«Дворянское гнездо»: судьба сословия (по произведениям русской классики)
РђРЅРёРєРёРЅ Рђ.Рђ.
Русская классика XIX века преимущественно связана СЃ культурой высшего СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ сословия. Дворянство РЅРµ только выдвинуло самых видных писателей (лишь Гончаров Рё Чехов РёР· писателей первой величины – недворянского происхождения), РЅРµ только дало темы для творчества выходцев РёР· любых сословий. РћРЅРѕ само, его СЃСѓРґСЊР±Р° получили РІ литературе полное выражение. Рсторию дворянства, причем самую разностороннюю Рё РїРѕРґСЂРѕР±РЅСѓСЋ, создавала Рё одновременно отражала русская литература: писатель был РЅРµ только летописцем сословия, РЅРѕ Рё формировал его культуру.
Вместе с тем, при всей своей величавости, литературная история дворянства содержит глубокие конфликты, иногда трагическую напряженность. Вспомним, как, с одной стороны, Пушкин в период южной ссылки крайне негодует против дворян, буквально готов был всех их повесить и лично затягивать петли на виселицах, а позднее он же будет гордиться своим шестисотлетним дворянством. Выбор героя-дворянина позволяет Пушкину, Грибоедову, Лермонтову выразить самую суть эпохи. Гоголь считает дворянство лучшей частью нации, но – в "Мертвых душах" более всех кичится дворянством не кто иной, как Ноздрев, Чичиков же будет взят тоже из дворян. Тургеневский Базаров всячески подчеркивает свое плебейство, будучи – потомственным дворянином. Щедрин раскроет в дворянстве самые позорные черты. Любимые толстовские герои со страшным напряжением ищут ведь не только смысл своей индивидуальной судьбы, но и оправдание, место для своего сословия. А Паратов из "Бесприданницы" Островского словно променяет свое дворянство на купечество и в конце концов продает свою волюшку, точно закрепощает себя. Наконец, у Чехова высшее сословие окончательно теряет свое величие и даже свою привлекательность, в лучшем случае оставляя после себя вишневые сады, а чаще – уродливых печенегов.
Так или иначе, уже в этом кратком наброске видна как напряженность, так и трагичность судьбы дворянского сословия. Заметим, что для литературоведческого анализа важны не столько бытовая сторона истории или решение социально-исторических задач, сколько эстетическая цель обращения писателя к жизни сословия: какова картина жизни и – непременно – каков смысл переданной картины. Хотя, конечно, без определенных исторических обобщений и фактов освещение нашей темы тоже немыслимо. Не случайно Пушкин не только в художественном творчестве, а в статьях, заметках, письмах многократно обращался к истории сословия. Своеобразная философия элиты содержится в книге Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями".
Что нам важно знать РёР· истории сословия для интерпретации литературы 19 века? Рто столетие явится завершением РІ многовековой СЃСѓРґСЊР±Рµ дворянства, Рё РЅРµ РІСЃРµ может быть понято без привлечения некоторых более ранних наблюдений.
Ртак, СЃ чем пришло дворянство Рє золотому веку своей культуры? Пожалуй, ключевой проблемой становится внутреннее противоречие РІ РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ культуре между очевидной элитарностью, аристократизмом, высоким развитием личности Рё – чертами ничтожными, Р° часто грубыми Рё порочными. Так, велико отличие между Фамусовым Рё Чацким, Онегиным Рё Лариными, Печориным Рё Чичиковым, героями "Р’РѕР№РЅС‹ Рё РјРёСЂР°" Рё "Пошехонской старины", хотя речь идет Рѕ персонажах-современниках.
Герцен в "Былом и думах" заметит: "Разница между дворянами и дворовыми так же мала, как между их названиями". Рздесь отнюдь не только публицистическая оценка революционно настроенного писателя. Действительно, дворянское сословие в широком смысле формируется как сословие слуг в первую очередь, а уж после – сословие господ. Дворянин служит при высшей государственной власти, за что и получает свою собственную малую власть над поместьем. Только указ Петра III "О вольности дворянства" (1762 год) придал аристократии независимость от государственной службы, да и то во многом формально.
Собственно СЂРѕРґРѕРІРѕР№ аристократизм прежде был РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј подорван СЂСЏРґРѕРј реформ РІ начале царствования династии Романовых: РѕС‚ отмены местничества РґРѕ введения петровской Табели Рѕ рангах. Местничество подразумевало выражение знатности СЂРѕРґР°, РЅРµ личных заслуг, Р° издревле сложившегося статуса. Петровские реформы окончательно потребовали личной доблести РІ служении власти, государю как залог вхождения РІ элиту. Отсюда знаменитое пушкинское замечание РёР· "Рстории Петра I": дворянство РїРѕ годности считать. РќРµ РїРѕ потомственному праву, Р° РїРѕ выслуге стали возводить РІ высшее сословие СЃ петровских времен. Требование личных заслуг, кажется, столь естественное для современного сознания, вызывало Сѓ Пушкина РЅРµ только восторг перед мощными птенцами гнезда Петрова, РЅРѕ Рё более характерное для СЌРїРѕС…Рё СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ классики сомнение, возможно, РЅРµ столь легко понятное для нас. Р’РѕС‚ что пишет Пушкин РІ заметке "Рћ дворянстве" (1830-35 РіРі.): "Высшее дворянство РЅРµ потомственное (фактически). Следовательно, РѕРЅРѕ пожизненное; деспотизм окружает себя преданными наемниками, Рё этим подавляется всякая оппозиция Рё независимость. \ Потомственность высшего дворянства есть гарантия его независимости; обратное неизбежно связано СЃ тиранией или, вернее, СЃ РЅРёР·РєРёРј Рё дряблым деспотизмом".
