«Жить РЅРµ РїРѕ лжи»: Методические рекомендации РїРѕ изучению творчества Рђ.Р. Солженицына
Литвинова Р’.Р.
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Абакан, 1997
Р’ настоящей работе собраны Рё систематизированы (согласно требованиям учебных программ РїРѕ литературе) материалы, которые РїРѕРјРѕРіСѓС‚ учащимся старших классов Рё студентам филологических факультетов РІСѓР·РѕРІ ближе познакомиться СЃ творческой биографией писателя, распознать особенности поэтики его идеологического романа, определить место Рђ.Р. Солженицына РІ жанроном РїРѕРёСЃРєРµ литературы 60-С… РіРѕРґРѕРІ.
Учитель литературы найдет здесь идейно-художественный анализ повестей "Матренин РґРІРѕСЂ" Рё "РћРґРёРЅ день Рвана Денисовича", что позволит ему успешнее провести систему СѓСЂРѕРєРѕРІ РїРѕ изучению творчества Солженицына РІ школе.
Методические рекомендации предназначены для старшеклассников, студентов филологических факультетов вузов, учителей литературы, учащихся гуманитарных гимназий и лицеев.
Введение
РЎ конца 80-С… РіРѕРґРѕРІ РІ большую литературу вернулись Р’. Аксёнов, Р’. Максимов, Р. Бродский, СЃ трудом пробилось повествование Р’. Войновича Рѕ Чонкине, высокая температура дебатов РЅРµ падала РґРѕ выхода полного текста "Прогулок СЃ Пушкиным" Р. РЎРёРЅСЏРІСЃРєРѕРіРѕ, наконец, благодаря мощному натиску СЃРЅРёР·Сѓ, появилась РїСЂРѕР·Р° Рђ.Р. Солженицына.
Столь трудный путь мастеров к своему храму объясняется прежде всего склонностью перечисленных писателей к гиперболизации российской самобытности, их осуждению Октябрьской революции и достижений социалистического государства.
Школьные программы включают в свои курсы изучение "возвращенной литературы" и справедливо предполагают выбор учителем литературного имени одного автора на фоне общей характеристики части русской литературы 60-х годов советского периода.
Р’ настоящей работе сделана попытка собрать Рё систематизировать материалы, которые РїРѕРјРѕРіСѓС‚ учителю успешнее провести систему СѓСЂРѕРєРѕРІ РїРѕ изучению творчества Рђ.Р. Солженицына . РџСЂРё этом следует учесть, что нынче читательский рейтинг писателя несколько снизился РїРѕ сравнению СЃ прошлыми годами, поэтому разумнее будет давать учащимся сведения РѕР± общих типических чертах литературы 60-С… РіРѕРґРѕРІ Рё остановиться потом РЅР° более серьёзном анализе РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· произведений Солженицына, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· оценки филологической подготовленности класса РїРѕ усмотрению учителя.
Какие моменты в связи с этим нужно учитывать? Характеристика жизни и творчества писателя. Особенности поэтики идеологического романа. Место Солженицына в жанровом поиске литературы 60-х годов.
Рдейно-художественный анализ РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· произведений автора.
Материалы к темам.
1. Биографическая справка.
РЎРѕ стороны отца Солженицын РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· старинной крестьянской семьи. Рсаакий Семёнович учился РІ Харькове ,потом РІ РњРѕСЃРєРІРµ, ушёл добровольцем РЅР° РІРѕР№РЅСѓ; РЅР° фронте, летом 1917-РіРѕ женился РЅР° Таисии Щербак; был награждён Р·Р° храбрость. После возвращения РґРѕРјРѕР№ был ранен РЅР° охоте Рё умер РѕС‚ раны 15 РёСЋРЅСЏ 1918 РіРѕРґР°. РћРЅ выведен РІ "Августе Четырнадцатого" РІ образе Сани Лаженицына.
Семья матери Солженицына была богатой, дед дал своей дочери Таисии прекрасное воспитание и образование. Брат Таисии, Роман, сорил деньгами, купил "Роллс-Ройс": фотографию этого автомобиля воспроизвела "Литературная газета" в 1972 году, в разгар кампании против Солженицына.
Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 РіРѕРґР°, через шесть месяцев после смерти отца. Детство его мало чем отличается РѕС‚ детских лет его сверстников: маленьким С…РѕРґРёС‚ СЃ матерью РІ церковь, вступает РІ РєРѕРјСЃРѕРјРѕР», переживает трудности Рё радости жизни обычного советского школьника. Юный Солженицын -староста класса, любитель футбола, поклонник театра, унаследовав РѕС‚ отца тягу Рє знаниям, поступает РІ 1936 РіРѕРґСѓ РЅР° физико-математический факультет Ростовского университета. РЎ 1939 РіРѕРґР° РѕРЅ одновременно учится ещё РЅР° заочном отделении РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ института истории, философии, литературы. Р’ 1941 РіРѕРґСѓ Солженицын заканчивает университет РІ Ростове Рё приезжает РІ РњРѕСЃРєРІСѓ РЅР° экзамены РІ РњРФЛР, Р° 18 октября 1941-РіРѕ СѓС…РѕРґРёС‚ РЅР° фронт, сначала простым солдатом, после окончания офицерской школы РІ Костроме - РІ звании лейтенанта.
