"Жизнеописание Марии Стюарт" С. Цвейга
"Жизнеописание Марии Стюарт" С. Цвейга
Жизнеописание Марии Стюарт можно отнести Рє «романтической биографии», РіРґРµ главный акцент РЅРµ РЅР° социально-психологической коллизии, Р° РЅР° личном, интимном, психологическом. Ртот жанр был очень популярен РІ предвоенное время РІ Европе Рё РЎРЁРђ.
РљРЅРёРіР° явилась как Р±С‹ переходным звеном РѕС‚ произведений, отмеченных печатью РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ РєСЂРёР·РёСЃР° — «Марии Антуанетты» (1932) Рё «Триумфа Рё трагедии Рразма Роттердамского» (1933), — Рє таким произведениям, как «Кастеллио против Кальвина» (1936) Рё «Магеллан» (1938).
В этих написанных после «Марии Стюарт» книгах Стефан Цвейг, воссоздавая образы великого мореплавателя Магеллана и гуманиста Кастеллио, вступившего в борьбу во имя свободы разума и человеческой личности с Кальвином, фанатичным религиозным реформатором, в значительной мере преодолел свои сомнения в созидательной силе человеческого деяния, характерные для его общественных взглядов начала тридцатых годов.
Один из наиболее ярких и типичных представителей европейской либеральной мысли, Стефан Цвейг в канун мирового экономического кризиса 1929 года ощутил с необычайной ясностью, что его личные представления о мире и гуманизме вошли в глубокое противоречие с теми новыми идеями, которые возникали в ходе общественной борьбы конца двадцатых и начала тридцатых годов.
Рстория меняла СЃРІРѕРµ течение. Ркономический РєСЂРёР·РёСЃ, потрясший РІСЃРµ здание общества, имел далеко идущие политические последствия. Немецкая буржуазия, понимая, что РїСЂРё помощи парламентских методов РѕРЅР° РЅРµ РІ состоянии больше сохранять СЃРІРѕРµ господство, открыто способствовало РїСЂРёС…РѕРґСѓ Рє власти фашизма, представлявшего величайшую СѓРіСЂРѕР·Сѓ РјРёСЂСѓ Рё человечеству.
Крупнейшие художники Запада, сознавая, что фашизм грозит уничтожить все завоевания культуры, пытались во имя защиты демократических прав объединить свои усилия с борьбой народных масс, отстаивающих свою свободу от фашизма. Стефан Цвейг в антифашистском движении тех лет занял далеко не самую прогрессивную позицию. Над его мировоззрением тяготел груз прежних представлений об индивидуальной свободе как единственной предпосылке общественного прогресса, и, будучи враждебен фашизму всем строем своего творчества, он полагал, что окажется в состоянии бороться с его идеологией в одиночку, не примыкая ни к какому политическому лагерю, ни к какой политической партии.
Естественно, что подобная «надпартийная» позиция поставила Цвейга в межеумочное положение и привела к потере связей с теми общественными силами, которые объединялись в борьбе с фашизмом. Поэтому тридцатые годы стали в его духовном развитии периодом жестокого духовного кризиса, внутренней смятенности, возрастающего одиночества.
Все его выношенные десятилетиями представления о движущих силах исторического прогресса постепенно рушились. Длительное время Цвейг защищал ту мысль, что творцом истории, ее демиургом является отдельная человеческая личность, вносящая разум и добро (а иногда и зло) в хаос общественных отношений, меняющая силой своего нравственного и духовного воздействия течение жизни и по существу не зависящая от реальной классовой борьбы своей эпохи.
Долго, очень долго, почти РґРѕ конца своей трагически оборвавшейся жизни, Цвейг полагал, что народные массы играют второстепенную роль РІ историческом процессе Рё лишены творческого начала. Ртот его взгляд особенно отчетливо проявился РІ биографии Марии Антуанетты Рё толкнул писателя РЅР° крайне одностороннюю оценку революционных событий 1793 РіРѕРґР°. Ртими же воззрениями РЅР° народные массы пронизано Рё жизнеописание Рразма Роттердамского — знаменитого деятеля европейского Гуманизма, прославленного мастера социального РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃР°.
