Ссылка на архив

Комплексные методы адаптивной физической культуры, применяемые в коррекции нарушений осанки и плоскостопия у младших школьников

Глава 1. Обзор литературы по проблеме нарушений осанки и плоскостопия у младших школьников и возможности адаптивной физической культуры в их лечении

1.1 Этиология, патогенез нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста

1.2 Классификация и клиника нарушений осанки

1.3 Клиническая картина плоскостопия

1.4 Возможности адаптивной физической культуры в реабилитации младших школьников с нарушением осанки и плоскостопием

Глава 2. Организация, материалы и методы исследования функций опорно-двигательного аппарата у детей с нарушением осанки и плоскостопием

2.1 Характеристика группы исследуемых

2.2 Организация и методика исследования

2.3 Принципы построения занятий

2.4 Методы оценки эффективности физических качеств опорно-двигательного аппарата

Глава 3. Результаты исследования эффективности, корреляция нарушений осанки и плоскостопия методами адаптивной физической культуры

3.1 Интерпретация результатов формирующего эксперимента

3.2 Сравнительный анализ по результатам констатирующего и формирующего экспериментов

Заключение

Выводы

Литература

Приложения


СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В РАБОТЕ

АФК – адаптивная физическая культура,

ДА – двигательная активность,

И.П. – исходное положение,

ОДА - опорно-двигательный аппарат.


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в последнее десятилетие, характеризуются усилением внимания к проблемам реабилитации детей с нарушением осанки и плоскостопием, осознанием реабилитации детей в России как важной государственной задачи.

В процессе морфологического развития период жизни человека от шести лет является самым ответственным в формировании правильной осанки. В стадии активного роста у детей шести и подростков двенадцати- четырнадцати лет могут появиться дефекты осанки и плоскостопия.

На рост, развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, условия, в которых развивается ребенок.

Отрицательное влияние на формирование осанки в данном возрасте оказывают вредные привычки, возникающие еще в раннем детстве, а также приобретенные в школьном возрасте, разные положения тела при занятиях, неправильное положение во время сна. Особенно портит осанку неправильная поза при письме и чтении. В последнее время большую популярность у детей приобретают компьютерные игры. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером.

Кроме указанных причин, ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки стоять на одной ноге, читать лежа ни боку, носить в одной и той же руке тяжести (портфель, туго набитый книгами, ведро с водой, корзины с продуктами и т.д.). Отрицательно действует на формирование осанки езда на велосипеде в согнутом положении или на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой).

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу ее естественной гибкости.

Во многом развитие, плоскостопия, нарушения осанки - результат нашей невнимательности к детям тому образу жизни и двигательной активности, которые мы определяем и разрешаем нашим детям.

Дефекты осанки связаны с изменением физиологической кривизны позвоночника, их усилением или ослаблением в сагиттальной плоскости. Дефекты осанки связаны с асимметрией плечевого пояса, когда одно плечо и лопатка находится выше или ниже другого.

Распространенные дефекты осанки у детей младшего школьного возраста - выраженные изгибы позвоночника вперед (шейный и поясничный лордозы), назад (грудной и крестцовый кифозы) и боковые (сколиозы). Сложные (комбинированные) виды искривления позвоночника встречаются реже. Дефекты позвоночника связаны с увеличением угла наклона таза. Очевидно, зонами риска, определяющими характер нарушений осанки, являются шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника, угол наклона таза, стопа, мышечная система (3). Нарушения и деформации осанки неблагоприятно сказываются на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная ёмкость лёгких; снижается обмен веществ; появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, ребёнок становится вялым, апатичным избегает подвижных игр.

На формирование осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие.

Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и применить рациональные профилактические меры.

Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний.

За последние несколько лет в нижегородских школах было осмотрено почти 300 000 школьников. Данные осмотра показали, что около 75% из них имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, 54% - нарушения со стороны позвоночника (нарушения осанки, сколиоз 1 и 2 степени), 15-23 % случаев - плоскостопие, 14% - укорочение одной из ног, 12% имеют мышечную слабость, дефицит массы тела, около 9% - деформацию грудной клетки.