Сама идея благородного сословия подрывалась возможностью достичь этого карьерой. Таким стал путь не только редких Меншиковых, но гораздо более многочисленных Молчалиных. Напомним, Фамусов говорит, что дал своему секретарю чин асессора: это важная деталь, поскольку с этого чина предоставлялось даже не личное, а потомственное дворянство. Так постепенно элита приобретает уже в основном молчалинский облик, что не могло не отвращать таких подлинных героев своего времени, каковыми были творцы Фамусовых и Онегиных, представители древних, знатных фамилий и вместе с тем – многих духовно свободных, духовно благородных людей.
Сам РґСѓС… угодничества, заискивания перед сильными, столь откровенный РІ Фамусове, позволил даже Рђ.Р. Ревякину сделать замечание, что этот герой РЅРµ представитель столбового дворянства (С‚.Рµ. древнего, записанного РІ так называемых столбцах царского приказа). Возможная версия, хотя прямых подтверждений РІ "Горе РѕС‚ СѓРјР°" Рё РЅРµ имеющая. Скорее, даже иначе: РІ угодничестве Фамусова Грибоедов показал упадок благородного сословия. РЇРІРЅРѕ СЃ чувством единства Фамусов скажет: "Рђ наши старички?? (…) Ведь столбовые РІСЃРµ, РІ СѓСЃ РЅРёРєРѕРіРѕ РЅРµ РґСѓСЋС‚", или: "Ведь только здесь еще Рё дорожат дворянством". РџСЂРёРІРѕРґРёС‚ РІ пример своего знатного родственника РґСЏРґСЋ Максима Петровича Рё СЃ восторгом скажет: "Рђ РґСЏРґСЏ! Что твой РєРЅСЏР·СЊ? Что граф? \ Сурьезный взгляд, надменный нрав" Рё здесь же: "РљРѕРіРґР° же надо подслужиться, \ Р РѕРЅ сгибался вперегиб". Такова жизненная философия РґРІРѕСЂСЏРЅРёРЅР° 19-РіРѕ столетия: РґР°, РѕРЅ РЅРµ граф или РєРЅСЏР·СЊ РїРѕ происхождению, РЅРѕ умением подслужиться станет СЃ РЅРёРјРё вровень, Р° зачастую даже Рё превзойдет РІ силе.
Еще раз подчеркнем, что это внутреннее раздвоение, противоречие в психологии сословия: высокое положение достигается благодаря низости.
19 век уже отразил разочарование от былого энтузиазма выскочек, порой даже подлинного героизма недавних плебеев, императорских денщиков и брадобреев, возведенных в высшую знать. Пушкин в 1830-м году напишет "Мою родословную", исполненную фамильной гордости:
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов,
Рне был беглым он солдатом(…)
Я, слава Богу, мещанин.
Мещанин здесь звучит иронично, РЅРѕ слово РїРѕ-своему точно: имеющий прочное место, РІ том числе Рё РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ истории ("Водились Пушкины СЃ царями; \ РР· РЅРёС… был славен РЅРµ РѕРґРёРЅ" Рё РїСЂРѕС‡.).
Такова уж логика сословия, получившего свое название от слова двор, ведь и само определение дворянин появилось еще в XII столетии и служило обозначением всего лишь слуг – как вольных, так даже и холопов. Холопские гены часто давали себя знать в облике и выслужившихся, и потомственных дворян. Отметим, что постепенно все более повышался и сам чин, дающий право на сословные привилегии. При Петре I первый же чин давал право на дворянство. Затем планка все повышалась, одновременно вводились и большие требования к самому чинопроизводству. Особенно это заметно в 19-м столетии. С 1809 года введены университетские экзамены при получении чинов, с 1834 года определяющую роль в карьере стало играть образование. К середине века право на потомственное дворянство давал лишь чин действительного статского советника (четвертого класса) на гражданской службе или чин полковника в военной.
Таким образом, РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ классике РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј отражается положение дворянства, определенное реформами Петра I, РёС… позднейшим развитием. Ртот император Рё сам подавал пример служения, РїСЂРѕС…РѕРґСЏ постепенно ступени служебной иерархии РІ военных чинах, начиная РѕС‚ бомбардира. Более того, надо иметь РІ РІРёРґСѓ Рё осознание даже царского положения как тоже служения – Богу Рё Отечеству. Поэтому РјС‹ РЅРµ СѓРґРёРІРёРјСЃСЏ, РєРѕРіРґР° сам император отождествляет себя СЃРѕ служивым сословием. Так, Александр I РјРѕРі назвать себя всего лишь солдатом, Николай I РіРѕРІРѕСЂРёР», что "сам принадлежит Рє санкт-петербургскому дворянству". Положение РґРІРѕСЂСЏРЅРёРЅР°, конечно, РЅРµ воспринималось как РґРІРѕСЂРЅСЏ императора. Более того, если царь есть помазанник Божий, то Рё само служение царю осознается как самое высокое поприще.
