«Война и мир»: главная книга графа Л.Н. Толстого
Ранчин А. М.
С 1856 по 1863 г. Толстой писал роман о декабристах (были написаны три первые главы). Роман строился на противопоставлении людей старого времени, «14 декабря», с их энергией и молодостью души, нынешнему апатичному поколению. (Такого рода антитеза ранее встречалась в «Двух гусарах».) Главный герой романа, вернувшийся из сибирской ссылки Пьер Лабазов, и его жена Наташа напоминают будущих героев «Войны и мира» — Пьера Безухова и Наташу Ростову.
РљРѕСЂРЅРё событий 14 декабря 1825 Рі. автор романа увидел РІ событиях Отечественной РІРѕР№РЅС‹ 1812 Рі. - времени РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ пробуждения СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа, единения дворянства Рё простых людей РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ иноземным врагом. РќРѕ изображать победоносную Рё славную для СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ оружия РІРѕР№РЅСѓ 1812 Рі., РЅРµ упоминая Рѕ проигранных СЂСѓСЃСЃРєРёРјРё кампаниях 1805 Рё 1807 Рі. Толстой считал нечестным. Так РІРѕР·РЅРёРє замысел романа “Война Рё мир”. Роман писался Рё перерабатывался Толстым РЅР° протяжении 1863-1869 РіРі (издан РІ 1865-1869 РіРі., РІ изданиях 1873 Рё 1886 РіРі. РІ текст были внесены некоторые изменения). Начало будущего романа, озаглавленное В«1805 РіРѕРґВ», было напечатано РІ журнале Рњ. Рќ. Каткова «Русский вестник» (1865. в„– 1, 2; 1866. в„– 2, 3, 4, 5). Рто будущий первый том. Р’ первом издании 1867—1869 РіРі. текст «Войны Рё мира» был разделен РЅР° 6 томов, РІ 1868—1869 РіРі. было напечатано второе отдельное издание, текст романа автор внес некоторые стилистические изменения. Р’ 1873 Рі. РІ третьем издании «Войны Рё мира» текст был разделен РЅР° четыре тома, Р° историко-философские главы вынесены РІ отдельное приложение, названное «Статьи Рѕ кампании 1812 года»; было удалено большинство французских текстов РёР· речей персонажей. Р’ издании 1886 Рі. эти главы были РІРЅРѕРІСЊ внесены РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ текст РєРЅРёРіРё, Р° французская речь восстановлена. (Рздание осуществлялось, однако, практически без участия автора, после РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ перелома начала 1880-С… РіРі. утерявшего прежний интерес Рє своему творчеству; текст готовила РЎ. Рђ. Толстая, ее консультировал критик Рќ. Рќ. Страхов.) Большинство текстологов — исследователей творчества Толстого признают каноническим текст изданий 1868—1869 Рё 1886 РіРі., РЅРѕ СЃ учетом стилистической правки РІ издании 1873 Рі. Рменно так напечатан роман РІ Полном собрании сочинений РІ 90 С‚. (С‚. 9—12, РґРІР° тиража: 1930—1933; 1937—1940) Рё (СЃ существенными исправлениями) РІ Собрании сочинений РІ 20 С‚. (С‚. 4—7, 1961—1963). Ртот текст воспроизведен РІ издании: Толстой Р›. Рќ. Собрание сочинений: Р’ 22 С‚. Рњ., 1979—1981. Рў. 4—7.
РќР° протяжении семи лет работы над романом замысел Толстого претерпевал серьезные изменения. Было отброшено первоначальное заглавие «Три поры», отражающее намерение изобразить такие СЌРїРѕС…Рё, как период РІРѕР№РЅ СЃ Наполеоном, время декабристского движения Рё 1856 Рі., РіРѕРґ возвращения сосланных декабристов РёР· РЎРёР±РёСЂРё. Центром произведения становились события 1812 Рі. Отказался автор Рё РѕС‚ более позднего заглавия «Все хорошо, что хорошо кончается», рождающего ненужные ему ассоциации СЃ традиционным семейным романом СЃРѕ счастливой развязкой Рё СЃ историческими романами РІ РґСѓС…Рµ Р’. Скотта, завершавшимися свадьбой героя Рё героини. Р’ СЂСѓРєРѕРїРёСЃРё произведения конца 1867 Рі. наконец появляется всем известное название «Война Рё РјРёСЂВ» — РЅРѕ слово «миpВ» здесь написано чере В«iВ», «мipВ» (РІ печатном же тексте было написание «мир»). Р’ отличие РѕС‚ слова «мир», означающего отсутствие РІРѕР№РЅС‹, «мipВ» значило «вселенная, СЂРѕРґ людской, общество» (Даль Р’. Толковый словарь живого великорусского языка. Рњ., 1995. Рў. 2. Р—О. РЎ. 330—331). Р’ заглавии романа это слово многозначно, сохраняя смыслы, присущие Рё «миру», Рё «мiСЂСѓВ».