Всегда есть шанс исправить положение, используя корригирующие приемы и движения, которые следует использовать при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышечная система ребёнка укрепляется, что предупреждает формирование неправильной осанки. Под влиянием специальных физических упражнений позвоночник делается более подвижным, устраняются дефекты физиологической кривизны, укрепляются мышцы спины и грудной клетки, создаётся мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»(8). Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

В настоящее время известно, что проведение специальных комплексов физкультурных занятий значительно снижает вероятность появления и развития нарушений осанки и плоскостопия и в целом способствует формированию физически здоровой и полноценной личности ребёнка (Андреев Ю. А., Бобырь А.И., Васичкин В. И., Выдрин В.М., Евстафьев Б.В., Евсеев С. П., Никитин В.В., Николайчук Л.В., Николайчук Э.В., Тейлор Дж., Фонарев М.И., Хансен Р. Яковлев Э.) (3,7,13,16,27,36,41и др).

Признавая научную ценность указанных выше работ, мы считаем целесообразным изучение возможностей применения средств АФК, массажа, физиопроцедур, дыхательных упражнений, иглорефлексотерапии, пеших прогулок, подвижных игр, плаванья в комплексной реабилитации детей младшего школьного возраста с нарушением осанки и плоскостопия. Необходимость данного исследования, на наш взгляд, обусловлена, с одной стороны, увеличением больных с данными заболеваниями, нежелание больных проходить реабилитационные программы, а с другой, недостаточная оснащённость реабилитационных отделений, недостаточный профессиональный уровень персонала больниц и реабилитационных центров.

Гипотеза исследования: наиболее эффективными средствами АФК для профилактики и коррекции плоскостопия и нарушения осанки у детей будут: физические упражнения, массаж, дыхательная гимнастика и закаливание.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста

Предмет исследования: роль различных комплексов АФК в профилактике нарушения осанки и плоскостопия.

Цель дипломной работы: подготовить комплексную методику восстановления деформации позвоночника а также сводчатости стопы, основанную на сочетании релаксации мышц с элементами корригирующей гимнастики и массажа.

Задачи:

1.Изучить современные методы диагностики, плоскостопия и нарушений осанки у детей в младшем школьном возрасте, раскрыть значение их профилактики.

2.Разработать комплекс АФК для коррекции нарушения осанки и коррекции плоскостопия у детей младшего школьного возраста посредством физических упражнений и массажа.

3.Оценить эффективность разработанной коррекционной программы для исправления нарушения осанки и плоскостопия у младших школьников.

Практическая значимость работы в возможности её использования в медицинских учреждениях, общеобразовательных учреждениях, санаториях, а также медицинскими работниками и студентами медицинских ВУЗов в качестве методического пособия.

Положения, выносимые на защиту:

1. Изучение особенностей нарушения осанки и плоскостопия у детей с помощью различных методов, позволяет прогнозировать условия, способствующие более успешной их реабилитации и положительной динамики состояния здоровья.

2. Использование специально разработанного комплекса физических упражнений, массажа, дыхательной гимнастики и закаливания в комплексной реабилитации способствует коррекции нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав; заключения; списка литературы и приложений.

Основное содержание дипломной работы

В первой главе сделан обзор литературы по проблеме нарушений осанки и плоскостопия у младших школьников и возможностиАФК в их лечении.

Во второй главе описаны организация, материалы и методы исследования функций опорно-двигательного аппарата у детей с нарушением осанки и плоскостопием.

В третьей главе даны результаты исследования эффективности, корреляция нарушений осанки и плоскостопия методами адаптивной физической культуры.

Работа изложена на 96 листах, иллюстрирована 15 таблицами и 3 диаграммами.


ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ВОЗМОЖНОСТИ АФК В ИХ ЛЕЧЕНИИ

1.1 Этиология, патогенез нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста

Врачи, физиологи, педагоги выражают серьёзную озабоченность состоянием здоровья подрастающего поколения. В последние годы наблюдается увеличение количества детей ослабленных различными заболеваниями, освобожденных от физкультуры. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу. Затем эта поза становится привычной и приводит к неправильной осанке и искривлению позвоночника (14, 17, 20).

