«Лианозовская школа» РІ РїРѕСЌР·РёРё Р›.Р•. Кропивницкого, Р. Холина, Р“. Сапгира
Контрольная работа по истории отечественной литературы
Рсполнитель: студентка 4 РєСѓСЂСЃР° (3С…-летки) РћР—Рћ Томаля Рђ. Рќ.
ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Шадринск 2008
Введение
РњРЅРѕРіРёРµ поэты проявили стремление работать СЃРѕ второй культурной реальностью. Наиболее полно это воплотилось РІ авангардизме второй половины 20 века, или если быть более точными, РІ поставангардизме уже лишенного претензий своего исторического предшественника РЅР° единоличное обладание истиной, РЅР° способность отражать истинную картину РјРёСЂР°. РћРґРЅРёРј РёР· первых поставангардиских объединений была «Лианозовская группа» (РїРѕ названию посёлка РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области). Рта РіСЂСѓРїРїР° выдающихся людей, связанные семейными Рё дружески Рё отношениями.
Патриархом был Евгений Леонидович Кропивницкий, художник Рё РїРѕСЌС‚. Его жена Ольга Анатольевна Потапова, художник. РС… дети, Лев - художник Рё РїРѕСЌС‚, Валентина, художник. РњСѓР¶ Валентины, художник Оскар Рабин - человек, сыгравший выдающуюся роль РІ истории неофициального искусства, Р° так же неформально объединилась талантливая молодежь: Р. Холин, Р“. Сапгир, Р’СЃ. Некрасов Рё РґСЂСѓРіРёРµ. Рменно Р’СЃ. Некрасов Рё Р. РҐРѕРјРёРЅ создали теорию максимального сближения стиха СЃ обыденной речью.
Рто действительно была школа. Где РІСЃРµ учились Сѓ всех Рё разнообразно влияли РґСЂСѓРі РЅР° РґСЂСѓРіР°.
1. «Лианозовская школа» РІ РїРѕСЌР·РёРё Р•. Р›. Кропивницкого, Р. Холина, Р“. Сапгира
«Лианозовская школа - условное название сложившегося Рє концу пятидесятых РіРѕРґРѕРІ 20 века дружеского РєСЂСѓРіР° поэтов Рё художников , центром которого был художник Рё РїРѕСЌС‚ Евгений Леонидович Кропивницкий (1893-1978), Рё РєСѓРґР° входили поэты Генрих Сапгир (1928-1999), РРіРѕСЂСЊ Холин (1913-1982), Всеволод Некрасов (СЂ. 1934), Р° также художники Оскар Рабин ( СЂ. 1928), Николай Вечтомов (СЂ. 1923). Лидия Мастеркова (СЂ. 1929), Владимир Немухин (СЂ.1925), художник Рё РїРѕСЌС‚ Лев Кропивницкий (1922-1994), сын Р•.Р› Кропивницкого. РљСЂСѓРі этот складывался постепенно Рё спонтанно, знакомства перетекали сначала РІ добрые товарищеские СЃРІСЏР·Рё, СЏ затем РІ дружбу, причем РІ творчестве выступали РЅР° первый план РЅРµ какие-либо единые эстетические каноны или устремления, Р° общее Сѓ всех желание выстроить РЅРѕРІСѓСЋ поэтику Рё выразить себя СЃ наибольшей полнотой: «…была Рё РЅРµ РіСЂСѓРїРїР°, РЅРµ манифест. Рђ дело житейское, конкретное. Хоть Рё объединяло авторов, РІ конечном счете, РІ чем-то сходных…» (Р’СЃ. Некрасов). Для поэтов Рё художников - «лианозовцев» характерно повышенный интерес Рє исканиям товарищей Рё взаимная поддержка.
