"Записки из подполья" как исток философии экзистенциализма Ф.М. Достоевского
Творчество Ф.М. Достоевского почти полностью проникнуто неразрешенными. полными глубины вопросами Бытия. Такие вопросы еще называют экзистенциальными. Часто из-за этого Достоевского ставят в ряд с такими зачинателями экзистенциальной философии как Ницше и Кьеркегор. Н. Бердяев и Л. Шестов, русские философы-экзистенциалисты считают Достоевского своим «идейным отцом».
Р’ антропологии В«Ркзистенциализм РѕС‚ Достоевского РґРѕ Сартра» Р’. Кауфмана первая часть повести «Записки РёР· подполья» определена как «наилучшее введение РІ экзистенциализм, которое РєРѕРіРґР°-либо было написано».
В своей курсовой работе мы попытаемся ответить на вопрос «Можно ли считать Достоевского философом-экзистенциалистом?». Безусловно, ответить на этот вопрос изучая лишь одно из великих произведений художника, невозможно, но мы исследуем повесть «Записки из подполья», где сосредоточенна большая часть экзистенциальных идей писателя.
Рсследуя данный РІРѕРїСЂРѕСЃ, РјС‹ опирались РЅР° следующие научные труды:
1. дипломная работа Мосолкова Ф.А. «Своеобразие выражения авторской позиции в повести Ф.М Достоевского «Записки из подполья»;
2. статья А. Н. Латыниной «Достоевский и экзистенциализм»;
3. статья Н. Кашиной «Трагедия «подполья».
В ходе работы мы рассмотрим такие вопросы как:
1. что такое экзистенциализм?
2. место Достоевского в философии экзистенциализма
3. идейное содержание повести «Записки из подполья»
4. проблема разграничения автора и героя в повести.
Достоевский оставил после себя тысячи РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ. Как трактовать его творчество? Видеть ли РІ его романах положительные идеи самого Достоевского? Считать ли эти идеи противоположными мыслям писателя, создававшего СЃРІРѕРµ произведение для РёС… обличения? Рменно РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· того, как трактовать произведения Достоевского, нужно Рё отвечать РЅР° главный РІРѕРїСЂРѕСЃ данной РєСѓСЂСЃРѕРІРѕР№ работы.
Мы изначально предполагаем, что суждение о том, что Достоевский тесно связан с философией экзистенциализма, не верно. Мы попытаемся доказать наше предположение.
ГЛАВА 1. ДОСТОЕВСКРР™ Р РРљР—РСТЕНЦРРђР›РР—Рњ
1.1 Ркзистенциализм
Ркзистенциализм (РѕС‚ позднелатинского — ex(s)istentia — существование), или философия существования, — РѕРґРЅРѕ РёР· крупнейших направлений философии 20 РІ. Ркзистенциализм РІРѕР·РЅРёРє накануне 1-Р№ РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ РІ Р РѕСЃСЃРёРё (Шестов, Бердяев), после нее РІ Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) Рё РІ период 2-Р№ РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ РІРѕ Франции (Марсель, выдвигавший идеи Р. еще РІРѕ время 1-Р№ РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹, Сартр, Мерло-Понти, Камю)(1)
Ркзистенциализм — СЃРїРѕСЂРЅРѕРµ, достаточно условное обозначение, которое объединяет большое количество иррационалистических концепций, РІ разной степени близких Рё родственных, хотя Рё расходящихся, оспаривающих РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° РїРѕ СЂСЏРґСѓ принципиально важных, РёРЅРѕРіРґР° исходных, позиций. Например, Бог Рё проблема СЃРІРѕР±РѕРґС‹ человека РІ религиозном экзистенциализме Марселя Рё РІ "обезбоженном" пространстве философии Сартра; понятие бытия, трактовка человека Рё его отношений СЃ бытием Сѓ Хайдеггера Рё Сартра Рё РґСЂ. Большая пестрота (РѕС‚ левого радикализма Рё экстремизма РґРѕ консерватизма), неоднородность Рё разногласия характерны Рё для социально-политических позиций представителей этого направления. Рљ тому же далеко РЅРµ РІСЃРµ РѕРЅРё называли СЃРІРѕРё концепции экзистенциализмом Рё были согласны СЃ РїРѕРґРѕР±РЅРѕР№ квалификацией. Тем РЅРµ менее, для отнесения РёС… Рє единому направлению философствования имеются определенные основания РІ РёС… исследовательском почерке Рё стилистике.
Различают экзистенциализм религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). Среди своих предшественников экзистенциалисты указывают Паскаля, Кьеркегора, Унамуно, Достоевского, Ницше. В целом на экзистенциализм оказали сильное влияние философия жизни и феноменология Гуссерля.
Согласно философии экзистенциализма, человек — это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Человек не должен убегать от осознания своей смертности, а поэтому высоко ценить все то, что напоминает ему о суетности его практических начинаний. С этим связано учение о «пограничных ситуациях» — предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. Рсмерть — главное из таких обстоятельств. «Пограничные ситуации» ставят человека перед выбором. Здесь мы находим главное различие между религиозным и атеистическим экзистенциализмом. Для религиозного экзистенциализма главный момент выбора: «за» (путь веры, любви и смирения) и «против» Бога (отречение, чреватое божественной карой). В атеистическом варианте экзистенциальной философии выбор связан с формой самореализации личности, которая определяется фактом «случайности» человеческого бытия, его «заброшенности» в этот мир(2).
