"Великая депрессия" в развитых капиталистических странах
Одним из самых суровых экзаменов в истории экономики была «великая депрессия» в США, продлившаяся с осени 1929 по весну 1933 годов. Наверное, со времен Гражданской войны эта страна не переживала ничего подобного – буквально за полгода миллионы людей, жившие несравненно лучше, чем когда бы то ни было, и заметно лучше всего остального мира превратились в неуверенных в завтрашнем дне бедняков.
Мне кажется, что актуальность этой темы объясняется тем, что в нашей стране происходят процессы, схожие с теми, которые имели место во время «великой депрессии» в развитых капиталистических странах, и в частности, в США.
Поэтому цель реферата – понять причины произошедшего кризиса, его итоги и сущность тех мер, которые предпринимались для выхода из него.
Начало Великой депрессии
Великая депрессия (англ. GreatDepression) - рецессия мировой экономики, начавшаяся в большинстве мест в 1929 году и закончившаяся в начале 1933. Однако вплоть до 1939 года мир выходил из депрессии, поэтому 1930-е годы в целом считаются периодом Великой депрессии,он начался при республиканской администрации президента Герберта Гувера, обещавшего во время предвыборной компании «процветание» народу. Мировой экономический кризис сильно затронул наиболее развитые страны Запада, включая США, Канаду, Великобританию, Германию и Францию, но коснулся и других государств. В наибольшей степени пострадали промышленные города.
Предшествовали Великой депрессии события Биржевого краха США 1929 г.: обвальное падение цен акций, начавшееся в «Черный четверг» 24 октября 1929 г., принявшее катастрофические масштабы в «Черный понедельник» (28 октября) и «Черный вторник» (29 октября). 29 октября 1929 г. - день биржевого краха Уолл-Стрит.
Ркономисты РЅРµ пришли Рє единому мнению Рѕ причинах Великой депрессии. Существует СЂСЏРґ теорий РЅР° этот счёт, РЅРѕ, РїРѕ всей видимости, РІ возникновении экономического РєСЂРёР·РёСЃР° сыграла СЃРІРѕСЋ роль совокупность факторов.
24 октября 1929 г. в США началась беспрецедентная биржевая паника. В тот день на нью-йоркской бирже было продано 12,8 млн. акций, т.е. в 1,5 раза больше, чем когда-либо ранее. Через несколько дней, 29 октября, был достигнут новый пик спекулятивного ажиотажа, когда из рук в руки перешли 16,4 млн. акций. Курс ценных бумаг на нью-йорской бирже стремительно покатился вниз. Открывалась новая страница в истории Европы.
Краху предшествовал спекулятивныйбум середины 1920-С…, РІРѕ время которого миллионы американцев инвестировали СЃРІРѕРё средства РІ акции. Растущий СЃРїСЂРѕСЃ РЅР° акции взвинчивал цены РЅР° РЅРёС…, что привлекало РІСЃС‘ новых инвесторов, желавших обогатиться РЅР° инвестициях РІ акции. Ртот замкнутый РєСЂСѓРі привёл Рє образованию экономического пузыря. РџСЂРё этом РјРЅРѕРіРёРµ инвесторы покупали акции РІ кредит, занимая необходимые средства РІ банках. События 1929 РіРѕРґР° развивались РїРѕ следующему сценарию.
Впервые РјРѕР¶РЅРѕ было бить тревогу РІ марте 1929 РіРѕРґР°, РєРѕРіРґР° несколько недель падала цена акций РЅР° рынке недвижимости. Однако правительство отказывалось увеличить ставку РЅР° процент. РўРѕРіРґР°, РІ марте, СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° вышла РёР· РєСЂРёР·РёСЃР° сама. Падение РєСѓСЂСЃР° акций было значительным, РЅРѕ рынок выстоял. Р’РѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, РІ это время РІСЃРµ начали догадываться, что финансовый Р±СѓРј построен РЅР° спекуляциях, РЅР° завышенных ожиданиях прибыльности, РЅРѕ никто РЅРµ хотел остановиться, потому что надеялся, РєСѓРїРёРІ РґРѕСЂРѕРіРёРµ акции Рё недвижимость, чуть РїРѕР·Р¶Рµ продать РёС… ещё РґРѕСЂРѕР¶Рµ. РљСѓСЂСЃС‹ акций начали СЃРЅРѕРІР° расти. 24 октября 1929 РіРѕРґР° крупные РЅСЊСЋ-Р№РѕСЂРєСЃРєРёРµ банкиры начали выдавать брокерам кредиты только РґРѕ востребования СЃ условием погашения РІ 24 часа. Рто значило, что Рё фондовым брокерам Рё РёС… клиентам приходилось «сливать» СЃРІРѕРё акции РЅР° рынке РїРѕ любой цене, чтобы вернуть кредиты. 24 октября 1929 РіРѕРґР° акции начали активно продаваться, РЅРѕ фондовый рынок выстоял. Настоящий крах наступил 29 октября - началось обвальное падение акций, прежде всего РЅР° РќСЊСЋ-Р№РѕСЂРєСЃРєРѕР№ Р±РёСЂР¶Рµ. Р—Р° несколько часов акции потеряли РІ цене РІСЃРµ, что набрали Р·Р° предыдущий РіРѕРґ. День 29 октября 1929 Рі. назван черным вторником. Р’ этот день было продано 16,4 млн. акций, Р—Р° РѕРґРёРЅ день акции упали РІ общей СЃСѓРјРјРµ РЅР° 10 млрд. долларов, что означало резкое уменьшение количества кредитных денег Рё исчезновение кредитных денег РІ размере 10 млрд. долларов. Падение цен РЅР° акции продолжалось целую неделю. Ртолько 5 РЅРѕСЏР±СЂСЏ падение распространилось Рё РЅР° рынок товаров, особенно сезонного производства. Произошёл обвал цен РЅР° пшеницу - РІ этот день цены РЅР° пшеницу упали почти РґРѕ нуля. 13 РЅРѕСЏР±СЂСЏ рынок достиг исторического РјРёРЅРёРјСѓРјР°. Резко упали также цены РЅР° хлопок. Р—Р° три недели кошмара убытки РЎРЁРђ превысили РІСЃРµ затраты Р·Р° РіРѕРґС‹ Первой РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ Рё составили примерно 30 млрд. долларов того времени, то есть треть национального РґРѕС…РѕРґР°.
