"Золотой жук" – литературный шедевр творчества Р. РџРѕ
Творчество Рдгара РџРѕ РІ контексте социально-исторической Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ жизни РЎРЁРђ.
Отразить сложную, противоречивую картину развития американского общества первой половины XIX в. выпало на долю романтиков, трансценденталистов и писателей-аболиционистов. Все они в своем художественном творчестве опирались на эстетику романтизма. Ведущей литературной школой тех лет был романтизм, возникновение которого в американской литературе явилось столь же исторически неизбежным, как и в европейских литературах. Американский романтизм имеет те же исторические предпосылки и покоится на тех же эстетических основах и методе, что европейский. Но поскольку в Америке революция произошла раньше, чем во Франции, американский романтизм возникает на почве разочарования в результатах американской революции 1775—1783 гг.
Будни буржуазного общества США отталкивают писателей своим прозаизмом, сухим практицизмом и делячеством. Отсюда стремление романтиков противопоставить этому прозаизму либо жизнь индейцев, не оскверненную капиталистической цивилизацией, либо царство романтической мечты о более высоком, разумном строе.
Для романтиков характерны склонность к игнорированию материального мира, стремление противопоставить реальной действительности абстрактный идеал. Романтики ищут свой идеал вне реальной жизни, в области мечты, они не могут воплотить его в образах, взятых из реальной действительности. Отвергая неприглядный буржуазный мир, романтики склонны противопоставить ему свой вымышленный мир, свою мечту. Они также стремились отразить и реальную жизнь, но своеобразие их творческого метода определило специфику этого отражения.
События и сцены в произведениях романтиков возвышаются над мелочной повседневностью. Прозаическим буржуа, погрязшим в материальных расчетах, они противопоставляют возвышенные романтические натуры, повседневным практическим интересам — борьбу могучих страстей. Создание небывалых характеров, действующих в небывалых обстоятельствах, — таков метод романтической типизации, и литература американского романтизма в этом отношении не исключение. Романтики сознательно отвлекаются от обыденного, от бытовой конкретизации. В своих художественных обобщениях они тяготеют к символике, аллегории. Скрытые, непонятные романтикам причины общественных явлений приобретают в их глазах таинственный, фантастический облик.
РћРЅРё РїРѕ-РЅРѕРІРѕРјСѓ подошли Рє пониманию красоты РїСЂРёСЂРѕРґС‹, дав образВцы глубоко эмоционального ее восприятия. Естественной красоте РїСЂРёСЂРѕРґС‹ противопоставлено безобразие жизни, созданной буржуазным строем.
Главное достижение романтизма — пристальное внимание к внутреннему миру человека, его духовной жизни. Просветительскому культу разума романтики противопоставили культ чувства, культ человеческих страстей. Благодаря этому они смогли выразить протест против подавления личности, раскрыть сложность духовной жизни людей начала XIX в.
«Освободительная борьба американских колонистов в конце XVIII в., революционные потрясения, пережитые Европой в XVIII столетии и в первой трети XIX в., требовали более смелой поэтической фантазии, более высокой этики — такой, которая смогла бы объять и выразить грандиозность и трагизм переворотов, не только тех, что повлекли крах государственных систем, но и тех, что совершаются исподволь, но неотвратимо,— изменений моральных критериев, эстетических идеалов, изменений нравов, обычаев — всей духовной жизни человека.
Многое представало невиданным, исключительным, требовало от художника особых средств выражения, новых пропорций. Нужна была эмоциональная приподнятость (возвышенность) и философская широта в самом поэтическом мировосприятии, нужно было новое содержание литературы, причем содержание «сгущенное», поистине жгучей концентрации.
Ркрайне необходим был новый герой РІ полном смысле этого слова: существо идеальное, высоконравственное, страстное, эстетиВчески обаятельное, СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ РѕС‚ общественных РїРѕСЂРѕРєРѕРІ, аскетиВчески чистое, пленительно наивное Рё РјСѓРґСЂРѕРµ.
Американскому романтизму предстояло понять новый, очень противоречивый Рё запутанный РјРёСЂ — умирающий Рё заново рождающийся, понять новые человеческие взаимоотношения отказатъся РѕС‚ устоявшегося Рё провозгласить новые критерии. Рто было невероятно трудно. Вместе СЃРѕ всей страной романтики отчаиваются, ищут, предугадывают, восторгаются, борются Р·Р° лучшее, оценивают недавнее прошлое Рё настоящее, создают образы неукротимых героев-бунтарей, ведомых высокими страстями — непокорностью, гневом, жаждой справедливости.
Взволнованный лиризм повествования становится свидетельством живого, страстного отношения к жизни, пламенной убежденности писателя в правоте защищаемых идей, общественной тенденциозности романтической литературы, являясь отзвуком социальных потрясений. Рв то же время очень часто свидетельствует о незрелости суждений.» (1, с. 88).
Романтический тип понимания действительности РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёР» РёР· определенного исторического этапа развития Европы Рё Америки РІ начале XIX РІ. Рменно поэтому романтизм считают исторически конкретным литературным направлением, РЅРѕ РІ эстетике Рё методе романтизма существуют такие потенции, которые обеспечивают ему длительное существование Рё даже возможность слияния СЃ реализмом.
«Американские романтики, так же как Рё европейские, РѕС‚ жизни РёРЅРґРёРІРёРґСѓСѓРјР° шли сразу же Рє оценке жизни страны РІ целом, РјРёРЅСѓСЏ такие промежуточные звенья, как социальная РіСЂСѓРїРїР°, слой, класс. Рто тоже историческая черта — стремление Рє обобщению РїСЂРё минимальном опыте; СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны — желание понять частное Рё общее РІ РёС… единстве. Сказывалось это РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј — прежде всего РІ яростной обличительное творчества романтиков, РІ грандиозности символики, РІ РёС… обращении Рє утопии Рё сатирическому памфлету.
