Ссылка на архив

Изучение бухгалтерского учета предриятия

Данный отчет о производственной практике написан по ООО «А» производственного профиля.

Целью данного отчета о производственной практике является изучение и оценка работы данной организации, правильности ведения бухгалтерского учета, выявление недостатков и нарушений в ведении бухгалтерского учета и разработка рекомендаций направленных на устранение данных нарушений и недостатков.


1. Учетная политика организации

Учетная политика на 2009 год утверждена Приказом № 1 от 01.01.2009 года.

1.1.Формирование учетной политики организации

При формировании учетной политики организации руководствуются ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» утвержденного приказом Минфина РФ от 06 октября 2008 года № 106Н.

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией в качестве соответствующих условиям хозяйствования.

1.2 Организация бухгалтерского учета

В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ от 21.11.96 г. «О бухгалтерском учете» с изменениями и дополнениями от 23.11.2009 г. бухгалтерский учет в организации ведется бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.

1.3Способы погашения стоимости основных средств

Учет наличия и движения основных средств организации в разрезе их видов ведется согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 г. № 359.

Стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации в течение срока полезного использования.

Объекты основных средств стоимостью не более 20 тыс.руб. за исключением объектов, входящих в группу сетей кабельного телевидения, а также приобретенные книги, брошюры и прочие издания списывать единовременно по мере отпуска в эксплуатацию. Доходы и расходы от списания объектов основных средств подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

В ООО «А» амортизация основных средств начисляется линейным способом (ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г № 26н (в ред. От 27.11.2006 г.) исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта основных средств. Расчет амортизации:

Годовая сумма амортизационных отчислений = Первоначальная (текущая) стоимость объекта * Норма амортизации

Для синтетического учета суммы амортизационных отчислений используется счет 02 «Амортизация основных средств».

1.4 Способы погашения стоимости нематериальных и иных активов

При организации учета организация руководствуется ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденное Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 года № 153н.

Амортизация нематериальных активов начисляется линейным способом, исходя из норм, рассчитанных на основе срока полезного использования и первоначальной стоимости нематериальных активов:

Сумма амортизации = Первоначальная стоимость * Норма амортизации

Для учета суммы амортизации использовать счет 05 «Амортизация нематериальных активов».


1.5 Способы оценки материально-производственных запасов

Стоимость товарно-материальных ценностей определяется, исходя из цены приобретения, включая комиссионное вознаграждение, уплачиваемое посредническим организациям, таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и хранение и иные расходы, связанные с приобретением материальных ценностей. Основание п. 80 «Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н.

При списании запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство оценка производится по средней себестоимости по каждой группе запасов, путем деления общей себестоимости группы запасов на их количество. Основание п. 16 ПБУ 5/01«Учет материально-производственных запасов», утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.07.2001 г. № 44н. Оценка на конец отчетного периода производится по средней себестоимости. По каждой группе запасов в течение отчетного периода применяется один способ оценки.

1.6 Способы оценки товаров

Товары, приобретенные для перепродажи, оцениваются по покупной стоимости. Способ списания товаров, приобретенных для перепродажи, по средней себестоимости. Затраты по подготовке и доставке товаров, производимые до момента их передачи в продажу включаются в фактическую себестоимость. Основание: п. 16 ПБУ 5/01«Учет материально-производственных запасов», утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.07.2001 г. № 44н; п. 60 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н с изменениями и дополнениями от 26.03.2007 года.


1.7 Способы оценки незавершенного производства

Оценка незавершенного производства отражается в учете по фактической себестоимости.

1.8 Способы оценки готовой продукции

В соответствии с пп 206-208 «Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г (в ред. От 18.09.2006) № 94н.

1.9 Порядок учета расходов и формирование себестоимости продукции (работ, услуг)

В целях управления затратами и формирования себестоимости продукции (работ, услуг) организован синтетический и аналитический учет расходов по обычным видам деятельности. При организации руководствуются ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г № 33н (в ред. 27.11.2006 г). Выпущенная продукция (выполненные работы и оказанные услуги) учитываются по фактической производственной себестоимости. База распределения косвенных расходов прямые расходы.