Решающую роль РІ становлении «школы», РїРѕ крайней мере, РЅР° начальном этапе, сыграл Р•. Р›. Кропивницкий. Который стал духовным учителем для Р. Холина Рё Р“. Сапгира. Человек, щедро одаренный РѕС‚ РїСЂРёСЂРѕРґС‹, художник (РІ 1911 РіРѕРґСѓ закончил Строгановское училище), музыкант (его опера «Кирибеевич» была высоко оценена композитором Рђ. Рљ. Глазуновым), РїРѕСЌС‚ ( РґРѕ революции печатался РІ периодике), РѕРЅ был Рё РєСЂСѓРїРЅРѕР№, своеобразной личностью, натурой, ограниченно соединявшей лиризм Рё скепсис, прирожденным наставником, РЅРµ учившим чему-либо, Р° исподволь - РІ беседе, или посредством данной РјРёРјРѕС…РѕРґРѕРј оценки делившийся знаниями СЃ учеником, пробуждавший дремлющий талант, помогающий ученику понять собственную натуру. Р’ конечном счете. Влияние оказывала Рё сама жизнь учителя, который, РїРѕ выражению Р“. Сапгира, существовал наподобие античного или древнекитайского философа, предельно СЃРєСЂРѕРјРЅРѕ, даже аскетично, РЅРѕ РїСЂРё этом жил интенсивной РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ жизнью. Р•. Р›. Кропивницкий был напрямую связан СЃ культурой «серебряного века», среди его друзей Рё близких знакомых - РїРѕСЌС‚ Рё переводчик Арсений Альвинг 1885 1942 активно пропагандировавший РїРѕСЌР·РёСЋ Р. Р¤. Анненского Рё разбиравший архив после смерти мастера , РїРѕСЌС‚ Рё переводчик Юрий Верховский (1885-1956), занимавшийся РєСЂРѕРјРµ того, как источник литературы, 19 веком, РїРѕСЌС‚ Филарет Чернов (1877-1940). Близкими товарищами либо соратниками РїРѕ живописи были художники Павел Кузнецов (1878-1968), Роберт Фальк (1886-1958), Александр Тышлер (1898-1980).
Все это, несомненно, отразилось и на живописной эстетике Е. Л. Кропивницкого, и на его поэтике. Оказавшись в 1930-х годах от своей прежней литературной манеры. Он уничтожил большинство написанных до того момента стихов (составленный им сборник, который вышел в 1977 году за границей, Е.Л. Кропивнецкий включил только стихотворения написанные после 1937 года).
Он подчеркнуто называл себя «поэтом окраины и мещанских домиков». Стихи его, предельно конкретизированные, насыщенные точными, как будто избыточными деталями, запечатлели жизнь этой самой окраины, где ничего не укроется от соседских глаз, да никто ничего и не скрывает, где все и все друг про друга знают, достаточно заглянуть за ограду или в любое из окошек:
У забора проститутка.
Девка белобрысая
В доме 9 - ели утку
Ркапусту кислую.
Засыпала на постели
Пара новобрачная.
В 112-ой артели
Жизнь была невзрачная
На эти «низкие» и даже «низменные» по меркам прежней «высокой» поэзии сцены Е.Л. Кропивницкий смотрит чуть иронически, но с очевидной теплотой и сочувствием. Противопоставление в его стихах Космоса и человеческого житья-бытья оборачивается явно не в пользу первого:
Там светы звездной жути
Краснеет красный Марс
А здесь огни и люди
Рна эстраде фарс.
Насмешливо звучат слова о «мировых безднах» и «звездно пустом просторе» и совершенно искренне приятие «земного», как бы мелко оно не было:
Там ужасы вращений
В звездах свод неба весь
Здесь водка, угощение -
Рнам уютней здесь.
Метод Е.Л. Крапивницкого - художника, по словам того же Г. Сапгира, можно определить как «минимализм» и «эстетизм» (характерно название одного и живописных циклов - «Оголенность»). Однако, не смотря на то, что сюжеты его картин зачастую предвосхитили сюжеты стихов поэтов - «лианозовцев» - тут и пейзажи окраин, и портреты жителей окраин, в частности, женские - живописная огласовка и тональность этих работ отличаются своеобразной небросающейся в глаза мажорностью, и в определенном смысле бесконфликтностью. У девушек и женщин на картинах Е.Л Крапивницкого длинные плавно повернутые или наклоненные шеи (от чего картины перекликаются с картинами А. Модильяни) и крепко сбитые приземистые фигуры. Тем не менее, сочетание это неотталкивает, оно вполне органично.