РЈ американских романтиков, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ тому, как это наблюдается РІ различных европейских национальных литературах, РЅРµ было единой идейной программы, которую РѕРЅРё защищали Р±С‹ РІ СЃРІРѕРёС… художественных произведениях. РљСЂРѕРјРµ клуба трансценденталистов, РІ РЎРЁРђ РЅРµ было иных романтических РіСЂСѓРїРї, школ или течений. РћРґРёРЅРѕРє был Вашингтон РСЂРІРёРЅРі РІ своей англо-американской позиции («посредник» между Европой Рё Америкой), обособлен Натаниэль Готорн РІ своей СѓРїРѕСЂРЅРѕР№ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ пуританством, трагическому остракизму был подвергнут Фенимор Купер, РІ полной литературной Рё общественной изоляции находился Рдгар РџРѕ, РїСЂРё жизни РёР· литературы было вычеркнуто РёРјСЏ Германа Мелвилла.В»(1, СЃ.90)
«Лоза, РёР· плодов которой выжимается РІРёРЅРѕ романтизма, растет РЅР° простой, обычной земле»,— пишет Паррингтон. Действительно, романтическое восприятие утверждающегося РЅРѕРІРѕРіРѕ правопорядка было порождено разочарованием РІ политических результатах, которые дала буржуазная революция РІ РЎРЁРђ 1775—1783 РіРі. Рто была РІРѕР№РЅР° Р·Р° независимость, Рё совершалась РѕРЅР° руками простых людей, Р° плодами национальных побед воспользовались земельные спекулянты, торговцы Рё промышленники.
Американские романтики резко протестуют против циничного практицизма РІ жизни (Вашингтону РСЂРІРёРЅРіСѓ принадлежит выражение «всемогущий доллар»), РёС… протест РЅРѕСЃРёС‚ эстетический, моральный, Р° РёРЅРѕРіРґР° Рё социально-политический характер. Резкость реальных противоречий определяет стремление романтиков абстрагировать Рё противопоставить «прекрасное» Рё «безобразное», «доброе» Рё «злое». Положительное возвышается, отрицательное сгущается.
В творческом методе романтиков контрастные противопоставления занимают немалое место, имеется тяготение к исключительному и неповторимому (идеальному), к титанизму образов и подчеркнутой гиперболе в изображении природной стихии.
Так как возникновение романтической новеллы в США относится ко времени становления американской национальной литературы, и роль ее в этом процессе исключительно велика. Трудно назвать хотя бы одного американского прозаика эпохи романтизма, который не писал бы рассказов. Уже тогда новелла или короткий рассказ становится как бы национальным жанром американской художественной прозы.
Вашингтон РСЂРІРёРЅРі был основателем этого жанра, РЅРѕ РЅРµ довел его РґРѕ совершенства. Единство «Книги СЌСЃРєРёР·РѕРІВ» РЅРё РІ коей мере РЅРµ является жанровым единством. Синтезируя вековую традицию английской Рё америВканской журнальной РїСЂРѕР·С‹ РІ свете новых требований романтической эстетики Рё американского национального опыта, РСЂРІРёРЅРі интуитивно определил общие параметры жанра Рё показал РЅР° практике скрытые РІ нем художественные возможности.
Рассказ сделался журнальным жанром, Рё почти РІСЃСЏРєРёР№ писатель пробовал СЃРІРѕРё силы как новеллист, твердо надеясь, что найдется журнал, который опубликует его сочинения. Р’ массе коротких прозаических произведений, печатавшихся РІ американских журналах 1820—1830-С… РіРѕРґРѕРІ, редко встречались образцы, полностью отвечавшие жанровой специфике рассказа. РџРѕ большей части РёРј свойственна была чудовищно затянутая экспозиция (занимавшая РїРѕСЂРѕР№ РґРѕ трех четвертей текста), очерковая описательность, слабая проработка характеров, сюжетная вялость (РёРЅРѕРіРґР° почти полное отсутствие действия), недостаток внутренней напряженности. Рдело здесь, конечно, РЅРµ только РІ отсутствии таланта Сѓ начинающих новеллистов, РЅРѕ главным образом РІ том, что самый жанр романтической новеллы находился еще РІ процессе становления. Успех РСЂРІРёРЅРіР° был следствием острой интуиции, теоретически РЅРµ осмысленной. Требовался гений, способный обобщить накопленный опыт, придать РЅРѕРІРѕРјСѓ жанру законченность Рё создать его теорию. РћРЅ явился РІ лице Рдгара РџРѕ.
«В сущности, РіРѕРІРѕСЂСЏ, тема трагического столкновения человеческого сознания, воспитанного РІ РґСѓС…Рµ гуманистических идеалов, СЃ новыми нравственными тенденциями, возникающими РІ С…РѕРґРµ прогресса буржуазной цивилизации РЎРЁРђ, была универсальной темой РІ американском романтизме. РћРЅР° была равным образом актуальна для всех регионов страны, хотя, конечно, РїРѕРІСЃСЋРґСѓ имела СЃРІРѕСЋ местную специфику. Социальные, РёСЃВторические, нравственные аспекты этой темы разрабатывали РІ своем творчестве РСЂРІРёРЅРі, Купер, Мелвилл, Готорн Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ. Р’ творчестве Рдгара РџРѕ РѕРЅР° получила психологическое преломление.