Атеистический экзистенциализм сводится к суждению Ницше о том, что «Бог мертв», Бога нет. А отсюда нет и правил, нет запретов, кроме как запретов собственных: «Человек сам себя выбирает» — пишет Ж.-П. Сартр.
Ркзистенциалисты единодушны РІ своем критическом отношении Рє предшествующей рационалистической философии, философии рефлексивного анализа. РћРЅРё упрекают классический рационализм РІ отрыве РѕС‚ живого конкретного опыта человеческого существования РІ РјРёСЂРµ, РІ сосредоточении внимания исключительно РЅР° "эпистемологическом субъекте как органе объективного познания" (Марсель) Рё придании абсолютного приоритета "чистому субъекту"(3).
Принимая кьеркегоровское понятие экзистенции и связанное с ним противопоставление явлений жизненного ряда (вера, надежда, боль, страдание, нужда, заботы и тревоги, любовь, страсть, болезнь и т.п.) и явлений познавательного ряда, они развивают идею онтологической самостоятельности, устойчивости и конститутивности явлений жизни и их нередуцируемости к познанию.
Субъект-объектному отношению и опосредованию как принципу мышления рационализма экзистенциалистский анализ опыта экзистенции противопоставляет идею целостности и неразложимости непосредственного переживания человеком своей ситуации в мире, и это переживание (понимание), будучи исходной единицей экзистенциально-феноменологического описания бытийных отношений человека с миром, полагается и исследуется в качестве онтологического основания, онтологической структуры мира(4).
Первый призыв философии экзистенциализма: «Человек, РїСЂРѕР±СѓРґРёСЃСЊ!В». Ркзистенциализм выдвигает РЅР° передний план проблему человека, сосредотачивает СЃРІРѕРµ внимание РЅР° РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ выдержке человека перед лицом враждебного ему РјРёСЂР°. Представители этой философии «отказываются превращать человека РІ инструмент, которым можно манипулировать: РІ инструмент познания или производства»(5)
Преимущественным объектом философского осмысления здесь выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие «жизненный мир» личности. Одна из главенствующих установок экзистенциализма — это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия.
1.2 Достоевский как экзистенциальный философ
Мы уже говорили о том, что в зависимости от того, как именно трактовать творчество Достоевского, можно либо относить его к философии экзистенциализма, либо исключить его из ряда философов-экзистенциалистов. Но проблема «Достоевский и экзистенциализм» не меньше обусловлена пониманием самого этого термина.
Рђ. Рќ. Латынина РІ своей статье «Достоевский Рё экзистенциализм» довольно разносторонне рассматривает данный РІРѕРїСЂРѕСЃ. РњРЅРѕРіРёРµ ученые РїРѕ-разному трактуют понятие «экзистенциализм», Рё РІ зависимости РѕС‚ своего понимания, либо расширяют, либо сужают его. Часто те, кто РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕР± экзистенциализме Достоевского, подразумевают совсем РёРЅРѕРµ. Кто-то РІРёРґРёРј «Записки РёР· подполья» «увертюрой Рє экзистенциализму» (таково мнение Р’. Кауфмана РІ его труде В«Ркзистенциализм РѕС‚ Достоевского РґРѕ Сартра»). Кто-то считает идеи Достоевского, равными экзистенциальным РІ его религиозных формах. Нередко ученые, рассуждая РѕР± экзистенциализме писателя, имеют РІ РІРёРґСѓ лишь РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, важные для решения проблемы человеческого существования, которыми насквозь пропитано РІСЃРµ творчество Р¤.Рњ. Достоевского.
Р. Брейзак перечисляет эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹: «ощущение жизни как трагедии Рё борьбы», «требование СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё ответственности Р·Р° нее», «поиски подлинности существования», «недоверие Рє возможности преобразовать РјРёСЂ Рё человеческую жизнь РЅР° разумных началах»(6). РќРѕ РѕРЅ же Рё РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ том, что эти самые РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РјС‹ наблюдаем РІ выдающихся литературных произведениях. Действительно, мировая литература, как Рё философия, начиная СЃ античности, РІСЃСЋ СЃРІРѕСЋ историю задается вопросами «экзистенциального характера» (ведь «экзистенция» — это Бытие). РДостоевский, как великий Рё гениальный писатель, РЅРµ РјРѕРі обойти РёС… стороной.
С этой точкой зрения соприкасается и виденье проблемы М. Грин, которая занималась исследованиями по экзистенциальной философии. Она отмечает некоторое сходство в постановке проблем у Достоевского и в экзистенциальной философии, но считает необоснованным причисление писателя к философам экзистенциального характера.
