"Золотой век" русской литературы. Романтизм, реализм
Для понимания особенностей СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культуры XIX РІ. существенное значение имеет знание характера политики, СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё права Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Рмперии. Р’ результате петровских реформ РІ Р РѕСЃСЃРёРё произошло утверждение абсолютной монархии Рё законодательное оформление бюрократии, что особенно СЏСЂРєРѕ проявилось РІ «золотой век» Екатерины II. Начало XIX РІ. ознаменовалось министерской реформой Александра I, который РЅР° практике РїСЂРѕРІРѕРґРёР» линию РЅР° укрепление феодально-абсолютистского РїРѕСЂСЏРґРєР°, учитывая новый «дух времени», РІ первую очередь влияние Великой французской революции 1789 Рі. РЅР° СѓРјС‹, РЅР° СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ культуру. РћРґРЅРёРј РёР· архетипов этой культуры является любовь Рє СЃРІРѕР±РѕРґРµ, воспеваемая СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ поэзией, начиная СЃ Пушкина Рё кончая Цветаевой. Учреждение министерств знаменовало СЃРѕР±РѕР№ дальнейшую бюрократизацию управления Рё усовершенствования центрального аппарата Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ империи. РћРґРЅРёРј РёР· элементов модернизации Рё европеизации СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ государственной машины является учреждение Государственного совета, функция которого заключалась РІ централизации законодательного дела Рё обеспечении единообразия юридических РЅРѕСЂРј. Министерская реформа Рё образование Государственного совета завершили реорганизацию органов центрального управления, просуществовавших РґРѕ 1917 Рі. После отмены крепостного права РІ 1861 Рі. Р РѕСЃСЃРёСЏ прочно вступила РЅР° путь капиталистического развития.
Актуальность данной темы определяется колоссальным влиянием, оказываемым этим периодом русской культуры, как на современную культуру России, так и на культуру западных стран.
Целью настоящей работы является исследование основных особенностей русской культуры 19 века.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
· рассмотреть особенности становления русской культуры в 19 в.;
· по причине обширного материала, рассмотреть лишь творчество величайших русских писателей, их взгляд на исторический выбор России и проблему человека.
Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности становления русской национальной идеи, в третьем дается обзор творчества Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны первоисточники по теме работы.
1. Романтизм как отражение русского национального самосознания
Значимость XIX века для развития русской культуры обусловлена процессами, которые предопределяют характер умонастроения России и его основных противоречий. К таким процессам следует отнести становление русского национального самосознания, складывание нации, отражение этих процессов и общественной мысли XIX века.
Если для Западной Европы XIX век - век развития капиталистического общества, полного крушения абсолютистских монархий, уничтожение сословного деления общества, то для России это время создания условий для уничтожения феодальных отношений. В.Г. Белинский видит в России страну, «где люди торгуют людьми, не имея и того оправдания, каким пользуются американские плантаторы, утверждал, что негр - не человек... где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Палашками; ... где... нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей." Общественная казнь страны, развивается в условиях деспотизма и всевластия государства, сословного деления общества, абсолютного бесправия населения, существования крепостного права.
Р СѓСЃСЃРєРѕРµ национальное самосознание выковывается РёР· противоречия "между идеей империи, могущественного государства военно-полицейского типа, Рё религиозно-мессианской идеей царства, которое уходило РІ подземный слой, слой народный".Для СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ духовности характерно понимание государственности РЅРµ этническое, геополитическое, географическое, С‚.Рµ. государство - это РЅРµ власть, распространяющаяся РЅР° определённую территорию, имеющую четко очерченные границы, государственность для СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ духовности - явление религиозное, РІ народной лексике получившее название Святая Р СѓСЃСЊ, Р·Р° этим понятием "стоит отнюдь РЅРµ, выражаясь РїРѕ-нынешнему, национальная идея, РЅРµ географическое Рё РЅРµ этническое понятие. Святая Р СѓСЃСЊ - категория едва ли РЅРµ космическая. РџРѕ крайней мере, РІ её пределы (или её беспредельность) вмещается Рё ветхозаветный Рдем Рё евангельская Палестина". РЈ Святой Р СѓСЃРё нет локальных признаков. РЈ неё только РґРІР° признака: первый - быть РІ некотором смысле всем РјРёСЂРѕРј, вмещающим даже рай; второй - быть РјРёСЂРѕРј РїРѕРґ знаком истинной веры. Р СѓСЃСЃРєРѕРµ национальное самосознание РҐIРҐ века впитывает эти РґРІР° несовместимых феномена: Землю святорусскую Рё представление Рѕ Р РѕСЃСЃРёРё как национальном государстве. Р СѓСЃСЃРєРѕРµ самосознание сумело увидеть РІ Р РѕСЃСЃРёРё, идентифицируемой географически Рё этнографически, "особенную стать" Свитой Р СѓСЃРё.