РџРѕ был первым американским писателем, который уловил РІ новых тенденциях СѓРіСЂРѕР·Сѓ бездуховности, опасность, равным образом сопутствующую коммерциализму «серединных штатов», деловитому практицизму новоанглийского пуританства Рё «новому аристократизму» Юго-Запада. Предметом внимания Рдгара РџРѕ стала душа человеческая, ужаснувшаяся РїСЂРё столкновении СЃ РјРёСЂРѕРј, РІ котором для нее РЅРµ оставалось места. Отсюда боль Рё болезнь души, отсюда ее страх Рё ужас как объекты внимательного художественно-психологического исследования. Рђ результаты исследования, зависели РѕС‚ общей философско-эстетической позиции писателя, РѕС‚ его взгляда РЅР° РјРёСЂ, РЅР° человека, РЅР° предназначение искусства.В» (4, СЃ.175)
Опыт многочисленных исследований, предпринятых РІ разное время американскими специалистами Рё РёС… зарубежными коллегами, настойчиво РіРѕРІРѕСЂРёС‚ нам, что РІСЃСЏРєРёРµ попытки однозначно определить мировоззрение Рё самый тип сознания Рдгара РџРѕ обречены РЅР° неуспех. Его общественные, философские Рё эстетические представления обладают высокой степенью сложности, внутренней противоречивости Рё нестабильности. Миросозерцание РџРѕ, взятому РІ общем РІРёРґРµ, РЅРѕ особенно отчетливо выявляется РІ сфере его представлений Рѕ человеке, человеческом сознании Рё той его нравственно-эмоциональной области, которую РІ XIX веке было принято именовать душой.
Рдгар РџРѕ — фигура сложная Рё противоречивая. Выйдя РёР· среды артистической богемы, воспитанный РІ семье РІРёСЂРіРёРЅСЃРєРѕРіРѕ коммерсанта, молодой писатель РїСЂРѕРЅРёРєСЃСЏ антидемократическими взглядами Рё аристократическими предрассудками. Крайний индивидуализм, презрение Рє народным массам, стремление уйти РІ РјРёСЂ искусства — таковы черты его мировоззрения.
Рдгар РџРѕ - создатель «страшного» рассказа, певец всего патологического, изощренный мастер мрачно-фантастической новеллы, РЅРµ имеет, РЅР° первый взгляд, ничего общего СЃ реализмом. Его «страшные» рассказы были порождены РЅРµ РёРіСЂРѕР№ больной фантазии, РЅРµ холодным коллекционированием ужасов, Р° зрелищем торжества корысти, продажности, бесчеловечия, власти доллара. Вместе СЃ тем пессимистическое неприятие буржуазной действительности перерастает Сѓ РџРѕ РІ общий нигилизм. РЈ писателя РЅРµ остается никакого просвета, критика его РЅРµ РЅРѕСЃРёС‚ позитивного характера. Окружающая действительность внушает ему только ужас Рё отчаяние.
РЎ помощью гротеска Рдгар РџРѕ великолепно передал вульгарность Рё грубость американской прессы, ее невежество Рё наглость. Далеко опережая СЃРІРѕРµ время, писатель показал, как СЃ помощью рекламы американские газеты формируют литературные РІРєСѓСЃС‹, РІРѕР·РІРѕРґСЏ РІ ранг великих писателей ничтоВжества Рё глумясь над классикой.
«Большое значение для реализма имел психологический анализ Рдгара РџРѕ. Ртот писатель дал образцы глубокого проникновения РІ душу человека. Правда, чаще всего РџРѕ дает анализ паталогических состояний РїСЃРёС…РёРєРё, РЅРѕ РѕРЅ же очень тонко проникает РІ тайны нормального человеческого сознания, особенно РІ тех рассказах, РіРґРµ действуют его «аналитики», сыщики-любители Дюпен Рё Легран. Рдгар РџРѕ показал, что для писателя РЅРµ может быть тайн человеческой души Рё что аналитический СѓРј может читать ее как открытую РєРЅРёРіСѓ.В»(7, СЃ. 37)
«Едва ли РЅРµ первым Сѓ себя РїР° СЂРѕРґРёРЅРµ Р. РџРѕ попытался постичь РїСЂРёСЂРѕРґСѓ Рё назначение искусства Рё выработать стройную систему эстетических принципов. РћРЅ настаивал РЅР° «приложении строгого метода РєРѕ РІСЃСЏРєРѕР№ области мыслительной работы», включая художественное творчество. Р’Рѕ РјРЅРѕРіРёС… ключевых положениях литературная теория РџРѕ опирается РЅР° эстетические взгляды английского поэта РЎ. Рў. Колриджа, чье воздействие РЅР° американский романтизм очень велико.В» (2, СЃ. 372) РќРѕ РјРЅРѕРіРёРµ эстетические идеи РџРѕ глубоко оригинальны, плодотворны Рё, воплощены РІ его собственном художественном творчестве.
Свои теоретические взгляды По изложил в статьях «Философия обстановки» (1840), «Философия творчества» (1846), «Поэтический принцип» (1850), заметках «Marginalia» (1844), многочисленных рецензиях. Подобно всем романтикам, он исходит из противопоставления отталкивающей и грубой реальности и романтического идеала Красоты.
Один из противоречивых моментов эстетики По — взаимоотношения красоты и этики. Он демонстративно противопоставляет поэзию истине и морали: «Ее взаимоотношения с интеллектом имеют лишь второстепенное значение. С долгом и истиной она соприкасается только случайно» («Поэтический принцип»). В данном случае «истина» для По — отвратительная реальность окружающего повседневного мира. Его позиция отнюдь не сводится к эстетскому принципу «искусства ради искусства».
