Ссылка на архив

Проявление личностных особенностей детей беженцев и вынужденных переселенцев в совладании с акультурационным стрессом

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ им.Л.С. ВЫГОТСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В СОВЛАДАНИИ С АКУЛЬТУРАЦИОННЫМ СТРЕССОМ

(АДАПТАЦИЯ К НОВЫМ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ УСЛОВИЯМ)

Дипломная работа


Содержание

Введение. 4

Глава 1. Психологические особенности проявления акультурационного стресса у детей беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья  8

1.1 Этнопсихологические особенности проявления акультурации беженцев и вынужденных переселенцев. 8

1.1.1 Психологические особенности этнического своеобразия и культурного разнообразия поведения в современной западной этнической психологии  8

1.1.2 Традиционная структура психологии этноса. 13

1.1.3 Этнические особенности познавательных процессов. 16

1.1.4 Этнические факторы развития личности. 20

1.1.5 Этническая общность. 24

1.1.6 Этнические стереотипы.. 25

1.1.7 Этнические диспозиции. 32

1.1.8 Этнические ценности. 35

1.1.9 Этнические экспектации и нормативное поведение. 39

1.1.10 Этнопсихологический аспект в педагогике. 45

1.1.11 Психологическая культура этноса. 50

1.1.12 Русскость и русская ментальность. 54

1.1.13 Этнический конфликт. 55

1.1.14 Значение этнопсихологических факторов при переезде в другую страну на постоянное место жительства. 58

1.1.15 Адаптация мигрантов к новым социокультурным условиям, возрастные особенности данного вида адаптации. 65

1.2 Самосознание, как фактор психического развития и личностного становления ребенка. 69

1.2.1 Самосознание и его место в психической жизни. 69

1.2.2 Понятие, значение и структура Я-концепции в адаптационном процессе у вынужденных мигрантов. 71

1.2.3 Этничность, как составляющая самосознания личности. 76

Выводы по главе 1. 80

Глава 2. Исследование Я-концепции и личностных особенностей детей вынужденных переселенцев. 86

2.1 Условия, в которых происходят адаптационные процессы у вынужденных переселенцев и членов их семей. 86

2.2 Исследование характеристик Я-концепции у детей мигрантов и детей местных жителей. 88

2.2.1 Процедура исследования. 88

2.2.2 Описание методик, применявшихся в исследовании. 89

2.2.2.1 Тест "20-ти высказываний" М. Куна. 89

2.2.2.2 Экспресс-анализ самооценки с помощью моторной пробы.. 90

2.2.2.3 Ориентационная анкета определения направленности личности Б. Басса  91

2.2.2.4 Шкала оценки потребности в достижении и мотивации одобрения Д. Крауна и Д. Марлоу. 92

2.2.3 Результаты исследования. 92

2.3 Программа коррекции Я-концепции и личностных особенностей детей вынужденных переселенцев с целью совладания с акультурационным стрессом   100

Заключение. 109

Литература. 112


Введение

В 90-е годы ХХ века организованные потоки трудовых мигрантов сменились на стихийное движение вынужденных переселенцев и беженцев из стран – бывших республик СССР, с мест локальных конфликтов на территории России. Достаточно неблагоприятная демографическая ситуация в РФ, кроме перераспределения рабочей силы и увеличением доли пенсионеров и нетрудоспособных граждан, усугубляется падением рождаемости, оттоком квалифицированной рабочей силы. Важнейшими проблемами на сегодня являются миграция и проблемы русского и русскоязычного населения в новых независимых государствах.

За последние годы резко возросло количество вынужденных переселенцев в Россию из стран Ближнего Зарубежья. Кроме того, наблюдается перераспределение трудоспособного населения и отток населения из районов Крайнего Севера в центральные и южные районы, более благоприятные для жизнедеятельности. Центральная Россия оказалась весьма привлекательной из-за своей политической стабильности и достаточно большого экономического потенциала привлекательной для мигрантов. Психологическая адаптация мигрантов и членов их семей – одна из основных проблем, с которыми сталкиваются мигранты.

Проблемой психологической адаптации мигрантов и членов их семей в России стали заниматься сравнительно недавно. Разработки по проблеме адаптации вынужденных переселенцев принадлежат Н.С. Фрейнкман-Хрусталева (38), А.И. Новиков, Т.Г. Стефаненко (33, 34), В.В. Гриценко, Л.Е. Ананьина, Л.Л. Москалев, С.Г. Климова и др.

