«Жемчужина русского юмора»
Было время, когда книги Тэффи пользовались необыкновенной популярностью. «Ее считают самой занимательной и «смешной» писательницей и в длинную дорогу непременно берут томик ее рассказов»1, — писал Михаил Зощенко. Увы, несколько поколений в нашей стране были лишены возможности познакомиться с произведениями Тэффи. Рдаже имя это многим из современных читателей, к сожалению., неизвестно.
Тэффи — псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой (в замужестве — Бучинской), родившейся 9 (21) мая 1872 г. в Петербурге в семье известного адвоката, профессора уголовного права А.В.Лохвицкого. Автор нескольких книг по юриспруденции, множества статей, издатель и редактор «Судебного Вестника», он славился также остроумием и ораторскими способностями. «Детство мое прошло в большой обеспеченной семье, — вспоминала Тэффи. — Воспитывали нас по-старинному — всех вместе на один лад. С индивидуальностью не справлялись и ничего особенного от нас не ожидали»2. Однако подобное воспитание «на один лад да»ло неожиданные результаты. В семье выросли две известные писательницы — поэтесса Мирра Лохвицкая, которую называли «русской Сафо», и Тэффи. Старший брат — Николай — стал генералом, во время первой мировой войны командовал русским экспедиционным корпусом во Франции.
С юных лет Надежда увлекается литературой. Среди ее любимых книг — произведения А.С.Пушкина, «Детство» и «Отрочество», «Война и мир» Л.Н.Толстого. Девочкой она даже ходила к Льву Толстому в Хамовники — хотела попросить «не убивать» князя Болконского, но испугалась и не решилась заговорить с писателем. С интересом следили в семье за «новой» литературой. Художник-«мирискусник» Александр Бенуа, друживший с Надеждой, писал, что именно от сестер Лохвицких он впервые услышал о Дмитрии Мережковском. Нравилась Наде и поэзия Бальмонта.
Еще РІ гимназии сестры начинают писать стихи. РћРЅРё мечтают стать знаменитыми писательницами, РЅРѕ РЅР° семейном совете принимается решение, что РЅРµ следует выступать РІ печати одновременно, дабы РЅРµ было зависти Рё конкуренции. Первое место предназначалось старшей РёР· РЅРёС… — Марии, публиковавшейся РїРѕРґ именем РњРёСЂСЂС‹ Лохвицкой. «Второй выступит Надежда, Р° потом СѓР¶ СЏ, — рассказывала РІ 1887Рі. Р.Р.РЇСЃРёРЅСЃРєРѕРјСѓ младшая сестра, тринадцатилетняя Елена. — Реще РјС‹ уговорились, чтобы РЅРµ мешать РњРёСЂСЂРµ, Рё только РєРѕРіРґР° РѕРЅР° станет знаменитой Рё, наконец, умрет, РјС‹ будем иметь право печатать СЃРІРѕРё произведения, Р° РїРѕРєР° РІСЃРµ-таки писать Рё сохранять, РІ крайнем случае <...> для потомства»3. Рдействительно, Надежда Лохвицкая начала систематически печататься лишь РІ 1904Рі., немногим более чем Р·Р° РіРѕРґ РґРѕ смерти Марии (РІ августе 1905Рі.), притом подписываясь псевдонимом — Тэффи. Псевдоним был РІР·СЏС‚ РёР· сказки Р .Киплинга «Как было написано первое РїРёСЃСЊРјРѕВ», РіРґРµ так ласково звали маленькую дочку первобытного человека, чье полное РёРјСЏ: «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-Р·Р°-то-что-РѕРЅР°-такая-шалунья».
С детства любившая рисовать карикатуры и сочинять сатирические стихотворения, Тэффи начинает писать фельетоны. Очень популярный в начале века жанр привлекал публику злободневностью, четко выраженной авторской позицией, полемичностью, остроумием. Особенно выделялись газетные фельетоны, ибо в ежедневных изданиях, не подлежавших предварительной цензуре, легче было печатать резко критические произведения.
В 1904г. Тэффи сотрудничала в столичных «Биржевых Ведомостях». «Газета эта бичевала преимущественно «отцов города, питавшихся от общественного пирога», — вспоминала писательница, уже будучи в эмиграции. — Я помогала бичевать». В процессе работы над фельетонами совершенствовалось ее мастерство, развивалось умение находить оригинальную трактовку избитой темы, добиваться минимальными средствами максимальной выразительности. Малое количество персонажей, комизм «авторской» речи, «короткая строка» — все это и многое другое она с успехом использует позднее и в юмористических рассказах.
Уже РІ это время Сѓ Тэффи появились постоянные читатели. Среди тех, кто обратил внимание РЅР° ее сочинения, был сам Государь Рмператор. Одобрение НиколаяII вызвал РѕРґРёРЅ РёР· стихотворных фельетонов, направленный против планов петербургского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ головы Лелянова засыпать Екатерининский канал. Рздатель «Биржевых Ведомостей» был «высочайшею пожалован улыбкой». Писательница получила прибавку Рє гонорару — лишние РґРІРµ копейки Р·Р° строчку, Р° НиколайII РґРѕ конца СЃРІРѕРёС… дней остался поклонником ее таланта.
В годы первой революции — период легализации и расцвета политической сатиры — «революционный вихрь» захватил и Тэффи, в общем-то всегда далекую от политики. Наиболее известно ее стихотворение «Пчелки», написанное весной 1905г. Сначала стихотворение читалось лишь в тесном дружеском кружке, но кто-то отослал список Ленину в Женеву, и под заглавием «Знамя свободы» оно было напечатано в газете «Вперед» (без указания автора). Стихотворение построено на классическом для русской литературы противопоставлении «пчелы — трутни». «Я» поэтессы заменяется местоимением «мы»; многократное его повторение (15 раз), синтаксический параллелизм создают эффект нагнетания: «мы» жалующихся превращается в «мы» угрожающих.
