«Хазарская легенда» и её место в русской исторической памяти
Петр Рльинский
Данная работа основывается на монографии автора «Долгий миг рождения. Опыт размышления над древнерусской историей VIII–Xвв.», посвященной истории зарождения Руси, ее культурной интерпретации и тем расхожим мнениям, которые в этой связи существуют в русском национальном сознании. Фрагмент книги (ныне выходящей в свет в издательстве РГГУ в Москве), посвященный русско-хазарским отношениям, их последующему изложению в популярной историографии и общественному значению, мы предлагаем вниманию читателей.
1. Начальный период древнерусской истории: идеи Рё фактыВ
РќР° территории будущей Р СѓСЃРё-Р РѕСЃСЃРёРё люди жили давно. Существуют письменные Рё археологические свидетельства Рѕ народах, обитавших РЅР° этих землях еще РІ I тыс. РґРѕ РЅ.СЌ. Однако возводить СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ генеалогию Рє скифам или сарматам бессмысленно. РЇСЃРЅРѕ, что Древнерусское государство выросло РёР· славянских поселений VI–VIIIРІРІ., раскинувшихся РїРѕ берегам больших Рё малых восточноевропейских рек. Оформление древнеславянских племенных СЃРѕСЋР·РѕРІ РІ прото-государства Рё разрастание РёС… укрепленных РіРѕСЂРѕРґРєРѕРІ археологи датируют VIII–началом IXРІРІ. Первой половине IXРІ. принадлежат Рё самые ранние письменные известия Рѕ Р СѓСЃРё. Поэтому именно VIIIРІ. будет избран РІ качестве отправной точки нашего повествования. В
Сведений РѕР± обсуждаемом периоде немного. Однако внимание, которое уделяется ему, исключительно. Что закономерно – ведь речь идет Рѕ рождении Р СѓСЃРё, Рѕ появлении РЅР° карте РјРёСЂР°, географической Рё культурной, РЅРѕРІРѕРіРѕ государства, РЅРѕРІРѕР№ цивилизации. Поэтому закономерно Рё возникновение многочисленных версий древнерусской истории Рё связанных СЃ нею вымыслов. Р’ некотором смысле, сама скудность имеющихся сообщений, помноженная РЅР° высокий интерес общества, Рё провоцирует возникновение подобных «измышлений», РёС… высокую популярность Рё широкое распространение. В
Вообще, историческая наука весьма субъективна, Рё тому есть вполне определенные резоны философского Рё политического характера. РћРЅРё серьезно влияют РЅР° историческую память любого общества. Восприятие древнерусской истории РЅРµ является исключением. РћРЅР° искажалась неоднократно Рё РїРѕ самым разным причинам. РќРѕ нужна ли обществу «правдивая», документальная история? Рђ какая же тогда? Зачем РјС‹ тщательно вглядываемся РІ тьму веков, зачем СЃРїРѕСЂРёРј Рѕ прошедшем, зачем СЃ интересом поглощаем толстые тома – Рё РёРЅРѕРіРґР° отбрасываем РёС… РІ раздражении? Что ищем РјС‹ РІ прошлом? Рчего РЅРµ можем – Рё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ сможем – РІ нем найти? В
Для начала напомним, что столкновение СЃ европейской культурой вызывало Рё вызывает Сѓ СЂРѕСЃСЃРёСЏРЅРёРЅР° массу противоречивых эмоций. Остановимся только РЅР° РѕРґРЅРѕР№ – цивилизационной зависти. Р’ ослеплении РёРЅРѕРіРґР° кажется, что Сѓ европейцев РІСЃРµ есть: Рё Высокое Средневековье, Рё Реформация, Рё Возрождение, Рё Просвещение – Рё вообще РѕРЅРё РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ РѕС‚ Древней Греции Рё Р РёРјР°, РїСЂСЏРјРѕ РѕС‚ Аристотеля СЃ Цицероном Рё непременно РїРѕ РїСЂСЏРјРѕР№ линии. Рђ Сѓ нас РґРѕ X–XIРІРІ. нет совершенно ничего. Да Рё потом вплоть РґРѕ XVIIРІ. тоже никакой особенной культуры Р·Р° редчайшими исключениями РЅРµ отмечено – РѕС‚ чего РІСЃРµ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ беды СЃ неопровержимой логичностью Рё РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚. РљРѕСЂРЅРё подобных воззрений РІРѕСЃС…РѕРґСЏС‚ Рє тому же самому XVII веку Рё уже были подробнейшим образом изучены. Как известно, РІ соответствии СЃ РЅРёРјРё РІСЃРµ «духовные накопления» средневековой Р СѓСЃРё объявляются «не имеющими ценности» (Рђ.Рњ.Панченко). Рљ сожалению, говорить Рѕ том, что это «европоцентристское пренебрежение Рє средневековой Р СѓСЃРёВ» как-то скорректировано РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј национальном самосознании, РїРѕРєР° РЅРµ приходится. Наоборот, РѕРЅРѕ скорее крепло РІ течение прошедших трех столетий – Рё РІ некотором СЂРѕРґРµ даже стало интеллектуальным «общим местом». Причины этого феномена, содержащиеся РІ недавней СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ истории, хорошо известны, Рё Р±СѓРґСѓС‚ действовать еще очень долго. В
Р’ то же время, СЃ точки зрения формальной науки, попытки «сбросить РІ культурную лужу» РІСЃСЋ допетровскую Р СѓСЃСЊ уже давно Рё обоснованно дискредитированы, Рё здесь обсуждаться РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚. Хотя отнюдь РЅРµ устарела написанная несколько лет назад Р”.РЎ.Лихачевым фраза Рѕ том, что «миф РѕР± отсталости Древней Р СѓСЃРё... РїРѕ-прежнему продолжает корениться РІ сознании РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРіРѕ числа наших соотечественников». Однако другая крайность – РєРѕРіРґР° «назло надменному Западу» русская история ведется РёР· V–VIРІРІ., если РЅРµ раньше, РёР· пальца высасываются версии Рѕ каком-то безумно сложном древнеславянском РґСѓС…РѕРІРЅРѕРј РјРёСЂРµ, отрывочные сведения Рѕ языческих богах излагаются СЃ пиететом, достойным греко-СЂРёРјСЃРєРѕРіРѕ пантеона, общеизвестные подделки («Велесова книга») выдаются Р·Р° старинные тексты Рё С‚. Рґ. – заслуживает краткого разбора. Кажется, что такого СЂРѕРґР° изыски РјРѕРіСѓС‚ быть интересны только людям, весьма РѕРґРЅРѕР±РѕРєРѕ понимающим как историю, так Рё саму культуру. Посему Рё сама «культурность» этих людей вызывает определенные сомнения – РїРѕ следующим причинам. В
Р’Рѕ-первых, РёРј почему-то хочется утвердиться перед РјРёСЂРѕРј Р·Р° счет национального прошлого, РІ то время как это можно сделать только СЃ помощью настоящего или будущего. РќРµ РіРѕРІРѕСЂСЏ СѓР¶ Рѕ том, что утверждаться РґСѓС…РѕРІРЅРѕ надо РІ индивидуальном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, Р° РЅРµ коллективном – поскольку РЅР° Высший РЎСѓРґ над всем придется являться поодиночке. Рђ РІРѕ-вторых, слепой восторг перед всем «европейским» (включая историю – РѕРЅР° должна быть либо РЅР° «европейский манер», либо РЅРµ быть совсем) заставляет забывать РѕР± остальном человечестве: великих восточных цивилизациях, развивавшихся Рё развивающихся РїРѕ СЃРІРѕРёРј законам; цивилизациям, РІ чем-то уступающим европейской, Р° РІ чем-то ее безусловно превосходящим. Р Рѕ молодых культурах, отпочковавшихся РѕС‚ Старого Света: латиноамериканской Рё североамериканской, которыми тоже уже достигнуто немало – Рё которые, впрочем, тоже РёРЅРѕРіРґР° комплексуют совсем РЅР° СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ манер Рё силятся привязать СЃРІРѕР№ генезис Рє полумифическим древним индейцам. В