РџСЂРё «зыбкости» понятия «экзистенциализм» РІ отношении Достоевского РјРЅРѕРіРёРµ исследователи РІРЅРѕСЃСЏС‚ необходимую терминологическую ясность РІ этот РІРѕРїСЂРѕСЃ. Пауль Тиллих разграничивает экзистенциальное отношение Рє РјРёСЂСѓ как человеческую позицию Рё экзистенциализм как философскую школу. РћРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚: В«Ркзистенциальному противостоит отчуждение, экзистенциализму — эссенциализм. РџСЂРё экзистенциальном мышлении объект находится РІ себе. РџСЂРё РЅРµ экзистенциальном — объект отчужден. Таким образом, теология — экзистенциальна, наука — РЅРµ экзистенциальна, философия включает РІ себя элементы РѕР±РѕРёС…В»(7). Рњ. Шайкович, опираясь РЅР° эти размышления Тиллиха, считает, что Достоевский может быть назван «экзистенциальным художником», РЅРѕ РЅРµ экзистенциалистом.
Чтобы самим ответить на вопрос «Является ли Достоевский экзистенциалистом» необходимо найти общий аспект философской мысли писателя и философии экзистенциализма. Рздесь мы рассматриваем концепцию человека и находим много точек соприкосновения. Во-первых, и там, и там выдвигается идея верховного значению человеческой личности. Во-вторых, и в творчестве Достоевского, и в трудах философов-экзистенциалистов важное место занимает конфликт общества и личности. Еще один схожий пункт в нашем сопоставлении: экзистенциализм противостоит позитивизму, а в «Записках из подполья» ярко выражена полемика с позитивистскими идеями, в частности с теорией «разумного эгоизма» Чернышевского. Все это, несомненно, дает повод отождествлять идеи Достоевского с философией экзистенциализма.
Особую роль в понимании Достоевского как экзистенциального философа сыграли Л. Шестов и Н. Бердяев. Оба они, будучи представителями «русского экзистенциализма», в качестве своего учителя называют именно Ф. М. Достоевского. «Величайшим русским метафизиком и наиболее экзистенциальным был Достоевский», — говорил Бердяев, считавший, что русская литературная и философская мысль была всегда по своему ходу и по своим темам экзистенциальна.
Часто экзистенциализм также называют «философией кризиса», так как появился РѕРЅ накануне Первой РњРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹. РљСЂРёР·РёСЃ капитализма РІ Р РѕСЃСЃРёРё создал объективные предпосылки для развития трагического, безнадежно-обреченного мироощущения. Борьба против социально-революционного миросозерцания шла РїРѕРґ знаком утверждения прав личности, утверждения абсолютного приоритета личности, подавленной обществом. Ртот период СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культуры Горький назвал «позорным десятилетием». Рто «русский духовный ренессанс». Однако это время имело новый литературно-эстетический аспект — Р’. Розанов, Р”. Мережковский, Р›. Шестов начали переоценку всей литературы Рё искусства РҐРҐ века, требуя освобождения ее РѕС‚ утилитаризма. РРјРё Рё был «поднят РЅР° щит Достоевский как зачинатель РЅРѕРІРѕРіРѕ учения Рѕ человеке, РїРѕ-РЅРѕРІРѕРјСѓ поставивший проблему личности»(8).
Бердяев пишет: «Достоевский сделал великие открытия Рѕ человеке, Рё РѕС‚ него начинается новая СЌСЂР° РІРѕ внутренней истории человека. После него человек уже РЅРµ тот, что РґРѕ него. Только Ницше Рё Кьеркегор РјРѕРіСѓС‚ разделить СЃ Достоевским славу зачинателей этой РЅРѕРІРѕР№ СЌСЂС‹. Рта новая антропология учит Рѕ человеке как Рѕ существе противоречивом Рё трагическом, РІ высшей степени неблагополучном, РЅРµ только страдающем, РЅРѕ Рё любящем страдания»(9).
РЈ. Барретт (автор монографий «Что такое экзистенциализм?В» Рё В«Рррациональный человек») называет Шестова Рё Бердяева «духовными детьми Достоевского», Р° Р . Бирмен пишет следующее: «Хотя Бердяев Рё Шестов обычно упоминаются вместе Рё рассматриваются как РґРІР° представителя СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ экзистенциализма, имеется фундаментальная разница между РЅРёРјРё. Самым почитаемым для РЅРёС… писателем был Достоевский, РЅРѕ каждый отвергал то понимание писателя, которое предлагал другой… Для Бердяева главная мысль Достоевского выражена РІ «легенде Рѕ великом инквизиторе», для Шестова — РІ «записках РёР· подполья»… Для Бердяева Великий Рнквизитор важен, потому что здесь Достоевский ставит проблему СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё ее уничтожения авторитарной властью, утверждающей, что РѕРЅР° борется Р·Р° счастье человека….
Для Шестова экзистенциальная проблема лежит совсем в другом плане. Он требует для человека гораздо большей свободы, чем Бердяев. Он озабочен даже проблемой порабощения человека разумом. Подобно «подпольному человеку», он протестует против рациональных конструкций, против самого рассудка…. Для Шестова разум — глухая стена, в которую замурован человек»(10).