Рстория «Лианозовской школы» начинается издалека, человеческие СЃРІСЏР·Рё «лианозовцев» возникли задолго РґРѕ того, как РѕРЅРё стали поэтами Рё художниками. До РІРѕР№РЅС‹ Р“. Сапгир занимался РІ литературном кружке, который вел РїСЂРё РґРѕРјРµ художественного воспитания Рђ. Альвинг (ту же литературную студию посещал Рё Р›. Кропивницкий, РЅРѕ тогда РѕРЅРё РЅРµ встречались). Р’ 1944 РіРѕРґСѓ вернувшись самостоятельно РёР· эвакуации РІ РњРѕСЃРєРІСѓ, пятнадцатилетний Р“. Сапгир отправился РІ Дом художественного воспитания, надеясь встретить знакомых, РєСЂРѕРјРµ того, кружковцам давали «рабочую» продуктовую карточку. Там РѕРЅ познакомился СЃ Р•. Р›. Кропивницкому который вел художественный кружок (Рђ. Альтинга уже небыло РІ живых, здесь же РѕРЅ впервые увидел Рё занимавшегося РІ художественном кружке Рћ. Рабина СЃ которым РІСЃРєРѕСЂРµ подружился.
РќР° правах члена семьи Р“. Сапгир жил РІ РґРѕРјРµ Р•.Р›. Кропивницкого Рё его жены Рћ.Рђ. Потаповой (1892-1971) то же своеобычной художницей РЅР° станции «Долгопрудное» Совеловской железной РґРѕСЂРѕРіРё. Р’ 1945 РіРѕРґСѓ возвращается СЃ фронта Р›. Кропивнецкий, РЅРѕ уже РІ 1946, получив десятилетний СЃСЂРѕРє, попадает РІ лагерь. Р’ 1949 РІ РґРѕРјРµ Р•. Р›. Кропивницкого появляется Р. Холин, случайно разминувшийся СЃ Р“. Сапгиром (тот СЃ 1949 РїРѕ 1952 служил РІ армии).
Р’ 1956 РёР· заключения возвращается Р›. Кропивницкий. Р’ 1959, после знакомства СЃ Рћ. Рабиным, РІС…РѕРґРёС‚ РІ тот же РєСЂСѓРі Р’СЃ. Некрасов, РІ 1961 появляется РЇ. Сатуновский, РІ 1967 РіРѕРґСѓ - приехавший РёР· Харьково Р. Лимонов.
Очевидно, что РІ этом РІСЃС‘ расширяющемся РєСЂСѓРіРµ РјРЅРѕРіРёРµ уже РЅРµ были непосредственными учениками Р•.Р›.Кропивницкого, хотя испытали РЅР° себе его влияние Рё немало усвоили РёР· его поэтики, претворив усвоенное собственное творчество. Так Р’СЃ. Некрасов называет СЃРІРѕРёРј прямым учителем поэта Рќ.Р.Глазкова (1919-1979), РЇ.Сатуновский пришёл вполне сложившимся человеком, давно нашедшим собственную оригинальную поэтику, которая после уже РЅРµ менялась.
Тогда же, в конце пятидесятых годов, встречи из дома Е.Л.Кропивницкого переместились собственно в Лианозово (так назывался посёлок по той же Савеловской железной дороге, расположенный чуть ближе к Москве, ныне влившийся в город). В Лианозово находился поделенный на квартиры барак, где жили Оскар Рабин и его жена Валентина, дочь Е.Л.кропивницкого (есть работа О. Рабина под названием «Валин барак», сделанная в 60-е годы.
РџРѕ воскресеньям здесь проходили своеобразные живописные выставки, РіРґРµ можно было, Рё посмотреть чужие работы, Рё показать СЃРІРѕРё собственные. Здесь же читали стихи, говорили РѕР± искусстве, обменивались мнениями, спорили. Среди постоянных посетителей были киносценарист РЎ.Р›.Лунгин СЃ женой, ярый поклонник РЅРѕРІРѕР№ живописи литературовед Р›.Р•.РџРёРЅСЃРєРёР№. приезжали РІ Лианозово поэты Р‘.Рђ.Слуцкий, Р›.Рќ.Мартынов, Назым Хикмет. Посетил РѕРґРЅСѓ РёР· воскресных выставок Р.Р“.Рренбург, РЅРµ высказавший, однако, напрямую своего мнения Рѕ картинах.