Р’ отличие РѕС‚ жителей обеих Америк, духовными предками которых РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј были англосаксонские протестанты Рё испано-португальские католики, СЂРѕСЃСЃРёСЏРЅРµ весьма справедливо РІРѕР·РІРѕРґСЏС‚ СЃРІРѕСЋ родословную Рє совершенно РґРёРєРёРј раннесредневековым славянским племенам. РќРѕ это должно еще раз подчеркивать очевидный факт – никакой культуры, сравнимой СЃ классической античной, Сѓ таких племен РЅРµ было, Рё быть РЅРµ могло. Страдать РїРѕ этому РїРѕРІРѕРґСѓ РЅРµ нужно, можно лишь поразиться, как РЅР° РїРѕРґРѕР±РЅРѕР№ почве всего лишь Р·Р° несколько веков выросло что-то исключительно интересное – новая цивилизация, без которой теперь РјРёСЂРѕРІСѓСЋ культуру невозможно представить. Посему РЅРµ будем ничего выдумывать, Р° обратимся РІ те далекие, покрытые мраком времена Рё попытаемся понять, как же выглядели тогда земли, которым суждено было стать древнерусскими – совершенно пустое РІ тот момент «культурное место». В
Напомним, что центром РјРёСЂР° РІРѕ второй половине I тыс. РЅ.СЌ. была Византия. Поэтому стоит сместиться РЅР° берега Босфора Рё взглянуть РЅР° Восточную Европу глазами цивилизованных греков. Так РІРѕС‚, обычно неприятные СЃСЋСЂРїСЂРёР·С‹ РІ РІРёРґРµ разнузданных Рё почему-то обязательно косматых РѕСЂРґ обрушивались РЅР° Византию откуда-то СЃ севера, РёР·-Р·Р° Балкан. Раз Р·Р° разом Великая Степь выбрасывала или выталкивала новые племена наглых грабителей: готов, РіСѓРЅРЅРѕРІ, авар, мадьяр, булгар. РљСЂРѕРјРµ этого, существовали Рё давние обитатели тамошней лесной Рё лесостепной Р·РѕРЅ – объединяемые для простоты РїРѕРґ именем древних славян (склавен), РѕС‚ которых сохранились РЅРµ очень понятные названия антов Рё венедов. Попыткам привязать РѕРґРЅРѕ РёР· этих названий Рє славянам СЋРіРѕ-западным, Р° РґСЂСѓРіРѕРµ – Рє северным, посвящена обильная литература, углубляться РІ которую для нас совсем РЅРµ обязательно. Скажем лишь, что ничем выдающимся эти народы РЅРµ отличались, разве что пассивностью Рё дикостью, Рё РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ внимания классических писателей РЅРµ привлекали. В
Ведь никто РЅРµ РјРѕРі предположить заранее, чьими предками окажутся эти самые древние славяне. Впрочем, стоит предостеречь читателя РѕС‚ принятия РЅР° веру всех сообщений древних авторов: известно, что РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ быть Рё сомнительными, Рё даже несообразными. РќР° это еще накладываются ошибки РІ датировках, свойственные средневековой культуре РІ целом, Рё особенно заметные РїСЂРё изложении хронистами-летописцами тех событий, свидетелями которых РѕРЅРё РЅРµ были. Р’ любом случае, РІ анналах СЂРёРјСЃРєРёС… Рё византийских историков жителям окраины обитаемого РјРёСЂР° уделено сравнительно мало места, Р° РјРЅРѕРіРёРµ сообщения Рѕ северных дикарях вполне анекдотичны. В
