«Война и мир»
Р’РѕР№РЅР° Рё РјРёСЂВ
В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением " Война и мир ". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в " Войне и мире " он " любил мысль народную ". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа. Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества.
РЎ. Рџ. Бычков писал: " РџРѕ мысли Толстого, чем ближе РґРІРѕСЂСЏРЅРµ стоят Рє народу, тем острее Рё ярче РёС… патриотические чувства, богаче Рё содержательнее РёС… духовная жизнь. Р, напротив, чем дальше РѕРЅРё РѕС‚ народа, тем суше Рё черствее РёС… души, тем непривлекательнее РёС… моральные принципы ".
Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю, поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя, ибо они зависят от всех и ни от кого в отдельности. В своих философско-исторических отступлениях Толстой рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из " бесчисленного количества людских произволов ", то есть усилий каждого человека. Совокупность этих усилий выливается в историческую необходимость, отменить которую никто не может. По мнению Толстого, историю делают массы, и её законы не могут зависеть от желания отдельного исторического лица. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Толстой отказывается признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было " идею ", а также желания или власть отдельных, пусть даже и " великих " исторических деятелей. " Есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами, - пишет Толстой. - Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утверждённости Земли ". Перед историками Толстой ставит задачу " вместо отыскания причин... отыскание законов ". Толстой остановился в недоумении перед осознанием законов, которые определяют " стихийно - роевую " жизнь народа. Согласно его взгляду, участник исторического события не может знать ни смысла и значения, ни - тем более - результата совершаемых действий. В силу этого никто не может разумно руководить историческими событиями, а должен подчиняться стихийному, неразумному ходу их, как подчинялись древние фатуму. Однако внутренний, объективный смысл изображённого в " Войне и мире " вплотную подводил к осознанию этих закономерностей. Кроме того, в объяснении конкретных исторических явлений сам Толстой очень близко подходил к определению действительных сил, руководивших событиями. Так, исход войны 1812 года был определён, с его точки зрения, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а " дубиной народной войны ", действовавшей с " простотой " и " целесообразностью ". Народ у Толстого выступает как творец истории: миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы творят историю, двигают общество вперёд, создают всё ценное в материальной и в духовной жизни, совершают всё великое и героическое. Рэту мысль - " мысль народную " - Толстой доказывает на примере войны 1812 года.
Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил " красоту ужаса " в войне. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель - пацифист, но при описании войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная. Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убеждён, что французов не пустят в Москву, " не должны ", но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что " решилась Расея! ". А если уж Россия гибнет, то нечего спасать своё добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось " дьяволам ". Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества " делом народным ", всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.
В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством, а и умеет сказать о нём, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны.