«Отрицая спонтанность творческого процесса, По в «Философии творчества» подробно рассказывает о том, как им было написано знаменитое стихотворение «Ворон». Он утверждает, что «ни один из моментов в его создании не может быть отнесен на счет случайности или интуиции, что работа ступень за ступенью шла к завершению с точностью и жесткой последовательностью, с какими решают математические задачи».(2, с.373)
Р’ СЃРІРѕРёС… теоретических Рё литературно-критических статьях Рдгар РџРѕ восстает против композиционной расплывчатости романов СЃРІРѕРёС… современников — против перегруженности ненужными деталями Рё описаниями, авторских просчетов РїСЂРё развитии фабулы, против несоответствий между авторским замыслом Рё поведением героев, против нежизненности конфликтов, фальшивого тона. РЎРѕ своей стороны РѕРЅ выдвигает РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ принцип литературной композиции, связанный СЃ его эстетическими воззрениями РЅР° СЃСѓС‰Вность литературы Рё РїРѕСЌР·РёРё. Ртот принцип РѕРЅ определяет так: «Комбинация событий Рё окраски, которая наилучшим образом служила Р±С‹ созданию РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ эффекта» («Философия композиции»). Ему подчиняются пышная живописность Рё красочность описаний, разнообразное применение выразительных контрастов РІ ситуациях, языке, характерах; «эмоциональный РІРѕР·РґСѓС…В», окружающий героев; мелодичность Рё музыкальная окраска. Наконец, этому «эффекту» призван служить Рё небольшой объем произведения, чему Рдгар РџРѕ придавал первостепенное значение («длинное стихотворение РЅРµ имеет права РЅР° существование»).
Рстетическую систему предложенную РџРѕ можно назвать «рационалистичеВСЃРєРёРј романтизмом». Р’ центре ее — идея гармонии, соразмерности Рё РїСЂРѕВпорциональности всех элементов художественного РїСЂРѕВизведения. Насколько неустроен Рё бесприютен был писатель РІ реальной жизни, настолько же велика Сѓ него тяга Рє упорядоченности Рё симметрии РІ искусстве, Р±СѓРґСЊ то убранство комнаты («Философия обстановки»), картина мироздания (В«Рврика»).
РР· принципа «эффекта целого» вытекает очень важное для РџРѕ требование ограничения объема художественного произведения. Пределом служит «возможность прочитать РёС… Р·Р° РѕРґРёРЅ присест», так как РІ противном случае РїСЂРё РґСЂРѕР±РЅРѕРј восприятии читаемого вмешаются будничные дела Рё единство впечатления будет разрушено. Сам РѕРЅ последовательно придерживался малой формы Рё РІ РїРѕСЌР·РёРё, Рё РІ РїСЂРѕР·Рµ.
Увлекательность повествования — одна из самых ярких черт художественной манеры По. Читатель у него всегда соучастник описываемых событий.
«Строгое подчинение художественных средств поэтическому Р·Р°Вмыслу создавало ту красоту Рё гармоничность стихов РџРѕ, которые приводили РІ восхищение Бодлера, заставляли Рахманинова перекладывать «Колокола» Рдгара РџРѕ РЅР° музыку, Р° Валерия Брюсова — превосходного переводчика его стихов — браться Р·Р° исследование Рѕ «величайшем РёР· поэтов РЅРѕРІРѕР№ Америки», которого РѕРЅ считал «неисправимым реалистом».(1, СЃ. 127)
Заметную роль РІ эстетике РџРѕ играет принцип оригинальности. Писатель считает, что без элемента необычности, неожиданности, РЅРѕРІРёР·РЅС‹ волшебство красоты недостижимо. Оригинальность же достигается РІРѕРѕР±СЂР°Вжением, деятельной фантазией.
Рдеи защиты национальной самобытности, идеи народности типичны для американских романтиков. Весьма характерно для РЅРёС… Рё то, что РѕРЅРё первыми подняли знамя Р±РѕСЂСЊР±С‹ Р·Р° независимость американской литературы РѕС‚ европейской, особенно английской, Рё фактически оказались создателями национальной литературы своей СЂРѕРґРёРЅС‹; сделались ее историками РїРѕ отношению Рє прошлому Рё СЃСѓРґСЊСЏРјРё РїРѕ отношению Рє настоящему: Рти функции Р±СѓРґСѓС‚ унаследованы литературой позднейших десятилетий — критическим реализмом.
«Анти буржуазность романтиков выразилась еще и в том, что каждый из них стремился найти свой идеал вне буржуазной среды и буржуазного практицизма, тем самым подчеркивая антипоэтичность «торгашеского мира».(1, с. 91)
Творчество Р. РџРѕ некоторыми СЃРІРѕРёРјРё сторонами оказывало воздействие РЅР° рождающийся критический реализм РІ РЎРЁРђ, способствовало его развитию. Как будто РґРІРµ стихии борются РІ творчестве Рдгара РџРѕ: фантастическое, ненормальное — Рё РІ то же время рационалистическое начало, стремление Рє изображению реальной действительности, трезвый РїРѕРґС…РѕРґ Рє ее явлениям.
Для нарождающегося критического реализма имела большое значение литературно-критическая деятельность Рдгара РџРѕ. РћРЅ был суровым критиком, Рё современники жаловались РЅР° резкость его суждений. Правда, критик РџРѕ касался главным образом РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ мастерства, формы. Рдгар РџРѕ преданно служил искусству, РѕРЅ РЅРµ терпел серости Рё посредственности, Рё РІ этом смысле его критическая деятельность была полезной РІ стране.
Р†. Рдгар РџРѕ – новелист Рё РїРѕСЌС‚.