Область расселения обсуждаемых племен была весьма обширна, Р° РІРѕРїСЂРѕСЃ происхождения Рё родства существующих ныне братских Рё РЅРµ очень братских славянских наций – скользок Рё РґРѕ неимоверности запутан авторами, стремившимися возвысить собственную отчизну. Как обычно, истина РїСЂРё этом сильно пострадала. РќРѕ РјС‹ этим предметом заниматься РЅРµ станем, Р° сразу СЃСѓР·РёРј предмет обсуждения Рё обратимся Рє восточной ветви загадочного славянского протонарода. В
Сведений Рѕ составлявших ее племенах, РјСЏРіРєРѕ РіРѕРІРѕСЂСЏ, недостаточно – потому сочинить какую-то СЃРІСЏР·РЅСѓСЋ «древнеславянскую историю» РЅРё Сѓ РєРѕРіРѕ толком РЅРµ получилось Рё получиться РЅРµ могло. РџСЂРё этом археологических данных Сѓ ученых немало, Р° будет еще больше – РЅРѕ это ничего РЅРµ изменит. Дабы создать интересную для общества историю, потребны СЏСЂРєРёРµ маяки, «психологические вешки» – то, что человек РІ состоянии легко запомнить: даты, личности, конкретные события, или хотя Р±С‹ безымянные произведения искусства. Обломки керамики Рё погребения различного характера РјРѕРіСѓС‚ рассказать специалистам РјРЅРѕРіРѕ интересного – РЅРѕ РІСЂСЏРґ ли произведут переворот РІ общественном сознании. Безличная история РЅРµ завлекательна – РѕРЅР° РЅРµ трогает общество, РЅРµ вызывает эмоций Рё Р·Р° редчайшими исключениями обречена находиться РЅР° периферии общественного сознания. РќРѕ жалеть РѕР± отсутствии «до-древнерусской» истории незачем – Рё СѓР¶ совершенно точно ее РЅРµ надо выдумывать. РќСѓ РЅРµ было Сѓ древних славян РЅРё письменности, РЅРё архитектуры наподобие созданной индейцами майя – Рё что же теперь поделать? РЎ устной культурой чуть сложнее – РЅРµ исключено, что РѕРЅР°-то как раз была, РЅРѕ совершенно РЅРµ сохранилась. Р’СЃРїРѕРјРЅРёРј РѕР± практически бесследном исчезновении тех же индейских культурных ценностей. Да Рё РЅРµ надо покидать Европу – ведь легенды древних скандинавов чудом дошли РґРѕ нашего времени, чудом сохранился Рё древнеанглийский «Беовульф». Гораздо более логичной была Р±С‹ гибель всех этих сказаний РїРѕРґ руками христианских миссионеров. Рсколько еще таких «темных пятен» РІ истории РјРёСЂРѕРІРѕР№ культуры?! РќРµ забудем, что Рё РѕС‚ чрезвычайно мощной письменной греко-СЂРёРјСЃРєРѕР№ цивилизации РґРѕ нашего времени дошли жалкие РєСЂРѕС…Рё. Что же говорить Рѕ племенах, РЅРµ столь мощных, Рё народах, РЅРµ столь долговечных? В
Так РІРѕС‚, наши далекие предки жили РІ лесах Рё РїРѕ берегам рек, хозяйство вели примитивное, общества никакого построить РЅРµ успели. Рпоэтому РёРјРё РІСЃРµ время кто-то командовал: то ли более развитые, то ли более воинственные соседи. РџСЂРё этом склавены раз РІ несколько столетий начинали мигрировать РїРѕ Восточной Европе, РІРЅРѕСЃСЏ дополнительные потрясения РІ ее Рё без того сложную жизнь. Первым РёР· раннесредневековых племенных объединений, РІ составе которых оказались древние славяне, было готское королевство, расположенное примерно РЅР° территории нынешней Украины Рё погибшее РІ конце IVРІ. РїРѕРґ ударами РіСѓРЅРЅРѕРІ. Готы, как известно, ушли после этого РІ южную, Р° потом РІ западную Европу: разрушать Р РёРјСЃРєСѓСЋ империю Рё создавать многочисленные раннесредневековые королевства – Р° славяне остались. В