Кутузов, лукавый царедворец, каким его первоначально хотел изобразить Толстой, превратился РІ величественного Рё простого «старого человека», стал символом СЌРїРѕС…Рё 1812 Рі. Рто перемена совершилась, РїРѕ признанию автора, РїРѕРґ влиянием общения СЃ крестьянскими детьми РІ Яснополянской школе: для детей фельдмаршал был «свой», любимый «дедушка». Очень непохож РІ планах Рё ранних редакциях романа «молодой человек»-офицер, будущий РєРЅСЏР·СЊ Андрей Болконский. Первоначально Толстой предполагал описать его гибель РІ Аустерлицком сражении, затем отказался РѕС‚ этого намерения. Также очень переменились РїРѕ мере работы автора над романом РђРЅРЅР° Павловна Шерер Рё РєРЅСЏРіРёРЅСЏ Друбецкая (вначале изображенные СЃ симпатией), Наташа Ростова (РІ образе которой еще РЅРµ было чарующей Рё пленительной поэтичности), Пьер Безухов (первоначально РЅРµ бывший любимым героем Толстого).
Работа над романом была проделана грандиозная. Рзменения вносились даже РІ последний момент, РІ корректуру. Р’ ответ РЅР° сетования издателя Рџ. Р. Бартенева автор признавался: «Не марать так, как СЏ мараю, СЏ РЅРµ РјРѕРіСѓ, Рё твердо знаю, что маранье это идет РІ великую пользу… РўРѕ именно, что вам нравится, было Р±С‹ РјРЅРѕРіРѕ хуже, ежели Р±С‹ РЅРµ было раз 5 перемарано».
«Война Рё РјРёСЂВ» мало похожа РЅР° классический роман. Автор РІ статье «Несколько слов РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ РєРЅРёРіРё “Война Рё мир”» (1868) противопоставлял СЃРІРѕРµ произведение Рё роману, Рё РїРѕСЌРјРµ (очевидно, подразумевая РїРѕСЌРјСѓ РІ РїСЂРѕР·Рµ, наподобие «Мертвых душ» Рќ. Р’. Гоголя), Рё исторической С…СЂРѕРЅРёРєРµ: «“Война Рё мир” есть то, что хотел Рё РјРѕРі выразить автор РІ той форме, РІ которой РѕРЅРѕ выразилось». Толстой предпочитал называть СЃРІРѕРµ произведение просто «книгой». Р’ ней нет традиционного любовного треугольника, любовного или социального конфликта как РѕСЃРЅРѕРІС‹ сюжета. Обычно ключевыми элементами романа - кульминацией или развязкой - были дуэль, женитьба или смерть персонажей. Между тем, женитьба РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· главных героев, Пьера Безухова РЅР° пустой Рё безнравственной светской красавице Рлен Курагиной РїСЂСЏРјРѕ мало влияет РЅР° последующие события его жизни. Дуэль Пьера СЃ любовником Рлен Долоховым РЅРµ является пружиной действия. Умирает РґСЂСѓРіРѕР№ любимый толстовский герой, РєРЅСЏР·СЊ Андрей Болконский, Р° повествование продолжается. Пьер женится РЅР° Наташе Ростовой. РќРѕ роман заканчивается РЅРµ описанием РёС… свадьбы, Р°, казалось Р±С‹, случайной сценой - изображением СЃРЅР° Николеньки, сына РєРЅСЏР·СЏ Андрея. Р’ этом СЃРЅРµ соединились РІ РѕРґРЅРѕ лицо РґРІР° главных героя - РєРЅСЏР·СЊ Андрей Рё Пьер Безухов, Рё СЃРѕРЅ предвещает бедствия Пьера-будущего декабриста. Одновременно история Николеньки — это словно продолжение исканий отца. Мальчику видится РѕРЅ сам, его отец Рё РѕРЅ же — Пьер, РІ шлемах античных героев. Мальчик грезит Рѕ славе, РІ тщете которой РєРѕРіРґР°-то убедился РєРЅСЏР·СЊ Андрей.
Ртот странный, необычный роман имеет открытый финал - будущее семьи Пьера Рё Наташи неизвестно Рё лишь смутно угадывается. РќРµ внешние перемены РІ судьбах героев, Р° РёС… духовная эволюция, РёС… нравственные РїРѕРёСЃРєРё составляют подлинное содержание “Войны Рё мира”.
Две основные линии “Войны и мира” - история двух друзей Пьера Безухова и Андрея Болконского. Две эти линии соединяет образ юной графини Наташи Ростовой - невесты князя Андрея, позднее, спустя время после его смерти - жены Пьера («<…>Две главные семьи романа представляют много общего с предками Л<ьва> Н<иколаеви>ча как со стороны матери, так и со стороны отца.
“Наташа”, Рё то почти списана Р›. Рќ. СЃ натуры. РњРЅРѕРіРѕ черт РІ нее вошло РёР· типа его свояченицы, меньшой сестры графини, теперь Татьяны Андреевны РљСѓР·РјРёРЅСЃРєРѕР№; вошли также РІ нее Рё черты графини РЎ<офьи> Рђ<ндреевны>. РџРѕ ее словам, Р›<ев> Рќ<иколаеви>С‡ так выражался РїСЂРѕ Наташу: “Я РІР·СЏР» Таню, перетолок ее СЃ Соней, Рё вышла Наташа». — Бирюков Рџ. Р. Биография Льва Николаевича Толстого. РР·Рґ. 3-Рµ, РёСЃРїСЂ. Рё РґРѕРї. Рњ.; РџРі., 1923. Рў. 2. РЎ. 16).
