«Жалости и милости"
В«"
Комментарий к одному стихотворению
Макс Ремпель
Есть такой жанр - комментарии Рє стихам, РёС… расшифровка, выкапывание пластов Рё ссылок. Особенно РІ нем преуспел T.S. Eliot - РѕРЅ сам писал стихи Рё РёС… комментировал. Затем РёС… комментировали литературоведы. Р’ результате тоненький СЃР±РѕСЂРЅРёРє стихов превращается РІ толстенный том комментариев. Хорошо это или плохо? РљРѕРјСѓ как. Рные любят РїРѕСЌР·РёСЋ Р·Р° Р·РІСѓРє Рё неуловимость. РњРЅРµ же РІ РїРѕСЌР·РёРё нравится ребусность Рё разгадываемость. РљРѕРіРґР° после каждой отгадки стих приобретает новый смысл, резонирует РЅР° РЅРѕРІРѕР№ волне.
Вот мои комментарии к одному из самых сложных - емких стихов Мандельштама.
Если вы дополните или поправите - буду рад.
Стих прежде всего удивителен ритмом. Каждое двустишие имеет свой ритм. Оно похоже на спектр - каждое двустишие говорит о своём и перекликается с идеями из разных тем и разных времен.
Я молю, как жалости и милости,
Франция, твоей земли и жимолости,
Весь стих скреплен игрой слов, несовершенными рифмами, на грани фола. Он начинается с каламбура, несовершенной рифмы - милости-жимолости, почти ботинки-полуботинки и кончается ещё более спорной рифмой - козы-раздразни.
Рто РЅРµ небрежность, Р° стиль, приближающий стихи РїРѕ емкости Рє РїСЂРѕР·Рµ, позволяющий собрать воедино вещи РЅРµ совместимые, Рё, что необыкновенно трудно РІ стихах - высказать сложную философскую мысль, РЅРµ СЃРЅРёР·РѕР№РґСЏ РґРѕ РїСЂРѕР·С‹, оставшись РЅР° территории РїРѕСЌР·РёРё.
Во Франции Мандельштам был в 1907 году, в 16 лет, а стихотворение написано в 1937 году, в 46 лет, за год до гибели в лагерях, когда Европа была за железным занавесом, и для большинства была чем-то абстрактным и недоступным.
Правды горлинок твоих и кривды карликовых
Виноградарей в их разгородках марлевых.
Речь идет РѕР± импрессионистах, правда РЅРµ знаю, Рѕ которой конкретно картине. РЇ Р±С‹ думал, что это должен быть РњРѕРЅРµ, Клод, РёР· Ррмитажа.
Заметьте противопоставление - кривды - правды - горлинок (парижских горожанок? или голубей с парижских мостовых?) и виноградарей – сельских жителей, карликовых и приземленных.
В легком декабре твой воздух стриженный
Рндевеет - денежный, обиженный...
Рнтересно, который здесь декабрь - 1907 РіРѕРґР° или 1937РѕРіРѕ?
Если легкий, то наверно - Парижский? Почему стриженный - потому что во Франции стригли кусты? Вспомним Бенуа, прогулку короля...
Почему РІРѕР·РґСѓС… денежный? - это РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ продажи коллекции импрессионистов РёР· Ррмитажа американцам? Примерно то самое время - интересно Р±С‹ проверить... Р—Р° валюту - помните, Сѓ Булгакова: граждане! Сдавайте валюту...
Но фиалка и в тюрьме: с ума сойти в безбрежности!
Свищет песенка насмешница, небрежница, -
Фиалка в тюрьме - картина в музее в 37 году, в эпоху террора, как напоминание о свободной жизни.
Где бурлила, королей смывая,
Улица июльская кривая...
О французской революции - интересно, что за улица и что за июль?
А теперь в Париже, в Шартре, в Арле
Государит добрый Чаплин Чарли -
Об индустриализации и американизации Франции и Европы. О наступлении ширпотреба, о том, что импрессионизм 1900 года, которому Мандельштам - современник, сменяется бездушным и разрушительным конструктивизмом, модернизмом, фашизмом и прочими измами.
Ртот перелом наступил РІ 20-30-С… годах, РІ 1937-Рј было СЏСЃРЅРѕ, даже РёР· Воронежской ссылки, что старый европейский РјРёСЂ ушел Рё изменился, РЅР° смену ему идет индустриальная эстетика, Рё Чаплин - лучшее, что РѕРЅР° может представить взамен воздушному, поэтическому Рё расплывчатому импрессионизму.
В океанском котелке с растерянною точностью
На шарнирах он куражится с цветочницей...
В океанском - заокеанском, вселенском, универсальном - так шокирующем в период эпохи Москвошвея.
Шарниры - комические движения Чаплина - характеристика человека-робота, человека нового индустриального общества, предвестника брейк-данса. Цветочница - это из какого фильма.
Там, где с розой на груди в двухбашенной испарине
Паутины каменеет шаль,
Рту загадку РЅРµ СЏ отгадал - это Нотр-Дам - гениальное изобретение французов средних веков, СЃРїРѕСЃРѕР± построения СЃРѕР±РѕСЂРѕРІ особенно воздушных Рё устремленных вверх - однажды построенный, кажется РІ XII веке, Нотр-Дам был скопирован РІРѕ множестве экземпляров Рё присутствует РІ каждом большом РіРѕСЂРѕРґРµ Франции. Так мысль перелетает РѕС‚ Чаплина Рё слепой цветочницы РїРѕ воздушному готическому мосту Рє Нотр-Даму СЃ РґРІСѓРјСЏ башнями Рё вертикальной каменной СЂРѕР·РѕР№ (СЏ видел озеро, стоявшее отвесно...)
Жаль, что карусель воздушно-благородная
Оборачивается, городом дыша, -
Карусель - роза - цивилизация - Европа принимают Чаплина, американскую бездушную индустриализацию - огни большого города, и кажется, необратимо.
Наклони свою шею, безбожница
С золотыми глазами козы,
Наклони шею - смирись, возврата нет.
Почему безбожница? Потому что Франция была первой страной, где революция отвергла Бога?
Почему у Франции "золотые глаза козы"? Не знаю. Может речь идет о жертвенном агнце?
Ркривыми картавыми ножницами
Купы скаредных роз раздразни.
Почему ножницы картавые? Кривые - понятно, но картавые? Почему купы? Почему скаредных? Не желающих сдаваться? Здесь ржавые кривые картавые непоэтичные садовые ножницы – символ индустриализации, футуризма, модернизма, а оконная роза готического собора - символ поэзии, культуры, западной цивилизации отступающей под напором города, индустрии и капитала.
А теперь целиком:
* * *
Я молю, как жалости и милости,
Франция, твоей земли и жимолости,
Правды горлинок твоих и кривды карликовых
Виноградарей в их разгородках марлевых.
В легком декабре твой воздух стриженый
Рндевеет — денежный, обиженный...
Но фиалка и в тюрьме: с ума сойти в безбрежности!
Свищет песенка — насмешница, небрежница,—
Где бурлила, королей смывая,
Улица июльская кривая...
А теперь в Париже, в Шартре, в Арле
Государит добрый Чаплин Чарли —
В океанском котелке с растерянною точностью
На шарнирах он куражится с цветочницей...
Там, где с розой на груди в двухбашенной испарине
Паутины каменеет шаль,
Жаль, что карусель воздушно-благодарная
Оборачивается, городом дыша,—
Наклони свою шею, безбожница
С золотыми глазами козы,
Ркривыми картавыми ножницами
Купы скаредных роз раздразни.