Р’СЃСЋ СЃРІРѕСЋ жизнь, начиная СЃ юных лет, Рдгар РџРѕ хотел быть поэтом. Рто страстное желание РЅРµ оставляло его даже тогда, РєРѕРіРґР° большая часть РёР· написанных РёРј стихотворений была уже опубликована Рё репутация его именно как поэта прочно утвердилась среди читающей публики. РћРЅ сожалел Рѕ том, что вынужден был жертвовать поэзией ради РїСЂРѕР·С‹, критики Рё редакторской деятельности. «События, над которыми СЏ РЅРµ властен,— писал РѕРЅ,— помешали РјРЅРµ всерьез сосредоточиться РЅР° том, что РїСЂРё более благоприятных обстоятельствах СЏ избрал Р±С‹ РІ качестве РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ области РјРѕРёС… занятий». Рдгар РџРѕ продолжал сожалеть Рѕ невозможности целиком посвятить себя РїРѕСЌР·РёРё даже тогда, РєРѕРіРґР° осознал ограниченность собственной концепции поэтического творчества, РєРѕРіРґР° ему стало тесно РІ СѓР·РєРёС… пределах, РёРј самим установленных, Рё РѕРЅ сознательно вступил РЅР° территорию РїСЂРѕР·С‹.
Замечания Рё соображения, касающиеся теоретических аспектов РїРѕСЌР·РёРё, разбросанные Рё рецензиях, обзорах Рё статьях Рдгара РџРѕ, несмотря РЅР° некоторую противоречивость, образуют довольно стройную систему, которую сам РџРѕ назвал поэтическим «принципом» Рё которая лежит РІ РѕСЃРЅРѕВРІРµ его собственного поэтического творчества.
Фундамент поэтической теории Рдгара РџРѕ составляет понятие Высшей, Рдеальной Красоты. «Конкретные очертания понятия — таково свойство РІСЃСЏРєРѕРіРѕ идеала — размыты Рё неуловимы. Сам идеал недостижим Рё лишь частично доступен постижению. РћРЅ открывается РІ мимолетных прозрениях, дарованных поэту его гением, Р° СЂСЏРґРѕРІРѕРјСѓ человеку — поэтом, чем Рё отличается РѕС‚ земной красоты.В»
Р’ глубинах человеческого РґСѓС…Р°, утверждает РџРѕ, «гнездится некий бессмертный инстинкт, или, попросту РіРѕРІРѕСЂСЏ, чувство прекрасного. Рменно РѕРЅРѕ дарит человеческому РґСѓС…Сѓ наслаждение многообразными формами, звуками, запахами Рё чувствами, среди которых РѕРЅ существует...В» Однако «вдали есть еще нечто для него недостижимое. Есть еще Сѓ нас жажда вечная... жажда эта принадлежит бессмертию человеческому... РћРЅР° — стремление мотылька Рє звезде. Рто РЅРµ просто постижение красоты окружающей, РЅРѕ безумный порыв Рє красоте горней...В» (4, СЃ.110)
Рдеал РІ американском романтизме имел РґРІРѕСЏРєСѓСЋ функцию — критическую Рё позитивную. Критическая функция осуществлялась путем сопоставления идеала СЃ реальной действительностью, благодаря чему СЃ РѕСЃРѕР±РѕР№ отчетливостью выявлялись недостатки Рё РїРѕСЂРѕРєРё буржуазно-демократической Америки. Романтики были идеалистами Рё индивидуалистами. РћРЅРё верили, что социальный прогресс может быть достигнут СЃ появлением РќРѕРІРѕРіРѕ Человека. Рћ нем размышляли РЅР° страницах СЃРІРѕРёС… сочинений историки Рё философы, Рѕ нем писали поэты Рё романисты, Рѕ нем слагались фольклорные сказания, легенды Рё даже анекдоты. Формирование РќРѕРІРѕРіРѕ Человека было, РІ глазах романтиков, главной задачей. Существенную роль РІ этом процессе должны были играть идеалы, пусть недостижимые, как далекие звезды, РЅРѕ дающие ему направление. Р’РѕС‚ почему американские романтики, осознанно или нет, предавались СЃ таким усердием сотворению идеалов — нравственных, философских, политических, социальных Рё иных. Рстетический идеал занимал, чуть ли РЅРµ последнее место. Почти РІСЃРµ, что было создано РІ этой области, дело СЂСѓРє нескольких поэтов, Рё львиная доля принадлежит, бесспорно, Рдгару РџРѕ, который глубочайшим образом был убежден, что формирование РќРѕРІРѕРіРѕ Сознания невозможно без приобщения Рє эстетическому идеалу, то есть Рє Высшей Красоте.
Важной заслугой эстетической системы РџРѕ является то, что РІ ней подчеркнуто значение формы РІ художественном творчестве, показана необходимость всегда держать ее РїРѕРґ контролем. Теория Рдгара РџРѕ была ориентироВвана РЅР° эмоционально-психологическое воздействие РїРѕСЌР·РёРё. Рменно этой установкой определяются решительно РІСЃРµ параметры поэтического произведения Рё весь арсенал так называемых художественных «средств», используемых поэтом.
«Единственной законной сферой РїРѕСЌР·РёРё РџРѕ считал область прекрасного. Его определение РїРѕСЌР·РёРё — «создание прекрасного посредством ритма». Отворачиваясь РѕС‚ «жизни как РѕРЅР° есть», РџРѕ РІ СЃРІРѕРёС… стихах создает РёРЅСѓСЋ реальность, неясную Рё туманную, реальность грез Рё мечВты. Поэтические шедевры РџРѕ — «Ворон», «Аннабель Ли», «Улялюм», «Колокола», «Линор» Рё РґСЂ. — бессюжетны Рё РЅРµ поддаются логическому толкованию РїСЂРѕР·РѕР№. Большинство РёР· РЅРёС… тематически связано СЃ гибелью прекрасной возлюбленной. Здесь, вероятно, соединились Рё факты личной биографии поэта (ранняя смерть матери Рё жены), Рё эстетический принцип; РІРѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае, РџРѕ утверждает, что «смерть прекрасной женщины, РІРЅРµ РІСЃСЏРєРѕРіРѕ сомнения, является наиболее поэтичеВСЃРєРёРј предметом РЅР° свете» («Философия творчества»). (2, СЃ. 375)
Концепция поэтической, любви Сѓ Рдгара РџРѕ обладает некоторой странностью, РЅРѕ РІ свете его РѕР±Вще эстетических представлений вполне логична. РџРѕСЌС‚, как Рё РІСЃСЏРєРёР№ человек, может любить живую женщину, РЅРѕ, РІ отличие РѕС‚ простых смертных, РѕРЅ любит РЅРµ ее самое, Р° некий идеальный образ, проецируемый РЅР° живой объект.
