Особенности формирования денежно-кредитной политики Российской Федерации и механизмы ее реализации в современных условиях
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
1.1 Понятие, цели и формы денежно-кредитной политики
1.2 Характеристика основных инструментов и методов денежно-кредитного регулирования
1.3 Сущность и функции Центрального Банка РФ
Глава 2. Анализ денежно-кредитной политики Центрального Банка в 2009 году
2.1 Политика рефинансирования
2.2 Регулирование банковских резервов
2.3 Валютная политика
Глава 3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010-2012 годах
3.1 Направление денежно-кредитной политики
3.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность данной работы вызвана тем, что денежно-кредитная политика – это одна из основных политик государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, которая служит важнейшим инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономику страны.
В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключен другой результат - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения.
Поставленная цель определяет следующие задачи курсовой работы:
· рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики, определить цели и формы;
· показать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики;
· проанализировать итоги денежно-кредитной политики за 2009 год.
Теоретической основой работы являются труды отечественных специалистов в области денежно-кредитной политики ЦБ.
Информационной базой послужили официальные данные Центрального Банка России, Федеральной службы государственной статистики, банковское законодательство, сайт ЦБ РФ, РБК, периодические печатные издания.
Курсовая работа состоит из трех глав.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты денежно-кредитной политики, определяются цели и формы денежно-кредитной политики.
Во второй главе проводится анализ денежно-кредитной политики за 2009 год.
Третья глава посвящена целям и инструментам денежно-кредитной политики в 2010-2012 годах.
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
1.1 Понятие, цели и формы денежно-кредитной политики
Современные глоссарии и экономические словари дают следующие определения понятия денежно-кредитной политики:
· Денежно-кредитной политикой называется совокупность мер, направленных на изменение денежной массы и объема кредита.
· Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.
· Денежно-кредитная политика - это “проводимый государством курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов. К наиболее широко используемым методам денежно-кредитной политики относятся: изменение ставки учетного процента, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, а также выборочные методы регулирования отдельных видов кредита”.
· Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий центрального банка и правительства, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, процентных ставок и других показателей денежного обращения с целью снижения уровня инфляции, устойчивого роста денежной массы и создания предпосылок для стабильного экономического роста.
Таким образом, существует множество авторов, разъясняющих формулизованное понятие денежно-кредитной политики, но принципиальные различия в трактовке реальной сути данного термина разными авторами отсутствуют.
Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России. (2)
Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. При этом, центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег". (13)
С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.
Кредитная политика реализуется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. прямые количественные ограничения кредита).
В условиях рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики центрального банка лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:
· политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций путем повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);
· политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении).
Политика денежно-кредитной рестрикции (политика "дорогих денег") применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования.
Основные цели денежно - кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.
Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.
В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:
· регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
· достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;
· создание безинфляционной экономики.
К преимуществам денежно-кредитной политики следует отнести:
· быстроту и гибкость (предложение денег можно изменять без законодательных процедур);
· независимость от политического давления (существует закон о ЦБ, определяющий его функции и полномочия). (13)
1.2 Характеристика основных инструментов и методов денежно-кредитного регулирования
В Федеральном законе от 10 июля 2002 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" приводятся основные следующие основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование банков;
5) валютное регулирование;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения.
8) эмиссия облигаций от своего имени. (2)
Возможны два направления денежно-кредитного регулирования. Первое - стимулирование кредита и денежного предложения, т.е. кредитная экспансия, или политика «дешевых денег». Второе - сдерживание кредита и денежной эмиссии, т.е. кредитная рестрикция, или политика ”дорогих денег”. Классическими и главными инструментами проведения денежно-кредитной политики являются:
дисконтная политика (изменение ставки рефинансирования);
регулирование банковских резервов (изменение норм обязательных резервов);
операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер.
Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает центральный банк на том или ином этапе развития страны. Так, в современных условиях наибольшее значение в государствах Западной Европы и США приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отступает на второй план. В странах же, где рыночные отношения расширяются, например Российская Федерация, установлению минимальных резервных требований отводится ключевое место, а операции на открытом рынке только начинают развиваться. (8)
Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка - процент (дисконт) по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
Формулировка понятия рефинансирования в Федеральном законе от 10 июля 2002 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в главе VII, статьи 40, приводится следующее: “Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций”.
Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. (2)
И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, т.к. они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.
Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок (ставок рефинансирования) занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.
Большинство центральных банков стран с рыночной экономикой в процессе денежно-кредитного регулирования используют систему резервных требований.
Резервные требования представляют собой определенную часть денежных средств банка, которую они в соответствии с законодательством обязаны хранить в качестве резервов в центральном банке.