Наиболее актуальны проблемы социальной адаптации, связанные с незнанием прав и обязанностей, трудностями привыкания к новым климатическим, экономическим, культурным условиям. Наличествует языковой барьер, который в более короткие сроки преодолевается детьми и мужчинами. Особое беспокойство вынужденных мигрантов вызывает отсутствие благоустроенного постоянного жилья и работы со стабильно выплачиваемой заработной платой. Прибывшие из районов социальной напряженности, испытывают страх перед неопределенностью и нуждаются в социально-психологической помощи. Проблемы адаптации к новым условиям в первую очередь затрагивают детей вынужденных переселенцев, причем если взрослые люди, несмотря на проблемы, могут осознать необходимость перемен и примириться с этим, то психика детей не выдерживает напора травмирующих ситуаций и напряженной обстановки в целом.

Международные документы о правах человека требуют создания условия для жизнедеятельности мигрантов, обеспечивающих их достойное существование. Законы РФ "О беженцах", "О гражданстве Российской Федерации", федеральная программа "Дети России", Законы о мигрантах, утвержденные Законодательным Собранием Калужской области позволяют прошедшим регистрацию и ставшим на учет вынужденным переселенцам получить единовременные пособия, пенсии, материальную помощь по оплате проезда и провоза багажа, а со временем, жилья и работы. Наблюдение показало, что создание даже минимальных социальных условий для переселенцев, позволяет пройти период социальной адаптации успешно. Согласно статистическим данным ФМС от 31.03. 2001г. № 719 среди Центральных регионов РФ Калужская область входит в число лидирующих по приему вынужденных переселенцев. Так, за 1999г. в Калужской области зарегистрировано 1459 человек (больше, чем в других областях Центральной России), а на 01.01. 2001г. на территории Калужской области было официально зарегистрировано 13 234 человека. Реальное количество вынужденных переселенцев, проживающих в Калужской области, значительно превышает указанное количество. В республиках, откуда приехали семьи, как правило, была социально и психологически напряженная обстановка (например, национальное противостояние), во многих районах шли военные действия.

Посттравматический стресс провоцирует нервозную атмосферу в семьях. Учитывая то, что ребенку приходится реально адаптироваться к новым экономико-социальным условиям (школа, город, отношения), ребенок оказывается окружен проблемами, непониманием: так, прибыв в Россию, многие дети с трудом адаптируются в среде сверстников, замыкаются в себе. К тому же, отсутствие у подавляющего большинства семей мигрантов элементарных социально-бытовых условий (регистрации, постоянного жилья, работы) самым негативным образом сказывается на психологическом климате в семье, и особенно на психологическом состоянии ребенка. Из-за наличия существенных различий в школьных программах России и стран СНГ у детей беженцев и вынужденных переселенцев растет неуспеваемость, снижается самооценка, нарастает психическое напряжение, приводя к ухудшению психического и физического здоровья.

Объект исследования - процесс адаптации детей беженцев и вынужденных переселенцев к новым социокультурным условиям.

Предмет исследования: проявление личностных особенностей детей беженцев и вынужденных переселенцев в совладании с акультурационным стрессом при адаптации к новым социокультурным условиям.

Целью нашего исследования является изучение особенностей адаптации детей вынужденных переселенцев к новым социокультурным условиям, с учетом личностных особенностей детей мигрантов, влияющих на процесс их адаптации.

Задачи исследования:

На основе анализа профильной литературы выявление проблем, возникающих в случае перемены этнической общности, а также культуральных особенностей смены базового этноса у вынужденных переселенцев;

Выяснение особенностей проявления акультурационного стресса у детей беженцев и вынужденных переселенцев;

Изучение психологических аспектов проблемы адаптации детей беженцев и вынужденных переселенцев из стран Ближнего Зарубежья;

Анализ значения самосознания для процесса успешной адаптации детей мигрантов;

Сравнительное исследование личностных характеристик детей мигрантов и детей местных жителей;

Сравнительное исследование личностных характеристик (Я-концепции) у детей мигрантов и детей местных жителей;

Составление и реализация программы социально-психологической помощи детям беженцев и вынужденных переселенцев в совладании с акультурационным стрессом.

