"Звезды" немого кино и русская мода 1910-х годов
Курсовая работа посвящена формированию индустрии «звезд» немого кино и их влияния на русскую моду 1910-х годов.
Актуальность заявленной проблематики обусловлена, РІРѕ-первых, обращением Рє истокам формирования Рё специфике образов «звезд» немого РєРёРЅРѕ РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культуре начала XX века, которые получают отражение РІ культурных практиках современных модельеров, художников, фотографов. Р’ качестве примера можно привести показы СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ модельера РРіРѕСЂСЏ Чапурина, работы художницы Екатерины Рождественской. Р’Рѕ-вторых, актуальность заявленной темы связана СЃ нахождением параллелей между особенностями процесса формирования «звезд» РІ СЌРїРѕС…Сѓ немого РєРёРЅРѕ Рё современными принципами построения имиджей популярных актеров Рё актрис.
Целью данной работы является изучение влияния «звезд» немого кино на русскую моду 1910-х годов.
Достижение поставленной цели требует постановки следующих задач:
– рассмотреть становление кинематографа в России;
˗ проследить особенности формирования индустрии звезд немого РєРёРЅРѕ;
˗ проанализировать кинообраз Веры Холодной Рё его влияние РЅР° повседневную РјРѕРґСѓ 1910-С… РіРѕРґРѕРІ;
˗ рассмотреть мужскую РјРѕРґСѓ 1910-С… РіРѕРґРѕРІ РЅР° примере звезды немого РєРёРЅРѕ Рвана Мозжухина.
Объектом изучения является русская культура 1910-х годов. Предметом исследования – влияние «звезд» немого кино на формирование моды указанного периода, получившее отражение в биографических и мемуарных текстах эпохи, в фото и кинообразах.
Библиографию составили работы РїРѕ истории СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культуры начала XX века (Р›.Р. Белова, Р“.Р’. Александрова); РїРѕ истории РјРѕРґС‹ (Рђ. Васильева, Рќ. Брыгина); РїРѕ истории СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ кинематографа (РЎ. Гинзбург, Р . Юренев, Рђ. Назарова).
В курсовой работе были использованы следующие методы: сравнительный, типологический, метод анализа.
Структура работы состоит РёР· введения, РґРІСѓС… глав, заключения, библиографического СЃРїРёСЃРєР°. Р’ первой главе представлено теоретико-методологические аспекты становления РєРёРЅРѕ Рё формирование индустрии «звезд» РІ Р РѕСЃСЃРёРё. Р’Рѕ второй главе рассматривается влияние звезд немого РєРёРЅРѕ Веры Холодной Рё Рвана Мозжухина РЅР° повседневность Рё РјРѕРґСѓ начала XX века.
Данная работа может использоваться при изучении истории отечественного кино и культуры повседневности России.
Глава 1. Зарождение индустрии звезд немого кино в контексте развития русского кинематографа 1910-х годов
1.1 Становление и развитие кинематографа в России начала ХХ века
Рстория кинематографа насчитывает более ста лет. Р—Р° столь короткий отрезок времени искусство РєРёРЅРѕ проделало грандиозный путь, «начинавшийся немыми фильмами Рё заканчивающийся, настоящим, высококачественным, цифровым РєРёРЅРѕВ»(1). Обратимся Рє истокам развития кинематографа. Р’ 1895 РіРѕРґСѓ РІ Париже братья Люмьер организовали первый РІ РјРёСЂРµ показ РєРёРЅРѕ РЅР° бульваре Капуцинов, премьерным стал фильм «Прибытие поезда», который произвел невообразимый фурор Рё принес организаторам РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ славу.
Менее чем через год актер Малого театра Б. Сашин демонстрировал в Москве первые снятые русские фильмы «Конно-железная дорога» и «Вольная богородская пожарная команда»(2). В сентябре 1896 года А. Федецкий снял в Харькове крестный ход с чудотворной иконой, а вскоре придворный фотограф А. Ган-Ягельский в Петербурге зафиксировал на кинопленку сцены из жизни императорской семьи. Таким образом, официальной датой рождения российского кинематографа принято считать 16 мая 1896 года.
Следующий существенный этап отечественного кинематографа был связан СЃ развитием жанра РєРёРЅРѕС…СЂРѕРЅРёРєРё. Рто был совершенно новый РІРёРґ искусства, который показывала зрителю запечатленные РЅР° пленке отдельно взятые события. Например, впервые РІ Р РѕСЃСЃРёРё РєРёРЅРѕС…СЂРѕРЅРёРєР° была применена РїСЂРё снятии такого события РёР· жизни Николая II как коронация 1896 РіРѕРґР°.
В это время кинематограф не только фиксирует важнейшие исторические события, но и является одним из важнейших развлечением. Первые фильмы братьев Люмьер были показаны в Петербурге, Москве, на ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в других российских городах через несколько месяцев после Парижа; первые киносъемки произведены еще через несколько недель. Многие передовые страны мира, к началу двадцатого века, уже имели собственную киноиндустрию. Россия, так же не попала под исключение. Кинематограф стал развиваться большими темпами, начало увеличиваться время продолжительности фильмов, «актеры должны были быть более мастеровиты»(3), что бы донести до зрителя с помощью мимики всю сюжетную линию фильма. Наибольшее стремление к развитию киноиндустрии было отмечено в таких странах как США, Германия, Франция, Россия. Но начать собственное кинопроизводство мешало отставание техники – кино и электроаппаратуры, химикалиев, пленки. Но был налажен импорт, и постоянный выпуск документальных и игровых картин русские предприниматели начали в 1907–1909 годах. К нашему огромному сожалению, Российское кино, снятое до революции было всего лишь документалистикой.