Данные резервы относятся к числу обязательных. В то же время коммерческие банки могут иметь и добровольные резервы, которые хранятся на одном счете с обязательными резервами и представляют собой остаток средств, превышающих объем обязательных резервов. Поэтому обязательные резервы получили название минимальных резервов.
Традиционно называется двоякое назначение резервных требований: текущее регулирование банковской ликвидности и текущее регулирование ссудного рынка и эмиссии кредитных денег коммерческими банками.
Исторически возникновение системы обязательного резервирования связывалось с необходимостью обеспечить банками современность выполнения взятых на себя обязательств перед вкладчиками и кредиторами, для чего требовалось всегда иметь денежную наличность в определенном объеме.
Указанная наличность может использоваться для своевременного погашения обязательств банка перед вкладчиками и кредиторами как непосредственно, так и путем кредитования центральным банком банков, нуждающихся в поддержании ликвидности, т.е. системы рефинансирования.
Постепенно данный инструмент стал выполнять и другую роль – обеспечивать регулирование объема выдаваемых ссуд и эмиссии кредитных денег, что стало возможным при законодательном закреплении права центрального банка изменять норму отчислений в фонд обязательного резервирования.
В современных нормативных документах, определяющих целесообразность применения системы минимального резервирования в странах Европейского союза, акцент делается на обеспечение посредством этой системы стабильности ставок денежного рынка и на регулирование структурной ликвидности банковской системы.
Система обязательного резервирования в России сформировалась с учетом целей, которые она призвана решать в процессе денежно-кредитного регулирования, и международного опыта в этой области.
В официальных документах Банка России указано, что резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.
Важным элементом механизма обязательного резервирования является определения состава резервируемых обязательств.
Состав резервируемых обязательств охватывает следующие виды привлеченных ресурсов:
· депозиты до востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;
· средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;
· средства кредитных организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте;
· кредиты, полученные от банков-нерезидентов, в том числе просроченные кредиты и проценты по ним;
· депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченные депозиты и проценты по ним;
· депозиты (до востребования и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;
· остатки средств, отражающие расчет по ценным бумагам (средства клиентов по брокерским операциям, в том числе нерезидентов), расчеты с Минфином России и т.д.;
· выпущенные банком ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и банковские акцепты и др.);
· остатки средств на счетах, отражающие средства клиентов в расчетах (аккредитивы к оплате, расчетные чеки, по зачеткам, транзитные счета и др.).
Одним из элементов системы резервирования является ставка (норма) резервирования.
Данный элемент непосредственно отражает процесс регулирования денежной массы и ликвидности банковской системы.
Снижение нормы резервирования связывается с необходимостью расширять денежную массу посредством активизации кредитной деятельности банков.
Увеличение нормы резервирования теоретически обосновывается усилением инфляционных процессов и необходимостью в этой связи уменьшить денежную массу посредством кредитного мультипликатора.
В то же время ограничение кредитной эмиссии увеличением нормы резервирования не должно приводить к сокращению объема платежных средств в условиях экономического подъема, если даже он сопровождается некоторым повышением темпов инфляции.
Норма обязательного резервирования как инструмент денежно-кредитной политики регулирует не только объем денежной массы, но и ее структуру. Денежная масса неоднородна по своей ликвидности, источникам возникновения, происхождению.
Денежно-кредитная политика ЦБ РФ ориентирована на поддержание наиболее оптимальной структуры денежной массы на рынке, а потому предусматривает дифференциацию норм обязательного резервирования.
Дифференциация норм обязательного резервирования в зависимости от видов депозитов обусловлена необходимостью регулировать динамику развития отдельных депозитов. Установление более высокой ставки резервирования по вкладам до востребования по сравнению со срочными и сберегательными вкладами стимулирует развитие последних.
Установление высоких ставок на вклады в иностранной валюте направлено на сдерживание притока капиталов из-за границы и вложений банками своих ресурсов в иностранную валюту.
Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики.
Операции на открытом рынке – сделки по покупке или продаже ценных бумаг центральным банком на открытом рынке. Под открытым рынком понимается совокупность финансовых посредников (банков, страховых, инвестиционных компаний и пр.), совершающих операции с государственными ценными бумагами. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк снижает цену продажи или поднимает цену покупки, тем самым, соответственно, увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса.
Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свою кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.
В Федеральном законе от 10 июля 2002 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в главе VII статья 39 приводятся следующая формулировка операций на открытом рынке: “Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки”.
В развитых странах, имеющих высоколиквидный рынок государственных ценных бумаг, операции на открытом рынке являются основным инструментом денежно-кредитной политики. В развивающихся экономиках, в которых финансовый рынок недостаточно развит, эффективность подобных операций более ограничена.
Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политики могут также устанавливаться ориентиры роста денежной массы и осуществляться валютное регулирование.
Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывают множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в ВВП, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуация и др. Реальный в данных конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной формой валютного регулирования ЦБ РФ является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке в целях воздействия на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранной валюты. Для повышения курс национальной валюты ЦБ РФ центральный банк продает иностранную валюту, для снижения – скупает ее в обмен на национальную валюту. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты у его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. В некотором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечивают основную часть поступающей валютной выручки. В некотором завышении национальной валюты заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностранной.
Наряду с валютной интервенцией ЦБ РФ может предпринять ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения и повышению эффективности межгосударственных экономических отношений. Например, введение “валютного коридора” способствует регулируемости валютного курса. Нерегулируемая динамика валютного курса оказывает негативное влияние на развитие внутреннего денежного обращения, на финансовое положение предприятий, осуществляющих внешне-экономическую деятельность, на финансовое положение банков. (13)
ЦБ РФ придерживаются в основном системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию на валютном рынке операциями по сглаживанию курсовых колебаний, адекватными кредитно-денежной программе.
В целом эффективное использование инструментов денежно-кредитной политики определяется рядом факторов, из которых можно выделить следующие:
· выбор промежуточной цели денежно-кредитной политики (таргетирование инфляции, денежное или валютное таргетирование), определяемый степенью либерализации экономики и независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике. Кроме того, промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например, если в условиях свободно конвертируемой валюты центральный банк стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валют. И наоборот, при выборе цели денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу, он должен учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если же центральный банк ставит цель поддержания реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т.п.;
· выбор концепции денежно-кредитной политики: политика кредитной экспансии, или “дешевых” денег, либо политика кредитной рестрикции, или “дорогих” денег. Выбор правильной концепции весьма затруднен. С одной стороны, в стране могут действовать инфляционные факторы, требующие сокращения денежной массы, что предполагает использование кредитной рестрикции, но с другой стороны, экономике необходимы инвестиции, для чего нужно проводить политику кредитной экспансии. Поэтому денежно-кредитное регулирование должно сочетаться с гибкой бюджетной и налоговой политикой;
· уровень функциональной независимости центрального банка. Функциональная независимость предполагает самостоятельность центрального банка в выборе инструментов проведения денежно-кредитной политики. Функциональная независимость проявляется также в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для функциональной независимости имеет значение характер применяемых инструментов денежно-кредитной политики и осуществляемого им контроля за кредитной системой, а именно: применение преимущественно рыночных или административных методов контроля;
· будет ли центральный банк жестко следовать выработанным установкам денежно-кредитной политики (денежной программе) или станет их менять в зависимости от складывающихся тенденций развития экономики, т.е. будет проводить дискреционную денежно-кредитную политику, предполагающую свободу действий; денежно-кредитная политика должна иметь стратегию и тактику, но допускать реакцию центрального банка на временные изменения экономической конъюктуры. Жесткое следование установленным ориентирам денежно-кредитной политики, например прироста денежной массы, при изменении в течение года спроса на деньги может привести к нежелательными инфляционным последствиям или к ограничениям совокупного спроса. А это, в свою очередь, снижает доверие к действиям центрального банка;
· как учитываются временные лаги денежно-кредитной политики, поскольку относительная непредсказуемость денежно-кредитной политики связана именно с проблемами временных лагов;
· какие методы денежно-кредитной политики будут применяться;
· чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать также как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны центрального банка.
1.3 Сущность и функции Центрального Банка РФ
Центральный Банк РФ (Банк России) – государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства при обслуживании госбюджета. (10)
Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача – это проведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России. (1)
Принцип независимости – ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации – проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. (2)
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.
Функции Банка России:
· во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
· монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
· является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
· устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
· устанавливает правила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
· осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
· осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
· регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
· осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
· осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
· определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
· организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
· проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
· публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами. (2)
Для реализации возложенных на него функций Центральный Банк РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Глава 2. Анализ денежно-кредитной политики Центрального Банка в 2009 году
2.1 Политика рефинансирования
Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в двух нормативных документах Банка России: в Положении Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг", и Положении Банка России от 12 ноября 2007 года № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами".
Сегодня ставка рефинансирования ЦБ РФ является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на стимулирование кредитной активности банков, на процентные ставки по депозитам юридических и физических лиц. В своей процентной политике, коммерческие банки в значительной степени ориентируются на ставку рефинансирования ЦБ, при установлении процентов на свои кредитные и депозитные продукты, предлагаемые населению. Несмотря на неоднократное снижение ставки рефинансирования, кредитная активность коммерческих банков продолжает пока оставаться низкой, а процентные ставки для большинства конечных заемщиков – высокими, и это продолжает сдерживать восстановление