«Женщина в море»
Леонид Бородин мало знаком нашему читателю, так как его произведения, написанные в последние два десятилетия, издавались за рубежом, а сам писатель судом “брежневской эры” был отторгнут от общества.
Произведение, Рѕ котором пойдет речь, — это небольшая РїРѕ объему повесть. “Женщина РІ море”. Красивое название. Две стихии, которые невозможно понять Рё осознать. Две стихии, которые поглощают РѕРґРЅР° РґСЂСѓРіСѓСЋ. РћРЅРё вдохновляют нас РЅР° неожиданные, даже для нас самих, поступки. Рто название точно раскрывает ту мысль, которой СЃ нами хотел поделиться автор.
Произведение начинается с описания моря, точнее сказать, с рассуждений, на которые наталкивает нашего героя (будем йазывать его так) море. Рассуждения эти довольно необычны, они не вписываются в образы “обычного” понимания моря. Являясь для Лермонтова и Пушкина источником вдохновения, для нашего героя оно не больше, чем лужа. У него оно вызывает неприязнь и презрение. Для нашего героя море — это “мировая свалка аш два о”, “дохлая кошка ветров” (какое интересное сравнение). Вообще, рассуждения ведутся “доказательством от противного”, в этом состоит особенность авторского мастерства. Своими рассуждениями герой, с одной стороны, отталкивает от себя, а с другой — привлекает новизной своих рассуждений.
Как СЏ уже РіРѕРІРѕСЂРёР», для нашего героя РјРѕСЂРµ бездейственно, безынициативно, его можно “пинать ногами, как дохлую кошку”. Отсюда напрашивается вывод, что сам РѕРЅ “творец” или называет себя таким, имея слишком высокое самомнение. РќРѕ РЅРµ будем здесь долго останавливаться. Рто лишь первое впечатление, которое остается Сѓ нас после вступления. Самое главное — впереди.
Р РІРѕС‚ завязка. Наш герой спасает женщину-самоубийцу. Рнтересное начало заинтересовывает. Здесь надо отдать должное автору. Привлекает внимание сама форма повествования. Р’СЃРµ события автор как Р±С‹ “пропускает” через своего героя. РћРЅ выдает нам уже его оценку, его выводы. Почти РІСЃСЏ повесть состоит РёР· внутренних монологов героя. РќРѕ вернемся Рє завязке. Р’СЃРµ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ лучших традициях детективного жанра. Повесть начинается СЃ тайны, которую нашему герою предстоит разгадать.
Первая глава заканчивается. Надо отметить, что заканчивается она обращением нашего героя к морю. Все его выводы связаны с ним. Море всему подводит итог.
Рђ что же дальше? Дальше наш герой конечно же идет навестить утопленницу. РР· его разговора СЃРѕ следователем РјС‹ узнаем, что РѕРЅР°, оказывается, крупная аферистка. РќРѕ это обстоятельство ничуть РЅРµ смущает героя. РќРµ будем долго останавливаться РЅР° его беседе СЃ утопленницей. РћРЅР° является лишь связующим звеном РІ цепочке повествования. РќРѕ РёР· этой беседы РјС‹ узнаем, что РѕРЅ “...уважает самоубийц”. Шаг навстречу смерти для него есть высшее мужество. РџРѕ С…РѕРґСѓ повествования РјС‹ также узнаем, что наш герой, как Рё его автор, РєРѕРіРґР°-то сидел РІ политических лагерях. Рскорее всего, сидел РѕРЅ там Р·Р° то, что имел СЃРІРѕСЋ точку зрения РЅР° происходящее. Рто веский аргумент РІ его пользу.
Но вот наш герой уже идет навестить дочь утопленницы. Мы узнаем, что ее зовут Людмила, а ее друга Валера. Далее, будто бы случайно, наш герой присоединяется к этим молодым людям. К ним его влечет обыкновенное любопытство. Надо же узнать новое поколение.
РўСЂРѕРµ РЅР° катере РІ РјРѕСЂРµ. Романтично. Самая подходящая обстановка для того, чтобы поближе познакомиться СЃ нашими новыми героями. РЎ Валерой РІСЃРµ просто. Рто человек, который умеет оказаться РІ нужное время РІ нужном месте. Наш герой сравнивает его СЃ сытым, откормленным котом. Людмила оказывается сложнее. Наш герой РЅРµ разгадает ее РґРѕ самого . конца. Говорит РѕРЅР° РјРЅРѕРіРѕ, РЅРѕ РІСЃРµ ее слова пронизаны злостью, даже ненавистью Рє окружающим. Герой должен был Р±С‹ заметить это обстоятельство, РЅРѕ РѕРЅ РІСЃРµ списывал РЅР° молодость. Впоследствии это РґРѕСЂРѕРіРѕ ему обойдется.
Наконец он сам разговорился. Он рассказывает о своей жизни, точнее, о парадной ее стороне, пытаясь предстать в глазах Людмилы героем. Наш герой понимает, что это ребячество, но остановиться не может. В конце концов он оправдывается. Оправдания эти предназначены для того, чтобы заглушить голос совести, который вдруг просыпается и потом долго не дает покоя.
Что же побудило его на такие откровения? Неужели он влюбился? Он ведь не раз упоминал, что Людмила очень красива. Вряд ли. Скорее всего, у нашего героя просто давно не было возможности выговориться, не было хорошего собеседника.