Как РјС‹ РІРёРґРёРј, СЃРІСЏР·СЊ Достоевского Рё экзистенциализма бесспорна. РќРѕ дает ли РѕРЅР° основание считать его представителем этой философии? Возможно, РЅРѕ лишь РїСЂРё поверхностном рассмотрении проблемы. «Записки РёР· подполья» — это своеобразный философско-художественная прелюдия Рє «идеологическим» романам писателя — «Преступление Рё наказание», В«Рдиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». РќРѕ РіРґРµ здесь философия Достоевского, Р° РіРґРµ — философия его вымышленного героя? РќР° каких РёР· идей РІ романе, принадлежащих собственно писателю, можно строить суждения относительно РІРѕРїСЂРѕСЃР° «Достоевский Рё экзистенциализм»? Разберемся СЃ проблемой авторской позиции РІ повести «Записки РёР· подполья».
ГЛАВА 2. «ЗАПРРЎРљР РР— ПОДПОЛЬЯ» РљРђРљ РСТОЧНРРљ РРљР—РСТЕНЦРАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМАТРРљР
«Записки из подполья» вводят
нас в философию трагедии. В желчной и
«неблагообразной» болтовне парадоксалиста
выражены величайшие прозрения русского
философа. Отточенным лезвием анализа
вскрыта болезнь сознания, его инерция
и раздвоение, его внутренняя трагедия.
Мочульский К.В.
(Гоголь. Соловьев. Достоевский)
2.1 «Записки из подполья» — проблема авторской позиции
Здесь мы опираемся на дипломную работу Ф. А. Мосолкова «Своеобразие выражения авторской позиции в повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья», который подробно разработал этот вопрос в своем труде.
«Записки из подполья» часто рассматриваются как программное философское произведение Достоевского. Такой подход возник из-за отождествления Парадоксалиста с автором. Еще Лев Шестов в работе «Достоевский и Ницше» писал: «Записки из подполья» это «публичное — хотя и не открытое — отречение от своего прошлого»(11). Философ считает, что в этой повести Достоевский объявляет свою «новую правду», правду крайнего индивидуализма: «Пусть свет провалится, а чтоб мне чай пить». Он говорит: «Нужно было великое отчаяние для того, чтобы такие мысли возникли в человеческой голове, нужна была сверхчеловеческая дерзость, чтоб явиться с ними перед людьми»(12).
А.С. Долинин также считал «Записки» «пародией Ф. М. Достоевского на свои же собственные идеалы, которые вдохновляли его в 40-е и в 60-е годы»(13).
Рќ. Бердяев придерживается кардинально РёРЅРѕР№ точки зрения: «Был ли сам Достоевский человеком РёР· подполья, сочувствовал ли РѕРЅ идейной диалектике человека РёР· подполья? <…> миросозерцание человека РЅРµ есть положительное миросозерцание Достоевского. Р’ своем положительном религиозном миросозерцании Достоевский изображает пагубность путей своеволия Рё бунта подпольного человека. Рто своеволие Рё Р±СѓРЅС‚ приведет Рє истреблению СЃРІРѕР±РѕРґС‹ человека Рё Рє разложению личности. РќРѕ подпольный человек СЃРѕ своей изумительной идейной диалектикой РѕР± иррациональной человеческой СЃРІРѕР±РѕРґРµ есть момент трагического пути человека, пути изживания СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё испытания СЃРІРѕР±РѕРґС‹. <…>
То, что отрицает подпольный человек в своей диалектике, отрицает и сам Достоевский в своем положительном миросозерцании. Он будет до конца отрицать рационализацию человеческого общества, будет до конца отрицать всякую попытку поставить благополучие, благоразумие и благоденствие выше свободы. Будет отрицать Хрустальный Дворец, грядущую гармонию, основанную на уничтожении человеческой личности. Но он поведет человека дальнейшими путями своеволия и бунта, чтобы открыть, что в своеволии истребляется свобода, в бунте отрицается человек»(14).
Действительно, протест против чистого разума, против позитивистских идей Парадоксалиста находим и у самого Ф.М. Достоевского. Напомним, что позитивизм — это такое течение в философии, согласно которому позитивное, то есть положительное, знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания; «Пафос позитивизма заключается в отказе от философии ("метафизики") в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте развития конкретно-научного познания синтезирующим и прогностическим потенциалом»(15)
После РЎРёР±РёСЂРё Сѓ Достоевского изменились «постепенно Рё после очень-очень долгого времени» его «убеждения». Суть этих перемен Достоевский РІ самой общей форме сформулировал как «возврат Рє народному РєРѕСЂРЅСЋ, Рє узнанию СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ души, Рє признанию РґСѓС…Р° народного». Р’ журналах «Время» Рё В«Рпоха» братья Достоевские выступали как идеологи «почвенничества». «Потребность братской общины»,— считает Р”.,— сумела сохранить СЂСѓСЃСЃРєРёР№ народ, «несмотря РЅР° вековое рабство, РЅР° нашествия иноплеменников», так как РѕРЅР° РІ натуре СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ человека.(16) Поэтому именно РІ Р РѕСЃСЃРёРё возможно преобразование общества РЅР° братских, христианских основаниях. Ртот утопический идеал (РІ позднейшей терминологии Достоевского — «русский социализм», «русское решение вопроса») писатель противопоставляет современным буржуазно-позитивистским концепциям, остро полемизируя как СЃ охранительными идеями Каткова, так Рё СЃ теорией «разумного эгоизма» Чернышевского Рё «утилитарными» представлениями Добролюбова. Подтверждение этих идей РјС‹ РІРёРґРёРј РІ «Зимних заметках Рѕ летних впечатлениях».