Основание: План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г № 94н.


1.10 Инвентаризация имущества и обязательств

Инвентаризация – это проверка фактического наличия имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Инвентаризация имущества и обязательств определена ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

В ООО «А» инвентаризации подлежат: - основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, денежные документы и бланки документов строгой отчетности, финансовые обязательства.

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев обязательного проведения инвентаризации.

На проведение инвентаризации издается приказ о проведении инвентаризации, который утверждается руководителем организации. В ООО «А» установлены следующие сроки проверок имущества принадлежащего предприятию:

- основные средства - не реже одного раза в три года;

- товарно-материальных ценностей предприятия – не реже одного раза в год;

- денежных средств находящихся в кассе - не реже одного раза в квартал;

В ООО «А» руководство и контроль за проведением инвентаризации возлагается на руководителя предприятия, а подбор членов инвентаризационной комиссии и их инструктаж осуществляются главным бухгалтером предприятия.


1.11 Правила документооборота и технология обработки учетной информации

Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а так же хранение первичных документов регламентируется Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденный Минфином СССР от 29.07.1983 №105.

В ООО «А» документооборот регламентируется графиком. Работу по составлению графика организует главный бухгалтер. По установленным правилам в бухгалтерии документы должны храниться еще год после окончания текущего года, затем они сдаются в архив организации.

Первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению. Сроки хранения документов в архиве организации определяются правилами, установленными Главным архивным управлением (главные книги и отчеты, первичные документы-5 лет, лицевые счета работников организации-75 лет). Ответственность за обеспечение сохранности в период работы с документами и своевременную передачу их в архив несет главный бухгалтер.

В ООО «А» регистры бухгалтерского учета ведутся в электронном виде с использованием программы «1С: Предприятие 8.1 » и на бумажных носителях в специальных книгах (журналах, журналах-ордерах и т.д.) в виде машинограмм.

1.12 Порядок контроля за выполнением хозяйственных операций

Основными задачами контроля за выполнением хозяйственных операций являются: предотвращение непроизводительных расходов и потерь, неэффективное расходование средств, повышение эффективности работы структурных подразделений и работников.

ООО «А» находится на общей системе налогообложения, и является плательщиком таких налогов как:

- Налог на добавленную стоимость;

- Налог на имущество;

- Земельный налог;

- Налог на прибыль;


2.      Учет основных средств

2.1Учет основных средств

Понятие, порядок учета и движения основных средств утвержден Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (в ред. От 27.11.2006 г) Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н.

В соответствии с ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

- использование в производстве продукции при выполнении работ (оказании услуг) либо для управленческих нужд организации;

- использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В ООО «А» используются следующие виды основных средств:

- земельные участки ;

- здания, сооружения;

- машины и оборудование;

- измерительные и регулирующие приборы и устройства;

- вычислительная техника, транспортные средства;

- инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь;

- Линии сетей связи, построенные хозяйственным способом;

- капитальные вложения в арендованные объекты основных средств;

Синтетический и аналитический учет ведется с использованием оборотно-сальдовой ведомости по сч. 01 и сч. 02 (Приложения А, Б).

Согласно «Общероссийскому классификатору основных средств», утвержденному Госкомстатом РФ от 26.12.94 г. № 359 аналитический учет основных средств организуется пообъектно в разрезе сфер эксплуатации (производственная, непроизводственная), в разрезе отраслей экономики (промышленность и т.д.), по видам (здания, сооружения), по группам и подгруппам.

Основные средства поступают в организацию в следующих случаях: в качестве вклада в уставный капитал, по договору дарения (безвозмездно), приобретения, оприходования неучтенных объектов и др. Во всех случаях поступление основных средств оформляется актом приемки- передачи основных средств формы № ОС-1 (Приложение В).

При поступлении основных средств в качестве вклада в уставный капитал организации их стоимость определяется по согласованной оценке учредителей. Вклады в уставный капитал НДС не облагаются. В учете их поступление отражается записями: Дт сч. 08 Кт сч. 75 и Дт сч. 01 Кт сч. 08.

