Ссылка на архив

"Холодная война" как противостояние двух политических систем

После Второй мировой войны 1939 – 1945 гг. были заложены основы раскола мира на два противостоящих друг другу лагеря, определившего на долгие годы всю мировую практику. В годы этой войны сложился союз великих держав – СССР, США, Великобритании и Франции. Наличие общего врага позволяло преодолевать разногласия, находить компромиссы. Решения Тегеранской (1943), Крымской (1945), Потсдамской (1945) конференций носили общедемократический характер и могли стать основой послевоенного мирного урегулирования. Огромное значение имело и образование ООН (1945), в уставе которой нашли отражение принципы мирного сосуществования, суверенитета и равенства всех стран мира. Однако этот уникальный шанс создания прочного мира для многих поколений остался неиспользованным. На смену Второй мировой пришла „холодная война”.

Сам термин „холодная война” был пущен в оборот Госсекретарём США Д.Ф. Даллесом. Суть его – политическая, экономическая, идеологическая конфронтация двух систем, балансирование на грани войны.

Не имеет смысла спорить на тему, кто начал „холодную войну”, аргументы приводятся и той, и другой стороной. Нелогично и неразумно полностью обделять одну сторону и возлагать всю вину на другую. Уже в ходе войны с Германией в некоторых кругах США и в Англии всерьёз рассматривались планы, пройдя через Германию, начать войну с Россией. Широко известен факт переговоров, которые Германия вела в конце войны с западными державами о сепаратном мире (так называемая миссия Вольфа). Предстоящее вступление России в войну с Японией, „позволяющее спасти жизнь миллионов американских парней”, перевесило чашу весов, не дало осуществиться этим планам.Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки (1945) была не столько военной операцией, сколько политическим актом, с целью оказать давление на СССР. Поворот от сотрудничества с Советским Союзом к конфронтации с ним начался уже после смерти президента Ф. Рузвельта. Начало „холодной войны” принято датировать речью У. Черчилля в американском городе Фултоне в марте 1946 г., в которой он призвал народ США к совместной борьбе против Советской Россией и её агентов – коммунистических партий. Экономическими причинами изменения политики США было то, что США неизмеримо разбогатели в годы войны. С окончанием войны им угрожал кризис перепроизводства. В то же время экономика европейских стран была разрушена, их рынки были открыты для американских товаров, но платить за эти товары было нечем. Вкладывать же капиталы в экономику этих стран США опасались, так как там было сильно влияние левых сил, и обстановка для капиталовложений была не стабильна.

В США был разработан план, получивший название Маршалла. Европейским странам была предложена помощь для восстановления разрушенной экономики. Давались займы на покупку американских товаров. Вырученные деньги не вывозились, а вкладывались в строительство предприятий на территории этих стран. План Маршалла приняли шестнадцать государств Западной Европы. Политическим условием оказание помощи было удаление коммунистов из правительств. В 1947 г. коммунисты были выведены из правительств западноевропейских стран. Помощь была предложена и восточноевропейским странам. Польша и Чехословакия начали переговоры, но под давлением СССР отказались от помощи. Одновременно США разорвали советско-американское соглашение о кредитах и приняли закон о запрещении экспорта в СССР. Идеологическим обоснованием „холодной войны” стала доктрина Трумэна, выдвинутая президентом США в 1947 г. согласно этой доктрине конфликт западной демократии с коммунизмом непримирим. Задачи США – борьба с коммунизмом во всём мире, „сдерживание коммунизма”, „отбрасывание коммунизма в границы СССР”. Провозглашалась американская ответственность за события, происходящие во всём мире, все эти события рассматривались через призму противостояния коммунизма и западной демократии, СССР и США. Война двух систем, а точнее двух идеологий, началась в 1917 г., однако, оформилась как вполне осознанное противостояние именно после Второй мировой войны. Почему же именно эта война стала колыбелью „холодной войны”? Чтобы ответить на этот вопрос стоит обратиться к истории Второй мировой войны. Германия начала территориальные захваты (Рейнская область, Австрия), а будущие союзники взирают на это равнодушно. Каждый из будущих союзников предполагал, что дальнейшие шаги Гитлера будут направлены в „нужную” им сторону. Западные страны, в известной степени, поощряли Гитлера, закрывая глаза на многие нарушения международных договоров по демилитаризации Германии. Наиболее ярким примером такой политики является Мюнхенский договор 1938 года, по которому Гитлеру была отдана Чехословакия, СССР склонен был рассматривать действия Гитлера как проявление „общего кризиса капитализма” и обострение противоречий между „империалистическими хищниками”. После Мюнхена страны Запада фактически дали Гитлеру „карт-бланш” в движении на Восток, а Сталин от лица СССР заключил с Гитлером „Пакт о ненападении” и, как впоследствии стало известно, секретный договор о разделе сфер влияния. Но Гитлер оказался непредсказуем. Военные действия были начаты Германией против всех сразу, что и послужило в дальнейшем причиной гибели Третьего рейха. Гитлер ошибочно считал, что противоречия, существовавшие между будущими союзниками, непреодолимы. На сегодняшний день у историков достаточно материала, чтобы судить о личности фюрера. Исходя из имеющихся данных, можно с уверенностью говорить, что противоречия, на которые рассчитывал Гитлер, реально существовали. То есть у „холодной войны” были глубокие корни.

