«Великая земная любовь» в лирике Ахматовой
Первые стихи Анны Ахматовой появились в 1911 году в журнале “Аполлон”, а уже в следующем году вышел ее поэтический сборник “Вечер”. Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Таким образом, на рубеже XIX и XX столетий в России возникла “женская” поэзия — поэзия Анны Ахматовой.
Лирика Ахматовой первых ее РєРЅРёРі (“Вечер”, “Четки”, “Белая стая”) — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось РІ “романности” ее любовной лирики — каждая РєРЅРёРіР° стихов представляет СЃРѕР±РѕР№ как Р±С‹ лирический роман, состоящий РёР· РјРЅРѕРіРёС… историй любви. Рто Рё рассказ Рѕ сероглазой девочке Рё убитом короле, Рё рассказ Рѕ прощании Сѓ РІРѕСЂРѕС‚ (стихотворение “Сжала СЂСѓРєРё РїРѕРґ темной вуалью...”), напечатанный РІ первый же РіРѕРґ литературной известности Ахматовой, Рё РґСЂСѓРіРёРµ ахматовские миниатюры. Р’ кратком событии, РѕРґРЅРѕРј жесте, взгляде РђРЅРЅР° Ахматова передает историю десяти лет жизни:
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
Рзагадочных, древних ликов
На меня посмотрели очи„.
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
Рсказала его — напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.
(“Смятение”)
О. Мандельштам писал об Ахматовой, что она “принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века. Не было бы Ахматовой — не будь Толстого и “Анны Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова” Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу”.
Для того чтобы проникнуться чувствами, испытываемыми лирической героиней, совсем не обязательно знать все, что было в ее жизни. Часто Ахматова описывала лишь небольшой фрагмент происходящего, заставляя читателя додумывать, что было между героями прежде. Читая ее стихотворения, становишься невольным свидетелем чьего-то разговора, иногда создается впечатление, что кто-то открывает тебе свою душу:
Хочешь знать, как все это было? —
Три в столовой пробило,
Рпрощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
“Рто РІСЃРµ... РђС…, нет, СЏ забыла,
Я люблю вас, я вас любила
Еще тогда/ —
“Да”.
(“Хочешь знать, как все это было?”)
А иногда кажется, что кто-то доверил тебе самое сокровенное — почитать свои спешные записи в дневнике:
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
Рстертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
Рженской истерики.
Л я была его женой.
(“Он любился)
Несмотря РЅР° то, что Ахматова часто дает только фрагменты того или РёРЅРѕРіРѕ события, ее стихи Рѕ любви РЅРµ РїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ впечатления отрывочных зарисовок. Р’ РЅРёС… большая обобщающая сила. Ахматова отразила РІ своей лирике целую вереницу женских судеб. Рто Рё жена, Рё любовница, Рё РІРґРѕРІР°, Рё мать. РџРѕ выражению Александры Коллонтай, Ахматова дала “целую РєРЅРёРіСѓ женской души”.
Любовь РІ стихах Ахматовой РЅРµ всегда счастливая Рё благополучная. Даже наоборот. Часто это страдание. Рто чувство РЅРµ может быть спокойным:
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя...
Но верно и тайно ведет
От счастья и от покоя.
В оценках литературных критиков Анна Ахматова является поэтом, впервые сумевшим так полно рассказать о реальной любви. Душа оживает “Не для страсти, не для забавы, для великой земной любви”. В ее стихотворениях мы видим обычный мир, раскрывающийся под влиянием любви в новом свете. Саму же любовь Ахматова делает настолько “земной”, что называет ее “пятым временем года”:
То пятое время года,
Только его славословь.
Дыши последней свободой,
Оттого, что это — любовь.
Высоко небо взлетело,
Легки очертанья вещей,
Руже не празднует тело
Годовщину грусти своей.
“Великая земная любовь” — основа всей лирики Ахматовой. Любовь у нее — повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее чувство. Я думаю, что Анна Ахматова имела все основания сказать о себе: “Я научила женщин говорить...”