Поступление основных средств по договору дарения отражается по текущей рыночной стоимости на счете доходов будущих периодов: Дт сч. 08 Кт сч. 98. При вводе объекта в эксплуатацию (Дт сч. 01 Кт сч. 08) и начала начисления амортизации по объекту со следующего месяца после ввода в эксплуатацию части стоимости данного объекта, равная сумме начисленной амортизации, списывается на счет расходов основного вида деятелньости (Дт сч. 20 Кт сч. 02).

Затраты на приобретение основных средств учитываются на основании оплаченных или принятых к оплате счетов поставщиков: Дт сч. 08 Кт сч. 60- стоимость отдельных объектов основных средств; Дт сч. 19 Кт сч. 60- НДС, включенный в счета поставщиков; Дт сч. 68 Кт сч. 19- отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС, уплаченная при приобретении основных средств, после ввода в эксплуатацию объекта. Инвентарная стоимость основных средств, приобретаемых организацией слагается из фактических затрат по приобретению и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию. На сч. 01 эти объекты принимаются в размере инвентарной стоимости.

Основные средства выбывают в результате: финансовых вложений в уставный капиталы других организаций, безвозмездной передачи, продажи, ликвидации по причине физического или морального износа, передачи в совместную деятельность, утраты и порчи объектов, выявленных при инвентаризации. Выбытие основных средств в результате продажи или передачи сторонним организациям оформляется актом формы ОС-1, на основании которого в бухгалтерии делается запись в инвентарной карточке формы ОС-6.

Финансовые вложения в уставный капитал других организаций: Дт сч.01 «Выбытие» Кт сч.01- списание балансовой стоимости; Дт сч.02 Кт сч.01- списание начисленной амортизации; Дт сч.91 Кт сч.01- списана остаточная стоимость основных средств; Дт сч.58 Кт сч.91- передача основных средств в счет вклада в уставный капитал; Дт сч.91 Кт сч.99 (Дт сч.99 Кт сч.91)- разница между остаточной стоимостью и оценкой вклада в уставный капитал.

Безвозмездная передача: Дт сч.01 «Выбытие» Кт сч.01- списание балансовой стоимости; Дт сч.02 Кт сч.01- списание начисленной амортизации; Дт сч.91 Кт сч. 01- списана остаточная стоимость; Дт сч.91 Кт сч.68 –сумма НДС подлежащая к уплате (если сделка облагается НДС). Плательщик НДС – передающая сторона; Дт сч.91 Кт сч.60 и др. – сумма расходов связанная с безвозмездной передачей (без учета НДС); Дт сч.91 Кт сч.99 (Дт сч.99 Кт сч.91)- прибыль (убыток ) от безвозмездной передачи.

Продажа: Дт сч. 60 Кт сч.91-договорная стоимость реализуемых основных средств; Дт сч.91 Кт сч.68- сумма НДС подлежащая получению от покупателей; Дт сч.51 Кт сч.62- поступила оплата основных средств; Дт сч.91 Кт сч.60- сумма расходов связанных с реализацией (без НДС); Дт сч.01 «Выбытие» Кт сч.01- списание балансовой стоимости; Дт сч.02 Кт сч.01- списание начисленной амортизации; Дт сч.91 Кт сч.01-списание остаточной стоимости; Дт сч.91 Кт сч.99 (Дт сч.99 Кт сч.91)- финансовый результат от реализации.

Ликвидация по причине физического или морального износа: Дт сч.01 «Выбытие» Кт сч.01 –списание балансовой стоимости; Дт сч.02 Кт сч.01- списание начисленной амортизации; Дт сч.91 Кт сч.69,70,23- отражены расходы по ликвидации; Дт сч.10 Кт сч.91- оприходованы материальные ценности от ликвидации; Дт сч.91 Кт сч.01- списана остаточная стоимость; Дт сч.91 Кт сч.99 (Дт сч.99 Кт сч.91)- прибыль (убыток) от ликвидации.