В 1943-ем он получает орден Отечественной войны второй степени, в следующем - орден Красной Звезды, будучи уже капитаном. В 1945-м его переписка с другом "Кокой" попадает под надзор военной контрразведки, раскрывшей "политические негодования" адресатов, обозначавших Ленина уменьшительным "Вовка", а Сталина - кличкой "Пахан". 27 июля 1945 года Солженицын был осуждён на восемь лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58-й Уголовного кодекса, пункты 10 и 11.
Пережитое этих лет отражено писателем в таких произведениях, как "Олень и шалашовка", "Дороженька", "В круге первом", "Архипелаг ГУЛАГ".
Р’ 1952 РіРѕРґСѓ Солженицын принимает участие РІ Ркибастузской "смуте," после которой лагерный С…РёСЂСѓСЂРі РІ лагерной больнице оперирует его РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ злокачественной опухоли РІ паху. Ткань, иссечённую РїСЂРё Р±РёРѕРїСЃРёРё, отправляют РЅР° анализ РІ "вольную" лабораторию, результаты теряются, Р° больной поправляется Рё через РґРІРµ недели выписывается РёР· больницы.
После смерти Сталина Солженицын выходит из лагеря на "вечное ссыльнопоселение" в ауле Кок-Терек. Он снимает угол в глинобитной хатке, знакомится с супругами Зубовыми, врачами, такими же ссыльными, как он сам. Под именем Кадминых они выведены в "Раковом корпусе", подлинная история их рассказана в "Архипелаге". Осенью болезнь возобновляется, власти позволяют ему выехать в Ташкент на лечение. Позднее Солженицын сознавался друзьям, что в Ташкент он ехал умирать и писал очень много, полагая, "пока он пишет - у него отсрочка".
В 1956 году Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, в следующие годы живёт в Рязани и много работает:
1959 - "РћРґРёРЅ день Рвана Денисовича".
1960 - "Свет, который в себе".
1961 - " Крохотки" - стихотворения в прозе.
1962 - "Случай на станции Кочетовка".
1963 - "Матрёнин двор".
Поощряемый вниманием большой читательской аудитории, Солженицын переживает небывалый творческий подъём -начинает "необыкновенно много сразу": "Архипелаг ГУЛаг", "Раковый корпус", "Круг первый", не оставляя работы учителя физики.
В 1967 году "Раковый корпус" получает положительный отзыв Каверина. На открытии Четвёртого Съезда Союза писателей СССРСолженицын обращается к делегатам с открытым письмом, в котором обличает вред цензуры: " Я предлагаю съезду принять требование и добиться упразднения всякой - явной или скрытой -цензуры над художественными произведениями, освободить издательства от повинности получать разрешение на каждый печатный лист". Многим это не понравилось и именно с этих пор, с мая 1967 года, начинается открытая и беспощадная борьба писателя Солженицына против Советской власти (эпизоды этой борьбы описаны в произведении "Бодался телёнок с дубом").
Р’ 1974 РіРѕРґСѓ кампания против Солженицына РІ прессе достигает наивысшего накала. "Литературная газета" печатает статью "Рѕ предательской деятельности Рђ.Р. Солженицына". Писатель РЅРµ сбавляет активности: пишет "РџРёСЃСЊРјРѕ вождям", РІ котором призывает положить конец идеологической монополии марксизма, РІ интервью агентству печати РЎРё-Би-РСЃ критикует тех соотечественников, которые СЌРјРёРіСЂРёСЂСѓСЋС‚ добровольно, объявляет Рѕ создании "Р СѓСЃСЃРєРѕРіРѕ общественного фонда помощи заключенным Рё РёС… семьям" (РґРѕС…РѕРґС‹ РѕС‚ продажи "Архипелага" полностью Р±СѓРґСѓС‚ поступать РІ этот фонд.).
13 февраля Солженицына арестовывают и заключают в Лефортовскую тюрьму. С этого времени он лишен советского гражданства и осуждён на изгнание. Специальным самолётом его доставляют в Западную Германию. Солженицын поселяется в Цюрихе, где живёт его адвокат и где он находит следы Ленина в эмиграции.
В октябре 1976 Солженицын поселяется в США, в штате Вермонт, близ городка Кавендиш. Он покупает около двадцати гектаров земли, на этом участке, кроме жилого дома, он оборудует библиотеку для хранения рукописей и печатных материалов, посвящённых России. В течение последующих трёх лет Солженицын, стараясь не привлекать к себе внимания, посещает различные университеты Америки, обладающие русскими архивными фондами, и упорно работает над "Красным колесом", переделывает первый "узел" "Августа Четырнадцатого" и пишет два новых романа "Октябрь Шестнадцатого" и "Март Семнадцатого".
Рљ концу 80-С… общественное мнение РІ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ-РЅРѕРІРѕРјСѓ оценило жизнь Рё творчество Солженицына. Р’ июле 1988 РіРѕРґР° художник Рлья Глазунов выставляет картину "Мистерия XX века", РіРґРµ среди прочих персонажей изображён Солженицын. Писатель Виктор Астафьев РІ телевизионной передаче упоминает Александра Солженицына Рё РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что РєРѕРіРґР°-РЅРёР±СѓРґСЊ его РІРЅСѓРє посетит могилу великого писателя Рё РїРѕРїСЂРѕСЃРёС‚ Сѓ него прощения Р·Р° Р РѕРґРёРЅСѓ.