Р–РёРІСЏ РІ СЌРїРѕС…Сѓ, насыщенную острейшими политическими столкновениями, Рразм занимал РІ классовой Р±РѕСЂСЊР±Рµ своего времени нейтралистскую позицию Рё РІРѕ РёРјСЏ сохранения личной независимости РЅРµ примыкал РЅРё Рє РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· боровшихся между СЃРѕР±РѕР№ политических лагерей. Цвейг, РІРёРґСЏ РІ поведении Рразма образец мудрости, сознательно идеализировал слабые стороны Рразма — общественного деятеля Рё обращался Рє его опыту, чтобы подкрепить собственную позицию политического нейтрализма. Утверждая, что «истинный гуманизм РїРѕ своей РїСЂРёСЂРѕРґРµ РЅРµ революционен», Стефан Цвейг РЅРµ только выхолащивал боевое, действенное содержание РёР· понятия гуманизма, РЅРѕ Рё рассматривал его как своего СЂРѕРґР° надклассовую силу.
Однако антифашистская борьба тридцатых годов, формирование Народного фронта, неизмеримо возросшее значение народных масс в идейных и социальных движениях современности — факты живой истории, которые не мог не видеть Стефан Цвейг, — оказывали на него серьезное влияние, и он постепенно начинал освобождаться от индивидуалистических иллюзий, свойственных мировоззрению буржуазного либерализма.
Внеисторичность мышления, характеризовавшая РєРЅРёРіРё Цвейга Рѕ Рразме Рё Марии Антуанетте, постепенно изживается РІ его последующих произведениях. Разумеется, Цвейг, оживляя тени прошлого, воссоздавая образы исторических деятелей, РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ отходил РѕС‚ внешнего правдоподобия РІ изложении исторических событий. Его многочисленные биографические очерки, собранные РІ РєРЅРёРіСѓ «Строители мира», равно как Рё РЅРµ вошедшие РІ нее, отличаются большой точностью РІ описании реальных фактов истории; РЅРѕ его интерпретация, толкование этих фактов были подчас весьма субъективны, РёР±Рѕ Цвейг РЅРµ ставил РёС… РІ непосредственную Рё закономерную СЃРІСЏР·СЊ СЃ Р±РѕСЂСЊР±РѕР№ общественных классов, Р° РІСЃСЋ историю человечества рассматривал РїРѕРґ углом зрения эволюции человеческого РґСѓС…Р°, столкновения разума Рё неразумия, гуманности Рё бесчеловечности, то есть упускал РёР· РІРёРґСѓ материальную, социальную РѕСЃРЅРѕРІСѓ исторических изменений.
Ртого недостатка РІ значительной степени лишена его РєРЅРёРіР° Рѕ Марии Стюарт. Опыт, извлеченный Цвейгом РёР· СѓСЂРѕРєРѕРІ современной истории, РїРѕРЅСѓРґРёР» его иначе, чем раньше, рассматривать Рё события минувшего. Поэтому его описание жизни Марии Стюарт, драматических перипетий ее СЃСѓРґСЊР±С‹, характеристики действующих лиц Рё участников исторической драмы, разыгравшейся около четырехсот лет назад, отличается Рё психологической Рё исторической правдой. Большое искусство рассказа, свойственное Цвейгу, РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· лучших новеллистов XX века, РЅРµ изменяет ему Рё РїСЂРё изображении далеких исторических событий Рё РЅР° сей раз опирается РЅР° более верное понимание закономерностей исторического процесса.