Почему же она началась именно после Второй мировой войны?

Очевидно, что это было продиктовано самим временем, самой эпохой. Из этой войны союзники вышли настолько сильными, а средства ведения войны стали столь разрушительными, что стало ясно: выяснять отношения прежними методами слишком большая роскошь. Тем не менее, желания извести противную сторону у партнёров по коалиции не убавилось.

Итак, „холодная война” началась вскоре после окончания Второй мировой войны, когда союзники принялись подводить её итоги. Что же они увидели?

Во–первых, половина Европы оказалась в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникли просоветские режимы.

Во–вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий.

В–третьих, мир быстро поляризовался и превратился в двухполюсной.

В–четвёртых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно–экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими. Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР.

Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй мировой войны, и было высказано У. Черчиллем, провозгласившем начало „холодной войны”. Оценки данного периода у большинства историков совпадают. Основная масса исторических исследований написана после ХХ съезда КПСС и после снятия Н.С. Хрущёва, поэтому мнения историков, как правило, достаточно объективны. Хотя правильность проводимого страной политического курса не оспаривалась, о допущенных ошибках и злоупотреблениях говорилось достаточно открыто. Лишь в ряде учебников середины 60 – х гг. можно встретить оценки этого периода, как периода „развёрнутого строительства коммунизма”, уже с конца 60 – х гг. эта характеристика не используется, а термин „развитое социалистическое общество”3 применялся, в основном, к 70 – 80 гг. Наибольшие споры вызывала и вызывает оценка внешнеполитической деятельности, существуют различные точки зрения на причины холодной войны и её виновников. В советской историографии до начала 90 – х гг. преобладала однозначная оценка – вину за послевоенное противостояние возлагали на США и его союзников. В западной историографии, в свою очередь, холодная война рассматривалась как результат „ экспансии мирового коммунизма”4, как стремление Запада противостоять коммунистической агрессии (наиболее чётко эта концепция прослеживается у Н. Верта). Сейчас эта точка зрения утверждается и у нас. Ряд историков (Н.В. Загладин – СССР, Дж. Гейдис – США) выводят холодную войну из господствующих как с той, так и с другой стороны идейных и политических взглядов. Если следовать общественной точке зрения, наверное не логично полностью возлагать вину на одну сторону и обделять другую. И СССР, и США направляли усилия на складывание систем военно-политических союзов, при этом инициатора формирования военно-блоковых систем выявить невозможно.

Анализ экономической ситуации даётся в работах Р.А. Медведева, Е.Ю. Зубковой, Л.А. Гордон, Э.В. Клопова. Политическая система страны исследуется в работах Р.А. Медведева. Им даны интересные характеристики политических деятелей эпохи, созданы их политические портреты в контексте исторических событий. Культурная жизнь страны, особенно в период хрущёвской „оттепели”, отражена в работах Г.А. Арбатова, Ф.М. Бурлацкого, Р.А. Медведева. Следует также отметить ряд коллективных работ комплексного характера, в которых исследуются различные аспекты жизни общества. Это в первую очередь коллективная монография под ред. В.В. Журавлёва „ХХ съезд КПСС и новое политическое мышление в ядерный век” и др. Из зарубежных авторов данный период наиболее полно исследован в работах Дж. Боффа, Н. Верта. В последнее время а отечественной историографии появилась новая тенденция – подход, основанный на антикоммунизме. Это как бы зеркальное отражение прежней советской историографии. Всё, что идёт от коммунистов, объявляется порочным, все беды и недостатки объясняются семидесятилетним правлением КПСС, на коммунистов возлагается вина за вторую мировую войну, „холодную войну”, развал экономики и т.д. Попытки деидеологизации, деполитизации исторической науки ушли в прошлое, история снова становится ареной острейшей политической борьбы. Вновь, как с той, так и с другой стороны, вошло в обыденную практику наклеивания ярлыков („красно-коричневые”, „масонский заговор”, „агенты влияния” и др.). всё это требует чрезвычайно осторожных подходов не только к оценкам тех или иных событий, особенно в периодической печати, но и даже к изложению самих фактов, которые могут подбираться в зависимости от позиции автора.