Поэтому дворянская культура не может быть понята вне культуры христианской, иначе культура превратится только в быт, потеряет самую свою суть: какую одежду носили, что ели, что читали, – в меру Ю.Лотмана. Рв культуре, и в общественных слоях, и в государственном, политическом развитии важно видеть прежде всего живую идею, исторический смысл, даже мораль, а не мертвые знаки эпох.
Мораль и сознание дворянина, даже при известных уроках чистого афеизма, были определены Евангелием. Чрезвычайно емко это выразилось в "Выбранных местах из переписки с друзьями" Н.В. Гоголя, где толкование сословного долга пронизано христианскими идеями: сословное положение понимается как своего рода испытание перед лицом Всевышнего, а не только земным благом или несчастьем. Так развертывается религиозное оправдание общества и его истории. Другое дело, что вера и церковность приобретали как черты высокого Богоискательства в духе героев "Войны и мира", так и черты уродливого ханжества Головлевых. Вместе с тем, и уход от веры становится частью дворянской судьбы и даже предвестником крушения сословия: все дозволено, если нет Бога – это карамазовское решение является оборотной, теневой стороной прочного и усиленного всем государственным укладом дворянского мироощущения. Да и гоголевская государственническая проповедь осталась голосом одиноким и неразделенным собратьями.
В 19 веке дворянство все меньше формально связано с долгом государевой службы: структура государства уже со всей очевидностью не совпадает со структурой общества, государство все более становится только аппаратом управления и насилия, а не объединительной и органичной формой существования общества. Сословия принадлежат именно обществу, власть же все заметнее отчуждается от сословий, которые все меньше отождествляют себя с нею.
Аристократизм уже скорее означает наибольшую СЃРІРѕР±РѕРґСѓ личности Рё РЅРµ связан непосредственно СЃ воплощением верховной власти. Владение крепостными уже РЅРµ становится залогом военной или РёРЅРѕР№ государственной службы, РєРѕРіРґР° наделение имением было своего СЂРѕРґР° платой Р·Р° службу. Поместье давно приравнивалось Рє наследуемой вотчине, владение которой РЅРµ обусловлено службой. Для развития культуры это означало Рё то, что именно СЂРѕРґРѕРІРѕР№ РґРІРѕСЂСЏРЅРёРЅ был свободен РѕС‚ необходимости добывать себе хлеб насущный, РѕС‚ своего СЂРѕРґР° принуждения Рє карьере. Рдеал СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ творчества рожден РІ дворянстве Рё очевиден даже тогда, РєРѕРіРґР° творчество РІСЃРµ больше напоминает работу.
Рэто некое оправдание сословного деления: точно в обществе разным сословиям отдана различная созидательная роль. Ведь всякий уклад общества должен иметь свое внутреннее обоснование, и было бы нелепым представить когда бы то ни было общество, построенное только на принуждении. Напомним, что уже с Екатерины Великой императоров не смущала мысль об уничтожении крепостного права. Но прежде всего крайняя неразвитость низших сословий останавливала и задерживала реформы.
Дворянин РІ идеале воспринимался как своего СЂРѕРґР° опекун крепостного сословия, РЅР° котором лежит скорее духовный долг, нежели только хозяйственные права. Так, Гоголь будет рассуждать Рѕ роли помещика, Рё даже комическое пожелание Чичикову "стать некоторого СЂРѕРґР° отцом для СЃРІРѕРёС… крестьян" отражает РїРѕ сути самое идеальное понимание сословных связей. Некогда Рђ.Р¤.Лосев СѓРїРѕРґРѕР±РёР» отношения между РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅРѕРј Рё рабом РІ античном обществе единству души Рё тела: личность РЅРµ воспринимается как нечто универсальное, Сѓ РѕРґРЅРёС… имеются лишь духовные функции, Сѓ РґСЂСѓРіРёС… – материальные. Думаем, что нечто РїРѕРґРѕР±РЅРѕРµ можно представить Рё РІ отношении дворянства: СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ РѕС‚ материальных тягот, это сословие явилось душой Рё разумом общества. Рначе единственным объяснением сословного деления станет насилие, что РїСЂРё внешней простоте мотивировок является чисто пропагандистским лозунгом, ничего РЅРµ объясняющим РІ органичном становлении общества Рё его культуры. Р, разумеется, насилие РЅРµ может быть принято Р·Р° разгадку истории РЅРµ только 19, РЅРѕ Рё любого века.