Гипотеза:

У детей – выходцев из семей беженцев и вынужденных переселенцев Я-концепция характеризуется меньшей сформированностью и имеет аутодеструктивную направленность, поэтому предполагается наличие значимых различий по следующим показателям личностного развития: дифференциация самосознания; идеологические установки личности; самооценка; направленность на дело, на общение и на себя, общая направленность личности; мотивация достижения; мотивация одобрения.

В исследовании используются следующие методы: метод наблюдения, метод тестов, методы статистической обработки данных.

Испытуемые: дети вынужденных переселенцев из стран Ближнего Зарубежья (20 человек) и дети коренных калужан (20 человек) в возрасте от 9 до 13 лет.

Дипломная работа состоит из введения 2-х глав, заключения, списка литературы, включающего 41 наименование и приложений к проведенному исследованию.


Глава 1. Психологические особенности проявления акультурационного стресса у детей беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья

1.1 Этнопсихологические особенности проявления акультурации беженцев и вынужденных переселенцев

1.1.1 Психологические особенности этнического своеобразия и культурного разнообразия поведения в современной западной этнической психологии

Большой вклад в становление культурно-исторической концепции роли этнического в социальном взаимодействии народов внесли работы Л.С. Выготского, Г.Г. Шпета, Б.Ф. Поршнева, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева. Выделяя в качестве ведущих такие категории, как психический склад нации, национальный характер, национальные чувства, национальное самосознание, эти авторы доказали, что этнические различия в психологии народа - неоспоримая реальность.

Когда говорится о психологии народа (этноса), имеется в виду отражение множества связей и отношений, в которых реально формируется и развивается конкретный народ или его часть. Исследование этнических особенностей осуществляется при помощи таких понятий, как "основная" или "модальная" личность, описывающих наиболее существенные признаки исследуемого народа, единые для всех его членов. На этом основании большинство этнокультурных феноменов рассматривается через призму указанных понятий. Любая историческая общность (нация, этнос) несет в себе способность развивать самостоятельное волевое единство, в определенной мере подчиняющее отдельных лиц, ее составляющих. Передаваемые из поколения в поколение язык, система духовных ценностей, символы, отношения к вещам и людям, унаследованные способы поведения как образцы для действий - факторы, определяющие "типические коллективные переживания" или особенности тех или иных этнических общностей. У каждого народа складывается свой субъективный психологический образ или стереотип как специфическая национальная норма поведения.

Обычно, в качестве основной составляющей предмета этнической психологии выделяют этнические стереотипы как разновидность социальных стереотипов. Под этническим стереотипом понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, распространяемый на всех ее представителей. С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о других народах.

Кроме того, предмет этнической психологии характеризуют экспектации. В основе этнических экспектаций лежит ролевая и нормативная регуляция социального взаимодействия людей, т.к без прогнозирования ответного поведения невозможно представить нормальное, конструктивное взаимодействие, а неадекватность этнических экспектации служит причиной большинства конфликтов, возникающих на этнической "почве". Поэтому становление этнических экспектации, их динамика должны быть предметом этнопсихологического изучения.

Таким образом, этнические стереотипы, диспозиции и экспектации взаимодействующих субъектов выступают этническими детерминантами человеческого поведения.

Наиболее разработанной является этнопсихологическая концепция В. Вундта, послужившая основой психологических исследований больших социальных групп. Она возникла из идеи Вундта о несводимости общепсихологических процессов к индивидуальной психологии и необходимости изучения социально-психологических закономерностей функционирования социальных общностей и всего общества. Задачу народной психологии В. Вундт видел в изучении тех психических процессов, которые лежат в основе общего развития человеческих сообществ и возникновения общих духовных продуктов всеобщей ценности. Под народным духом, который составляет предметную область новой науки, он понимал высшие психические процессы, возникающие при совместной жизни многих индивидов. Народная душа (этническая психология), по Вундту, не имеет неизменной субстанции (как у X. Штейнталя и М. Лацаруса). Тем самым Вундт закладывал идею развития и не соглашался со сведением социально-психологических процессов к некоему бытию (субстанции), стоящему за ними. По мнению Вундта, психические процессы обусловливаются активностью души (апперцепция или коллективной творческой деятельностью).

Г. Лебон целью этнопсихологических исследований считал описание душевного строя исторических рас и определение зависимости от него истории народа, его цивилизации, утверждая, что история каждого народа зависит от его душевного строя, преобразование души ведет к преобразованию учреждений, верований, искусства.