Банки отреагировали позднее акционерных обществ. Рсчезновение кредитных денег вызвало падение доверия РєРѕ всем кредитным деньгам Рё банки перестали давать кредиты. Р’ силу трудностей сбыта Рё невозможности получить РіРґРµ-либо кредиты РїРѕ всей стране прокатилась волна банкротств. Р’ начале 20-С… РіРѕРґРѕРІ РІ РЎРЁРђ насчитывалось около 30 тыс. банков. Р’ РёС… активах значительную часть составляли ценные бумаги, СЃСЃСѓРґС‹ РїРѕРґ залог ценных бумаг, РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ недвижимости Рё сельских земель. После биржевого краха большая часть ценных бумаг Рё недвижимости резко обесценилась, Р° значительная часть СЃСЃСѓРґ стала невозвратной, РїСЂРё этом произошло резкое сокращение ресурсной базы банков РІ результате массового изъятия вкладов населения, снижение остатков предприятий. Р’ результате банкротства банков приняли массовый характер. Сыграл СЃРІРѕСЋ негативную роль дефолт СЂСЏРґР° стран Латинской Америки Рё РђР·РёРё. Как известно, крупные американские банки инвестировали РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ этих стран Рё являлись держателями большого объема РёС… государственных Рё частных облигаций. Общие изъятия вкладов перед РєСЂРёР·РёСЃРѕРј составили около 5-6 млрд. долл. Начиная СЃ 1932 Рі. значительная часть банков пыталась ограничить выдачу наличных СЃРІРѕРёРј вкладчикам. Первый прецедент создал штат Невада, закрывший РІ октябре 1932 Рі. РІСЃРµ банки штата. Напряжение стало нарастать СЃ начала 1933 Рі. Примерно Р·Р° 1 месяц РёР· крупнейших банков РЎРЁРђ было изъято около 2.3 млрд. долл. (около 15% всех депозитов). Считается, что полномасштабный банковский РєСЂРёР·РёСЃ РЎРЁРђ начал СЃРІРѕРµ шествие СЃ февраля 1933 Рі., РєРѕРіРґР° РІ Детройте СЂСѓС…РЅСѓР» крупнейший банк, проводивший большой объем операций СЃ недвижимостью. Р’ штате Мичиган началась банковская паника, Рё 14 февраля губернатор закрыл РІСЃРµ банки, чтобы защитить РёС… РѕС‚ банкротства. Волна закрытий банков прокатилась РїРѕ РјРЅРѕРіРёРј штатам.
Катастрофа понижения курса акций уже затронула интересы 20-25 млн. человек, а при банковском кризисе еще пострадало еще больше людей. Однако деньги, утраченные во время депрессии большинством американцев, не просто потерялись. Часть их перетекла в руки тех, кто заранее знал о биржевом крахе и вложил свои деньги в золото перед самой депрессией. Золото всегда было самым надежным способом сбережения средств. Во время Великой Депрессии цены упали с 1929 года по 1932 год на 23%, и ещё на 4% в 1933 году.