Передача в совместную деятельность: Дт сч.91 Кт сч.01- передача основных средств по остаточной стоимости (в сумме фактических затрат на приобретение);

Утрата и порча объектов выявленных при инвентаризации: Дт сч.01 «Выбытие» Кт сч.01; Дт сч.02 Кт сч.01; Дт сч.94 Кт сч.01 «Выбытие»- списание остаточной стоимости; Дт сч.73 Кт сч.94-недостача отнесена на виновное лицо; Дт сч.99 Кт сч.94- списание недостачи на финансовый результат.

Регистрами аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки формы ОС-6, которые заполняются на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и т.д.).

Регистрами синтетического учета являются журналы-ордера № 13,10,10/1.

2.2 Учет нематериальных активов

Определение нематериальных активов дано в ПБУ 14/2007. При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:

- отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

- возможность выделения, отделения организацией от другого имущества;

- использование в производстве продукции, при выполнении работ (оказании услуг) или для управленческих нужд организации;

- использование в течение длительного времени (срока полезного использования), свыше 12 месяцев;

- организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

- способность приносить доход;

- наличие документов подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности и т.п.

ООО «А» не имеет нематериальных активов.

Учет нематериальных активов ведется на активном счете 04 «Нематериальные активы» по первоначальной и/или остаточной стоимости.

Нематериальные активы поступают в организацию в виде вклада в уставный капитал, по договору дарения, путем приобретения и разработки своими силами.

Учет приобретаемых нематериальных активов ведется по первоначальной стоимости: Дт сч.08/5 Кт сч.60; Дт сч.19/2 «НДС по приобретенным нематериальным активам» Кт сч.60- НДС уплаченный при покупке облагаемых налогом нематериальных активов; Дт сч.68 НДС Кт сч.19/2- списание НДС.

При вводе в эксплуатацию приобретенного или созданного нематериального актива производственного назначения затраты списываются на сч.04 (Дт сч.04 Кт сч.08/5).

Регистрами аналитического учета нематериальных активов являются карточки учета формы НМА-1, акты приемки, передачи нематериальных активов. Основанием для составления акта приемки являются патенты, свидетельства и т.п.


3.      Учет расчетных и кредитных операций

3.1Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Расчеты осуществляются после отгрузки поставщиками ТМЦ, выполнения работ, оказания услуг либо одновременно с ними. Поставщикам и подрядчикам может быть выдан в соответствии с хозяйственным договором аванс.

Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, электроэнергию, за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.

На сч.60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта.

При обнаружении недостач по поступившим ТМЦ, несоответствия цен, обусловленных договором делается проводка: Д сч.76 (субсчет «Расчеты по претензиям») К сч.60-на соответствующую сумму.

Основные проводки по счету 60: Дт сч.07,08,10,20,23,25,26,29,44 Кт сч.60- приход полученного от поставщика оборудования к установке; затраты организации, связанные со строительством и приобретением основных средств; приход полученных от поставщиков материалов; стоимость продукции, работ, услуг, полученных от поставщиков, входящая в состав затрат основного, вспомогательного, производства и т.д.; транспортные расходы по заготовке товаров; Дт сч.19 Кт сч.60-начислен НДС; Дт сч.60 Кт сч.50,51-оплачены счета поставщиков и подрядчиков, выданы авансы поставщиками подрядчикам.

Аналитический учет по сч.60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику в ведомости № 5. Построение учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и др. расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; авансам выданным и др.

Синтетический учет ведется в журнале-ордере № 6, оборотно-сальдовой ведомости по сч.60 ( приложение Г).

3.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на активном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет 62 дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы. Счет 62 кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. Аналитический учет по сч.62 ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчиком) счету, при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. В ООО «А» составляется оборотно-сальдовая ведомость по счету 62.

3.3 Учет расчетов по полученным и выданным авансам

В соответствии с заключенными договорами организация может получать авансы под поставку материальных ценностей, под выполнение работ или при оплате продукции и работ по частичной их готовности.

Суммы полученных авансов (предварительной платы) учитываются обособленно на сч.62/2 «Расчеты по авансам полученным».