Гоголь писал РёР· Рталии: "Р СѓСЃСЊ! Р СѓСЃСЊ! вижу тебя, РёР· моего чудного, прекрасного далека тебя вижу бедно, разбросано Рё неприютно тебе; РЅРµ развеселят, РЅРµ испугают РІР·РѕСЂРѕРІ дерзкие РґРёРІР° РїСЂРёСЂРѕРґС‹, венчанные дерзкими дивами искусства, РіРѕСЂРѕРґР° СЃ многооконными высокими дворцами, вросшими РІ утесы, картинные деревья Рё плющи, вросшие РІ РґРѕРјС‹... Открыто пустынно Рё СЂРѕРІРЅРѕ РІ тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин твои неприметные РіРѕСЂРѕРґР°: ничто РЅРµ обольстит Рё РЅРµ очарует РІР·РѕСЂР°". РќРѕ какая же непостижимая, тайная сила влечет Рє тебе? Что зовет, Рё. рыдает, Рё. хватает Р·Р° сердце?... Здесь ли РІ тебе ли РЅРµ родиться бесцельной мысли, РєРѕРіРґР° же ты сама без конца?... РЈ! какая верующая, чудная, незнакомая земле даль! Р СѓСЃСЊ! Рта двойственность РІ восприятии Р РѕСЃСЃРёРё наложит особый отпечаток РЅР° СЂСѓСЃСЃРєРѕРµ самосознание, РїРѕСЂРѕРґРёС‚ РІ нем противоречия, часто неразрешимые, создаст РѕСЃРѕР±СѓСЋ СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ литературу, которая, являясь чисто СЂСѓСЃСЃРєРёРј национальным явлением, поднимет РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ глобальные, космические.
РћСЃРѕР±СѓСЋ роль РІ развитии СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ сознания XIX века сыграло масонство. Р СѓСЃСЃРєРѕРµ масонство ставило своей задачей РїРѕРёСЃРє истинного христианства, христианства интерконфессионального. Масонские ложи стали первыми формами самоорганизации общества начала РҐIРҐ века. Рменно через масонские ложи РІ общественную мысль Р РѕСЃСЃРёРё проникают идеи всеобщего равенства, РІ организациях вольных каменщиков формируется нравственный идеал личности, идеи гуманизма, благородство. Рменно внутри масонских лож созревали будущие тайные общества.
Формированию СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ национального самосознания способствует РІРѕР№РЅР° 1812 РіРѕРґР° Рё заграничный РїРѕС…РѕРґ. Отечественная РІРѕР№РЅР° сплотила людей различных сословий, выявила истоки национального единения. Рњ.Р. Муравьев-Апостол писал: "РњС‹ были дети 1812 РіРѕРґР°, именно 1812 РіРѕРґ, Р° РІРѕРІСЃРµ РЅРµ заграничный РїРѕС…РѕРґ создал последующее общественное движение, которое было РІ своей сущности РЅРµ заимствованным, РЅРµ европейским, Р° чисто СЂСѓСЃСЃРєРёРј.'' Рменно СЂРѕСЃС‚ национального самосознания, чувство единства Рё близости СЃРѕ СЃРІРѕРёРј народом, подъем общенационального патриотизма РЅРµ могли РЅРµ создать РЅРѕРІРѕР№ РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ атмосферы РІ среде наиболее совестливых СЂСѓСЃСЃРєРёС… людей, рассматривавших СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ проблемы как СЃРІРѕРё личные. Слой этих людей был немногочисленным, это был СѓР·РєРёР№ слой СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ образованного дворянства, оказавшегося между самодержавной монархией Рё темной крестьянской массой. Декабристское движение было чисто СЂСѓСЃСЃРєРёРј. Нация РЅРµ может сложиться РІ условиях сословного деления общества. Средневековое представление Рѕ божественной освещенности социального неравенства людей окончательно разрушено буржуазными революциями РҐVII–ХVIII РІРІ. Р СѓСЃСЃРєРѕРµ сознание впитывает эти представления РїРѕРґ влиянием событий 1812-1815 РіРі.