11 декабря в Москве в Центральном Доме кино состоялся вечер, посвященный 70-летию Солженицына, на котором с приветственными словами выступили А. Смирнов, Ю. Карякин, Ю. Афанасьев. Группа писателей предлагает Секретариату правления Союза писателей СССРвосстановить Солженицына в рядах Союза.
Р’ РїРёСЃСЊРјРµ Рє Глебу РЇРєСѓРЅРёРЅСѓ Солженицын пишет: "Рто правда: РІСЃРµ РіРѕРґС‹ изгнания, всеми помыслами Рё всей работой СЏ - только РЅР° СЂРѕРґРёРЅРµ. Р РЅРµ теряю надежды РїСЂРё жизни вернуться. РќРѕ это будет никак РЅРµ возможно РґРѕ напечатания РІ РЎРЎРЎР РјРѕРёС… главных РєРЅРёРі: СЏ РЅРµ РјРѕРіСѓ вернуться как Р±С‹ немым, ещё ничего РЅРµ сказавшим - Рё тогда начать восполнять сокрытие 50 лет моей работы - как же? Газетными статьями?"
Главные РєРЅРёРіРё Рђ.Р. Солженицына увидели свет, писатель возвратился РЅР° СЂРѕРґРёРЅСѓ. Р’ 1990 РіРѕРґСѓ "Литературная газета" Рё "Комсомольская правда" публикуют брошюру "Как нам обустроить Р РѕСЃСЃРёСЋ?", РІ которой Солженицын высказывает варианты проведения социально-экономических Рё политических реформ. Р’ этом же РіРѕРґСѓ писателю присуждается Государственная премия РСФСРза "Архипелаг ГУЛаг", РѕС‚ которой РѕРЅ отказался, заявив: "Рта РєРЅРёРіР° -Рѕ страданиях миллионов, СЏ РЅРµ РјРѕРіСѓ собирать РЅР° ней почёт".
Р’ настоящее время Рђ.Р. Солженицын живёт Рё работает РЅР° СЂРѕРґРёРЅРµ. Р’ СЃРІРѕРёС… страстных монологах РЅР° телевидении Рё РІ газетных статьях, эмоциональных Рё продуманных, писатель выделяет несколько моментов. Р’Рѕ-первых, то, что пришло после краха РєРѕРјРјСѓРЅРёР·РјР°,- РЅРµ демократия. Власть принадлежит РЅРµ народу, "разлитому РїРѕ всей территории страны", Р° политиканскому котлу, который "РєРёРїРёС‚ РІ столице". Рто кипение вызывает яростное неприятие писателя.
Во-вторых, старая власть рухнула лишь в верхнем звене, а среднее сохранилось - "в тех же самых кабинетах те же самые рожи". Создаётся "грязный гибрид" уцелевшей номенклатуры и акул финансового подполья, лжепредпринимателей. Если "эта власть без совести, которой будет сторониться честный человек, укрепится, уже не 70, а 170 лет понадобится, чтобы от неё избавиться".
В-третьих, противостояние "демократов" и "патриотов" гибельно, разрушительно для России. Солженицын держится на расстоянии от обеих "партий" не только потому, что это новое, по существу большевистское размежевание опять ставит превыше всего своекорыстные интересы, круговую поруку и сомнительные Уставы. Новые ярлыки, может быть, и удобны для целей политиканства, но глубоко фальшивы.
Первичным для Солженицына остаётся нравственное состояние общества: "Если совесть не проснётся, никакая экономика нас не спасёт". В этом выражении очевиден не только заряд нравственности, но и разумной государственной политики, которая, имея дело с народным сознанием, не может замыкаться на голом чистогане или голом монетаризме.
Мысль Солженицына СЏСЃРЅР°: РІ Р РѕСЃСЃРёРё даже РЅР° политическом рынке, неизбежном РїСЂРё демократии, РЅРµ прожить без незыблемых нравственных авторитетов, без великих людей-объединителей. Рћ РЅРёС… РІСЃРµ РєРЅРёРіРё Рђ.Р. Солженицына.
2. Особенности поэтики идеологического романа.
То, что мы сегодня называем романом идей, вызревало в недрах "самиздатовской " публицистики. Как возник идеологический роман?
Русская литература всегда отражала социально-политический накал общества. Жизнь требовала от писателей на каждом новом витке развития общества героя времени, характеров сильных, красивых, способных критически взглянуть на мир (от "лишних людей" до "особенного человека"), позже ценой лишений, порой, жизни, строить светлое будущее.
Уже в 60-е годы прошлого века в русской литературе возникает жанр идеологического романа, в формировании которого участвовали Тургенев и Лесков, Чернышевский и Достоевский, Герцен и Гончаров. Вспомним, что романтизм сосредоточил своё внимание на внутренних переживаниях личности, подтолкнув литературу к созданию социологического очерка, а на основе этих двух жанровых образований и сформировался русский идеологический роман, блестящим образцом которого стали "Бесы" Ф.М. Достоевского.
Понятие "идеология" характеризуется словарями как "система определённых взглядов, понятий..." и далее: "прогрессивная идеология способствует революционному развитию общества; реакционная идеология задерживает его развитие, мешает ему".1
"Бесы" явно мешали строить социалистическое будущее, поэтому были зачислены к "антироману", а идеологический роман, как драма идей. был замещён романом идеологизированным, ведущим своё начало от канонизированного "Что делать?" Чернышевского.