Первый фильм, который можно назвать художественным была картина, которая пользовалась РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ популярностью «Донские казаки». Надо сказать, что СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРµ РєРёРЅРѕ этого периода достигло следующих результатов: первый фильм оператора Рђ. Дранкова «Понизовая вольница», РґСЂСѓРіРѕРµ название «Стенька Разин» обошел РІСЃСЋ страну СЃРѕ специально сочиненной Рњ. Рпполитовым-Рвановым музыкой, записанной РЅР° граммофонную пластинку. РўРѕС‚ же Рђ. Дранков снимал Р›.Рќ. Толстого РІ РЇСЃРЅРѕР№ Поляне Рё даже договаривался СЃ великим писателем Рѕ написании киносценария. Кинематографисты, буквально, набросились РЅР° СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ классическую литературу: можно СЃ уверенностью сказать, что РІСЃРµ известные романы, песни, рассказы, стихотворения Рё даже романсы были экранизированы. Вначале это были наивные коротенькие сценки, рассчитанные РЅР° узнавание зрителем литературных героев. Так персонажи «Мертвых душ» СЃ поклонами группировались РІРѕРєСЂСѓРі бюста Гоголя, фабула В«Рдиота» была втиснута РІ 15-минутную картину, Р° «Псковитянка» (СЃ участием самого Шаляпина) – РІ несколько слабо связанных СЌРїРёР·РѕРґРѕРІ. РќРѕ уже Рє 1914–1915 годам появились вдумчиво построенные Рё выразительно оформленные Рё сыгранные «Дворянское гнездо», «Бесы», «Война Рё РјРёСЂВ». Р РІ этом была положительная, прогрессивная роль раннего кинематографа. РќРѕ, несмотря РЅР° крайнюю примитивность этих «экранизаций», РѕРЅРё имели положительное значение, так как пропагандировали литературу, привлекали внимание Рє классическим произведениям. Стремление опереться РЅР° известные романы, пьесы, РїРѕСЌРјС‹ проявилось Рё РІ кинематографии РґСЂСѓРіРёС… европейских стран.
Лучшим дореволюционным фильмом считается «Пиковая дама» режиссера РЇ. Протазанова СЃ артистом Р. Мозжухиным РІ роли Германа. Международное внимание заслужили большие исторические полотна: «Оборона Севастополя» Рђ. Ханжонкова, снятая РЅР° подлинных местах сражений, удачно сочетала игровые сцены СЃ документальными, «Трехсотлетие РґРѕРјР° Романовых» Рё В«1812 РіРѕРґВ», РіРґРµ широко использовался опыт живописи Верещагина, Репина, Маковского, Кившенко. Еще плодотворнее было обращение кинематографа Рє театру: участие РІ фильмах корифеев театра – Р’. Комиссаржевской, Р’. Юреневой, Рљ. Варламова, Рњ. Чехова, Рђ. Коонен Рё РґСЂСѓРіРёС… – «сблизило молодое киноискусство СЃ великой театральной традицией Р РѕСЃСЃРёРёВ»(4).
Р СѓСЃСЃРєРѕРµ РєРёРЅРѕ СЃ каждым РіРѕРґРѕРј увеличивало количество выпускаемых фильмов Рё довело его РґРѕ 500 РІ 1916 РіРѕРґСѓ, тем самым став РІ РѕРґРёРЅ СЂСЏРґ СЃ ведущими кинематографическими державами. РћСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ роль РІ завоевании РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ авторитета играли, конечно, художественные достоинства фильмов. Рљ этому времени РІ стране сложилась система стационарных кинозалов, кочевые кинодемонстраторы, наскоро переделывавшие РїРѕРґ зрительный зал амбары или торговые залы пустующих магазинов, уходили РІ небытие. Рзвестно, что РІ 1913 РіРѕРґСѓ рабочий тратил РЅР° увеселительные зрелища, такие как цирк Рё РєРёРЅРѕ РІ среднем около 10 рублей РІ РіРѕРґ, РІ то время как РЅР° лечение Сѓ него уходило 7,44 рублей, Р° РЅР° табак Рё алкоголь – 24,57 рублей. Р’ декабре 1897-РіРѕ РІ РњРѕСЃРєРІРµ открылся В«Рлектрический кинотеатр», который прославился РЅРµ репертуаром, Р° РјСЏРіРєРёРјРё креслами Рё граммофоном, включаемым РІРѕ время перемотки пленки. Рта роскошь РґРѕСЂРѕРіРѕ стоила. Р—Р° кресла первого СЂСЏРґР° надо было заплатить 1 СЂСѓР±. 10 РєРѕРї., Р·Р° места РІРѕ втором Рё третьем – РїРѕ 75 РєРѕРї., остальные стоили 55 РєРѕРї. Кинотеатры были удовольствием доступным, РЅРѕ РЅРµ дешевым. Недорогой билет РІ кинотеатр стоил 35 копеек, тогда как французская булка – 5 копеек, РїСЂРё этом зарплата рабочего составляла 30-35 СЂСѓР±. РІ месяц. Отсутствие вентиляции Рё жар, идущий РѕС‚ ламп кинопроекторов, превращали посещение кинотеатров РІ серьезное испытание.