После РіСѓРЅРЅРѕРІ, сгинувших РІ третьей четверти VРІ., восточно-европейскими племенами управляли еще РѕРґРЅРё кочевники – авары Рё, возможно, жившие РЅР° Средней Волге булгары. Р’ составе аварской армии южные славяне участвовали РІ знаменитой осаде Константинополя 626Рі. Рё чуть было РЅРµ разрушили цитадель своей будущей цивилизации. РќРѕ – обошлось. РќР° этом неприятности византийцев отнюдь РЅРµ закончились – VII–VIII столетиями датируется массовое вторжение славян РЅР° земли Древней Греции. РќР° севере РёРјРё была оккупирована РІСЃСЏ сельская местность – Р·Р° исключением РіРѕСЂРѕРґР° Солуни-Салоник. РЎ течением веков потомки переселенцев полностью «эллинизировались» Рё, вероятно, составляют значительную часть населения современной Греции. Напомню, что РІСЃРµ эти обрывочные сведения относятся Рє соседним СЃ Византией южным славянам – нашим родственникам, РЅРѕ возможно РЅРµ самым прямым предкам. Добавлю, что славянской «прародиной» – центром этногенеза раннесредневековых племен – тоже считаются соседние СЃ Византией дунайские земли. РќРѕ Рё это, быть может, только потому, что именно там РІ VIРІ. ромеи (С‚.Рµ., римляне – самоназвание византийцев) столкнулись СЃ РЅРѕРІРѕР№ этнической РіСЂСѓРїРїРѕР№, СЃ той РїРѕСЂС‹ прочно забравшейся РЅР° карту обитаемого РјРёСЂР°. Неприятная память РѕР± аварском господстве сохранилось РІ славянском фольклоре Рё оказалась зафиксирована РІ древнейшей СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ национальной истории, известной как «Повесть Временных Лет» (РџР’Р›) Рё составленной несколькими летописцами РІ середине XI – начале XIIРІРІ. Согласно летописи, те же «обры», что чуть было «не захватили царя Рраклия» (византийского императора РІ момент РІРѕР№РЅС‹ 626Рі.), «примучили дулебов – также славян, Рё творили насилие женам дулебским: если поедет РєСѓРґР° РѕР±СЂРёРЅ, то... приказывал впрячь РІ телегу трех, четырех или пять жен Рё везти его». Впрочем, добавляет древний автор, «бог истребил РёС…В», Рё «есть притъча РІ Р СѓСЃРё Рё РґРѕ сего РґРЅРµ: погибоша аки обры». В
Аварское государство обычно называют каганатом – титулом «каган» (позже: «хакан» или «хан») раннесредневековые хронисты, греческие Рё латинские, именовали правителя авар, Р° затем Рё РґСЂСѓРіРёС… восточноевропейских народов, РІ частности, хазар Рё СЂСѓСЃРѕРІ. РўРѕС‚ же термин РёРЅРѕРіРґР° употребляют древнерусские авторы, РіРѕРІРѕСЂСЏ Рѕ киевских РєРЅСЏР·СЊСЏС… Владимире Рё Ярославе. Ризвестно, что Рє началу VIIIРІ. – Р° может, Рё чуть раньше – аварский каганат ослаб Рё уже РЅРµ РјРѕРі удержать РІ подчинении даже близлежащие западнославянские народы. Естественно, что остались без С…РѕР·СЏРёРЅР° Рё славяне восточные. Часть РёР· РЅРёС… ушла РЅР° север, Рё Рѕ РЅРёС… РјС‹ здесь более говорить РЅРµ будем. Рђ обратимся Рє тем племенам, аккуратно поименованным РІ РџР’Р› – что жили РІ будущем географическом центре Киевской Р СѓСЃРё. Кто правил этими краями РІ VIIIРІ. – после авар? В
Ответ РЅР° данный РІРѕРїСЂРѕСЃ хорошо известен. РќР° самой окраине восточной Европы именно тогда сформировалось мощное государство, примерно РЅР° РґРІР° века вышедшее РЅР° главные роли РІ этой части света. Рмеется РІ РІРёРґСѓ прикаспийско-волжская держава Хазарского каганата. Рменно РЅР° рубеже VII Рё VIIIРІРІ. эта страна РІ полном смысле слова выходит РЅР° историческую арену. Ркак раз ее история – Р° точнее: интерпретация этой истории Рё будет предметом нашего дальнейшего разговора.