РПьер Рё особенно РєРЅСЏР·СЊ Андрей РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ через увлечение Наполеоном. РљРЅСЏР·СЊ Андрей мечтает Рѕ великой славе. Р’Рѕ время сражения СЃ армией Наполеона РїСЂРё Аустерлице, подхватив падающее знамя, РѕРЅ устремился навстречу врагу, желая увлечь Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ солдат. Внезапно его тяжело ранило. РћРЅ упал РЅР° землю Рё увидел высоко над СЃРѕР±РѕР№ голубое небо. Рто небо для РєРЅСЏР·СЏ Андрея становится символом высшей божественной гармонии Рё подлинного величия. РљРЅСЏР·СЊ Андрей прозревает, освобождается РѕС‚ РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ слепоты: “Как тихо, СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ Рё торжественно, совсем РЅРµ так, как СЏ бежал... совсем РЅРµ так ползут облака РїРѕ этому высокому бесконечному небу. Как же СЏ РЅРµ видал прежде этого высокого неба? Ркак СЏ счастлив, что узнал это наконец. Да! РІСЃРµ пустое, РІСЃРµ обман, РєСЂРѕРјРµ этого бесконечного неба”. Андрей Болконский постигает РІ эту минуту РІСЃСЋ ложь наполеоновского величия, актерство Рё лицемерие французского императора. Образы РїСЂРёСЂРѕРґС‹ РІ “Войне Рё мире” – откровение Рѕ правде РјРёСЂР°. РћРЅРё постоянно противопоставлены суете, эгоистичности, низменности ложной жизни людей (прежде всего - людей высшего света), чуждых духовных стремлений. Возрождение опустошенного РєРЅСЏР·СЏ Андрея, утратившего смысл существования, потерявшего жену, символизирует старый засохший РґСѓР±, который весной пускает свежие молодые побеги. Схваченный французами, испытавший ужас расстрела Пьер Безухов постигает РІ плену, что главная, неподвластная РЅРёРєРѕРјСѓ его ценность - бессмертная душа. Рто освобождающее чувство РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє Пьеру, РєРѕРіРґР° РѕРЅ созерцает ночное звездное небо. Красота бытия воплощена для героев “Войны Рё мира” - Пьера Рё РєРЅСЏР·СЏ Андрея - Рё РІ образе угловатой, лишенной внешней красивости, РЅРѕ истинно поэтичной Рё душевной Наташи Ростовой. Случайно услышанный лунной ночью РІ имении Отрадное разговор восторженной Наташи СЃ РґРІРѕСЋСЂРѕРґРЅРѕР№ сестрой Соней возвращает счастье молодости Рё непосредственность чувств РєРЅСЏР·СЋ Андрею.
Черта любимых героев Толстого - способность к движению и к духовному росту. РПьер, и князь Андрей освобождаются от ложных идей благодаря общению с простыми русскими людьми. Для князя Андрея это капитан Тушин и подчиненные ему солдаты-артиллеристы, с которыми Андрей познакомился в сражении с Наполеоном при Шенграбене. Пьеру высшую ценность простоты открывают солдаты, которых он видит на Бородинском поле. Солдат Платон Каратаев помогает понять Пьеру, что смысл жизни - в ней самой, в ее простых и естественных радостях, в интуитивном доверии к жизни, в смиренном приятии выпадающих ему бед.