Пресса начала прошлого века заполнена жалобами РЅР° владельцев кинотеатров. «Нам жалуются, – писала РІ 1909 РіРѕРґСѓ РѕРґРЅР° РёР· провинциальных газет, – РЅР° невозможную тесноту Рё духоту РІ В«Рллюзионе». Публику привлекают сенсационными названиями картин, РЅРѕ очень мало заботятся Рѕ ее удобствах. РќРµ мешало Р±С‹ усилить вентиляцию Рё впускать публику РІ большем соответствии СЃ имеющимися РІ наличии местами»(5). РљСЂРѕРјРµ того, переполненные залы были настоящим раем для карманников. «Омский вестник» сообщал РІ 1906 РіРѕРґСѓ: «Постоянные жалобы посетителей РЅР° чистку карманов любителями чужой собственности РІ зале кинематографа заставили администрацию повесить РЅР° стене залы дощечки, гласящие: «Берегите карманы». Рпублика бережет: держит кошелек РІ руках, Р° иначе РїСЂРё такой давке Рё толкотне уберечься нельзя». РљРёРЅРѕ было РІРЅРµ конкуренции, если говорить Рѕ публике необразованной, РЅРµ имеющей эстетического воспитания, позволяющего отличить настоящее искусство РѕС‚ подделки, РЅРѕ вместе СЃ тем испытывающей острую жажду переживаний, жажду, которую серая, будничная жизнь удовлетворить РЅРµ могла.
Позднее, в 1909–1910 годах, кинозалы усовершенствуются, и становятся более комфортабельными, даже в провинциальных городах были кинотеатры, включающиеся в себя – фойе, буфет, раздевалку. Музыкальное сопровождение сделало большой прогресс. В крупных кинозалах не только подбиралась аккомпаниатором специальная музыка под картины, но кое-где даже появились небольшие, в 3–5 человек оркестровые ансамбли. Но ансамбли украшали только большие кинотеатры, а в кино для простонародья, например, кинотеатр «Аванс», где вход стоил только 12 копеек, сеанс сопровождался игрой четырех владимирских рожечников.
Развитию кинопроката мешало то, что РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… городах РЅРµ было электричества. Впрочем, большинство проекторов РїСЂРёРІРѕРґРёР» РІ действие РЅРµ электромотор, Р° киномеханик, крутящий ручку. РќРѕ без СЏСЂРєРѕРіРѕ света для проецирования изображения РЅР° экран обойтись было нельзя. РРЅРѕРіРґР° использовали открытый РѕРіРѕРЅСЊ – горящий эфир или же ацетилен. Такие взрывоопасные киноустановки Рё легко воспламеняющаяся кинопленка нередко превращали киносеансы РІ весьма СЏСЂРєРѕРµ зрелище(6). Правда, уже тогда существовали работающие РЅР° бензине портативные электростанции.
Р СѓСЃСЃРєРѕРµ кинопроизводство начиналось СЃ коротких документальных лент – «видовых». Р’ 1907-1908 годах несколько СЂСѓСЃСЃРєРёС… предпринимателей пытались снять собственные игровые картины. Неопытность приводила Рє фиаско. «Аппарат стоял РЅР° земле, Рё действующие лица оказались снятыми РІ некоторых местах без голов»(7) – так описывает СЃРІРѕР№ первый, РЅРµ увидевший экрана фильм сам Александр Ханжонков. Конкурентов опередил нахрапистый петербуржец Александр Дранков, его экранизация песни РїСЂРѕ Стеньку Разина – «Понизовая вольница» первой пришла Рє зрителю, Рё потому считается первым отечественным фильмом. Рнтересы Ханжонкова Рё Дранкова пересекались РЅРµ раз. Нравы кинопромышленников СЌРїРѕС…Рё раннего РєРёРЅРѕ напоминают нравы современных видеопиратов. РљСЂРѕРјРµ художественных фильмов «снимались Рё натурные фильмы, которые расширяли РєСЂСѓРіРѕР·РѕСЂ зрителей, давая РёРј наглядное представление Рѕ РјРЅРѕРіРёС… неизвестных или известных только понаслышке вещах Рё явлениях»(8). Жители Р РѕСЃСЃРёРё видели РЅР° экране улицы Парижа, Лондона, Р РёРјР°, знакомились СЃ бытом народов Китая Рё РРЅРґРёРё, СЃ волнением следили Р·Р° перипетиями хирургических операций знаменитого доктора Дуайена, «присутствовали» РїСЂРё захватывающем состязании между гидропланами Рё моторными лодками.
Р СѓСЃСЃРєРѕРµ РєРёРЅРѕ пребывало еще РІ своей младенческой стадии, – фильмы были серией иллюстраций Рє знакомым сюжетам, набором статичных «живых картин». Камера была парализована, недвижима Рё должна была передавать точку зрения человека, наблюдавшего шоу РёР· первых СЂСЏРґРѕРІ партера. Декорациями служили разрисованные холстины. Р’ случае натурных съемок «боярские усадьбы безболезненно заменяли дачные РґРѕРјРёРєРё, работу мельницы имитировал мальчуган, лопаткою возмущавший РїРѕРєРѕР№ пруда»(9). Театральных звезд РЅРµ влекло участие РІ подобных произведениях. Р’ первые РіРѕРґС‹ СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ РєРёРЅРѕ энтузиазм превалировал над профессионализмом, РЅРѕ постепенно неофиты становились мастерами, Р° третьеразрядные театральные исполнители ˗ звездами экрана. Постепенно менялась Рё структура фильма: «серия живых картин» превращалась РІРѕ РІСЃРµ более внятное повествование, наметилась тенденция Рє удлинению лент: РѕС‚ пяти – десятиминутных роликов – Рє привычному нам метражу. РќРѕ революция 1917 РіРѕРґР° помешала стремительному росту киноиндустрии РІ стране. РЎ 1917 РґРѕ 1920 РіРѕРґР° столица СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ фильма переехала РІ Ялту. До поражения Врангеля, РІ Ялте сняли очень большое количество картин.