2. Рстория Хазарии – проблемы общей интерпретацииВ
Р’РѕС‚ РІСЃРµ-таки есть загадки РІ историографии! Хазарского царства РЅРµ существует уже ровным счетом тысячу лет. Только кажется, что чем дальше РјС‹ отходим РѕС‚ тех времен, тем острее Рё противоречивей становятся точки зрения РЅР° историю хазар Рё РЅР° культурно-цивилизационную роль РёС… государства. Более того, СЃРїРѕСЂ Рѕ хазарах невероятно быстро стал идеологической дискуссией, которая совершенно несовместима СЃ научной истиной. Рменно сей СЃРїРѕСЂ Рё его РЅР° удивление многочисленные участники станут предметом нашего разбирательства – Р° РЅРµ только лишь вполне научно удостоверенные сведения Рѕ хазарах Рё РёС… государстве. Хотя факты, Рё хочется верить, что нам удастся это показать – РІСЃРµ-таки очень упрямая вещь. Дело РІ том, что совершенно точно зафиксировано: господствующей религией Хазарского каганата РІ период его расцвета был иудаизм. Рђ РІ руках христианских писателей РІСЃРµ известия Рѕ евреях РїРѕ СЂСЏРґСѓ причин немедленно теряли РІСЃСЏРєСѓСЋ объективность. Евреи платили христианам взаимностью, РЅРѕ РїРѕ причине меньшей численности были, как правило, озабочены лишь выживанием Рё ограждением соплеменников РѕС‚ галилейского лжеучения, которым, СЃ точки зрения правоверного еврея, являлось христианство. Положение почти РЅРµ улучшилось РІ наше время. Западных авторов тяготит подсознательная ответственность Р·Р° Катастрофу Рё потому Рє еврейской теме РѕРЅРё РїРѕРґС…РѕРґСЏС‚ СЃ большой осторожностью. Р’ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј историческом сознании РґРѕ последнего времени существовала странная лакуна, согласно которой евреи бесследно исчезают РёР· РјРёСЂРѕРІРѕР№ истории РіРґРµ-то РЅР° рубеже I–IIРІРІ. РЅ.СЌ., Р° потом как Р±С‹ РёР· ничего возникают уже РІ РЅРѕРІРѕРµ время. Р’ еврейской же концепции национальной истории просто нет места средневековой иудаистской державе: РёР±Рѕ евреи должны быть вечно гонимыми Рё преследуемыми. Рто связано СЃ тем, что политическую (РЅРµ путать СЃ религиозной!) иудейскую историю писали РІ XIX–XXРІРІ. гонимые Рё преследуемые евреи (давшие начало школе так называемой «ламентационной» историографии, представлявшей еврейскую историю, как цепь беспрерывных РїРѕРіСЂРѕРјРѕРІ). Лишь недавно, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что беспрестанно воюющему израильскому обществу понадобились РЅРµ менее воинственные (Рё победоносные!) единоверцы, РЅР° Хазарию начали обращать внимание. В
Рљ тому же для еврейских историков хазары – отнюдь РЅРµ евреи, Р° далекое кочевое племя, РІ силу непонятных обстоятельств принявшее иудаизм, Рё потому Рє еврейской истории никакого отношения РЅРµ имеющее. Например, РІ капитальной В«Рстории еврейского народа», написанной сотрудниками Рерусалимского университета, хазарам отведено РѕРґРЅРѕ предложение. Р’ противоположность этому, некоторые отечественные авторы придают хазарам исключительную роль РІ ранней СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории Рё считают РёС… злобными торгашами-угнетателями, чуть было РЅРµ поработившими наших свободолюбивых предков. Западные же ученые, Р·Р° редким исключением, стараются держаться подальше РѕС‚ этой странной аберрации истории. Да Рё можно ли объективно написать что-то бесстрастно-аккуратное – Рё одновременно популярное – РѕР± империи тюрок-иудаистов? Слишком СѓР¶ интересен предмет, чтобы быть Рє нему безразличным. Тем более что любой нормальный читатель жаждет, как уже говорилось, истории интересной, Р° РЅРµ беспристрастно-холодной. Тем более РїРѕ такому, как РїРѕ-прежнему кажется РјРЅРѕРіРёРј, «животрепещущему» предмету. Рђ кочевые храбрецы, аккуратно посещающие синагогу, выглядят очень занятно. Описать РёС… жизнь РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ нельзя – РЅРµ позволяют источники (точнее – РёС… отсутствие). Поэтому честолюбивым авторам приходится заниматься разнообразными интерпретациями. Рђ Сѓ фантазии простор большой. Так что удовлетворительного прояснения РІРѕРїСЂРѕСЃР° публике придется ждать еще долго. В