Р’ РіРѕРґС‹ РєСЂРёР·РёСЃР° РјРёСЂ пережил три волны инфляции. Первая охватила РІ начале РєСЂРёР·РёСЃР° СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ СЂСЏРґР° аграрных стран. Вторая заставила Англию РІ сентябре 1931 Рі. отменить золотой стандарт фунта стерлингов, Р° ее РґРѕРјРёРЅРёРѕРЅС‹: РРЅРґРёСЋ, Бразилию, Аргентину Рё Скандинавские страны – привязать СЃРІРѕРё РєСѓСЂСЃС‹ Рє обесцененному фунту. Рђ весной 1933 Рі. РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отходом РѕС‚ золотого стандарта Соединенных Штатов поднялась третья волна. Р’ результате обесценились валюты 56 государств. Начался СЂРѕСЃС‚ безработицы. Начавшись РІ промышленности Рё кредитной системе, РєСЂРёР·РёСЃ охватил РІСЃРµ РґСЂСѓРіРёРµ отрасли хозяйства - строительство, транспорт, торговлю. Согласно официальной статистике, Р·Р° РіРѕРґС‹ РєСЂРёР·РёСЃР° потерпели крах более 110 тыс. торговых Рё промышленных фирм, 19 крупных железнодорожных компаний, разорилось свыше 5760 банков, Р° вместе СЃ РЅРёРјРё Рё миллионы вкладчиков. Германия отказалась платить репарации, Великобритания Рё Франция перестали возвращать долги. Падение производства РІ РЎРЁРђ оказалось большим, чем РІ РґСЂСѓРіРёС… странах. Общий уровень промышленного производства РІ 1933 Рі. упал РїРѕ сравнению СЃ 1929 Рі. РЅР° 46%, a производственные мощности оказались загружены всего РЅР° РѕРґРЅСѓ треть. Промышленность страны была отброшена белее, чем РЅР° 20 лет назад, Рє СѓСЂРѕРІРЅСЋ 1911 Рі. Р’РІРёРґСѓ того, что РєСЂРёР·РёСЃ был мировым Рё охватил РІСЃРµ страны без исключения, резко нарушились сложившиеся внешнеэкономические СЃРІСЏР·Рё. Обороты внешней торговли РЎРЁРђ снизились РІ 3,1 раза. Отрасли промышленности СЃ высокой концентрацией производства отличались сравнительно незначительным падением цен Рё большим сокращением производства РІ первые РіРѕРґС‹ "Великой Депрессии". Р’ отраслях СЃ РЅРёР·РєРѕР№ концентрацией производства, цены снизились значительно, Р° производство сократилось лишь ненамного.
РЎРЁРђ
Полномасштабная рецессия РІ РЎРЁРђ началась РІ августе 1929 РіРѕРґР°, Р·Р° РґРІР° месяца РґРѕ биржевого краха (объём строительства начал сокращаться ещё РІ 1926 РіРѕРґСѓ). Р’ феврале 1930 РіРѕРґР° РЅР° начало РєСЂРёР·РёСЃР° отреагировала ФРС, СЃРЅРёР·РёРІ ставку прайм-СЂСЌР№С‚ СЃ 6 РґРѕ 4 %. РљСЂРѕРјРµ того, был осуществлён выкуп государственных облигаций СЃ рынка для поддержания ликвидности. Р’ следующие РґРІР° РіРѕРґР° ФРС РЅРµ делала почти ничего. Секретарь казначейства РРЅРґСЂСЋ Меллон считал, что необходимо дать возможность рынку самостоятельно произвести необходимые корректировки пропорций Рё цен.
Р’ РёСЋРЅРµ 1930 РіРѕРґР° РІ РЎРЁРђ был РїСЂРёРЅСЏС‚ так называемый тариф Смута-Хоули, вводящий 40−процентную пошлину РЅР° РёРјРїРѕСЂС‚ РІ целях защиты внутреннего рынка. Рта мера стала РѕРґРЅРёРј РёР· основных каналов передачи РєСЂРёР·РёСЃР° РІ Европу, так как сбыт продукции европейских производителей РІ РЎРЁРђ был затруднён.
Р’ конце 1930 РіРѕРґР° вкладчики банков начали массовое изъятие вкладов, что привело Рє волне банкротств банков. Р’ результате началось абсолютное сжатие денежной массы. Вторая банковская паника РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ весной 1931 РіРѕРґР°. Р’СЃРµ эти месяцы власти никак РЅРµ реагируют РЅР° набирающее обороты экономическое цунами. Р’Р’Рџ РІ 1930-1931 РіРѕРґС‹ падает соответственно РЅР° 9,4 Рё 8,5 %, Р° уровень безработицы поднимается СЃ 3,2 % РЅР° начало 1930−РіРѕ РґРѕ 15,9 % Рє концу 1931 РіРѕРґР°.
В 1932 году ВВП сократился на 13,4 %, а всего с 1929 года - на 31 %. Уровень безработицы в 1932 г. увеличился до 23,6 %. За три с небольшим года с начала кризиса лишились работы более 13 млн. американцев. Промышленные запасы потеряли 80 % их стоимости с 1930 года, а сельскохозяйственные цены упали на 53 % с 1929 года. За три года обанкротились два из каждых пяти банков, их вкладчики потеряли 2 млрд. долларов депозитов. Денежная масса с 1929 года сократилась по номиналу на 31 %.
РќР° фоне небольшого расширения денежной базы (СЃ 6,05 млрд. долларов РІ 1929 РіРѕРґСѓ РґРѕ 7,02 млрд. РІ 1933−Рј) денежная масса резко упала - СЃ 26,6 млрд. РґРѕ 19,9 млрд. долларов. Волны банковских банкротств подорвали доверие людей Рє финансовым институтам, сбережения лихорадочно изымались СЃ депозитов Рё переводились РІ наличную форму. Выжившие банки, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, избегали выдачи новых кредитов, предпочитая хранить деньги РІ максимально ликвидной форме. Таким образом, банковский мультипликатор резко снизился, Рё кредитно-депозитная СЌРјРёСЃСЃРёСЏ банков была фактически парализована. Желание Рё банков, Рё населения держать деньги РІ наличном РІРёРґРµ, несомненно, резко усилило рецессию. Естественный РїСЂРёСЂРѕСЃС‚ населения РІ РЎРЁРђ РІ период Великой депрессии резко снизился.