Между тем официальная реакция была резко отрицательной. Появилась серия газетных статей, сами названия которых - «Жрецы РїРѕРјРѕР№РєРё в„–8В», «Дорогая цена чечевичной похлёбки», «Бездельники карабкаются РЅР° Парнас» - РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ РѕР± РёС… направленности. Организация некой «Лианозовской группы», среди прочего, была поставлена РІ РІРёРЅСѓ Р•.Р›.Кропивницкому, РІ 1963 РіРѕРґСѓ, РІСЃРєРѕСЂРµ после посещения Рќ.РЎ.Хрущёвым художественной выставки РІ Манеже, исключённому РёР· РЎРѕСЋР·Р° художников Р·Р° «формализм». Рменно тогда Рё прозвучало это словосочетание. Усвоенное РІ последствии искусствоведами Рё литературоведами.
Следует подчеркнуть, что «лианозовцы» (РєСЂРѕРјРµ РЇ.Солновского) РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ интересовались социальными проблемами. Неверно было Р±С‹ соотносить РїРѕРёСЃРєРё художников - «лианозовцев» СЃ «суровым реализмом» советских художников 60-С… РіРѕРґРѕРІ, Р° РїРѕРёСЃРєРё поэтов СЃ обновлённым послевоенным реализмом РІ литературе. Пребывавшие РІ едином пространстве Рё времени, РѕРЅРё, хотя Рё РЅРµ бежали РѕС‚ современности, РЅРµ испытывали Рє ней интересов. Начиная СЃ первой публикации РІ самиздатском журнале Рђ.Гинсбурга «Синтаксис», РіРґРµ увидели свет стихотворения Р“.Сапгира, Р.Холина Рё РЅРµ относившегося ещё Рє В« лианозовскому» РєСЂСѓРіСѓ Р’СЃ. Некрасова, РёС… интересовали исключительно РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ поэтики. РРЅРѕРµ дело, как воспринимали РёС… произведения РґСЂСѓРіРёРµ. Уже самое появление РІ 1959 РіРѕРґСѓ РЅРµ зависимого журнала, каким является «Синтаксис», автор Рё редактор которого договорились РЅРµ касаться политики, было возведено РІ ранг политической акции, РёР±Рѕ действия РёС… были истолкованы, как желания уйти РёР·-РїРѕРґ надзора государства.
Тем не менее социальный критицизм вообще не свойственен «лианозовцам». Главное и единственное, что составляло для них интерес - это эстетика, на начальном этапе, возможно, «антиэстетика». Но выбранные ими объекты находились за пределами официальной культуры.
Отчасти заимствовав тематику у Е.Л. Крапивницкого, ученики его отказались от иронии и лиризма, характерных для поэзии их учителя. Сдержанная, безэмоциональная «констатирующая» интонация превращала «лирическую зарисовку» в «гатески» (подзаголовок первой поэтической книги Г. Сапгира, существовавшей в машинописи). Они тоже писали про быт городской окраины и про жизнь её обитателей. Но избранная тематика плюс выразительные, подчеркнуто острые поэтические приемы вызвали чрезвычайно негативное отношение представителей официальной культуры. Уходившие от социальности поэты парадоксально становились в позицию критиков социальной жизни.
Р’ РєРЅРёРіРµ Р. Холина «Жители барака», написанной РІ 50-С… Рё РЅРµ РІ полном РІРёРґРµ изданной РІ 1989 РіРѕРґСѓ, Р° так же РІ большом цикле «Барачная лирика» представлен, РїРѕ точному замечанию литературоведа Р’. Кулакова, целый «эпос» маргинальной жизни.
Кто-то выбросил рогожу,
Кто-то выплеснул помои,
На заборе чья-то рожа,
Надпись мелом: В«Рто Р—РѕСЏВ».
Двое спорят у сарая,
А один уж лезет в драку…
Выходной. Начало мая.
Скучно жителям барака.
Рта Рё РјРЅРѕРіРёРµ десятки подобных зарисовок выстраиваются РІ цельную картину замкнутого Рё безысходного РјРёСЂР°.