«Поэт творит идеал, расходуя богатство собственной души, РёРЅВтуицию, воображение. Р–РёРІСѓСЋ женщину, как РѕРЅР° есть, РїРѕСЌС‚ любить РЅРµ РјРѕВжет; РѕРЅ может лишь питать Рє ней страсть. РќРѕ страсть телесна Рё принадлежит земле Рё сердцу, тогда как любовь идеальна Рё принадлежит небу Рё душе. Поэтому любовь может быть предметом РїРѕСЌР·РёРё, Р° страсть — нет, Рё любовный «диалог», каким является РїРѕСЌР·РёСЏ,— это РІ большой степени диалог между поэтом Рё его душой.В» (4, СЃ. 130)
Женские образы РІ РїРѕСЌР·РёРё РџРѕ РЅРѕСЃСЏС‚ идеальный, надчувственный характер, РѕРЅРё подчеркнуто бесплотны. Всем РёРј РїСЂРёСЃСѓС‰ оттенок Р±РѕВлезненной экзальтации Рё переутонченности. РћРЅРё слишком прекрасны Рё чисты, чтобы жить. Мысль Рѕ несовместимости идеальной красоты Рё РіСЂСѓР±РѕР№ реальности выражена здесь СЃ трагической силой.
Поэзия По исполнена чувства безысходной меланхолии, сознания обреченности всего светлого и прекрасного:
«Разбит, разбит золотой сосуд!
Плыви, плыви, похоронный звон»
«Линор».
Содержательные моменты часто уступают место настроению. РћРЅРѕ создается РЅРµ СЃ помощью образов действительности, Р° посредством разнообразных ассоциаций, неопределенных, туманных. Стихи РџРѕ рождают сильнейший эмоциональный отклик. Так, Рѕ «Вороне» современники говорили, что его чтение вызывает физическое ощущение «мороза РїРѕ РєРѕВже».
Рто воздействие, которое чем-то СЃСЂРѕРґРЅРё гипнотическому, достигается, прежде всего, СЃ помощью музыкального начала. Музыка для РџРѕ — «совершенное выражение души или идеи РІ РїРѕСЌР·РёРёВ». РџРѕ его мнению, РїРѕСЌР·РёСЏ Рё поэтическая техника рождаются РёР· музыки. Говоря Рѕ РїРѕСЌР·РёРё, РџРѕ нередко использует музыкальную терминологию, например, РѕРЅ сравнивает время звучания строки СЃ музыкальным тактом. Смысловые Рё звуковые структуры РІ стихах РџРѕ сливаются, образуя единое целое, так что музыка стиха несет смысловую нагрузку. РџРѕСЌС‚ считал, что метр сам РїРѕ себе допускает немного вариаций, Р° возможности ритмического Рё строфического характера абсолютно бесконечны.
Музыкальность стихов Рдгара РџРѕ общеизвестна. РћРЅР° составляет РѕРґРЅСѓ РёР· привлекательных черт его РїРѕСЌР·РёРё. Близость Рє музыке делает творчество РџРѕ особенно притягательным для композиторов. Его произведения легли РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ симфонических РїРѕСЌРј, ораторий, опер, романсов Рё С‚. Рґ. Р’ 1968 РіРѕРґСѓ вышла целая РєРЅРёРіР° («По Рё музыка»), РІ которой собраны музыкальные РїСЂРѕВизведения РЅР° слова американского поэта.
В«Рдгар РџРѕ преклонялся перед музыкой, считая ее самым высоким РёР· искусств. «Быть может, именно РІ музыке,— писал РѕРЅ, — душа более всего приближается Рє той великой цели, Рє которой, будучи одухотворена поэтиВческим чувством, РѕРЅР° стремится,— Рє созданию неземной красоты. Да, быть может, эта высокая цель здесь РїРѕСЂРѕСЋ Рё достигается. Часто РјС‹ ощущаем СЃ трепетным восторгом, что земная арфа исторгает Р·РІСѓРєРё, ведомые ангелам.В»(4, СЃ. 155)
Музыкальность поэзии По не является стихийной. Она — результат точного расчета, обдуманного отбора, расположения и сочетания элементов звуковой системы. Ее специфика в том, что она не ограничивается звуковой стихией, но включает в себя и содержательные элементы — образ, символ, мысль,— которые определяют самую тональность музыки стиха.
Поэтическое творчество Рдгара РџРѕ РЅР° редкость точно соответствует его теоретическим представлениям, изложенным РІ специальных работах. РћРЅРѕ вполне РїРѕРґС…РѕРґРёС‚ РїРѕРґ образное определение, сформулированное поэтом еще РІ раннюю РїРѕСЂСѓ его литературной деятельности: «Если Рё существует некий РєСЂСѓРі идей, отчетливо Рё ощутимо выделяющийся посреди клокочущего хаоса умственной деятельности человечества,— это вечнозеленый, сияющий рай, который доступен истинному поэту, Рё лишь ему РѕРґРЅРѕРјСѓ, как ограниченная сфера его власти, как тесно замкнутый Рдем его мечтаний Рё сновидений».