" Солдаты РІ моём батальоне, поверите ли, РЅРµ стали РІРѕРґРєСѓ пить: РЅРµ такой день, РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ ", - РІРѕС‚ Рё РІСЃС‘, что слышит РєРЅСЏР·СЊ Андрей РїСЂРѕ солдат РѕС‚ батальонного командира РўРёРјРѕС…РёРЅР°. Пьер Безухов вполне понимает смысл " неясных " Рё тоже слишком кратких слов солдат: " Всем народом навалиться хотят, РѕРґРЅРѕ слово - РњРѕСЃРєРІР°. РћРґРёРЅ конец сделать хотят ". Солдаты выражают уверенность РІ победе, готовность умереть Р·Р° Р РѕРґРёРЅСѓ. Р’ романе " Р’РѕР№РЅР° Рё РјРёСЂ " Толстой описывает РІРѕР№РЅСѓ 1812 РіРѕРґР° лишь РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёРё, справедливую РІРѕР№РЅСѓ. Р”. РЎ. Лихачёв писал: " Рсторическая сторона романа РІ её нравственно - победной части РІСЃСЏ оканчивается РІ Р РѕСЃСЃРёРё, Рё РЅРё РѕРґРЅРѕ событие РІ конце романа РЅРµ переходит Р·Р° пределы Р СѓСЃСЃРєРѕР№ земли. Нет РІ " Р’РѕР№РЅРµ Рё РјРёСЂРµ " РЅРё Лейпцигской битвы народов, РЅРё взятия Парижа. Рто подчёркивается смертью Сѓ самых границ Кутузова. Дальше этот народный герой " РЅРµ нужен ". Толстой РІ фактической стороне событий усматривает ту же народную концепцию оборонительной РІРѕР№РЅС‹... Вторгающийся враг, захватчик РЅРµ может быть РґРѕР±СЂ Рё скромен. Поэтому древнерусскому историку РЅРµ надо иметь точных сведений Рѕ Батые, Биргере, Торкале Кнутсоне, Магнусе, Мамае, Тохтамыше, Тамерлане, Рдигее, Стефане Батории или Рѕ любом РґСЂСѓРіРѕРј ворвавшемся РІ Р СѓСЃСЃРєСѓСЋ землю неприятеле: РѕРЅ, естественно, РІ силу РѕРґРЅРѕРіРѕ только этого своего деяния, будет РіРѕСЂРґ, самоуверен, надменен, будет поизносить РіСЂРѕРјРєРёРµ Рё пустые фразы. Образ вторгшегося врага определяется только его деянием - его вторжением. Напротив, защитник отечества всегда будет скромен, будет молиться перед выступлением РІ РїРѕС…РѕРґ, РёР±Рѕ ждёт помощи свыше Рё уверен РІ своей правоте. Правда, этическая правда РЅР° его стороне, Рё этим определён его образ ". РџРѕ Толстому, бесполезно противиться естественному С…РѕРґСѓ событий, бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. Р’Рѕ время Бородинской битвы, РѕС‚ РёСЃС…РѕРґР° которой РјРЅРѕРіРѕРµ зависело для СЂСѓСЃСЃРєРёС…, Кутузов " РЅРµ делал никаких распоряжений, Р° только соглашался или РЅРµ соглашался РЅР° то, что предлагали ему ". Р’ этой кажущейся пассивности проявляются глубокий СѓРј полководца, его мудрость. Сказанное подтверждают Рё проницательные суждения Андрея Болконского: " РћРЅ РІСЃС‘ выслушает, РІСЃС‘ запомнит, РІСЃС‘ поставит РЅР° СЃРІРѕС‘ место, ничему полезному РЅРµ помешает Рё ничего вредного РЅРµ позволит. РћРЅ понимает, что есть что то сильнее Рё значительнее его воли, - это неизбежный С…РѕРґ событий, Рё РѕРЅ умеет видеть РёС…, умеет понимать РёС… значение Рё, РІРІРёРґСѓ этого значения, умеет отрекаться РѕС‚ участия РІ этих событиях, РѕС‚ своей личной воли, направленной РЅР° РґСЂСѓРіРѕРµ ". Кутузов знал, что " решают участь сраженья РЅРµ распоряжения главнокомандующего, РЅРµ место, РЅР° котором стоят РІРѕР№СЃРєР°, РЅРµ количество пушек Рё убитых людей, Р° та неуловимая сила, называемая РґСѓС…РѕРј РІРѕР№СЃРєР°, Рё РѕРЅ следил Р·Р° этой силой Рё СЂСѓРєРѕРІРѕРґРёР» ею, насколько это было РІ его власти ". Слитность СЃ народом, единение СЃ простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля Рё идеалом человека.
Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис " Рыцари Лебедя ". Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчёркивает его старческую слабость. Кутузов в романе выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне " дедушки " Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши. С. П. Бычков писал: " Толстой, с присущей ему огромной проницательностью художника, правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые черты характера великого русского полководца Кутузова: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату. Вопреки лживой легенде, созданной официозной историографией об Александре I - спасителе отечества и отводившей Кутузову второстепенную роль в войне, Толстой восстанавливает историческую истину и показывает Кутузова как вождя справедливой народной войны.
