Ссылка на архив

IP-телефония

Информационно-коммуникационные технологии и услуги в настоящее время являются ключевым фактором развития всех областей социально-экономической сферы. Как и во всем мире, в России эти технологии демонстрируют бурные темпы роста.

IP-телефония – передача голоса по IP-протоколам (Voice over IP, VoIP) – давно превратилась в настоящий инструмент для работы и ведения бизнеса, а для многих даже стала безальтернативным способом общения с близкими и коллегами. И объясняется это не только тем, что данный вид связи осуществляется через Интернет и потому обходится значительно дешевле традиционного звонка, но и наличием различных дополнительных сервисов, отсутствующих в традиционной телефонной связи.

Целью данной работы является изучение IP-телефонии.

Актуальность данной темы заключается в том, что надежность и доступность связи и телекоммуникационных услуг в нашей стране давно является острой проблемой, и такие информационные услуги, как высокоскоростной доступ в Интернет, видеосвязь, кабельное телевидение, IP-телефония и т.п., развиваются в основном в Москве и Санкт-Петербурге, хотя необходимость в такого рода услугах ощущают все жители России.

Теоретическая база представлена списком литературы.


1 IP-телефония

1.1 Перспективы развития средств связи и информационных технологий

Так, в последние пять лет рост рынка услуг связи у нас ежегодно составляет около 40%.

В структуре расходов федерального бюджета в последние годы впервые появился специальный инвестиционный фонд. Направления затрат этого фонда являются предметом жарких дискуссий в обществе и структурах власти. В частности, из инвестиционного фонда можно было бы финансировать и телекоммуникационные проекты, в первую очередь для того, чтобы создать цифровую инфраструктуру в общероссийском масштабе.

Надежность и доступность связи и телекоммуникационных услуг в нашей стране давно является острой проблемой, и такие информационные услуги, как высокоскоростной доступ в Интернет, видеосвязь, кабельное телевидение, IP-телефония и т.п., развиваются в основном в Москве и Санкт-Петербурге, хотя необходимость в такого рода услугах ощущают все жители России.

И пока у нас идут споры о том, стоит ли выделять средства из инвестиционного фонда на такие инфраструктурные проекты, как строительство межрегиональных цифровых магистралей (которые, кстати, могли бы послужить катализатором развития других сегментов ИТ-отрасли и экономики в целом), во всем мире близится пора кардинального увеличения пропускной способности цифровых информационных сетей, что неизбежно повлечет за собой появление качественно новых видов услуг, которые, возможно, будут нам уже просто недоступны.

Так, в сентябре 2005 года в г. Сан-Диего (США) прошли очередные конференция и выставка. Это международное движение, развивающее идею lambdaGrid: слово lambda обозначает длину волны, a Grid – «сетку» с намеком на географическую сеть параллелей и меридианов. В общем-то, это движение не такое уж и новое, а его технологические принципы давно разработаны. Речь идет о технологии DWDM (Dense Wavelengh-Division Multiplexing), то есть о глобальном мультиплексировании цифровых коммуникаций. Пожалуй, ближайшей и довольно точной аналогией для понимания основ этой технологии является переход от телеграфа и искрового радио Маркони и Попова к современному многочастотному радиовещанию, то есть сетевой мир переходит от примитивных технологий передачи данных по оптоволокну к одновременному использованию при передаче волн разной длины. При этом сам оптопроводник имеет уже достаточно широкую полосу прозрачности, а точнее, широкую полосу удержания пучка света внутри оптоволокна с малыми потерями на эмиссию не по направлению вдоль оси волокна, вследствие чего новых кабелей прокладывать не нужно. (5,с.16)

К тому же новые DWDM-трансиверы – квазидуплексные, то есть по одному волокну можно передавать данные в обе стороны одновременно. В численном выражении это означает, что по нынешним десятигигабитным оптоволоконным каналам DWDM-технологии позволят передавать до 160 потоков одновременно, причем речь идет о магистральных, длинных каналах, в том числе о трансконтинентальных. Получается, что на все так называемое прогрессивное человечество вдруг сваливается такой неожиданный подарок, как увеличение пропускной способности сетей на два порядка. Кроме того, наличие множества свободных каналов позволит выделять их по мере необходимости и направлять потоки данных параллельно вместо последовательной передачи их по одному каналу, как было прежде. Естественно, для этого нужны новые аппаратно-программные решения и необходима интеграция сегодняшних владельцев сетей в единую информационную инфраструктуру.