Р’ январе 1932 РіРѕРґР° Конгресс РЎРЁРђ создал Финансовую корпорацию реконструкции (RFC). Рта организация была призвана оказывать финансовую помощь железным дорогам, финансовым институтам Рё бизнес-корпорациям. Р’ июле её роль была расширена для оказания помощи сельскому хозяйству Рё финансирования государственных Рё местных общественных работ.
Был принят закон о Федеральном жилищном банке, который должен предоставлять кредиты организациям, занимающимся ипотечным кредитованием (прообраз будущей Fannie Mae). Был принят первый из двух законов, носящих имя Гласа-Стигала, направленный на либерализацию ФРС и разрешающий, в частности, ей кредитовать банки-члены. Было признано необходимым активизировать бюджетное перераспределение доходов от богатых к бедным, чтобы стимулировать потребление. Максимальная ставка подоходного налога была повышена с 25 до 63 %.
Однако общественность считала, что меры, предпринимаемые администрацией Гувера, недостаточны и слишком запоздали. Франклин Рузвельт легко победил Гувера на президентских выборах осенью 1932 года, одновременно демократы смогли завоевать контроль над Конгрессом.
Для выхода из кризиса в 1933 г. начал осуществляться Новый курс Рузвельта - различные меры, направленные на регулирование экономики. Некоторые из них, по современным представлениям, помогли устранить причины Великой депрессии, некоторые носили социальную направленность, помогая наиболее пострадавшим выжить, другие меры усугубили положение.
Почти сразу же после вступления в должность, в марте 1933 года, Рузвельту пришлось столкнуться с третьей волной банковской паники, на которую новый президент отреагировал закрытием банков на неделю и подготовкой за это время программы гарантирования вкладов.
Первые 100 дней президентства Рузвельта были отмечены интенсивной законодательной деятельностью. Конгресс разрешил создать Федеральную корпорацию страхования вкладов и Федеральную администрацию чрезвычайной помощи (ФАЧП), создание которой предписывалось Законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 года. В задачи ФАЧП входило: а) строительство, ремонт и улучшение шоссе и магистралей, общественных зданий и любых других государственных предприятий и коммунальных удобств; б) сохранение естественных богатств и развитие их добычи, включая сюда контроль, использование и очищение вод, предотвращение почвенной и береговой эрозии, развитие водной энергетики, передачу электрической энергии, строительство различных речных и портовых сооружений и предотвращение наводнений.
Безработные активно привлекались к общественным работам. В общей сложности в 1933-1939 гг. на общественных работах под эгидой Администрации общественных работ (PWA) и администрация гражданских работ Civil Works Administration - СВА (это строительство каналов, дорог, мостов зачастую в необжитых и болотистых малярийных районах) численность занятых на общественных работах достигала 4 миллиона человек.
Через Конгресс были проведены также несколько законопроектов, регулирующих финансовую сферу: чрезвычайный банковской закон, ещё один закон Гласа-Стигала (1933 года) о разграничении инвестиционных и коммерческих банков, закон о кредитовании сельского хозяйства, закон о комиссии по ценным бумагам.
В сфере сельского хозяйства принятый 12 мая 1933 года закон о регулировании реструктурировал двенадцатимиллиардный фермерский долг, сократил проценты по ипотечной задолженности и удлинил срок погашения всех долгов. Правительство получило возможность предоставить фермерам заем, и в течение последующих четырёх лет аграрные банки выдали полумиллиону земельных владельцев ссуды на общую сумму 2,2 млрд. долларов на очень лёгких условиях. Для поднятия цен на сельхозпродукцию законом от 12 мая фермерам рекомендовалось уменьшить производство, урезать посевные площади, снизить поголовье скота, а для компенсации возможных убытков создавался специальный фонд.
Ртоги первого РіРѕРґР° президентства Рузвельта были неоднозначны: падение Р’Р’Рџ значительно замедлилось Рё составило лишь 2,1 % РІ 1933 РіРѕРґСѓ, РЅРѕ безработица выросла РґРѕ 24,9 %.
После выкупа государством всего золота РїРѕ твёрдой цене, опираясь РЅР° закон Рѕ золотом резерве, принятый РІ январе 1934 РіРѕРґР°, Рузвельт издал 31 января 1934 РіРѕРґР° прокламацию, которая сокращала золотое содержание доллара СЃ 25,8 РґРѕ 15 5/21 грана Рё устанавливала официальную цену золота РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ 35 долларов Р·Р° унцию. Рными словами, доллар был девальвирован РЅР° 41 %.