С этого момента роман идей ушёл в подполье и вместе с ним надолго исчезли имена Е. Замятина, Б. Пильняка, Ю. Домбровского, В. Гроссмана, В. Шаламова.
Какова дальнейшая судьба идеологического романа? В литературе социалистического реализма утвердился роман моноидеи. Слово "идеология" употреблялось в единственном числе, под "идеологией" подразумевалась прежде всего марксистско-ленинская, коммунистическая характеристика ("Мать" М. Горького, "Как закалялась сталь" Н. Островского).
В 30-е годы в стране начался процесс нагнетания идеологического страха: идеология превратилась в предмет поклонения, а марксизм-ленинизм стал неприкосновенной святыней. "А в этих рамках,- замечает Л. Чуковская, - всякий литератор неизбежно превращается в арифмометр. Согласишься на уступки - и тебе разрешат произнести вслух нечто представляющееся тебе чрезвычайно важным. Не согласишься - не дадут сказать ничего. Считай, что разумнее".
Каждый из авторов решал эту проблему по-своему. Но внутри круга писателей, для которых важно было сказать народу "чрезвычайно важное", формировались способы и пути выражения слова:
выбор эзопова языка;
сознательное деление своего творчества на подцензурное и не подцензурное;
отказ РѕС‚ сотрудничества СЃ официальной печатью. Ртот путь избрали Р’. Корнилов, Р’. Максимов, Р¤. Светов, Рђ. Солженицын. Рменно РІ РєСЂСѓРіСѓ этих писателей - РїСЂРё всём различии РёС… таланта - формируется идеологический роман.
Толчок развитию этого жанра дал Солженицын ("Р’ РєСЂСѓРіРµ первом", "Раковый РєРѕСЂРїСѓСЃ"). Р’ РїСЂРѕР·Рµ писателя зазвучал голос РґСЂСѓРіРѕР№ идеологии. "Р’ РїСЂРѕР·Рµ нашего времени, - отмечает Рќ. Рванова, - именно Солженицын совершил РЅРµ только идейный, РЅРѕ художественный переворот, РѕСЃРІРѕР±РѕРґРёРІ СЃРІРѕРёС… героев ( Рё РёС… сознание) для выражения Рё столкновения РІ бесконечных спорах разных "правд", разных оценок действительности. Р, хотя идеологическая модель солженицыновского РјРёСЂР° СЃ его пафосом пророчества Рё учительства иерархична, РёР±Рѕ автор знает Рстину, каковых РЅРµ может быть несколько, отпущенные автором РЅР° СЃРІРѕР±РѕРґСѓ голоса оказали колоссальное воздействие РЅР° развитие неподцензурной литературы Рё явили " плюрализм РІ действии"2.
Традиционный беллетристический сюжет стал каркасом, РЅР° который нанизывались различные идеологии, "вызревавшие" РІ героях. Поэтика идеологического романа такова, что идея РїРѕ самой своей структуре диалогична, Р° РєРѕРіРґР° диалогичность нарушается, идея вырождается РІ идеологию Рё РЅРµ предлагает рецептов спасения. "Рдеология выкручивает наши души как помойные тряпки", -эти слова сказаны Солженицыным Рѕ коммунистической идеологии, РЅРѕ соотносимы СЃ любой. РќРµ соглашаясь СЃ правильностью пути, РїРѕ которому идёт общество, писатель уповал РЅР° переустройство жизни, РІРёРґСЏ главным инструментом для этого - РєРЅРёРіСѓ.
3. Место Солженицына в жанровом поиске литературы 60-х годов.
Р’ 60-Рµ РіРѕРґС‹ Солженицын был известен РІ "самиздате" как писатель, прозаик, беллетрист . Его литературные эксперименты велись буквально РЅР° глазах читателя. Р—Р° девять месяцев 1962-64 РіРі. Р’ "РќРѕРІРѕРј РјРёСЂРµ" были опубликованы повесть "РћРґРёРЅ день Рвана Денисовича" Рё три рассказа - "Матрёнин РґРІРѕСЂ", "Случай РЅР° станции Кречетовка", "Для пользы дела". Р’ январе 1966-РіРѕ - рассказ "Захар Калита". Р’СЃРµ пять его опубликованных произведений настолько различны РїРѕ языку Рё тематике, что появилась версия Рѕ нескольких литераторах, сочиняющих РїРѕ приказу КГБ. Добавим, что Рє печати готовились РґРІРµ пьесы Солженицына ("Олень Рё шалашовка" Рё "Свет, который РІ тебе"), Р° РІ самиздате активно ходили романы "Раковый РєРѕСЂРїСѓСЃ" (СЃ 1966-РіРѕ РіРѕРґР°), "Р’ РєСЂСѓРіРµ первом" (СЃ 1967-РіРѕ) Рё "Крохотные рассказы".
Читатели первых произведений Солженицына заметили и сосредоточенность автора на социальных явлениях, скрывавшихся под лозунгом "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме". Шестидесятники умели читать между строк, расшифровывать аллегории, владели искусством понимать самый распространенный в литературе эзопов язык.