РџРѕ отчетливо сознавал замкнутость Рё обособленность сферы РїРѕСЌР·РёРё Рё всячески утверждал незыблемость ее границ. Творческое сознание Рдгара РџРѕ, обладавшее разносторонностью, глубиной Рё сложностью, РЅРµ могло обрести достаточно полного выражения РІ РїРѕСЌР·РёРё, если понимать ее РїСЂРёСЂРѕРґСѓ Рё функцию так, как понимал РёС… РѕРЅ. Обращение Рє РїСЂРѕР·Рµ было неизбежностью.
Условной датой рождения американской романтической новеллы можно считать 1819 РіРѕРґ, РєРѕРіРґР° Вашингтон РСЂРІРёРЅРі приступил Рє публикации знаменитой серии очерков, набросков Рё рассказов, составивших «Книгу СЌСЃРєРёР·РѕРІВ». Значение этого СЃР±РѕСЂРЅРёРєР° для истории американской культуры было неоценимо. Выход его знаменовал РЅРµ только возникновение РЅРѕРІРѕРіРѕ жанра, РЅРѕ Рё РјРёСЂРѕВРІРѕРµ признание американской литературы как самобытного Рё оригинального явления.
Вместе СЃ Р’. РСЂРІРёРЅРіРѕРј Рё Рќ. Роторном Рдгар РџРѕ был РѕРґРЅРёРј РёР· создателей национального жанра новеллы. РРј написаны семьдесят рассказов Рё повестей, оказавших влияние РЅР° развитие американского Рё РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ рассказа, теоретически осмыслены значение жанра Рё принципы композиции, единства, правдоподобия Рё оригинальности эффекта, неожиданного финала.
В«Рдгара РџРѕ можно СЃ полным основанием считать родоначальником трех жанров: детективного, научно-фантастического Рё литературы ужасов».(6, СЃ.27)
«Основное СЏРґСЂРѕ РІ прозаическом наследии Рдгара РџРѕ составляет его новеллистика. Рменно РІ «малоформатной» РїСЂРѕР·Рµ обнаружил РѕРЅ блистательное мастерство Рё достиг вершин художественного совершенства. Рљ новеллистике РџРѕ РІ целом приложимы слова Бернарда РЁРѕСѓ, сказанные Рѕ «Лигейе»: «Она несравненна Рё недосягаема. Рћ ней нечего сказать. РњС‹, прочие, снимаем шляпу Рё пропускаем Рі-РЅР° РџРѕ вперед».(4, СЃ. 166)
Достижения Рдгара РџРѕ РІ области новеллы РЅРµ были стихийным продуктом вдохновенного наития. Его приобщение Рє РїСЂРѕР·Рµ началось СЃ внимательного изучения Рё анализа так называемых журнальных жанров. Предметом его пристального внимания стали РЅРµ только американские, РЅРѕ Рё английские (Рё даже РІ первую очередь английские) журналы, РІСЃРµ еще служившие образцом для американских читателей, писателей, критиков Рё издателей.
Он исследовал журнальную прозу, ее тематику, стилистику, язык, композиционные принципы, пытаясь раскрыть секреты ремесла.
Р’ творчестве РџРѕ прозаика выделяют РґРІР° периода. Первый — рассказы 30-С… РіРѕРґРѕРІ, носящие, РїРѕ преимуществу, фантастический, гротескный или пародийный характер. Если окинуть общим РІР·РѕСЂРѕРј раннюю РїСЂРѕР·Сѓ Рдгара РџРѕ, то есть рассказы, написанные между 1831 Рё 1837 годами, то нетрудно заметить, что наряду СЃ пародиями встречаются сочинения, Рѕ которых невозможно сказать СЃ определенностью, «в шутку» РѕРЅРё написаны или «всерьез». Рроничность повествования РІ РЅРёС… РЅРµ обладает абсолютностью, РЅРѕ имеет степени концентрации. Временами РѕРЅР° очевидна Рё несомненна, временами — приглушена, Р° то Рё РІРѕРІСЃРµ пропадает. Ресли, скажем, «Герцог РґРµ Р›'Омлет» или «Без дыхания» — новеллы недвусмысленно ироничные Рё пародийные, то относительно «Свидания» или «Метценгерштейна» РјС‹ РЅРµ можем быть вполне уверены, РІ «Беренике» пародийный элемент едва ощущается, Р° РІ «Морелле» его нет РІРѕРІСЃРµ.
В подтексте его «страшных» и «таинственных» рассказов содержится глубокая неудовлетворенность существующей жизнью, ее философской и эстетической бедностью, самодовольной практичностью. По не понимал до конца причин социального зла, скорее интуитивно, чем сознательно чувствовал страшные последствия сложившейся в Америке цивилизации. Некоторые критики признают соответствие «ужасных» рассказов По эстетической норме романтической прозы. Такой взгляд, имеет некоторые основания.