Было составлено 557 основных Рё 189 дополнительных так называемых «кодексов честной конкуренции» РІ различных отраслях. Стороны гарантировали РјРёРЅРёРјСѓРј зарплаты, Р° также единую зарплату для всех рабочих РѕРґРЅРѕР№ категории. Рти кодексы охватили 95 % всех промышленных рабочих. Такие кодексы сильно ограничивали конкуренцию.
Методы Рузвельта, резко повышавшие роль правительства, рассматривались как покушение на Конституцию США. В 1935 году Верховный Суд США постановил, что Национальная администрация восстановления и вводящий её закон (National Industrial Recovery Act, NIRA) неконституционны. Причина была в фактической отмене в этом акте многих антимонопольных законов и закреплении за профсоюзами монополии на найм работников.
Государство решительно вторглось РІ сферу образования, здравоохранения, гарантировало прожиточный РјРёРЅРёРјСѓРј, взяло РЅР° себя обязательство РїРѕ обеспечению престарелых, инвалидов, неимущих. Расходы федерального правительства РІ 1932-1940 годах выросли более чем РІРґРІРѕРµ. Однако Рузвельт опасался несбалансированного бюджета Рё расходы РЅР° 1937 РіРѕРґ, РєРѕРіРґР°, казалось Р±С‹, СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° набрала СѓР¶Рµ достаточные обороты, были сокращены. Рто СЃРЅРѕРІР° погрузило страну РІ рецессию 1937-1938 РіРѕРґРѕРІ.
Рндекс промышленного производства составил РІ 1939 РіРѕРґСѓ только 90 % СѓСЂРѕРІРЅСЏ 1932 РіРѕРґР°. Р’ 1939 РіРѕРґСѓ безработица РІСЃРµ ещё оставалась РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ 17 %. Некоторые указывают, что причиной окончания Великой депрессии стала Вторая мировая РІРѕР№РЅР°, вызвавшая массовые закупки государством вооружения. Бурный СЂРѕСЃС‚ РІ американской промышленности начался лишь РІ 1939-1941 годах РЅР° волне активного наращивания военных приготовлений.
Сейчас большинство экономистов полагает, что РєСЂРёР·РёСЃ РІ РЎРЁРђ усугубили неверные действия властей. Классики монетаризма Милтон Фридман Рё РђРЅРЅР° Шварц полагали, что ФРС виновата РІ создании «кризиса доверия», так как вовремя банкам РЅРµ была оказана помощь Рё началась волна банкротств. Меры РїРѕ расширению кредитования банков, аналогичные тем, которые принимались СЃ 1932 РіРѕРґР°, РїРѕ РёС… мнению, могли быть приняты Рё раньше - РІ 1930−Рј или 1931 РіРѕРґСѓ. Р’ 2002 Рі. член совета директоров ФРС Бен Бернанке выступая РЅР° 90−летии Милтона Фридмана, сказал: «Позвольте РјРЅРµ немного злоупотребить РјРѕРёРј статусом как официального представителя ФРС. РЇ хотел Р±С‹ сказать Милтону Рё РђРЅРЅРµ (Шварц): что касается Великой депрессии - РІС‹ правы, это сделали РјС‹. Р РјС‹ очень огорчены. РќРѕ благодаря вам РјС‹ РЅРµ сделаем это снова».
По подсчётам экономистов-исследователей Великой депрессии Коула и Оханиана, без мер администрации Рузвельта по сдерживанию конкуренции уровень восстановления 1939 года мог быть достигнут пятью годами раньше.
Великобритания
Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930 г. то есть несколько позднее, чем в ряде других стран. В первоначальный период в правящих кругах страны не было единства в отношении антикризисной программы. Лейбористское правительство, стремясь выполнить предвыборные обещания, склонно было увеличивать бюджетные расходы для облегчения положения широких слоев населения, малоимущих и безработных, в основном за счёт усиления налогового пресса на имущих. Подобная политика встретила сопротивление со стороны последних и заставила Дж. Макдональда в августе 1931 г. сформировать новый кабинет с консервативным большинством.
Поворот в антикризисной политике получил обоснование в докладе Королевской комиссии по национальной экономии под председательством финансиста Дж. Мея. Руководствуясь либеральными принципами на первых порах новое английское правительство пыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить, прежде всего, устойчивость финансовой системы страны за счёт обеспечения бюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенных налогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социальным статьям, заработной плате государственным служащим, ассигнованиям на общественные работы, пособиям по безработице.
Кроме того, правительству консерваторов удалось получить крупный внешний займ, с целью восстановления платёжного баланса. Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г. золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта.
Р—Р° Великобританией вынуждены были последовать страны входящие РІ так называемый стерлинговый блок (25 государств - страны Скандинавии, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия Рё РґСЂ. включая британские колонии Рё РґРѕРјРёРЅРёРѕРЅС‹), которые устанавливали РєСѓСЂСЃ СЃРІРѕРёС… валют РЅР° основании английского фунта. Члены блока, ориентируясь РЅР° стерлинг, были вынуждены покупать английские товары Рё, одновременно, поставлять сырье Рё продовольствие. Р’ отношениях СЃРѕ странами-конкурентами, сохранявшими некоторое время золотой паритет национальных валют (РЎРЁРђ, Германия, Франция, Рталия Рё РґСЂ.), Англия получила преимущество Р·Р° счёт повышения ценовой конкурентоспособности СЃРІРѕРёС… товаров, что способствовало усилению политики протекционизма РІ этих странах. Р’ силу последнего обстоятельства Рё Великобритания, наконец, отказалась РѕС‚ принципа фритредерства, перейдя Рє политике жёсткого протекционизма.
