«Гроза»
ГРОЗА
Кризис патриархального мира и патриархального сознания остается в центре авторского внимания и в «Грозе». Но в этой драме Островский придает проблеме совершенно иное звучание, рассматривая ее под принципиально новым углом.
Классицистическая «окаменелость» персонажей глубоко соответствует всей системе патриархального РјРёСЂР°. Рто его неспособность Рє изменениям, его яростное сопротивление любому чужеродному элементу порабощает всех, входящих РІ РєСЂСѓРі патриархального РјРёСЂР°, формирует души, неспособные существовать РІРЅРµ его замкнутого РєСЂСѓРіР°.
Безразлично, нравится РёРј эта жизнь или нет - РІ РґСЂСѓРіРѕР№ РѕРЅРё жить просто РЅРµ сумеют. Герои пьесы принадлежат Рє патриархальному РјРёСЂСѓ, Рё РёС… кровная СЃ РЅРёРј СЃРІСЏР·СЊ, РёС… подсознательная РѕС‚ него зависимость - скрытая пружина всего действия пьесы; пружина, заставляющая героев совершать РїРѕ большей части «марионеточные» движения, постоянно подчеркивать СЃРІРѕСЋ несамостоятельность, несамодостаточность. Образная система драмы почти повторяет общественную Рё семейную модель патриархального РјРёСЂР°. Р’ центр повествования, как Рё РІ центр патриархальной общины, помещены семья Рё семейные проблемы. Доминанта этого малого РјРёСЂРєР° - старшая РІ семье, Марфа Ргнатьевна. Р’РѕРєСЂСѓРі нее группируются РЅР° различном отдалении члены семейства - дочь, сын, невестка Рё почти бесправные обитатели РґРѕРјР°: Глаша Рё Феклуша. Так же «расстановка сил» организует Рё РІСЃСЋ жизнь РіРѕСЂРѕРґР°: РІ центре Дикой (Рё РЅРµ упомянутые РІ пьесе купцы его СѓСЂРѕРІРЅСЏ), РЅР° периферии - лица РІСЃРµ менее Рё менее значительные, РЅРµ имеющие денег Рё общественного положения.
РћС‚ РјРёСЂР°, Калинов отгородился столь прочно, что РІРѕС‚ СѓР¶ больше века РЅРµ проникает РІ РіРѕСЂРѕРґ РЅРё РѕРґРЅРѕ веяние живой жизни. Посмотрите РЅР° калиновского «прогрессиста Рё просветителя» Кулигина! Ртот механик-самоучка, чья любовь Рє науке Рё страсть Рє общественному благу ставят его РЅР° грань уродства РІ глазах окружающих, РІСЃРµ пытается изобрести «перпету-мобиль»: РѕРЅ, бедняжка, Рё РЅРµ слыхал, что РІ большом РјРёСЂРµ давным-давно доказана принципиальная невозможность вечного двигателя. РћРЅ вдохновенно декламирует строки Ломоносова Рё Державина, Рё даже сам пишет стихи РІ РёС… РґСѓС…Рµ... Роторопь берет: будто РЅРµ было еще РЅРё Пушкина, РЅРё Грибоедова, РЅРё Лермонтова, РЅРё Гоголя, РЅРё Некрасова! Архаизм, живое ископаемое - Кулигин. Рего призывы, его идеи, его просветительские монологи РѕР± общеизвестном, Рѕ давно открытом кажутся калиновцам безумными новшествами, дерзостным потрясением РѕСЃРЅРѕРІ.
Ни громоотводы, ни Ломоносов, ни вечный двигатель Калинову не нужны: всему этому попросту нет места в патриархальном мире. А что же происходит за его границами? Там бушует океан, там разверзаются
бездны - словом, «Сатана там правит бал». В отличие от Толстого, полагавшего возможным параллельное и независимое существование двух миров: патриархального, замкнутого на себе и неизменного, и современного, постоянно меняющегося, Островский видел их принципиальную несовместимость, обреченность застывшей, не способной к обновлению жизни. Сопротивляясь надвигающимся новшествам, вытесняющей его «всей стремительно несущейся жизни», патриархальный мир вообще отказывается эту жизнь замечать, он творит вокруг себя особое мифологизированное пространство, в котором - единственном - может быть, оправдана его угрюмая, врачебная всему чужому замкнутость.
