"Грусть и святость" (Поэтическое богословие Николая Рубцова)
"Грусть и святость" (Поэтическое богословие Николая Рубцова)
"Рсвет во тьме светит, и тьма не объяла его…"
Евангелие РѕС‚ Роанна
"… Рэту грусть, и святость прежних лет
"… Я так любил во мгле родного края…"
Николай Рубцов
Один известный православный литературовед - а их у нас: раз, два и обчёлся! - назвал Рубцова душевным (читай - бездуховным поэтом), другой обозвал - пантеистом… Жаль, хороших в общем-то людей, - не расслышали они слова рубцовского.
Рубцов "пантеист". Ах, ах, грех какой!
Нет, конечно же, ничего пантеистического, тем более "языческого" в поэзии Рубцова нет. Его восприятие природы, да и всего Бытия, носит православный, традиционно народный характер.
Пантеизм РЅРµ том, что Р±С‹ одушевлять РїСЂРёСЂРѕРґСѓ. РЈ РїСЂРёСЂРѕРґС‹ есть душа. Обездушивают РїСЂРёСЂРѕРґСѓ именно атеисты. Рстинное христианство предполагает РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ Рё РґСѓС… ("иже везде сый Рё РІСЃСЏ исполняй") Рё душу ("…и чтобы, как наречет человек РІСЃСЏРєСѓСЋ душу живую, так Рё было РёРјСЏ ей"). Так учит нас Писание, так учили РЎРІ. Отцы (РїРѕРґР±РѕСЂ высказываний РїРѕ теме СЃРј. Сѓ РЎРІ. архимандрита Луки РІ его РєРЅРёРіРµ "Наука Рё религия".) Беда наших современных пантеистов РѕС‚ литературы РІ том, что РѕРЅРё РІРѕРІСЃРµ РЅРµ одушевляют РїСЂРёСЂРѕРґСѓ, как это РІ действительности (РІ согласии СЃ народной традицией) делает Рубцов, Р° придают ей антропоморфные черты, мыслят РїСЂРёСЂРѕРґСѓ РЅРµ Божьим Творением, Р° продолжением (отражением) своего "РЇ". РќРѕ:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык… -
Прозревал, так любимый Рубцовым, Тютчев.
Разница между пантеизмом и христианством в том, что за одушевлённой природой христианство видит Творца, а само бытиё воспринимает как Творение. Вот это-то ощущение, как ощущение или прямым текстом, - становится лейтмотивом поэзии Рубцова:
Светлый покой
Опустился с небес
Рпосетил мою душу!
Светлый покой
Простираясь окрест,
Воды объемлет и сушу...
Кто ещё РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ РїРѕСЌР·РёРё сумел выразить такое! Здесь "РџРѕРєРѕР№" это Рё Отец, Рё Сын, Рё Дух Святой. Р "РІСЃСЏРєРѕРµ дыхание" Сѓ Рубцова - "хвалит Господа". Ркак замечательно, что РЅРµ преступал Рубцов заповеди: "РќРµ поминай РРјСЏ Господа Бога РІСЃСѓРµ!", Р° РІСЃСЏРєРёР№ раз находил слово, точно передающее Божье присутствие Рё Промысл. (Здесь совсем РЅРµ РІ цензуре дело. Сколько раз РІ те же РіРѕРґС‹ поминали РёРјСЏ Божье РІ стихах Вознесенский или Евтушенко Рё, кажется… РЅРµ разу РїРѕ сути.) Потому-то Рё нет РІ РїРѕСЌР·РёРё Рубцова богоборчества, столь традиционного для СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературы последних РґРІСѓС… веков, что ощущение Бога Сѓ Рубцова - реальность РЅРµ преходящая. Р’ этом его уникальность Рё РІ этом его РЅРµ явленная СЃРѕ времён древнерусской словесности тождественность народной РїРѕСЌР·РёРё.