Естественность РІ романе Толстого противопоставлена ложной, поверхностной жизни. Проста Рё естественна Наташа Ростова - юная “графинечка”, самозабвенно исполняющая СЂСѓСЃСЃРєРёР№ народный танец. Просты, чужды актерства Рё фальши СЂСѓСЃСЃРєРёРµ солдаты, совершающие РїРѕРґРІРёРіРё РїРѕ-будничному, без единой мысли Рѕ славе. РџСЂРѕСЃС‚ СЂСѓСЃСЃРєРёР№ полководец Кутузов, олицетворяющий, как Рё Платон Каратаев, полноту обретенного смысла жизни. Рљ этой простоте, Рє освобождению РѕС‚ мелких Рё эгоистических чувств движутся Рё Андрей, Рё Пьер. Андрей, смертельно раненный РїСЂРё Бородине, обретает бесконечную любовь РєРѕ всем людям, Р° затем, накануне кончины, - полную отрешенность РѕС‚ всех земных забот Рё волнений, высшую умиротворенность. Открытая РёРј истина любви Рє Богу неотмирна Рё, зная ее, герой может только умереть. Рта истина беспечальная, рождающая СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ-равнодушное отношение Рє людям, Рє земным привязанностям, Рє оставляемой временной жизни. Рќ.РЎ. Лесков так оценил описание умирания-прозрения РєРЅСЏР·СЏ Андрея: «Какая простая Рё поистине прекрасная, неподражаемая картина смерти! РќРё РІ РїСЂРѕР·Рµ, РЅРё РІ стихах РјС‹ РЅРµ знаем ничего равного этому описанию. <…> …(Р)то тихое Рё СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕРµ “пробуждение РѕС‚ СЃРЅР° жизни”. Глядя таким взглядом РЅР° смерть, умирать РЅРµ страшно. Человек СѓС…РѕРґРёС‚ отсюда, Рё это хорошо. Рчувствуешь, что это хорошо, Рё окружающие это чувствуют, что это РІ самом деле хорошо, что это прекрасно. РћРґРЅРѕ это представление дает нам чувствовать РІ миросозерцании автора нечто РёРЅРѕРµ, РЅРµ похожее РЅР° мировоззрение целой плеяды РґСЂСѓРіРёС… наших писателей <…>В», — написал РѕР± этом Рќ. РЎ. Лесков РІ статье «Герои Отечественной РІРѕР№РЅС‹ РїРѕ РіСЂ. Р›. Рќ. Толстому» (1869). — Лесков Рќ. РЎ. Собрание сочинений: Р’ 11 С‚. Рњ., 1958. Рў. 10. РЎ. 101—102
Пьер находит РїРѕРєРѕР№ Рё счастье РІ тихой семейной жизни СЃ Наташей. РќРѕ его искания РЅРµ окончились: разочаровавшийся РІ РѕРґРЅРѕРј «кружке», РІ масонстве, герой Толстого теперь погружается РІ деятельность тайного общества. РќРµ очевидно, что этот выбор безусловно истинен. РќРѕ важное само движение Пьера Рє правде. Р’ 1857 Рі. Толстой занес РІ дневник запись: В«Рстина РІ движеньи — только». РЎСѓРґСЊР±Р° Пьера — воплощение этой мысли.
Любимым персонажам Толстого противопоставлен великий позер Наполеон, увлеченно играющий роль “великого человека”. Его напоминают многочисленные “наполеоны” Рё “наполеончики” - СЂСѓСЃСЃРєРёР№ император Александр I, сановник Сперанский, фрейлина РђРЅРЅР° Шерер, семейство Курагиных, разыгрывающие любовь карьерист Борис Друбецкой Рё расчетливая Жюли Карагина Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ. Рти персонажи наделены преувеличенным представлением Рѕ собственном значении, РѕРЅРё внутренне пусты Рё бесчувственны. РћРЅРё испытывают жажду славу, чисто плотскую страсть, заботятся Рѕ карьере, любят красиво Рё РјРЅРѕРіРѕ говорить. Р РѕРЅРё РЅРµ знают любви Рє ближнему, РЅРµ чувствуют высшего смысла жизни.
Роман Толстого моралистичен, Рё автор вершит над героями СЃРІРѕР№ строгий Рё РЅРµ отменяемый СЃСѓРґ: утратой власти наказан Наполеон; смертью детей — Рлен Рё Анатоля — РєРЅСЏР·СЊ Василий Курагин Рё его СЃСѓРїСЂСѓРіР°. Семейство Курагиных вымарывается, истребляется СЃРѕ страниц РєРЅРёРіРё бытия, РІ то время как Николаю Рё Марье Ростовым, Пьеру Рё Рлен Безуховым создатель романа дарует долгую жизнь, счастливое отцовство Рё материнство.
Однако автор «Войны Рё мира» СЃСѓРґРёС‚ героев СЃ некоей особенной позиции, далекой РѕС‚ традиционного нравственного СЂРёРіРѕСЂРёР·РјР°. Отзывчивая, благодарная, милая РЎРѕРЅСЏ обречена РЅР° вечное девичество РЅРµ потому, что РґСѓСЂРЅР° душевно, РЅРѕ потому что лишена жизненной силы, являясь, РїРѕ словам Наташи, «пустоцветом». Толстому симпатичен заурядный Николай Ростов, живущий, как заведено РІ той среде, СЃ которой РѕРЅ себя отождествляет. (Рто, прежде всего, гусарское «братство».) Симпатичен энергией, страстью, волей Рє жизни. Ртическое РІ «Войне Рё мире» РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРЅРѕ РѕС‚ витального, РѕС‚ этой любви Рє бытию Рё Рє его радостям.
Любимые герои писателя далеко РЅРµ идеальны. Наташа, сначала РїРѕ-детски влюбленная РІ Бориса Друбецкого, потом полюбившая РєРЅСЏР·СЏ Андрея Рё почти сразу увлеченная чувственной страстью Рє Анатолю, Р° РІСЃРєРѕСЂРµ после того испытывающая зарождающуюся любовь Рє Пьеру, внешне напоминает любвеобильную Рлен. Кутежи Рё разврат Пьера, казалось Р±С‹, похожи РЅР° поступки Долохова или Анатоля, как Рё «гусарство» Николая Ростова или Денисова. РќРѕ Р·Р° внешним сходством таится различие. Душевная широта, открытость, причастность через страсть, через азарт Рє полноте бытия противопоставлены душевной ограниченности, самовлюбленности, притворству.