В комплексе с другими антикризисными мерами уже к концу 1933 г. Англии удалось достичь стабилизирующего эффекта. Как видим, это происходит в основном за счёт использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счёт упреждающих шагов на внешнем рынке и достаточно жёсткого внутреннего экономического курса, что отличало её антикризисную политику от Нового курса Рузвельта. Следует отметить, что уже в 1934 г. жёсткая бюджетная политика экономии начинает несколько смягчаться, о чём свидетельствует рост заработной платы, восстановление пособий по безработице, снижения размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий.
Начавшийся в 1934 г. подъем подкрепился существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с вооружением. Наряду с этим меры правительства по оздоровлению финансовой системы, жёсткая политика протекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд старых отраслей экономики, что впрочем, существенно не изменило имевшиеся внутрихозяйственные диспропорции, а угольная и текстильная промышленность продолжали стагнировать.
Франция
Мировой экономический кризис распространился на Францию несколько позднее, в 1930 г., зато он был более продолжительным и глубоким. В кризисный период произошла крайняя радикализация внутриполитических отношений, что было обусловлено отличной от других стран социальной структурой французского общества, а также политическими традициями страны.
Наряду с усилением демократических и леворадикальных течений появилась тенденция к фашизации страны. Упорная борьба между различными политическими силами в свою очередь определила особенности антикризисной политики и во многом повлияла на длительность кризиса.
Подавление коммунистами Рё социалистами РІ феврале 1934 Рі. попытки фашистского путча (Р·Р° которым стояли РЅРµ только фашистские организации, РЅРѕ Рё часть крупных монополий, представители церкви) вызвало заметный СЂРѕСЃС‚ влияния РґРІСѓС… левых партий: социалистической (РЎР¤РРћ) Рё коммунистической (ФКП), объединившихся РІ Народный фронт, Рё соответственно, падение авторитета правительства.
Народный фронт (единая организация левых антифашистских сил) к началу 1936 г. включал в себя ещё и организацию радикал-социалистов, движение интеллигенции «Амстердам - Плейель» и др.
Программа народного фронта была ориентирована в основном на удовлетворение ближайших нужд широких слоев граждан. Среди самых основных требований следует отметить создание национального фонда безработицы, сокращение рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение числа рабочих мест (за счёт уменьшения порога пенсионного возраста, организация масштабных общественных работ и др.)
4 июля 1936 года было создано первое правительство Народного фронта (во главе с премьер - министром Л. Блюмом), 7 июля было подписано соглашение между всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы, признании профсоюзов и института цеховых старост. Соглашение предусматривало введение 40-часовой рабочей недели, предоставление оплачиваемых отпусков, признание системы коллективных договоров.
Ртот документ Рё большая часть положений платформы Народного фронта были закреплены законодательно парламентом страны. Рто было триумфом народного фронта Рё кульминацией рабочего движения РІ его поддержку.
Увеличение расходов РїРѕ социальным статьям поставило правительство перед проблемой непомерно разбухшего дефицита государственного бюджета. Рто заставило правительство пойти РЅР° первую девальвацию франка, что немедленно отрицательно сказалось РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ Р¶РёР·РЅРё самых широких слоев граждан. Левая направленность политики правительства социалистов способствовала усилению бегства капиталов РёР· страны, углублению процесса сокращения производства, появлению иных форм противодействия правительственному РєСЂРёР·РёСЃСѓ СЃРѕ стороны, прежде всего РєСЂСѓРїРЅРѕРіРѕ капитала.
В этих условиях правительство Блюма не решалось поставить под государственный контроль деятельность Французского банка и начать налоговую реформу. Пауза в действиях правительства вызвала политический кризис и как результат - смену кабинета министров.
Правительство социалиста - радикала Камиля Шотана попыталось найти компромисс между интересами широких слоев населения и представителей крупного капитала за счёт некоторого ограничения требований программы Народного фронта. Однако, несмотря на существенное свертывание бюджетных расходов, состояние финансовой системы ещё более ухудшилось, что вынудило правительство вторично произвести девальвацию национальной валюты.
Непоследовательность антикризисных действий привели к расколу внутри самого Народного фронта, в результате чего трансформировалась и его программа. В результате нового правительственного кризиса весной 1938 г. формируется 2-й кабинет Блюма, который проводит дальнейшее свертывание политики Народного фронта. За счёт сокращения социальных ассигнований Блюм надеялся ускорить военно-оборонительное строительство в стране. Одновременно в качестве источников средств для выполнения оборонной программы правительством были названы : увеличение размеров налога на капитал, на привилегированные предприятия, на сверхприбыли оборонных предприятий, а так же установление жесткого государственного контроля за валютными операциями, импортом и некоторые другие мероприятия. Политика пересмотра доходной и расходной статей бюджета вызвала недовольство представителей крупных промышленных и финансовых кругов, с одной стороны, и не получила широкой поддержки граждан, с другой, что определило скорое падение кабинета.