Предельная конкретизация вплоть РґРѕ названия улицы, номера РґРѕРјР° или учреждения - так, РєРѕРіРґР° Р. Холина спросили РІ позднем интервью, РіРґРµ же находится описанный РёРј барак, РѕРЅ назвал точный адрес: 1 - СЏ Дубровская улица, новосимоновская слобода, - являются РЅРµ простой констатацией фактов, неким подобием этнографического или физиологического очерка, либо дневниковой записью. Такой, РїРѕ видимости, «дотошный» РїРѕРґС…РѕРґ имеет оборотную сторону, любой конкретный факт, происшествие (РЅРµ событие - РЅРµ тот масштаб) возводится поэтом РІ ранг искусства. Для стихов Р. Холина этого периода характерно чужое, «цитатное» слово. РџРѕСЌС‚ как Р±С‹ отстранялся РѕС‚ происходящего, Р° РІ стихах его звучали голоса персонажей, голоса улицы. Немаловажно, что первая РєРЅРёРіР° Р“. Сапгира, составленная РёР· стихов 1958-1962 РіРѕРґРѕРІ Рё, разумеется, РЅРµ увидевшая тогда свет, называется именно «Голоса». Его ранние стихи РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј близки Рє стихам Р.Холина. фрагменты личных разговоров, как Р±С‹ случайно услышанных (отсутствие знаков препинания указывает РЅР° такую «случайность», спонтанность ), также СЂРёСЃСѓСЋС‚ абсурдность Рё суетность существования того, кто это РіРѕРІРѕСЂРёС‚, может быть, РЅРµ подлинных маргиналов, РЅРѕ СѓР¶, наверняка, людей, находящихся РЅРµ РІ центре жизни, обывателей, «коптящих небо»:
Сделала аборт
В ресторане накачался
Не явился на концерт
У бухгалтера инфаркт
Присудили 10 лет
мотрят а уж он скончался
Я и сам люблю балет.
Р.Холин называл себя сатириком, Р“.Сапгир, избегая каких-либо определений, тем РЅРµ менее, отмечал бредовость, «балаганность» СЃРІРѕРёС… ранних стихов. РќРѕ, как Р±С‹ там, РЅРё было Рє РёС… стихам надолго пристало определение «барачная РїРѕСЌР·РёСЏВ».
В прочим при всем различии поэтик, нечто похожее можно обнаружить и в стихах Я.Сатуновского. говоря о своих пристрастиях (о стихотворении его , по наблюдению Г.Айги, есть «реплики», зафиксированная на бумаге речь не героев , но самого поэта - диалог его с собой), Я. Сатуновский, опять-таки называет точные адреса:
До чего мне нравятся озорные девки,
Что прилюдно драются в речке возле церкви,
Так что поп с молитвою путает «едриттвою».
До чего мне нравится здешняя природа,
Рсыны, и дочери здешнего народа - Монина, Железнодорожная, Перово.
Рто РІСЃРµ те же барачные поселки Рё станции, тот же гротескный РјРёСЂ, РіРґРµ живут отнюдь РЅРµ гротескные, сколь Р±С‹ РЅРё казались причудливыми РёС… слова Рё действия.
В точном смысле слова «лианозовский период» закончился в 1965 году, когда О. Рабин и В. Кропивницкая переехали в Москву. Но дружеские связи не распались, встречи продолжались, хотя адрес их, также запечатленный в стихах - дом №8 невдалеке от Преображенской площади - изменился. При этом в своих литературных поисках поэты - «лианозовцы» все дальше уходили друг от друга. Художники с самого начала работали в разных манерах и даже, полемически заостряя проблему, один из них как-то заявил: «Нас объединяет только не свобода, в ином случае мы были бы врагами, настолько у нас разное понимание искусства и мировосприятие».
Неоднократно предпринимались попытки связать поэтов «Лианозовской школы» с той или иной традицией. Попытки эти нельзя признать успешными, потому что прямая связь с каким-либо художественным течением или направлением попросту не существует. Разумеется, опосредованно благодаря влиянию Е.Л. Крапивницкого (а Г.Сапгир благодаря общению с А. Альвингом, который учил его основам поэтического ремесла едва ли не железной линейкой брюсовской школы), «лианозовцы» многое восприняли из опыта «серебряного века» во всех же остальных случаях следует говорить не о связи, пусть и непрямой, а только об аналогиях. Опыт, поставленный над «лианозовцами» истории, если использовать выражение, заимствованные из точных наук, абсолютно «чистый».