Осанка - это привычное положение тела человека в покое и при движении (4). Осанка - это умение человека держать свое тело в различных положениях. Правильная осанка естественна и красива: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. А у человека, который ходит ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, на полусогнутых ногах, осанка неправильная. Это не только некрасиво, но и вредно, так как затрудняет деятельность внутренних органов и может вызвать искривление позвоночника (24). Формируется осанка с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития.

Осанка определяется:

1. Положением головы.

2. Формой позвоночного столба и грудной клетки, состоянием плечевого пояса, верхних и нижних конечностей.

3. Работой мышц, участвующих в сохранении равновесия тела.

Лучше всего осанку определять, поставив ребенка в профиль. В таком положении хорошо заметны естественные изгибы позвоночника.

Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой.

Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию.

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека (19). Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над положением лопаток, уровнем плеч, положением головы. Кроме того, включают инструментальные исследования (определение глубины шейного и поясничного изгибов и длины позвоночника).

Нормальная осанка характеризуется следующими признаками:

1. Расположением остистых отростков позвонков по линии отвеса, опущенного от бугра затылочной кости и проходящего вдоль межягодичной складки.

2. Расположением надплечий на одном уровне.

3. Расположением обеих лопаток на одном уровне.

4. Равными треугольниками (справа и слева), образуемыми туловищем и свободно опущенными руками.

5. Правильными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости.

1.2 Классификация и клиника нарушений осанки

В настоящее время существует множество различных классификаций нарушения осанки. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную. Мы приводим лишь наиболее признанные и часто используемые в научных кругах и практическом здравоохранении стран СНГ и за их пределами.

По внешнему проявлению деформаций позвоночника А. А. Путилова и А. Т. Лихварь предлагают различать следующие типы нарушения осанки(31):

Нарушения осанки во фронтальной плоскости (отклонения оси позвоночника влево или вправо) - сколиоз. Он подразделяется на: С-образный сколиоз - наличие одной волны искривления позвоночника во фронтальной плоскости; S-образный - наличие двух или более противонаправленных изгибов позвоночника во фронтальной плоскости

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости (отклонения оси позвоночника вперед или назад). Подразделяются на: лордозы - отклонения оси позвоночника в переднем направлении; кифозы - отклонения оси позвоночника в заднем направлении.

Комбинированные нарушения осанки: кифосколиозы - отклонения оси позвоночника в боковом и в заднем направлении одновременно; лордосколиозы - отклонение оси позвоночника в боковом и в переднем направлении одновременно.

При этих двух последних типах нарушения осанки может наблюдаться наличие одного, двух и более изгибов позвоночника

По этиологии (причине возникновения заболевания) В.Д. Чаклин (40) предложил подразделять искривления позвоночника на:

1. Врожденные (congenita). (по В.Д.Чаклину они встречаются в 23%)

Возникают они вследствие: клиновидной деформации позвонков, сращения остистых отростков позвонков, односторонней люмбализации или сакрализации позвонков люмбосакрального перехода, нарушения роста позвонков.

2. Нейродиспластические (neurodisplastica).

Возникают они вследствие: миелодисплазии и status disraphycus; сирингомиелии; нейрофиброматоза; миопатии и болезни Фридрейха.

3. Нейрогенные (neurogenetica). Их причиной могут быть: парезы мышц, возникшие вследствие полиомиелита, энцефалита, ДЦП; повышение тонуса мышц, возникшие вследствие длительного болевого синдрома.

4. Дистрофические и дисгормональные (distrophica et disgormonalis).

Возникают они вследствие: рахита; синдрома Моркио-Брейлсфорда, синдрома Морфана, гомоцистинурии.

5. Идиопатические (idiopathica). Причина возникновения не ясна.

6. От разных причин (alia causa). В качестве их причины могут быть: туберкулезное поражение позвонков, опухоли позвонков.

В качестве причины возникновения искривлений позвоночника в сагиттальной плоскости (кифоз и лордоз) В.Д. Чаклин (40) определил следующие заболевания: остеохондропатию позвоночника; (болезнь Шауэрманна-Мау), аномалии развития позвонков; (болезнь Кальве, Клиппеля-Фейля и иные), травмы позвоночника, приводящие к клиновидной деформации тел позвонков, нейрогенные нарушения; (при нейрофиброматозе), рахит; (недостаточность витамина D3), остеохондродистрофию. (болезнь Моркио-Брейлсфорда)

Также В.Д. Чаклин (40) выделяет «привычные», на почве привычной плохой осанки (часто их называют «школьными», так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и.т.д.