Проблема своеобразия духовного облика народов занимала умы многих мыслителей и ученых, причем особо содержательным является подход к этой проблеме школы "психологии народов", поэтому с деятельностью представителей этого направления и связано становление этнической психологии как науки.

Развитие западной этнической психологии в XX в. обусловили два важнейших фактора: стремление свести все проблемы, касающиеся различных структурных уровней этнических общностей, прежде всего, к индивидуально-личностному аспекту и проявление при этом философско-методологических пристрастий; того или иного исследователя. Основной тенденцией стало совмещение психологии, ориентированной на "микропроблемы", т.е. ограниченные во времени и пространстве и связанные с неисторичными и внекультурными явлениями, и антропологии с ее "макропроблемами" исторического и эволюционного характера. К числу общих проблем, изучаемых этнопсихологами. относятся: особенности формирования национального характера; соотношение нормы и патологии в различных культурах; значение ранних опытов детства для формирования человеческой личности.

В работах Р. Бенедикт и М. Мид аспекты этнического рассматриваются со значительным уклоном в психоанализ и экспериментальную психологию. Методологическая концепция их работ во многом заимствована из исследований 3. Фрейда, методика - из немецкой экспериментальной психологии (В. Вундт). Этнологам понадобилась психологическая теория, ориентированная на исследование антропологических особенностей происхождения, развития и жизнедеятельности личности и базирующаяся на психологических методах ее изучения. Такой теорией и методом в то время стал психоанализ.

Другое направление западной этнопсихологии связано с изучением личности в различных культурах: ряд сравнительных исследований этнических групп с применением разнообразных психологических тестов (Роршаха, Блеки и др.) позволил исследователям сделать вывод о существовании некоей "модальной личности", отражающей национальный характер. "Модальной личностью" оказывался личностный тип, к которому относится наибольшее число взрослых членов данного общества. В этом случае национальный характер определялся с учетом частоты распространения определенных типов личности в данном этносе. Существование "модальной личности" обосновывалось результатами вариационной статистики ("модальная личность"-это не конкретный, а некоторый "средний", обобщенный этнофор). При этом допускалось, что в популяции может быть представлен ряд типов (с переходными формами между ними), причем ни один из них не может оказаться абсолютно преобладающим. Концепция модальной личности использовалась для характеристики не только национальных, но и религиозных, профессиональных и других групп населения. В связи с вопросом, насколько полно отражается психологический тип данной общности в характеристиках "модальной личности" из-за значительной внутригрупповой вариабельности, распространение получила концепция мультимодальной нации: каждая нация представлена не одной модальной личностью, а несколькими, что позволяет выделять "характеристики нации" как коллектива.

С точки зрения американского Дж. Хонимана главной задачей современной науки является исследование того, как индивид действует, мыслит, чувствует в условиях конкретного социального окружения. Им выделяются два типа явлений, связанных с культурой: социально стандартизованное поведение (действия, мышление, чувства) некоторой группы и материальные продукты поведения такой общности. Хониман вводит понятие "модель поведения", которое определяет как закрепленный индивидом способ активного мышления или чувствования (восприятия). "Модель" может быть универсальной, реальной или идеальной. В качестве идеальной модели рассматриваются желаемые стереотипы поведения, не получившие, однако, реализации в конкретной жизни. Посредством анализа этнокультурных моделей поведения личности и социально стандартизованных образцов поведения им формулируется следующий основной вопрос этнопсихологии: как осуществляется вхождение личности в культуру. Хониман выделяет ряд определяющих этот процесс факторов: врожденное поведение; группы, членом которых является индивид; ролевое поведение; разного рода служебные обстоятельства; географическое окружение и др. В дальнейшем Хониман еще более детализирует поведение человека, особо выделяя эмоциональную сферу и используя понятие "этнос" (подразумевая под ним эмоциональное состояние социально моделируемого поведения, которое отражает и потребностно-мотивационную сферу личности). Эмоции, по мнению Хонимана, отражают судьбу человеческих мотивов и являются результатом воспринимаемой ситуации. Он считал, что поведение личности в этнокультурной среде - во многом продукт научения, т.к. во всех этнических общностях люди одинакового возраста, пола, статуса показывают относительно однообразное поведение в сходных ситуациях.

Ф. Хсю предложил переименовать направление "культура и личность" в "психологическую антропологию", поскольку, по его мнению, это название в большей степени отражало содержание этнопсихологических исследований.

