"Бедные люди" как притча об отношении литературы к читателю
"Бедные люди" как притча об отношении литературы к читателю
Елена Третьякова
Мир в "Бедных людях" отражен через призму литературы, а литература оценена характером ее влияния на чувства простого человека. Макар Алексеевич в начале действия почти не причастен к чтению книг, "Пчелка" (так он ласково называет "Северную пчелу") ему ближе других печатных сочинений. Завязка романных событий связана с тем, что он взял на себя заботу о дальней родственнице (почти не родственнице совсем) Вареньке Доброселовой и переписывается с нею. Герой посылает Вареньке образчики произведений, которые ему, такому же, как Акакий Башмачкин, переписчику бумаг, приносит живущий по соседству литератор. Образованная девушка тактично намекает, что Ратазяев пуст и ничтожен, - дает почитать совсем другие повести, сочиненные Пушкиным и Гоголем.
Создавая чету благородных героев, Достоевский СЃРґРІРѕРёР» универсальные антиномии `молодой/старый`, `женщина/мужчина`, глобально обобщающие понятие "человек". РЈ персонажей РѕРґРЅРѕ отчество - Алексеевичи (Алексий - греч. `защитник`). РС… родство РІ том, что РѕР±Р° РёР· СЂРѕРґР°-племени, РіРґРµ ценят Рё защищают человечность. РЎ помощью своей модели представлений Рѕ человеке дебютант "натуральной школы" выступил против идеи отделить РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР° этапы развития словесности Рё расподобить культуру разных социальных слоев. РџСЂРѕРІРѕРґРЅРёРєРё этой идеи смотрят РЅР° участников литературного процесса как РЅР° балаганные марионетки. Р’ "Петербургских сновидениях" писатель признался, что пафос "Бедных людей" вырос РёР· сопротивления его души "РіСѓРјРѕСЂСѓ" РЅРѕРІРѕР№ беллетристики: "Стал СЏ разглядывать Рё РІРґСЂСѓРі увидел какие-то странные лица. <...> Кто-то гримасничал передо РјРЅРѕСЋ, спрятавшись Р·Р° РІСЃСЋ эту фантастическую толпу, Рё передергивал какие-то нитки, РїСЂСѓР¶РёРЅРєРё, Рё куколки эти двигались, Р° РѕРЅ хохотал Рё РІСЃРµ хохотал! Рзамерещилась РјРЅРµ тогда другая история, РІ каких-то темных углах, какое-то титулярное сердце, честное Рё чистое, нравственное Рё преданное начальству, Р° вместе СЃ РЅРёРј какая-то девочка, оскорбленная Рё грустная, Рё глубоко разорвала РјРЅРµ сердце РІСЃСЏ РёС… история"(1).
РЎ начала 1840-С… РіРѕРґРѕРІ западное начало РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ журналистике стало РІСЃРµ активнее вытеснять РёР· повседневного общественного пользования то, что единственно Рё могло составить верное изображение человека. "Кукольное" РїРёСЃСЊРјРѕ РЅРµ могло восторжествовать целиком, РїРѕРєР° читатели еще помнили Рё любили свойства словесности РёРЅРѕРіРѕ типа (карамзинско-пушкинской), РїРѕРєР° был Р¶РёРІ инстинкт РґРѕР±СЂР° Рё справедливости РІ чистых Рё отзывчивых РЅР° слово сердцах. РРј был виден зазор между тем, что навязывалось РїРѕРґ РІРёРґРѕРј новых ценностей Рё тем, что РѕРЅРё знали как ценности всевременные.
В беллетристе-разоблачителе читатель уже не находил чуткого и доброго собеседника. Новая журнальная беллетристика лишала людей возможности формировать свой слог.
Дидактичность Рё прагматизм речи "сильного" подавляют развитие собственных мыслей Рё чувств более "слабых" участников коммуникативной ситуации. Рто Рё отражено РІ коллизии романа "Бедные люди". Сначала Девушкин, "пустившись РІ свет", посещает "сочинительские вечера" Сѓ соседа (обратим внимание РЅР° фоновую семантику `РЅРёР·, закат` РІ словосочетаниях, которые характеризуют данный этап знакомства героя СЃ текущей литературой). Потом Варенька посылает ему то, что любит сама: "... прочтем Рё Пушкина", - отвечает герой. Мера понимания, которую РѕРЅ неожиданно обретает РёР· РєРЅРёР¶РєРё, РІ РѕРґРёРЅ момент открывает то, чего РЅРµ дали Макару Алексеевичу РЅРё "Пчелка", РЅРё случаем РєРѕРіРґР°-то прочтенные РґРІР° романтических произведения, РЅРё философско-моралистическая РєРЅРёРіР° Рђ.Галича. "Да Рё что самому прежде невдогад было, так РІРѕС‚ здесь, как начнешь читать РІ этой РєРЅРёР¶РєРµ, так сам РІСЃРµ помаленьку Рё припомнишь, Рё разыщешь, Рё разгадаешь <...> Да дело-то простое, Р±РѕРі РјРѕР№; РґР° чего! право, Рё СЏ так Р¶Рµ Р±С‹ написал; <...> Ведь СЏ то Р¶Рµ самое чувствую, <...> РґР° Рё сам подчас РІ таких Р¶Рµ положениях находился, как, примерно сказать, этот Самсон-то Вырин, бедняга".