Подводя итог, можно сказать, что становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность «экранизации», достиг сразу внушительных результатов, особенно к началу первой мировой войны. Россия гордилась своим кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино. Всегда российское кино было связано со всеми историческими процессами, происходящими в стране и в мире.
Развитию киноиндустрии РІ Р РѕСЃСЃРёРё способствовала блестящая РёРіСЂР° талантливых актеров. Подлинными звездами стали Рван Мозжухин, Вера Холодная Рё первый СЂСѓСЃСЃРєРёР№ продюсер Рђ. Ханжонков. Р’ РєРёРЅРѕ есть что-то загадочное Рё притягательное. Звезды РєРёРЅРѕ без помощи слов Рё спецэффектов могли передать такую гамму эмоций Рё чувств, которая РЅРµ снилась РјРЅРѕРіРёРј современным актерам. Рћ том, как складывалась индустрия «звезд» СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ кинематографа будет рассмотрено далее.
1.2 Особенности формирования индустрии звезд немого кино в России
РСЂР° немого РєРёРЅРѕ была достаточно короткой – РїРѕСЂСЏРґРєР° 30 лет, РЅРѕ РјРЅРѕРіРёРµ фильмы того времени составили золотой фонд РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ кинематографа. РћРґРЅРёРј РёР· заметных достижений «великого немого» становится формирование целой плеяды актерских «звезд» – актеров Рё актрис, чьи имена «огромными буквами горели над входами РІ «синема», чьи фотографии РЅРµ сходили СЃРѕ страниц газет Рё журналов»(10). Публика боготворила СЃРІРѕРёС… РєСѓРјРёСЂРѕРІ, засыпала цветами Рё подарками, буквально носила РЅР° руках. РЎ трепетом ждала выхода новых фильмов, обсуждала РёС… пышные свадьбы Рё скандальные разводы, считала РёС… миллионные гонорары, роняла слезы РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ РёС… СѓС…РѕРґР° СЃ экрана Рё тут же забывала, увлекаясь новыми героями. РќРѕ РїРѕСЂРѕР№ популярность приходила Рє киноактерам случайно, несправедливо. РџРѕСЂРѕР№ звездами становились «смазливые девицы Рё юнцы, томно позирующие перед аппаратом, РЅРѕ РЅРµ создающие художественных образов»(11). РќРѕ РІ большинстве случаев слава приходила Рє действительно талантливым людям, сумевшим понять Рё воплотить современные представления Рѕ героике, красоте, любви, РѕР± удаче. Характеры, воплощаемые РІ себе национальные черты, служили выражением нравственных Рё эстетических представлений своего времени.
Отсутствие в фильмах звучащей речи стало катализатором поиска новых возможностей организации изобразительного ряда. Благодаря этому ограничению сложилась «немая» школа изложения сложного сюжета средствами монтажа, появились титры, основной актёрской игры стал специфический вид пантомимы. К началу 1920-х годов «немое кино» обзавелось широким набором художественных средств. В отличие от звукового кино, в «великом немом» задача перед актерами стояла несколько другая – передать эмоции без использования слов. В этом немое кино было отчасти сродни балету. Не случайно, многие звезды немого кино серьезно увлекались балетом. Многие звезды немого кино могли виртуозно передать страсть и отчаяние, радость и печаль без помощи слов. Рпусть картины с их участием давно легли в дальние углы фильмохранилищ, но книги, статьи о них выходят беспрерывно, и все новые поколения любителей кино пишут в журналы, просят рассказать о «королях» и «королевах» старых экранов.
Тысячи зрителей старались подражать своим кумирам в их манере двигаться, одеваться. Актрисы немого кино не просто показывали, как носить те или иные вещи, – они демонстрировали стиль жизни в самом широком смысле. Миллионы женщин старались так же, как они, подводить губы, копировали их прически, их походку, даже манеру класть ногу на ногу. В наши дни ситуация мало изменилась. Звезды с экранов диктуют своей публике моду и стиль. Миллионы людей подражают героям с экранов, желая быть похожими на них, чья жизнь кажется «сказкой» – красивой и интересной.
Актеры черно-белого РєРёРЅРѕ воплощают для нас РЅРµ только РјРѕРґСѓ Рё стиль этого времени, РЅРѕ саму легендарную СЌРїРѕС…Сѓ стиля модерн, которая впервые РІ истории культуры проявилась РЅРµ РІ живописи, Р° РІ оживших черно-белых изображениях, запечатленных РЅР° С…СЂСѓРїРєРѕРј целлулоиде(12). Сотни тысяч людей РїРѕ всему РјРёСЂСѓ могли часами сидеть РІ тесных Рё душных залах Рё смотреть РЅР° кинокартинки, которые сменяли РѕРґРЅР° РґСЂСѓРіСѓСЋ РїРѕРґ музыку тапера. Зрелища были, Рё всего лишь доступностью цен РЅР° билеты невозможно объяснить притягательность кинематографа. Отсюда возникает РІРѕРїСЂРѕСЃ, что же сделало долговечной популярность таких звезд СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ дореволюционного РєРёРЅРѕ, как Вера Холодная, Рван Мозжухин, Витольд Полонский, Владимир Максимов Рё РґСЂСѓРіРёС… талантливых актеров Рё актрис?