Глава 1. Россия и мир в период „холодной войны”

1.1 Россия и мир после Великой Отечественной войны (1946 – 1960 гг.)

Монопольное обладание атомной бомбой позволяло США, как они считали, диктовать свою волю миру. В 1945 г. началась разработка планов нанесения атомного удара по СССР. Последовательно разрабатывались планы “Пинчер” (1946г.), „Бройлер” (1947.), „Дропшот”(1949г.)1. Американские историки, не отрицая наличия таких планов, говорят, что речь шла лишь об оперативных военных планах, которые составляются в любой стране на случай войны. Но после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки наличие таких планов не могло не вызвать резкой ответной реакции Советского Союза. В 1946 г. в США было создано стратегическое военное командование, распоряжавшееся самолётами – носителями атомного оружия. В 1948 г. бомбардировщики с атомным оружием были размещены в Великобритании и Западной Германии. Советский Союз был окружён сетью американских военных баз. В 1949 г. их насчитывалось более 300.

США проводили политику создания военно-политических блоков против СССР. В 1949 г. был создан Североатлантический блок (НАТО), в 1954 г. – организация Юго–Восточный Азии (СЕАТО), в 1955 г. – Багдадский пакт. Был взят курс на восстановление военного потенциала Германии. В 1949 г., в нарушение Ялтинских и Потсдамских соглашений, из тех зон оккупации – английской, американской и французской была создана Федеративная республика Германия, которая в том же году вошла в НАТО. Советский Союз также проводил политику конфронтации. Действия СССР на международной арене отнюдь не всегда были продуманными и назвать его политику полностью миролюбивой нельзя. Так, начало „холодной войны” было в какой-то мере спровоцировано политикой СССР в отношении Польши. Советский Союз не согласился на создание в Польше коалиционного правительства, включавшего и представителей лондонской эмиграции, не пошёл на проведение в Польше всеобщих выборов, отказался вернуть восточные польские земли, полученные по пакту с Германией. И. Сталин во всей внешней политике также исходил из концепции раскола мира на два лагеря – на лагерь империализма во главе с США и лагерь социализма во главе с СССР – и все события в мире рассматривал сквозь призму противоборства этих двух лагерей. В 1949г. в СССР была испытана атомная бомба, а в 1953г. создана термоядерная бомба (раньше, чем в США). Создание в СССР атомного оружия было ответом на американский атомный шантаж, но положило начало гонке вооружений между СССР и США. В противовес блоку западных государств стал формироваться экономический и военно-политический союз социалистических стран. В 1949г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи – орган экономического сотрудничества государств Восточной Европы. В мае 1955г. – Варшавский военно-политический договор. Оформлялся раскол мира на два противостоящих друг другу лагеря. Раскол мира на два лагеря сказался на экономических связях. После принятия плана Маршалла и образования СЭВ сложились фактически два параллельных мировых рынка, мало связанных друг с другом. СССР и Восточная Европа оказались изолированными от развитых стран, что пагубно сказалось на их экономике. Внутри самого социалистического лагеря И. Сталин проводил жёсткую политику, последовательно осуществлял принцип „кто не с нами, тот против нас”. Он писал: „Два лагеря – две позиции: позиция безусловной защиты СССР и позиция борьбы против СССР. Тут надо выбирать, ибо нет и не может быть третьей позиции. Нейтральность в этом деле, колебания, оговорки, икания третьей позиции являются попыткой уйти от ответственности… А что значит уйти от ответственности? Это значит незаметно соскользнуть в лагерь противников СССР”. Внутри социалистических стран проводились расправы с инакомыслящими. Если же особую позицию занимало руководство страны, то эту страну отлучали от социалистического лагеря, разрывали с ней внешние отношения, как это произошло в 1948г. с Югославией, руководство которой пыталось проводить независимую политику.

