"Бедные люди" Достоевского: дебют писателя
Воропаев В. А.
В декабре 1828 года Гоголь вместе со своим школьным товарищем Александром Данилевским впервые отправился в Петербург. По мере приближения к столице нетерпение и любопытство путников возрастало. Наконец издали показались бесчисленные огни, возвещавшие о приближении к большому городу. Молодыми людьми овладел восторг: они, как бы позабыв о морозе, то и дело высовывались из экипажа и приподнимались на цыпочки, чтобы получше рассмотреть строения. Гоголь страшно волновался и за свое пылкое увлечение поплатился тем, что схватил насморк и легкую простуду. Он даже немного обморозил себе нос и вынужден был несколько дней просидеть дома. От всего этого восторг сменился противоположным настроением, особенно когда их начали беспокоить петербургские цены и разные мелочные неудобства, связанные с проживанием в столице.
Вскоре по прибытии Гоголь писал матери: "Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал. Я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы. Жить здесь не совсем по-свински, то есть иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели думали. За квартиру мы (с Данилевским. - В.В.) платим восемьдесят рублей в месяц, за одни стены, дрова и воду… Съестные припасы также недешевы… В одной дороге издержано мною триста с лишком, да здесь покупка фрака и панталон стоила мне двухсот, да сотня уехала на шляпу, на сапоги, перчатки, извозчиков и на прочие дрянные, но необходимые мелочи, да на переделку шинели и на покупку к ней воротника до восьмидесяти рублей".
С первыми впечатлениями Гоголя от пребывания в Петербурге связаны и так называемые "петербургские повести" - "Невский проспект", "Нос", "Портрет", "Шинель", "Записки сумасшедшего", опубликованные в разное время. Писатель никогда не объединял их в цикл наподобие "Вечеров на хуторе близ Диканьки" или "Миргорода". Например, в третьем томе собрания сочинений 1842 года они соседствуют с повестями "Коляска" и "Рим". Тем не менее пять названных выше повестей Гоголя вошли в русскую литературу как "петербургские".
Образ Петербурга возник у Гоголя в 1831 году в "Пропавшей грамоте" и "Ночи перед Рождеством". Хотя тут уже намечены некоторые черты, которые были впоследствии развернуты в петербургских повестях, образ северной столицы здесь несколько условен, как бы декоративен. Гоголю понадобилось еще два года прожить в Петербурге, чтобы глубже проникнуть в сложную жизнь города. Тогда и начали воплощаться замыслы новых повестей.
Вот"Невский проспект", - в нем изображен Петербург дневной и ночной. Днем это "главная выставка всех лучших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой - греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая - пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку…" При вечернем освещении Невский проспект выглядит иначе. "Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет". От уличного фонаря уходят, каждый в свою сторону, художник Пискарев и поручик Пирогов, оба мелкие неудачники. Один расстается с жизнью, другой легко забывает стыд и позор за пирожками в кондитерской и вечерней мазуркой. Выдающиеся критики и писатели того времени, например, Белинский, Аполлон Григорьев и Достоевский, - люди несходных убеждений - одинаково восторгались гоголевским Пироговым как бессмертным образом пошлости (пошлости в смысле бездуховности).
Художник Пискарев мечтает о возвышенной красоте, а сталкивается с той же пошлостью, но в другом роде - с уличной женщиной. Гоголь изображает картину ночного города, как он чудится устремившемуся за своей мечтой художнику: "Тротуар несся под ним, кареты с скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз".
Ночному Петербургу принадлежит и мечта Пискарева - его прекрасная дама, так жестоко обманувшая его эстетические иллюзии. "О, не верьте этому Невскому проспекту! - восклицает автор в конце повести. - Все обман, все мечта, все не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре ее? Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой. Вы думаете, что этот энтузиаст, размахивающий руками, говорит о том, как жена его бросила шариком в незнакомого ему вовсе офицера? Совсем нет, он говорит о Лафайете".
Лирические или авторские отступления - не особенность одних "Мертвых душ", но особенность всей прозы Гоголя. В каждой повести можно найти подобные отступления.