По степени выраженности искривления оси позвоночника искривления В.Д. Чаклин (40) предложил подразделять на следующие степени:

0 степень. У этих пациентов деформация позвоночника носит С-образный характер. Искривление осанки — выявленное, а в положении стоя или при кинетических нагрузках — полностью проходит в положении лежа.

1 степень. У этих больных искривление позвоночника носит также С-образный характер, но в положении лежа полностью не проходит, а лишь уменьшается. Угол искривления оси позвоночника на его рентгенограммах, выполненных в положении стоя, не превышает 10 градусов по J.R. Cobb (1948). Отмечаются торсионные (прокручивание вдоль вертикальной оси) смещения позвонков.

2 степень. У этих пациентов деформация осанки носит С- или S-образный характер. Угол искривления оси позвоночника на рентгенограммах составляет 11–30 градусов. У всех больных отмечаются торсионные смещения позвонков. В большинстве случаев деформации ребер отсутствуют или выражены минимально.

3 степень. У этих больных нарушение осанки носит S-образный характер. Практически у всех пациентов выявляется деформация ребер с образованием горба высотою более 3 см. Разница расположения высоты ребер может быть обусловлена не только их гибусным (горбообразным) искривлением на одной стороне, но и их экскавационной (в виде углубления) деформацией на противоположной. Искривление оси позвоночника на рентгенограммах составляет 31–60 градусов.

4 степень. У этих пациентов искривление осанки носит S-образный характер. Гибусная деформация ребер выражена и носит фиксированный характер. Частыми являются экскавационные деформации не только задней, но и передней поверхности грудной клетки. Угол искривления оси позвоночника на его рентгенограммах более 61 градуса.

За рубежом принята аналогичная классификация искривлений позвоночника (38). Единственное ее отличие в том, что нулевая и первая степень искривления оси позвоночника (10 и менее градусов) отнесены не к сколиозам, а в разряд нарушений осанки (E. G. Dawson, W. Mackenzie 2001; M. Diab, 2001; S. H. Sigurd 2003). В связи с этим официальные цифры распространенности искривления позвоночника в США несколько ниже за счет того, что легкие его стадии просто не учитываются. Однако, распространенность тяжелых форм искривления позвоночника в этой стране такая же как и в странах СНГ.

Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей и подростков еще не закончено, кости гибки и податливы, и неправильная посадка за партой, неправильная поза за верстаком могут вызвать эти нарушения. Вредно носить тяжести в одной руке, спать в постели с сильно прогибающейся сеткой. Неправильная осанка часто бывает и от пользования мебелью, не соответствующей росту. Не только в школе, но и дома мебель должна соответствовать росту.(14). Нарушается осанка и при недостаточном освещении, так как это заставляет при чтении и письме низко наклоняться над книгой и тетрадью.

Боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости – это сколиоз. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади – кифосколиоз (22).

Искривление позвоночника встречается гораздо чаще, чем об этом думают. По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г.И.Турнера, у 40% обследованных школьников выявлено нарушение статики, требующее лечения. Начальные явления нарушения осанки могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (к 10-ти годам) оно проявляется наиболее выражено (25).

Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, - все это благоприятствует проявлению и прогрессированию искривления позвоночника. Н.А. Шнек отмечает, что широко бытующее мнение даже среди врачей, что причинами искривления позвоночника, сутулости у детей является неправильная осанка во время школьных занятий глубоко ошибочно. При тщательном обследовании чаще всего удается установить причину нарушения осанки (31).

Частой причиной нарушения осанки в детском возрасте, которой уделяется недостаточное внимание, является:

Короткая нога. Разница в длине ног - частое явление. При рентгеновском обследовании 1446 школьников в возрасте от 6 до 17 лет было обнаружено, что у 80% из них разница в длине ног составляет не менее 0,16 см, у 3,4% - от 1,3 см и более

Вероятность разницы в длине ног у детей увеличивается с возрастом. Так, среди группы школьников начальных классов ноги разной длины были выявлены у 75%, а среди группы студентов высшей школы - у 92% (Klein 1969). Компенсация в разнице длины ног достигается в основном за счет искривления позвоночника. Не скорректированная разница имеет тенденцию увеличиваться с возрастом. Хансен Р., Тейлор Дж. отмечают, что скорректированная в детстве разница в длине ног с возрастом уменьшается(38).