После смерти И. Сталина новое руководство стало проводить более реалистичную внешнюю политику. Были нормализованы отношения с Югославией, заключено перемирие в Корее, где с 1950г. шла гражданская война, подписаны соглашения по Индокитаю. В 1955г. был заключён договор с Австрией. В отличие от Германии, Австрия провозглашалась единым демократическим нейтральным государством. СССР ликвидировал военные базы в Порт – Артуре и в Поркалла – Удд (Финляндия). Позитивные изменения внешней политики нашли отражение в решениях ХХ съезда КПСС (февраль – март 1956г.). Съезд по-новому поставил ряд коренных вопросов мирного развития. Если ранее вся внешняя политика СССР исходила из ленинского положения о неизбежности войн при империализме, то теперь был сделан вывод о возможности предотвращения мировой войны. В результате разгрома Германии и Японии, установлении демократических режимов в большинстве стран, достижении независимости большинством бывших колоний количество миролюбивых стран неизмеримо выросло, выросла и мощь миролюбивых сил. Исходя из этого положения, основным принципом внешней политики СССР провозглашался принцип мирного сосуществования. Он включал в себя отказ от применения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, уважение суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ, сотрудничество на основе равноправия и взаимной выгоды. Вместе с тем подчёркивалось, что мирное сосуществование не означает отказа от классовой борьбы, просто эта борьба теперь принимает форму соревнования двух систем.

Решения ХХ съезда провозглашали новый курс советской внешней политики. Но нельзя не учитывать, что этот курс проводился часто непоследовательно, на практике нередки были отступления от декларированных принципов (Венгрия – 1956, Чехословакия – 1968, Афганистан – 1979). Политика противоборства двух лагерей – продолжалась. Да и само мирное сосуществование уже в конце 60 – х гг. рассматривалось как „форма классовой борьбы”. После разоблачения культа личности И. Сталина начались процессы демократизации в социалистических странах. Произошла смена сталинских правительств. Были реабилитированы и выпущены из тюрем жертвы политических репрессий. Многие из них (Л. Свобода. В. Гомулка, Я. Кадар) впоследствии возглавили правительства своих стран. В некоторых странах процессы десталинизации проходили крайне болезненно. В Венгрии (1956г.) они вылились в антикоммунистическое восстание и гражданскую войну. Правительство СССР в этих условиях приняло решение о вводе в Венгрию советских войск. Это решение резко осложнило международную обстановку, подорвало авторитет Советского Союза и внесло раскол в мировое коммунистическое движение.

1.2 Россия и мир в 1960-х – середине 1980-х гг.

Программа КПСС, принятая в 1961г., провозгласила принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем генеральным принципом внешней политики Советского государства. Однако само мирное сосуществование рассматривалось как специфическая форма классовой борьбы на международной арене. Политика противоборств двух систем продолжалась. С одной стороны, участились контакты между лидерами СССР и западных стран, состоялось несколько встреч в верхах, активно обсуждались проблемы разоружения. Был заключён ряд соглашений, значительно улучшивших международную обстановку. В 1963г. СССР, США и Англия заключили договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Это решение резко уменьшило опасность радиоактивного заражения планеты – в 1970 году содержание радиоактивного стронция-90 на земной поверхности составило 5 % от уровня 1963г. В 1967 году был подписан договор, запрещающий выводить все виды оружия массового уничтожения в космос, в 1968 году договор о нераспространении ядерного оружия, призванный предотвратить вовлечения в гонку ядерных вооружений новых стран. Эти договоры снизили опасность возникновения ядерной войны, хотя гонка вооружений продолжалась. Так, США увеличили число своих стратегических ракет наземного базирования с 1962г. по 1967г. с 294 до 1054.

С другой стороны, в это десятилетие мир пережил ряд острейших международных кризисов, ставивших человечество на грань войны. Наиболее опасными из них были Берлинский 1961г. и Карибский 1962г.