Не идеален в изображении Толстого и народ. Хозяин постоялого двора Ферапонтов, поджигающий дом, чтобы он не достался французам (и это для автора поступок, исполненный широты и даже величия), жестоко «в патриотическом озверении» избивает жену, предложившую до прихода Наполеона покинуть Смоленск. Против Наполеона поднимается «дубина народной войны». Но богучарские мужики бунтуют, не желая отпускать свою госпожу (совсем не тиранку), и хотят приветствовать «освободителя Наполеона». Единому чувству, «скрытой теплоте патриотизма», согревающей души солдат перед Бородинским сражением, противопоставлена тупая, дикая ярость толпы, дерущейся за царские бисквиты или забивающей насмерть несчастного «шпиона» Верещагина.
Р’ романе Толстого уравнены РІ своем значении исторические сцены Рё сцены частной, семейной жизни. Толстой одинаково РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ описывает Аустерлицкое сражение, битву РїСЂРё Бородине, военный совет штаба СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ армии РІ Филях Рё первый бал Наташи Ростовой, охоту старого графа Ростова Рё разговоры Пьера Рё Наташи Рѕ Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ детей. “Рсторические” главы РІ “Войне Рё мире” чередуются СЃ “семейными”. Толстой воспринимает происходящее именно СЃ точки зрения частного, “постороннего” человека, Р° РЅРµ СЃ точки зрения полководца или государственного деятеля. Так, Бородинское сражение увидено глазами штатского человека - Пьера Безухова, ничего РЅРµ понимающего РІ военной науке.
«Ослепительная сторона романа именно Рё заключается РІ естественности Рё простоте, СЃ какими РѕРЅ РЅРёР·РІРѕРґРёС‚ мировые события Рё крупные явления общественной жизни РґРѕ СѓСЂРѕРІРЅСЏ Рё горизонта зрения РІСЃСЏРєРѕРіРѕ выбранного РёРј свидетеля. Великолепная картина Тильзитского свидания, например, вращается Сѓ него, как РЅР° РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ РѕСЃРё своей, около юнкера или корнета, графа Ростова, ощущения которого РїРѕ этому РїРѕРІРѕРґСѓ составляют как Р±С‹ продолжение самой сцены Рё необходимый Рє ней комментарий. Без РІСЃСЏРєРѕРіРѕ признака насилования жизни Рё обычного ее С…РѕРґР° роман учреждает постоянную СЃРІСЏР·СЊ между любовными Рё РґСЂСѓРіРёРјРё похождениями СЃРІРѕРёС… лиц Рё Кутузовым, Багратионом, между историческими фактами громадного значения, Шенграбеном, Аустерлицем Рё треволнениями РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ аристократического кружка, будничный строй которого РѕРЅРё РЅРµ РІ состоянии одолеть, как РЅРµ РІ состоянии одолеть Рё вечных стремлений человеческого сердца Рє любви, деятельности, наслаждению», — так отметил эти черты романа критик Рџ. Р’. Анненков (Анненков Рџ. Р’. Рсторические Рё эстетические РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РІ романе РіСЂ. Р›. Рќ. Толстого «Война РјРёСЂВ» // Р’РѕР№РЅР° РёР·-Р·Р° «Войны Рё мира». РЎРџР±., 2002. РЎ. 46—47).
В представлении Толстого частная, семейная жизнь обыкновенных людей - такое же историческое событие, достойное внимания историка и писателя не меньше, чем переговоры царей и дипломатов или военные победы. Для Толстого, — замечает исследователь «Войны и мира» С. Г. Бочаров, — предметы и эпизоды в романе не распределяются по степени значимости в зависимости от того, изображают ли они домашний быт или историческое событие. В “Войне и мире” Толстой как раз развенчал историю, отделенную от простого быта людей, и всю вообще искусственную иерархию исторической и частной жизни как явлений высшего и низшего ранга. У Толстого, опровергающего привычку расценивать вещи по рангам, привитую людям официальным обществом, принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные и исторические, и само разделение это еще очень внешнее, хотя оно и напрашивается.
<…>
Существует, РїРѕ Толстому, единая жизнь людей, ее простое Рё общее содержание, коренная для нее ситуация, которая может раскрыться так же глубоко РІ событии бытовом Рё семейном, как Рё РІ событии, которое называется историческим. РРїРёР·РѕРґС‹ “Войны Рё мира” связаны между СЃРѕР±РѕР№ прежде всего РЅРµ единством действия, РІ котором участвуют РѕРґРЅРё Рё те же герои, как РІ обычном романе; эти СЃРІСЏР·Рё имеют вторичный характер Рё сами определяются РґСЂСѓРіРѕР№, более скрытой, внутренней СЃРІСЏР·СЊСЋ. РЎ точки зрения поэтики романа, действие РІ “Войне Рё мире” очень несосредоточенно Рё несобранно. РћРЅРѕ развивается параллельными линиями; СЃРІСЏР·СЊ внутренняя, составляющая “основу сцепления”, заключается РІ ситуации, РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ ситуации человеческой жизни, которую вскрывает Толстой РІ самых разных ее проявлениях Рё событиях» (Бочаров РЎ. Р“. Роман Р›. Толстого «Война Рё РјРёСЂ // Р’РѕР№РЅР° РёР·-Р·Р° «Войны Рё мира». РЎ. 358—359).