"Необыкновенно-странное происшествие", случившееся в повести "Нос", кажется "чепухой совершенной". Рассказчик как бы удивлен происходящим; он не берется объяснять того, что нос майора Ковалева оказался запечен в тесте, был брошен в Неву, но, несмотря на это, разъезжал по Петербургу, имея чин статского советника, а потом оказался на своем законном месте - "между двух щек майора Ковалева". Там, где линии сюжета могли бы все-таки как-то связаться, но не сошлись, автор объявляет: "Но здесь происшествие совершенно закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно".
Гоголь не обещает нам правдоподобия, ибо дело не в нем, - в рамках логики и правдоподобия сюжет мог бы развалиться. В повести события происходят "как во сне": по ходу действия герою приходится несколько раз ущипнуть себя и убедиться, что он не спит. "А все, однако же, как поразмыслишь, - замечает автор, - во всем этом, право, есть что-то. Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, - редко, но бывают".
В повести упоминается история о "танцующих стульях" в Конюшенной улице. Князь Петр Андреевич Вяземский писал по этому поводу своему другу Александру Тургеневу в январе 1834 года из Петербурга: "Здесь долго говорили о странном явлении в доме конюшни придворной: в комнатах одного из чиновников стулья, столы плясали, кувыркались, рюмки, налитые вином, кидались в потолок; призвали свидетелей, священника со святою водою, но бал не унимался". Подобные явления в нашу эпоху получили наименование полтергейст. В реальности подобных "невероятных" происшествий сомневаться не приходится.
РЈ гоголевского майора Ковалева исчез СЃ лица РЅРѕСЃ. Рто стало для него равносильно утрате личности. Пропало то, без чего нельзя РЅРё жениться, РЅРё получить места, Р° РЅР° людях приходится закрываться платком. Ковалев так Рё объясняет РІ газетной экспедиции, что ему никак нельзя без такой заметной части тела Рё что это РЅРµ то, что какой-РЅРёР±СѓРґСЊ мизинный палец РЅР° РЅРѕРіРµ, которую можно спрятать РІ сапог, - Рё никто РЅРµ СѓРІРёРґРёС‚, если его нет. Словом, РЅРѕСЃ - важнейшая часть, средоточие существования майора. РќРѕСЃ становится сам лицом - РІ том значении, РІ каком, например, начальник РІ "Шинели", распекший Акакия Акакиевича, именуется РЅРµ как-РЅРёР±СѓРґСЊ, Р° значительным лицом. Р’РѕС‚ уже РЅРѕСЃ Рё лицо поменялись местами: "РќРѕСЃ спрятал совершенно лицо СЃРІРѕРµ РІ большой стоячий воротник Рё СЃ выражением величайшей набожности молился". РќРѕСЃ майора Ковалева оказался чином выше него.
Повесть "Портрет" рассказывает Рѕ художнике, продавшем СЃРІРѕР№ дар Р·Р° деньги, - РѕРЅ продал дьяволу душу. Здесь, если иметь РІ РІРёРґСѓ художественные произведения, Гоголь наиболее полно высказал СЃРІРѕРё взгляды РЅР° искусство. Проникновение злых СЃРёР» РІ душу художника искажает Рё его искусство, - ведь РѕРЅРѕ должно быть РЅРµ просто способностью создавать прекрасное, РЅРѕ РїРѕРґРІРёРіРѕРј трудного постижения РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ глубины жизни. Важно, что соблазнил Чарткова предмет искусства - необычный портрет СЃ живыми глазами. "Рто было уже РЅРµ искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета". Тайна портрета тревожит автора Рё побуждает Рє размышлению Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ искусства, Рѕ различии РІ нем создания Рё РєРѕРїРёРё. "Живость" изображения Сѓ художника-копииста, написавшего портрет ростовщика, для Гоголя - РЅРµ просто поверхностное искусство, Р° демонический отблеск РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ зла. Такое искусство часто обольщает душу зрителя, заражает греховными чувствами. Недаром СЃ портрета глядят живые недобрые глаза старика
Автор рассказывает, что у благочестивого живописца, написавшего странный портрет с живыми глазами вдруг без всякой причины переменился характер: он стал тщеславен и завистлив. Но такие же необъяснимые на первый взгляд факты случаются в жизни повседневно. "Там честный, трезвый человек делался пьяницей, там купеческий приказчик обворовал своего хозяина; там извозчик, возивший несколько лет честно, за грош зарезал седока". Вскоре после Гоголя и Достоевский будет изображать подобные будничные, распространенные факты как чрезвычайные, необыкновенные. Там, где нет видимых причин для происходящих на глазах превращений, - там бессильно простое наблюдение и описание.