Р–РёР·РЅСЊ шотландской королевы, неоднократно становившаяся объектом художественного изображения (достаточно упомянуть трагедию Шиллера «Мария Стюарт»), хорошо известна. Дочь шотландского короля Ракова V Рё Марии Гиз, РѕРЅР° родилась РІ 1542 РіРѕРґСѓ, РІ 1558 была выдана замуж Р·Р° французского дофина Рё после его смерти РІ 1561 РіРѕРґСѓ вернулась РІ Шотландию. Четыре РіРѕРґР° спустя РѕРЅР° вышла замуж Р·Р° Генри Дарнлея. Брак был неудачным, Рё Дарнлей, ограниченный, слабовольный человек, был умерщвлен шотландскими лордами, чей заговор возглавил граф Босуэл — будущий третий РјСѓР¶ Марии Стюарт. Сама королева знала Рѕ готовящемся покушении РЅР° Дарнлея Рё РїРѕ существу явилась косвенной виновницей его смерти. Ее брак СЃ Босуэлом вызвал РІ стране восстание шотландского дворянства, Рё Мария Стюарт бежала РІ соседнюю Англию, РіРґРµ РїРѕ приказанию английской королевы Елизаветы I была подвергнута заключению. После многочисленных неудачных попыток освобождения, РІ которых принимали участие Рё английские РґРІРѕСЂСЏРЅРµ — РІ частности лорд Норфолк, поплатившийся Р·Р° это жизнью, как Рё РґСЂСѓРіРёРµ заговорщики, пытавшиеся вызволить Марию Стюарт РёР· заключения, — шотландская королева РїРѕ РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂСѓ английского СЃСѓРґР°, собственноручно утвержденному Елизаветой, была РІ 1587 РіРѕРґСѓ обезглавлена РІ замке Фотерингей. Такова внешняя, достаточно драматичная канва событий жизни Марии Стюарт. Еще более драматичны внутренние причины, обусловившие Рё предопределившие ее личную СЃСѓРґСЊР±Сѓ.
Мария Стюарт и ее соперница, английская королева Елизавета, были участницами ожесточенной борьбы, втянувшей в свою орбиту значительные и мощные политические силы, борьбы кровавой и беспощадной, связанной со становлением новых общественных отношений в Западной Европе.
Столкновение между Елизаветой, королевой Английской, и Марией Стюарт, королевой Шотландской, не имело характера только личного соперничества, хотя их взаимная неприязнь и вражда сказались на взаимоотношениях обоих государств. За каждой из королев стояли вполне реальные классовые силы.
Англия времен Елизаветы превращалась постепенно РІ крупнейшее буржуазное государство. РўРѕ относительное равновесие, которое установилось РІ РїРѕСЂСѓ правления Елизаветы между молодой буржуазией Рё дворянством, способствовало превращению Англии РІ РјРёСЂРѕРІСѓСЋ державу. Английские корабли, занимаясь пиратством, бороздили океанские просторы, открывая Рё подчиняя английской РєРѕСЂРѕРЅРµ новые земли, попутно грабя РІРЅРѕРІСЊ приобретенные колонии. Английское дворянство деловито начало заниматься хозяйством, втягиваясь РІ торговлю Рё РЅРµ считая для себя зазорным участие РІ коммерческих предприятиях. Английская дипломатия вела хитрую политику РЅР° континенте, противопоставляя интересы Англии везде, РіРґРµ только было можно, интересам главного ее соперника — феодальной Рспании, являвшейся оплотом реакции Рё цитаделью католицизма, чье влияние начинало мало-помалу падать. Становление РЅРѕРІРѕР№ общественной, буржуазной морали Рё идеологии облекалось РІ формы религиозной Р±РѕСЂСЊР±С‹, РІ соперничество католической религии, опиравшейся РЅР° феодальные установления Рё институции, СЃ протестантской религией, отвечавшей идейным Рё политическим интересам молодой буржуазии. Католицизм стал знаменем феодальной реакции, протестантизм Рё реформация церкви — идейным оружием буржуазии.