Р РІРѕС‚ уже РЅР° берегу звучит РІРѕРїСЂРѕСЃ Людмилы: “В каком РІС‹ санатории?” РћРЅ отвечает. РћРЅР° смеется, что оставляет РІ душе Сѓ нашего героя “нехороший” осадок. Почему РѕРЅР° засмеялась? Р’СЃРµ просто. Р’ процессе разговора Людмила разгадала нашего героя, нашла Рє нему ключик. Ртот ключик РѕРЅР° еще использует РІ СЃРІРѕРёС… целях. Задав РІРѕРїСЂРѕСЃ, РѕРЅР° услышала то, что Рё ожидала услышать. Р–РёРІСЏ РІ этом РіРѕСЂРѕРґРµ, Людмила наверняка знала контингент обитателей каждого санатория.
В конце главы наш герой отмечает, что между ним и морем появилась связь, скорее добрая, чем какая-либо другая. Образовался треугольник: наш герой, Людмила, море. Что между ними общего? Людмила и море. Одно является порождением другого. Наш герой не может относиться к Людмиле как он до этого относился к морю. Соответственно его взгляд на него меняется. Между ними возникает связь, которая осуществляется через Людмилу. За первой встречей должна быть вторая. Она не заставляет себя долго ждать. Наш герой снова со своими друзьями в море, только на этот раз в лодке. Он счастлив, как ребенок. Счастлив настолько, что не замечает, как его втягивают в довольно туманное предприятие. Недолго думая, он соглашается. Его честолюбие сделало свое дело. Ведь если бы отказался, он бы выглядел трусом в глазах Людмилы. Перед тем как пойти “на дело” (ну чем не детектив!), он долго и напряженно размышляет. В конце концов он приходит к такому выводу: “Лишь днями назад стоял у моря и, понося природу, отказывал ей в существовании.
Но встретилась на пути (или поперек) красивая женщина, и мысль крутится змеей и оправдывает, оправдывает, и я не в силах контролировать мысль и склонен отказать ей в реальности. Готов признать ее производной и зависимой от каких-то иных состояний, которые вовсе не хочется формулировать, потому что догадываюсь, что формулировки эти унизят меня в собственных глазах, и как тогда я смогу любить ближнего, 'если захлебнусь презрением к себе”.
Что это? Значит, он все-таки влюблен и готов ради красивой девушки на все, даже изменить своим идеалам и жизненным принципам. Неужели только любовь и молодость толкнули его на это? А почему бы и нет. Каждый волен распоряжаться собой как хочет. Он свободен, и никто не вправе упрекнуть его.
Наступает кульминационный момент. Наш герой идет “на дело” Рё выполняет то, что РѕС‚ него требуют. РўСѓС‚-то РѕРЅ РїРѕ-настоящему понимает, что его ловко обвели РІРѕРєСЂСѓРі пальца. РќРѕ РѕРЅ еще надеется, что деньги (Р° РѕРЅРё обокрали кассу мафии) РїРѕР№РґСѓС‚ РїРѕ назначению, что Людмила совершит хоть РѕРґРёРЅ бескорыстный поступок РІ своей жизни, спасет мать. РћРЅ понимает, что был средством для достижения цели, РЅРѕ ведь цель-то была благородная! Рто последний аргумент, который хоть как-то спасает его РѕС‚ СЃРІРѕРёС… же мыслей.
Наступает момент третьей и последней встречи нашего героя с его новыми друзьями. На улице идет дождь, первый за все это время, природа плачет, не пришлось бы заплакать нашему герою. Встреча происходит в машине. Молодые люди хорошо загримированы. Нашему герою приходится прилагать максимум усилий, чтобы увидеть в них своих новых знакомых. Он не может смириться с тем, что люди, которым он так много доверил, оказались ему абсолютно чужими. Не только внутренне, но даже внешне.
Наш герой узнает, что деньги никогда не пойдут по назначению. Все его надежды рухнули. Как он сильно обманулся! Какой удар по его самолюбию! Он всю жизнь что-то делал, к чему-то стремился, считал жизнь “объектом личной инициативы”. Рвот итог: вся его “сложность” оказалась “примитивным кроссвордом” в руках приморской девицы. А что же море? Оно штормит, но, несмотря на это, вяло и уныло, как будто сожалеет о случившемся. Море. Оно вечно и незыблемо. С него все началось, им все и закончится.
Такая рана будет болеть долго, но ничего. Скоро он встанет, отряхнется и пойдет дальше, хотя походка будет уже не такой уверенной.
Легко считать себя умнее других, но так ли это на самом деле? Наш герой переоценил свои силы. Он посчитал себя достаточно наученным жизнью, чтобы отличить хорошее от плохого. Между этими понятиями очень тонкая грань. Не всегда удается различать ее. Увлекшись, наш герой не заметил, как перешагнул через эту грань, не заметил и того, как все дальше и дальше удалялся от той правды, которая в свое время помогла ему остаться человеком. В своих новых друзьях он увидел ту мнимую свободу, которой ему когда-то не хватало. В ней он увидел, как ему казалось, то, что искал. Но он ошибся, и ему пришлось заплатить за эту ошибку.
РќРѕ РЅРµ только наш герой ищет СЃРІРѕСЋ правду. Рщут ее Рё РґСЂСѓРіРёРµ герои Леонида Бородина. РћРґРЅРѕ РёР· его произведений так Рё называется — “Третья правда”. Конечно, каждый герой самоутверждается РїРѕ-разному. Разным является Рё итог произведений. РќРѕ РёС… объединяет РѕРґРЅР° идея. Человек остается человеком, если РѕРЅ верен своей нравственной Правде.
Не будем строго судить нашего героя. Все мы ищем, все ошибаемся. Особенно сейчас, когда старые идеалы вдруг оказываются никому не нужными, затоптанными своими же создателями. Трудно найти свою дорогу, идя по которой ты бы никуда не сворачивал. Ты еще много раз ошибешься, пока ее найдешь.