РР±Рѕ существует вторая, «неполитическая» причина неопределенности исторических судеб каганата – скудность Рё малодостоверность сведений Рѕ хазарах. РћРЅР° напрямую вытекает РёР· сказанного выше. Р’ средние века РІСЃРµ упоминания Рѕ евреях рано или РїРѕР·РґРЅРѕ обретали характер идеологической полемики Рё поэтому соответствующие фрагменты источников РЅРµ отличаются достоверностью. Большую часть доступной нам информации Рѕ Хазарии оставили ее соседи РїРѕ Кавказу Рё Восточной Европе: историографы арабские, византийские, армянские Рё РІ какой-то степени – древнерусские. Однако сведения Рѕ каганате РІ РёС… работах надо вылавливать РїРѕ мелким крупицам, РЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЏ СѓР¶ Рѕ том, что почти для всех этих авторов поволжская империя была враждебным или, РїРѕ крайней мере, совсем чужим государством. В
Письменных же сообщений, принадлежащих хазарскому перу, почти нет. Р—Р° РѕРґРЅРёРј исключением, которым является так называемая хазарско-еврейская переписка: послания, которыми обменялись РІ середине РҐ РІ. министр РљРѕСЂРґРѕРІСЃРєРѕРіРѕ халифата Хасдай-РёР±РЅ-Шафрут Рё хазарский царь РРѕСЃРёС„. Рљ сожалению, эти документы очень фрагментарны Рё РЅРѕСЃСЏС‚ пропагандистский характер, отчего РЅРµ заслуживают полного доверия. Послание Росифа, РІ котором излагается официальная государственная версия рождения каганата, представляет СЃРѕР±РѕР№ практически единственный дошедший РґРѕ нас хазарский текст. В
РџРѕРјРёРјРѕ него, существует еще так называемый Кембриджский документ – отрывок РёР· РїРёСЃСЊРјР° еврея РҐРІ., который повествует Рѕ событиях, близких РїРѕ времени Рє «Переписке», Р° потому обычно включается РІ ее состав. Существует версия Рѕ том, что это РїРёСЃСЊРјРѕ было написано Хасдаю РІ Константинополе кем-то РёР· сведущих людей – РєРѕРіРґР° первая попытка передачи РєРѕСЂРґРѕРІСЃРєРѕРіРѕ послания РІ Хазарию РЅРµ удалась – Рё содержала ответы РЅР° те же РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, которые Хасдай адресовал хазарскому царю. Рные сообщения, которые могли оставить Рѕ себе хазары, как Рё большинство следов РёС… материальной культуры, РґРѕ нас РЅРµ дошли, РёР±Рѕ оказались уничтожены. Р РЅРµ столько людьми, сколько матушкой-РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№: большинство хазарских поселений РІ дельте Волги давно Рё прочно находятся РїРѕРґ РІРѕРґРѕР№ или же были попросту унесены РІ небытие ее бурными потоками. Рнтересно, что РІ своей первой РєРЅРёРіРµ РїРѕ данному предмету выпустивший РІ дальнейшем немало широко известных филиппик РІ адрес «иудео-хазар» Р›. Рќ. Гумилев писал: «Если Р±С‹ Ртиль (столица Рё торговый центр Хазарии – Рџ. Р.) РЅРµ был смыт водами бесновавшейся Волги, то, несомненно, были Р±С‹ открыты роскошные памятники средневекового иудаизма». В
Бесследность исчезновения хазарской культуры дает некоторым людям основания заявлять о бесплодности и наносности всего, сколько-нибудь связанного с иудаизмом. Не стоит тратить время на опровержение этой точки зрения. Вместо этого лучше кратко просуммировать все, что достоверно известно о хазарской истории – что и будет сделано в следующей статье. Но гораздо важнее для нас будет интерпретация хазарской исторической судьбы – последнее слово в которой, кажется, еще отнюдь не сказано.