Сформированное РІ апреле 1938 Рі. правительство Рдуарда Даладье окончательно отказалось РѕС‚ программы Народного фронта РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ полученных РёРј РѕС‚ парламента чрезвычайных полномочий.
Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции вплоть до конца 30-х годов, что во многом объясняется непоследовательностью антикризисных мероприятий, а по сути отсутствием согласованной общенациональной программы выхода из кризиса. В результате этого Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Некоторое оживление в экономике страны было вызвано накануне войны усилением государственных ассигнований на военное строительство.
Германия
Поражение Германии в Первой мировой войне и вследствие этого зависимое положение страны, её ослабленная войной экономика предопределили продолжительность и глубину кризиса в стране.
Своей нижней точки кризис достиг в 1932 г. поразив промышленный сектор (68 тыс. предприятий стали банкротами), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (около 8 млн. чел.) и гиперинфляцию.
Неспособность режима Веймарской республики эффективно противодействовать экономическому кризису, обострению социальных противоречий, стремление монополий к восстановлению утраченных позиций на мировых рынках, растущая ностальгия широких общественных кругов граждан по былому величию Германии в условиях резкого падения жизненного уровня, безразличие к внутренним проблемам Германии со стороны правительств других стран было главным факторами прихода к власти национал-социалистов в стране в 1933 г.
Ркономическая политика национал-социалистов носила СЏСЂРєРѕ выраженный этатистский характер. Антикризисные мероприятия носили чрезвычайный характер, преследовали РЅРµ только тактические цели вывода СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РІ режим роста, РЅРѕ Рё стратегические - возвращение утерянных территорий Рё рынков, дальнейшее расширение границ государства, завоевание РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ господства.
Рта стратегия Рё определила формы Рё методы вывода страны РёР· РєСЂРёР·РёСЃР°, главным содержанием которого становится тотальная милитаризация народного хозяйства. Нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, явившейся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, людских Рё прочих ресурсов.
Ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об обороне империи и др. позволили установить жесткий контроль государства над большей частью промышленного потенциала. Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления принудительного труда.
Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра - Главного хозяйственного совета, перераспределявшего финансовые, людские и сырьевые ресурсы, прежде всего в военный комплекс за счёт гражданских отраслей. Таким образом, в условиях фашистской диктатуры при отсутствии необходимых средств на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, самоизоляции страны методы государственного регулирования изначально приобрели ярко - выраженные прямые административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности, было связано с политикой «ариизации» предприятий. Росла доля участия государства в акционерных кампаниях.
Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказался весьма эффективным и позволили в течение 1934 г. покончить с кризисом прежде всего в тяжелой промышленности и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста.
Рталия
Ркономический подъем был прерван охватившим РІ 1929 Рі. РІСЃРµ экономически развитые страны мировым экономическим РєСЂРёР·РёСЃРѕРј. Р’ Рталии РєСЂРёР·РёСЃ положил начало РЅРѕРІРѕРјСѓ этапу становления фашистского режима. РџРѕРґ предлогом принятия антикризисных мер фашистское государство полностью поставило РїРѕРґ СЃРІРѕР№ контроль основные отрасли СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Усилился процесс концентрации финансового Рё промышленного капитала, монополизации СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё страны. Правительство Муссолини отдавало приоритет монополистам, что существенно затрагивало интересы мелких Рё средних собственников. РЎСѓРјРјР° правительственных СЃСѓР±СЃРёРґРёР№ крупным монополистам достигла 10 млрд. лир, государство приобретало тысячи акций Рё облигаций промышленных предприятий. Р’ итоге РѕРЅРѕ стало РѕРґРЅРёРј РёР· крупнейших акционеров, РІ его руках были сосредоточены мощные рычаги для оказания РЅРµ только административного, РЅРѕ Рё экономического воздействия РЅР° политику крупных монополистических объединений.
Ркономическая политика фашистского государства способствовала росту авторитета Муссолини РІ кругах крупных предпринимателей. Ведущие представители финансово-промышленного капитала - Донегани, Мотта, Пирелли, Аньелли, Вольпи Рё РґСЂ. - стали одновременно Рё руководителями корпораций соответствующих отраслей, заняли крупные посты РІ фашистской иерархии. Фактически РІ стране сложилась система государственно-монополистического капитализма. Отдельные концерны полностью господствовали РІ итальянской СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. Наиболее крупными РёР· РЅРёС… являлись химический Рё горнорудный трест «Монтекатини», электроэнергетический В«РРґРёСЃРѕРЅВ», резиновый «Пирелли», металлургический Рё оружейный «Терни» Рё некоторые РґСЂСѓРіРёРµ.
Вместе с тем, в годы кризиса существенно сократился сектор мелких частных предприятий. В 1929-1932 гг. потерпело финансовый крах, разорилось или было поглощено более сильными конкурентами 12661 предприятие. Большая часть разорившихся предпринимателей была вынуждена идти работать на крупные предприятия или государственную службу.