В самом деле, литература показала в зависимых сословиях не только человечность, но и подлинную дикость. "Сон Обломова" показывает, что помещик являлся носителем культуры и ритуалов в имении, хозяйственная же деятельность словно шла сама собой. Как только поместье остается без помещика, рушится вся налаженная жизнь. Гоголевские дядя Митяй и дядя Миняй могут запутать все на свете, а лишенные помещичьего догляда кирсановские мужики в "Отцах и детях" норовят исключительно в кабак, предоставленные сами себе крестьяне по-прежнему ищут у барина указаний и справедливого суда. Заметим, не потому ли Базаров будет уверен, что от реформ (читай, от отмены крепостного права) нет толку и даже одобряет, что его отец велел высечь пьяницу-мужика. Литератор М.А. Дмитриев высказался и того резче: "В самом деле – с которой стороны подойти к крестьянину, чтоб начать учить его нравственности: они не имеют самых первейших понятий о каких бы то ни было правилах, а руководствуются одним животным инстинктом. Грамоты они не знают, следовательно, катехизис внушить им невозможно; в религии не понимают ничего, кроме наблюдения праздников, которые проводят в гульбе, в пьянстве, в орании песен и в драках" ("Мои воспоминания"). Мнение едва ли справедливое, но характерное, выраженное человеком знатного рода и – поэтом…
Рздесь вновь нельзя не отметить внутренних сословных противоречий. Воспетая Гоголем, описанная М. Дмитриевым роль помещика-наставника была отчасти утопией. Дворянин и сам запросто превращался в кулака-эксплуататора вроде Собакевича, не помышлявшего ни о каком духовном поприще. Ведь и грибоедовский Нестор негодяев знатных, и Гвоздин, "хозяин превосходный, владелец нищих мужиков", и щедринские головлевы или пошехонцы – это тоже дворяне.
Положение дворянина могло повлечь и иное омертвение души – маниловское благодушество, праздность, хоть и при отсутствии грубой корысти. Поэтому в целом дворянское сословие и само нуждалось в просвещении, в энергичном преображении.
Высшее сословие рождало и столь же оторванных от дела и деятельности людей, что, собственно, служило оправданием привилегий, бездельников и авантюристов, вроде Онегина в его первой молодости, гусара Минского ("Станционный смотритель"), Долохова или Анатоля Курагина из "Войны и мира".
Наиболее высокая ипостась уходящего дворянства – это некий аристократ РґСѓС…Р°, РЅРµ имеющий РЅРё корысти РІ своем положении, РЅРё чувства сословного долга. Рто Онегин, обладающий РЅРµ только собственно значительным богатством, землями, заводами Рё мужиками, РЅРѕ Рё – души прямым благородством, однако скорее тяготящийся сословными СЃРІСЏР·СЏРјРё, ставшими вместе СЃ тем залогом его СЃРІРѕР±РѕРґС‹. РћРЅ теряет РІСЃСЏРєРѕРµ честолюбие, как Рё живое патриотическое чувство, РЅРµ воспринимая государеву службу как СЃРІРѕСЋ личную СЃСѓРґСЊР±Сѓ. РћРЅ наделен развитым сознанием Рё даже культурным опытом. РќРѕ, что Р±С‹ там РЅРё было, РѕРЅ свидетельство угасания высшего сословия, хотя Рё легко ощущает себя РІ высшем свете, этой элите элит, вблизи РїСЂРёРґРІРѕСЂРЅРѕРіРѕ РєСЂСѓРіР° (глава 8).
Близок к Онегину, разумеется, лермонтовский Печорин, которого тоже невозможно представить вне дворянского происхождения и положения. Но он не только использует сословные привилегии, а даже злоупотребляет ими, уже совершенно ничего не отдавая людям, обществу в ответ. Даже внутреннее благородство Онегина, которое уже одно могло служить оправданием сословного возвышения, как бы памятником дворянству, уже не всегда присуще герою нашего времени, который скорее стремится соблюсти лишь внешнюю пристойность и значительность при внутреннем опустошении, а подчас и прямой подлости. Поэтому, с одной стороны, лермонтовский герой может быть только дворянином, а с другой – связан с сословием чисто формально, никакого общественного долга он не признает за собой.
Наконец, идеальное воплощение дворянина встречается достаточно редко. Неудачи Гоголя при создании героев второго тома "Мертвых душ" вполне очевидны были и для самого автора: идеальный помещик Костанжогло, идеальный генерал-губернатор были лишены художественной правдивости. Попытка пройти жизненный путь, как положено дворянину, наиболее убедительно дана в ищущих героях "Войны и мира" – Николае Ростове, Пьере Безухове и особенно – в судьбе Андрея Болконского. Толстой показывает, насколько тяжек этот путь чести, если верить в дворянские идеалы искренне, глубоко.
Даже РІ своем идеальном облике РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕРµ положение было опять-таки внутренне противоречивым. Дворянские идеалы СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ Рё развитой личности, будучи обусловленными сословным статусом, были чреваты революционностью, сами же Рё отрицали сословное деление. Рскренне принятые РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРёРµ идеалы неизбежно вели Рє декабризму, если идеалы ценились выше реального положения дел. Поэтому так драматичен финал "Р’РѕР№РЅС‹ Рё РјРёСЂР°", РєРѕРіРґР° именно Пьер вовлечен РІ сеть тайных обществ, поэтому РґСѓС… декабризма виден РІ Чацком, ищут революционность даже РІ Онегине (хотя Рё едва ли успешно)… Думается, что идеальную сторону РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ СЃСѓРґСЊР±С‹ наиболее полно отразил Р›. Толстой РІ Пьере Безухове: чем более развиты РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРёРµ идеалы, тем РІСЃРµ более очевидной становится сословная обреченность, доведенный РґРѕ честного Рё логического решения идеал СЃРІРѕР±РѕРґС‹ уничтожает РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРёР№ статус. Поэтому именно Пьеру будет открыт духовный РјРёСЂ простолюдина – РІ Платоне Каратаеве, Рё именно Пьер вовлечен РІ СЏРІРЅРѕ антисословную деятельность РІ конце романа.