Р РѕСЃС‚ национального самосознания находит СЃРІРѕРµ выражение РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј романтизме. Если западноевропейский романтизм был реакцией РЅР° СЌРїРѕС…Сѓ разума, кровавые последствия Великой Французской революции, то СЂСѓСЃСЃРєРёР№ романтизм отразил процесс превращения СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа РІ нацию, поэтому РѕРЅ Рё становится вполне оригинальным явлением. Рстетическим выражением романтизма было стремление изобразить национальный характер Рё национальный колорит жизни народа. "Да создастся для славы Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕСЌР·РёСЏ чисто русская, РґР° будет Святая Р СѓСЃСЊ РЅРµ только РІ гражданском, РЅРѕ Рё РІ нравственном РјРёСЂРµ первою державою РІРѕ вселенной! Вера праотцев, нравы отечественные, летописи, песни Рё сказания народные - лучшие, чистейшие источники для нашей словесности" - это программа СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ романтизма начала XIX века, сформулированная Р‘.Рљ. Кюхельбекером.
Романтизм сумел выйти за пределы сословий оценки людей, переключиться на нравственные характеристики, проявить интерес к человеческой личности, нашёл в себе смелость признать одинаковое право на нравственное достоинство и в крестьяне, и в дворяне, В.М. Карамзин В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, М. Кольцов составили мощное направление литературного романтизма в русской культуре, отразившее становление нации.
2. Реалистический подход к проблеме исторического выбора России
Большую роль РІ развитии национального самосознания сыграло поставление труда Рќ.Рњ. Карамзина В«Рстория государства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕВ». Основанием этого процесса проникнуты «Философские письма» Рџ.РЇ. Чаадаева, создавшего первую философию истории Р РѕСЃСЃРёРё. Начало полемики между западниками Рё славянофилами положили статьи Рђ.РЎ. РҐРѕРјСЏРєРѕРІР° «О старом Рё РЅРѕРІРѕРјВ» Рё Киреевского Р.Р’. «В ответ Рђ.РЎ. РҐРѕРјСЏРєРѕРІСѓВ», напечатанные РІ 1939 РіРѕРґСѓ. Пафос этой полемики состоял РІ РїРѕРёСЃРєРµ путей превращения СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа РІ СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ нацию.
Ответ РЅР° этот РІРѕРїСЂРѕСЃ лежал через решение проблемы Рѕ месте Рё СЃСѓРґСЊР±Рµ Р РѕСЃСЃРёРё РІ РјРёСЂРѕРІРѕРј культурном процессе. Кто РјС‹ такие? Европейцы Рё наш путь – это повторение пути Западной Европы: или новая, молодая цивилизация, идущая своей РґРѕСЂРѕРіРѕР№ Рё способная показать РјРёСЂСѓ образцы нравственности. Основателями западнического направления можно считать как революционно – демократически настроенных Рђ.Р. Герцена Рё Р’.Р“. Белинского, так Рё мыслителей либерального толка Р”.Р›. РљСЂСЋРєРѕРІР°, Рў.Рќ. Грановского, Р.РЎ. Тургенева, Рљ.Р”. Кавелина, Р‘.Р. Чичерина. Западники считали, что СЂСѓСЃСЃРєРёР№ народ – народ европейский Рё его путь связан СЃ развитием СЃРІРѕР±РѕРґС‹ человеческой личности, также как Рё путь Западной Европы. Р РѕСЃСЃРёСЏ – отсталая страна, РѕРЅР° нуждается РІ просвещении, именно РІ этом своеобразие Р РѕСЃСЃРёРё. РџРѕ мнению Рќ. Бердяева, западники очень мало представляли особенности реальной жизни современной Европы Рё ориентировались РЅР° утопический идеал европейской жизни.