Творчество «обэриутов» СЃРѕ стихами, которых принято сравнивать стихи поэтов «Лианозовской школы», РІ 40-С… - 50-С… годах было известно. РљСЂРѕРјРµ того, такое сравнение РЅРµ правомерно. РџРѕСЌР·РёСЋ Рё РїСЂРѕР·Сѓ «обэриутов» следует рассматривать как своего СЂРѕРґР° тракты РІ стихах Рё РїСЂРѕР·Рµ, результат РёС… философских штудий. «Лианозовская школа» РЅРµ являлась философской школой РЅРµ выстраивала символической картины РјРёСЂР° Рё РЅРµ выдвигала развернутой системы сбыло символов, как было это Сѓ «бэриутов». РЎ образцами «конкретной РїРѕСЌР·РёРёВ» «лианозовцы» познакомились РїРѕ РґРІСѓРј небольшим публикациям РІ журнале В«Рностранная литература» тогда, РєРѕРіРґР° уже самостоятельно пошли Рє конкретизму.
РџРѕСЌР·РёСЋ «лианозовцев» РєСѓРґР° продуктивней сопоставлять СЃ поэзией раннего СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ футуризма (Р”. Бурлюк, Рђ. Крученных), Р° также СЃ поэзией немецкого экспрессионизма (Р“. Бенн, Р“. Гейм, Р‘. Брехт). Согласно позднему признанию Р“. Сапгира значение экспрессионизма РІ 20 веке РЅРµ возможно переоценить: «Вообще СЏ считаю, что 20 век - век экспрессионизма. РќРµ немецкого, социального, РЅРѕ экспрессионизма как такого самовыражения». РџСЂРё том следует вспомнить, что РІ художественном опыте «лианозовцев» социальная проступало СЃРєРІРѕР·СЊ эстетизм, Рѕ чем точно сказал Р. Холин: «…как Р±С‹ СЏ РЅРµ выкрутасничал, что Р±С‹ СЏ РЅРµ придумывал РІ форме, РІСЃРµ равно РІ результате выходят реалистические стихи». Рдобавил - замечание его справедливо Рё для стихов Р“. Сапгира.
Можно отыскать не мало параллелей и в тематике, и в поэтике «лианозовцев» и таких поэтов послевоенного «ленинградского авангарда», как Владимир Уфлянд, Глеб Горбовский. Олег Григорьев (который, еще, будучи весьма юным, приезжал в Лианозово).
РќРѕ стоит подчеркнуть весьма показательное для «лианозовцев» стремление Рє независимости. Увидев, что произведения РёС… РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ появиться РІ печати, РѕРЅРё РЅРµ делали попыток подладиться Рє стандартам, либо сочинить некоторое количество «проходных» стихов, дабы пробиться РІ литературу. Поэты - «лианозовцы» РЅРµ рассматривали литературный труд, как СЃРїРѕСЃРѕР± добывания средств. Например, Р“. Сапгир восемь лет проработал РІ скульптурной мастерской РњРћРЎРҐР°, Р. Холин был Рё охранником, Рё официантом, РЇ. Сатуновский РґРѕ самого выхода РЅР° пенсию был инженером. РќРѕ РєРѕРіРґР° РІ 1959 РіРѕРґСѓ появилась возможность работать РІ детской литературе, «лианозовцы» эту возможность использовали. Р“. Сапгир выпустил около 40 стихотворных РєРЅРёРі для детей, сочинил больше РґРІСѓС… десятков сценариев для мультфильмов, Р. Холин, РїРѕ его собственным подсчетам, написал двести СЃ лишним детских стихотворений, выпустил больше 20 детских РєРЅРёРі, стихи для детей писал Рё РЇ. Сатуновский.
Однако СЃСѓРґСЊР±Р° «лианозовцев» оказалась совсем РЅРµ простой. Рћ. Рабин, участвовавший РІ «бульдозерной выставке», был после нескольких лет травли лишен гражданства, что стало причиной эмиграции. Рмигрировала также Рё Р›. Мастеркова. Р—Р° пропаганду творчества участников литературной РіСЂСѓРїРїС‹ РЎРњРћР“ был исключен РёР· РЎРѕСЋР·Р° писателей Р“. Сапгир, Р° после того, как большая РїРѕРґР±РѕСЂРєР° его стихов увидела свет РІ альманахе «Метрополь», РѕРЅ РЅРµ РјРѕРі какое-то время публиковаться Рё как детский РїРѕСЌС‚. До наступления «перестройки» всего лишь девять - Рё РЅРµ «взрослых», Р° «детских» - стихотворений сумел опубликовать РЅР° СЂРѕРґРёРЅРµ Р’СЃ. Некрасов (РѕРЅРё вошли РІ составленный РёРј СЃР±РѕСЂРЅРёРє «Между небом Рё землей», 1976).