Суммы полученных организацией авансов отражаются на сч.62/2 в виде кредиторской задолженности в корреспонденции со счетами учета денежных средств (Дт сч.51 Кт сч.62/2). Одновременно производится начисление НДС. На сумму начисленного налога уменьшается сумма аванса и увеличивается задолженность бюджету (Дт сч.62/2 Кт сч.68 НДС).

При отгрузке продукции, сдаче выполненных работ, по которым был получен аванс, на сумму начисленного НДС сначала делается обратная запись (Дт сч.68 Кт сч.62/2) на восстановление его в сумме аванса, а затем отражаются все операции, связанные с продажей продукции, работ, услуг.

Зачет полученных авансов: Дт сч.62/2 Кт сч.62/1 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

3.4 Учет расчетов по претензиям

Учет расчетов по претензиям ведется на счете 76/2 «Расчеты по претензиям».

При выявлении несоответствия цен и тарифов, качества, количества поставленных материальных ценностей договорным обязательством предъявляются претензии поставщикам на сумму недостачи или не принятых материальных ценностей. Сумма недостачи рассчитывается вместе с НДС.

При несоответствии качества стандартам, которое выявилось после того как записи в учете были совершены, претензия предъявляется со счетов учета материалов или затрат поставщику (Дт сч.76/2 Кт сч.10,20-начисление претензии).

При выявлении недостач груза в пути сверх предусмотренных в договоре величин претензия предъявляется перевозчику (Дт сч.76/2 Кт сч.60).

За брак и простои, возникшие по вине поставщиков и подрядчиков, претензия предъявляется в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (Дт сч.76/2 Кт сч.25,26,28).

По штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей: Дт сч.76/2 Кт сч.91.

При возмещении претензии: Дт сч.51,10,41 Кт сч.76/2.

Аналитический учет ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.

3.5 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на котором учитываются расчеты по имущественному и личному страхованию, по претензиям, с работниками организации по депонированным суммам заработной платы, премий и других выплат, по удержанным из заработной платы суммам в пользу разных организаций и лиц по исполнительным документам.

К счету 76 открыты следующие субсчета:

- 76/1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»;

- 76/2 «Расчеты по претензиям»;

- 76/3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»;

- 76/4 «Расчеты по депонированным суммам»;

- 76/5 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Начисление сумм страховых платежей производится за счет соответствующих источников финансирования: Дт сч.26,91,97 Кт сч.76/1.

Перечисление страховых платежей: Дт сч.76/1 Кт сч.51.

При возникновении страхового случая суммы страхового возмещения, получаемые от страховых компаний, отражаются: Дт сч.51,52 Кт сч.76/1. Потери от уничтожения и порчи имущества организации в результате страхового случая: Дт сч.76/1 Кт сч.01,04,07,10,41,43 и т.д.

Не компенсируемые страховыми возмещениями потери от страховых случаев: Дт сч.91,99 Кт сч.76/1.

Аналитический учет по счету 76/1 ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования.

На субсчете 76/3 учитываются расчеты: по дивидендам, причитающимся организации, прибыли и убытки по договору простого товарищества, доходам по договорам доверительного управления и др. Начисление данных доходов производится: Дт сч.76/3 Кт сч.91; получение начисленных доходов: Дт сч.51 Кт сч.76/3.

Депонированная заработная плата переводится на счет 76/4 со счета 70 (Дт сч.70 Кт сч.76/4). Выдача депонированной заработной платы: Дт сч.76/4 Кт сч.50.

3.6Учет расчетов по кредитам и займам

Порядок учета задолженности организации по полученным кредитам банков определен ПБУ 15/2008 утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №107н. Порядок кредитования, оформления и погашения кредитов регулируется правилами банков и кредитными договорами.

Для получения кредита организация представляет в обслуживающий ее банк заявление на получение кредита, в котором указываются размер, срок и цель, обеспечение кредита с приложением следующих документов: балансы (годовой и на последнюю отчетную дату), технико-экономическое обоснование потребности в кредите; кредитный договор; договор залога; договор гарантии или договор страхования ответственности; срочное обязательство-поручение на погашение кредита в установленные сроки.