Однако чаще облик дворянства отягощен скорее ритуальными чертами, чем наделен стремлениями к реальным действиям. Единство сословия лучше всего передает не деятельность, а своего рода жизненная пауза, заполненная балами и интригами, играми и обрядами, клубами и охотами. На этом строятся и дружелюбие, и показная нетерпимость – в непременной дуэли, и честолюбивая страсть к мундиру, и модный сплин… Власть ритуальных действий становится показателем сословного упадка. Былое государственническое оправдание сословия уже не встречает понимания. Так, пушкинская патриотическая лирика 1830-31 годов вызовет массу упреков и подозрений в неискренности, не говоря уже о знаменитых "Стансах" (1826), обращенных к императору Николаю Павловичу и исполненных самых благородных и вместе с тем чисто сословных чаяний:
Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неумолим и тверд,
Рпамятью, как он, незлобен.
Так истинный дворянин Пушкин обращается к памяти императора Петра I, созидателя дворянского сословия в чертах 19 столетия. Но естественное для предыдущего столетия торжественное обращение к царю, первому среди дворянства, уже вызвало упреки в заискивании, на что поэт ответил стихотворением "Друзьям" (1828):
Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.
Рто стихотворение – своего СЂРѕРґР° манифест идеального сословного устройства, РЅРѕ манифест уже РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј непонятый Рё непринятый, как будет позднее Рё СЃ гоголевскими "Выбранными местами РёР· переписки СЃ РґСЂСѓР·СЊСЏРјРё" (1847). РќРѕ РЅРµ сам ли Пушкин, воспевший Рё "святую добродетель" кинжала (1821), Рё РЅРµ всем понятную СЃРІРѕР±РѕРґСѓ, негодовавший РЅР° дворянство РІ РєСЂСѓРіСѓ декабристов, внес РІ РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕРµ сознание нечто саморазрушительное, хотя Рё неизбежное?
Литературное развитие РїРѕРґРІРѕРґРёС‚ Рє крушению дворянства, Рё останется нерешенным РІРѕРїСЂРѕСЃ, может ли РёРЅРѕРµ сословие после принять ценности РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ культуры. Р’ страшном облике Катерины Рвановны РёР· "Преступления Рё наказания", РІ безжизненных чеховских гаевых это крушение будет очевидным. РќРѕ едва ли СЃ СѓС…РѕРґРѕРј аристократического сословия останутся РІ силе ценности, этим сословием поддержанные. РњС‹ имеем даже РІ РІРёРґСѓ РЅРµ только своеобразную красоту, эстетику независящего РѕС‚ забот Рѕ хлебе насущном человека, РЅРѕ Рё саму эстетику СЃРІРѕР±РѕРґС‹, бескорыстия, чести. Рменно состояние позднего дворянства, пушкинской РїРѕСЂС‹, рождало высокую созерцательность перед лицом РїСЂРёСЂРѕРґС‹, сосредоточенность РЅР° чистой духовности, изощренность Рё даже изнеженность восприятия Рё сознания. Боюсь, что Рё чистоту христианского мироощущения могло хранить РІ земном бытии только аристократическое сознание. РќРµ потому ли путь едва ли РЅРµ каждого писателя РёР· плеяды СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ классики можно представить как путь Рє Христу?
Ртак, 19 век – это время РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ культуры РІ зените своего развития, РЅРѕ уже РІРѕ всем предвещающее смену сословного устройства Рё прощание СЃ РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРёРјРё идеалами.
"Горе РѕС‚ СѓРјР°" Рђ.РЎ.Грибоедова удивительно точно называет Р.Рђ.Гончаров комедией жизни. Рто необычайно широкое полотно, подлинная картина СЌРїРѕС…Рё, РЅРѕ прежде всего – картина РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ жизни.
События здесь происходят, очевидно, в конце зимы - весной 1821-го года. Вот тому приметы. Комедия написана в основном в 1823 году, действие не может происходить позже. Нет никаких сомнений, что война 12-го года уже стала отдаленным воспоминанием ("пожар способствовал ей много к украшенью", "с тех пор дороги, тротуары, дома и все на новый лад": так герои говорят о Москве). Но вот Фамусов упомянет: "Его величество король был прусский здесь", а это событие произошло летом 1818 года. Достаточно отчетливая веха. Чацкого называют карбонарием, а это прозвание могло стать привычным, нарицательным лишь после июльского 1820 года восстания в Неаполе, а особенно – после его подавления весной 1821-го, когда слово пошло по страницам газет. Возмущаются ланкартачными взаимными обучениями (Хлестова), что было актуально не ранее 1819 года. Княгиня Тугоуховская бранит Петербургский педагогический институт (университет), и, действительно, в 1821 году шло следствие о тамошних преподавателях, уличенных в вольнодумстве. Едва ли была приемлема и реплика графини Хрюминой "к фармазонам в клоб" позднее 1822 года, когда вышел запрет масонских лож. (Подробнее см. нашу статью "Александр Андреич, продайте мертвых душ", Роман-журнал 21 век, 2003, № 6).