Хотя «Лианозовская школа» или «группа» как объединение РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ существовала (равным образом, РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ существовала РіСЂСѓРїРїР° «Конкрет», выдуманная Р. Лимонавым, который РІ 1977 РіРѕРґСѓ провозгласил это иллюзорное объединение, добавив Рє «лианозовцам» Р’. Бахчаняна, Р’. Лена, Р•. Крапивницкого, Щапову Рё себя), Р° РїРѕ тому ошибка - ставить её РІ РѕРґРёРЅ СЂСЏРґ СЃ РіСЂСѓРїРїРѕР№ Р›. Черткова, распавшейся еще РІ 1957 РіРѕРґСѓ , Рё существовавшим СЂСЏРґРѕРј РІРѕ времени Рё пространстве СМОГом, название это осталось РІ истории литературы, Р° художественное открытие «лианозовцев» были РЅРµ только усвоены РЅРѕ Рё присвоенный Р·Р° частую без указания первоисточника. Концептуализм Рё конкретизм, играющий столь важную роль РІ новейшей литературе, были РІ Р РѕСЃСЃРёРё созданы Рё осмыслены Р. Холиным, РЇ. Сатуновским Рё Р’СЃ. Некрасовым, который ведет яростную Рё РЅРµ прекращающуюся Р±РѕСЂСЊР±Сѓ, отстаивая историческую справедливость Рё доказывая РІ СЃРІРѕРёС… статьях Рё книгах, РєРѕРјСѓ следует отдать пальму первенства.
2. Жизнь и творчество В.Г. Сапгира (1928-1999)
Генрих Сапгир родился РІ Бийске, РЅР° Алтае. Ртот факт РЅРµ менее оригинален, чем его творчество. РћРЅ РЅРµ раз шутя РіРѕРІРѕСЂРёР»: «Есть еврее бухарские, СЃРёР±РёСЂСЃРєРёРµ, Р° РІРѕС‚ алтайский - СЏ, наверное, РѕРґРёРЅВ». Случилось так, что РІ 1928 РіРѕРґСѓ родители Сапгира, РґРѕ этого жившие РІ знаменитом Витебске, оказались РІ длительной командировке РІ Бийске. Там, РІ этом центре Алтая, Рё родился Генрих. Р’СЃРєРѕСЂРµ, после появления РЅР° свет маленького Генриха, мама вместе СЃ РЅРёРј уехала РІ РњРѕСЃРєРІСѓ, Рё РІСЃСЏ остальная жизнь его прошла - СЃ отъездами, выездами - РІ этом РіРѕСЂРѕРґРµ. РќРѕ Рё РІ Витебске Рё РІ РњРѕСЃРєРІРµ родители Генриха разговаривали РЅР° РёРґРёС€, Рё язык этот всегда оставался РІ его памяти: еврейские словечки, обороты, РїРѕРіРѕРІРѕСЂРєРё нередко перемежались РІ его речи СЃ СЂСѓСЃСЃРєРёРјРё.
Состоит в дальнем родстве с известным художником Марком Шагалом. Сочинять стал, по его словам, примерно в семь лет. В одиннадцать написал продолжение «Тимура и его команды», в 16 - свой первый сонет. Серьезному увлечению поэзией способствовали его занятия поэтической студии московского Дома пионеров под руководством талантливого поэта и переводчика А.А. Альвинга. Там он познакомился не только с техникой стихосложения, но и понял главное: «Стихи - это музыкальные произведения, состоящие из слов. Если человек не чувствует ритм, слова, пожалуй, ему не стоит даже пробовать заниматься рифмоплетством». занимаясь в студии, он много читает, в том числе запрещенных тогда Мандельштама, Ахматову, Есенин. Его любимый поэт на всю жизнь - Пушкин. Сапгир заявляет, что состоялся как поэт в 30 лет. После стихов «Бабья деревня», «Вон там убили человека», все, что было написано до этого, он уничтожил. Его первая книга стихов «Голоса» написана в конце 50-х годов, вторая - «Молчание», затем - «Монологи» и др.