В ту ночь до рассвета мелькала иголка:
Сшивали мы полосы красного шелка.
Полотнищем длинным, прямым...
Мы сшили кровавое знамя свободы,
Мы будем хранить его долгие годы,
Но мы не расстанемся с ним!
Р’ том же 1905Рі. писательница встречается СЃ некоторыми известными большевиками. Среди «интересных знакомых» ее приятеля Рљ.Платонова, сына сенатора, были Рђ.Коллонтай, Рђ.Богданов Рё РґСЂСѓРіРёРµ. Р’ мемуарах Тэффи рассказывает, что РѕРЅРё часто приходили Рє ней РґРѕРјРѕР№ Рё, обращая мало внимания РЅР° С…РѕР·СЏР№РєСѓ, разговаривали между СЃРѕР±РѕР№ Рѕ каких-то съездах, резолюциях, кооптациях, ругали каких-то меньшевиков, постоянно цитировали Рнгельса, повторяли слово «твердокаменный» Рё неизменно называли РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° товарищами. Несмотря РЅР° настойчивые советы Рќ.Бердяева держаться РѕС‚ большевиков подальше, Тэффи РІСЃРµ-таки выполняет РїСЂРѕСЃСЊР±Сѓ Рњ.Горького устроить так, чтобы корреспонденция РёР· провинции для «его друзей» приходила РЅР° адрес «Биржевых Ведомостей».
17 октября 1905Рі. был опубликован знаменитый Манифест, которым народу были дарованы СЃРІРѕР±РѕРґС‹ совести, слова, собраний Рё СЃРѕСЋР·РѕРІ. В«17 октября — знаменательный день РІ истории СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ печати. РР·Рѕ всех РјРЅРёРјРѕ-СЃРІРѕР±РѕРґ, возвещенных этим днем СЂСѓСЃСЃРєРѕРјСѓ обществу, фактически была взята (ненадолго, Рё после какого длительного штурма!) СЃРІРѕР±РѕРґР° печати»4, — писала Анастасия Чеботаревская. Для РјРЅРѕРіРёС… СЂСѓСЃСЃРєРёС… писателей РІ это время характерен РїРѕРІРѕСЂРѕС‚ РѕС‚ лирики Рє революционной патетике, РѕС‚ бытовой сатиры Рє политической. Р’ стране сворилось что-то невообразимое. Создавалось впечатление, что РІСЃРµ только Рё ждали Манифеста, чтобы развить Р±СѓСЂРЅСѓСЋ деятельность. Чуть ли РЅРµ каждый день возникали новые политические партии Рё новые сатирические журналы. Тэффи вспоминает: В«РРЅРѕРіРґР° общественная левизна принимала РїСЂСЏРјРѕ анекдотические характер: саратовский полицмейстер, вместе СЃ революционером РўРѕРїСѓСЂРёРґР·Рµ, женившимся РЅР° миллионерше, начал издавать легальную марксистскую газету. Согласитесь, что дальше идти было уже некуда».
РћРґРЅРёРј РёР· таких удивительных явлений, возможных только сразу после Манифеста, была «Новая Р–РёР·РЅСЊВ», выходившая РІ Петербурге СЃ 27 октября РїРѕ 3 РЅРѕСЏР±СЂСЏ. Социал-демократы, остро нуждавшиеся РІ легальном печатном органе, решили воспользоваться разрешением РЅР° выпуск газеты, выданный поэту-декаденту Рќ.Рњ.РњРёРЅСЃРєРѕРјСѓ, Сѓ которого РЅРµ хватало средств РЅР° собственное издание. Деньги достал Рњ.Горький. Таким образом, РІ редакции объединились Р’.Р.Ленин, Р’.Р’РѕСЂРѕРІСЃРєРёР№, Рњ.Ольминский, Рђ.Луначарский, Рњ.Горький Рё — Р›.Андреев, Рљ.Бальмонт, Р.Бунин, Р—.Венгерова, Р’.Вересаев, Р›.Вилькина, Рћ.Дымов, Р•.Чириков. Редактором был Рќ.РњРёРЅСЃРєРёР№, секретарем редакции — Рџ.Румянцев. Предполагалось также участие Зинаиды Гиппиус.
Одним из ведущих сотрудников в литературном отделе стала Тэффи. В первом же номере был опубликован ее очерк «18 октября», описывающий петербургские настроение после объявления «свобод». На следующий день перепечатали стихотворение «Пчелки», теперь уже под авторским названием. В 5-м номере появилось стихотворение «Патроны и Патрон», а в 7-м — фельетон «Новые партии», в котором высмеивались бесчисленные партии, нарождавшиеся в России после 17 октября. Стихотворение же было направлено против бывшего петербургского генерал-губернатора Д.Ф.Трепова, только что снятого с поста за чересчур энергичное подавление «разрешенных» Манифестом выступлений. Солдаты называли Трепова «Патрон», и Тэффи обыгрывала печально знаменитый треповский приказ: «Холостых залпов не давать, патронов не жалеть», которым он практически свел на нет дарованные свободы:
Трепов! Не по доброй воле ли
С места вам пришлось слететь?