Понимание Толстым исторического значения частной жизни отчетливо выражено РІ строках РѕР± «истории-искусстве», написанных уже после окончания «Войны Рё мира»: В«Рстория-искусство, как Рё РІСЃСЏРєРѕРµ искусство, идет РЅРµ вширь, Р° вглубь, Рё предмет ее может быть описание жизни всей Европы Рё описание месяца жизни РѕРґРЅРѕРіРѕ мужика РІ XVI веке».
«Официальную» историю «великих людей» Толстой беспощадно изобличает. Работая над романом, РѕРЅ записывает РІ дневник: «Я зачитался историей Наполеона Рё Александра. Сейчас меня облаком радости сознания возможности сделать великую вещь охватила мысль написать психологическую историю: роман Александра Рё Наполеона. Р’СЃСЋ подлость, РІСЃСЋ фразу, РІСЃРµ безумие, РІСЃРµ противоречие людей, РёС… окружавших, Рё РёС… самих». Рсторические сочинения Рё мемуары Толстой штудировл внимательнейшим образом. РћРЅ писал без РІСЃСЏРєРѕРіРѕ преувеличения: «Везде, РіРґРµ РІ моем романе РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ Рё действуют исторические лица, СЏ пользовался материалами, РёР· которых Сѓ меня РІРѕ время моей работы образовалась целая библиотека РєРЅРёРі, заглавия которых СЏ РЅРµ нахожу надобности выписывать здесь, РЅРѕ РЅР° которые СЏ РјРѕРіСѓ сослаться».
РЎРІРѕСЋ задачу РїСЂРё изображении исторических лиц автор сформулировал РІ статье «Несколько слов РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ РєРЅРёРіРё “Война Рё мир”»: В«Рсторик Рё художник, описывая историческую СЌРїРѕС…Сѓ, имеют РґРІР° совершенно различные предмета <…> Рсторик обязан РёРЅРѕРіРґР°, пригибая истину, подводить РІСЃРµ действия исторического лица РїРѕРґ РѕРґРЅСѓ идею, которую РѕРЅ вложил РІ это лицо. Художник, напротив, РІ самой одиночности этой идеи РІРёРґРёС‚ несообразность СЃ своей задачей Рё старается только понять Рё показать РЅРµ известного деятеля, Р° человека… Р’СЃРµ это СЏ РіРѕРІРѕСЂСЋ Рє тому, чтобы показать неизбежность лжи РІ военных описаниях, служащих материалом для военных историков, Рё потому показать неизбежность частых несогласий художника СЃ историком РІ понимании исторических событий».
Соединение “семейных” глав с развернутым описанием исторических событий, соединение в “Войне и мире” нескольких сюжетных линий, включение в его текст многих десятков персонажей были чертами, совершенно новыми для современного Толстому романа. Позднейшие исследователи назвали “Войну и мир” романом-эпопеей. Развернутое объяснение жанра «Войны и мира» как одновременно «семейной хроники» и «эпопеи» дал критик Н. Н. Страхов в цикле из четырех статей о «Войне и мире».
Р’ историко-философских главах “Войны Рё мира” писатель раскрывает СЃРІРѕРµ понимание смысла Рё законов истории. Рсторическая концепция Толстого РЅРµ была неким чудачеством. Р’ 1868 Рі. автор «Войны Рё мира» писал историку Рё литератору Рњ. Рџ. РџРѕРіРѕРґРёРЅСѓ РѕР± этих воззрениях: «взгляд РЅР° историю» — «плод всей умственной работы» его жизни Рё образует «нераздельную часть того миросозерцания, которое Бог РѕРґРёРЅ знает, какими трудами Рё страданиями выработалось РІРѕ РјРЅРµ <…>В». РџРѕ его мнению, исторические события определяются совпадением множества причин, Рё потому люди РЅРµ установить причины этих событий. Толстой ожесточенно Рё язвительно полемизирует СЃ мнением Рѕ решающей роли великих людей - царей, полководцев, дипломатов - РІ истории. Чем выше место человека РІ обществе Рё РІ государстве, тем СЃ большим числом обстоятельств РѕРЅ должен считаться, - замечает Толстой. Подлинно великий человек РЅРµ вмешивается РІ таинственный, РЅРµ постижимый СѓРјРѕРј С…РѕРґ истории. РћРЅ только ощущает сердцем ее законы Рё стремится РЅРµ мешать С…РѕРґСѓ событий. Рменно таков РІ изображении Толстого Кутузов, РЅРµ заботящийся Рѕ военных планах, ведущий себя пассивно Рё рассеянно накануне решающих сражений. Рименно поэтому, убеждает писатель, победитель - Кутузов, Р° РЅРµ Наполеон, тщательно разрабатывавший военные планы, РЅРѕ РЅРµ ощущающий скрытого С…РѕРґР° событий, забывший, что нравственная правота РІ РІРѕР№РЅРµ 1812 РіРѕРґР° - РЅР° стороне СЂСѓСЃСЃРєРёС…. Толстой отвергал историческую науку, считая ее шарлатанством. РћРЅ допускал, что движение истории определяется РЅРµ волей людей, Р° Провидением, РЎСѓРґСЊР±РѕР№.