Персонажами были Рё герои, Рё автор, Рё читатели. Р РЅРµ только РїРѕ малограмотности Рќ.РЎ. Хрущёв назвал Солженицына Рваном Денисовичем, Примерно так же читали РєРЅРёРіРё Рё остальные - представители "критики, РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ отделённой РѕС‚ общественного направления" ("Бодался телёнок СЃ РґСѓР±РѕРј"). Просто РґСЂСѓРіРѕРіРѕ направления РЅРµ было, потому образованные люди всерьёз обсуждали, Р·Р° РєРѕРіРѕ РЁСѓС…РѕРІ? Каковы идеалы Матрёны? Наш ли человек Грачиков? Заслуживает ли осуждения лейтенант Зотов?.
Солженицын отчаянно искал общественную позицию, перебирая стили и жанры.
Какова литературная эволюция писателя?
В "Круге первом" Солженицын ощущал оковы соцреалистических канонов. Осознавая в себе склонность к проповеди, он старался избежать прямого слова, которое уводит от, художественности. В " Одном дне..." заметно его желание найти свой приём. В примечаниях, которыми Солженицын снабдил каждую вещь в Собрании сочинений, обнаруживаются две тенденции: во-первых, автор всегда указывает реальные обстоятельства и прототипы, что подтверждает жизненность произведений; во-вторых, автор тщательно оговаривает те случаи, когда прототипов нет, так подчёркивается вымышленность эпизода.
Шестидесятые РіРѕРґС‹ были неприемлемы для Солженицына стилистически. РџСЂРѕР·Р° "РЅРё Рѕ чём" ему РЅРµ давалась, РёСЂРѕРЅРёСЏ, СЋРјРѕСЂ ему были отвратительны, РЅРµ Р·СЂСЏ РѕРЅ называет оппонента "бодрячком, весельчаком Рё атеистом", РЅРµ Р·СЂСЏ призывает Рє серьезности полемики: "избавьте нас РѕС‚ ваших остроумных рассуждений", РЅРµ Р·СЂСЏ пренебрежительно поминает Рльфа Рё Петрова ("Бодался телёнок СЃ РґСѓР±РѕРј"). Правду Солженицына шестидесятники могли признать лишь ёрнически: РІ РЅРѕРІРѕРіРѕРґРЅРёР№ (1964) комплект "крокодильских пародий" был включён "Рђ. Матрёнин-Дворин" РІ компании СЃ "Володимиром Сологубиным" (Р’. Солоухиным), "Аксилием Васеновым (Р’. Аксёновым) Рё "Ягуаром Авваловым" (Львом Оваловым). Для Солженицына такое обобщение было дороже РјРЅРѕРіРёС… премий...
Писатель искал новое слово. Примером тому могут служить его убедительная статья о языке в "Литературной газете", фанатическая приверженность Далю, изобретательность в лексике ("вышатнуть", "пришатнуть"), скорбь по букве "ять" и борьба за написание в прессе точек над Ё.
Всё же Солженицын сначала литератор, а потом идеолог. Так, нельзя искать смысла в подзаголовке эпопеи "Красное колесо", который будет претенциозен, если рассматривать трезво - "Повествование в отмеренных сроках". Объяснить его так же трудно, как подзаголовок "поэма" к "Мёртвым душам", потому что всё это - поиски жанра.
Долго и успешно избегая прямого слова, Солженицын пришёл к языку проповеди, что тот же час послужило поводом для зачисления писателя в диссиденты.
Первая попытка в новом для него жанре публицистики принесла Солженицыну оглушительный успех. Его письмо в мае 1967 Четвёртому Всесоюзному съезду писателей о цензурной травле литературы поддержали коллективным обращением более 80-ти литераторов и ещё полтора десятка писателей - отдельными посланиями. Солженицын отстаивал в нём гласность: "Честная и полная ГЛАСНОСТЬ - вот первое условие здоровья всякого общества... Ркто не хочет нашей стране гласности - тот равнодушен к отечеству, тот думает лишь о своей корысти. Кто не хочет отечеству гласности - тот не хочет очистить его от болезней, а загнать их внутрь, чтоб они гнили там"3.
Писатель преподал обществу прекрасный пример истинной гражданственности, внутренней свободы. "Открытое письмо" во многом перекликалось с книгой А.Д. Сахарова "Размышление о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" (1968). Солженицын выступил на общественном поприще - это было в духе времени, и маститый Каверин восхищенно воскликнул: "Ваше письмо - какой блестящий ход!"
Рто был Рё жанровый С…РѕРґ. РџРѕРєР° РѕРЅ укладывался РІ стилистику СЌРїРѕС…Рё, совпав СЃРѕ взлётом активности РІ стране. РћРЅ СѓС…РѕРґРёР» РІ отрыв, лидером его признавали коллеги: "Солженицын... народный писатель, гордость, честь Рё слава нашей литературы. Рсключение его РёР· РЎРѕСЋР·Р° писателей ляжет тяжёлым камнем РЅР° совести каждого члена РЎРѕСЋР·Р° писателей..." Рў. Литвинова, переводчица.
"Для многих миллионов людей у нас и во всём мире, для всех зарубежных друзей нашей страны Александр Солженицын олицетворяет лучшие традиции русской литературы, гражданское мужество и чистую совесть художника"... Л.З. Копелев.
"Я считаю, что исключение Александра Солженицына из Союза писателей - это национальный позор нашей Родины"... Л. Чуковская.
"Рђ. Солженицын - гордость нашей литературы; среди современных СЂСѓСЃСЃРєРёС… писателей нет равного ему РїРѕ масштабу таланта"... Р. Грекова.