К сожалению, подобные технологии дойдут до России еще очень не скоро, ибо пока, согласно карте мировых цифровых коммуникаций, наша страна оптоволоконными линиями не заполнена.

1.2 Российские особенности в области организации телефонной связи

Серьезные перемены ожидаются в России, прежде всего в области организации телефонной связи PSTN (Public Switched Telephone Network – телефонная сеть общего пользования, ТСОП). Предполагается, что уже в этом году у абонентов появится возможность выбрать оператора междугородной и международной связи. Помимо «Ростелекома», свои услуги планируют предоставлять «Межрегиональный ТранзитТелеком» (WITT), Golden Telecom, «ТрансТелеком» и др., хотя без особых нареканий сегодня работает только «Ростелеком». В принципе, должна появиться возможность пользоваться услугами сразу нескольких компаний, то есть пользователь будет выбирать, чьи минуты на нужном направлении дешевле. Каждому оператору будет присвоен код, начинающийся с цифры «5» (51, 52 и т.д.), который надо будет набирать после выхода на межгород. Пока же после набора привычной междугородной «восьмерки» абонент попадет к привычному «Ростелекому». А тем, кому уже сегодня дешевле звонить с помощью альтернативных операторов, необходимо написать заявление своему оператору связи, и тогда «восьмерка» станет выводить их в соответствующую сеть. (5,с.17)

Продолжает увеличиваться и доля повременной оплаты телефонных переговоров фиксированной связи, постепенно догоняя по стоимости мобильную связь. Согласно вступившей в силу новой редакции закона о связи, компании-операторы обязаны предоставить абоненту два типа тарифов – повременный и фиксированный (естественно, при наличии технической возможности). В настоящее время не все межрегиональные компании (МРК) «Связьинвеста» даже уровня областных центров оснащены системами повременного учета стоимости переговоров – большинству не хватает денег на техническое перевооружение и введение биллинговых систем. И все же во многих регионах МРК уже в этом году абонентам предоставили возможность оплачивать телефонные переговоры новым способом.

А в соответствии с утвержденным постановлением Правительства РФ «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи», операторы связи при наличии технической возможности должны установить уже три обязательных тарифных плана:

• с повременной системой оплаты;

• с абонентской системой оплаты;

• с комбинированной системой оплаты, согласно которой счетчик включается после «выговаривания» определенного количества времени.

Кроме того, оператор получит право, в дополнение к этим базовым тарифам, вводить любое количество других тарифных планов, а потребитель может выбрать тот, который ему больше по душе и по карману.

В свое время при полемике по поводу «повременки» было сломано немало копий, и в итоге Дума отвергла первый вариант закона о связи, в котором предполагался принудительный перевод всех абонентов фиксированной связи на повременную оплату переговоров, и был принят ныне действующий закон, дающий гражданину право выбирать тип тарифа. Конечно, не во всех регионах есть эта самая «техническая возможность» установить повременную систему оплаты (для этого многим необходимо кардинально менять оборудование, а средств для этого, как всегда, не хватает), но в некоторых регионах очень многие абоненты уже пользуются «повременкой», хотя бы по той причине, что в свое время их перевели на нее принудительно, – в частности это почти все абоненты «Уралсвязьинформа». В других регионах, где такие технические возможности имеются, но принудительного перевода не было, – примерно половина абонентов самостоятельно перешла на «повременку».

МГТС – основной оператор телефонной связи, а абонентная плата для физических лиц в среднем по России составляет свыше 200 руб. А если планировать дальнейшее расширение услуг связи, то, как считают чиновники, следует поднять среднюю месячную плату и в ближайшие дватри года такое повышение, несомненно, последует. Однако если сегодня резко поднять среднюю абонентную плату – процентов на 50, то абоненты фиксированной связи станут в массовом порядке отказываться от таких линий в пользу мобильной телефонии. Ведь в противном случае фиксированная связь практически сравняется по стоимости с мобильной, но при несравнимо большем удобстве последней. Например, в Москве ожидается повременная оплата исходящих звонков до 1,8 руб., а это примерно 0,06 долл., то есть столько же, сколько у не самого дешевого оператора сотовой связи необходимо заплатить за 1 мин исходящего звонка по его сети. А поскольку рост абонентской платы во всех регионах страны неизбежен, то мобильная связь становится все более привлекательной. (5,с.17)

Со вступлением в силу, утвержденных Правительством РФ правил оказания услуг телефонной связи перерегистрации домашнего телефона с одного владельца на другого не будет превышать размера одной месячной абонентской платы за услуги телефонной связи (сейчас плата за переоформление телефона взимается в размере платы за его установку и составляет несколько тысяч рублей). Кроме того, в регионах теперь должны будут проводиться конкурсы на право оказания универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, а также на право оказания услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет.