Сами вы учить изволили,
Чтоб патронов не жалеть!5
Шутка Рѕ Патроне Рё патронах моментально распространилась РїРѕ Петербургу, ее повторяли везде, Рё мало кто знал, что РѕРЅР° могла вообще РЅРµ появиться РёР·-Р·Р° внутриредакторских неурядиц. Уже набранный текст задержал РѕРґРёРЅ РёР· рабочих-большевиков, РёР±Рѕ сомневался, можно ли рифмовать «изволили» Рё «воле ли». Рто, естественно, вызвало Р±СѓСЂРЅРѕРµ неудовольствие Тэффи, так как согласно РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ большевики должны были ведать только политической частью газеты, РЅРµ вмешиваясь РІ литературные дела. Лишь благодаря усилиям Рџ.Румянцева стихотворение РІСЃРµ же напечатали РЅР° следующий день. Однако конфликт, частным проявлением которого был случай СЃ Тэффи, обострялся. Работать вместе становилось РІСЃРµ труднее Рё труднее. Р’СЃРєРѕСЂРµ РњРёРЅСЃРєРёР№, спасаясь РѕС‚ судебного преследования, уехал Р·Р° границу, Р° затем вынуждены были уйти РёР· газеты Рё остальные беспартийные сотрудники.
В отличие от Минского, пытавшегося оправдать большевиков (перед собою и своими партийными интересами они были вполне правы»6), Тэффи отнеслась к расколу «Новой Жизни» однозначно. Обида была тем сильнее, что на писателей, сотрудничавших с социал-демократами, с первых же дней обрушился целый поток издевательств и насмешек.
Дама Тэффи станет прачкой,
Минский кузню заведет,
РБальмонт из барок тачкой
Выгружать дрова начнет, —
писал бывший «искровец» Рџ.Р.Вейнберг (Гейне РёР· Тамбова).
Печатается Тэффи РІ эти РіРѕРґС‹ Рё РІ СЂСЏРґРµ РґСЂСѓРіРёС… периодических изданий — «Ниве», «Новостях», «Театральной Р РѕСЃСЃРёРёВ». Ее первый рассказ РІ «Понедельнике» РќРµ-Буквы (Р.Рњ.Василевского) высоко оценил Рђ.Р.РљСѓРїСЂРёРЅ. Персонажами «серьезных» сочинений писательницы становятся «маленькие люди», задавленные жизненными обстоятельствами, Сѓ которых осталось лишь РѕРґРЅРѕ право — собирать подаяние. «Я человек свободный! Захочу — завтра РІСЃРµ брошу Рё РїРѕР№РґСѓ милостыню просить», — восклицает героиня рассказа «Утконос».
Наиболее острые свои произведения Тэффи публикует в сатирических журналах — «Зарницах», «Сигнале», «Красном Смехе». Она пишет сатиры на конкретных лиц, что в дальнейшем для нее будет нехарактерно, работает в жанрах «сказочки» и «перепева», очень редких в ее творчестве, но популярных в годы первой революции. Наряду с обычными для тех лет обличениями «верхов» писательница сочиняет и довольно неожиданные миниатюры — «Дура» (Сигнал, 1905, №2) и «Сказочку про белого бычка» (Сигналы, 1906, №1). Объектом сатирического изображения в них становятся не высокопоставленные сановники, а масса, которую было принято идеализировать.
Новый этап творческого пути Тэффи связан СЃ «Сатириконом» — журналом, создавшим, РїРѕ словам поэта Петра Потемкина, «направление РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературе Рё незабываемую РІ ее истории СЌРїРѕС…СѓВ»7. «Сатирикон» РІРѕР·РЅРёРє РІ 1908Рі. (первый номер вышел РІ начале апреля) РёР· юмористического еженедельника «Стрекоза». Рнициаторами реорганизации были художники Рђ.Радаков Рё Рќ.Ремизов, издатель Рњ.Корнфельд Рё писатель Рђ.Аверченко. Работать РІ журнале должны были преимущественно молодые писатели Рё художники, представители той «новой волны» сатиры Рё юмористики, которая возникла РІ недолгий период «свободы печати», РєРѕРіРґР° писали раскованно, без оглядки РЅР° цензуру. Уже РІ первом номере появился рассказ Тэффи В«РР· дневника заточенного генерала, Рё затем», РІРѕ РІСЃРµ РіРѕРґС‹ существования издания, РѕРЅР° оставалась его активной сотрудницей. Тэффи, несомненно, была среди тех писателей, которым «Сатирикон» обязан своей всероссийской славой.
Чем же журнал привлекал читателей? Его авторы практически отказались РѕС‚ обличения конкретных высокопоставленных лиц. РќРµ было Сѓ РЅРёС… Рё «общеобязательной любви Рє младшему РґРІРѕСЂРЅРёРєСѓВ» (Саша Черный). Ведь глупость везде остается глупостью, пошлость — пошлостью, Р° потому РЅР° первый план выдвигается стремление показать человеку такие ситуации, РєРѕРіРґР° РѕРЅ сам бывает смешон. РќР° смену объективной сатире РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ лиро-сатира, самоирония, позволяющие раскрыть характер «изнутри». Особенно СЏСЂРєРѕ это проявлялось РІ РїРѕСЌР·РёРё, РІ стихотворениях Саши Черного, Рџ.Потемкина, Р’.Горянского, акмеистов, РіРґРµ объектом сатирического или юмористического изображения является лирический герой. Значительно разнообразнее становится Рё техника комического рассказа: повествование — лаконичнее, Р° действие — более динамичным. Объединив приемы сценки Рё фельетона, сатириконцы одновременно используют Рё РєРѕРјРёР·Рј диалогов, Рё РєРѕРјРёР·Рј авторской речи. РС… сочинения привлекали богатой фантазией, гиперболой, гротеском.
В отличие от других прозаиков «Сатирикона» (А.Аверченко, Вл.Азова, А.Бухова, О.Дымова, О.Д’Ора), Тэффи редко прибегает к резкому преувеличению, к явной карикатуре. Ее рассказы предельно достоверны. Писательница не стремится выдумать комическую ситуацию, она умеет найти смешное в обыденном, внешне серьезном. Если остальные сатириконцы, как правило, строят произведения на нарушении персонажем «нормы», то Тэффи старается показать комизм самой «нормы», с помощью незначительного заострения, малозаметной деформации подчеркивая нелепость общепринятого.