Однако идея Провидения была для Толстого не предметом веры или убеждения, а всего лишь гипотезой, почти метафорой, принимаемой при отсутствии иных объяснений (об этом прямо сказано на страницах «Войны и мира»).
Толстовская философия история РЅРµ была абсолютно оригинальной Рё РЅРѕРІРѕР№. Как показал Р‘. Рњ. Рйхенбаум, РЅР° автора «Войны Рё мира» повлияли идеи нескольких очень разных авторов — французского анархиста Р–. РџСЂСѓРґРѕРЅР° (РѕРґРЅР° РёР· РєРЅРёРі которого, знакомая Толстому, так Рё называется «Война Рё РјРёСЂВ»), французского консервативного мыслителя Р–. РґРµ Местра, английского историка Р“. Рў. Бокля, СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ историка Рњ. Рџ. РџРѕРіРѕРґРёРЅР°, близкого Рє славянофилам историка-дилетанта Рё математика РєРЅСЏР·СЏ РЎ. РЎ. РЈСЂСѓСЃРѕРІР°. — Рйхенбаум Р‘. Рњ. Лев Толстой. Рњ.; Р›., РљРЅ. 2. РЎ. 281—384.
Впрочем, сходство историософии Толстого СЃ идеями Бокля, РџРѕРіРѕРґРёРЅР° или РЈСЂСѓСЃРѕРІР°, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, РЅРµ стоит преувеличивать: РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј это совпадение РІ частностях или РІ языке описания. РЎРј. РѕР± этом: Лурье РЇ. РЎ. Рсторический «атомизм» РІ «Войне Рё мире» // Лурье РЇ. РЎ. После Льва Толстого: Рсторические воззрения Толстого Рё проблемы РҐРҐ века. РЎРџР±., 1993. РЇ. РЎ. Лурье показывает Рё отличие толстовского понимания роли народа РІ РІРѕР№РЅРµ 1812 Рі. РѕС‚ славянофильского представления Рѕ народе: РїРѕ Толстому, РЅРµ мистическое начало, РЅРµ религиозный подъем, Р° обыкновенные простые человеческие стремления, сложившись воедино, привели Рє изгнанию армии Наполеона РёР· Р РѕСЃСЃРёРё.
Противоречия толстовской историософии, о которых писали критики и обыкновенно пишут исследователи, Я. С. Лурье считает мнимыми.
Р’ жизни «частных» людей — вымышленных персонажей — этому сверх- Рё внерациональному стихийному началу соответствует случай, разбивающий РІСЃРµ ожидания. Андрей Болконский РЅР° поле Аустерлица снискал столь РґРѕСЂРѕРіСѓСЋ для него еще мгновение назад похвалу Наполеона — Рё осознал ничтожество недавнего РєСѓРјРёСЂР°. Пьер женился РЅР° Рлен, Р° вместо счастья обрел РјСѓРєРё ревности Рё оскорбленного достоинства. Ранение РёРј Долохова РЅР° дуэли внезапно вызывает РЅРµ злую радость, РЅРµ удовлетворение мести, РЅРѕ ощущение бессмысленности существования. Вместо задуманного убийства Наполеона — РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ этого плана одержимость «наполеоновской» идеей героического поступка, как РєРѕРіРґР°-то Сѓ РєРЅСЏР·СЏ Андрея — Пьер спасает девочку Рё защищает женщину РѕС‚ французских солдат. Добрые поступки Пьера увенчивает отнюдь РЅРµ «награда», ожидаемая читателем, привыкшим Рє традиционным сюжетам. Безухов попадает РІ плен, Рё лишь чудо, чудо человеческого понимания Рё сострадания — милосердие, РІРґСЂСѓРі проявленное жестоким маршалом Даву, — спасает его РѕС‚ расстрела. Р РІРѕС‚ РІ плену, РЅР° этапе РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ встреча СЃ Платоном Каратаевым, может быть, главная РІ жизни Пьера. Некая высшая сила, которую принято именовать Провидением, прикрываясь личиною случая, ведет героев.