Шотландия находилась РїРѕ сравнению СЃРѕ СЃРІРѕРёРј мощным соседом РІ более трудном положении: феодальная раздробленность, соперничество Рё распри кланов, экономическая отсталость РЅРµ позволяли ей выдержать Р±РѕСЂСЊР±Сѓ СЃ возрастающим английским влиянием. Европейские государства, Рё РІ первую очередь Рспания Рё Франция, видели РІ Шотландии противовес укреплявшейся мощи Англии Рё поддерживали РІ стране антианглийскую оппозицию Рё католическую религию, являвшуюся оруженосцем феодальной реакции. Р’ этих исторических условиях Мария Стюарт, правоверная католичка, РґРѕ РјРѕР·РіР° костей пропитанная феодальными представлениями Рё предрассудками, стала орудием Р±РѕСЂСЊР±С‹ против Англии, Р±РѕСЂСЊР±С‹, которую РѕРЅР°, подогреваемая Рё поддерживаемая Францией Рё Рспанией, вела СЃ ожесточением Рё азартом. Борьба эта была ею РІ конечном итоге проиграна. Рдостоинством РєРЅРёРіРё Стефана Цвейга является то, что РѕРЅ РїРѕРЅСЏР» скрытый Р·Р° переплетением придворных интриг Рё любовных увлечений шотландской королевы социальный смысл столкновения между силами старого феодального РјРёСЂР° Рё РЅРѕРІРѕРіРѕ, возникающего РІ жестоких классовых схватках буржуазного общества. Его характеристика внутреннего РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ облика обеих королев, выдвинутых событиями РЅР° авансцену истории, отличается социологической точностью, ранее редко встречавшейся РІ принадлежащих ему очерках-биографиях различных общественных Рё политических деятелей прошлого.
РЎРѕ страниц РєРЅРёРіРё встает тонко Рё полно написанный образ шотландской королевы — одаренной женщины, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕР№ отдаться самозабвенно Рё безрассудно страсти, предпочитающей заботам Рѕ благе подданных охоту, придворные развлечения Рё прочие рыцарские забавы. Цвейг многосторонне, СЃ большим художественным тактом Рё психологически верно характеризует Марию Стюарт, ее внутренний облик, ее окружение — тех людей, для которых РѕРЅР° была или орудием политической интриги, своего СЂРѕРґР° разменной монетой РІ РєСЂСѓРїРЅРѕР№ РёРіСЂРµ, РіРґРµ ставкой была РєРѕСЂРѕРЅР°, или объектом ненависти, как живое воплощение папизма, защитница феодальных РїРѕСЂСЏРґРєРѕРІ. Несомненно, Рє наиболее удавшимся Цвейгу образам относится Рё граф Меррей — циничный, холодный политик, для которого смыслом жизни была власть. Ради завоевания власти Меррей идет РЅР° беспрерывные сделки СЃ совестью, торгуя ею, как ходовым товаром, предпочитая РїСЂСЏРјРѕРјСѓ Рё открытому столкновению СЃ противником коварную уклончивость, удар исподтишка. Р’ образе графа Меррея писатель уловил Рё запечатлел родовые черты политика РЅРѕРІРѕРіРѕ времени Рё РЅРѕРІРѕРіРѕ типа; рыцарские добродетели, верность однажды данному слову, преданность своему сюзерену Рё династическим интересам для Меррея просто РЅРµ существуют. Р’ его характере отчетливо проступают свойственные буржуазному дельцу качества: бесцеремонность Рё неразборчивость РІ выборе средств, ханжеское лицемерие РІ отношениях СЃ людьми Рё прежде всего трезвая, почти бухгалтерская расчетливость. Рти родовые черты буржуазных политиков Цвейг СЃ наибольшей точностью Рё СЃ подлинным сатирическим пафосом раскрыл РІ известном своем произведении «Жозеф Фуше». РћРґРЅРѕР№ РёР· вариаций этого типа был Рё граф Меррей.
Меррею внешне противостоит другой деятельный участник событий и организатор заговора против Генри Дарнлея — коронованного супруга Марии, ее третий муж, граф Босуэл. Типичный авантюрист, жестокий и волевой человек, прямо и бескомпромиссно идущий к власти, не останавливающийся ни перед насилием, ни перед убийством, он, несмотря на рыцарственность своего облика, такой же охотник за короной, как и его соперник — граф Меррей.