Тем временем Госдума решила уравнять в обязанностях мобильную и фиксированную телефонию и приняла в первом чтении проект закона «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона «О связи», где предполагается законодательно закрепить принцип бесплатности всех входящих звонков на любые телефоны для вызываемого лица.

1.3 IP-телефония

IР-телефония (или VoIP, Voice over Internet Protocol – технология передачи голоса по Интернет-протоколу) – это еще одно технологическое нововведение, пришедшее к нам вместе с Интернетом и свидетельствующее о том, что мир больше не будет таким, как раньше. VoIP по сути своей является технологией, позволяющей удешевить междугородние и международные звонки в 3-5 раз. Происходит это за счет того, что основную часть пути голосовой сигнал идет по Интернету в цифровом виде, а это стоит гораздо меньших денег и позволяет достичь более высокого качества связи, чем при использовании обычных аналоговых линий.

В течение последнего года продажи систем связи на основе IP-телефонии превзошли аналогичный показатель для решений на базе стандартной телефонной линии. С июня 2004-го по июнь 2005 года объемы продаж VoIP-систем увеличились на 31%, в то время как стандартные решения продавались на 20% хуже (так пишет Networking Pipeline со ссылкой на аналитическую компанию Merrill Lynch). По всей видимости, именно из-за этого двунаправленного процесса общий рынок телефонных систем за год вырос всего на 2% и достиг 2,24 млрд. долл. (5,с.18)

Интернет-провайдеры и телефонные операторы активно разрабатывают рынок IP-телефонии во всех развитых странах. Например, в США сегодня предлагаются такие пакеты услуг, когда примерно за 25 долл. можно оформить месячную подписку, позволяющую целый месяц без всяких ограничений звонить любым абонентам на территории США и Канады. Указанные инновации активно поощряются и американскими властями, которые, как известно, поставили своей целью способствовать развитию Интернет-технологий у себя в стране и в связи с этим на ближайшие годы почти полностью освободили Интернет-индустрию от налогов. Очевидно, что с появлением доступных массовому потребителю дешевых VoIP-услуг по всем законам рыночной экономики любой нормальный человек будет пользоваться именно ими, а не более дорогими услугами стандартных междугородних и международных операторов. Российские экономисты оценивают оборот сформировавшегося к настоящему моменту в нашей стране рынка услуг IP-телефонии в 300 млн. долл. в год. На этом рынке сейчас работают различные фирмы – как VoIP-отделения крупных телекоммуникационных компаний, так и небольшие локальные операторы.

Но если в развитых странах такая ситуация считается естественной, то в других государствах она вызывает серьезные опасения – и в первую очередь у операторов-монополистов традиционной связи, которые видят в развитии IP-телефонии прямую угрозу своим прибылям. И, вопреки законам свободного рынка, некоторые компании-монополисты пытаются этому развитию помешать, используя все доступные им способы. Так, в Коста-Рике, где уже много лет на рынке доминирует единственный национальный телефонный провайдер, в настоящее время деятельность VoIP-фирм пытаются законодательно отрегулировать, обложив их дополнительными налогами как компании-посредники, которые генерируют добавленную стоимость. Более того, предлагается даже вообще запретить работу VoIP-провайдеров, приравняв их деятельность к криминальной. Многие костариканские специалисты оценивают подобную перспективу как катастрофическую для экономики этой страны, поскольку в последнее время в Коста-Рике активно развивается индустрия удаленного программирования (аутсорсинга), для которой существенным подспорьем является возможность совершать дешевые международные звонки. (5,с.18)

Не отстают от костариканцев и наши компании – традиционные операторы-монополисты, такие как «Ростелеком» или МГТС, которые тоже пытаются с помощью административного ресурса объявить бизнес VoIP-фирм нелегитимным. Применение административного ресурса в коммерческих целях, как считают представители независимых VoIP-компаний, просматривается, скажем, в постановлении Правительства РФ, которое ввело в действие разработанную под контролем Министерства информационных технологий и связи инструкцию под названием «Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия». По мнению специалистов указанных компаний, эти правила фактически запрещают оказание услуг IP-телефонии, устанавливая для них заведомо невыполнимые обязательства и строжайшие ограничения. В результате такого давления на местных VoIP-провайдеров позвонить по IP-телефонии в российские регионы или страны СНГ обходится в 2-3 раза дороже, чем в Америку и даже в Австралию.