Кутузов был связан СЃ народом тесными духовными узами, Рё РІ этом заключалась его сила как полководца. " Рсточник необычайной силы прозрения РІ смысл совершающихся явлений, - РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Толстой Рѕ Кутузове, - лежал РІ том народном чувстве, которое РѕРЅ РЅРѕСЃРёР» РІ себе РІРѕ всей чистоте Рё силе его. Только признание РІ нём этого чувства заставило народ такими странными путями его, РІ немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, РІ представителя народной РІРѕР№РЅС‹ ". Р’ " Р’РѕР№РЅРµ Рё РјРёСЂРµ " создаются как Р±С‹ РґРІР° идейных центра: Кутузов Рё Наполеон. Мысль Рѕ развенчании Наполеона возникла Сѓ Толстого СЃРІСЏР·Рё СЃ окончательным уяснением характера РІРѕР№РЅС‹ 1812 РіРѕРґР° как справедливой РІРѕР№РЅС‹ СЃРѕ стороны СЂСѓСЃСЃРєРёС…. Образ Наполеона раскрывается Толстым СЃ позиции " мысли народной ". РЎ. Рџ. Бычков писал: " Р’ РІРѕР№РЅРµ СЃ Россией Наполеон выступал РІ роли захватчика, стремившегося поработить СЂСѓСЃСЃРєРёР№ народ, РѕРЅ был косвенным убийцей РјРЅРѕРіРёС… людей, эта мрачная деятельность Рё РЅРµ давала ему, РїРѕ мысли писателя, права РЅР° величие. Толстой развенчивал легенду Рѕ Наполеоне СЃ позиций подлинного гуманизма. Уже СЃ первого появления Наполеона РІ романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера. Толстой тщательно, деталь Р·Р° деталью, выписывает портрет Наполеона, сорокалетнего, откормленного Рё барски изнеженного человека, надменного Рё самовлюблённого. " Круглый живот ", " жирные ляжки коротких РЅРѕРі ", " белая пухлая шея ", " потолстевшая короткая фигура " СЃ широкими, " толстыми плечами " - РІРѕС‚ характерные черты внешности Наполеона. РџСЂРё описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: " Толстая СЃРїРёРЅР° ", " обросшая жирная РіСЂСѓРґСЊ ", " выхоленное тело ", " опухшее Рё жёлтое " лицо, " толстые плечи " - РІСЃРµ эти детали СЂРёСЃСѓСЋС‚ человека, далёкого РѕС‚ трудовой жизни, разжиревшего, глубоко чуждого основам народной жизни. Наполеон был эгоистически самовлюблённым человеком, самонадеянно считавшим, что РІСЃСЏ вселенная повинуется его воле. Люди для него РЅРµ представляли интереса. Писатель СЃ тонкой иронией, РёРЅРѕРіРґР° переходящей РІ сарказм, разоблачает претензии Наполеона РЅР° РјРёСЂРѕРІРѕРµ господство, его постоянное позирование для истории, его актерство.
Наполеон РІСЃС‘ время играл, РІ его поведении Рё РІ его словах РЅРµ было ничего простого Рё естественного. Рто выразительно показано Толстым РІ сцене любования Наполеона портретом сына РЅР° Бородинском поле. Наполеон подошёл Рє портрету, чувствуя, " что то, что РѕРЅ скажет Рё сделает теперь, - есть история " ; " сын его РІ бильбоке играл земным шаром " - РІ этом выражалось величие Наполеона, РЅРѕ РѕРЅ хотел выказать " самую простую отеческую нежность ". Разумеется, это было чистое актерство.
РћРЅ РЅРµ выражал здесь искренних чувств " отеческой нежности ", Р° именно позировал для истории, лицедействовал. Рта сцена СЏСЂРєРѕ раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что СЃ занятием РњРѕСЃРєРІС‹ будет покорена Р РѕСЃСЃРёСЏ Рё осуществятся его планы завоевания РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ господства. Как РёРіСЂРѕРєР° Рё актёра писатель изображает Наполеона Рё РІ СЂСЏРґРµ последующих СЌРїРёР·РѕРґРѕРІ. Накануне Бородина Наполеон РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃРёС‚: " Шахматы поставлены, РёРіСЂР° начнётся завтра ". Р’ день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: " РРіСЂР° началась ". Далее Толстой показывает, что эта " РёРіСЂР° " стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер РІРѕР№РЅ Наполеона, стремившегося поработить весь РјРёСЂ. Р’РѕР№РЅР° - РЅРµ " РёРіСЂР° ", Р° жестокая необходимость, думает РєРЅСЏР·СЊ Андрей. Р РІ этом заключался принципиально РёРЅРѕР№ РїРѕРґС…РѕРґ Рє РІРѕР№РЅРµ, выражалась точка зрения РјРёСЂРЅРѕРіРѕ народа, вынужденного взяться Р·Р° оружие РїСЂРё исключительных обстоятельствах, РєРѕРіРґР° над СЂРѕРґРёРЅРѕР№ нависла СѓРіСЂРѕР·Р° порабощения ". РќР° Р±РѕСЂСЊР±Сѓ СЃ захватчиками поднялся весь СЂСѓСЃСЃРєРёР№ народ. Лев Николаевич Толстой считал, что роль отдельной личности РІ истории незначительна, что творят историю миллионные массы простых людей. Тушин Рё РўРёС…РѕРЅ Щербатый - типичные представители СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа, поднявшегося РЅР° Р±РѕСЂСЊР±Сѓ СЃ врагом. Лидия Дмитриевна Опульская писала Рѕ Тушине: " Толстой намеренно Рё РјРЅРѕРіРѕ раз подчёркивает невзрачность своего героя: " Небольшой сутуловатый человек, офицер Тушин, спотыкнувшись РЅР° С…РѕР±РѕС‚, выбежал вперёд, РЅРµ замечая генерала Рё выглядывая РёР· - РїРѕРґ маленькой ручки " ; "... закричал РѕРЅ тоненьким голоском, которому РѕРЅ старался придать молодцеватость, РЅРµ шедшую Рє его фигуре. - Второе, - пропищал РѕРЅ. - Круши, Медведев! " ; " Маленький человек, СЃ слабыми, неловкими движениями... выбегал вперёд Рё РёР· - РїРѕРґ маленькой ручки смотрел РЅР° французов ".