Гоголя как писателя отличает особая ответственность перед читателем. Он считал, что "обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку. Беда произносить его писателю... когда не пришла еще в стройность его собственная душа: из него такое выйдет слово, которое всем опротивеет. Ртогда с самым чистейшим желаньем добра можно произвести зло". Осознание ответственности художника за слово и за все им написанное пришло к Гоголю очень рано. В повести "Портрет" (в редакции 1835 года) старый монах делится с сыном своим религиозным опытом: "Дивись, сын мой, ужасному могуществу беса. Он во все силится проникнуть: в наши дела, в наши мысли и даже в самое вдохновение художника". В книге "Выбранные места из переписки с друзьями" Гоголь сказал, чем должно быть, по его мнению, искусство. Назначение его - служить "незримой ступенью к христианству". По Гоголю, литература должна выполнять ту же задачу, что и сочинения духовных писателей, - просвещать душу, вести ее к совершенству. В этом для него - единственное оправдание искусства. Рчем выше становился его взгляд на искусство, тем требовательнее он относился к себе как к писателю.
В "Портрете" можно найти отражение духовной жизни Гоголя. Художник, создавший портрет ростовщика, решает уйти из мира и становится монахом. Приуготовив себя в монастыре подвижнической жизнью отшельника, он возвращается к творчеству и создает картину, которая поражала всех видевших ее как бы исходящей из нее высокой духовностью. В конце повести монах-художник наставляет сына: "Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится".
Здесь Гоголь как бы наметил программу своей жизни. В середине 1840-х годов у него появилось намерение оставить литературное поприще и уйти в монастырь. Но эти монашеские устремления (которые не были секретом для школьных приятелей Гоголя), по всей видимости, не предполагали окончательного отказа от творчества, но как бы подразумевали возвращение к нему в новом качестве. Путь к большому искусству, полагал Гоголь, лежит через духовный подвиг художника. Нужно умереть для мира, чтобы пересоздаться внутренне, а затем вернуться к творчеству.
"Шинель" - последняя РёР· написанных Гоголем повестей - создавалась одновременно СЃ первым томом "Мертвых РґСѓС€". Рстория Акакия Акакиевича Башмачкина, "вечного титулярного советника", - это история гибели маленького человека. Р’ департаменте Рє нему относились без РІСЃСЏРєРѕРіРѕ уважения Рё даже РЅР° него РЅРµ глядели, РєРѕРіРґР° давали что-РЅРёР±СѓРґСЊ переписывать. Ревностное исполнение героем СЃРІРѕРёС… обязанностей - переписывание казенных бумаг - единственный интерес Рё смысл его жизни. Убожество Рё робость бедного чиновника выражаются РІ его косноязычной речи. Р’ разговоре РѕРЅ, начавши, РЅРµ оканчивал фразы: "Рто, право, совершенно того…" - Р° потом уже Рё ничего РЅРµ было, Рё сам РѕРЅ позабывал, думая, что РІСЃРµ уже выговорил". Несмотря РЅР° СЃРІРѕРµ униженное положение Акакий Акакиевич вполне доволен СЃРІРѕРёРј жребием. Р’ истории СЃ шинелью РѕРЅ переживает своего СЂРѕРґР° озарение. Шинель сделалась его "идеальной целью", согрела, наполнила его существование. Голодая, чтобы скопить деньги РЅР° ее шитье, РѕРЅ "питался РґСѓС…РѕРІРЅРѕ, неся РІ мыслях СЃРІРѕРёС… идею будущей шинели". Герой даже сделался тверже характером, РІ голове его мелькали дерзкие, отважные мысли - "РЅРµ положить ли, точно, куницу РЅР° воротник?"