Ответ требует социологического анализа, ибо почти каждая звезда дореволюционного кино была не только порождением рекламы, но и в известной мере воплощением общественных идеалов и мифов своего времени. Лишь очень немногие из них были при этом и большими, талантливыми актерами. Формирование «звезд» как и в начале 20 века, так и в современности строились по определенным принципам. Осуществлялась принципиальная ориентация на потребности зрителей, стертость лишней информации – «звезды» выдавали для публики лишь те сведения, которые были полезны для создания опреденного имиджа. Таким образом, создавалась тайна, и зритель хотел ее разгадать. Также используется принцип нетрадиционных видов коммуникаций, таких как слухи, скандалы, сплетни. Все это оказывало большое влияние на формирование образа.
Сегодня сложно вообразить себе степень поклонения избранным, которым выпало счастье стать звездами кино в начале прошлого века. Ведь тогда в кино ходили все, и не один раз в неделю. Зрители с удовольствием смотрели французские, русские, американские фильмы – немой кинематограф был прост и не требовал перевода. На протяжении многих десятилетий – до начала Первой мировой войны и во время нее – русские артисты и художники оказывали огромное воздействие на развитие моды.
Немаловажным являлся Рё сюжет фильмов, РІ которых играли актеры. Рти сюжеты заставляли зрителя буквально влюбляться РІ отважных, смелых, добрых героев, Р·Р° которыми так пристально РѕРЅРё наблюдали. Большим успехом Сѓ зрителя пользуются так называемые «комические» – водевильные Рё фарсовые скетчи, заимствуемые РёР· репертуара цирковых клоунов, РјСЋР·РёРє-холльных эксцентриков, театров ревю. РћРЅРё строились РЅР° грубых, зачастую скабрезных ситуациях – драках, падениях, раздеваниях, это например такие фильмы как, «Пожарный Рё служанка», «Том РџСѓСЃВ» Рё РґСЂСѓРіРёРµ. РќРµ меньшим успехом пользуются многочисленные мелодрамы, сюжеты которых заимствуются РёР· незамысловатых пьесок, входящих РІ репертуар ярмарочных балаганов Рё бульварных театров. Рто были душещипательные истории СЃ небесно-голубыми героями Рё черными злодеями, демонстрировавшими чудеса храбрости Рё отвратительную трусость, идеальную верность Рё РЅРёР·РєСѓСЋ измену, это можно наблюдать РІ таких фильмах, как «Жизнь игрока», «Варфоломеевская ночь», «На пути Рє преступлению». Зрители находили РІ этих героях себя, или просто хотели РЅР° РЅРёС… походить. Публика сама формировала звезд РєРёРЅРѕ, отдавая СЃРІРѕРµ восхищение Рё любовь актерам. РџСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёР» некий диалог между актером Рё зрителем. Сущность этого общения состоит РІРѕ «взаимном активном обмене индивидуально-личностным содержанием».(13) Особенно подчеркивается момент
«взаимодействия» в этом процессе.
Действительно, контакт фильма Рё публики строится РЅРµ РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ передачи Рё приема информации, Р° РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ сопереживания, активного включения зрителя РІ экранный РјРёСЂ(14). Подобный тип взаимодействия РЅРµ является специфическим для контакта кинокартины Рё публики. Любое произведение искусства «общается» СЃ человеком, воздействуя РЅР° его разум Рё сердце. Таким образом, художественный кинематограф принадлежит РЅРµ только Рє музам, РЅРѕ Рё Рє средствам массовой информации, Рё реализуются РѕРЅ через эстетическое воздействие кинопроизведения. Очевидно, что актеры имели колоссальное влияние РЅР° жизнь простых людей. РС… РёРіСЂР°, талант, красивые картинки СЃ экранов, буквально, завораживали зрителя. Такого молодое РєРёРЅРѕ РІ Р РѕСЃСЃРёРё еще РЅРµ знало. Р’ Харькове, например, РІРѕ время столпотворения РІ кинотеатре «Ампир» были разбиты РІСЃРµ РѕРєРЅР°, двери сорваны СЃ петель, Рё для того, чтобы утихомирить толпу, штурмовавшую зал, был вызван отряд конных драгун(15). Рподобный ажиотаж творился РїРѕ всей стране. Благодаря Вере Холодной, Рвану Мозжухину Рё РґСЂСѓРіРёРј талантливым актерам, люди неожиданно распробовали странный наркотик РїРѕРґ названием «кино». Р—Р° умеренную плату эта красавица уводила Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ РІ РјРёСЂ грез, Рё люди жаждали повторения «аттракциона» СЃРЅРѕРІР° Рё СЃРЅРѕРІР°. Можно относиться РїРѕ разному Рє периоду черно-белых картинок, можно восхищаться, находить себе РєСѓРјРёСЂР°, подражать ему, РЅРѕ, РІРЅРµ РІСЃСЏРєРѕРіРѕ сомнения, именно звезды немого РєРёРЅРѕ подарили людям праздник, РѕРЅРё внесли РІ жизнь людей что-то РЅРѕРІРѕРµ Рё интересное. Рто время, пришедшее РЅР° смену периоду великих испытаний Рё потрясений. РћРЅ отражает особенность наступившего времени СЃ его необыкновенной жизненной энергией, СЃ новыми надеждами, появившимися Сѓ людей, желанием жить РЅР° «полную катушку», получать наслаждение Рё веселиться так, словно каждый РІ душе уже понимал, что РІСЃРєРѕСЂРµ РјРёСЂ РІРЅРѕРІСЊ окажется РЅР° «пороге беды».