Толстой не смущался даже тем, что слово " маленький " дважды употреблено в одной фразе.
Вслед Р·Р° нею - его грозный приказ: " Круши, ребята! ", хотя выстрелы заставляют его " каждый раз вздрагивать ". Потом ещё будет сказано РїСЂРѕ " слабый, тоненький, нерешительный голосок ". Однако солдаты, " как Рё всегда РІ батарейной роте, РЅР° РґРІРµ головы выше своего офицера Рё РІРґРІРѕРµ шире его " (" как всегда " - это Толстой видел РЅР° Кавказе Рё РІ Севастополе) - " РІСЃРµ, как дети РІ затруднительном положении, смотрели РЅР° своего командира, Рё то выражение, которое было РЅР° его лице, неизменно отражалось РЅР° РёС… лицах ". Р’ итоге авторского описания РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ преображение: " Сам РѕРЅ представлялся себе РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРіРѕ роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам СЏРґСЂР° ". Глава заканчивается неожиданно, РЅРѕ вполне РІ РґСѓС…Рµ толстовского представления Рѕ людях РїРѕРґРІРёРіР°: " - До свидания, голубчик, - сказал Тушин, - милая душа! прощайте, голубчик, - сказал Тушин СЃРѕ слезами, которые неизвестно почему РІРґСЂСѓРі выступили ему РЅР° глаза ". Андрею Болконскому придётся защищать Тушина перед начальством, Рё его слова прозвучат уже торжественно: " РЇ был там Рё нашёл РґРІРµ трети людей Рё лошадей перебитыми, РґРІР° РѕСЂСѓРґРёСЏ исковерканными Рё прикрытия никакого... Успехом РґРЅСЏ РјС‹ обязаны более всего действию этой батареи Рё геройской стойкости капитана Тушина СЃ его ротой ". Так РёР· противоречий, РёР· сочетания " малого " Рё " великого ", СЃРєСЂРѕРјРЅРѕРіРѕ Рё поистине героического создаётся образ СЂСЏРґРѕРІРѕРіРѕ защитника Р РѕРґРёРЅС‹. Нетрудно видеть, что Рё облик руководителя народной РІРѕР№РЅС‹ - Кутузова - строится РїРѕ тем же художественным законам ". Толстой создаёт СЏСЂРєРёР№ образ неутомимого партизана, мужика РўРёС…РѕРЅР° Щербатого, приставшего Рє отряду Денисова. РўРёС…РѕРЅ отличался богатырским здоровьем, РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ физической силой Рё выносливостью. Р’ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ французами РѕРЅ проявляет ловкость, отвагу Рё бесстрашие. Характерен рассказ РўРёС…РѕРЅР° Рѕ том, как РЅР° него набросились четыре француза " СЃРѕ шпажонками ", Р° РѕРЅ РЅР° РЅРёС… пошёл СЃ топором. Рто перекликается СЃ образом француза - Фехтовальщика Рё СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ, орудующего РґСѓР±РёРЅРєРѕР№. РўРёС…РѕРЅ Рё есть художественная конкретизация " РґСѓР±РёРЅС‹ народной РІРѕР№РЅС‹ ". Лидия Дмитриевна Опульская писала: " РўРёС…РѕРЅ - образ вполне ясный. РћРЅ как Р±С‹ олицетворяет СЃРѕР±РѕСЋ ту " РґСѓР±РёРЅСѓ народной РІРѕР№РЅС‹ ", которая поднялась Рё СЃРѕ страшной силой гвоздила французов РґРѕ тех РїРѕСЂ, РїРѕРєР° РЅРµ погибло РІСЃС‘ нашествие. РћРЅ сам, добровольно, попросился РІ отряд Василия Денисова.
В отряде, постоянно нападавшем на вражеские обозы, оружия было много. Но Тихону оно было не нужно - он действует иначе, и его поединок с французами, когда надо было достать " языка ", вполне в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительной войне: " Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, - вскрикнул Тихон, размахнув и грозно хмурясь, выставляя грудь ". Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить " кресты, рубли, чины ". Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи " высшему свету ", проявляются и в характере царя.
Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: " Старый комедиант ". С. П. Бычков писал: " Нет, не Александр I был " спасителем отечества ", как это тщились изобразить казённые патриоты, и не среди приближённых царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира ". Платон Каратаев - воплощение " всего русского, доброго и круглого ", патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Образ Платона сложнее и противоречивее, он чрезвычайно много значит для всей историко-философской концепции книги. Не больше, впрочем, чем Тихон Щербатый. Просто это - другая сторона " мысли народной ". Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру Безухову, князю Андрею Болконскому, Наташе Ростовой. В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила, которая очищала и перерождала любимых героев Толстого, выжигала в их душе многие сословные предрассудки, себялюбивое чувство. В Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой, что и судьба народная. Андрей Болконский сближается с простыми солдатами. " В полку его называли " наш князь ", им гордились и его любили ", - писал Толстой. Он начинает видеть главное назначение человека в служении людям, народу. Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял, что будущее народа зависит не от воли правителей, а от самого народа. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Уже поняв внутренние пружины войны, Андрей Болконский ещё заблуждался относительно мира.
Его тянуло в высшие сферы государственной жизни, " туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов ". Но судьбы миллионов решают не Адам Чарторыжский, не Сперанский, не император Александр, а сами эти миллионы - такова одна из главных идей толстовской философии истории. Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней ясно подсказывают Болконскому, что преобразовательные планы холодного и самоуверенного Сперанского не могут сделать его, князя Андрея, " счастливее и лучше " (а это всего важнее в жизни!) и не имеют никакого отношения к жизни его богучаровских мужиков. Так впервые народная точка зрения входит как критерий в сознание Болконского ". Простые русские солдаты сыграли также решающую роль в моральном обновлении Пьера Безухова. Он прошёл через увлечение масонством, благотворительностью, и ничто не дало ему нравственного удовлетворения. Только в тесном общении с простыми людьми он понял, что цель жизни в самой жизни: " Пока есть жизнь, есть и счастье ". Уже на Бородинском поле, ещё до встречи с Каратаевым, у Пьера Безухова зарождается идея опрощения: " Солдатом быть, просто солдатом! " Встречи с простыми солдатами произвели сильнейшее действие на его душу, потрясли его сознание, возбудили желание переменить, перестроить всю свою жизнь. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Душевное спокойствие, уверенность в смысле жизни Пьер обретает, пережив героическое время 12-го года и страдания плена рядом с простыми людьми, с Платоном Каратаевым. Он испытывает " ощущение своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатлелись у него в душе под названием они ". " Солдатом быть, просто солдатом ", - с восторгом думает Пьер. Характерно, что и солдаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали " наш барин ", как Андрея " наш князь ". Пьер не может стать " просто солдатом ", капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего шара неистребимо в нём. Он горячо думает о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны ". Положительные черты Наташи Ростовой с особенной яркостью раскрываются в тот момент, когда она, перед вступлением французов в Москву, одушевлённая патриотическим чувством, заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых и когда она же - в другую, счастливую и радостную минуту - русской пляской и восхищением народной музыкой проявляет всю силу заключённого в ней национального духа. От Наташи исходит энергия обновления, освобождения от фальшивого, ложного, привычного, выводящая " на вольный божий свет ".
Рздесь её роль равносильна тому, что даёт ищущим героям Толстого общение с народом. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды ". В романе " Война и мир " облик каждого героя неразделим с его языковой характеристикой. Язык дворянской знати - офранцуженный, выражения и обороты его, несмотря на изысканность, стали привычными штампами, употребляемыми в светской беседе для любого случая. Лев Николаевич Толстой - знаток и ценитель великого русского языка. По речи героев произведения мы можем судить об отношении к ним автора. Толстой не вкладывает в уста своих любимых героев офранцуженный русский язык.
" Мысль народная " - главная идея романа " Война и мир ". Толстой знал, что жизнь, простая жизнь людей, с её " частными " судьбами, интересами и радостями, идёт своим чередом, независимо от встреч Наполеона с Александром, дипломатической игры или государственных планов Сперанского. Лишь те исторические события, которые приводят в движение народные массы, касаются судеб национальных, способны изменить - пусть драматически, но всегда благотворно - отдельного человека. Так очищаются и возвышаются в бедствиях Отечественной войны его любимые герои: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Каждый участник исторических событий для Толстого не менее важен, чем Наполеон. Направление воли миллионов людей, которые, с точки зрения Наполеона и тогдашней исторической науки, были бесконечно малыми единицами, определяет историческое развитие.
п»ї