Уменьшенный вертикальный размер полутаза. По проведенным наблюдениям у 20-30% из всех наблюдавшихся ортопедических больных был уменьшен вертикальный размер одной половины таза, причем, эта костная аномалия встречалась как отдельно, так и совместно с короткой ногой, обычно на той же стороне. Больные с данной патологией также нуждаются в проведении правильной ортопедической коррекции.

На формирование осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие.

1.3 Клиническая картина плоскостопия

Плоскостопие - уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп; возможны сочетания обеих видов деформации стопы. При этом стопа соприкасается с полом (землёй) почти всей своей поверхностью, а её отпечаток лишен характерной внутренней выемки (рис.1).


а. Нормальная стопа б. Плоская стопа

Рис.1. Отпечатки стоп у взрослых:

Плоскостопие развивается чаще в детстве, когда нагрузка на стопу не соответствует выносливости её мышц. Наиболее ранние признаки плоскостопия - ноющая боль в стопе, мышцах голени, бедра, в пояснице. К вечеру может появиться отёк стопы, исчезающий за ночь. В дальнейшем стопа деформируется, удлиняется и расширяется в средней части. При тяжёлых степенях плоскостопия значительно изменяется походка: становиться неуклюжей, скованной. Чем же характеризуется плоскостопие как заболевание?

Кости скелета стопы, соединенные многочисленными связками, создают единое по форме образование, напоминающее арку. Опорными участками являются: сзади пяточный бугор, а спереди головки плюсневых костей. Выпуклая часть арки обращена в тыльную сторону стопы. Она образует продольный свод, который при ходьбе, беге, прыжках сглаживает толчки и сотрясения всего тела, придает мягкость и эластичность походке, делает ее легкой и пружинящей.

Кроме того, различают еще и поперечный свод стопы, который в области головок плюсневых костей очень легко изменяет свою форму при ходьбе: в момент нагрузки всякий раз уплощается до полного исчезновения. Арочная форма строения скелета стопы с выраженным продольным сводом поддерживается не только связками. В укреплении сводов большое значение имеют мышцы, которые расположены на подошвенной поверхности стопы, а также мышцы голени, имеющие прикрепление в среднем отделе стопы или на ее подошвенной поверхности. Мышцы вместе со связками образуют так называемую динамическую силу, которая препятствует уплощению стопы под влиянием нагрузки. Стопа функционирует нормально как единый анатомо-физиологический комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее (статическая сила), полностью уравновешивается динамическими силами (крепкими связками и мышцами). Если под влиянием каких-то причин происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то начинает нарушаться нормальная форма стопа оседает, становится плоской. При этом возникают и другие деформации: расширяется передний отдел стопы, а пятка отклоняется кнаружи. Стопа приобретает вид распластанной, утрачивается одна из основных ее функций пружинящая (рессорная). Такая деформация называется плоскостопием.

С этиологической точки зрения, Лосева В.С, различает 5 видов плоской стопы: врожденную, рахическую, паралитическую, травматическую и статическую(25).

1.Врожденная плоская стопа встречается крайне редко.

2.Рахитическое плоскостопие - является следствием перенесенного рахита – мягкость костей при рахите, и ослабление мышечно-связачного аппарата приводят к уплощению стопы под влиянием нагрузки тела ребенка. Плоскостопие в данном случае нередко сочетается с другими костными изменениями, характерными для рахита.

3.Паралитическое плоскостопие - является следствием полиомиелита. Полиомиелит благодаря вакцинации стал редким виновником плоскостопия.

4.Травматическая плоская стопа - является следствием различных переломов.

5.Статическое плоскостопие - самый распространенный вид плоскостопия.