Сложность РІ понимании авторской позиции РІ повести также составляет повествование РѕС‚ первого лица. Рто дает РѕСЃРѕР±СѓСЋ СЃРІРѕР±РѕРґСѓ автору выражать РЅРµ только соображения своего героя, РЅРѕ Рё личные мысли Рё идеи. Р¤. Рђ. Мосолков, опираясь РЅР° Рњ. Рњ. Бахтина, считает, что Достоевский «объективирует «авторскую творческую субъективность», «делая предметом восприятия то, что было формой восприятия». Рперед нами РЅРµ манифест «подпольного философа», Р° уникальный психологический портрет»(17).
Рсследователи творчества Достоевского давно обратили внимание РЅР° автобиографические черты РІ образе Парадоксалиста. Р’ повести герой так РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ себе: «Я, например, ужасно самолюбив. РЇ мнителен Рё обидчив»(18). Рђ.Рџ. Скафтымов же отмечал Рѕ самом Достоевском следующее: «Безмерное самолюбие, подозрительности, болезненная обидчивость, острая чуткость Рє чужому самолюбию, вспышки злобы Р·Р° СЃРІРѕСЋ недостаточность — РІСЃРµ это РІ нем было»(19). Сам Достоевский признавался: «А хуже всего, что натура РјРѕСЏ подлая Рё слишком страстная: везде-то Рё РІРѕ всем СЏ РґРѕ последнего предела дохожу, РІСЃСЋ жизнь Р·Р° черту переходил». РўСѓ же мысль находим Рё Сѓ Парадоксалиста.
Рта автобиографичность делает образ «подпольного человека» максимально реалистичным. РќРѕ РѕРЅР° РЅРµ используется автором РІ качестве изживания СЃРІРѕРёС… мыслей Рё идей, РѕРЅР° РЅРѕСЃРёС‚ особый художественный замысел. Ведь только прочувствовав то, что переживал Парадоксалист, можно создать такой полный Рё детальный образ.
Несмотря РЅР° то, что автор Рё герой сближаются благодаря автобиографичности, РёС… разграничение РІРёРґРёРј РІ следующем. Равтор, Рё герой, находятся РІ РѕРґРЅРѕР№ плоскости — РѕРЅРё сочиняют. Достоевский создает образ Парадоксалиста, Р° РѕРЅ — собеседника: «Разумеется, РІСЃРµ эти слова СЏ сам теперь сочинил. Рто тоже РёР· подполья». Разницу между автором Рё «подпольным человеком» РІРёРґРёРј РІ РёС… отношении Рє СЃРІРѕРёРј персонажам: Достоевский дает полную волю своему герою СЃ целью разоблачить его, показать читателю то, чего РЅРµ РІРёРґРёС‚ Парадоксалист. Рђ тот, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, полемизируя СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё собеседниками-«господами», РЅРµ нуждается РІ РёС… мнении, РЅРѕ ему важна РёС… реакция. Робраз собеседника Достоевский РІРІРѕРґРёС‚ РІ повесть СЃ целью показать, что парадоксалисту нужно лишь доказать СЃРІРѕРё точки зрения, убедить всех Рё главное себя РІ своей правоте. Слабоволие парадоксалиста РЅРµ дает ему возможности реализоваться РІ «живом» РјРёСЂРµ, поэтому РѕРЅ пишет «из подполья». Рздесь Достоевский — гуманист, Р° Парадоксалист — откровенный индивидуалист.
А.П. Скафтымов пишет: «До тех пор, пока выясняется неискоренимая потребность индивидуальной самостоятельности, пока защищается полная свобода волевого самоопределения, автор и подпольный герой выступают заодно, здесь они союзники»(20), но «понимая глубины и восторги возносящегося самоутверждения и зная всю силу индивидуалистических влечений («воли к власти»), Достоевский в своем творчестве никогда не был апологетом индивидуализма, никогда не звал к нему… Достоевский знает и любит пафос личного своеволия, восторг индивидуальной самозаконности, но это лишь до тех пор, пока ему нужно сказать о глубине и ценности личного самосознания в человеке»(21).
Но это не единственное различие в мировоззрениях Достоевского и Парадоксалиста. Ниже мы рассмотрим другие точки расхождения в их философии. Но сначала необходимо понять, что же такое «подполье» и кто такой «подпольный человек».