Выходцами немого РєРёРЅРѕ были талантливые актеры. РћРґРЅРѕР№ РёР· СЏСЂРєРёС… представительниц советского немого РєРёРЅРѕ является Вера Малиновская. Её партнерами РІ РєРёРЅРѕ были вдающиеся, талантливые актеры – Рван Мозжухин, РњСЌСЂРё Пикфорд. РќРѕ большую часть своей жизни актриса провела РІ Рталии Рё Германии, Рё для Р РѕСЃСЃРёРё стала «невозвращенкой». Другой выдающийся актер – Владимир Максимов. РћРЅ является РѕРґРЅРёРј РёР· самых популярных актеров немого РєРёРЅРѕ. РћРЅ исполнил более 60 ролей РІ РєРёРЅРѕ. РћРЅ был любим публикой, его называли «королем экрана». РЎСѓРґСЊР±С‹ РјРЅРѕРіРёС… актрис были трагичны. Талантливая актриса Ольга Третьякова была женой РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· заместителей Кагановича РїРѕ Наркомату путей сообщения. Рее истинному таланту РЅРµ было дано раскрыться РґРѕ конца, «она была арестована, Рё сослана РІ лагерь, РіРґРµ Рё погибла»(16). Трагическая СЃСѓРґСЊР±Р° актеров обусловилось Рё появлением Р·РІСѓРєРѕРІРѕРіРѕ РєРёРЅРѕ РІ 1930 РіРѕРґСѓ. РџСЂРёС…РѕРґ звучащего слова РІ первую очередь обогатил идейное содержание фильмов. Слово – носитель мысли. Говорящие СЃ экрана люди стали раскрывать СЃРІРѕРё характеры РЅРµ только РІРѕ внешнем действии, РЅРѕ Рё словесно, РІ диалогах, Р° позднее Рё РІ монологах, что дало зрителю возможность глубже проникать РІ РёС… психологию. Слово сблизило РєРёРЅРѕ СЃ литературой Рё театром, стало возможно более полно доносить СЃ экрана произведения РїСЂРѕР·С‹ Рё драматургии. Несмотря РЅР° то, что появление Р·РІСѓРєР° позволило перейти РєРёРЅРѕ РЅР° новый этап развития, следует отметить Рё РјРёРЅСѓСЃС‹ данного феномена. РќРµ РІСЃРµ актеры перенесли это событие, РЅРµ РІСЃРµ смогли принять это новшество. Рћ том, как развивались СЃСѓРґСЊР±С‹ актеров будет рассмотрено далее.
Глава 2. Кинообразы русского кино 1910-х годов и их влияние на моду
2.1 Кинообраз Веры Холодной и его влияние на повседневную моду 1910-х годов
Кинематограф и мода были неразрывно связаны друг с другом с момента зарождения киноиндустрии. В начале XX века, когда кино еще только обозначило себя как культурное явление, фотографии «экранных красоток» уже вовсю захватили умы модниц всего мира. Постепенно объектом для подражаний стал не только макияж звезд, но и их прически, фигуры и лица, которые регулярно менялись с каждым десятилетием XX века. Стиль модерн, возникший на рубеже XIX и XX веков, стал поистине интернациональным стилем. Он распространился по всему миру, и его формы проникли в разные сферы жизни, в том числе и в кинематограф, десятые годы стали настоящим откровением для женщин в разных уголках земного шара.
Ртот новый стиль заставил всерьез задуматься РЅРµ только Рѕ нарядах, РЅРѕ Рё Рѕ красоте тела, поэтому дамы начали усердно заботиться Рѕ коже Рё фигуре, чтобы достойно предстать перед кавалерами РІРѕ всем блеске своей красоты. Достойные образцы для подражания представляли экранные героини величайших киноактрис того времени – РњСЌСЂРё Пикфорд Рё Верой Холодной, создавшие образы «роковых женщин», которых впоследствии назовут «женщины РІ стиле вамп». Рменно РѕРЅРё сводили РІ 1910-С… годах СЃ СѓРјР° сильную половину человечества.
Образ роковой красавицы начал формироваться под влиянием эстетики дягилевских «Русских сезонов», из балетов которых приходит в кино грим – густо подведенные глаза, тяжелые ресницы и бледная кожа. На благодатной почве сверхпопулярного немого кино модные тенденции развиваются, трансформируются и расцветают, и диктуют их «королева экрана» – Вера Холодная.
Под влиянием созданного Холодной образа в женской моде 1910-х годов произошла настоящая революция. Волнистые волосы, выразительный, щедро подчеркнутый косметикой взгляд только стали началом перевоплощения. Постепенно прически и прямые силуэты дамских нарядов становились все короче, появились первые изящные ботиночки на каблучках.