В августе 1961г. части народной армии ГДР установили контроль над всей, до сих пор открытой, границей между ГДР и Западным Берлином. Была возведена Берлинская стена, существовавшая вплоть до 1990г. Эта акция привела к усилению противостояния в центре Европы. Самый опасный из международных кризисов произошёл в октябре 1962г. После отражения в 1961г. попытки интервенции с территории США, опасаясь её повторения, правительства СССР и Кубы решили разместить на Кубе советские баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Мир был поставлен на грань войны. В этих условиях обе стороны проявили реализм и способность идти на компромиссы. СССР вывел с Кубы ракеты, США сняли блокаду и согласились в виде компенсации ликвидировать свои ракетные базы в Турции. В 1964г. началось крупномасштабное военное вмешательство США в Юго-Восточной Азии, переросшие в открытую интервенцию против Вьетнама, продолжавшуюся до 1973г. Неоднозначно развивались и отношения внутри так называемого „социалистического лагеря”. Политика противостояния двух блоков приводила к стремлению подавить всякое инакомыслие. На словах провозглашались необходимость учёта национальной специфики, суверенность социалистических государств, на деле же проводился сталинский принцип „кто не с нами, тот против нас”, навязывалась административно-бюрократическая модель общественного устройства, любая попытка вести самостоятельную политику рассматривалась как попытка измены делу социализма. В начале 60-х годов развернулась полемика с Югославией, руководство которой обвинялось в „ревизионизме”. Не все страны согласились с выводами ХХ съезда, критикой сталинизма: на сталинских позициях оставались руководители Китая, Албании, Северной Кореи. В 1962 г. полемика с албанской партией труда привела к разрыву межгосударственных отношений. С 1963г. усилились трения между КПСС и КПК, что привело к ухудшению межгосударственных отношений и даже к вооружённым столкновениям на границе весной и летом 1969г. С другой стороны, правительство Чехословакии, взявшее курс на последовательную демократизацию общества, внедрение элементов рыночной экономики, построение „социализма с человеческим лицом”, пошло по этому пути значительно дальше, чем позволяли рамки так называемого „социалистического пути развития”. Это вызывало резкое недовольство руководства СССР. В 1968г. была предпринята интервенция объединённых вооружённых сил Варшавского Договора для наведения порядка в Чехословакии. То, что в 1956г. в Венгрии было крайней мерой, вызванной чрезвычайными обстоятельствами, теперь превращалось в норму взаимоотношений между социалистическими странами. Ввод войск в Чехословакию привёл к падению не только авторитета СССР, но и популярности коммунистических идей. У части населения социалистических стран возникли устойчивые антисоветские настроения. В 60-е годы окончательно рухнула колониальная система. Освободившиеся страны стали играть всё большую роль в мировой политике. Советский Союз проводил активную политику сотрудничества с развивающимися странами, поддерживал наиболее радикальные режимы, провозглашавшие курс „социалистической ориентации”. Эта политика вызывала негативную реакцию Запада, рассматривавшего её как попытку распространить советскую систему на весь мир. Ареной противоборства двух блоков становились азиатский и африканский континенты. С 1970г. начинается период, вошедший в историю как период разрядки международной напряжённости. В потеплении международного климата были заинтересованы не только Запад, но и Восток. В конце 69-х гг. капиталистические страны были охвачены энергетическим кризисом – появилась заинтересованность в развитии торговых взаимоотношении с СССР, крупнейшим производителем нефти и газа. США глубоко увязли в Индокитае. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти от туда с наименьшими потерями. Советский Союз, находясь перед лицом нарастающей угрозы со стороны Китая, также был заинтересован в улучшении отношений с Западом. Продажа нефти и газа позволяла развивать взаимовыгодную торговлю со странами Европы. Наконец и на Востоке, и на Западе росло понимание недопустимости ядерной войны, ширилось антивоенное движение, с которым правительство не могло не считаться.