Р’ чем же РѕРЅ "язычник"? - Может Рубцов, РіРґРµ-то хулит Дух Святой? - Отнюдь. - Может, проявляет дуализм РІ своём творчестве? - Где же? - Рли его поэтическая эсхатология оказывается Р·Р° рамками православной традиции? - Нет, Рё тут Сѓ него РІ десятку. Некий православный редактор воспылал гневом, - РґР° РЅРµ РЅР° меня грешного, Р° РЅР° рубцовскую фонограмму, что вставил СЏ РІ СЃРІРѕР№ рассказ Рѕ Рубцове: "…лучше выпьем СЃ тобой РЅР° прощанье / Р·Р° недолгое счастье РІ груди…" - пропел РІ эфире крамольник. Р’РѕС‚, "язычество"-то!
Дай волю нашим редакторам, они не только "Буря мглою небо кроет…", но и Кану Галилейскую из Евангелия вымарают.
Да и не в этом же дело! Если серьезно, что всё-таки мешает иным воцерковлённым деятелям в восприятии Рубцова? Причём уж и Есенина - со всеми-то залётами! - приняли давно, - отмолил, видать, народ, а Рубцова?..
Ну, хорошо… - "язычник".
- А чего мы, собственно, испугались?
Конечно, РЅР° нас действует тысячелетняя традиция Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ язычеством. РљРѕРіРґР°-то РѕРЅРѕ выступало гонителем христианства, потом суровым конкурентом (заметим сразу: РЅРµ народная традиция гнала, Р° "РјРёСЂ сей"). РќРµ то теперь. РџРѕСЂР° Р±С‹ оглянуться Рё понять, что страшны РЅРµ "язычники", Р° безбожники. - Кто такой "язычник"? - Рто уже верующий человек, ближайший кандидат РЅР° воцерковление. Р’РѕС‚ СЃ безбожником сложнее… РќРѕ беда РІ том, что подлинных "язычников" давно нет, Р° есть мелкая РёРіСЂР° РІ неоязычество. Р—Р° ней, естественно, РЅРµ традиция, Р° рефлексия РЅР° непонятое христианство, нежелание понять Рё принять. (Есть РІ неоязычестве Рё тяга Рє "народности". Что Р¶, это потому, что РјС‹, православные, РЅРµ уделяли "народности" этой должного внимания…)
Вернёмся к поэзии. Приглядимся…
- Где язычники-то? - Есенин? Клюев? - Нет, это несколько запоэтизированное православие. Окруженное Сиринами Рё Алконостами, РЅРѕ - православие! Р’РѕС‚ Городецкий СЃ Хлебниковым… "шаманят" - тут есть некая неоязыческая РёРіСЂР° (РѕС‚ незнания народа), РЅРѕ РєРѕРјСѓ это надо? Если что-то осталось РѕС‚ РЅРёС… РІ литературе, то, как раз там, РіРґРµ РѕРЅРё христиане. Р, наконец, Рубцов: нет Рё РЅРµ было, пожалуй, РІ нашей РїРѕСЌР·РёРё более точного православного катехизиса:
До конца,
До тихого креста,
Пусть душа
Останется чиста!..
Богословие Рубцова может быть раскрыто и понято только через раскрытие народного богословия. Но как далеки мы ныне от последнего…
Нет нужды доказывать, что все мы от Адама, нет нужды говорить о том, что вера в единого Бога присуща всем народам в их первобытной поре. Тотемизм, пантеизм... - всё это результат распада традиции, утери сакральных знаний. Нам видится, что фольклор на подсознательном уровне сохраняет их (знания эти), то есть - "промысл Божий о народе", его онтологическую судьбу. Такова суть национальной поэзии. (То есть суть поэзии - выражение истинной национальной идеи поэтическими средствами).
Помнится, князь Владимир хотел было многобожие ввести, собрал всех идолов до кучи - думал объединить необъятную державу… Не вышло, - и восьми лет не простояли…
РЈ нас РЅРµ верные представления Рѕ язычестве, - РЅРµ РёР· серьезных этнографических исследований, Р° РёР· литературных переработок античных поэтов, РЅРѕ это всё… - сказки. Ещё - РёР· сочинений РЎРІ. Отцов, РЅРѕ там - столкновение СЃ распавшейся, деградирующей традицией. Ртак, если говорить Рѕ подлинной народной культуре, то это, РІРѕ-первых, - монотеизм, Р° РІРѕ-вторых, Рё РјРѕРЅРёР·Рј. Р’РѕС‚ чего так РЅРµ достаёт нам, - нынешним христианам мещанского сословья. Помните слова Апостола, обращенные Рє язычникам афинянам: "Афиняне, РїРѕ всему вижу СЏ, что РІС‹ как Р±С‹ особенно набожны…" ("Деяния").