2.2 Трагедия подпольного сознания — «безмерная гордость и безмерное презрение»
Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!»(22)
Р’ первой главе «Записок», которая называется «Подполье», РІ примечании Достоевский РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что «такие лица, как сочинитель таких записок, РЅРµ только РјРѕРіСѓС‚, РЅРѕ даже должны существовать РІ нашем обществе, РІР·СЏРІ РІ соображение те обстоятельства, РїСЂРё которых вообще складывалось наше общество». Рто «один РёР· характеров протекшего недавнего времени, … РѕРґРёРЅ РёР· представителей еще доживающего поколения»(23). Р’ этой главе герой описывает самое себя, объясняет причины, РїРѕ которым РѕРЅ ушел РІ «подполье», именно здесь РІ большей части выражены РІСЃРµ воззрения Парадоксалиста.
«Я человек больной… Я злой человек. Непривлекательный я человек» — так начинает герой свое повествование. Как отмечает Ф. Мосолков, здесь мы видим три сферы человеческого существа — физические качества, нравственное состояние и сферу, связанную с отношениями с людьми. Рвезде недовольство собой, внутренний дискомфорт, который говорит о чрезмерной рефлексии. Герой испытывает злость, которая идет от бессилия («я ничем не сумел сделаться: ни злым, ни добрым, ни подлецом, ни честным, ни героем, ни насекомым»(24)). Но и эта злость, по его мнению, напускная: «Но знаете ли, господа, в чем заключался главный пункт моей злости? Да в том то и состояла вся шутка, в том-то и заключалась большая гадость, что я поминутно, даже в минуту самой сильнейшей желчи, постыдно осознавал, что я не только не злой, но даже и не озлобленный человек, что я только воробьев пугаю напрасно и себя этим тешу. У меня пена у рта, а принесите мне какую-нибудь куколку, дайте мне чайку с сахарцем, я, пожалуй, и успокоюсь»(25).
Парадоксалист — человек «страдающий». Боль от того, что он не стал тем, кем хотел бы быть, пронизывает все «Записки» Парадоксалиста. Он тот человек, с кем соотносимо выражение «горе от ума». Он и сам признается: «слишком сознавать — это болезнь, настоящая, полная болезнь <…> но не только очень много сознания, но даже и всякое сознание болезнь»(26).
Рсток же СЃРІРѕРёС… страданий Парадоксалист РІРёРґРёС‚ РІ изначальном неравенстве между СЃРѕР±РѕР№ Рё окружающим РјРёСЂРѕРј. РћРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚: «мучило меня то…, что РЅР° меня никто РЅРµ РїРѕС…РѕР¶ Рё СЏ РЅРё РЅР° РєРѕРіРѕ РЅРµ РїРѕС…РѕР¶. «Я-то РѕРґРёРЅ, Р° РѕРЅРё-то все», — думал СЏ Рё — задумывался». Герой делит людей РЅР° РґРІР° типа. Первый тип — человек «настоящий, нормальный», человек непосредственный Рё глупый. Рто человек такой, «каким хотела его видеть сама нежная мать — РїСЂРёСЂРѕРґР°, любезно зарождая его РЅР° земле» (27). Второй тип — «антитез «нормального» человека, то есть человек усиленно сознающий, вышедший, конечно, РЅРµ РёР· лона РїСЂРёСЂРѕРґС‹, Р° РёР· реторты». Себя герой осознает именно таким «экспериментальным» человеком, Рё человеку нормальному «до крайней желчи завидует». РќРѕ мало того, что завидует, так еще Рё РїСЂРё всем своем интеллектуальном превосходстве перед РЅРёРј пасует Рё «добросовестно считается Р·Р° мышь». Для «нормального» человека РѕРЅ непонятен, смешон Рё бессмыслен. Р’ итоге самолюбие порождает РѕР±РёРґСѓ, Р° РѕР±РёРґР° — «вековечную злость». РћРЅ РІРёРґРёС‚ себя виноватым РІРѕ всем, причем «без РІРёРЅС‹ виноватым Рё, так сказать, РїРѕ законам РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Потому, РІРѕ-первых. Что СЏ умнее всех»(28).
Трагедия «подполья» состоит в разрыве между сознанием идеала, то есть отчетливым пониманием, какой должна быть истинная прекрасная жизнь, и реальным действием, осуществляемым уже совсем не по идеалу, а по тем дурным законам, по которым развертывается действительность», — говорит Н. Кашина(29)
Но в то же время, парадоксалист совершенно справедлив в убеждении, что, даже не будучи равными нравственно, люди, и «нормальные», и «ретортные» тем не менее, могут находиться «на равной социальной ноге».(30)
Ушинский РєРѕРіРґР°-то РіРѕРІРѕСЂРёР»: «Делай то, что хочешь, Р° РЅРµ то, что получается». Парадоксалист же делает РІСЃРµ, как получается. Сколько раз РѕРЅ пытался отомстить тому высокомерному офицеру, сколько раз РІ мыслях продумывал СЃРІРѕСЋ месть РґРѕ мелочей, РЅРѕ РєРѕРіРґР° приходила важная минута, РѕРЅ отступал? Рто РёР·-Р·Р° недостатка воли Рё слабости характера. РќРѕ СЃРІРѕРµ право РЅР° собственное желание Парадоксалист будет отстаивать РґРѕ конца. «Я достаточно образован, чтобы РЅРµ быть суеверным, РЅРѕ СЏ суеверен»(31). Здесь появляется мотив «хотения» Рё мотив обреченности. Герой РЅРµ смотрит вперед, РѕРЅ обращен РІ прошлое. РћРЅ понимает, что «сделанного опять-таки никак РЅРµ воротишь». Рљ тому же РѕРЅ осознает, что сам виноват РІРѕ всем, что СЃ РЅРёРј РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚, РЅРѕ РЅРµ хочет это признавать.