Цвейг очень РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ Рё РЅРµ отступая РѕС‚ правды истории рассказывает Рѕ тех заговорах, которые организовывала шотландская знать, заговорах, имевших своей целью сохранение привилегий лордов, которые стремились противопоставить СЃРІРѕРё интересы феодалов интересам государства, РёР±Рѕ РѕРЅРё чувствовали, что создание централизованной монархии ущемит РёС… права Рё вольности. Шотландия РїРѕСЂС‹ правления Марии Стюарт была расколота РЅР° враждующие религиозные лагери, РЅРѕ шотландское дворянство — Рё это весьма убедительно показано Цвейгом — РІ те моменты, РєРѕРіРґР° ему нужно было отстоять СЃРІРѕРё политические, Р° также экономические права, объединялось РЅР° короткий СЃСЂРѕРє, забывая Рѕ религиозных распрях. Несмотря РЅР° торжественные клятвы РІРѕ взаимной верности, подтвержденные письменными договорами, эти РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРёРµ СЃРѕСЋР·С‹ сразу же распадались после того, как было сделано дело, ради которого произносились клятвы, или как только РѕРЅРѕ терпело неудачу. Цвейг показывает РЅР° РјРЅРѕРіРёС… примерах, что моральное единство, моральная стойкость Сѓ дворянства Шотландии отсутствовали, РёР±Рѕ Сѓ него РЅРµ было единства классового сознания, РЅР° которое могла Р±С‹ опереться Мария Стюарт, чьи политические замыслы РІ конечном итоге сводились Рє тому, чтобы объединить РїРѕРґ своей властью Шотландию Рё Англию. Мария Стюарт РїРѕ настоянию французского короля Генриха II приняла пышный титул королевы Шотландии, Англии Рё Ррландии. Поначалу этот титул означал лишь то, что французский РґРІРѕСЂ желал видеть РІ шотландской принцессе претендентку РЅР° английский престол. РќРѕ как только РІ сознании Марии Стюарт вызрела мысль Рё РІ самом деле стать английской королевой, РІ этом устремлении ее стали поддерживать Франция Рё Рспания, надеясь, что РІ том случае, если РєРѕСЂРѕРЅР° Англии увенчает голову Марии Стюарт, верной Рё послушной дочери католической церкви, то СЃРѕ счета будет сброшена Англия как РёС… могучий конкурент Рё политический противник.
Но Цвейг достаточно убедительно показывает, что дело, за которое боролась Мария Стюарт, было исторически реакционным делом. Ее политические взгляды были органически враждебны национальной английской буржуазии, поддерживавшей централизованную монархию. Цвейг, характеризуя воззрения Марии Стюарт на сущность государственной власти, справедливо писал:
«По ее мнению, страна прилежит властителю, а не властитель стране; все эти годы Мария Стюарт была лишь королевой Шотландской, и никогда не была она королевой шотландского народа. Сотни написанных ею писем трактуют об утверждении, расширении ее личных прав, и нет ни одного, где шла бы речь о народном благе, о развитии торговли, мореплавания или военной мощи. Как языком ее в поэтических опытах и обычном обиходе всегда оставался французский язык, так и в помыслах ее и чувствах нет ничего национального, шотландского; не ради Шотландии жила она и приняла смерть, а единственно ради того, чтобы оставаться королевой Шотландской».
Рвсе главные особенности ее характера, логика ее поступков — разумеется, не тех, что были продиктованы страстью и безрассудством, — определялись ее органической неразрывной связью с уходящим в прошлое феодальным миром, который она олицетворяла, с миром, вступившим в безнадежную схватку с новыми общественными силами, представленными и молодой английской буржуазией и английской королевой — Елизаветой I.
Королева Англии — прямая противоположность Марии Стюарт, Холодная и расчетливая, пропитанная типично английским лицемерием, «королева-девственница» (так именовали ее, несмотря на обилие фаворитов, придворные льстецы и официозные историки) планомерно и обдуманно вела антишотландскую политику, пользуясь всеми средствами — подкупая шотландских лордов, подогревая внутреннюю оппозицию в якобы дружественной стране, с тем чтобы устранить опасную соперницу и в свою очередь приобщить к собственному титулу титул королевы Шотландской.