Р’ 1908 Рі. начинается Рё развитие РЅРѕРІРѕРіРѕ СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ комического театра, наследовавшего традиции РљРѕР·СЊРјС‹ Пруткова, водевилей Рё капустников. РћРґРЅРёРј РёР· наиболее популярных стал петербургский театр «Кривое зеркало». Р’ день его открытия, 6 декабря 1908Рі., наряду СЃ коллективной пародией-буфф «Дни нашей жизни» Рё миниатюрой Р’.РђР·РѕРІР° «Автора», была представлена Рё комедия Тэффи — «Любовь РІ веках». В«РР· своеобразного ощущения исторической минуты родилось сильнейшее Рё острейшее чувство нелепости, возведенное РІ культ кривозеркальцами Рё сатириконцами»8, — писал РћСЃРёРї Мандельштам.
Поворотным в жизни и творчестве Тэффи стал 1910 год. Выпустив в издательстве «Шиповник» отдельными книгами свои стихи и юмористические рассказы, она добилась признания не только читателей, но и критики.
Первым появился СЃР±РѕСЂРЅРёРє, который назывался «Семь огней». Р’ него вошли 39 стихотворений Рё небольшая пьеса «Полдень Дзохары — легенда Вавилона». РљРЅРёРіР° РІ целом была принята хорошо. Доброжелательно отозвался Рѕ ней Рђ.Рзмайлов РІ «Биржевых ведомостях». Рецензент «Ежемесячных литературных Рё популярно-научных приложений Рє “Ниве” писал: «Стихотворения настолько СЏСЂРєРё, колоритны, так богаты истинным чувством, так мастерски отчеканены РІ смысле формы, что должны обратить РЅР° себя внимание РІСЃСЏРєРѕРіРѕ, кто интересуется поэзией» (1910, в„–4). Единственный резкий отзыв принадлежал Р’.Брюсову: «У всех поэтов, РѕС‚ Гейне РґРѕ Блока, РѕС‚ Леконта РґРµ Лиля РґРѕ Бальмонта, позаимствованы Рі-жой Тэффи образы, эпитеты Рё приемы, Рё РЅРµ без искусности слажены РІ строфы новые стихотворения. “Семью огнями” называет Рі-жа Тэффи семь камней: сапфир, аметист, александрит, СЂСѓР±РёРЅ, РёР·СѓРјСЂСѓРґ, алмаз, топаз. РЈРІС‹, ожерелье Рі-жи Тэффи — РёР· камней поддельных» (Русская Мысль, 1910, в„–8). Р’ оценке Брюсова РјРЅРѕРіРѕ справедливого, РЅРѕ РѕРЅ РЅРµ обратил внимания, что «поддельность» ожерелья нарочитая, заданная.
Лишь Рќ.Гумилев, который был хорошо знаком СЃ писательницей Рё, очевидно, знал, какие задачи РѕРЅР° ставила перед СЃРѕР±РѕР№, отметил своеобразие рецензируемой РєРЅРёРіРё: «В стихах Тэффи радует больше всего РёС… литературность РІ лучшем смысле этого слова <...>. Поэтесса РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РЅРµ Рѕ себе Рё РЅРµ Рѕ том, что РѕРЅР° любит, Р° Рѕ той, какая РѕРЅР° могла Р±С‹ быть, Рё Рѕ том, что РѕРЅР° могла Р±С‹ любить. Отсюда маска, которую РѕРЅР° РЅРѕСЃРёС‚ СЃ торжественной грацией Рё, кажется, даже СЃ чуть заметной улыбкой. Рто очень успокаивает читателя, Рё РѕРЅ РЅРµ боится попасть впросак вместе СЃ автором» (Аполлон, 1910, в„–7).
Поэзия для Тэффи — возможность нам какое-то время отрешиться от повседневности, уйти от скуки современной жизни. Если в прозе она показывает уродство, то в поэзии — красоту. Но красота эта призрачна, нереальна, красота драгоценных камней, красота средневековых сказок и восточных преданий.
«Спросите Сѓ Тэффи, РїРѕРјРЅРёС‚ ли РѕРЅР° момент, РєРѕРіРґР° РѕРЅР° почувствовала общее ею восхищение, неизъяснимую атмосферу благодарности, преданности Рё доверия? — спрашивал РІ РѕРґРЅРѕР№ РёР· статей Рђ.Р.РљСѓРїСЂРёРЅ Рё отвечал: — Ручаюсь, РЅРµ помнит»9. Однако Тэффи, словно опровергая утверждение РљСѓРїСЂРёРЅР°, писала Рџ.Ковалевскому, что слава Рє ней пришла после издания РІ 1910Рі. первой РєРЅРёРіРё юмористический рассказов, «которые имели блестящий успех, так как РЅР° РЅРёС… отозвались сердца читателей РѕС‚ РІРѕСЃСЊРјРё РґРѕ восьмидесяти лет»10. Уже РІ 1910Рі. РєРЅРёРіР° вышла тремя изданиями Рё регулярно переиздавалась вплоть РґРѕ 1917Рі.
