Ссылка на архив

Состояние и основные проблемы функционирования и развития инвестиционно-строительного сектора экономики города Мирный

Тема: СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО – СТРОИТЕЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА

 (для района крайнего Севера, на примере города Мирный)

Дипломная работа
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО – СТРОИТЕЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА.. 7

1.1. Новый экономический смысл инвестиционно-строительной деятельности строительного бизнеса. 7

1.2. Позитивные и негативные тенденции становления рыночных отношений в инвестиционно – строительной деятельности. 12

1.3. Слабые и сильные стороны инвестиционно – строительгного сектора в г. Мирном. 20

2. ИНВЕСТИЦИОННО – СТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ.. 24

2.1. Особенности инвестиционно – строительной политики в регионе. 24

2.2. Концепция развития республики Саха (Якутия) 32

2.3. Принципы управления в инвестиционно – строительной компании АК «Алроса». 34

3. Экономический механизм взаимодействия рынка инвестиций и рынка строительных услуг. 37

3.1. Рынок инвестиций, его сущность в современной экономике. 37

3.2. Определение перспективной специализации хозяйственного комплекса города  39

4.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО – СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ГОРОДЕ МИРНЫЙ.. 44

4.1. Концепция социально-экономического развития Мирнинского улуса на 2001-2005 год (проект) 44

4.2. Особенности инвестиционно – строительного процесса в городе Мирный  45

4.3. Схема управления инвестиционно – строительным  сектором экономики в городе Мирный. 50

Рис. 4.3.1. Основные права директора УКСа 5. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 56

5. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 57

5. 1. Охрана труда. 57

5.1.1.Планирование и финансирование  мероприятий по улучшению условий и охраны труда, номенклатурные мероприятия по охране труда, сущность и содержание. 57

5.1.2. Организация общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда на АК «Алроса». 67

5.3. Охрана окружающей среды.. 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 75

ЛИТЕРАТУРА.. 77


1. СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО – СТРОИТЕЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА

1.1. Новый экономический смысл инвестиционно-строительной деятельности строительного бизнеса.

За годы реформ в России произошло резкое сокращение инвестиций в основной капитал – примерно  в 4 раза; при этом в большинстве отраслей промышленного производства образовался довольно высокий процент износа основного капитала, достигающий уровня 40-60%. Существенно снизилась и такая важнейшая составляющая как отношение инвестиций к ВВП. Произошло падение доли бюджетных источников финансирования капиталовложений, а образовавшийся вакуум негосударственные источники заполнить были не в состоянии. При таких условиях говорить об устойчивости экономического роста, действительно, трудно.

Начиная с 1991 года государственная инвестиционная поддержка проектов структурной перестройки отечественного машиностроения в России сократилась почти в 40 раз. И, согласно экспертным оценкам, в течение ближайших 10-15 лет для ее перестройки и обновления потребуется не менее 200-300 млрд. долл. При этом, особое внимание нужно будет уделять решению вопроса о формировании отраслевой структуры капитальных вложений, от чего зависит направленность будущих экономических изменений.

Одной из главных причин, сдерживающих приток иностранного капитала в Россию, является отсутствие сколько-нибудь рациональной промышленной политики, хотя наша страна, по мнению деловых кругов Запада, продолжает оставаться весьма привлекательной для вложения инвестиций.

Эта привлекательность определяется емкостью российского рынка, недостаточной его насыщенностью продукцией и услугами; высоким уровнем износа основных производственных фондов и сравнительно большой фондоотдачей; превышением прибыльности инвестиций в совместные предприятия над мировым уровнем; высоким образовательным потенциалом населения страны; низким уровнем затрат на воспроизводство трудовых ресурсов.

Одной из важнейших составляющих благоприятного инвестиционного климата выступает оптимальный правовой режим в отношении иностранных инвестиций, предоставление гарантий зарубежным вкладчикам, причем в странах с переходной экономикой с этой целью необходимо принимать специальные законы. Одновременно должны разрабатываться приоритетные направления использования этого капитала, увязываться с целями и задачами структурной промышленной политики страны.

Но иностранные инвесторы уже на протяжении многих лет осуществляют вложение денежных средств в российские регионы, отбор которых часто определяется: сырьевой направленностью экономики региона, географической близостью к инвестору, развитостью в нем машиностроения, производственно-технического потенциала и инфраструктуры территории, наличием квалифицированных кадров, а также привлекательностью местной законодательной и нормативно-правовой базы для зарубежного капитала.

Наибольших успехов в области привлечения иностранных инвестиций добились Центральный экономический район и, прежде всего, Москва, Московская область (в 1998 г. сюда поступило 65% от общего объема инвестиций). Это объясняется доминирующей ролью района в социально-экономической и финансово-кредитной деятельности, включая заслугу именно местных, а не федеральных властей. Велика доля инвестиций в Сибири, здесь зарубежные капиталы активно вкладывались в топливно-энергетический комплекс Западной Сибири, в том числе в Тюмень и входящие сюда Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий национальные округа. В 1995 г. на них пришлось около 16% всех иностранных инвестиций, кроме того, было создано около 40 совместных предприятий по добыче нефти. Поволжье, олицетворяющее собой машиностроительную сердцевину российской индустрии, где западные инвесторы проявили заинтересованность в получении выхода на высокотехнологичные отрасли российского ВПК. Наиболее значимы в этом районе оказались Самарская и Нижегородская области, Республика Татарстан, где процессы экономического реформирования проходили наиболее активно. Большое внимание привлекает Северо-западный экономический район, центром которого выступает Санкт-Петербург; он обладает не только наиболее крупным машиностроительным комплексом и выгодным географическим положением, но и является ведущим финансовым центром. На долю всего района (по данным за 1998 г.) приходится 5,5% общей суммы иностранных инвестиций в России и 64% из них – на  Санкт-Петербург.

