Ссылка на архив

Особенности формирования научного мировоззрения учащихся при изучении эволюции Земли в рамках дисциплин естественно-научного цикла

Глава 1. Состояние вопроса в современной российской школе

Глава 2. Происхождение земли

2.1 Ранние фазы эволюции Земли

2.2 Основные этапы эволюции Земли

2.3 Внутреннее строение Земли

2.4 Внешние оболочки Земли

Глава 3. Методические разработки

Урок № 1. "Земля - наш общий дом. Строение и эволюция Земли"

Урок № 2. Обобщающий урок природоведения по теме "Земля"

Урок № 3. Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная"

Урок № 4. Географический КВН "Атмосфера и гидросфера"

Тесты

3.1 Задания с кратким ответом

3.2 Задания с развернутым ответом

Обсуждение результатов. Выводы

Литература


Введение

“Если бы на Земле было только

одно место, откуда видны звезды,

то к нему стекались бы люди

со всего света, чтобы насладиться

торжественной красотой ночного

небосвода."

А. Сенека

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что вопрос о жизни на других планетах в огромном пространстве Вселенной, о происхождении и эволюции Земли, о загадках космоса всегда вызывает интерес. А интерес учащихся к теме - это инструмент педагога, позволяющий намного облегчить усвоение материала и повысить качество знаний. К тому же теоретический анализ проблемы и разработка мероприятий по теме "Эволюция Земли и Вселенной" с использованием новых методических приемов позволит решать задачи естественнонаучного образования, в том числе формирование экологического и научного мировоззрения (1). Кроме того, возрастание значимости экологических проблем требует постоянно изыскивать пути, дополнительные резервы повышения уровня преподавания естественнонаучных дисциплин, позволяющего формировать правильное отношение к окружающей среде и понимать закономерности развития природы.

Исходя из актуальности исследования, основной целью данной дипломной работы являлось:

Исследование возможности наполнения темы "Эволюция Земли и Вселенной" научным и экологическим содержанием.

В связи с этим в дипломной работе решались следующие конкретные задачи:

1) обзор и анализ существующих школьных программ по изучению темы "Эволюция Земли и Вселенной";

2) разработка уроков с экологическим содержанием в рамках темы "Эволюция Земли и Вселенной";

3) составление тестовых заданий по изучаемой теме;

4) апробация разработанных методик в школе-гимназии № 14 г. Нальчика;

оценка уровня сформированности знаний при изучении тем по разработанным методическим подходам.

Предмет исследования - возможности введения в практику обучения научных и экологических аспектов при изучении темы "Эволюция Земли и Вселенной" и выбор соответствующих форм организации занятий.

Объект исследования - познавательная деятельность учеников пятых классов средней школы МОУ №14 г. Нальчика.

Гипотеза - разработка и реализация новых методических подходов к изучению темы "Эволюция Земли и Вселенной" с акцентированием на научные и экологические аспекты позволит сформировать положительную мотивацию к учению и сделать очередной шаг в процессе формирования научного и экологического мировоззрения учащихся (2, 3).


Глава 1. Состояние вопроса в современной российской школе

Естествознание - одно из звеньев в системе общего образования. Как многократно подчеркивал в своих трудах русский ученый, методист Н.М. Верзилин, курс естествознания имеет важное значение в развитии и воспитании подрастающего поколения, в совершенствовании общей культуры школьников, развитии творческой личности, осознающей свою ответственность перед обществом за сохранение жизни на нашей планете.

В настоящее время актуальность приобретают цели, связанные с формированием у школьников целостного научного мировоззрения, развитием экологической культуры, созданием предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство, а также разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, навыков самообразования, способствующих самореализации личности (4); (5).

В условиях модернизации образования проблема школьного учебника является точкой пересечения таких важных направлений совершенствования процесса обучения, как отбор дидактически целесообразного и обязательного для усвоения всеми учащимися учебного материала, организация учебной деятельности, развитие познавательного интереса учащихся (6); (7).

Все учебно-методические комплекты разработаны в соответствии с государственным образовательным стандартом и федеральным базисным учебным планом, утвержденным Министерством образования и науки РФ. Учебники для 5х классов включены в Федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Представляемые учебно-методические комплекты по естествознанию позволяют решить задачу преемственности, как в изучении учебного материала, так и в формировании способов деятельности, расширения образовательного пространства учащихся. Все учебные пособия ориентированы на общий подход к определению целей изучения предмета (8).

Так, на ступени основного общего образования, содержание учебников (9) способствует достижению образовательных целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

овладение умениями применять знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организма;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми объектами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни (10).

На ступени начального образования учебники ориентированы на достижение учащимися четырех видов компетентности:

мировоззренческой, предполагающей усвоение учащимися знаний мировоззренческого характера для формирования научного мировоззрения, развитие понимания ценности природы и жизни;

методологической, включающей ознакомление учащихся с методами научного познания;

теоретической, означающей усвоение учащимися фундаментальных и прикладных научных теорий, ознакомление с основными закономерностями развития живой природы;

практической, отражающей понимание учащимися науки как части культуры и производительной силы (11).

В учебниках реализованы одинаковые принципы отбора содержания учебного материала: соответствие требованиям развития общества, культуры и личности; единство содержательной и процессуальной сторон (что отвергает одностороннюю предметно-научную ориентацию); структурное единство компонентов содержания.