Основными причинами его считаются: избыточный вес; долгое стояние на ногах; слабость мышечного тонуса. Сюда могут быть отнесены: врожденная слабость связочного аппарата, снижение силы мышц после длительного пребывания в постели в результате болезни, вследствие перенесенных инфекций, при диатезе, упадке питания и общем плохом физическом развитии; ослабление связочно-мышечного аппарата в результате перегрузки увеличенным весом тела в периоде усиленного роста, при поднятии тяжестей (например, ношение младших братьев и сестер), при усиленных занятиях балетом, плохо подобранная обувь. Чтобы ребенок не приобрел плоскостопие, нужно тщательно подбирать обувь, которую он будет носить. Ребенок не должен донашивать чужую обувь: разношенная колодка чужой обуви неправильно распределяет нагрузку на ступни. Детская обувь должна быть с небольшим каблучком, жестким задником и мягким супинатором - компенсируя отсутствие шишек и камней под ногами, он обеспечивает правильное формирование стопы. Обувь не должна стеснять движений и затруднять кровообращение.

Для правильного формирования свода стопы нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Заставляют работать мышцы и связки ходьба по жесткой траве, камням, песку. Без нагрузки мышцы стоп слабеют (как и любые мышцы без работы) и не поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего возникает плоскостопие.

Клинические проявления плоскостопия. Нужно иметь в виду, что до 4 лет ставить ребенку диагноз "плоскостопие" просто несерьезно. У малышей на ножках есть физиологичная жировая подушка, и если сделать отпечаток такой стопы (плантографию), то можно увидеть вроде бы уплощение, которое плоскостопием на самом деле не является. Еще одна причина, по которой ошибочно ставят диагноз, - Х-образные ноги. Стопа в этом случае кажется плоской, но если ногу поставить строго вертикально, то отпечаток получится нормальный. Вот почему, если диагноз ставит не ортопед, а, скажем, хирург или врач лечебной физкультуры, болезнь может быть обнаружена там, где ее нет. А вот начиная лет с 5-6, сами родители вполне могут заметить какие-то неправильности у своего ребенка. Косолапость, отклонения стоп наружу или вовнутрь при ходьбе или стоянии могут свидетельствовать о плоскостопии. Можно обследовать обувь ребенка на предмет изнашивания по внутренней стороне подошвы и каблука. В более старшем возрасте ребенок сам выразит свои жалобы, по которым можно заподозрить плоскостопие, - при ходьбе быстро утомляются ноги, появляется боль в икроножных мышцах, на подошве в области свода стопы. Иногда боль распространяется с подошвы через лодыжку до бедра, создавая картину ишиаса. При выраженном плоскостопии стопа меняет свою форму.

Тяжесть заболевания плоскостопием может быть различной.

Несостоятельность связочного аппарата наиболее ранняя стадия заболевания. Форма стопы при этом не изменена, но в результате перерастяжения связок возникают боли, которые появляются после длительной ходьбы или к концу дня. После отдыха боли в стопах проходят.

Простое плоскостопие это 1-я стадия заболевания. Стопа представляется уплощенной, что хорошо бывает видно со стороны внутреннего продольного свода. Боли становятся более постоянными, отмечается усталость при ходьбе, утрачивается эластичность походки.

Комбинированное плоскостопие - следующая, 2-я стадия болезни. Своды стопы исчезают, стопа распластана. Боли в стопах постоянные, они распространяются на голень (от перенапряжения мышц) и коленный сустав (от неправильной нагрузки при ходьбе). Отмечается значительное затруднение ходьбы.

1.4 Возможности адаптивной физической культуры в реабилитации детей с нарушением осанки и плоскостопием

Возникновение и развитие нарушения осанки - сложный процесс, протекающий в период роста скелета. Николайчук Л.В., Николайчук Э.В. отмечают, что он развивается при наличии трех факторов(27):

1. Первичный патологический фактор — наследственный (нарушения на уровне генного аппарата, хромосом, проявляющиеся диспластическими изменениями в спинном мозге, позвонках, межпозвонковых дисках, сосудах и др.) или приобретенный.

2. Фактор, создающий общий патологический фон и обусловливающий проявления первого фактора в целом сегменте позвоночника (обменногормональные, эндокринные нарушения, остеопороз),— предрасполагающий фактор.

3. Статико-динамический фактор, имеющий особое значение в период формирования структурных изменений позвонков и реализующий действие первых двух факторов.