Литераторы не могли знать, что уже была закончена первая часть "Телёнка...", где Солженицын зафиксировал раскол в литературе. Обнинские атомщики ещё не могли прочесть о себе: "Непробудная, уютная, удобная дрёма советских учёных: делать своё научное дело, за это - жить в избытке, а за это - не мыслить выше пробирки".
Укрепляясь в жанре публицистики, Солженицын разоблачал бесцветный язык диссидентских посланий, часто неотличимый от обтекаемых газетных передовиц, восстанавливал "письменный язык нравственных сочинений: "Рненужное космическое хвастовство при разорении бедности дома, и укрепление дальних диких режимов"... "Выбили из голов всё индивидуальное и всё фольклорное, натолкали штампованного..., добили последние сельские церкви, растоптали и загадили кладбища..., изгадили, изрезали тракторами и пятитонками вековые дороги, мягко вписанные в пейзаж."
Разрабатывая жанр "нравственных сочинений", Солженицын обращается Рє архаике. РћРЅР°-то окончательно обособила его РѕС‚ общественных движений 60-С… РіРѕРґРѕРІ. РР·-РїРѕРґ пера писателя стали выходить вещи пророческие, Рѕ которых РѕРЅ сам сказал РєРѕРіРґР°-то: "РљРЅРёРіР°-то получилась. Очень правильная, если Р± РІСЃРµ сразу стали РїРѕ ней жить". РЎРѕ временем сослагательное наклонение превратилось РІ повелительное, являя образ жизни: "Жить РЅРµ РїРѕ лжи!", РіРґРµ положительным героем стал сам Солженицын, Р° диалог РѕРЅ вёл РЅРµ СЃ людьми, СЃ Богом.
"Бодался телёнок с дубом" как этап общественной борьбы написан в необычном жанре - автобиографии, т.е. как житие святого, составленное им самим.
РЎРѕ страниц мемуаров встаёт образ человека, СЃ юности осознавшего СЃРІРѕС‘ предназначение вести диалог СЃ Богом. РћРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ откровенно: "Рто РЅРµ СЏ сделал, это - ведено было моею СЂСѓРєРѕР№", "Как РўС‹ РјСѓРґСЂРѕ Рё сильно ведёшь меня, Господи!", "Рћ, дай РјРЅРµ, Господи, РЅРµ переломиться РїСЂРё ударах! РќРµ выпасть РёР· СЂСѓРєРё Твоей." Выполнение завета Рё есть жизнь героя, этому подчинено РІСЃС‘; РѕРЅ скован РІ личной жизни, ограничен РІ выборе друзей, лишен развлечений, "СЃРІРѕР±РѕРґС‹ поступков, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ высказываний, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ выправленной СЃРїРёРЅС‹", даже профессиональной радости творческих РјСѓРє: "РћР±РјРёРЅСѓР» меня Бог творческими кризисами". Награда Р·Р° это - только сам завет. Р’СЃС‘ остальное - "мишура предопределённая". Ещё молодым, РІ лагере, герой "Телёнка..." узнал РїСЂРѕ Нобелевскую премию Рё РїРѕРЅСЏР»: "Р’РѕС‚ это-то, что нужно РјРЅРµ для будущего моего прорыва" .Потому впоследствии РѕРЅ так выжидательно-спокоен:"Р’ четвёртый четверг октября объявили Нобелевскую РїРѕ литературе -Рё РЅРµ РјРЅРµ". Ему РѕРЅР° досталась РІ четвёртый четверг следующего РіРѕРґР°.
Согласно канону агиографии, РІ повествовании СЃ точностью назван день переломного испытания героя. 11 сентября 1965 РіРѕРґР° Сѓ него конфискуют архив СЃ черновиками будущих РєРЅРёРі. Герой ропщет: "Р’РѕС‚ этого провала СЏ РЅРµ РјРѕРі уразуметь! Ртот провал снимал начисто весь прежний смысл". Через некоторое время РІСЃС‘ становится СЏСЃРЅРѕ: "РњРЅРµ начинает открываться высший Рё тайный смысл того РіРѕСЂСЏ, которому СЏ РЅРµ находил оправдания... для того была РјРЅРµ послана РјРѕСЏ убийственная беда, чтоб отбить Сѓ меня возможность таиться Рё молчать, чтоб РѕС‚ отчаянья СЏ начал говорить Рё действовать." Начался новый этап РІ жизни героя.
Ведомый Божьим промыслом, герой был готов к любому повороту судьбы, знал и предвидел многое: извивы писательского пути, всемирную славу, духовную власть. То есть герой "Телёнка" ведал то, что выпадет на долю Александра Солженицына.
Однако персонаж "Телёнка " и реальное лицо - разные люди. Об этом свидетельствуют отклики идейных антагонистов (В. Лакшин, Г. Померанц), личный противник (первая жена Наталья Решетовская), слова исследователей творчества писателя (Л. Копелев, Ж. Медведев, Д. Браун) и сам текст мемуаров.