Столкнувшись СЃ вопиющим равнодушием жизни РІ РІРёРґРµ "значительного лица", испытав душевное потрясение, Башмачкин заболевает Рё умирает. Р’ предсмертном бреду РѕРЅ РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃРёС‚ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ слыханные РѕС‚ него страшные богохульные речи. Рздесь мысли его вертелись РІРѕРєСЂСѓРі той же шинели. РљРѕРіРґР° же РѕРЅ умер, то "Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто Р±С‹ РІ нем его Рё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ было. Рсчезло Рё скрылось существо, никем РЅРµ защищенное, РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ РґРѕСЂРѕРіРѕРµ, РЅРё для РєРѕРіРѕ РЅРµ интересное…" Только через несколько дней РІ департаменте узнали, что Башмачкин умер, РґР° Рё то только потому, что пустовало его место.
РќРѕ РЅР° этом история Рѕ бедном чиновнике РЅРµ оканчивается. Умерший Башмачкин превращается РІ призрака-мстителя Рё срывает шинель СЃ самогo "значительного лица". После встречи СЃ мертвецом тот, почувствовав СѓРєРѕСЂС‹ совести, нравственно исправляется. РРЅРѕРіРґР° думают, что погибший Акакий Акакиевич тревожит совесть "значительного лица" Рё только РІ его воображении является призраком. Однако такое правдоподобное объяснение нарушает логику гоголевского РјРёСЂР° - так же, как РѕРЅР° была Р±С‹ нарушена, если Р±С‹ действие "РќРѕСЃР°" объяснялось как СЃРѕРЅ майора Ковалева.
Впрочем, автор и тут не дает окончательного ответа на все вопросы. "Один коломенский будочник, - пишет он, - видел собственными глазами, как показалось из-за одного дома привидение; но будучи по природе своей несколько бессилен… он не посмел остановить его, а так шел за ним в темноте до тех пор, пока наконец привидение вдруг оглянулось и, остановясь, спросило: "Тебе чего хочется?" - и показало такой кулак, какого и у живых не найдешь. Будучник сказал: "Ничего", - да и поворотил тот же час назад. Привидение, однако же, было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной темноте". Так кончается повесть. Гоголь оставляет за читателем решать, имело ли привидение отношение к Акакию Акакиевичу или все это плод досужих выдумок и городских толков.
Р’ "Шинели" Гоголь показывает, как человек вкладывает РІСЃСЋ СЃРІРѕСЋ душу без остатка РІ вещь - шинель. Рта сторона героя повести, заслуживающая РЅРµ только сострадания, РЅРѕ Рё порицания, была отмечена Аполлоном Григорьевым, который писал, что РІ образе Башмачкина "РїРѕСЌС‚ начертал последнюю грань обмеления Божьего создания РґРѕ той степени, что вещь, Рё вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости Рё уничтожающего РіРѕСЂСЏ, РґРѕ того, что шинель делается трагическим fatum РІ жизни существа, созданного РїРѕ образу Рё РїРѕРґРѕР±РёСЋ Вечного…"
Гоголевский Акакий Акакиевич не сводится как герой лишь к петербургскому типу чиновника, - это образ общечеловеческий, относящийся ко всем подобным ему, где бы и когда бы они ни жили, в каких бы условиях ни погибали, ни исчезали из жизни так же незаметно для окружающих, как и Акакий Акакиевич. На него обрушилось несчастье такое же, "как обрушивалось на царей и повелителей мира…"
