынке ценных бумаг осуществляются следующие виды деятельности, подлежащие лицензированию уполномоченным органом:

1) брокерско-дилерская;

2) ведение системы реестров держателей ценных бумаг;

3) управление инвестиционным портфелем;

4) инвестиционное управление пенсионными активами;

5) кастодиальная;

6) трансфер-агентская;

7) депозитарная;

8) организация торговли с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами.

Брокерской деятельностью признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью, называется брокером.

Рассмотрим одну из функций брокерской деятельности: размещение эмитентом ценных бумаг среди первых владельцев. На этом этапе эмитент приобретает необходимые ему инвестиционные ресурсы. Общая картина взаимодействия участников первичного фондового рынка представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – размещение ценных бумаг среди стратегических инвесторов

Примечание: составлено по источнику: Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело, с.20

На рисунке 2 представлены варианты первичного размещения ценных бумаг с использованием услуг брокеров и без использования услуг.

Брокеры, принявшие на себя ообязательство оказать максимальное содействие по размещению выпуска ценных бумаг.