Первый сборник юмористических рассказов разнообразен по содержанию. Здесь с политической сатирой соседствуют бытовые зарисовки; наряду с миниатюрами, в которых отчетливо чувствуется «стиль Тэффи» («Выслужился», «Проворство рук», «Покаянное» и др.) помещены безделушки, которые мог сочинить кто угодно («Свой человек», «Морские сигналы», «В стерео-фото-кине-мато-скопо-био-фоно и проч.-графе»). Но, может быть, именно поэтому писательницу одинаково любили читатели любого возраста, образования и социального положения. В первую книгу вошли рассказы, написанные в ту пору, когда Тэффи вырабатывала свою индивидуальную манеру письма, отсюда и разный уровень произведений. «Рвсе-таки книгу Тэффи можно принять целиком, не отбрасывая даже самого ничтожного, — подчеркивал один из рецензентов, — потому что в общем все ее рассказы — и сильные, и слабые — необходимо дополняют друг друга, и книга оставляет впечатление органической слитности» (Современный Мир, 1910, №9).
С одинаковым успехом Тэффи фантазирует и пишет с натуры, разрабатывает старые, избитые темы (дачную, курортную, пасхальную) и открывает свои, новые. В первой книге уже появляются ее любимые персонажи; можно выделить и излюбленные приемы. Рассказы «Курорт», «Дача» построены по принципу фельетонного обозрения, состоят из мелких зарисовок, описаний типов и т.д. Руководство «К теории флирта» — из серии миниатюр, в которых Тэффи «делится женским опытом». В основе многих сюжетов лежит нежелание людей понять друг друга, неумение выслушать собеседника (например, в рассказе «Семейный аккорд»). А в рассказе «Проворство рук» комично то, что в людях неожиданно проснулось что-то человеческое. Страшно, что естественное, человеческое сострадание начинает вызывать смех. «Рази мы звери! Господь с тобой!» — герои Тэффи вспоминают, что они люди, но стесняются своего чувства, как минутной слабости. Мужики решают вздуть фокусника, но не за сорванное представление, а за собственные слезы: «Ведь подлец народ нонеча пошел. Он с тебя деньги сдерет, он у тебя и душу выворотит».
Лучшие произведения Тэффи отличает предельная жизненность. Писательница не акцентирует внимание только на одной стороне событий, в ее рассказах — все «на грани» комического и драматического, все как в жизни, где грустное нераздельно со смешным, трагедия сливается с фарсом: «Жизнь, как беллетристка, страшно безвкусна. Красивый, яркий роман она может вдруг скомкать, смять, оборвать на самом смешном и нелепом положении, а маленькому дурацкому водевилю припишет конец из Гамлета»11. О первых, детских литературных опытах Тэффи писала, что в них «преобладал элемент наблюдательности над фантазией»12. В зрелых произведениях писательница соединяет фантазию с наблюдательностью, типизирует конкретные случаи, стремясь к широкому художественному обобщению, и в то же время сохраняет правдоподобие, при помощи достоверных деталей создавая иллюзию реальности происходящего.
Активное использование жизненных наблюдений составляет одну из наиболее характерных черт писательской манеры Тэффи. Возьмем, к примеру, рассказ «Взамен политики» — для читателя, особенно современного, казалось бы, — одно из самых «выдуманных» произведений. Однако ситуация, описанная в нем, в значительной степени «срисована» с вечеров у Федора Сологуба, где игра эта (почему «до-сви-дания», а не «до-сви-швеция» и т.п.) была очень популярна.
В первой книге «Юмористических рассказов» еще довольно много «политики». Но Тэффи не интересуют крупные государственные деятели, герои ее произведений — рядовые люди, в чью жизнь вторгается политика — грозная сила, перемалывающая всех и вся. В рассказе «Модный адвокат» писательница показывает, как безобидный журналист Семен Рубашкин, привлеченный к судебной ответственности «за распространение волнующих слухов о роспуске первой Думы», стараниями защитника, взявшегося за дело «из принципа», превращается в опаснейшего политического преступника, чуть ли не члена Боевой организации эсеров. В результате публика встречает адвоката, произнесшего пламенную революционную речь, — овацией, а ничего не понимающий Рубашкин приговаривается судом к смертной казни.
До абсурда доводится комическая ситуация в миниатюре «Политика воспитывает», где описывается визит в столицу провинциального дяденьки. На вокзале он первым делом идет «обыскиваться» и обижается, что никто не хочет произвести досмотр: «Разленился народ». Дома дяденька, услышав звонок в дверь, тут же достает паспорт и велит всем руки поднимать. А затем, услышав на концерте декламацию стихотворения, показавшегося ему крамольным, в панике уезжает. На анекдоте построен и рассказ «Корсиканец», главные герои которого — шпик, мечтающий дослужиться до провокатора, и жандарм, переживающий за «качество» работы и «честь» заведения.
По-другому сделаны рассказы, персонажи которых — гимназисты — играют в политику, подражая родителям. Перенося взрослые разговоры в мир детей, Тэффи добивается пародийного эффекта. Комическая серьезность ребят, играющих в митинги и собрания, подчеркивает комизм псевдосерьезности взрослых. Показывает писательница и разрушительное действие на детские души безнравственных по сути политических отношений. Так, в рассказе «Политика и наука гимн»азист тщетно пытается вызубрить названия множества партий, возникающий в стране, а его младший брат жалуется, что получил кол по закону божьему. В сценке, на первый взгляд лишь высмеивающей сложные аббревиатуры, удается обнажить противоестественность ситуации, когда политическая терминология учится с гораздо большим энтузиазмом, нежели христианские десять заповедей. Аналогичный прием использован в рассказе «Переоценка ценностей». Собрание первоклассников в какой-то степени пародирует митинг. Никто не слушает остальных, все кричат и даже потихоньку воруют, ведут «пратакол засидания» и, наконец, выдвигают «протест против запрещения класть на стол свои оконечности» и требуют «переменить мораль, чтоб ее совсем не было».