"Записки сумасшедшего" - единственное произведение Гоголя, написанное РѕС‚ лица героя, как его рассказ Рѕ самом себе. Поприщин (фамилия героя РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ слова поприще ) ведет СЃРІРѕР№ внутрений монолог, РІРѕ внешней же жизни, перед генералом Рё его дочкой, РѕРЅ Рё хотел Р±С‹ РјРЅРѕРіРѕ сказать Рё спросить, РЅРѕ Сѓ него язык РЅРµ поворачивается. Рто противоречие внешнего положения Рё внутреннего самосознания отражается РІ его записках, - РѕРЅРѕ-то Рё СЃРІРѕРґРёС‚ его СЃ СѓРјР°. Поприщина мучит РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ собственной человеческой ценности. Так как никто Р·Р° РЅРёРј таковой РЅРµ признает, РѕРЅ пытается это сам решить для себя. Герой разговаривает РІ записках СЃ самим СЃРѕР±РѕР№. Р’РѕС‚, например, его РёРіСЂРёРІРѕРµ замечание: "Что это Р·Р° бестия наш брат чиновник! Ей-Богу, РЅРµ уступит никакому офицеру: РїСЂРѕР№РґРё какая-РЅРёР±СѓРґСЊ РІ шляпке, непременно зацепит". Ртот тон легкой пошлости показывает, что герой таков же, как Рё РјРЅРѕРіРёРµ, что РѕРЅ любит пошутить. Однако Поприщин РЅРµ поручик РџРёСЂРѕРіРѕРІ или майор Ковалев, Сѓ которых РІ голове РІСЃРµ РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, Рё это действительно РёС… тон. Рђ Поприщин только хотел Р±С‹ быть таким, как РѕРЅРё. Если РІ РґСЂСѓРіРёС… петербургских повестях пошлость Рё трагизм - РґРІРµ краски петербургского РјРёСЂР° - выступают раздельно Рё сложно сочетаются РІ повествовательной речи автора, то РІ "Записках сумасшедшего" РІ каждом пошлом слове героя слышен трагизм его попыток осознать себя нормальным человеком. "Р’С‹ еще смеетесь над простаком, РЅРѕ уже ваш смех растворен горечью", - писал Белинский.
Р’ этих попытках Поприщину РЅРµ РЅР° что опереться, РєСЂРѕРјРµ известных ему понятий Рѕ человеческой ценности РІ РІРёРґРµ чинов Рё званий. Поэтому ему хочется "рассмотреть поближе жизнь этих РіРѕСЃРїРѕРґ". РћРЅ фантазирует, что "станем Рё РјС‹ полковником Рё заведем себе репутацию". Ему РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ РЅР° СѓРј РІРѕРїСЂРѕСЃС‹: "Отчего РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ РІСЃРµ эти разности? Отчего СЏ титулярный советник Рё СЃ какой стати СЏ титулярный советник?" Рли: "Может быть, СЏ сам РЅРµ знаю, кто СЏ таков". Горделивое чувство искаженного сознания РІРѕР·РЅРѕСЃРёС‚ его аж РІ испанские короли.
Заключительный монолог героя - уже не речь прежнего Поприщина, но голос самого Гоголя. Сознание человеком своего несчастья рождает любимый у Гоголя образ дороги, тройки и колокольчика. Дорога мчится через весь свет в небесные дали - куда несет она героя? "…Взвейтеся, кони, и несите меня с этого света!" Так разрешаются поиски ущербным человеком своего места в мире: не титулярный советник, и не полковник, и не испанский король, а - "ему нет места на свете!"
Достоевскому приписывают фразу: "Р’СЃРµ РјС‹ вышли РёР· гоголевской "Шинели". Говорил ли РѕРЅ действительно эти слова, РјС‹ достоверно РЅРµ знаем. РќРѕ кто Р±С‹ РёС… РЅРё сказал, РЅРµ случайно РѕРЅРё стали крылатыми. Очень РјРЅРѕРіРѕРµ Рё важное вышло РёР· гоголевской "Шинели", РёР· петербургских повестей Гоголя. Рти повести - РЅРµ только Рѕ Петербурге Рё петербургских жителях, РѕРЅРё дают символические образы РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ масштаба Рё поэтому РІС…РѕРґСЏС‚ РІ сокровищницу РјРёСЂРѕРІРѕР№ литературы.