Учитывая, что врач-ортопед может влиять практически только на третий фактор, следует строить план лечения, исходя из следующих принципов:

Регулирование роста позвонков, образующих дугу искривления.

Уменьшение функционального компонента, т. е. нестабильности позвоночника. Наличие кривизны позвоночника всегда сопровождается функциональной компенсацией, развитием противоискривлений; чем мобильнее позвоночник, тем более выражены искривления при нагрузке

Устранение декомпенсации, искривления. Разная степень величины дуг искривления позвоночника неминуемо ведет к увеличению меньшей и отклонению корпуса, т. е. к декомпенсации

Медикаментозное, физиотерапевтическое воздействие на весь организм, направленное на нормализацию обмена веществ.

АФК – один из наиболее распространённых методов, в связи с тем, что данным методом практически невозможно травмировать позвоночник.

Для лечения нарушений осанки с древности медики применяют лечебную физкультуру. Этим методом лечения практически невозможно травмировать позвоночник, в связи с чем, он более распространен. Так, E. G. Dawson (2004) рекомендует использовать этот метод лечения с целью исправления осанки, а также как способ, укрепляющий организм пациентов в целом. S. H. Sigurd (2003) отмечает, что не существует методик лечебной физкультуры, способных исправить или хотя бы замедлить тенденцию искривления оси позвоночника. Аналогичной точки зрения придерживаются и сотрудники «Центра изучения позвоночника» университета Мериленд (2003) (38).

Тем не менее, врачи стараются усовершенствовать методики лечебной физкультуры, адаптировать их для исправления нарушений осанки. Здесь следует отметить работы В. А. Шкляренко (2003). Однако наиболее удачным вариантом можно признать работу В. А. Богданова (2002) (17).

Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект (21).

Комплекс методов АФК, применяемых при лечении нарушения осанки включает:

· лечебную гимнастику;

· плаванье;

· массаж;

· физиолечение.

АФК по мнению И.К. Котешевой сочетается с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник. АФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур, а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно (21).

Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др.

По мнению Андреева Ю. А. одним из средств АФК являются подвижные игры с применением элементов спорта (см. приложение 1) (28).

Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.

Кроме этого хорошо принимать ванны с морской или акеанической солью по 20 минут.

Необходимо самовытяжение пассивное: для этого головной конец кровати нужно приподнять на 10-15 сантиметров и лежать на спине и на животе по 40-50 минут расслабившись.

Основным средством профилактики и методом лечения плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление связочно – мышечного аппарата стоп и голеней. При резко выраженном плоскостопии по назначению врача добавляются массаж, ножные ванны и грязевые процедуры. Очень полезны прохладные ножные ванны перед сном (начиная с температуры воды 36-35˚ и доводя ее до 30-28˚) (15).

Появление болей в области ступней и голеней служит противопоказанием к продолжению гимнастики, нужно лишь снизить нагрузку. В занятия рекомендуется включать упражнения с мелкими предметами (мячами, шариками, кубиками, палочками и др.) давать ребятам задания захватывать их пальцами ног, ходить и бегать, ходить на носках и наружных сводах стоп.

Для профилактики и лечения плоскостопия приемы массажа (см приложение 3) необходимо сочетать с рядом упражнений (с помощью взрослого) (6).

При занятиях с детьми следует применять упражнения, оказывающие воздействие на укрепление всего организма, так и мускулатуры ног.

Профилактикой плоскостопия также считается и закаливание. Т.е. ходьба босиком по траве, песку, гальке или гравию – все это является укреплением стопы ребенка и служит мерой профилактики плоскостопия (6).

С целью коррекции осанки, врачи стали использовать корсеты еще в средние века. Идея укрепления несущей способности позвоночника при сколиозе за счет создания внешних опорных конструкций является актуальной и по настоящее время. Работы по созданию новых типов корсетов из новых материалов велись и ведутся очень активно. Однако результаты этих поисков не достаточно хороши. Академик В.Д. Чаклин отмечал, что коррекция нарушении осанки, получаемое при использовании корсетов, является временным и исчезает буквально за 14 дней после окончания лечения. После этого идет дальнейшее прогрессирование заболевания. По мнению И.Г. Алексеенко (2003) корсетирование в реабилитации больных с нарушением осанки является одним из основных компонентов, однако длительное использование