Сборник, довольно разнородный и по характеру комического, и по качеству исполнения, тем не менее сразу вывел Тэффи в ряды самых читаемых русских писателей. Значительной была и поддержка критики. Причем особенно важно, что рецензенты назвали лучшими рассказы, в которых проявилась в наибольшей степени индивидуальность писательницы. «Автору гораздо больше удается изображение простой обыденщины и мелочей семейного была, — говорилось в «Ежемесячных приложениях к “Ниве”». — Живость фантазии, тонкая наблюдательность и блестящий диалог — неотъемлемые черты творчества Тэффи, и в этой милой книжке они сказались во всей своей силе» (1910, №9).
Столь же благожелательными были Рё РґСЂСѓРіРёРµ отзывы РІ печати. Р’Р».Кранихфельд РІ «Современном Мире» писал: «Правильный Рё изящный язык, выпуклый Рё отчетливый СЂРёСЃСѓРЅРѕРє, умение несколькими словами характеризовать Рё внутренний РјРёСЂ человека, Рё внешнюю ситуацию выгодно выделяют юмористические рассказы Тэффи РёР· СЂСЏРґР° РєРЅРёРі, перегружающих наш книжный рынок» (1910, в„–9). Рђ.Рзмайлов РІ «Биржевых ведомостях» отмечал РІ ее миниатюрах «комизм характеров, юмористику подлинных жизненных мелочей» (1910, 12 июля). Рњ.РљСѓР·СЊРјРёРЅ РІ «Аполлоне», высоко оценив рецензируемую РєРЅРёРіСѓ, заявил: «Мы РЅРµ знаем, будет ли автор пробовать СЃРІРѕРё силы РІ РґСЂСѓРіРёС… родах РїСЂРѕР·С‹, РЅРѕ Рё практикуя этот, РѕРЅ может дать приятный вклад РІ РїРѕРґРѕР±РЅСѓСЋ литературу, имея наблюдательность, веселость Рё литературный язык» (1910, в„–10).
Убедившись РІ правильности своего пути РІ литературе, писательница выпускает новый СЃР±РѕСЂРЅРёРє, РіРґРµ Рѕ любом РёР· рассказов сразу можно сказать — это рассказ Тэффи. «Человекообразные» — так называется предисловие, открывающее РєРЅРёРіСѓ. Рта миниатюра стала «манифестом» Тэффи, предопределила тематику Рё проблематику ее творчества РЅР° долгие РіРѕРґС‹. Предисловие писала юмористка, РЅРѕ РѕРЅРѕ внутренне серьезно. Серьезно настолько, что цензура никак РЅРµ отреагировала РЅР° цитаты РёР· Библии, вставленные автором РІ текст «юмористического» произведения.
Р’ рассказах действуют РІСЂРѕРґРµ Р±С‹ обыкновенные люди, РґР° Рё ситуации, РІ которые РѕРЅРё попадают, ничем РЅРµ удивительны. РќРѕ РІСЃРµ же постоянно чувствуется, что чем-то герои Тэффи отличаются, что-то РІ РЅРёС… «не так». РћРЅРё совсем «как люди», Рё, чтобы стать людьми, РёРј РЅРµ хватает лишь РѕРґРЅРѕРіРѕ, РЅРѕ самого главного — «искры Божьей». РћР± этом Рё говорится РІ предисловии РєРѕ второй РєРЅРёРіРµ. Человека создал Бог; человекообразные появились РёР· «кольчатых червей», «девятиглазых СЃ дрожащими чуткими усиками», РІ результате эволюции. Тэффи остроумно переосмысливает РґРІРµ «версии» происхождения людей, превращая предисловие РІ «теоретическое обоснование» РєРЅРёРіРё. Р, знакомясь затем СЃ рассказами, читатель неожиданно убеждается, что лица, его окружающие, — это лица человекообразных; разговоры, которые РѕРЅ слышит ежедневно, — настолько привычные, что можно предсказать каждую следующую реплику, — разговоры человекообразных.
Как же отличить людей от приспособившихся «кольчатых червей»? Рчего никогда не сможет добиться человекообразное? Оно не может творить, не знает любви, «не понимает смеха». Мало того: «Оно ненавидит смех, как печать Бога на лице души человеческой». А самое опасное состоит в том, что человекообразные перешли в наступление на людей и опутали их жизнь своими щупальцами: «Они притворяются теперь великолепно, усвоили себе все ухватки настоящего человека. Они лезут в политику, стараются пострадать за идею, выдумывают новые слова и дико сочетают старые, плачут перед Сикстинской мадонной и даже притворяются развратниками <...>. Они крепнут все более и более и скоро задавят людей, завладеют землею».
Для РєРѕРіРѕ же пишет рассказы Тэффи, неужели тоже для человекообразных? Нет, ведь РѕРЅРё РЅРµ умеют смеяться, Р° Тэффи пишет юмористические рассказы. Пишет для людей. Р, прочитав РєРЅРёРіСѓ, узнав себя Рё посмеявшись над СЃРѕР±РѕР№, человек должен очиститься РѕС‚ скверны, восстать против засилья «усовершенствовавшихся гадов».
Человек умеет любить, и поэтому в рассказах Тэффи чувствуется «нежность положительная»13 ко многим из героев; кроме смеха рассказы должны пробудить еще и любовь в читательских сердцах. «Надо мною посмеиваются, что я в каждом человеке непременно должна найти какую-то скрытую нежность, — признавалась Тэффи. — В каждой душе, даже самой озлобленной и темной, где-то глубоко на самом дне чувствуется мне присушенная, пригашенная искорка. Рхочется подышать на нее, раздуть в уголек и показать людям — не все здесь тлен и пепел».