«Рецензии РЅР° “Войну Рё мир” похожи сейчас РЅР° хулиганство. Никто (РєСЂРѕРјРµ Страхова) ничего РЅРµ понял», — писала Рѕ восприятии романа РІ критике Р›. РЇ. Гинзбург (Гинзбург Р›. РЇ. Литература РІ поисках реальности. Р›., 1987. РЎ. 114). Рсследовательница почти РЅРµ преувеличивала. РљРЅРёРіР° имела громадный успех, РЅРѕ рецензенты РЅРµ могли, Р°, как правило, Рё РЅРµ желали (РїРѕ причинам идеологическим) его объяснить. Отмечая успех романа, литератор Рё РїРѕСЌС‚ радикального направления Р”. Р”. Минаев добавлял: «Пусть РґСЂСѓРіРёРµ радуются, коли есть охота, РЅРѕ РІ сущности радоваться тут решительно нечему» (Дело. 1868. в„– 4. Отд. II. РЎ. 202). Р”. Р. Писарев, высоко оценивая талант писателя, СЃСѓРґРёС‚ неумолимым СЃСѓРґРѕРј его героев: для критика автор «Войны Рё мира» певец «старого барства», Р° ценность романа РІ том, что правда жизни победила авторскую идею: «старое барство» бесплодно Рё достойно лишь гримасы отвращения. Рњ. Рљ. Цебрикова перевела разговор РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ женской эмансипации, СЃ сожалением отметив, что Наташа РЅРµ дотягивает РґРѕ девиц-эмансипе. Рќ. Р’. Шелгунов изобличал ретроградные историософские взгляды Толстого: «“Война Рё мир”, РІ сущности, — славянофидьский роман, РІ котором напутаны правда СЃ ложью, наука СЃ невежеством, благо СЃРѕ злом, прогресс СЃ отсталостью. Рто какая-то смесь немногого хорошего СЃРѕ РјРЅРѕРіРёРј дурным, возводящая графа Пьера РІ руководящий идеал, долженствующий обновить Рё просветить Р РѕСЃСЃРёСЋ. Только будет ли лучше, если судьбами Р РѕСЃСЃРёРё Р±СѓРґСѓС‚ управлять такие умные люди?В» (Р’РѕР№РЅР° РёР·-Р·Р° «Войны Рё мира». РЎ. 352).
В. В. Берви-Флеровский, писавший под псевдонимом С. Навалихин, утверждал: «Читая военные сцены романа, постоянно кажется, что ограниченный, но речистый унтер-офицер рассказывает о своих впечатлениях в глухой и наивной деревне». Князя Андрея критик аттестует как «цивилизованного бушмена» (Болконский «туп и ограничен»), а Николая Ростова — как «бушмена цивилизованного» (Дело. 1868. № 6. Отд. II. С. 25, 22, 24).
Р’ радикальной сатирической В«Рскре» печатались СЂРёСЃСѓРЅРєРё-карикатуры РЅР° героев романа СЃ РїРѕРґРїРёСЃСЏРјРё гекзаметром — стихом античных героических РїРѕСЌРј. Например, такая: «Гости СѓР¶ РІСЃРµ собрались — Рё РЅР° блюде горячем / Р’РёРєРѕРЅС‚ РґРµ Мортмарт был предложен. / РќРµ бойтесь, детки, кушать его ведь РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚. / Рто сравненье — РІ эстетической сказке своей эстетике дань отдаю СЏВ».
Голоса РёР· правого лагеря были также, РїРѕ большей части, враждебными: «в романе собраны только РІСЃРµ скандальные анекдоты военного времени той СЌРїРѕС…РёВ» (РќРѕСЂРѕРІ Рђ. РЎ. Р’РѕР№РЅР° Рё РјРёСЂ (1805—1812) СЃ исторической точки зрения Рё РїРѕ воспоминаниям совпременников. РЎРџР±., 1868. РЎ. 2); «это уже РЅРµ скептицизм, Р° чисто нравственно-литературный материализм. Безбожие опустошает небо Рё будущую жизнь. Рсторическое вольнодумство Рё неверие опустошают землю Рё жизнь Рё настоящего отрицанием событий минувшего Рё отрешением народных личностей <…> Р’ упомянутой РєРЅРёРіРµ трудно решить Рё даже догадываться, РіРґРµ кончается история Рё РіРґРµ начинается роман, Рё обратно. Рто переплетение, или, скорее, перепутывание истории Рё романа, без сомнения, вредит первой Рё окончательно, перед СЃСѓРґРѕРј здравой Рё беспристрастной критики, РЅРµ возвышает истинного достоинства последнего, С‚. Рµ. романа» (Вяземский Рџ. Рђ. Воспоминания Рѕ 1812 РіРѕРґРµ // Р СѓСЃСЃРєРёР№ архив. 1869. в„– 1. РЎ. 186—187).
РНоров, и Вяземский уличали автора «Войны и мира» в сознательном искажении истории, в клевете на нее.
Критики, отрешившиеся РѕС‚ идеологического РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂР° Рё выделившие основные художественные особенности романа (Рџ. Р’. Анненков, Рќ. Р. Соловьев), оценили РёС… скорее как недостатки, чем как достоинства: ведь «Война Рё РјРёСЂВ» разительно РЅРµ соответствовала канону исторического романа.
Цикл статей Н. Н. Страхова, действительно, отчетливо выделяется на этом фоне.
Впрочем, кажется, и он в полной мере не разглядел и не оценил грандиозное словесное здание воздвигнутое Толстым. Банальное речение «Большое видится на расстоянии» в случае с «Войной и миром» как нельзя более уместно.