При поступлении заявки на получение кредита банк проверяет кредитоспособность и платежеспособность заемщика. Затем между банком и организацией заключается кредитный договор, в котором отражаются вид, сумма, сроки кредита, расчеты процентов и комиссионных расходов, обеспеченность кредита, форма передачи кредита.

Кредиты банка учитываются на пассивных счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Получение кредита отражается: Дт сч.51 Кт сч.66 (67). Получение кредита путем открытия специального ссудного счета: Дт сч.55 Кт сч.66 (67). Получение кредита путем оплаты займодавцем (банком) счетов организации: Дт сч.60 Кт сч.66,67-по расчетам с поставщиками и подрядчиками; Дт сч.68 Кт сч.66,67-по расчетам с бюджетом; Дт сч.76 Кт сч.66,67-по расчетам с прочими кредиторами.

Начисленные проценты отражаются: Дт сч.91/2 «Прочие расходы» Кт сч.66,67.

Размер пеней за просрочку платежа устанавливается банком в виде определенного процента в день от суммы просроченной задолженности, либо по удвоенной кредитной ставке по основной сумме.

Аналитический учет кредитов банка организуется по их видам, банкам, предоставившим кредиты, отдельным кредитам. На отдельном счете ведется учет просроченных ссуд, что позволяет оперативно контролировать их образование и покрытие.

Синтетический учет ведется в журнале-ордере № 4.

По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег, количество вещей того же рода и качества (п.1 ст.807 ГК РФ).

Договор займа между организациями заключается в письменной форме независимо от суммы.

Если договором займа было предусмотрено начисление процентов, то проценты включаются в прочий доход займодавца и облагаются налогом на прибыль.

Аналитический учет по счетам 66,67 ведется по заимодавцам и срокам погашения займов.

Получение займов у заемщика: Дт сч.51 Кт сч.66,67.

В соответствии с договором заемщик начисляет (Дт сч.91 Кт сч.66,67) и уплачивает (Дт сч.66,67 Кт сч.51) проценты. По окончании договора займа заемщик возвращает сумму займа: Дт сч.66,67 Кт сч.51.


4.      Учет расчетов с персоналом

4.1 Учет расчетов с персоналом

Учет расчетов по оплате труда с каждым из работающих ведется в аналитических счетах (лицевых счетах), открываемых на каждого работника.

Для идентификации персонала работникам присваивается табельный номер, который указывается во всех документах, связанных с расчетами по оплате труда.

Для учета налога на доходы физических лиц на каждого работника открывается налоговая карточка формы № 1-НДФЛ, утвержденной приказом МНС России от 31.10.2003 № БГ-3-04/583.

Учет начисления и выдачи заработной платы ведется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

В ООО «А» применяется повременно-премиальная и сдельно-премиальная формы оплаты труда. Повременно-премиальная оплата труда производится по часовым тарифным ставкам или окладам плюс премии за высокое качество работ, за перевыполнение плана и т.п. Сдельно-премиальная оплата труда производится по расценкам (количество заключенных договоров к подключению к сетям линий связи) плюс премии за перевыполнение норм выработки, экономию, качество и т.п. по установленному проценту к прямой заработной плате.

Начисление заработной платы каждому штатному сотруднику производится на основании Положения об оплате труда, которое составляется на один календарный год, которое в свою очередь регламентирует Трудовой кодекс РФ.

Исчисления средней заработной платы каждого работника регламентируется Положением об особенностях исчисления средней заработной платы – это Постановление Правительства РФ № 922 от 24.12.2007 года ( в ред. От 11.11.2009).

Для исчисления среднего заработка конкретного работника используется средний дневной заработок. Он определяется путем деления суммы начисленной заработной платы в расчетном периоде на количество рабочих дней в этом периоде по календарю 5-ти дневной рабочей недели.

Аналогично рассчитывается средний дневной заработок, когда работникам установлена не полная рабочая неделя, неполный рабочий день.

Средний заработок конкретного работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней, подлежащих оплате, на основании табеля учета рабочего времени.