Р’ РєРёРЅРѕ Вера Холодная (1893–1919) начала сниматься РІ 1914 РіРѕРґСѓ. Её девичья фамилия Левченко. Позже РѕРЅР° выйдет замуж Р·Р° юриста Владимира Холодного, Рё РґРѕ конца жизни РІ памяти зрителей останется известной РїРѕРґ этой фамилией. РЎРІРѕРёРјРё прекрасными серыми глазами Рё классическим профилем Холодная произвела сенсацию. Р’ то время название Рё содержание картин держали РІ секрете, Р±РѕСЏСЃСЊ конкуренции. Фильмы же СЃ участием Холодной широко рекламировались еще РґРѕ начала съемок, Рё РІ этом РЅРµ было СЂРёСЃРєР°, ведь уникальность заключалась РЅРµ РІ сюжете, Р° РІ участии знаменитой актрисы. Народ шел РЅР° «Веру Холодную», ее фильмы были РІРЅРµ конкуренции. Число ее обожателей росло СЃ каждым днем. РћРЅР° несла РІ общество образ прекрасной Рё независимой женщины. Рэтому соответствовала – зыбкость общественных устоев, постепенное изменение института семьи РІ результате женской эмансипации. Рто являлось благодатной почвой, которая «впитала РІ себя элементы РЅРѕРІРѕРіРѕ, РјРѕРґРЅРѕРіРѕ стиля, принесенного артистами Рё художниками»(17).
Вера Холодная являлась РѕРґРЅРѕР№ РёР· тех героинь черно-белых картин, чье влияние обуславливалось красотой Рё талантом. РћРЅР° обладала колдовским взглядом, какой можно встретить РЅР° старинных фресках, зачаровывала зрителей Рё заставляла РёС… выносить двери кинотеатров. РћРЅР° была эталоном красоты, диктовала РјРѕРґСѓ своего времени. Таким образом, РєРёРЅРѕРјРѕРґР° прочно воцарилась РІ жизни молодых РѕСЃРѕР±, нашла СЃРІРѕРµ выражение РѕРЅР° Рё РІ области аксессуаров – РѕСЃРѕР±СѓСЋ популярность приобрели «грациозные Р±РѕР° РёР· страусиных перьев Рё эффектные СЃСѓРјРєРё – саквояжи»(18). Еще РѕРґРёРЅ важный аксессуар этого периода является веер. Рспользование веера было обусловлено следующими причинами – освещение было свечным или масляным, следовательно, чем ярче было освещено помещение, тем РІ нем было жарче. РЎ массовым переходом РЅР° электрическое освещение необходимость РІ веере отпала, Рё РѕРЅ навсегда ушел РёР· РјРѕРґРЅРѕРіРѕ РѕР±РёС…РѕРґР° РІ 1910-Рµ РіРѕРґС‹. Рти аксессуары составляли модный стиль, названный впоследствии «ретро», Рє которому еще РЅРµ раз Р±СѓРґСѓС‚ возвращаться художники Рё визажисты, РЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЏ уже Рѕ кинорежиссерах, которые РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ околдованы неорусским стилем СЌРїРѕС…Рё модерна.
Вскоре Холодная становится одной из самых очаровательных законодательниц моды, ведь её стиль имел огромное влияние на повседневность этого периода. Она одевается у лучших портных и демонстрирует образцы элегантности и шика. Ее стиль объединял в себе – «строгую элегантность, сдержанность, подчеркнутую холодность оттенков и фасонов»(19), дополняя их яркой оригинальной деталью, брошью или платком. В скором времени её изображение появляется на многочисленных фото. Огромными тиражами выпускаются серии открыток с ее изображением – Вера Холодная в мехах, в цыганских и восточных нарядах, в открытых вечерних платьях, в шляпах, в мужской одежде. Открытки становятся своеобразным заменителем модных журналов для женщин России. Фантазия актрисы проявлялась даже в выборе духов – смешивая прямо на коже два аромата, она получала только ей присущий горьковато – сладкий запах. Она позирует в роскошнейших нарядах, волнуя и будоража умы современниц.
Женская мода этого периода являлась воплощением стиля «прекрасной эпохи». Основу женского силуэта составил идеальный образ женщины той эпохи – женщины, которой чужды земные тревоги, каждодневность, заботы быта. В эту эпоху в моду входят платья с узкими, стеснявшими движение юбками и пышными лифами. Талия затягивалась на 42–45 см, таким образом, чтобы женщины могли сравнивать объемы своих талий с объемами шей своих поклонников. Наряд должен быть элегантным и строгим, поэтому так называемые излишества в отделке – избыточные кружева, оборки, бантики, вышивки, цветочки – считались проявлением дурного вкуса. Мода этого периода не любила прямых линий, углов, прямых окончаний. Актуальны были формы, напоминающие цветок или крылья насекомых – они прослеживаются и в форме рукава, и в формах головных уборов.
Женский силуэт удлинялся треном, за счет чего женщина выглядела выше, чем она была на самом деле; а подчеркнуто узкая талия создавала элегантный, невесомый силуэт, подчеркивавший грудь, бедра и воздушное сложение женщины в целом. Но наряд ни в коем случае не должен был быть скучным или обычным, требовалась оригинальность, изюминка – цветок на бедре, оригинальная брошь на плече, длинные, в несколько ярусов бусы, ассиметричный вырез, в моде были приглушенные холодные тона, матовость жемчуга и сдержанность аксессуаров.