Время РіРѕРґР° легко установить РїРѕ СЂСЏРґСѓ реплик Рѕ РїРѕРіРѕРґРµ, Рѕ снеге, холоде, Р° особенно важная деталь, оставшаяся Р·Р° рамками печатного текста, – упоминание Великого поста РІ монологе Фамусова: "Пофилософствуй – СѓРј вскружится, \ Великий РїРѕСЃС‚ Рё РІРґСЂСѓРі обед! \ Ешь три часа, Рё РІ три РґРЅРё РЅРµ сварится!". Рзъятая скорее всего РїРѕ цензурным соображениям, эта деталь важна Рё РЅРµ только для хронологии пьесы.
Каков облик сословия в 1821 году?
В целом, сословие лишено своего единственного оправдания – государственной преданности и полезности. Чаще всего очевидны лишь злоупотребления на почве сословных привилегий. Для Фамусова знатное положение, богатство дороги отнюдь не по годности человека, а сами по себе, нет никакого стремления к пользе, только желание выгод. Попробовал бы петровский питомец заявить: "А у меня что дело, что не дело, \ Обычай мой такой: \ Подписано, так с плеч долой"! Служба становится только источником выгод тьмы. Чацкий бросает как уже привычное обвинение: "Все под личиною усердия к царю", то есть служебное рвение воспринимается только как лицемерие.
В том же духе выведен и тип военного. Заметим, что именно военная служба воспринималась как наиболее достойная дворянина, теперь же Грибоедов не покажет никакой альтернативы Скалозубу, что в общем было и явной несправедливостью, но именно так, значит, виделся самый распространенный армейский типаж. "Мне только бы досталось в генералы", – а ведь это говорит единственный среди героев комедии участник Отечественной войны. Но даже военный эпизод превращен в нечто недостойное: "Засели мы в траншею: \ Ему дан с бантом, мне на шею". Явно время героизации 1812 года уже упущено или еще не вернулось.
Героем времени, конечно, становится гражданский чиновник – Молчалин, жалкий же ездок, числящийся по архивам, делающий карьеру только угодничеством. Хотя по справедливости и надо заметить фамусовскую его характеристику – деловой – и даже неоднозначно отнестись к его службе в архиве – очевидно, в Архиве Министерства иностранных дел, где в двадцатые годы, действительно, сосредоточился цвет дворянской молодежи. Кажется даже парадоксом представить Алексея Степановича Молчалина рядом с Веневитиновым и Одоевским, Шевыревым и хотя бы с Вигелем (замечено В.Набоковым в комментарии "Евгения Онегина").
Уход от военной службы – удел и другого героя комедии, Платона Горича. Подавленный своей супругой, далекий от всяких широких интересов, почти смирившийся с сознанием собственной ущербности – таков заурядный облик дворянина грибоедовской Москвы. Отметим в нем и угасание сословной солидарности: нервная и гневная реплика в адрес Загорецкого говорит не только о критике этого мошенника, но и о глубоком разладе внутри сословия: "Человек он светский, \ Отъявленный мошенник, плут"; "У нас ругают везде, а всюду принимают". В словах своего друга Чацкий чувствует близкие ему интонации, но это уже редкость. Сословие в целом теряет бодрость, энергию. Апатия Горича как нельзя более созвучна обществу.
Но и авантюристы, вроде Загорецкого, менее одиноки или малочисленны, чем Чацкие. Репетилов вобрал в себя оттенки всех характеров, всех героев пьесы – от Чацкого до Фамусова, поэтому и носит столь говорящую фамилию (от глагола повторять). Он и сам расскажет с восторгом о неком ночном разбойнике, дуэлисте, также нечистом на руку, и будет вполне по-приятельски говорить с Загорецким (тот скажет: "Такой же я, как вы, ужасный либерал!").
Заметим, что о дуэли, этом сложившемся дворянском ритуале, герои "Горя" будут говорить без особого сочувствия. В среде Молчалина поединок становится неактуальным. Поэтому сей дворянин, явно труся дуэли, заметит: "Неужто на дуэль вас вызвать захотят? – Ах! злые языки страшнее пистолета". Дворянская спесь и показное рыцарство, за что так не жаловали дуэль российские государи – и Петр I, и Николай Павлович, – уже в позднее александровское время кажется пережитком, хотя и еще грозным. От Чацкого тоже ждут дуэли, чего так испугается Фамусов: "Ну, как с безумных глаз \ Затеет драться он, потребует к разделке! (опасается Хлестова, помнящая иные нравы) – О Господи! помилуй грешных нас!".
Репетилов и Чацкий будут носителями фронды внутри дворянского сословия. Пародируя декабристские веяния, Грибоедов именно Репетилову даст слова: "Лахмотьев Алексей чудесно говорит, \ Что радикальные потребны тут лекарства, \ Желудок дольше не варит". Реплика комична не только по ее носителю. Чацкий скорее показывал незрелость декабристских взглядов, но автору был необходим и оттенок антинигилистической сатиры, поэтому введен и Репетилов в сети заговорщиков.