Лучшие стороны поэтического дарования Сапгира воплотились РІ произведениях для детей, прежде всего РІ стихах, хотя это далось ему РЅРµ сразу. Писать для детей РѕРЅ стал случайно, РїРѕ совету Р‘. Слутского, сразу после армии, РєРѕРіРґР° работал РЅР° скульптурном комбинате Художественного фонда. Для него это было материальной поддержкой Рё единственной возможностью пробиться РІ литературу. Ргровая особенность его творческой манеры здесь оказалась особенно кстати. Сочиненные РёРј стихи, считалки вошли РІ детский фольклор. РРј создано несколько стихотворных азбук для детей. Начиная СЃ 60-С… РіРі. РјРЅРѕРіРѕ работает над созданием новых букварей РёРј написаны развивающие Рё обучающие РєРЅРёРіРё для детей («Кубарик Рё Томатик, или Веселая математика», РІ соавторстве СЃ Р›.Рђ. Левиновой, 1995; «Мая самая первая книжка РїРѕ СЂСѓСЃСЃРєРѕРјСѓ языку. Новый букварь», 1995; «Твой РіРѕСЂРѕСЃРєРѕРїВ», 1994 Рё РґСЂ.).
Его детские стихи - «как музыка, как лунный свет», как «волшебный зернышко фантазии, мечтательности, красоты, влюбленности в жизнь. Мир природы в стихах Сапгира предстанет таким, каким видит его ребенок: таинственным, волшебным, солнечно - радостным, потому что детство продолжает жить в душе поэта.
О поэзии Г. Сапгира для малышей можно сказать в двух словах. Рэтими словами будут «игра» и «эксперимент». В своих детских стихах Сапгир - веселый экспериментатор. Он, как фокусник, играет настроениями, образами, фразами. Заманивая юных читателей «в глубинные лабиринты слова». Но, к счастью, не бросает их там, а вместе с ними обживает эти лабиринты, превращая их в просторные, светлые залы родной речи. Реще одно словечко вертится на языке, когда говоришь о поэзии Сапгира, - «театр». Часто его стихотворения - это маленькие спектакли с живыми, яркими, подвижными диалогами. Не по тому ли хочется читать сапгировские стихи на два, а то и на три голоса!... попробуйте прочитать так хотя бы эту стихотворную историю «Людоед и принцесса». Приложение 3. в 1998 году литературная общественность отметила 70 - летие Сапгира. Он в расцвете творческих сил одинаково активно детской и в большой работал и в литературе, печатается во многих журналах.
У настоящей поэзии особое отношение не только с повседневной реальностью и со смертью. Всей жизнью Г. Сапгира управлял настолько мощный творческий импульс, что даже смерть этого замечательного поэта стала одним из его произведений. Он так сильно, подробно и насмешливо любил эту многоликую и многоголосную жизнь, что первое публичное известие о его скоропостижной смерти прозвучало как удар часов. Во истину как «металла голос погребальный», ровно в полночь, посреди самой, пожалуй жизнелюбивой российской телепередачи - грустно-иронического новоженовского «Сегоднечка». Звонок Г. Остера в студию - и легковесной, кисло-сладкий поток «народных новостей» пересекла мучительная пауза. Она повисла над каждым, кто знает стихи Генриха. А их знают многие, почти все, кто умеет читать по-русски. Знают за частую даже не помня имени автора , но усвоив с детства, что если «погода была ужасная», то принцесса уж точно «была прекрасная». А дальше - молчание, пауза. Г. Сапгир взял свою вечную паузу в разгар осенней, пушкински - прекрасной погоды, на взлете, высшей точке творческой активности. Он ушел от нас по пути на вечер поэзии, на презентацию книги «Поэзия пауза», куда его вез переполненный московский троллейбус. Но ушел так, что и сам уход его обернулся продолжением пути, неким за смертным поэтическим жестом. Продлевающим отдельную человеческую жизнь до пределов жизни языка, жизни народа, жизни поэзии как органического целого.