Политика Елизаветы диктовалась интересами молодой английской буржуазии Рё английского дворянства, постепенно втягивающегося РІ новые экономические отношения. Независимая Шотландия, возглавляемая яростной защитницей католицизма, была РїРѕРґРѕР±РЅР° заряженному пистолету, приставленному Рє РІРёСЃРєСѓ Англии, постоянным источником СЃРјСѓС‚, заговоров Рё несомненным врагом РІ случае возникновения РІРѕР№РЅС‹ между Англией Рё католическими державами — Рспанией Рё Францией.
Поэтому между Елизаветой и Марией Стюарт неизбежна была борьба на полное уничтожение противника, осложненная, что несколько преувеличивает Цвейг, личной неприязнью и взаимной ненавистью обеих королев, Цвейг создает превосходный портрет Елизаветы, подчеркивая в ней те новые черты, которые привносило в ее образ время, сама эпоха, вынуждавшая английскую королеву решать, при поддержке и помощи своих советников, вопросы, выдвигаемые историей, процессом становления и формирования новых общественных, буржуазных отношений.
Весь жизненный путь Елизаветы был иным, нежели у Марии Стюарт. Если детство и юность Марии — прямой родственницы герцогов Гизов, организаторов и вдохновителей Варфоломеевской ночи — проходили при пышном дворе французского короля, то юность свою Елизавета провела в Тауэре, государственной тюрьме Англии, куда она была заключена, как незаконная дочь Генриха VIII и казненной им Анны Болейн, и с трудом, не без помощи некоторых юридических уловок, взошла на английский престол. Феодальное правосознание для нее не представлялось столь нерушимым и каноническим, как для ее соперницы. Естественно, что Елизавета, защищая себя, свою власть, собственные интересы, должна была опираться на новые общественные силы или, во всяком случае, не вступать с ними в конфликт. На это у нее ума хватало.
Цвейг показывает, что, несмотря на внешнюю романтичность борьбы двух королев, практически она имела весьма прозаичный и деловой характер, велась она за власть, и в ней хороши были все средства:
«Ни разу РЅРµ поглядят РѕРЅРё РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ РІ глаза, РЅРё разу РёС… ненависть РЅРµ выступит СЃ поднятым забралом; льстиво Рё лицемерно улыбаясь, приветствуют РѕРЅРё, Рё поздравляют, Рё улещают, Рё одаривают РѕРґРЅР° РґСЂСѓРіСѓСЋ, Рё каждая держит Р·Р° СЃРїРёРЅРѕР№ отточенный кинжал. Нет, С…СЂРѕРЅРёРєР° РІРѕР№РЅС‹ между Елизаветой Рё Марией Стюарт РЅРµ знает РЅРё битв, РЅРё прославленных СЌРїРёР·РѕРґРѕРІ РІ РґСѓС…Рµ Рлиады, это РЅРµ героическая эпопея, Р° скорее глава РёР· Макиавелли, пусть Рё увлекательная для психолога, РЅРѕ отталкивающая для моралиста, РёР±Рѕ это всего лишь затянувшаяся РЅР° двадцатилетие интрига, РЅРѕ только РЅРµ открытый, бряцающий Р±РѕР№В».
Самый ход и логика этой борьбы вынуждали Елизавету и английские правящие классы решать принципиально новые исторические задачи.
Когда разбитая в схватке со своими поддаными Мария Стюарт бежала в страхе из Шотландии, загоняя коней и не думая о своем королевском достоинстве, и высадилась на английской земле, с тем чтобы найти защиту и безопасность в объятиях «дорогой сестрицы», ни она, ни ее противники не думали, что им придется столкнуться со сложнейшим правовым вопросом и создать прецедент, которым в дни английской революции 1648 года воспользуются пуритане.