Славянофилы связывали надежды РЅР° РѕСЃРѕР±РѕРµ, инакое развитие Р РѕСЃСЃРёРё СЃ тем, что российская культура формируется РЅР° уникальной РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ почве – православии. Рменно отличие РѕС‚ Европы РѕСЃРЅРѕРІС‹ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ духовности позволяет занять РѕСЃРѕР±РѕРµ место РІ РјРёСЂРѕРІРѕР№ цивилизации. Православие обеспечивает СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культуре целостность, тогда как раздвоенность европейской культуры покоится РЅР° католицизме. Католицизм Рё католическая схоластика, приведшие Европу Рє религиозному, лишают европейскую культуру целостности, необходимый для существования цивилизации. Европа СЃ её рациональностью, механизированностью, насильственней государственностью глубоко враждебна СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культуре. Поэтому, оценивая петровские реформы, славянофилы РІРёРґСЏС‚ РІ РЅРёС… деяния, несущие опасность органичности Рё целостности СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ жизни. Допетровская Р СѓСЃСЊ обладала этими качествами СЃ точки зрения славянофилов.
Будущность Р РѕСЃСЃРёРё славянофилы связывали только СЃ простым народом, так как образованная часть общества заражена западным рационализмом Рё государственным абсолютизмом. Рсточниками Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа славянофилы объявили три принципа: православие, народность, самодержавие. Неискаженная православная вера Рё подлинная народность сохранились только РІ крестьянстве. Будучи антигосударственниками, славянофилы отстаивали монархию, так как власть представлялась РёРј абсолютным грехом, злом, Р° потому, чем меньше людей будет замарано властью, тем больше оснований РЅРµ беспокоиться Рѕ нравственном Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ народа. Демократическое же правление вовлекает РІРѕ зло народ, поэтому РѕРЅРѕ менее предпочтительно, чем самодержавие, РіРґРµ РѕРґРёРЅ человек берет РЅР° себя грех политической власти. РЈ СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа нет стремления Рє образованию государственности, Сѓ него РёРЅРѕРµ призвание - религиозное, РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ. Славянофилы считали, что греха собственничества нет Сѓ СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ крестьянина, РІ отличие РѕС‚ европейца. Рто связано СЃ особым укладом СЂСѓСЃСЃРєРёР№ жизни - СЃ общиной.
Лагерь славянофилов составили такие мыслители, как Рђ.РЎ. РҐРѕРјСЏРєРѕРІ, Р.Р’. Киреевский, Р‘.Р. Керимов. РС… взгляды РЅРµ были едины, РѕРЅРё различно относились Рє характеру СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культуры Рё её месту РІ истории, РЅРѕ объединяло РёС… критическое отношение Рє западноевропейской цивилизации, убеждение РІ принципиальном своеобразии СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории Рё культуры, общая православно-христианская культурологическая ориентация, горячая защита СЃРІРѕР±РѕРґС‹ личности, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ совести, мысли, слова.
Размышления Рѕ месте Р РѕСЃСЃРёРё РІ РјРёСЂРѕРІРѕРј культурном процессе только начинаются РІ полемике западников Рё славянофилов. Вторая половина РҐIРҐ века знаменуется бурным развитием культурологической мысли, РіРґРµ проблема развития Р РѕСЃСЃРёРё исследуется Рё такими мыслителями, как Р‘.РЎ. Соловьев, Р‘. Р. Чичерин, РЎ.Рњ. Соловьев, Р“.Р’. Леханов, Рќ.РЇ. Данилевский.
Многие философы и историки связывают с Россией особые надежды развития мирового процесса, так, для Н.Я. Данилевского именно славянский культурно-исторический тип может связать воедино четыре сферы социокультурной жизни (религиозную, собственно культурную, политическую, экономическую), что не удавалось еще ни одному народу в обозримом историческом процессе. С.М. Соловьёв видит в России "образец христианского государства", центр мирового развития, В. С.Соловьев в триаде ''Восток-Запад-Россия" считает, что особенности национального характера русского народа могут превратить русскую цивилизацию из национальной в общечеловеческую.
Духовная атмосфера Р РѕСЃСЃРёРё РҐIРҐ века проникнута верой РІ РѕСЃРѕР±РѕРµ предназначение Р РѕСЃСЃРёРё, верой РІ особый путь СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа, чья духовность нравственный облик должны показать пример создания РЅРѕРІРѕРіРѕ общества, лишенного недостатков обществ Запада Рё Востока. Рта мысль пронизывает СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ литературу РҐIРҐ века, которая идет путем мучительных РїРѕРёСЃРєРѕРІ царства любви Рё правды.