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск определяется путем деления суммы начисленной заработной платы в расчетном периоде на количество календарных дней в этом периоде.

В ООО «А» резерв на оплату отпусков не создается.

Начисление пособий по временной нетрудоспособности производится в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Начисление производится по фактическому заработку работника. В него включаются все виды заработной платы, на которые начисляются взносы на социальное страхование».

Работникам с повременной оплатой труда для получения среднего дневного заработка: месячный оклад, дневная тарифная или часовая ставка с учетом постоянных доплат и надбавок, получаемых на день наступления нетрудоспособности, делится на число всех рабочих дней месяца нетрудоспособности. Затем исчисляется дневное пособие: умножается полученный среднедневной заработок на размер назначенного пособия в процентах к заработку. Общая сумма пособия: дневное пособие умножается на число рабочих дней, пропущенных в данном месяце вследствие нетрудоспособности.

Размер назначаемого пособия по временной нетрудоспособности установлен в зависимости от непрерывного стажа работы и других факторов: при непрерывном стаже до 5 лет – 60% (круглым сиротам 80%), от 5 до 8 лет – 80%,свыше 8 лет – 100 %; вследствие трудового увечья или профессионального заболевания – 100%.

Работникам со сдельной оплатой труда, получающим ежемесячно премии вместе с заработной платой данного месяца пособие исчисляется из их среднего заработка за 2 последних календарных месяца, предшествующих первому числу месяца, в котором наступила нетрудоспособность, с прибавлением к заработку каждого месяца среднемесячной суммы премий.

Среднедневной заработок этих работников исчисляется путем деления заработка на число рабочих дней в расчетном периоде (не включая дни временной нетрудоспособности). Дневное пособие: среднедневной заработок умножается на размер назначенного пособия в процентах к заработку. Общая сумма пособия: дневное пособие умножается на число рабочих дней, пропущенных в периоде нетрудоспособности.

Основные проводки используемые в данной организации по счету 70: Дт сч.20,25,26,44, Кт сч.70-начисление заработной платы рабочим основного; обслуживающему и управленческому персоналу организации; начисление заработной платы отделу продаж (агентам); Дт сч.20,25,26,44 Кт сч.70-отпускные; Дт сч.70 Кт сч.68,76,71,73/2-удержания налога на доходы физических лиц; по исполнительным документам; не возвращенных подотчетных сумм; за причиненный материальный ущерб; по полученным займам; Дт сч.70 Кт сч.50-выплата заработной платы, отпускных, социальных пособий через кассу организации; Дт сч.70 Кт сч.51-перечисление оплаты через банк; Дт сч.70 Кт сч.76/4-депонирование заработной платы.

Синтетический учет ведется в журналах-ордерах № 10,10/1 с использованием оборотно-сальдовой ведомости по счету 70 (Приложение Д).


4.2 Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

Расчеты организации с бюджетом по единому социальному налогу в 2009 году осуществлялись в соответствии с главой 24 ч.2 Налогового кодекса РФ.

Объектом налогообложения выступают выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам.

Ставка ЕСН в 2009 году составляла 26 % из них в: Федеральный бюджет РФ 20%; Фонд социального страхования РФ 2,9%; Фонды обязательного медицинского страхования 3,1% из них: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 1,1%; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования 2,0%.

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратил силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами.

Условия, размеры и порядок назначения пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком определены Федеральным законом № 255-ФЗ от 29.12.2006 года «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. От 24.07.2009); Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. От 24.07.2009) и Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ (в ред. От 25.12.2009) «О внесении изменений

В отдельные Законодательные Акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных Законодательных Актов (Положений Законодательных Актов) РФ в связи с принятием Федерального Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,

Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Взносы на травматизм уплачиваются в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 24.07.1998 года (в ред. От 28.11.2009) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

ООО «А» уплачивает страховые взносы ежемесячно не позднее 15 – го числа месяца, следующего за месяцем, в котором начисляются выплаты работнику и взносы. А отсчитывается об уплате страховых взносов также как и раньше, еже