Однако либерализацию рынка дальней связи в любом случае не остановить, поскольку это одно из ключевых требований при переговорах о вступлении России в ВТО (Всемирную торговую организацию).

1.4 Пиринговая технология в области IP-телефонии (Р2Р VoIP)

Сервисы Р2Р VoIP (передача речи по протоколу TCP/IP на базе пиринговой технологии), подобные популярному сегодня Skype, находят все более широкое применение.

Пиринговая технология (Р2Р) впервые появилась и приобрела популярность в проектах типа Napster и KaZaA, где пользователи получали возможность совместного применения, поиска и загрузки файлов. Децентрализованные пиринговые сети имеют несколько преимуществ по сравнению с традиционными сетями «клиент-сервер», поскольку способны неограниченно расширяться, не требуя дорогостоящих централизованных ресурсов. Вместо этого они используют производительность и сетевые мощности конечных пользователей, поскольку данные ресурсы возрастают прямо пропорционально росту самой сети.

IP-телефония, или VoIP (Voice over Internet Protocol), существует уже не первый год, но имеет ряд ограничений, которые не позволяли ей до последнего времени получить более широкое распространение на рынке массовых потребительских услуг, вытеснив технологии традиционной телефонной связи. Эти ограничения могут быть значительно ослаблены или даже совсем сняты при использовании концепции Р2Р в области IP-телефонии. Ярким примером такого удачного применения является технология Skype, которая, как известные пиринговые системы обмена файлами, базируется на одноранговой сети пользователей, которые выполняют роль добровольных маршрутизаторов сообщений. Skype, в отличие от централизованных сервисов, предлагаемых, например, Net2Phone, не требует для нормальной работы мощной базовой инфраструктуры, вызывающей проблемы с пропускной способностью. (3,с.27)

Технология найдет применение в коллаборативных и мультимедийных приложениях, а также в области недорогих коммуникаций.

С точки зрения Gartner, данная технология предоставляет определенные усовершенствования, которые могут привести к некоторому росту дохода и экономичности производства. Степень проникновения этой технологии на рынок – 1-5% от целевой аудитории. Технология находится на стадии начальной коммерциализации, пилотных проектов и высоких цен.

В качестве вендоров можно назвать компании Popular Telephony и Skype. (3,с.27)

DSL – технологии по-русски

По динамике роста российский рынок широкополосного доступа опережает все крупнейшие рынки мира. Хотя все еще более 60% всех широкополосных подключений приходится на долю Москвы (вместе с пригородами), но за последний год положение дел довольно быстро менялось: сегодня на долю столицы приходится лишь около 40% новых подключений, а к началу 2007 года в регионах в сумме будет уже больше «выделенок», чем в Москве. Темпы роста в российских регионах впечатляют: количество домашних абонентов за полгода выросло на 80%, а МРК «Связьинвеста» только за первую половину 2005 года утроили количество своих индивидуальных ADSL-абонентов.

Российский рынок широкополосного доступа растет в первую очередь за счет индивидуального сегмента: количество домашних подключений за последнее время увеличилось более чем в 1,5 раза и достигло 870 тыс. абонентов. Таким образом, 85% новых широкополосных подключений приходится на индивидуальных пользователей и только 15% – на корпоративный сегмент рынка. (3,с.27)

Очевидным лидером роста среди широкополосных технологий является DSL: количество DSL-подключений выросло более чем на 60%, а если учитывать только домашние подключения, то рост DSL-рынка в этом сегменте составил даже более 80%. Но даже, несмотря на столь впечатляющую динамику DSL-операторов, самым популярным способом подключения домашних пользователей остается Ethernet от домовых сетей – в сумме у них пока все равно в 2-3 раза больше абонентов, чем у DSL-операторов.