С теорией предопределения не увязывается, например, реплика о Хрущёве:" Выдвинутый одним этим человеком - не на нём ли одном я и удержался? " Упрёк Твардовскому: "Раздавался железный скрежет истории, а он всё видел иерархию письменных столов" в такой же степени можно отнести и к самому автору - уж очень скрупулёзно Солженицын разбирается в "Телёнке" и с силами редакции "Нового мира", и с Союзом писателей, и окружением Хрущёва. Автор умело бьёт на жалость, ориентируясь в ситуации: "Фотограф оказался плох, но то, что мне нужно было, -выражение замученное и печальное, мы изобрели". Он знает, когда на дело сыграет простота: "Нарочно поехал в своём школьном костюме, купленном в "Рабочей одежце", в чиненых - перечиненных ботинках с латками из красной кожи по чёрной и сильно нестриженым". Для большей ёмкости изображения времени Солженицын использует и высокие сферы политики:" Для схватки с китайцами им всякое оружие будет хорошо, и очень пригодятся мои сталинские главы".
Ртак, главный герой "Телёнка" выражает следующие моменты авторской концепции:
Солженицын - последовательный носитель Божьего промысла о себе, избравший путь правды и борьбы;
Он до последней возможности использует официальные каналы, а затем решительно переходит на путь открытого протеста;
Писатель - творческая личность, вытолкнутая в диссидентство после честного сотрудничества с системой.4
Сложись общественно-политическая ситуация в стране для Солженицына благоприятно, останься он признанным писателем -эти заявки могли бы приумножить художественный талант его, но события пошли таким путём, что только деревенская проза числит "Матрёнин двор" среди своих шедевров.
4. Рдейно-художественный анализ произведений, рекомендуемых для изучения РІ школе.
Жить не по лжи.
Рассказ "Матрёнин двор" доступен пониманию одиннадцатиклассников общеобразовательных школ. Чаще всего методисты акцентируют внимание учащихся на образе главной героини: жертва Матрёна или святая?
В классах с углублённым изучением литературы этот рассказ можно рассматривать несколько в другом аспекте, придерживаясь правил литературоведческого анализа. Надеемся, что из предложенного ниже плана урока по рассказу Солженицына учитель выберет подходящий для его класса материал.
Темой урока может служить указанный выше заголовок либо сформулированный так: "Для миллионов людей христианство началось с "Матрёниного двора".
Рпиграф: Вселенная имеет столько центров, сколько РІ ней живых существ. Рђ. Солженицин.
Цель урока: Познакомить учащихся с творческой биографией писателя, замыслом., историей создания, проблематикой рассказа "Матрёнин двор" и донести до сознания школьников его идею.
Основное содержание урока.
Биографическая справка. Материалы по этому разделу урока можно найти в начале предложенного методического пособия, а также подобрать необходимую дополнительную литературу, указанную на последней странице работы.
Рстория создания рассказа. Р’ 1959 РіРѕРґСѓ РІ Рязани Солженицын задумал написать "РћРґРёРЅ день советского учителя": Рѕ скудости советского человека, скудости моральной, психологической Рё социальной. Действие РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ 1956 РіРѕРґСѓ: бывший Р·СЌРє, Р° ныне школьный учитель Рё его квартирная С…РѕР·СЏР№РєР°, немногословная, улыбчивая Рё бескорыстная, сразу находят общий язык. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ этого согласия - взаимное уважение. Р’ РґРѕРјРµ Матрёны РІСЃС‘ правда -РѕС‚ колченогой кошки РґРѕ пожелтевших плакатов. Как образец СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ женщины Матрёна таит РІ себе прекрасные качества некрасовской Матрёны Тимофеевны (скромность, воздержанность, трудолюбие), которые безжалостно истребляет российская действительность. Трагично её прошлое, исковерканное грубостью мужчин, трагичен её конец - бессмысленная смерть РЅР° железнодорожном переезде.
Жизнеописание русской женщины увидело свет только в 1963 году, когда рассказ удалось напечатать в журнале "Новый мир". Первоначальное его название "Не стоит село без праведника", по совету А.Т. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе заменен автором на 1953.
Рмея РІ РІРёРґСѓ первоначальное название произведения, попробуем определить его тему.
Тема - жизнь патриархального российского села, где отражается, как процветающие эгоизм и хищность обезображивают Россию и "рушат связи и смысл".
-Кто ещё из российских писателей обращался к этой теме?
В. Овечкин, Е. Дорош, Ф. Абрамов, Б. Можаев.
-В первом варианте названия встречается редко сегодня употребляемое слово "праведник". Что оно означает?
Праведник, - объясняет словарь РЎ.Р. Ожегова, - РІРѕ-первых, человек, живущий РІ соответствии СЃ религиозными правилами; РІРѕ-вторых, человек, РЅРё РІ чём РЅРµ погрешающий против правил нравственности ( правила, определяющие нравы, поведение, духовные Рё душевные качества, необходимые человеку РІ обществе).
-Как мы растолкуем смысл начального названия рассказа?
Российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи.
-Рзменился ли смысл названия рассказа РїРѕРґ вторым заголовком?
Да. Нравственные начала стали иметь чёткие границы только в границах Матрёниного двора, в более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто отличаются от неё по многим параметрам.
-С чего начинается повествование?
Герой рассказа Ргнатьич, жаждущий обрести РїРѕРєРѕР№ РІ каком-РЅРёР±СѓРґСЊ глухом Рё тихом уголке Р РѕСЃСЃРёРё, находит РїСЂРёСЋС‚ Рё тепло Сѓ познавшей жизнь, РЅРѕ РЅРµ озлобившейся пожилой женщины. РћРЅ РёСЃРєСѓРїРёР» грехи Рё хочет жить достойно.