Конечно, народная традиция была лишь почвой, на которой воздвиглась (не мыслимая, впрочем, вне нации) православная культура. Рв наше время, без последней, сама по себе эта почва мало что значит. Рвсе же выпадение "народности" (по известной триаде) - т. е. русского национального духа и есть тот недостаток, что отдаляет нас от подлинно Русской поэзии. Не "язычество" Рубцова тому виной (ибо он находится на позициях истинно духовных), а наша удалённость от народных идеалов…
…Не то, что мните вы, природа…
Философско-богословской инерцией, отражающей тысячелетнее противостояние "язычеству", является наше чисто СЂСѓСЃСЃРєРѕРµ самоумаленное грекофильство. Рдущее РѕС‚ святых отцов, Рё так наивно усвоенное РІ нашей "страшно далёкой РѕС‚ народа" интеллигенции, представление Рѕ "СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ душе". Рљ РєРѕРјСѓ РЅРµ обратимся РјС‹ РёР· философов - творцов "СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ идеи", РјС‹ РІРёРґРёРј сочетание (симфонию, Р° то Рё столкновение) "православной духовности" Рё "СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ народной душевности". Меж тем история показывает, что "православность" Рё "народность" есть как неслиянные так Рё единосущные составляющие СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ идеи. Ркаждая составляющая имеет Рё СЃРІРѕР№ РґСѓС…, Рё СЃРІРѕСЋ душевность, Рё СЃРІРѕСЋ телесность. Взаимообусловленные Рё единосущные РїРѕ Святому Духу, РЅРѕ РІСЃС‘ же неслиянные составляющие. Слияние народной Рё церковной жизни - столь любезная, опять-таки СЂСѓСЃСЃРєРёРј мыслителям, - утопия построения Царства Божьего РЅР° земле Рё РІ православно-государственной, Рё РІ советской форме, РјС‹ знаем, чем закончилась… Создание будущего православного литературоведения (или как РјС‹ обозначали - "слововедения") лежит РЅР° путях преодоления грекофильства, РЅР° путях познания подлинной народности.
Короче и проще: Русский дух - не пустые это слова (не только там какая-то народная душевность)! - есть проявление Духа Святого, "Промысл Божий о народе", а ещё проще, - то, что мы называем Родиной. По-русски слово "Родина", как и "Бог" пишется с большой буквы. Рдействительно, - доказательство тому всё творчество Рубцова, - истинное познание Родины возможно только через Богопознание.
Вот одно из замечательных мест в воспоминаниях Сергея Багрова (Багров С.. Детские годы Коли Рубцова / Вологда, 2003, С. 27):
" - Как много здесь русского! Как я люблю эту местность! Откуда всё это? Рдля кого? Ты не знаешь?
- Не знаю, - ответил я.
- Значит, мне предстоит.
- Что предстоит?
Рубцов показал на двор, огород, ров и ропщущие деревья:
- Узнать: почему всё это так сильно действует на меня…"
Удивительно точная (и программная) - для пятнадцатилетнего Рубцова, и ключевая, для нашего понимания, фраза: "Мне предстоит…"
Отнюдь не такова была общелитературная тенденция восприятия Родины:
"Я оглянулся окрест, - душа моя страданиями уязвлена стала…" (Радищев).
"Выдь на Волгу, чей стон раздаётся…" (Некрасов).
Рсовсем уж тупиковая формула при взгляде на Россию: "Куда смотреть не стоит…" (Бродский).
Беспросветно. Не "действует всё это…" Приплыли.