Р’РѕРєСЂСѓРі Калинова творится невообразимое: там СЃ неба падают целые страны, населенные кровожадными народами. Там живут люди «с куриными головами»; там вершат СЃРІРѕР№ неправедный СЃСѓРґ султан Махнут персидский Рё султан Махнут турецкий «Нечего делать, надо покориться! Рђ РІРѕС‚ РєРѕРіРґР° будет Сѓ меня миллион, тогда СЏ РїРѕРіРѕРІРѕСЂСЋВ». Ртот миллион даст Кулигину РЅР° судилище «право сноса», будет самым веским аргументом РІ его пользу. Рђ РїРѕРєР° миллиона нет, умница Кулигин «покоряется». Покоряются, ведя СЃРІРѕСЋ тихую обманную РёРіСЂСѓ, РІСЃРµ: Варвара, РўРёС…РѕРЅ, лихой РљСѓРґСЂСЏС€, покоряется затянутый уже РІ замкнутое пространство Калинова Борис. Катерина же покориться РЅРµ может. Выродившаяся РІ патриархальном сознании, РІ вере, ее ощущение РІРёРЅС‹ Рё греха, прежде всего - личностное; РѕРЅР° верует Рё кается СЃ пылом первых христиан, РЅРµ закостеневших еще РІ религиозной обрядности. Рэто личностное восприятие жизни, Бога, греха, долга, выводит Катерину РёР· замкнутого РєСЂСѓРіР° Рё противопоставляет ее калиновскому РјРёСЂСѓ. Р’ ней увидели калиновцы явление РєСѓРґР° более чужеродное, чем горожанина Бориса или декламирующие стихи Кулигина. Потому Калинов Рё организовался РІ судилище над Катериной.
Р’ блестящем этюде «А СЃСѓРґСЊРё кто?В» Р’. РўСѓСЂР±РёРЅ тонко исследует тему СЃСѓРґР° РІ «Грозе»: «Никого РЅРµ хочет судить Кулигин. РЎ усмешкой уклоняется РѕС‚ роли СЃСѓРґСЊРё простушка Варвара: «Что РјРЅРµ тебя судить? РЈ меня СЃРІРѕРё грехи есть. В« РќРѕ РЅРµ РёРј противостоять, охватившему Калинов, массовому РїСЃРёС…РѕР·Сѓ. Рђ РїСЃРёС…РѕР· разжигают РґРІРµ мельтешащих РЅР° сцене чудачки: странница Феклуша Рё барыня СЃ лакеями. В« Феклушины повествования Рѕ Махнутах Рё людах СЃ песьими головами представляются РўСѓСЂР±РёРЅСѓ важнейшим элементом поэтики пьесы: «Рглядятся РґСЂСѓРі РІ РґСЂСѓРіР°, будто РІ зеркало, РґРІР° РјРёСЂР°: фантастический Рё реальный. Ропять РјС‹ встречаемся СЃРѕ сборищем монстров, кентавров. Правда, РЅР° сей раз РёС… причудливые, РЅРµ фигуры - только фон, РЅР° котором, РїРѕ мысли скиталицы-странницы. Яснее выступает праведность СЃСѓРґР°, творимого здесь, РІ Калинове. Ртот СЃСѓРґ затаился РІ ожидании жертвы. Ржертва является: РІ раскатах РіСЂРѕРјР°, РІ сверкании молнии раздается естественное, честное слово. Грех РѕРґРёРЅ РёР· главных страхов человека. Рђ что будет дальше. Судить любит каждый, Р° РЅР° месте грешника любому страшно. Р’ Калинове грешникам пощады нет.
п»ї