Парадокс «подпольного человека» также заключается в том, что он, по мнению Н. Михновец, «сближает эстетические и этические понятия. Он допускает подмену одной логики другой»(32). Поэтому мы видим: «в те самые минуты, в которые я наиболее способен был сознавать все тонкости «всего прекрасного и высокого», … мне случалось уже не сознавать, а делать … неприглядные деяния». Парадоксалист признается: «чем больше я сознавал о добре и о всем этом «прекрасном и высоком», тем глубже я и опускался в мою тину и тем способнее был совершенно завязнуть в ней». (33)
Парадоксалист испытывает удовольствие от страданий и мучений, от душевной боли, от своей злости («Я был груб и находил в этом удовольствие»(34)), от своей униженности («наслаждение было тут именно от слишком яркого сознания своего унижения»(35)). Что тянуло «подпольного человека» на Невский, туда, где он чувствовал себя «беспрерывно всем уступающей мухой, всеми униженной и всеми оскорбленной»(36)? Его тянуло удовольствие от осознания того, как он никчемен и жалок. Многозначительно и следующее признание героя: «до того доходил, что ощущал какое-то тайное, ненормальное, подленькое наслажденьице возвращаться, бывало, в иную гадчайшую петербургскую ночь к себе в угол и усиленно сознавать, что сделанного опять-таки никак не воротишь, и внутренно, тайно, грызть, грызть себя за это зубами, пилить и сосать себя до того, что горечь обращалась, наконец, в какую-то позорную, проклятую сладость и наконец — в решительное, серьезное наслаждение!»(37). Самопознание «подпольного человека» превращается в самокапание, и то, что он «откапывает» в себе обусловливает его неудовлетворенность собой, а отсюда и самоедство.
Автор «записок» самолюбив, мнителен, обидчив «как РіРѕСЂР±СѓРЅ или карлик», РѕРЅ злопамятен неимоверно, раздражителен. Ему скучно. РћРЅ «сам себе приключения выдумал Рё жизнь сочинял, чтоб хоть как-РЅРёР±СѓРґСЊ РґР° пожить»(38). Ему, как человеку рефлективному, необходима пища для соображения, для развития, РЅРѕ «подполье», это РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ скитание, РЅРµ дает Парадоксалисту этой пищи. РљСЂСѓРі его замкнулся, Рё РѕРЅ уже чувствует безысходность. Безысходность, которая Рё подталкивает его писать СЃРІРѕРё записки. Лев Шестов писал так Рѕ «Записках РёР· подполья»: В«Рто раздирающий душу вопль ужаса, вырвавшийся Сѓ человека, внезапно убедившегося, что РѕРЅ РІСЃСЋ жизнь Р» Рі Р° Р», притворялся, РєРѕРіРґР° уверял себя, что высшая цель существования — это служение последнему человеку. До СЃРёС… РїРѕСЂ РѕРЅ считал себя отмеченным СЃСѓРґСЊР±РѕР№, предназначенным для великого дела. Теперь же РѕРЅ внезапно почувствовал, что РѕРЅ ничуть РЅРµ лучше, чем РґСЂСѓРіРёРµ люди, что ему так же мало дела РґРѕ РІСЃСЏРєРёС… идей, как Рё самому обыкновенному смертному»(39).
Парадоксалист спасается в своих мечтах. Здесь он способен и на великодушие, и на любовь, он мог верить и надеяться. «Бывали мгновения такого положительного упоения, такого счастья, что даже малейшей насмешки внутри меня не ощущалось, ей-богу». Однако мечтал герой в основном после «развратика», мечты приходили к нему «с раскаяньем и слезами, с проклятием и восторгами»(40).
В отдельные минуты жизни Парадоксалист способен и на спонтанные светлые чувства. Человек живет в социуме, он развивается благодаря своему взаимодействию с обществом. Человек вне общества — уже не Человек. Так и «ретортный человек» также нуждается в людях. Он сам признается: «с летами развивалась потребность в людях, в друзьях». Но дружить, понятно, Парадоксалист не умеет. Он «деспот в душе» и хочет «неограниченно властвовать над душой» другого.