Для нас сейчас важно только само наличие раскола РІ РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ среде, даже РІ РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ элите, Р° РЅРµ собственно освещение связей комедии СЃ декабризмом. Дадим лишь РѕРґРЅСѓ грибоедовскую реплику – РїРёСЃСЊРјРѕ декабристу Рђ.Р. Одоевскому: "Государь наградил меня щедро Р·Р° РјРѕСЋ службу. Бедный РґСЂСѓРі Рё брат! Зачем ты так несчастлив! (…) РЇ оставил тебя прежде твоей экзальтации РІ 1825 РіРѕРґСѓ. (…) Кто тебя завлек РІ эту гибель!! Р’ этот сумасбродный заговор! Кто тебя РїРѕРіСѓР±РёР»!". Если Р±С‹ это был РЅРµ документ, эти слова могли Р±С‹ принадлежать типичному литературному герою-РґРІРѕСЂСЏРЅРёРЅСѓ, здесь РІСЃСЏ суть образцового РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕРіРѕ сознания – вплоть РґРѕ интонаций.
Тема кризиса в дворянстве развита Грибоедовым по-разному. Не будем забывать, что перед нами комедия, поэтому столь значительная тема будет проникать и в легкие нюансы. Любовь и женитьба – излюбленные мотивы комедии. Рвот в "Горе" безродный, выслужившийся дворянин Молчалин изображает влюбленность в знатную Софию Павловну Фамусову, хотя внутренне не ценит в ней ничего. Равные по роду Софья и Чацкий затеют распрю. Молчалин очарован крепостной девкой Лизой, без всякого ее стремления: наоборот, она искренно любит такого же крепостного Петрушу (не того ли – с разодранным локтем?). От старика Фамусова исходят любовные чувства, и он же всегда отметит неверность в браке – заметим, в дворянском, благородном, освященном церковью браке. Чацкий с чисто сословной точки зрения будет иронизировать: не женат ли танцмейстер Гильоме на какой-нибудь княгине ("Что ж, он и кавалер, \ От нас потребуют с именьем быть и в чине, \ А Гильоме!.."). Схожие и, заметим, заинтересованные интонации у другой носительницы дворянской гордости – графини-внучки Хрюминой: "Там женятся и нас дарят родством \ С искусницами модных лавок", – скажет она уже в укор Чацкому (недаром же она зла, в девках целый век).
Таким образом, упадок сословия виден повсюду. На чем же держится призрачное единство т.н. фамусовского общества? Только на теплоте и душевности Павла Афанасьевича.
"Ждем РєРЅСЏР·СЏ Петра Рльича, \ Рђ РєРЅСЏР·СЊ СѓР¶ здесь! Рђ СЏ забился там, РІ портретной" – РІРѕС‚ РѕРЅРѕ, сословное радушие, ощущение надежности Рё бескорыстной дружбы между равными. Сердечно Рё просто обращается Фамусов Рє каждому своему гостю, гости для него словно РІСЃРµ родные, недаром РѕРЅ готов сыскать СЂРѕРґРЅСЋ РЅР° РґРЅРµ РјРѕСЂСЃРєРѕРј. Дворянское сословие Рё РІ самом деле РІСЃРµ было пронизано родственными СЃРІСЏР·СЏРјРё, поэтому Фамусов будет так живо расспрашивать Скалозуба: "Как вам доводится Настасья Николавна?". Чацкий РІ РґРѕРјРµ Фамусова тоже окажется РЅРµ случайно: "Р’РѕС‚-СЃ – Чацкого, РјРЅРµ РґСЂСѓРіР°, \ Андрея Рльича РїРѕРєРѕР№РЅРѕРіРѕ сынок". Знакомит Хлестову СЃРѕ Скалозубом: "РњРѕСЏ невестушка, которой СѓР¶ давно \ РћР± вас говорено". Везде здесь родственность ощутима, Рё РЅРµ это ли является полным выражением единства сословия? РќРѕ эти интонации РёСЃС…РѕРґСЏС‚ едва ли РЅРµ РѕС‚ РѕРґРЅРѕРіРѕ лишь С…РѕР·СЏРёРЅР° РґРѕРјР°. (Заметим попутно: Хлестова – тетка Софьи Рё невестка (свояченица) ее отца: скорее всего, РїРѕ линии матери Софья – Хлестова.)
На всякую свою добродушную реплику Фамусов получит уже весьма несозвучный ответ: "Мы с нею вместе не служили" (Скалозуб), "Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?" (Хлестова). Гости съезжаются к Фамусову скорее из корыстных интересов: Тугоуховские, Хрюмины ищут женихов, Загорецкий устраивает нужные ему связи. Всюду видна скрытая недоброжелательность – примета кризиса в сословном единстве, так отстаиваемом Фамусовым: "Вот нас честит! \ Вот первая, и нас за никого считает!" (княгиня о Хрюминой); "Ну Фамусов! умел гостей назвать! \ Какие-то уроды с того света" (графиня-внучка); "Лгунишка он, картежник, вор" (о Загорецком). Мы знаем о враждебности Скалозуба к своему двоюродному брату, княгиня говорит с презрением о своем родственнике: "Хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи. (…) Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, \ Князь Федор, мой племянник".