Централизация управления экономикой имела и другие негативные последствия. Она привела к бюрократизации экономической системы и бурному расцвету коррупции среди чиновников.
Вместе СЃ тем, РїРѕ сравнению СЃ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№ нацистской Германии, уровень монополизации РІ Рталии был РІСЃРµ Р¶Рµ значительно РЅРёР¶Рµ. Ртальянским фашистам РЅРµ удалось полностью подчинить себе СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ, сохранялся сектор частных предприятий, РІ том числе Рё крупных. Действие рыночных механизмов сильно ограничивалось, РЅРѕ РѕРЅРё РЅРµ были полностью разрушены.
Монополизация экономики и рост промышленности позволили Муссолини задуматься о военной экспансии. Муссолини с 1935 г. начинает менять свой экономический и внешнеполитический курс.
Р’ области экономической СЃ начала 1935 Рі. Муссолини объявляет РєСѓСЂСЃ РЅР° автаркию - полное самообеспечение Рталии всеми видами продукции, РІ том числе Рё военной. Рта политика больно ударила РїРѕ интересам представителей РєСЂСѓРїРЅРѕРіРѕ итальянского капитала, тесно сотрудничавших СЃРѕ странами Запада. Однако участие РІ реализации экспансионистских замыслов Муссолини сулило РёРј существенные выгоды: милитаризация СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, военные заказы, завоевание новых территорий открывало перед представителями итальянского капитала новые масштабные перспективы.
Р’ итоге финансовые РєСЂСѓРіРё пошли РїРѕ пути РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃР°: СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, РѕРЅРё сохраняли внешнюю лояльность режиму, СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ - продолжали, зачастую нелегально, РІ РѕР±С…РѕРґ распоряжений дуче Рё международных санкций, взаимовыгодный торговый обмен СЃ западными партнерами (такая позиция позволила РёРј РЅРµ только сохранить, РЅРѕ Рё РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј увеличить СЃРІРѕРё прибыли). Вместе СЃ тем, изменение экономического РєСѓСЂСЃР° Рталии стало началом раскола между фашистским режимом Рё итальянскими промышленниками. Часть финансовой элиты, понесшая наиболее сильные убытки РІ результате переориентации СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, стала формироваться РІРѕРєСЂСѓРі РґСЂСѓРіРёС… существовавших РІ Рталии центров влияния.
Специфика Рталии состояла РІ том, что, РІ отличие, например, РѕС‚ Германии, РіРґРµ Гитлер Рє этому времени стал единовластным С…РѕР·СЏРёРЅРѕРј страны, положение Муссолини РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј зависело РѕС‚ поддержки его традиционными институтами - РІ первую очередь королем Рё Католической церковью РІ лице Ватикана. Рти институты стали РІ дальнейшем теми центрами, РІРѕРєСЂСѓРі которых формировались оппозиционные фашистскому режиму представители политической Рё финансовой элиты.
Понимая неизбежность противодействия СЃРІРѕРёРј агрессивным планам СЃРѕ стороны западных государств, Муссолини начинает искать новых СЃРѕСЋР·РЅРёРєРѕРІ. Р’ 1935 Рі. через СЃРІРѕРё дипломатические каналы РѕРЅ впервые информирует Гитлера Рѕ готовности Рє усилению связей СЃ Германией. Одновременно начинается подготовка Рє развязыванию РІРѕР№РЅС‹ РІ Северной Африке. Объектом агрессии Муссолини избрал Рфиопию, победа над которой, РїРѕ мнению дуче, могла достаться легко Рё принести ему новые политические дивиденды. Р’ ответ РЅР° оккупацию Рфиопии Лига Наций объявила экономическую блокаду Рталии как государству-агрессору.
Рто ускорило процесс сближения РґРІСѓС… фашистских режимов: экономические санкции, хотя Рё малоэффективные, заставили Муссолини увидеть РІ Германии политического Рё экономического партнера.
РРєРѕРЅРѕРјРёРєР° Рталии РІСЃРµ больше начинает ориентироваться РЅР° германские промышленные ресурсы: увеличивается РІРІРѕР· германского угля, стали, военной продукции.
Р’ июле 1936 Рі., немецкие Рё итальянские фашисты совместно поддержали мятеж генерала Франко РІ Рспании, фактически экспортировав фашизм РІ эту страну. Р’ марте 1938 Рі. Муссолини поддержал аншлюс Австрии, Р° РІ апреле 1939 Рі. начал, РїСЂРё поддержке Германии, боевые действия против Албании.
Р’ мае 1939 Рі. двусторонние отношения между Рталией Рё Германией были оформлены официально: министры иностранных дел этих государств Чиано Рё Риббентроп подписали РґРѕРіРѕРІРѕСЂ Рѕ военно-политическом СЃРѕСЋР·Рµ, получивший название «Стальной пакт».
Таким образом, накануне Второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ Рталия была полностью втянута РІ орбиту устремлений германских нацистов.
РЇРїРѕРЅРёСЏ
Наметившийся подъем деловой активности был остановлен кризисом 1927 г. На волне финансовых неурядиц к власти пришл