В 70-е годы были подписаны ряд соглашений, понизивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку (1972г. – Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО); Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); 1973г. – Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны; 1974г. – договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и др.). Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружений. Они лишь отсекали её некоторые, наиболее опасные направления. Значительный шаг был сделан в области обеспечения европейской безопасности. В течение 25 лет после войны не было мирного договора между СССР и Германией, правительство ФРГ не признавало происшедших в результате войны территориальных изменений, требовало возвращения к границам 1937г. В 1970г. были подписаны договоры ФРГ с СССР, Польшей, Чехословакией. В 1971г. – четырёхстороннее соглашение СССР, США, Англии, Франции по Западному Берлину. Тем самым был ликвидирован очаг напряжённости в центре Европы. Наметились тенденции распространения процесса разрядки и на другие континенты. В 1973 году было заключено соглашение о прекращении войны восстановлении мира во Вьетнаме. Был ликвидирован очаг войны в Юго-Восточной Азии. После падения последнего фашистского режима в Португалии получили независимость Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, в течение долгих лет ведущие войну за независимость. Расширились торгово-экономические взаимоотношения СССР с развитыми капиталистическими странами. Их удельный вес во внешнеторговом обороте СССР вырос с 15% в 1960г. до 33,6% в 1980г. Кульминацией разрядки явилось проведение в августе 1975г. Совещания глав правительств 33-х европейских государств, США и Канады, в результате которого был подписан Заключительный акт, регламентирующий основные принципы взаимоотношений между государствами (мирное сосуществование, уважение суверенитета всех государств, незыблемость существующих границ, неприкосновенность личности). Однако и в годы разрядки противостояние двух военно-политических лагерей продолжалось, невиданный масштаб приняла гонка вооружений. В экономике СССР резко усилились позиции военно-промышленного комплекса. Был выдвинут лозунг „Создание и поддержание военно-стратегического паритета”, равенства с США по всем видам вооружений. 70-е годы были периодом самых интенсивных советских усилий в создании и накоплении всех видов вооружений. СССР фактически превзошёл США по численности армии, количеству танков, самолётов, подводных лодок, стратегических ракет. „Эта политика подрывала доверие к нам западных партнёров и самым катастрофическим образом отражалась на нашей экономике”. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в 3-4 раза, а затраты на вооружение были равноценны. Не всегда продуманной была политика в отношении стран „третьего мира”. Военно-блоковая логика, стремление увеличить число союзников привели к неразборчивости в выборе политических партнёров, к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Следует отметить, что такую же блоковую политику проводили и США, поддерживая антидемократические режимы, провозглашавшие антикоммунистические и антисоветские ориентиры. Эти действия порождали бесчисленные конфликты, дестабилизировали разрядку, возрождали атмосферу противостояния. К концу 70-х годов изменилась и экономическая ситуация. В СССР замедлились темпы экономического развития. В торговле с Западом наша страна всё чаще выступала в роли отсталой страны „третьего мира”, продающей сырьё и энергоносители в обмен на машины и оборудование, потребительские товары и продукты питания. За период 1970-1985гг. доля топлива и энергоносителей в экспорте СССР выросла с 15 до 52,7%, а экспорт машин и оборудования упал с 21,5 до 13,9%. Страны Запада постепенно переходили на энерго- и ресурсосберегающие технологии, их заинтересованность в торговле с СССР начала падать. Начало резкому обострению международной обстановки, возвращение к политике „холодной войны” положило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979г. для оказания помощи афганской революции. Это авантюристическое решение привело к десятилетней интервенции, стоившей нам 15 тысяч жизней и миллиардных затрат. Оно было однозначно воспринято на Западе как отказ от разрядки. США отказались ратифицировать договор ОСВ-2, подписанный в 1979г., предприняли экономические санкции против СССР, бойкотировали Московскую олимпиаду. Советскую интервенцию осудила Генеральная Ассамблея ООН. „Вводя войска в Афганистан, где не было угрозы со стороны НАТО, Советский Союз оказался в глазах мирового сообщества державой, вмешавшейся в чисто внутренний конфликт в суверенном государстве во имя своих интересов. Угрозу в действиях СССР увидели Китай, Иран, Пакистан. Советский Союз оказался в международной изоляции”. В то же время было принято непродуманное решение о модернизации советских ракет среднего радиуса СС-20, направленных против Западной Европы, об оснащении их разделяющимися самонаводящимися головками. В ответ западноевропейские страны обратились к США с просьбой разместить в Европе американские ракеты среднего радиуса. Советский Союз разместил в свою очередь тактические ракеты с ядерными боеголовками в ГДР и Чехословакии. Милитаристские тенденции возобладали и на Западе. Президент Рейган взял курс на жесткую конфронтацию с СССР. Была выдвинута доктрина „ограниченной ядерной войны”, предусматривающая нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и центрам управления. Развернулись работы по созданию системы противоракетной космической обороны (СОИ). Гонка вооружений набирала новый виток, грозила принять непредсказуемые масштабы. К началу 80-х годов политика противостояния двух блоков зашла в тупик. Развернувшаяся гонка вооружений разорила страну. Необходимы были решительные перемены.

1.3 Окончание „холодной войны”