Уделяя преимущественное внимание комической стороне, писательница хочет РЅРµ только рассмешить, РЅРѕ Рё показать РІСЃСЋ несуразицу Рё пустоту того, что ее персонажи считают жизнью, обнажить вопиющее несоответствие высшим предназначением человека Рё бессмысленностью его существования. РРЅРѕРіРґР° создается впечатление, что Тэффи, вместо того, чтобы фантазировать, напротив, лишает жизнь свойственной ей фантазии, выдумки, неожиданности. Р РІ результате достоверное, подчеркнуто правдивое повествование кажется карикатурой. Рђ ведь ее рассказы — РЅРµ карикатура, Р° реальность. Реальность, СЃ которой незаметно СЃРЅСЏС‚ налет привычности Рё благопристойности. Герои Тэффи постоянно притворяются — перед самими СЃРѕР±РѕР№, РґСЂСѓРі перед РґСЂСѓРіРѕРј, перед читателем, РЅРѕ делают это неумело, тем самым только обращая внимание РЅР° недостатки, которые пытаются скрыть. Герои РґСЂСѓРіРёС… сатириконцев («устрицы» Рђ.Аверченко, «двуногие без перьев» Р’.Князева, «серенькие люди» Рћ.Д’Ора), как правило, хотят, чтобы РІСЃРµ РёС… считали СЏСЂРєРёРјРё личностями, Рё такое вопиющее, бросающееся РІ глаза противоречие вызывает бурный смех. Персонажи Тэффи стремятся выглядеть лишь чуть-чуть менее серыми. РЈ РЅРёС… РЅРµ хватает РЅРё фантазии, РЅРё оригинальности даже РЅР° то, чтобы попытаться предстать СЏСЂРєРёРјРё людьми. Да Рё желания как-либо выделиться Сѓ РЅРёС… нет; РѕРЅРё хотят быть такими, как РІСЃРµ, Рё притворяются, поскольку РІСЃРµ стараются казаться немного значительнее. Рто несоответствие надо еще заметить, Рё РѕРЅРѕ вызывает РіРѕСЂСЊРєСѓСЋ улыбку.
Второй СЃР±РѕСЂРЅРёРє «Юмористических рассказов» упрочил славу Тэффи, ее произведения приобрели неповторимую «индивидуальную» окраску, РѕРЅР° выработала СЃРІРѕР№ стиль, РЅРµ похожий РЅРё РЅР° РєРѕРіРѕ РґСЂСѓРіРѕРіРѕ. «Новая, только что вышедшая РІ свет РєРЅРёРіР° рассказов талантливой беллетристки Рё поэтессы Рќ.Рђ.Тэффи подтверждает Р·Р° писательницей отведенное ей критикой почетное место РІ первых рядах наших современных писателей, — утверждает рецензент «Ежемесячных приложений Рє “Ниве”». — Рзбрав трудное Рё мало использованное РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературе амплуа юмориста, Рќ.Рђ.Тэффи совершенно обособилась РѕС‚ общего типа нынешних юмористов, выдумывающих смешные положения, лишь Р±С‹ получить то комическое, что скрыто РІ жизни Рё таится РѕС‚ непосвященного глаза РІ каждой линии жизни, РІ каждом столкновении людей — «Человекообразных» (1911, в„–4).
Р’ 1911Рі. выходит «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”. Неожиданно проявившийс»я интерес авторов РєРЅРёРіРё — Рќ.Тэффи, Рћ.Дымова, Рђ.Аверченко, Рћ.Д’Ора — Рє прошлому вызывал удивление, ведь сатириконцы стремились всегда быть максимально современными. Тем более что, РІ отличие РѕС‚ СЃРІРѕРёС… великих предшественников — Рђ.РЎ.Пушкина (В«Рстория села Горюхина»), Рњ.Р•.Салтыкова-Щедрина (В«Рстория РѕРґРЅРѕРіРѕ города»), Рђ.Рљ.Толстого (В«Рстория государства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ РѕС‚ Гостомысла РґРѕ Тимашева), РѕРЅРё соз»дают произведение РЅРµ сатирическое, Р° юмористическое. Казалось Р±С‹, что можно найти смешного РІ государственных переворотах, РІ многочисленных войнах, эпидемиях Рё тому подобных событиях былых времен, сведения Рѕ которых дошли РґРѕ нас? Однако стоило только пародистам взять РІ СЂСѓРєРё гимназическое РїРѕСЃРѕР±РёРµ РїРѕ истории Рё взглянуть РЅР° него «под углом зрения “Сатирикона”» — Рё прошлое человечества обернулось удивительной чередой комических ситуаций.
Перу Тэффи принадлежит раздел «Древняя история», открывающий РєРЅРёРіСѓ. Если РІ персональных сборниках писательница предпочитает «мягкий» СЋРјРѕСЂ, то РІ коллективном сочинении РѕРЅР° СЃ азартом включается РІ общую «клоунаду», создавая остроумную история Древнего РњРёСЂР°. Ухитрившись почти РЅРµ погрешить против фактов, Тэффи РѕС‚ души издевается над РёС… хрестоматийными трактовками. РћРЅР° иронически обыгрывает логические построения псевдонаучных трудов («Воспитание детей было очень СЃСѓСЂРѕРІРѕРµ. Чаще всего РёС… сразу убивали. Рто делало РёС… мужественными Рё стойкими»); гиперболизирует штампы («Древняя история есть такая история, которая произошла очень давно»); пародирует морализаторские умозаключения Рё глубокомысленные сентенции авторов учебников («Так жили народы древности, переходя РѕС‚ дешевой простоты Рє дорогостоящей пышности, Рё, развиваясь, впадали РІ ничтожество»).