М. Спиро формулирует основную проблему современных этнопсихологических исследований как изучение психологических условий, повышающих стабильность социальных и культурных этносистем, предлагая сделать акцент на изучении роли личности как в изменении, так и в сохранении целых культур и этнических общностей и сосредоточиться на описании индивидуального поведения как микрофеномена. А. Уоллес продолжает традицию сведения всего этнокультурного разнообразия к особенностям личности.

Таким образом, важнейшие направления современных западных этнопсихологических исследований связаны с модификацией теоретических ориентации или типов психологических теорий, базирующихся на метатеоретических основах различных философских систем (экзистенциализм, неопозитивизм, необихевиоризм и т.д.). Их влияние проявляется в различном понимании человека, личности, культуры, в отношении к бессознательному, в объяснении механизмов активности личности. В январе 1990г. в России было принято решение о создании в Институте Психологии РАН Лаборатории психологии межгрупповых отношений, тем самым был дан импульс активному участию социальных психологов в изучении проблем столь сложного и многомерного явления, как межнациональные отношения.

1.1.2 Традиционная структура психологии этноса

В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического развития этноса, долгое время сохраняются и закрепляются в психологических особенностях отдельных людей, они относятся к статическим, устойчивым компонентам (психический склад этноса и этническое сознание). Если же психические явления кратковременны, появляются и пропадают или видоизменяются, то их считают динамическими компонентами (этнические чувства и этнические вкусы). Психический склад этноса - специфический способ восприятия и понимания членами этнической общности различных сторон окружающей действительности, который состоит из следующих элементов: этнический характер (специфика исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого); этнический темперамент (внешнее выражение этнического характера, независящий от типа нервной системы, определенный стандарт реагирования на конкретную ситуацию, присущий не каждому представителю этнической общности, а лишь ее большей части); этнические традиции и обычаи, обусловленные не только объективными социальными отношениями, но и субъективными идеями, представлениями, верованиями, мифами, легендами, передающимися из поколения в поколение. Субъективные представления о нормах и правилах поведения объективируются в виде обычаев и традиций. Этнические обычаи - те порядки и правила поведения, которые охватывают преимущественно сферу бытовых отношений. В основе обычаев лежат привычки, которые закрепляются, отшлифовываются, проверяются на практике и приобретают устойчивую форму. Этнические традиции влияют на психику человека прямо и опосредованно и обращены к духовному миру человека, играют роль стабилизаторов и воспроизводителей общественных отношений посредством формирования психических качеств, требуемых для этих отношений.

Этническое сознание имеет сложную структуру. По критерию направленности сознания представителей этнической общности на себя или на другие общности, его можно разделить на два вида: 1) этническое самосознание, включающее в себя восприятие, представление и понимание своей собственной этнической общности, и 2) осознание других этносов, т.е. восприятие, представление и понимание особенностей других этнических общностей.

Этническое самосознание есть осознание принадлежности к определенной этнической общности, сознательное отражение этнического бытия. В своем развитии этническое самосознание проходит несколько стадий: 1. Осознание национальных чувств, начальный этап выделения своего этноса и дифференцирования его от других этнических общностей, противопоставление "мы" и "они".2. Осознание своей этнической принадлежности, формирование этнической идентификации.3. Осознание приверженности к определенным национальным ценностям, общности интересов – начало формирования этнического самосознания.

Этнические чувства тесно связаны с этническим сознанием, они дают толчок осознанию своей этнической принадлежности, своей культуры. Выражая эмоциональное отношение людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам, этнические чувства всегда имеют конкретно-историческое содержание. Их формирование определяется современными экономическими и политическими условиями жизнедеятельности этноса, причем на степени выраженности этнических чувств, прежде всего, сказываются межнациональные отношения, войны, национальная экспансия, экономические кризисы, идеи национального развития, и историческим прошлым народа.

Этнический вкус - оценка правильности, нормальности, красоты, морали и норм общественного поведения, обусловленная спецификой явлений, происходящих в этносе на протяжении длительного периода. Эти явления вырабатывают у этноса определенный способ оценки внешнего мира, четкие критерии, которые дают возможность подмечать и обнаруживать черты, скрытые от представителей других этносов, причем на основе указанных критериев в этнической общности и формируется национальная культура. Этнические вкусы выполняют роль критерия восприятия и отношения человека к окружающей действительности. Они не противопоставляются общечеловеческим вкусам, а представляют собой сложный набор всех вкусов человечества. В реальной жизни общечеловеческое проявляется в национальной форме, поэтому общечеловеческая культура не существует вне рамок национальной культуры.