Впрочем, Россия хорошо выглядит только по динамике роста: количество широкополосных подключений в нашей стране, по данным международных информационных агентств, увеличилось на 52%, в то время как прирост в целом по миру составил всего 20%, а по Восточной и Центральной Европе (без учета России) – примерно 30%. Таким образом, по динамике Россия опережает все крупнейшие рынки широкополосного доступа, уступая только Филиппинам, Греции, Турции, Индии, Чехии, ЮАР, Таиланду и совсем немного Польше.

Однако по общему объему широкополосных подключений позиции России очень слабы – на ее долю, по данным агентства Point-Topic, в последние годы, приходилось лишь 0,7% всех широкополосных подключений в мире. Всего около 1,5 млн. широкополосных подключений в России сегодня выглядят несолидно по сравнению с 53 млн. в Китае, 38 млн. в США или даже 3,5 млн. в Нидерландах. Тем не менее, Россия с первой попытки вошла в Тор-20 рейтинга Point-Topic по количеству широкополосных подключений и, по предварительным данным, увеличила это количество к концу года на 85%. В результате наша страна располагается сегодня на 17-18 месте, опережая не только Польшу, но и более развитую Швецию. Кстати, охват абонентов ТФОП услугами широкополосной связи (то есть потенциальная возможность подключиться к ADSL) только в центральном регионе (без учета Москвы), по информации ОАО «Связьинвест», составил 3 746 825 человек, а между тем реальное количество абонентов ADSL-доступа не превышает в этом регионе 224 тыс. абонентов.

Еще хуже обстоит у нас дело с проникновением «широкой полосы» в регионы – сегодня насчитывается всего 0,9 подключений на каждые 100 жителей. По этому показателю Россия в 10-30 раз уступает Южной Корее, Японии, США, а также ведущим странам Западной Европы и в 4 раза – среднему показателю новых членов Европейского Союза. Даже в Китае коэффициент распространения широкополосного доступа в Интернет среди китайских семей составляет около 3% (в целом по стране в 3 раза выше, чем у нас). Правда, в столице и Московской области распространенность широкополосного доступа довольно высокая (4,4 широкополосных подключений на 100 жителей) и вполне сопоставима с уровнем Венгрии, Польши или Чили, зато показатели остальной России крайне низки – всего 0,4 подключения на 100 жителей, примерно как на Ямайке или в Таиланде.


Заключение

Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что IР-телефония (или VoIP, Voice over Internet Protocol – технология передачи голоса по Интернет-протоколу) – это еще одно технологическое нововведение, пришедшее к нам вместе с Интернетом и свидетельствующее о том, что мир больше не будет таким, как раньше. VoIP по сути своей является технологией, позволяющей удешевить междугородние и международные звонки в 3-5 раз. Происходит это за счет того, что основную часть пути голосовой сигнал идет по Интернету в цифровом виде, а это стоит гораздо меньших денег и позволяет достичь более высокого качества связи, чем при использовании обычных аналоговых линий.

Посмотрим еще раз на карту мировых цифровых коммуникаций: не будем обольщаться, что есть места и похуже России, но будем надеяться на высокую динамику роста и ждать, что нашему правительству достанет разума, чтобы направить часть затрат инвестиционного фонда на финансирование телекоммуникационных проектов, а в первую очередь – тех, которые позволят выровнять цифровую инфраструктуру в общероссийском масштабе и избавить ее от перекосов в сторону столицы.

А пока даже на российской почте пункты коллективного доступа в Интернет установлены не более чем в нескольких тысячах отделений связи. ФГУП «Почта России» планировало, конечно, увеличить число таких пунктов до 10 тыс., но что такое десяток тысяч пунктов в масштабах такой огромной страны, как наша?


Список литературы

1. Вершинский А. Интернет на пороге третьего тысячелетия // Техника молодежи. – 2006. – №10. – с.53

2. Интернет / Под ред. Визель М. – М., 2007. – 280 с.

3. Прохоров А. Прогнозы развития информационных технологий // Компьютер Пресс. – 2006. –№1. – с.23-32

4. Татарников О. Интернет – телефония Skype набирает обороты в России // Компьютер Пресс. – 2007. – №10. – с.104-105

5. Татарников О. Перспективы развития средств связи и информационных технологий // Компьютер Пресс. – 2006. – №1. – с.16-22