В апреле 1985г. руководителем страны стал М.С. Горбачёв. К этому времени стало ясно, что как внешняя, так и внутренняя политика страны зашла в тупик. Необходимо было срочно менять ориентиры. Во внешнеполитической деятельности была выдвинута концепция „нового политического мышления”. Её основные положения были сформулированы в 70-х – начале 80-х гг. движением „зелёных”, в работах А.Д. Сахарова и др. после ХХVII съезда КПСС (1986) эта концепция была официально взята на вооружение партией и правительством. Суть ее в том, что в связи с развернувшейся в мире научно-технической революцией коренным образом изменились реалии всего общественного развития. С одной стороны, возможности человечества неизмеримо возросли – появились шансы ликвидировать большинство болезней, устранить тяжелый физический труд. С другой стороны, появились новые глобальные проблемы, ставящие под угрозу само существование человечества. В середине 80-х гг. в арсеналах ядерных держав находилось более 50 тыс. ядерных боеголовок общей мощностью более 13 тыс. мегатонн. Накопленный ядерный потенциал позволял уничтожить все живое на Земле от 10 до 15 раз. Исследования показали, что в ядерной войне не может быть победителей. Даже если бы агрессору обезопасить себя от ответного удара, он все равно погиб бы от последствий своего собственного – радиации, выбросов пепла в верхние слои атмосферы и др. Ядерная война, таким образом, превращалась бы в коллективное самоубийство, а, следовательно, изготовление, накопление и испытание ядерного оружия становилось бессмысленным. Невозможной в современных условиях становится и широкомасштабная „обычная война”. В случае даже неядерного конфликта разрушение ядерных реакторов, а их в Европе свыше 200, а в мире около 20 тыс., вызвало бы последствия, сопоставимые с ядерной войной. Все большую опасность для человечества представляет состояние окружающей среды. В атмосферу ежегодно выбрасывается 250 млн. т. пыли, 20 млрд. т. окиси углерода, окислов азота, двуокиси серы и других вредных веществ. Идет интенсивное разрушение озонового слоя, защищающего Землю от солнечной радиации. Уничтожено 40% тропических лесов, на 25% за последние 30 лет выросло содержание в атмосфере углекислого газа. Состояние окружающей среды вызывает появление новых болезней. Однако любые меры по защите природы могут быть эффективны только если принимаются совместно, всеми странами мира. Рост численности населения планеты привел к резкому обострению продовольственной проблемы. Ежегодно в мире от голода умирает 50 млн. человек – столько же, сколько погибло за годы второй мировой войны. Решить проблемы голода можно только совместными усилиями всех стран.