Наивное убеждение Девушкина, что РѕРЅ сам Р±С‹ РјРѕРі так написать, РЅРµ лишено оснований. Р’ отличие РѕС‚ Виссариона Белинского (автора цикла критических статей "Сочинения Александра Пушкина"), начинающий литератор Достоевский, понимал, почему для словесности главное - РЅРµ сковывать простор слову простодушных ценителей всего человечного, особенно тех, которые РЅРµ ведают Рѕ РґСѓС…Рµ Рё принципе новаторства "натуральной школы". Достоевский СѓСЃРІРѕРёР» это РїРѕ РїСЂРѕР·Рµ Пушкина, которая помогает заговорить РЅР° СЂСѓСЃСЃРєРѕРј литературном языке всем, кто РЅРµ детализирует различия между старым/новым, Р° ищет РІ слове единую человеческую РїРѕРґРѕСЃРЅРѕРІСѓ истин, выражаемых какими СѓРіРѕРґРЅРѕ ("классицистическими", "сентименталистскими", "романтическими") литературными формами. РќРµ РІ формах дело. Дело РІ том, что для журналистики РЅРµ РЅСѓР¶РЅРѕ лучших организаторов С…РѕСЂР°, чем Рван Петрович Белкин. Ртот смиренный повествователь РЅРµ искажает суть речи "малых СЃРёС…", РѕРЅ приспосабливает СЃРІРѕР№ слог Рё образ Р¶РёР·РЅРё Рє тому, что РІСЃСЏРєРёР№ добрый человек может, хочет (Р° значит должен сам) расслышать РІ строе гармонического согласования разных голосов.
Приспосабливать суть сказанного - пристыковывать. РР· этого понятия родилось слово "притча". Текучее Рё изменчивое становится РІ "белкинском" изложении твердым, поскольку РЅРµ метафоризуется, Р° метонимически крепится РЅР° твердые РѕСЃРЅРѕРІС‹ народной нравственности. Так РІ безавторском СЌРїРѕСЃРµ оценивается РІСЃРµ, что РєРѕРіРґР°-либо происходило Рё будет происходить СЃ человеком. Взглянем внимательно РЅР° внутреннюю форму слова "происходить". Благодаря префиксальным компонентам РїСЂРѕ- РёР·- РѕРЅРѕ пристыковывает С…РѕРґ `последующего` Рє сути `предыдущего`.
Не только к "Повестям Белкина" и "Шинели" пристыковано значение романа Достоевского. Варенька Доброселова как тип метонимически близка пушкинской Татьяне. Ассоциативные скрепы с "Евгением Онегиным" есть в печалованьях о Вареньке, которые бередят душу Макара Алексеевича, когда он в отчаянии бродит по улицам города. Предчувствия предсказывают судьбу нежно любимого им существа: "Какие лавки, магазины богатые; все так и блестит и горит, материя, цветы под стеклами, разные шляпки с летами. Подумаешь, что все это так, для красы разложено - так нет же: ведь есть люди, что все это покупают и своим женам дарят". Он не "злобно",- как это истолковано в статье "Забитые люди" Добролюбовым, - заглядывается на кареты знатных дам. В фрагменте сильна связь между образом Татьяны Лариной и ощущаемой Макаром Девушкиным аурой Вареньки Доброселовой.
Судьба не прочит ей стать женой блестящего генерала: посватается господин Быков и увезет в голую степь, где "ходит баба бесчувственная да мужик необразованный пьяница ходит". Такова на самом деле была культурная ситуация, когда мода на подписку докатилась до глухой русской провинции. Господин Быков - периферийное лицо. Он выходит откуда-то из мрачной подоплеки семейной трагедии Покровских. Но в финале попадает на первый план, - теперь уже не как богатый соблазнитель, а как семейная пара для бедной невесты Вареньки. Делая предложение, он говорит, что тем избавится от необходимости передать наследство племяннику (дядя/племянник - еще один антиномический мотив, связывающий повесть с "Евгением Онегиным"; однако для племени Быковых такой брак - возможность в дальнейшем улучшить их человеческую породу).
Отъезд Вареньки отнимет Сѓ Макара Алексеевича возможность ежедневной переписки. РќРѕ периодика - переписка читателей Рё писателей - РЅРµ должна оставить РѕРґРёРЅРѕРєРёРј маленького человека, слог которого начал складываться: "Да нет Р¶Рµ, СЏ Р±СѓРґСѓ писать, РґР° Рё РІС‹ пишите... Рђ то Сѓ меня Рё слог теперь формируется..." РќР° первых шагах литературной карьеры Федор Михайлович чувствовал себя более читателем Рё объектом текущей словесности, чем писателем. Рто помогло ему выразить РѕСЃРѕР±РѕРµ видение задач журнального слога: синтезирующее три коммуникативные роли (читателя, писателя Рё героя) РІ РѕРґРЅСѓ сущность - РґРѕР±СЂРѕРіРѕ человека. Удержать Р¶РёРІСѓСЋ совместимость трех указанных позиций РѕРЅ стремился Рё РІ далее: шаг Р·Р° шагом СѓРїРѕСЂРЅРѕ шел Рє синтезу, Рє своему варианту многоголосого повествования. Повествования, пристыковывающего любые разновидности современного слога Рє пушкинским методам эпического речения Рё мышления Рѕ действительности.
1 Тексты произведений Достоевского цит. по: Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1990.
"Как хороши, как свежи были розы…"(Н.Блохин)
Литературный портрет в России (Д.Касьянова)
О различии читательских дискурсов в текущей словесности 1840-х годов (Е.Третьякова)
Ф.М. Достоевский о слоге журнальной литературы 1840-х годов (Е.Третьякова)