Для того чтобы выглядеть роскошно, денег уже было недостаточно – нужны были оригинальность и безукоризненный вкус. Оказалось, что Вера Холодная обладает тем самым «природным вкусом» – утонченным и оригинальным. Она сама придумывает себе фасоны платьев, подбирает отделку, ткани и аксессуары, сама украшает шляпки, вышивку корсажа, декорирует голову круглым тюрбаном. Вера Холодная была не просто потрясающе красива, она была необыкновенно обаятельной и киногеничной. Камера лишь усиливала красоту и гармонию актрисы. Состояние зала после фильма с ее участием было похоже на гипноз. Журнал «Фигаро» писал: «В Кишиневе на концерте вдруг все вскакивают на стулья. Дамы подбирают подолы... Неужели лопнули трубы и через пять минут зал будет затоплен? Оказывается же, что появилась Вера Холодная! Все ринулись туда, опрокидывая все на пути»(20) В Москве в одном из кинотеатров перед фильмом с участием Холодной началось настоящее вавилонское столпотворение. У кассы была огромная очередь. Кто-то пустил слух, что нескольких человек впустили через запасной вход. Публика ринулась в зал, разбивая окна, срывая с петель двери и грозя расправой администрации. Был вызван отряд конных драгун. Разбушевавшуюся толпу с трудом успокоили. Такова была сила ее популярности.
Верой Холодной восторгались и восторгаются многие: поэты, режиссеры, актеры. Ей посвящали стихи и романсы. Александр Вертинский посвятил Вере Холодной песни «Маленький креольчик», «Лиловый негр» и одно из самых известных своих стихотворений – Ваши пальцы пахнут ладаном»:
Ваши пальцы пахнут ладаном
Рв ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо Вам,
Ничего теперь не жаль.(21)
Вне всякого сомнения, Вера холодная оказало огромное влияние, как на моду, так и на формирование целостного женского образа. Ведь ею восхищались, и хотели быть похожей, именно на нее, неповторимую «королеву экрана». У Веры Холодной был выразительный, подчеркнутый макияжем взгляд. Волосы волнистые и часто стриженные. Рженщины начали носить стрижки, пока еще не совсем короткие, но волосы уже стали открывать шею. Рэта шея была роскошной. Подобно, звездам экрана, девушки стали носить украшения из страусиных перьев, приобретших в ту пору большую популярность.
Каждая эпоха создает свой тип женщины, утверждает свой идеал. В начале века на фото, в живописи и графике изображались женщины, одетые в платья с резким контуром, нервными линями. В них была какая-то загадочность, двойственность. Может быть, зрителя привлекала именно эта таинственность в образе актрисы, её талант или красота? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Она была прекрасна, как актриса и как женщина. Безусловно, она была очень талантлива, трудно оценить драматический дар актрисы, но она, несомненно, сделалась для своего времени воплощением женской красоты.
Еще неосознанно стало складываться то отношение Рє актерам кинематографа, которое СЃРєРѕСЂРѕ превратится РІ культ «звезд», недаром Рё публика Рё рецензенты впоследствии называли Холодную «королевой экрана». РќРѕ откровения живописи Рё литературные описания лишь приближали Рє еще РЅРµ сказанному «последнему слову». Его произнесла Вера Холодная. РћРЅР° была живая, настоящая, открывавшая СЃРІРѕРёРј движением восторженному зрителю действительное присутствие РІ РјРёСЂРµ того идеала, который издавна витал РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ. Ее героиня чаще всего соблазненная, покинутая Рё нуждающаяся РІ защите. Рмоции зрителя однозначны: догнать, спасти, прижать Рє РіСЂСѓРґРё. Рменно стойкость «образа истерзанной души» Рё создала славу Веры Холодной. Р, может быть, секрет её славы таился «в том угарном, мрачном РґСѓС…Рµ времени, который был создан грабительской империалистической РІРѕР№РЅРѕР№. «Мелкобуржуазная публика, изверившись РІ наступлении лучших времён, ринулась РІРѕ власть сладкого дурмана»(22), РѕРЅР° обманывала себя иллюзиями, дешёвыми идеалами «красоты»… Образ женщины, созданный Верой Холодной, соответствовал этим идеалам Рё тешил эти иллюзии.
Мещанская публика возвела Веру Холодную РЅР° престол «королевы экрана» Рё, преклоняясь ей, отвлекалась РѕС‚ мучительных событий современности. Холодная создавала образы красивой печальной женщины, обманутой Рё непонятой. Каждая новая роль, сопровождалась Р±СѓСЂРЅРѕР№ овацией поклонников Рё почитателей невиданной ранее красоты. Созданный ею образ близок РїРѕ РґСѓС…Сѓ зрителю, именно поэтому РѕРЅР° была так близка Рё понятна зрителю. Вера Холодная – это идеальное воплощение непреходящей женственности. Рменно это заставляет нас, людей сегодняшних, принимать её Рё восхищаться ею.
Её не стало 17 февраля 1919 года, в городе Одесса. Ранняя смерть в возрасте 26 лет, придала её образу легендарность и трагичность. Кинокритики наперебой пытались найти разгадку феномена Веры Холодной. Одни считали, что все дело в ее красоте. Другие искали ответ в грандиозном таланте, называя Веру «Ермоловой кино». Сам Станиславский пророчил ей успех на сцене, на что Холодная любила повторять: «Лучше быть первой в кинематографической деревне, чем последней в театральном Риме»(23). О ней снимались фильм