-РЎРІРѕРё или чужие грехи РёСЃРєСѓРїРёР» Ргнатьич?
Грехи власти. Сама жизнь подарила безвестному Ргнатьичу этот образ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ СЃСѓРґСЊР±С‹, эту Матрёну, бедную благами, РЅРѕ РїСЂСЏРјРѕ восходящую Рє Блаженствам Нагорной проповеди. Р СЏРґРѕРј СЃ ней герой успокаивается душой, приобретает радость РѕС‚ подаренного людям труда. РћРЅ работает РІ сельской школе учителем математики.
-В чем схожи судьбы писателя и героя рассказа?
Обычно школьники без труда находят в тексте ответ на этот вопрос.
-Как называется произведение, в котором раскрывается биография писателя?
Автобиографическим. Отстаивая гуманистическую веру в человека, завещанную классикой минувшего столетия, Солженицын доказывал на известных ему примерах конкретных людей, что человек заслуживает большого уважения, что многие находят в себе силы для сопротивления "зубьям зла". Споря по этому поводу с В. Шаламовым, Солженицын утверждал, что невозможно растлить тех людей, "у кого есть устоявшееся ядро, а не та жалкая идеология -"человек создан для счастья", -выбиваемая первым ударом дрына5.
В нашем, произведении главным героем является не рассказчик, хотя именно он даёт оценку всему происходящему, и не автор - тоже персонаж, своими глазами видевший Матрёну, симпатизирующий её умению творить добро.
-Кто, по вашему мнению, является главным героем рассказа?
Конечно же, Матрёна, со своей нелёгкой судьбой в суровом государстве, не растерявшая в лишениях и мучениях своих лучших человеческих качеств.
Удивительная подлинность рассказа достигается писателем РїСЂРё помощи удачно подобранного жанра - очерка, того же самого, каким сотворил СЃРІРѕРё "Записки охотника" Р.РЎ.Тургенев.
Рдея "Матрёниного РґРІРѕСЂР°" Рё его проблематика подчинены РѕРґРЅРѕР№ цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения героини.
Рдея: РЅР° примере раскрытия СЃСѓРґСЊР±С‹ деревенской женщины показать, что жизненные потери Рё страдания только ярче проявляют меру человеческого РІ каждом РёР· людей.
Проблематика:
Русская деревня начала 50-х годов, её жизнь, обычаи, нравы.
Взаимоотношения власти и человека-труженика.
Карающая сила любви.
Особая святость помыслов героини.
Композиция. А. Солженицын разделил свой рассказ на три части.
-Как их можно озаглавить?
Рзображение СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ деревни начала 50-С… РіРѕРґРѕРІ.
Жизнь и судьба героини рассказа.
Уроки нравственности.
Общая характеристика произведения помогает продуктивнее работать над текстом "Матрёниного двора".
1. Какие типичные явления русской действительности подчёркивает автор, раскрывая жизнь деревни 50-х?
Проработавшая всю жизнь "за палочки", Матрёна украсила свой дом горшками да кадками с фикусами, тусклым зеркалом и двумя яркими дешёвыми плакатами на стене. Автор неоднократно подчёркивает мысль о том, что государству нужны только рабочие руки, а не сам человек: "Была она одинока кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть- из колхоза её отпустили."
"Она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому, что не на заводе, - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за кормильца".
"Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день иди опять. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались..."
Очень знакомая нам картина, подобные мытарства испытал капитан Копейкин, герой поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души", существовавший в литературе за столетие до появления Матрёны. Крепки традиции бюрократизма в России.
2. Озлобилась ли Матрёна или нашла иное средство выживания?
Она пыталась самостоятельно решить свои проблемы, не рассчитывая на государство, которому она отдала четверть века непосильного и бесплатного труда: добывала траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, помогая выживать и тем, кто находился рядом.
3. Почему Матрёне приходилось воровать?
Ворует она от безвыходности своего положения, не всё в жизни зависит от человека, он должен быть защищён государством. В 50-х годах Солженицын заострил эту социальную проблему и до сих пор в своих выступлениях не устаёт повторять, что сполна и своевременно оплаченный труд может ускорить проводимые правительством реформы. Чиновники его слушают, но понимают ли?
4. Как складывались у Матрёны отношения с властью?
Как и у всех односельчан, государство было глухо к их просьбам, равнодушно к их несчастьям. " У полотна,- объясняет Матрёна,- не коси - там свои хозяева, и в лесу косить нету - лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят - не колхозница, мол, теперь..." "Председатель новый, недавний, присланный из города, первым делом обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрёне, а десять соток так и пустовало за забором".
"Стояли вокруг леса, а топки взять было негде... не продавалось торфу жителям, а только везли начальству, да кто при начальстве, да по машине учителям, врачам, рабочим завода. Топлива не было положено, и спрашивать о нём не полагалось. Председатель колхоза ходил по деревне, смотрел в глаза требовательно или мутно, или простодушно, о чём угодно говорил, кроме топлива. Потому что сам он запасся..." Актуальность приведённой цитаты не требует доказательств, нынешнее положение труженика вряд ли можно определить улучшившимся с тех пор. Пожалуй, из государственной опеки сегодня вычеркнуты и те, кто в 50-е ещё получал " да по машине..." от муниципальных щедрот.
5. Как противостояли деревенские женщины власти в борьбе за вы