В целом рост иностранных инвестиций в 1998 г. по сравнению с 1997-м был отмечен на территории 30 из 89 субъектов РФ. Но далеко не все регионы столь благосклонны к привлечению внешних инвестиций. В частности, Рязань, Тула, Калуга и другие города "красного пояса" весьма настороженно относятся к появлению иностранного капитала, хотя здесь существуют и другие препятствия. Во-первых, у региональных органов власти еще мало для этого реальных возможностей, а во-вторых, обостряются противоречия между федеральными и местными (субъектами Федерации) органами власти относительно методов стимулирования иностранных инвестиций.

Помимо того, в процессе установления связей с иностранными инвесторами могут возникать конфликты, инициатором которых нередко выступает региональная администрация. Такие случаи имели место в Архангельской области, в Красноярском крае, в Иркутске, где иностранные компании попадали в ситуации, которые были бы невозможны в условиях цивилизованного рынка.(20) Хотя, справедливости ради, следует заметить, что и западные партнеры иногда ведут себя не совсем корректно, не всегда соблюдают условия соглашений при создании совместных предприятий на территории России.

Не следует забывать, что развитие инвестиционной деятельности во многом сдерживается и политической нестабильностью общества, экономическим спадом, отсутствием гарантий для вложения капиталов и постоянными изменениями нормативно-правовой базы на федеральном уровне, снижающими саму возможность координации этих вопросов с региональным руководством. Но сами иностранные инвесторы неустойчивость ситуации в России в большей мере связывают с непредсказуемостью проводимой государством политики, «недолговечностью» действующего законодательства. Они приходят на рынок, рассчитывая играть по существующим правилам, но через год они резко меняются. И это при том, что нигде в мире правила игры не меняют, когда сделки уже заключены.

Следует учитывать и еще один немаловажный фактор, вследствие которого иностранный капитал не идет во многие регионы России -психологический. Значительная часть российского общества серьезно обеспокоена фактом владения иностранцами национальным имуществом, что нередко воспринимается как возможность утраты страной суверенитета.

Таким образом, факторов, препятствующих притоку иностранного капитала в Россию, более чем достаточно, но без внешних инвестиций нашей стране не преодолеть экономической отсталости и не решить вопросов повышения эффективности отечественного производства, не поднять основные его отрасли.

Осуществление  последовательной децентрализации инвестиционного процесса, базируется на развитии и упрочении многообразных форм собственности и на повышении роли собственных накоплений предприятий. Значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Необходимо оказывать государственную поддержку предприятиям за счет централизованных инвестиций на основе перехода от безвозвратного бюджетного субсидирования к финансированию капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, но на возвратных принципах.

Активизация инвестиционной деятельности предполагает размещение ограниченных централизованных капитальных вложений на финансирование инвестиционных проектов промышленного назначения в соответствии с федеральными целевыми программами исключительно на конкурсной основе, принятие решений о финансировании с учетом результатов проведенной экспертизы каждой намечаемой к финансированию инвестиционного проекта на предмет их соответствия целям и приоритетам социально-экономической политики государства.

В свою очередь это предполагает использование части централизованных (кредитных) ресурсов на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки промышленности.

Безусловно, необходимо большее внимание уделять компенсации сокращения возможностей бюджетного финансирования инвестиций в экономику путем расширения практики страхования и гарантирования поддерживаемых государство инвестиционных проектов (в том числе путем гарантирования выпускаемых частными инвесторами ценных бумаг). В результате, может быть обеспечены выгодность вложения капитала в промышленное производство и снижение связанных с этими вложениями рисков.

Проведение инвестиционной политики должно подкрепляться принятием соответствующих правовых актов. Создание нормативно-правовых и экономических условий для стимулирования сбережений мелких вкладчиков, включая и население, в различных финансовых институтах, в том числе в надежных инвестиционных фондах, коммерческих банках, пенсионных фондах, страховых компаниях для последующей трансформации сберегаемых средств в инвестиции в практическую экономику.

1.3. Слабые и сильные стороны инвестиционно – строительгного сектора в г. Мирном.

Город Мирный – очень молодой, его история начинается с июля 1955 года, когда  на трубку «Мир» прибыли сотрудники Амакинской экспедиции во    главе с И.Г. Прокопьевым. Началось строительство первых домов. 30 ноября 1956 г. Президиум Верховнеого Совета ЯАССР принял    постановление об отнесении Мирного к категории рабочих поселков. К концу года население Мирного достигло 700 человек. Появились первые улицы – Экспедиционная  и Нагорная, временный клуб. 15 августа 1958г. была перекрыта