Доминирующий способ организации учебной деятельности ученика - проблемно-поисковый. В учебниках к каждому разделу параграфа предлагаются проблемные вопросы, активизирующие познавательную деятельность учащихся (12).

Композиция и методический аппарат учебников определяют его структуру. Учебный материал, изложенный в основном тексте, передает главное содержание издания и обеспечивает изложение обязательного минимума содержания. Он включает базовую, обязательную для овладения предметом информацию, отраженную в учебной программе. Дополнительный текст (в учебниках он выделен в рубрику "Для любознательных") сопровождает основной и способствует повышению познавательной мотивации учащихся. Он включает: документы, хрестоматийный аппарат, биографические и статистические сведения, справочные материалы, выходящие за рамки предмета. Пояснительный текст представлен в виде памяток, сносок, пояснений к иллюстрациям, таблицам, введений к учебникам, предметного указателя и т.д. Пояснительные тексты выполняют функции по организации и осуществлению самостоятельной учебной деятельности школьника.

Большое внимание в учебниках линии уделено разработке методического аппарата. Аппарат организации усвоения включает вопросы, задания на повторение изученного, упражнения на закрепления в виде схем, таблиц и направлен на:

организацию самостоятельной и групповой работы;

использование дополнительных источников информации;

закрепление и систематизацию знаний;

реализацию принципа индивидуализации обучения;

выявление творческого потенциала учащихся.

Элементы аппарата ориентировки представлены в тексте посредством выделения основных изучаемых понятий, терминов, правил, условных обозначений (например, восклицательного и вопросительного знаков, раскрытой книги), с помощью рубрикатора и использования цветовых выделений в тексте.

Иллюстративный материал в содержании учебников представлен красочными схемами, рисунками, фотографиями и микрофотографиями, картами, комплексными иллюстрациями.

Реализация дидактических задач иллюстративного ряда в учебниках и учебных пособиях обеспечивается определенной направленностью отбора иллюстраций и порядком их расположения, а также введением специальных вопросов, фиксирующих внимание на особенностях изображения. Авторы учебников совместно с художниками и методистами стремились учитывать возрастные особенности восприятия наглядной информации. Так, например, школьники младших классов относятся к визуальному ряду как к источнику предметной информации, обращаются к изображениям для более точного понимания смысла текста. Поэтому для данной группы обучаемых использовались иллюстрации, отражающие реально существующие объекты, процессы, явления в самой науке.

Все учебно-методические комплекты разработаны на основе программ, соответствующих государственным образовательным стандартам и федеральному базисному учебному плану, утвержденным Министерством образования и науки РФ (13).

Проведем анализ учебников по естествознанию, используемых в школах города Нальчика.

В ряде учебников по естествознанию (природоведению) для 5 класса сделана попытка изложения интегрированных знаний. Однако при этом сохраняются весьма четкие границы между разделами по физике, химии, биологии и географии. Нужно было найти идею, вокруг которой возможна более глубокая интеграция разных областей природоведческих знаний (8); (9);. (10); (12); (13).

Такой объединяющей идеей стал учебник "Естествознание" 5 класс под редакцией Т.С. Сухова, В.Н. Строганов (12). Концепция учебника:

Формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира - одна из сложнейших задач естественно-научного образования. Главная проблема - как доступно для понимания детей раскрыть сложнейшие основы естествознания, имеющие мировоззренческое значение в дальнейшем изучении законов природы

Учебный материал методически выстроен так, чтобы учащиеся могли устанавливать аналоги между объектами живой и не живой природы, сравнивать и сопоставлять биологические, физические, химические и географические явления, обнаруживать их взаимосвязи и взаимозависимости.

Методический аппарат учебника органично вплетается в содержательную его часть: вопросы, поисковые задачи, домашние задания предлагаются не в конце изучения темы или параграфа, а по ходу обсуждения той или иной проблемы; учебный текст дается в минимальном объеме, зато увеличено количество фотографий и рисунков как наглядных поисковых задач.

Так же в учебнике представлены опыты, рисунки-задания, лабораторные работы для того, чтобы пробудить интерес к предмету, а главное - развить самостоятельное мышление, необходимое для общения с природой и ее познания.

Методический аппарат внутри текста учебника не ограничивает творчество учителя. Являясь ориентиром в педагогическом поиске, сценарии уроков помогут учителю сосредоточить внимание на системе знаний, углубленной работе над стержневыми понятиями естествознания.

Программа "Естествознание" для 5 класса, согласно базисного учебного плана, предлагается 68 часов в год (2 часа в неделю). Основная задача курса - формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира (от макромира - Вселенной до микромира - молекул и атомов).

Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира. Работа над ведущими понятиями строиться "по спирали":

Тематический блок

Ведущая образовательная идея

(содержание)

Тела в природеМногообразие и общая характеристика тел. Доказательства существования взаимосвязей между телами. Физические силы, обусловливающие взаимодействие тел.
Вещества. Молекулы и атомыМногообразие и общая схема строения веществ. Доказательства взаимного влияния частиц вещества. Силы, вызывающие взаимодействие частиц вещества.
ЭнергияВиды энергии. Доказательства существования разных видов энергии. Превращение одного вида энергии в другой.
Единство и взаимосвязи материального мираСистемная организация природы. Уровни организации живого. Доказательства взаимосвязи живого и неживого в биосфере.