"Зеленая Книга" Муаммара Аль-Каддафи
книга каддафи демократия общество
«Зеленая Книга» Муаммара Аль-Каддафи характеризуется прежде всего простотой изложения и точностью формулировок. Как «выходец из народа» Каддафи пишет свой трактат именно таким языком, чтобы его мог понять любой житель страны вне зависимости от его образования. Призывы звучат порой довольно резко и в некоторых местах даже можно сказать разгромно и не вполне дипломатично, однако, автор вложил в слова столько экспрессии, что они заражают энтузиазмом и порой эмоциональное впечатление пересиливает здравый смысл, заставляя поверить в написанное.
Как бы утопична не казалась эта концепция европейскому человеку, на территории Ливии она частично была воплощена в жизнь. Богатство действительно делилось между жителями страны, не смотря на то, что большая часть, безусловно, оседала у правителя. Все же, государство сформировалась гораздо более демократичное, чем даже некоторые европейские страны.
Возвращаясь Рє «Зеленой книге», стоит рассмотреть структуру изложения текста. РљРЅРёРіР° делится РЅР° три составные части: «Решение проблемы демократии. Политический аспект Третьей Всемирной Теории», «Решение экономической проблемы. Ркономический аспект Третьей Всемирной Теории» Рё «Общественный аспект Третьей Всемирной Теории».
Рзложение ведется очень логично. РћС‚ общих положений теории Рё критики всех существующих систем Каддафи переходит Рє своему собственному видению демократии. Рнтересна его радикальная позиция Рє структурам власти, давно зарекомендовавшим себя РїРѕ всему РјРёСЂСѓ. Полный разгром парламента Рё партий звучит совершенно революционно. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, Каддафи РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ значимые РґРѕРІРѕРґС‹ Рё аргументы, СЃ которыми нельзя РЅРµ согласиться Рё которые, наверняка, отлично воспринимаются народом. Однако, если копнуть глубже, можно задуматься Рё над тем, что предлагаемое положение дел - утопия. Рчто реальной альтернативы представительству интересов людей РІ правительстве путем посредника- нет. Власть народа Каддафи предлагает организовать путем народных комитетов Рё народных конгрессов.
Во второй части книги автор рассказывает о том, по какому принципу в государстве должна организовываться работа и как должны распределятся общественные блага. Основный принцип трудовых отношений «не наемные работники, а партнеры». Блага не могут принадлежать кому-то одному. Они- собственность каждого жителя страны.
Кульминацией становится глава о культурных нормах жизни демократического общества. Равенство -вот главный принцип демократии. Особый интерес представляют его доводы о смысле искусства и бессмыслие развлечений вроде спорта, где не все участники события имеют возможность принять участие.
Часть первая. Решение проблемы демократии. Политический аспект Третьей Всемирной Теории
Первая глава Зеленой Книги включает в себя несколько частей, а именно: Орудие правления, Парламенты, Партия, Класс, Референдум, Народные конгрессы и народные комитеты и Пресса.
В этой главе Каддафи ведет разговор о несостоятельности всех существующих ныне политических систем. На его взгляд, человек не может представлять народ. Народ должен представлять себя сам. Представительство порождает неравенство и неверность интерпретации воли народа. Хуже того, возможны ситуации, когда люди голосуют за одну партию, а на выборах побеждает другая и им приходится жить под гнетом партии, которую они даже не выбирали. Выход Каддафи видит в создании народных конгрессов и комитетов. Сначала все население разбивается на первичные, низовые народные конгрессы. Каждый конгресс избирает в качестве руководящего органа комитет. Комитеты формируют народные конгрессы на уровне округов, то есть уже не первичные. Далее, массы, объединенные в первичные народные конгрессы, избирают административные народные комитеты, которые заменяют собой государственную администрацию и берут на себя управление всеми отраслями хозяйства общества. Народные комитеты, управляющие отраслями общественного хозяйства, ответственны перед первичными народными конгрессами, которые определяют их политику и контролируют исполнение. Тем самым управление становится народным, народным становится контроль, утрачивается отжившее определение демократии, гласящее, что демократия - это контроль народа над правительством, и на его место ставится правильное определение, гласящее, что демократия – это народный самоконтроль.
Пресса же как инструмент для отражения реального положения дел Рё интересов народа РЅРµ должна быть частной. Рто ведет Рє фальсификации материала Рё необъективности.
Часть вторая. Решение экономической проблемы. Ркономический аспект Третьей Всемирной Теории
Во второй части Каддафи переходит к описанию экономических взаимоотношений между жителями страны.
В первую очередь он описывает трудовые отношения. Главный его принцип «Не наемные работники, а партнеры». Каддафи отрицает любое появление частной собственности в процессе производства и настаивает на том, что ресурсы принадлежат всем людям и неравномерное распределение благ ведет к обогощению одних людей и неправомерной утрате богатств других. Лучший вариант распределения благ, на взгляд автора – это принцип «кто сколько произвел, тот столько и получит». Дабы наглядно показать, как эта схема должна работать и почему она является наиболее приемлемой, Каддафи приводит пример с яблоками:
«Пример первый
а) работник производит десять яблок для общества; общество за его участие в производстве отдает ему одно яблоко, что полностью удовлетворяет его потребности;
б) работник производит десять яблок для общества; общество за его участие в производстве дает ему одно яблоко, что меньше того количества, которое удовлетворяет потребности работника.