У Рубцова: "Когда душе моей / земная веет святость…" (Не приземлённая, а земная, - т. е. - от земли исходящая. Тут о культе Богородицы, вмещающем в себя культ Матери Земли, рассказать бы надо…), а у них: "Куда смотреть не стоит…" Правда, у наших, по выражению Евтушенко, - "больше чем поэтов", за гнётом и стоном, впереди светлое будущее. (NB: Светлое будущее, разумеется, только у наших). Но именно у Рубцова дан истинно христианский взгляд на историю и бытиё: эсхатологично не настоящее, а будущее, - "Таким всё было смертным и святым, / Что до конца…", "До конца, до смертного креста…"
Что это? Ощущение счастья от присутствия Божия и Страх Божий перед грядущим Апокалипсисом и Судом. Причём, страх "Божий", а не человечий… По сути дела "большечемпоэты" всегда давали не истинную, а перевёрнутую (без Бога, секуляризированную то есть) картину бытия: страх и ужас в настоящем и упование на построение "царства Божьего" "своею собственной рукой".
Чёткое православное ощущение Богобытия (адамово, догреховное) было мало свойственно нашей классической РїРѕСЌР·РёРё (РІ отличие РѕС‚ РїРѕСЌР·РёРё народной). Пушкин, Лермонтов, Есенин только проложили пути… РЎ наибольшей ясностью это мироощущение явилось именно Сѓ Рубцова. РћРЅ как Р±С‹ завершает СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ классическую литературу, смыкая её СЃ народной РїРѕ существу: преодолевая затянувшуюся РЅР° несколько столетий секуляризацию СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ литературного сознания. Рменно этим Рубцов Рё РґРѕСЂРѕРі народу. Рэто, конечно, нутром познаётся.
Никакая внешняя словесная наполненность не может сделать поэзию христианской (и народной, русской), если нет в ней этого дара ощущения присутствия Божия, ощущения Промысла, Страха Божьего и Божьей Любви.
Дар Рубцова в том и заключался, что он ничего не сочинял, а умел прислушиваться и слышал "печальные звуки, которых не слышит никто…". Рубцов умел отбросить "голоса" и соблазны и услышать глагол Божий, то есть умел предстоять:
… о дивное счастье родиться
В лугах, словно ангел, под куполом синих небес…
Сначала кажется: как будто ангел, но нет, - подлинная ангельская ипостась, потому что тут же: "боюсь… разбить свои крылья, и больше не видеть чудес…" (Выделено нами).
Можно бесконечно долго вчитываться в каждую рубцовскую вещь. Особенно в такую, как своего рода "Памятник" - "Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны…". Но разбор такой вещи превратится у нас в богословский трактат… Мы остановимся на небольшом и редко поминаемом (хотя то же программном - название стиха вынесено в название книги) стихотворении "Душа хранит".
Предельно просто и осязаемо доступно открывает Рубцов факт бессмертия души (выделяем логическую цепочку):
…О, вид смиренный и родной!
Берёзы, избы по буграм
Р, отраженный глубиной,
Как сон столетий, Божий храм.
О, Русь - великий звездочёт!
Как звёзд не свергнуть с высоты,
Так век неслышно протечёт,
Не тронув этой красоты,
Как будто древний этот вид
Раз навсегда запечатлён
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времён
(Да, между строк, - чего стоит строка "Как сон столетий, Божий храм"!)
Ртак: Красота отражается РІСЂРѕРґРµ Р±С‹ глубиной РІРѕРґС‹, РЅРѕ Красота РїРѕ Рубцову - есть Божий Храм, Р° глубина оказывается, это Рё есть душа, которая РѕРґРЅР° Рё СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° хранить Красоту, причем Р’СЃСЋ Красоту. Параллельно развивается целое древо образов. Так, например, - Храм над РІРѕРґРѕР№ - ковчег, лодка. Р СѓСЃСЊ-звездочёт - страна, чтящая звезды (небо) Рё РІ переносном смысле, Рё РІ РїСЂСЏРјРѕРј (СЃРј. культ Рождественской мистерии РІ народной РїРѕСЌР·РёРё: колядки, фольклорный театр, СЌРїРѕСЃ.., образ звезды). РР·Р±С‹ РїРѕ буграм, РІ общем контексте РїРѕСЌР·РёРё Рубцова, - тот же ковчег, та же память Рѕ потопе ("РћС‚ всех чудес всемирного потопа…")
Первое четверостишие, которое мы не случайно опустили:
Вода недвижнее стекла.
Рв глубине её светло.