РћСЃРѕР±РѕРµ место РІ культуре РҐIРҐ века занимает русская; литература, именно РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературе РҐIX века были подняты важнейшие РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, мучавшие человека: РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ жизни Рё смерти, ценности человеческой жизни, места Рё веса РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ жизни Рё общечеловеческих ценностях. Р’СЃРµ РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ нравственной Рё политической жизни осмысляются именно РІ художественном слове. Литература обретает статус универсальной формы общественного самосознания. Рто придавало писателям РІ обществе особый вес Рё особые функции. Писатель становился учителем жизни; его мнение РЅРµ было просто мнением частного лица, РѕРЅ формировал СѓРјС‹ людей, создавал идеалы, которым старалась подражать молодёжь того времени.
Романтическая идея преобразования РјРёСЂР° через искусство была наиболее близка великому СЂСѓСЃСЃРєРѕРјСѓ писателю. Рќ.Р’. Гоголю. Преображения жизни можно достигнуть, указывая обществу РЅР° его недостатки, поэтому "Ревизор" Рё "Мертвые души" - это путь, РїРѕ которому общество идти РЅРµ должно. РР·-РїРѕРґ его пера выходят фантасмагорические, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ гофманским, образы "мертвых РґСѓС€". РќРѕ вера РІ преображение РјРёСЂР° утрачивается Гоголем РѕРЅ разочарован РІ своем творчестве. В«Рзбранные места РёР· переписки СЃ РґСЂСѓР·СЊСЏРјРёВ», вызвавшие такое негодование Белинского, это РїРѕРёСЃРє путей достижения лучшей жизни, которая невозможна без личного нравственного совершенства. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ его проповеди лежит идея социального христианства. Гоголевская теократическая утопия несет РЅР° себе печать религиозно-нравственного учительства, столь присущего литературе XIX века. Образованного РјРёСЂР° представляется писателю как авторитетное общество, РіРґРµ по–прежнему господствует крепостное право, РЅРѕ если внешний облик утопий ничем РЅРµ отличается РѕС‚ современной ему Р РѕСЃСЃРёРё, то люди, которые РІ ней живут, управляются добродетельными генерал – губернаторами, Р° низшие слои отличаются покорностью Рё послушанием. Суть идеи Гоголя состоит РІ том, что именно Р РѕСЃСЃРёСЏ облечена Рё признана нести людям братство Рё должна стать примером нравственного совершенства для людей всего РјРёСЂР°. Гоголь – истинный носитель СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ духовности, для которой так характерно искать Царство Божье РЅР° земле. Гоголь закладывает РѕСЃРЅРѕРІСѓ религиозно-нравственных РїРѕРёСЃРєРѕРІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературы, ее мессианского служения.
Достоевский сказал о Гоголе, что его произведения «давят на ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли».
40 русских писателей XIX века составили мировую славу русской литературе, которая стремится к творческому совершенству жизни, поднимает проблему социальной миссии искусства, призывает писателя словом служить общественному делу. Вся русская литература проникнута исканиями социальной правды. Особое место плеяде великих правдолюбцев занимают Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Оба титана русской литературы стремились к социальной правде, искали Царство Божье на земле, так как только в него и может входить социальная правда. Для них социальная тема не отделима от религиозной.
Особенное чувство справедливости толкает Достоевского Рє проблеме теодицеи. Можно ли соединить всеблагого Бога Рё РјРёСЂ, созданный РЅР° зле Рё страдании? Р’ романе “Братья Карамазовы” Рван Карамазов мучится проблемой цены, которую можно заплатить Р·Р° создание РјРёСЂРѕРІРѕР№ гармонии. Можно ли строить гармонию, принеся РІ жертву ничем РЅРµ повинных людей, для Рвана, как Рё для Достоевского, ответ очевиден: “От высшей гармонии совершенно отказываются. РќРµ стоит РѕРЅР° РЅРµ слезинки хотя Р±С‹ только РѕРґРЅРѕРіРѕ замученного ребёнка".