«Дорогая сестрица», свято блюдя собственные интересы, начала с того, что заключила главу соседнего государства, равноправную монархиню, в замок, до конца жизни лишив ее свободы. Находясь в заключении, Мария Стюарт не сложила оружия: по-прежнему она плела интриги против Англии и своей собственной страны, по-прежнему она была орудием и средством борьбы континентальных монархий против Англии. Почти непрерывная серия заговоров в пользу Марии Стюарт, в которых участвовали крупнейшие английские феодалы, покушения на жизнь Елизаветы поставили английские правящие классы перед необходимостью раз и навсегда покончить с источником смуты и угрозы национальной независимости. Способ был единственный — физическое уничтожение противника. РЦвейг достаточно убедительно показывает, как необходимо вызревала эта мысль в правящих кругах Англии, с каким лицемерием и соблюдением внешнего декорума добивалась Елизавета смерти своей соперницы. События развивались таким образом, что английское правительство вынуждено было разыграть комедию суда и приговорить монарха чужой страны, главу христианского государства, «помазанника божия», к смертной казни. В данном случае не важно, была ли виновна Мария Стюарт в тех преступлениях, которые ей инкриминировались, — об этом до сих пор спорят историки и юристы. Важно то, что восторжествовало новое буржуазное правосознание и Елизавета, подписав смертный приговор, другой королеве и разыграв при этом комедию невинности, совершила акт, нарушивший «священные» принципы легитимизма.
Стефан Цвейг, сосредоточив внимание РЅР° психологической стороне РІРѕРїСЂРѕСЃР°, РѕР±С…РѕРґРёС‚ классовое содержание процесса Марии Стюарт. Взгляд РЅР° историю только как РЅР° арену, РіРґРµ сталкиваются человеческие страсти, без полного освещения социальных причин тех или иных поступков участников общественных конфликтов, РїРѕР±СѓРґРёР» Цвейга сосредоточиться РІ описании СЃСѓРґСЊР±С‹ Марии Стюарт РЅР° психологическом анализе, которым РѕРЅ владел РІ совершенстве. Рзображение душевных переживаний Марии Стюарт Рё Елизаветы, Р° также РґСЂСѓРіРёС… действующих лиц исторической драмы сделано РёРј превосходно Рё талантливо. РЎ точки зрения искусства рассказа «Мария Стюарт» — РѕРґРЅРѕ РёР· лучших произведений Цвейга. Повествование развивается стремительно, характеристики действующих лиц точны Рё глубоки, Рё РІ целом РІСЃСЏ РєРЅРёРіР° лишена той утомительной Рё назойливой риторичности, того несколько самодовольного любования собственным красноречием, которое портило РјРЅРѕРіРёРµ его РєРЅРёРіРё. РћСЃРѕР±РѕРіРѕ драматизма достигает Цвейг РІ сцене казни Марии Стюарт. Здесь РІРєСѓСЃ ему РЅРµ изменяет, РѕРЅ строго, СЃ большим внутренним напряжением, без РїРѕРіРѕРЅРё Р·Р° внешними эффектами описывает Рё душевное состояние Марии Рё весь зловещий церемониал казни. Мужественность Марии Стюарт перед лицом смерти, непреклонность ее воли, РЅРµ покинувшее ее РґРѕ конца жизни чувство личного достоинства Цвейг противопоставляет лицемерному поведению Елизаветы, всячески Скрывавшей РІ РґРЅРё казни шотландской королевы СЃРІРѕРё истинные цели. Цвейг вообще идеализирует Марию Стюарт, РёР±Рѕ РІ ее романтичной натуре усматривает полную противоположность холодному, черствому, расчетливому РјРёСЂСѓ будущих хозяев жизни — буржуа, хотя Рё отмечает историческую правоту Елизаветы. Ртот оттенок, внесенный РёРј РІ повествование Рѕ далеко ушедших РІ прошлое РґРЅСЏС… Рё событиях, отражал его собственное отношение Рє современной морали Рё современному обществу. Р’ СЃРІРѕРёС… новеллах Цвейг подвергал постоянной критике мораль, уродующую человеческую личность, извращающую отношения между людьми. Р РІ прошлом РѕРЅ увидел те же явления, против которых восставал Рё тогда, РєРѕРіРґР° писал Рѕ своем времени.
Литература
1.Затонский. Д.Стефан Цвейг - вчерашний и сегодняшний – М., 2004
2. Федин К. Драма Стефана Цвейга. – М., 1999
3. Сучков Б. Лики времени. Статьи о писателях и литературном процессе. - М., 1976.
4.Архипов Ю. Триумф и трагедия Стефана Цвейга. – М., 1988