Достоевский вводит в повесть второстепенных персонажей с целью раскрыть глубже образ Парадоксалиста. В ситуации со Зверковым проявляется вся его несостоятельность перед действительным миром. Мы видим, что вся внутренняя желчь героя проливается и во вне. Он несдержан, нервозен и нетерпим. А его самолюбие мы видим в фразах типа «как они не понимают, что это я, я им делаю честь, а не мне они!». Мы видим, как расходятся у Парадоксалиста мысли и действия, «подпольный мир» и реальные поступки. Про себя он говорит: «Господи, мое ли это общество!...Сию минуту ухожу», и потом сразу: «разумеется, я остался»(41). Далее встречаем «Буду сидеть и пить… и петь, если захочу, да-с, и петь, потому что право такое имею…чтоб петь… гм». Но я не пел»(42)
Лиза — это антипод Парадоксалиста, это его РґРІРѕР№РЅРёРє. Рменно РѕРЅР° наводит его РЅР° понимание необходимости перемен. «Я был измучен, раздавлен, РІ недоумении. РќРѕ истина уже сверкала РёР·-Р·Р° недоумения. Гадкая истина!В»(43)
Герои Достоевского всегда внутренне в движении. Они не статичны. Не даром, Вл. Соловьев в работе «Три речи в память Достоевского» говорил, что в художественном мире «Записок из подполья» «все в брожении, ничто не установилось, все еще только становится. Предмет романа здесь не быт общества, а общественное движение»(44).
Вектор движения для «подпольного человека», который наметил Достоевский, видим в его письме к брату, получив журнальный текст первой части своей повести. Он писал: «…Уж лучше было совсем не печатать предпоследней главы (самой главной, где самая-то мысль и высказывается), чем печатать так, как оно есть, то есть с надерганными фразами и противуреча самой себе. Но что ж делать! Свиньи цензора, там, где я глумился над всем и иногда богохульствовал для виду, — то пропущено, а где из всего этого я вывел потребность веры и Христа — то запрещено».(45)
Конец повети можно трактовать по-разному. Герой пишет «Но довольно; не хочу я больше писать «из Подполья»…» Многоточие здесь это одно из слов-лазеек, которые герой использовал в своих «записках» для отступления, давая себе этим самым выбор. М.М. Бахтин считал: «Он знает, что последнее слово за ним, и во что бы то ни стало стремиться сохранить за собой это последнее слово о себе, слово своего самосознания, чтобы в нем стать уже не тем, что он есть. Его самосознание живет своей завершенностью, своей незакрытостью и нерешенностью». Так и конец повести вроде завершен, но не закрыт. Что было после этого многоточия? Смог ли герой выбраться из «Подполья»? или оно засосало его целиком и полностью? Равтор дает нам ответ: «впрочем, здесь не кончаются «записки» этого парадоксалиста. Он не выдержал и продолжал далее».
Р¤.Рњ.Достоевский: "Р’ РѕРґРЅРѕР№ РјСѓРґСЂРѕР№ древней РєРЅРёРіРµ сказано, что ангел смерти, слетающий Рє человеку, дабы разлучить его душу СЃ телом, весь покрыт глазами. РРЅРѕРіРґР°, ошибаясь, РѕРЅ спускается Р·Р° душой слишком рано, РєРѕРіРґР° еще РЅРµ настал человеку СЃСЂРѕРє покинуть землю, Рё тогда удаляется РѕРЅ РѕС‚ него, отметив, однако, неким особым знаком: парой РёР· СЃРІРѕРёС… бесчисленных глаз; Рё становится тот человек непохожим РЅР° прочих: СЃРІРѕРёРјРё природными глазами РІРёРґРёС‚ РѕРЅ, как РґСЂСѓРіРёРµ, Р° ангельскими — то, что недоступно прочим смертным, Рё так, как РІРёРґСЏС‚ лишь существа иных РјРёСЂРѕРІ. Рэти РґРІР° зрения столь различны, что _возникает великая Р±РѕСЂСЊР±Р° РІ человеке, Р±РѕСЂСЊР±Р° между его РґРІСѓРјСЏ зрениями. Рти РґРІРµ лишние пары глаз — Сѓ человека РёР· подполья"
2.3 Философия Парадоксалиста и Достоевского
«Лучшие люди" твердили Рѕ торжестве разума, Рѕ великой цели гуманизма, Р° подпольщик Рѕ том, что "РІСЃСЏРєРѕРµ сознание — болезнь", "лучшие люди" выдвигали Великие Рдеи, РЅРµ задумываясь Рѕ том, как РѕРЅРё сообразуются СЃ «живой жизнью», Р° подпольный «человек РЅРµ только РЅРµ скрывает ее, РЅРѕ даже эпатирует ею. Р’СЃРµ идеи (даже самые любимые) становятся для Достоевского проблематичными, РІСЃРµ должны выдержать испытание»(46).
Можно спорить о том, в какой мере в антигерое подполья Достоевский "сгустил" себя, но, сравнивая «Записки» с «Дневником писателя», слишком часто мы видим поразительную тождественность если не характеров, то идей этого антигероя и самого писателя. Розанов считал, что идеи «Записок» — первая линия миросозерцания Достоевского, включающего как само подполье, так и его отрицание: "Сам знаю, как дважды два, что вовсе не подполье лучше, а что-то другое, совсем другое, которого я жажду, но которого никак не найду!"(47)
Общую тему в творчестве Достоевского и философии экзистенциализма, проблему свободы и отве