Самые сокровенные струны человеческой души, её высоты впадения привлекают внимание писателя. Р’ самом падшем человеке ищет писатель образ Божий, РІ каких Р±С‹ пороках РЅРµ РїРѕРіСЂСЏР· человек - РѕРЅ творение божье. Последний РёР· людей имеет абсолютное значение, РЅРѕ только потому, что РѕРЅ РїРѕРґРѕР±РёРµ Р±РѕРіР°. Только вера позволяет людям сохранить РІ себе человеческое. Достоевский РІРёРґРёС‚, что РёР· неверия вырастает самообожествление человека, эта безбожная СЃРІРѕР±РѕРґР° выливается РІ бесчеловечность Рё жестокость, для которых отдельная человеческая жизнь безделица, которую легко принести РІ жертву всеобщему благоденствию. Рто идея всеобщего счастья превращается РІ, кровожадного Молоха, который требует РІСЃРµ больше человеческих жертв РІРѕ РёРјСЏ великой идеи.
Ни у кого нет права распорядиться чужой жизнью, как бы не казалась она ненужной и ничтожной, ничто не может оправдать человекоубийство - ни высокая идея всеобщего благоденствия, ни личная польза или состоятельность отдельной личности. Для Раскольникова, героя романа "Преступление и наказание", сомнение в этой истине приводит к уничтожению собственной души.
Достоевский ищет правду Рё находит её РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј народе. Буржуазный РјРёСЂ, капиталистические отношения РЅРµ несут РІ себе правды, поэтому писатель выступает против буржуазных отношений, РёР±Рѕ сытость РЅРµ заменит СЃРІРѕР±РѕРґСѓ РґСѓС…Р°. РќРѕ Рё революционная деятельность представляется Достоевскому как отрицание СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё личности. Там, РіРґРµ отрекаются РѕС‚ СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РґСѓС…Р°, там начинается царство Антихриста. Рто начало РІРёРґРёС‚ РѕРЅ как РІ авторитетном христианстве, так Рё РІ авторитарном социализме. Насилие РЅРµ должно быть путем всемирного единения. "Легенда Рѕ Великом Рнквизиторе" - зато гениальное ясновидение писателя Рѕ том, какое РіРѕСЂРµ Рё разрушение РїСЂРёРЅРѕСЃРёС‚ как авторитарный католицизм, так Рё авторитарный РєРѕРјРјСѓРЅРёР·Рј Рё фашизм, РІСЃРµ тоталитарные режимы. "Легенда Рѕ Великом Рнквизиторе", "Бесы", "Записки РёР· подполья" поднимают страшный РІРѕРїСЂРѕСЃ том, какова может быть цена прогресса; если этот прогресс ведет Рє построению РјРёСЂРѕРІРѕР№ гармонии, РіРґРµ миллионы счастливы, отказавшись РѕС‚ личности РёСЃРІРѕР±РѕРґС‹. Р’СЃРµ царства РјРёСЂР° основаны РЅР° принуждении Рё РЅР° отрицании СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РґСѓС…Р°.
Достоевский создаёт свою утопию, теократическую утопию, в которой церковь целиком поглощает государство и осуществляет царство свободы и любви. Для писателя вопрос о переустройстве общества лежит не в плоскости политики или экономики, а в области религии. Писатель выявляет три пути решения вопроса о мировой гармонии, о рае, о рае об окончательном торжестве добра:
первый путь - это достижение гармонии, рая, жизни в добре без свободы избрания, без мировой трагедии, без страданий, но и без творческого труда;
второй путь- это гармония, рай, жизнь в добре на вершине земной истории, купленная ценой неисчислимых страданий и слез всех обреченных па смерть человеческих поколений, превращенных в средство для грядущих счастливцев;
третий путь - это гармония, рай, жизнь в добре, к которому придет человек через свободу и страдания в плане, в который войдут все когда-либо жившие и страдавшие, т.е. а Царстве Божьем. Достоевский может принять только третье решение о мировой гармонии.
Не было о мировой литературе писателя, который столь обнаженно лично, с такой душевной болью воспринимал социальные и нравственные конфликты и, с другой стороны, столь общечеловечески, в масштабах мира переживал свои личные трагедии, как Ф.М. Достоевский.
Л.Н.Толстой - великий правдоискатель, страстно и радикально выступает против исторического христианства, исторической церкви, приспособляющих заветы Христа к закону этого мира, подменяющих Царство Божье царством кесаря.