Ртолько щука, как стрела,
Пронзает водное стекло. -
Может показаться лишь экспозицией, призванной снять философскую напряженность стиха. Но уже здесь дана истинно богословская предпосылка: "и в глубине её светло". А дальше поэт как бы готовит место ("и свет во тьме светит…") для отражения предстоящей Красоты:
О, вид смиренный и родной! -
Взгляд не по принципу "Я оглянулся окрест…" (значит, до этого не видел ничего?), а истинное видение того, что отражено в светлой глубине. Бессмертие души прямо следует из бессмертия Красоты, где бессмертие носит не условно-эстетический относительный характер, но абсолютный.
Отсюда Рё "СЃРѕРЅ столетий" - это РЅРµ буквально. Рто мысленное "скакание ("мыслею РїРѕ древу") РїРѕ холмам задремавшей отчизны". Разумеется РЅРµ Рѕ "СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ лени" - столь любезной интеллигентской РїРѕСЌР·РёРё лжи РЅР° СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ человека, - здесь речь. Рђ речь Рѕ СѓСЂРѕРІРЅРµ поэтического взгляда, РєРѕРіРґР° земное представляется лишь СЃРЅРѕРј РїРѕ отношению Рє небесному.
Вернёмся к эпиграфу. Святость Богоданной красоты Отчизны очевидна (Стоит, стоит "смотреть"!), но почему грусть…
Может быть, "выдь на Волгу" и… "Как скучно жить на белом свете, господа…" Нет, это не про русский народ, это про "господ". Словом, как говаривал сам Рубцов: "Грусть, конечно, была, да не эта…"
У Валентина Непомнящего есть верное замечание: в Пушкине, де, содержится "эмбрионально" вся русская литература. Верно, хотя, конечно не в Пушкине, а в Боге, что через Пушкина (а главным образом через фольклор) и отражено. Действительно, у Пушкина есть как бы рубцовские строки (а странно, - пушкинских у Рубцова нет…). Тут не заимствование, разумеется, - тем более, обратное во времени! - просто тому и другому дана была общая истинная нота:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
Рскроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
Рты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку,
Рпожелать счастливых много лет…"
О, сколько можно было бы припомнить здесь рубцовского! Тут, понятно, и:
Но люблю тебя в дни непогоды,
Ржелаю тебе навсегда…
Но главным образом:
Мне грустно от того, что знаю эту радость,
Лишь только я один, друзей со мною нет…
Нет, РЅР° самом деле РѕРЅ знал, что РјС‹ есть, РјС‹ придём Рё радость эту разделим. Рначе, зачем же РІСЃС‘! РќРѕ это Здесь, Р° Там… "РњРЅРѕРіРёРјРё СЃРєРѕСЂР±СЏРјРё Царствие Небесное даётся…"
Потому что Здесь - "РЎРѕРЅ столетий…", "РЇ Р±СѓРґСѓ скакать РїРѕ холмам задремавшей…", "…как будто СЃРїРёС‚ былая Р СѓСЃСЊ". Рто РЅРµ РїСЂРѕ летаргию… - РїСЂРѕ павший Рё ветхий, Р° потому только Рё грустный, РЅРѕ, тем РЅРµ менее, прекрасный, Р° потому Рё святой, - РёР±Рѕ РЅРµ Богооставленный! - наш здешний РјРёСЂ... Рещё - РїСЂРѕ зримый Рё слышимый, СЃРєРІРѕР·СЊ него РјРёСЂ РёРЅРѕР№, "жизнь будущего века"…
Когда душе моей сойдёт успокоенье,
С высоких, после гроз, немеркнущих небес…
…………………………………………………
Когда душе моей земная веет святость,
Рполная река несёт небесный свет…
Рли ("Р’ святой обители РїСЂРёСЂРѕРґС‹"):
…Усни могучее сознанье!
Но слишком явственно во мне
Вдруг отзовётся увяданье
Цветов, белеющих во мгле.
Рнеизвестная могила
Под небеса уносит ум,
А там - полночные светила
Наводят много-много дум…
"…Много-много дум", "…и полная река несёт небесный свет…" и "…незабываемые виды! Незабываемый покой!"… - Вот отчего "так сильно действует"… Рубцов вполне ответил на вопросы, которые перед ним поставил Господь.
Рк другому эпиграфу вернёмся, и продолжим:
… Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о свете…
2003