РћРґРЅРёРј РёР· классических образцов психологического рассказа Рдгара РџРѕ принято считать «Падение РґРѕРјР° Ашеров». РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, главным предметом изображения РІ нем служит болезненное состояние человеческой РїСЃРёС…РёРєРё, сознание РЅР° грани безумия, СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ — здесь показана РґСѓР°, трепещущая РѕС‚ страха перед грядущим Рё неизбежным ужасом. «Ужас души», подвергающийся художественному исследованию Рё воспроизведению РІ «Падении РґРѕРјР° Ашеров», относится Рє той области человеческих эмоций, которую принято обозначать понятием «страх», Рё сама новелла стоит РІ длинном СЂСЏРґСѓ РґСЂСѓРіРёС… рассказов Рдгара РџРѕ, рисующих страх человека перед жизнью Рё перед смертью. Достаточно вспомнить героя «Рукописи, найденной РІ бутылке», застывающего РѕС‚ ужаса «перед едиВноборством ветра Рё РІРѕРґВ», РєРѕРіРґР° РІРѕРєСЂСѓРі «только тьма... вечной ночи Рё хаос волн», РєРѕРіРґР° «оставлено мало времени для раздумий Рѕ судьбе»; или — «человека толпы», который РЅРµ РІ силах оставаться СЃ жизнью РѕРґРЅРё РЅР° РѕРґРёРЅ Рё РІ страхе мечется РїРѕ улицам, лишь Р±С‹ РЅРµ оставаться РІ одиночестве; или — «старика», пережившего смертельный ужас низвержения РІ Мальстрсм Рё дрожащего теперь РѕС‚ малейших проявлений жизни; или — героя «Колодца Рё маятника», трижды РІ течение РѕРґРЅРѕР№ ночи встречающего смертный час; или — непредставимый ужас заживо погребенного человека («Преждевременные похороны», «Бочонок Амонтильядо»).
Однако «Падение РґРѕРјР° Ашеров» отличается РѕС‚ РЅРёС… особым синтетизмом, психологической сконцентрированностью, трактовкой предмета РЅР° более высоком СѓСЂРѕРІРЅРµ. Рто, если можно так выразиться, суперновелла, рисующая уже РЅРµ страх перед жизнью или страх перед смертью, РЅРѕ страх перед страхом жизни Рё смерти, то есть РѕСЃРѕР±Рѕ утонченную Рё смертоносную форму ужаса души. РџРѕ-настоящему оценить это произведение можно лишь РЅР° фоне РґСЂСѓРіРёС… психологических рассказов РџРѕ, РіРґРµ проблема поставлена проще Рё РЅРµ столь широко. Впрочем, простота РЅРµ относится Рє числу характерных особенностей психологической новеллистики РџРѕ.
Вместе СЃ тем интерес Рдгара РџРѕ Рє психологическим аспектам деятельности человеческого сознания РЅРµ должно возводить исключительно Рє специфике американской национальной жизни середины XIX столетия. РћРЅ имеет более широкое основание Рё несомненно связан СЃ некоторыми общими принципами романтической идеолоВРіРёРё Рё философии, привлекавшими внимание как американских, так Рё европейских мыслителей.
РћРґРЅР° РёР· психологических загадок, постоянно привлекавших Рє себе внимание Рдгара РџРѕ,— тяготение человека Рє нарушению запрета, та самая сладость запретного плода, которая многократно отразилась РІ легендах, сказках, преданиях разных народов Рё даже РІ художественной литературе. Человеку смертельно хочется именно того, чего нельзя: съесть яблоко СЃ древа познания, выпустить РёР· бутылки джина, открыть комнату РІ замке Синей Бороды, сорвать прекрасный цветок Рё С‚. Рї.
«Повествовательная структура РјРЅРѕРіРёС… психологических новелл Рдгара РџРѕ опирается РЅР° традиционную РІ романтической РїСЂРѕР·Рµ пару: рассказчик — герой. Так построены знаменитые рассказы Рѕ Дюпене, «Падение РґРѕРјР° Ашеров», «Человек толпы», «Золотой жук», «Спуск РІ Мальстрем», «Свидание» Рё С‚.Рґ. Рассказчик олицетворяет нравственно-психологическую «норму», герой — отклонение РѕС‚ нее. Однако РІ большинстве случаев рассказчик Рё герой — РѕРґРЅРѕ лицо. Р’ нем воплощены Рё РЅРѕСЂРјР°, Рё отклонение, Р° повествование приобретает характер самонаблюдения. Отсюда СЃРѕ всей неизбежностью вытекает раздвоенность сознания героя, которое функционирует как Р±С‹ РЅР° РґРІСѓС… СѓСЂРѕРІРЅСЏС…. РћРґРЅРѕ принадлежит человеку, совершающему поступки, РґСЂСѓРіРѕРµ — человеку, рассказывающему Рё объясняющему РёС….В»(4, СЃ. 188)
Общая идейно-эстетическая задача, которую Рдгар РџРѕ решал РІ психологических новеллах, РІ большой степени предопределила РёС… художественную структуру, сюжетную динамику, образную систему, СЃРїРѕСЃРѕР± повествования, эмоциональную установку Рё С‚. Рґ. Особенно важное место РІ этом СЂСЏРґСѓ занимают категории художественного времени Рё пространства. Повышенное внимание Рє психологии было обусловлено стремлением выяснить РїСЂРёСЂРѕРґСѓ СЃРёР», препятствующих нормальной Рё полноценной работе сознания.
Естественно, что РЅРµ меньший интерес для Рдгара РџРѕ представляла интеллектуальная деятельность человека. Рнтерес этот пронизывает РІСЃРµ новеллистическое наследие писателя. Р’ наиболее концентрированном РІРёРґРµ РѕРЅ проявлен РІ так называемых детективных рассказах.
Р’ 40-Рµ РіРѕРґС‹ Р. РџРѕ создал знаменитые детективные рассказы: «Убийство РЅР° улице РњРѕСЂРіВ» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842), «Золотой жук» (1843), «Украденное РїРёСЃСЊРјРѕВ» (1845) Рё РґСЂСѓРіРёРµ, оказавшие РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ воздействие РЅР° американскую Рё европейскую детективную литературу. РџРѕ высоко ставил искусство психологического угадывания. Таким качеством наделен Дюпен, сыщик-любитель, герой нескольких новелл РџРѕ. РЈ Дюпена исключительный аналити