Зачем человек живет, каково его предназначение РІ этом РјРёСЂРµ? Рти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ мучат писателя, РѕРЅ ищет РЅР° РЅРёС… ответы РІ СЃРІРѕРёС… трактатах "Рсповедь", "Р’ чем РјРѕСЏ вера?", "Царство Божие внутри нас", "Рћ жизни". Люди очень часто гонятся Р·Р° призраками, Р·Р° ложными ценностями, РЅРµ щадя РїСЂРё этом РЅРё СЃРІРѕРёС…, РЅРё чужих. Толстой считает, что жизнь, которую человек растрачивает РІРѕ РёРјСЏ корысти, карьеры, приобретения богатства, растрачена напрасно. Люди живут, РЅРµ задумываясь Рѕ смерти, РѕРЅРё катятся РЅР° салазках жизни, РЅРµ замечая, что летят РІ пропасть. РћРЅРё толкают РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°, ссорятся между СЃРѕР±РѕР№, РЅРµ думая Рѕ смысле всего происходящего. РќРѕ человеку самому трудно разобраться РІ нравственных ориентирах Рё ценностях. Рпомочь РІ этом нелегком процессе выработки идеалов призваны учителя жизни - писатели, философы, деятели культуры, так как РёС… долг перед обществом указывать человеку РґРѕСЂРѕРіСѓ РІ его нелегком пути нравственного выбора.
В трактате "В чем моя вера?" Толстой писал и том, что человек должен жить так, чтобы смерть не могла нарушить жизни. Для этого нужно свести к минимуму жизнь "телесную", телесные потребности. Подлинная жизнь - жизнь духовная, в добре и нравственном совершенстве. Если человек не смог найти путь от механической и ничтожной жизни к жизни души, то он так и останется на пороге человеческой жизни, так и не преступив его.
Проблема смерти Рё бессмертия связана Сѓ Толстого СЃ проблемой смысла жизни. Смерть - это удел низшего сознания. "Р–РёР·РЅСЊ РІ теле" Рё заканчивается смертью тела. Преодоление смерти связано СЃ преодолением жизни, связанной только Рѕ материальными потребностями. Преодолеть смерть можно только Рѕ помощью дела любви, С‚.Рµ. деятельности, направленной РЅР° милосердие Рё сострадание. Р’ процессе жизни, РїРѕ Толстому, человек РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ три ступени самосознания: первая ступень - это жизнь растительная, бессознательная, вторая - жизнь индивидуальная, осознающая себя отдельным существом, третья - жизнь божественная, подлинная. Первая ступень - это жизнь, лишенная РІСЃСЏРєРёС… духовных интересов. Вторая - это жизнь ради наслаждения Рё славы. Только третья ступень - жизнь РІ РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ деятельности, работе РїРѕ совершенствованию себя Рё окружающей жизни. Рменно эту жизнь Толстой называет "разгадкой тайны Рё полярной звездой для движущегося человечества, потому что РѕРЅР° дает истинное благо». ("Путь жизни")
Толстой связывает будущей человечества СЃ ростом нравственности, бездуховность РіСѓР±РёС‚ жизнь. Только самосовершенствование человека создает условия для подлинного перелома РІ обстоятельствах жизни, без самоизменения внешние перемены - просто перекладывание "без известки, РЅРѕ РЅР° новый манер" разваливающегося здания РёР· неотесанных камней. Рта мысль пронизывает РІСЃСЋ СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ культуру РҐIX, взывающую Рє нравственному совершенству человечества.
Заключение
Крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. Несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России.
Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культуры, являлось тесное общение Рё взаимодействие ее СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё культурами. РњРёСЂРѕРІРѕР№ революционный процесс Рё передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние Рё РЅР° культуру Р РѕСЃСЃРёРё. Рто было время расцвета немецкой классической философии Рё французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью РІ Р РѕСЃСЃРёРё.
Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры. В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость».
Список использованной литературы
1. Гуревич П.С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998 г.
2. Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 384 с.
3. Культурология. РљСѓСЂСЃ лекций РїРѕРґ ред. Рђ.Рђ. Р РѕРґСѓРіРёРЅР° РР·Рґ. “Центр” РњРѕСЃРєРІР° 1998 Рі.
4. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой М., 1998 г.
5. Левинас Р. Философское определение идеи культуры. // Глобальные проблемы Рё общечеловеческие ценности. – Рњ.: Прогресс, 1990. - РЎ.86-97
6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 1997. - 344 с.