Р’ 1912Рі. Тэффи начинает работать РІ РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј «Русском Слове», которое возглавлял «король фельетонистов» Влас Дорошевич, высоко ценивший талант писательницы. Затевая издание, Р.Р”.Сытин решил РЅРµ жалеть средств, Рё ему удалось превратить СЃРІРѕРµ детище РІ крупнейшую СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ газету СЃ тиражом около миллиона экземпляров. Несмотря РЅР° то что Тэффи жила РІ Петербурге, ее фельетоны регулярно появлялись РЅР° страницах «Русского слова».
Вскоре распадается вроде бы дружный коллектив «Сатирикона». После неудачных попыток ликвидировать возникшие с издателем разногласия «мирным путем» из журнала уходит большая группа авторов во главе с редактором Аркадием Аверченко, в том числе и Тэффи. Объединившись в товарищество, они создают в середине 1913 года «Новый Сатирикон», сохранив практически прежний состав сотрудников. Тэффи остается одним из ведущих прозаиков журнала, выступая как и раньше с юмористическими рассказами.
У писательницы ежегодно выходят новые книги — «Рстало так...» (1912), «Карусель» (1913), «Дым без огня» (1914), «Ничего подобного» (1915). Она выпускает отдельными изданиями пьесы — «Восемь миниатюр» (1913) и «Миниатюры и монологи. ТомII» (1915), продолжает писать для совместных сборников сатириконцев, таких, как «Театральная энциклопедия “Сатирикона”» (1913), «Осиновый кол на могилу зеленого змия» (1915), «Теплая компания (Те, с кем вы воюем)» (1915), «Физиология и анатомия человека» (1916). Ее произведения публикуются в «Аргусе», «Огоньке», «Отечестве», «Солнце России» и т.п.
В последние предреволюционные годы в творчестве Тэффи все чаще звучат трагические мотивы. Особенно это проявляется в ее стихах. Трудно поверить, что следующие строки принадлежат известной юмористке:
Тоска моя, тоска! О, будь благословенна
В болотной темноте уродливых темниц,
Осмеянная мной, ты грезишь вдохновенно
О крыльях пламенных солнцерожденных птиц14.
В сборник «Неживой зверь» (1916) писательница включает только «серьезные» рассказы. «В этой книге много невеселого, — говорилось в предисловии. — Предупреждаю об этом, чтобы ищущие смеха, найдя здесь слезы — жемчуг моей души, — обернувшись, не растерзали меня». «Серьезные» рассказы, так же как и юмористические, — о неумении людей понять друг друга; но теперь непонимание заставляет героев страдать, приводит к трагической развязке, ведь речь идет уже не о пустяках, а о любви и вере, о жизни и смерти.
В мае 1917г. Тэффи вместе с Л.Андреевым, Н.Гумилевым и другими входит во Временный Совет, созданный с целью защиты культурных ценностей Союза деятелей художественной литературы. После Октябрьской революции и закрытия «Русского Слова» Тэффи продолжает сотрудничать в «Новом Сатириконе» вплоть до его запрещения в августе 1918г., а затем вместе с Аверченко уезжает сначала в Киев, затем на юг, оттуда в Константинополь и, наконец, обосновывается в Париже.
Р’ эмиграции Тэффи работает РІ газетах «Сегодня» (Р РёРіР°), «Возрождение (Париж), «П»оследние Новости» (Париж), «Новое Р СѓСЃСЃРєРѕРµ Слово» (РќСЊСЋ-Йорк), журналах «Жар-Птица» (Берлин — Париж), «Перезвоны» (Р РёРіР°), В«Рллюстрированная Р РѕСЃСЃРёСЏВ» (Париж) Рё РґСЂ. Р’ 1923Рі. РІ Берлине выходят РґРІРµ РєРЅРёРіРё ее стихов; СЃР±РѕСЂРЅРёРєРё прозаических произведений издаются РІ Шанхае, Стокгольме, Берлине, Париже, Праге, Белграде, РќСЊСЋ-Йорке. Писательница РїРѕ праву считается РѕРґРЅРѕР№ РёР· крупнейших фигур СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ зарубежья. Продолжая РјРЅРѕРіРѕ работать, РѕРЅР° сумела сохранить популярность Рё любовь читателей. «Только Тэффи Рё СЏ трудимся, Р° остальные перепечатывают старые вещицы», — РіРѕРІРѕСЂРёР» РІ 1932Рі. Буниным Владислав Ходасевич15.
Тэффи находится РІ центре литературной Рё культурной жизни. Ее всегда доброжелательное отношение Рє людям, обаяние Рё остроумие, политическая Рё литературная «объективность» привлекали Рє ней самых разных людей. Среди бывавших Сѓ нее РЅР° Монпарнасе Рё затем РЅР° улице Буассьер — Р.Бунин Рё Р‘.Зайцев, Р.Фондаминский Рё Р”.Аминадо, Рњ.Цетлин Рё Р“.Адамович, Рњ.Алданов Рё Р—.Гиппиус, Р° также РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ видные художники, писатели, актеры, философы, общественные деятели, СЃ большинством РёР· которых РѕРЅР° была знакома еще РІ Р РѕСЃСЃРёРё. Тэффи участвует РІ съезде СЂСѓСЃСЃРєРёС… писателей РІ Белграде; после РІРѕР№РЅС‹, РІ 1946Рі., РєРѕРіРґР° РІ Париже был воссоздан РЎРѕСЋР· писателей Рё журналистов, РїСЂРё выборах РІ правление РѕРЅР° получила максимальное количество голосов. РўРѕРіРґР° же предпринимались попытки уговорить ее переехать РІ Советский РЎРѕСЋР·, РЅРѕ, несмотря РЅР° РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ тоску РїРѕ Р РѕСЃСЃРёРё, РѕРЅР°, как Рё Бунин, Зайцев, Адамович, предпочла умереть РІ эмиграции. Скончалась Тэффи РІ Париже 6 октября 1952Рі.
Писательница прожила долгую жизнь, п