1.1.3 Этнические особенности познавательных процессов

Изучение влияния этнических особенностей на структурно-функциональную организацию психики на отдельных этапах онто- и филогенеза - важнейшее условие для понимания психофизиологических отличий представителей разных народов.

Некоторые ученые, считая культуру универсальным механизмом адаптации общества к природной и социальной среде, рассматривают предмет этнопсихологии как часть культуры, как производное от нее. Таким образом, они сводят изучение этнопсихологических проблем исключительно к определению условий жизни и способов выработки определенных поведенческих, реакций на конкретные жизненные обстоятельства того или иного этноса. Другие предупреждают о возможном обеднении содержания этнопсихологической науки из-за сведения ее предмета к рассмотрению исключительно таких понятий, как "национальный характер" или "национальные потребности", которые обнаруживаются обычно на уровне обыденной психологии и часто метафоричны. Они обращают внимание на необходимость рассматривать предмет этнопсихологии не в системе социально-психологических явлений, а, прежде всего в системе общей психологии как науки, изучающей наиболее общие психологические закономерности, принципы и понятия. Только тогда этнопсихологические особенности проявятся не как перечень отличий, а во взаимосвязи друг с другом и с другими общечеловеческими, присущими конкретному обществу групповыми и индивидуально-личностными психологическими особенностями.

По мнению И.С. Кона, исследования в этнической психологии могут быть либо социокультурными (характеристики общества, культуры), либо психологическими (свойства индивида, входящего в тот или иной этнос). Поэтому вполне закономерно, что в зависимости от изучаемого предмета меняется и методический аппарат, и логика исследования. Это можно проследить на примере различных подходов к изучению такого психического процесса, как мышление.

Еще в XIX в. психология игнорировала факт социально-исторической детерминации высших психических функций. Считалось, что внутренние свойства и основные законы психической жизни (ассоциации, апперцепции, структурность восприятия, условные связи) остаются неизменными, и, таким образом, общественные формы деятельности - это проявления психологических свойств человека, установленных в психологии. Так, В. Вундт в "Психологии народов" сделал попытку расшифровать такие социальные явления, как религия, мифы, мораль, право, с позиций индивидуальной психологии, видя в них проявление законов ассоциации и апперцепции. Понимание психических процессов как продуктов эволюции связано с теориями Ч. Дарвина и Г. Спенсера. Они пытались проследить, как развиваются сложные формы психической деятельности, как в результате эволюции элементарные формы биологического приспособления к изменяющимся условиям среды превращаются в сложные формы адаптации.

С середины XIX в. широкое распространение получили идеи о том, что развитие индивида воспроизводит развитие рода ("биогенетический закон", "закон рекапитуляции"). Они были использованы для следующего вывода: мышление отсталых народов приближается к мышлению детей, а отсюда - расовая неполноценность отсталых народов. Преобладающая во второй половине XIX в. биологическая ориентация выражалась и в отождествлении культурных различий - с расовыми. Так, Спенсер приписывал меньшие умственные способности не только "низшим" расам, но и "низшим" классам в промышленных странах, которые, как он считал, занимают свое место в обществе в результате естественного отбора. Тайлор не отказывался от классификации рас по грубой шкале развития цивилизации и делал вывод о том, что цивилизованный человек не только умнее и способнее дикаря, но даже лучше и счастливее его.

В противовес биологизаторским теориям французская школа пыталась показать, что основные формы психической жизни человека - продукт общественной жизни. Л. Леви-Брюль, считал, что мышление человека, живущего в условиях примитивной культуры, является продуктом господствующих в этом обществе общих взглядов или "коллективных представлений", оно дологично, диффузно и работает по закону сопричастности. Такое мышление имеет магический характер, т.е. отражает не практические отношения человека с реальной действительностью, а систему тех верований и примитивных представлений, которые складывались в первобытном обществе.

С 1930-х годов во всем мире возникает и увеличивается интерес к сравнительно-историческому анализу психических процессов человека - кросскультурные исследования или исследования проблем формирования психики в условиях различных культур.