II
Пример второй
Работник производит десять яблок для другого человека и получает за это плату, ниже стоимости одного яблока.
III
Пример третий
Работник производит десять яблок для самого себя.
Выводы:
В первом примере (а) работник не станет увеличивать производительность, потому что, как бы он ни трудился, он получит лишь одно яблоко, что удовлетворит его потребности. Поэтому рабочая сила, которая трудится на общество, вольно или невольно, всегда пассивна.
В первом примере (б) работник не заинтересован в производстве, потому что производит для общества, не получая при этом того, что ему необходимо для удовлетворения своих личных потребностей. Однако он продолжает трудиться без всякого стимула потому, что вынужден подчиняться общим условиям труда, существующим в обществе; и в таком положении находятся все члены общества.
Во втором примере работник трудится не ради того, чтобы производить, а ради получения платы. Поскольку же эта плата недостаточна для удовлетворения его потребностей, то работник либо ищет другого хозяина, которому он может продать свой труд дороже, либо вынужден продолжать работать, чтобы выжить.
Рлишь в третьем случае мы имеем перед собой пример того, когда работник трудится не пассивно и не по принуждению.»(1)
Что касается собственности, то взгляд Каддафи РЅР° нее совершенно аналогичен. Недвижимость РЅРµ должна принадлежать РЅРёРєРѕРјСѓ. Рто общая собственность. Каждый гражданин имеет РЅР° нее право. Сдача благ РІ аренду, РїРѕ мнению автора, является высшей гранью несправедливости. Так как получается что кто-то владеет ресурсом, Р° кто-то РЅРµ имеет такой возможности. РљСЂРѕРјРµ того, карается любое получение сверхблаг, РєСЂРѕРјРµ добросовестного накопления.
Часть третья. Общественный аспект Третьей Всемирной Теории
Завершающая часть также состоит из нескольких частей: Семья, Племя, Нация, Женщина, Меньшинства, Черные, Образование, Музыка и искусства, Спорт, верховая езда, зрелища.
Р’ этой главе Каддафи обращается Рє культурной стороне жизни общества. Рнтересно то, что РѕРЅ осознает, что политика- РЅРµ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ поле, охватывающее деятельность человека. Для самого гражданина намного важнее его нация, племя Рё, наконец, семья. «Общество, РіРґРµ РІ силу каких-то условий существует СѓРіСЂРѕР·Р° единству семьи Рё ее существованию, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ плантации, РіРґРµ растения РјРѕРіСѓС‚ быть выдернуты СЃ корнем, засохнуть РѕС‚ недостатка влаги или погибнуть РѕС‚ РѕРіРЅСЏ Рё засухи или просто увянуть. Человеческое общество РїРѕРґРѕР±РЅРѕ цветущему саду или возделанной РЅРёРІРµ, РіРґРµ растения развиваются естественно, цветут, дают завязь, РёРґСѓС‚ РІ СЂРѕСЃС‚.
Процветающее общество - это общество, в котором человек естественно развивается в условиях семьи, общество, в котором процветает семья, с которой человек связан прочными узами. Он подобен листку, прочно сидящему на ветке - существование его без ветки невозможно. Так и существование человека вне семьи лишено смысла и общественного содержания. Если человеческое общество станет когда-нибудь обществом без семьи, оно будет обществом бродяг и уподобится искусственному растению.»(2)
Что касается женщин и меньшинств- Каддафи выступает против любых форм дискриминации. Он не делит людей на «женщин и мужчин». Они для него равны. Единственное существующее различие- возможность женщин рожать.
Рнтересно Каддафи отзывается Рё РѕР± образовании, утверждая, что любая сформированная программа-диктат.
Спорт также способствует проявлению неравенства. Если одни занимаются спортом, а другие смотрят- это дискриминация. Если человек хочет проявить участие, он должен быть задействован сам, то есть принимать непосредственное участие.
Заключение
Зеленая Книга произвела на меня противоречивое впечатление. С одной стороны, трактат написан живо и заражает энтузиазмом. Жить в стране с подобным политическим устройством, безусловно, хотелось бы. Рнемудрено, что жители Ливии поддержали своего главу. Однако же, по сути, это утопия. Сложно представить государство, которое жило бы именно так. Организовать это не просто сложно, некоторые пункты, в принципе, неосуществимы на практике. Так например, чтобы каждому доставалось именно столько, столько он заработает. Возможно ли это? В процессе прочтения у меня возник лишь один вопрос: эти утопические идеи описаны так просто и живо в расчете на политическую безграмотность населения, либо же Каддафи действительно намеривался построить подобное госудаство?
Поражает также то, насколько каждая идея опровергает уклад, сложившийся в большинстве обществ мира. Возможно, уникальная политическая система на территории одной страны еще сможет просуществовать, но как будут складываться взаимоотношения со всем остальным миром, если в ментальности граждан будет заложено абсолютно противоположное. Смогут ли они найти общий язык?
Каддафи М. Зеленая книга. М.: Международные отношения, 1991