Р’СЃРµ эти глобальные проблемы, угрожающие самому существованию цивилизации, невозможно решить РІ условиях противостояния. РќР° первый план вышли интересы РЅРµ отдельных классов, народов, государств, Р° проблемы общечеловеческие. Спасти себя РѕС‚ самоуничтожения цивилизация может лишь объединив усилия Рё ресурсы всех стран. РќРѕРІРѕРµ политическое мышление ставит РІРѕ главу угла задачи обеспечения выживания человечества, сохранения жизни РЅР° Земле. Суть его – признание приоритета общечеловеческих ценностей над всеми остальными – классовыми, национальными, государственными; конструктивное, равноправное взаимодействие государств Рё народов РІ масштабах всей планеты. Исходя РёР· этого основным направлением деятельности Советского правительства стала Р±РѕСЂСЊР±Р° Р·Р° прекращение РіРѕРЅРєРё вооружений, Р·Р° разоружение Рё РјРёСЂ. Р’ заявлении Правительства РЎРЎРЎР  РѕС‚ 15 января 1986Рі. была выдвинута программа поэтапной ликвидации ядерного оружия Рє 2000Рі. Раз применение ядерного оружия невозможно, то вполне логично ставить РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ его ликвидации. Это предложение было воспринято РЅР° Западе как чисто пропагандистское. Поворотным пунктом РІ РјРёСЂРѕРІРѕР№ политике явилась встреча президента Р . Рейгана Рё Генерального секретаря ЦК РљРџРЎРЎ Рњ.РЎ. Горбачёва РІ Рейкъявике РІ октябре 1986Рі. впервые конкретно обсуждались проблемы ликвидации ядерного оружия. РЎРЎРЎР  внес предложение Рѕ ликвидации ракет среднего радиуса действия, Рѕ 50% сокращении стратегических ракет, Рѕ контроле Р·Р° ядерными испытаниями, Рѕ недопущении милитаризации РєРѕСЃРјРѕСЃР°. Р’СЃРµ эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ планировалось решать РІ комплексе. РџРѕ первым РґРІСѓРј проблемам соглашение было достигнуто, РїРѕ третьей РЎРЎРЎР  согласился допустить международный контроль Р·Р° испытаниями РЅР° своей территории. Тем самым этот РІРѕРїСЂРѕСЃ, бывший камнем преткновения РјРЅРѕРіРѕ лет, был СЃРЅСЏС‚. Однако переговоры зашли РІ тупик РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ Рѕ недопущении милитаризации РєРѕСЃРјРѕСЃР° – Рейган РЅРµ хотел отказываться РѕС‚ программы стратегической РѕР±РѕСЂРѕРЅРЅРѕР№ инициативы (СОИ). Соглашение РІ Рейкьявике подписано РЅРµ было. Правительство РЎРЎРЎР  продолжало РїРѕРёСЃРє РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃРЅРѕРіРѕ решения. Р’ Заявлении Рњ.РЎ. Горбачева РѕС‚ 1 марта 1987 РіРѕРґР° было выдвинуто предложение – выделить проблему ракет средней дальности РІ Европе РёР· блока РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ Рё заключить РїРѕ ней отдельное соглашение. Соглашение было подписано РІРѕ время визита Рњ.РЎ. Горбачева РІ РЎРЁРђ РІ декабре 1987 РіРѕРґР°. РџРѕ этому соглашению РЎРЎРЎР  ликвидировал 826 ракет средней дальности Рё 926 ракет меньшей дальности; РЎРЁРђ – 689 Р РЎР” Рё 170 Р РњР”. Историческое значение этого соглашения трудно переоценить. Хотя сокращено было менее 5% ядерных арсеналов РЎРЎРЎР  Рё РЎРЁРђ, РЅРѕ впервые Р·Р° РІСЃСЋ историю международных отношений было заключено соглашение Рѕ ликвидации целого класса ракетно-ядерных вооружений. Р’ июле 1991 РіРѕРґР° РІРѕ время визита президента Р”. Буша (старшего) было подписано РЅРѕРІРѕРµ соглашение – Рѕ 40-процентном сокращении стратегических вооружений РЎРЎРЎР  Рё РЎРЁРђ. После распада РЎРЎРЎР  линию РЅР° ликвидацию ядерных вооружений продолжило правительство Р РѕСЃСЃРёРё. Р’Рѕ время визита РІ РЎРЁРђ президента Р‘.Рќ. Ельцина РІ РёСЋРЅРµ 1992 РіРѕРґР° было достигнуто соглашение Рѕ сокращении стратегических вооружений Р РѕСЃСЃРёРё Рё РЎРЁРђ Рє 2000 РіРѕРґСѓ более, чем РІ 3 раза (СЃ 21 тыс. боеголовок РґРѕ 6-7 тыс.). Р РѕСЃСЃРёСЏ РІ одностороннем РїРѕСЂСЏРґРєРµ обязалась снять СЃ боевого дежурства ракеты РЎРЎ-18, РѕСЃРЅРѕРІСѓ советского стратегического потенциала. Этот смелый шаг означал, РїРѕ существу, отказ РѕС‚ военно-стратегического паритета, полностью был выдержан РІ РґСѓС…Рµ РЅРѕРІРѕРіРѕ мышления. Р’ январе 1993 РіРѕРґР° РІРѕ время визита Р”. Буша РІ Р РѕСЃСЃРёСЋ был подписан новый РґРѕРіРѕРІРѕСЂ Рѕ взаимном сокращении ядерных боезарядов РґРѕ 3-3,5 тыс. Одновременно активизировались переговоры РїРѕ сокращению обычных вооружений РІ Европе. РЎРЎРЎР  РІ одностороннем РїРѕСЂСЏРґРєРµ РїСЂРёРЅСЏР» решение Рѕ сокращении вооруженных СЃРёР» РЅР° 500 тыс. чел. Начался вывод военных РІРѕР№СЃРє РёР· Венгрии, Чехословакии, ГДР, Монголии. РќРѕРІРѕРµ политическое мышление сыграло решающую роль РІ ликвидации СЂСЏРґР° очагов международной напряженности, локальных конфликтов. Р’ мае 1988 РіРѕРґР° начался вывод советских РІРѕР№СЃРє РёР· Афганистана. РћРЅ был полностью завершен 15 февраля 1989 РіРѕРґР°. Советская дипломатия приложила РјРЅРѕРіРѕ усилий для ликвидации очагов РІРѕР№РЅС‹ РІ Камбодже Рё Анголе, созданий там коалиционных правительств. Важнейшим ее достижением стала нормализация отношений СЃ Китаем. Отношения между нашими великими державами испортились РІ 60-Рµ РіРѕРґС‹ Рё продолжали стабильно оставаться плохими. Дело доходило РґРѕ вооруженных конфликтов. Переговоры СЃ РљРќР  велись РјРЅРѕРіРѕ лет, РЅРѕ правительство Китая выдвигало РІ качестве условий нормализации отношений вывод советских РІРѕР№СЃРє РёР· Афганистана Рё Монголии, вывод вьетнамских РІРѕР№СЃРє РёР· Камбоджи. Теперь эти требования были выпол