В целом выделяют две основные концепции изучения психических процессов, которые, по словам А.Р. Лурия, способствовали внедрению научного метода в этнопсихологические исследования. Первая концепция сформулирована в трудах французского исследователя К. Леви-Стросса, исходившего из того, что основные логические операции на разных этапах исторического развития остаются одними и теми же (человек примитивного общества так же, как и человек развитой культуры, ищет пути к объективному знанию, исходит из активных гипотез, пытается упорядочить свое мышление и свой опыт в известные логические системы, но, классифицируя поступающую информацию, он выбирает иные, более наглядные и непосредственно воспринимаемые признаки, способы обобщения остаются многообразными и неустойчивыми). Если у культурного человека в основе мышления лежат устойчивые, однозначно логические основания, то примитивного человека отличает тенденция связывать вещи, которые могут быть связаны друг с другом только в соответствующей ситуации. Эти положения Леви-Стросса близки к концепции выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского, сформулированной на три десятилетия раньше. Выведение причин различных форм логического мышления из основных форм практики субъекта, а не из его внутренних психологических особенностей - один из наиболее прогрессивных выводов современной сравнительной психологии.

Вторая важная для развития этнопсихологии концепция была предложена антропологической лингвистикой. В ее основе лежит утверждение, что особенности человеческого сознания можно понять, лишь учитывая тот язык, который применяется для выражения мысли. Язык человека не только выражает мысль, но и принимает непосредственное участие в ее формировании - суть гипотезы, получившей название "гипотеза Сепира - Уорфа".

По-видимому, представители разных культур отличаются тем, какие мыслительные процессы им чаще надо использовать в конкретных практических ситуациях. Для развивающихся культур более характерны целостное чувственное отражение (конкретное узнавание, зрительно-пространственный анализ, целостное восприятие), эффективность в конкретных видах деятельности с опорой на прошлые знания, что обычно рассматривается как функции "правополушарных" процессов и стабильное ядро мозговой организации человека любой культуры. В то же время такие "левополушарные" процессы, как абстрактное познание с помощью речи, аналитическое восприятие, обобщенное узнавание, произвольность и возможность прогнозировать - те оперативные процессы, которые более характерны для представителей развитых культур, они формируются в ходе воспитания и образования человека любой культуры и обеспечивают его индивидуально-изменчивое поведение.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Основной в определении этнических особенностей психики является социокультурная детерминанта.2. Структура познавательной деятельности на разных этапах исторического и культурного развития не остается постоянной, а перестраивается с изменением условий общественной жизни и конкретной практики. Главная особенность наблюдаемых сдвигов - это переход от непосредственного наглядно-действенного опыта к основам теоретического знания путем постепенного овладения отвлеченными понятиями, закрепленными в языке, т.е. в общефилософском смысле-переход от чувственного к рациональному.3. Принципы функциональной асимметрии и межполушарного взаимодействия мозга человека, единые для людей разных культур как видовые, в конкретных функциональных связях могут быть неодинаковыми для представителей разных этносов. Вместе с тем при соответствующих внешних условиях (среда обитания, воспитание, образование) именно эти принципы мозговой организации психической деятельности обеспечивают каждому человеку, независимо от его национальной или расовой принадлежности, равные познавательные возможности.

1.1.4 Этнические факторы развития личности

Основной задачей этнопсихологического подхода к изучению личности является определение закономерностей ее развития в постоянно меняющемся мире. Становление личности идет параллельно становлению индивидуальности: личность и индивидуальность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Формирование личностных качеств человека находится в тесной взаимосвязи с его индивидуальным сознанием, которое зависит не только от статуса и роли личности, но и от ее индивидуального отношения к своему положению (статусу, роли). Это объясняет тот факт, почему в условиях одной и той же этносоциальной среды могут существовать разные социальные типы личности.

Основными путями формирования личности являются социализация и индивидуализация. Социализация - процесс становления личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством. Индивидуализация - процесс становления личности путем селекции, информации, получаемой индивидом из окружающей среды, в производства новых духовных ценностей, значимых для общества. Индивидуализация осуществляется в основном посредством выбора (книг, друзей, профессии, места работы и жительства и т.п.). Социализация же осуществляется в основном посредством принуждения (обязательное среднее образование, обязанность трудиться и пр.). Социализация - долг личности, а индивидуализация - ее право.

В.А. Ядов выделяет четыре этапа процесса социализации личности: 1) освоение предметной деятельности в семье; 2) освоение общения в различных малых группах; 3) освоение профессиональной деятельности в учебных и трудовых коллективах; 4) освое