Собственно, РІ чем значение бала РІ фамусовском РґРѕРјРµ, ведь бал – это РѕРґРёРЅ РёР· чисто сословных ритуалов дворянства? РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, бал дан СЏРІРЅРѕ РЅРµ Рє месту: Великий РџРѕСЃС‚ Рё более того – траур РІ РґРѕРјРµ Фамусова. Софья даже заметит: "Так балу дать нельзя", РЅРѕ РІ пьесе РІСЃРµ-таки несколько раз звучит именно бал. Рто признак какого-то лицемерия: РЅРµ называя балом, дать именно бал. Рто Рё явный упадок христианского чувства, поэтому Рё обращения героев пьесы Рє Богу (особенно это заметно РІ словах Фамусова, Хлестовой) уже РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚ восприниматься всерьез. Такова реплика Хлестовой "Рђ Чацкого РјРЅРµ жаль. // РџРѕ-христиански так; РѕРЅ жалости достоин": РІ голосистой спорщице, свирепой барыне-рабовладелице (привезла СЃ СЃРѕР±РѕР№ арапку-девку Рё собачку) нет никаких христианских черт. Так что отчасти Рё официозное христианство РІ РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕРј РєСЂСѓРіРµ для Грибоедова – это далеко РЅРµ чистая Рё глубокая вера (заметим, речь идет РІРѕРІСЃРµ РЅРµ Рѕ веровании автора).
С другой стороны, бал – это символ дворянского единства, здесь подчеркнута сословная солидарность, причем в самом торжественном и даже роскошном виде. Фамусов уже находит оправдание сословному укладу не в службе, не в деятельности, а в самом времяпрепровождении, приятном общении, без чего он не мыслит свою жизнь. Пусть это будет обжорство, карточная игра, пустая болтовня, любые сословные ритуалы, но именно это теперь получает неоправданно высокую ценность в глазах дворянина.
Для понимания Фамусова в русле нашей темы важна небольшая заметка автора "Горя", называемая "Характер моего дяди". "Кажется, нынче этого нет, а может быть и есть; но дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями": таков Фамусов; в нем еще сильна память о прошлом блеске и победах, доставивших славу дворянскому сословию, это характер необычайно колоритный, живой в речи, остроумный, расположенный к людям, знающий толк и в еде, и в веселии; он благодушествует и всерьез не задумывается о деле, больше всего озабочен бытовыми и семейными тяготами (смерть жены, судьба дочери, свои холостяцкие похождения). Возможно, это даже наиболее привлекательный представитель уходящего времени и – уходящей славы дворянства.
Если РІ Фамусове мотив сословности теряет РІСЃСЏРєРѕРµ общественное оправдание – это скорее только пользование завоеванными прежде привилегиями, чем служение государству Рё обществу, то былое предназначение сословия среди героев пьесы пытается воскресить РЅРµ кто РёРЅРѕР№, как Чацкий. РћРЅ идеалист РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕРіРѕ сознания Рё долга, Рё РІСЃРµ его бесчисленные упреки Рё претензии Рє фамусовым, призывы Рє деятельности, Рє просвещению, речь Рѕ национальном возрождении имеют чисто РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРёР№ исток. Р’ какой-то степени Чацкий архаичен среди героев комедии, РѕРЅ стремится возродить петровские требования Рє РґРІРѕСЂСЏРЅРёРЅСѓ – образцу служения, Р° РЅРµ прислуживания, личности благородной, деятельной, независимой. Р’ то же время ему свойственны общегуманные оценки, которые, правда, остаются лишь словами Рё призывами. Рто уже РЅРѕРІРѕРµ веяние Рё даже противоречие РІ сословном положении.
Дворянину нелегко связать мысль об общественном служении, а стало быть, и о принуждении, с чувствами добрыми. Петровское безразличие к личности, к низшим сословиям ради государственного дела уже не может присутствовать в герое нового времени. Но отголоски этого есть и в Чацком. Поэтому-то его гневные филиппики, скажем, против крепостного права, остаются принадлежностью комедии, как и сам этот экзальтированный герой.
Чацкий выступает против издержек крепостничества, бичует Несторов негодяев знатных, выменивающих преданных слуг РЅР° собак или отымающих ради театральных забав детей РёР· крепостных семейств. Р’ то же время герою недостает последовательности Рё даже решительности РІ поступках. Задолго РґРѕ действия "Горя РѕС‚ СѓРјР°" уже были примеры добровольного отказа РѕС‚ владения крепостными. Р’ литературе тому отражение – поступок Андрея Болконского. Чацкий РІСЃРµ-таки остается владельцем РЅРµ то 300, РЅРµ то 400 РґСѓС€, С‚.Рµ. достаточно крупным крепостником. Р’ нем проявляется Фамусов, РєРѕРіРґР° РѕРЅ кричит РЅР° СЃРІРѕРёС… слуг, выталкивает РІРѕРЅ лакея (сцена РІ сенях). Антикрепостнический пафос – это всего лишь фронда внутри дворянства, РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј Рё демагогия, Рё Чацкий ничуть РЅРµ порывает СЃРѕ СЃРІРѕРёРј сословием. Ртого, впрочем, РѕС‚ него РЅРµ требует Рё сама СЌРїРѕС…Р°.
Чацкий еще РЅРµ умеет жить РЅРµ РїРѕ-РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРё, РЅРѕ уже иронизирует над РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРёРјРё устоями, что, РІ общем-то, Рё становится комической чертой РІ нем. Даже сама фамилия героя РЅРµ только близка Рє РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ фамилии Чаадаев (современники, РІ том числе Пушкин, часто понимали "Горе" именно как комедию РЅР° известного Рџ.РЇ.Чаадаева), РЅРѕ Рё просто взята РёР· жизни. Рменно такую фам