3. Несколько слов РѕР± истории Хазарии: тюркско-еврейский узел Рё его интерпретаторыВ
Где-то РІ VIIРІ. РІ Прикаспии образовалась мощная РіСЂСѓРїРїРёСЂРѕРІРєР° кочевых племен, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, тюркского происхождения. Постепенно РѕРЅРё слились РІ неплохо организованное раннесредневековое государство. Окончательное политико-идеологическое оформление Хазарии произошло РІ начале VIII века Рё связано СЃ именем хана Булана. РћРЅ, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, положил начало правящей династии Рё, возможно, пытался ввести иудаизм РІ качестве государственной религии. Как это могло произойти? В
Географическое положение молодой страны было выгодным, Р° состав аморфным. РќРµ подлежит сомнению, что основатель-объединитель РЅРѕРІРѕР№ державы являлся человеком способным Рё решительным. Поэтому ему было СЏСЃРЅРѕ, что стране необходима РЅРµ только единая ханская власть, РЅРѕ Рё общий государственный культ, бывший неотъемлемой частью имперского здания РІ великих государствах тогдашнего РјРёСЂР°: Византии, Персии Рё Китае. В
Дело РІ том, что без государственной идеологии любому человеческому объединению выжить трудно: людям обязательно нужно самоопределиться РґСѓС…РѕРІРЅРѕ, Р° РЅРµ только политически или экономически. РљСЂРѕРјРµ этого, принятие РЅРѕРІРѕР№ государственной религии наносит государство РЅР° карту РјРёСЂР° – РёР±Рѕ Сѓ него сразу же появляются духовные РґСЂСѓР·СЊСЏ Рё идеологические враги. Рнтересно, что Хазария была религиозно толерантным государством: там существовали Рё православные церкви, Рё мечети. РќРѕ РІРѕС‚ РІ качестве государственной религии достаточно долго господствовал иудаизм. Однако хазары отдали ему предпочтение отнюдь РЅРµ сразу: РёР±Рѕ Рє РЅРёРј практически одновременно пришел ислам. Более того, после поражения РІ РІРѕР№РЅРµ СЃ арабами РІ 737Рі. каганат формально РїСЂРёРЅСЏР» религию победителей, РЅРѕ, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, РЅРµ очень искренне. В
Насколько иудейской была РІ VIIIРІ. Хазария – РІРѕРїСЂРѕСЃ, РЅРµ поддающийся разрешению. РџРѕ официальной версии, изложенной СЃРѕ слов царя Росифа для испанских «соплеменников» РІ середине РҐРІ. – вполне иудейской Рё раввинистически-«правоверной». Что понятно – РёР±Рѕ для того, чтобы выглядеть «истинными» иудеями, хазарам было необходимо создать версию Рѕ миграции «евреев-основателей» РІ дельту Волги, Рё Рѕ временной утрате РёРјРё иудейских традиций. Ведь согласно раввинистической религиозной РґРѕРіРјРµ, принявшие иудаизм кочевники РЅРµ могли стать равными членами еврейского сообщества. РРЅРѕРµ дело, если заявить, что хазары были евреями «по РєСЂРѕРІРёВ» – это тут же вводило молодое государство РІ контекст всеобщей истории Рё резко повышало его культурный Рё политический статус. Кажется, что подобная «древность происхождения» являлась важной частью хазарского государственного мифа – Рё известия РѕР± этом РїРѕ сей день запутывают историков. Ведь, скорее всего, «настоящие» евреи РІ Хазарии тоже были РЅР° всем протяжении ее существования. В
Почему основатели молодого тюркского государства обратились Рє иудаизму? Конечно, легко сказать, что еврейская религия удовлетворяла всем необходимым условиям: РѕРЅР° была древней, структурализованной Рё монотеистичной, Р° также отличалась РѕС‚ культов соседних империй. РќРѕ возможно, что Булан Рё его наследники хотели заодно воспользоваться политическим весом представителей иудейской диаспоры, разбросанных РїРѕ Евразии. Р’ таком случае РёС… государственная прозорливость была весьма высока, РёР±Рѕ дальнейший расцвет Рё богатство Хазарии обеспечивались именно ее ролью РІ транснациональном товарообмене, Р° роль Рё значение евреев РІ раннесредневековой торговле Рё СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ многократно описана Рё хорошо известна. В
Придется огорчить людей, желающих поместить иудеев РІ грязные Рё бедные гетто: богатейшие еврейские купцы, ходившие СЃ караванами РѕС‚ Дальнего Востока РґРѕ Западной Европы, действительно монополизировали международную торговлю раннего средневековья – поскольку были единственной РіСЂСѓРїРїРѕР№ лиц, беспрепятственно пересекавшей границу исламского Рё христианского РјРёСЂРѕРІ. Арабы знали РёС… РїРѕРґ именем «раданитов». Ртимология этого слова неясна, РёР±Рѕ РІ трудах арабских авторов РѕРЅРѕ пишется RРІdhРІnРѕyah или RРІhdРІnРѕyah. Более древний источник предлагает первый вариант. Его интерпретируют как «люди РёР· Радхана», С‚. Рµ., восточного Ррака. Альтернативное прочтение РІРѕР·РІРѕРґСЏС‚ Рє персидскому В«rah danВ» – «знающий путь». В
Данный термин СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ читатель узнал РёР· работ Р›. Рќ. Гумилева («рахдониты»), РІ которых хазарскому государству была дана резкая идеологическая оценка. РЎ точки зрения Гумилева, иудейская Хазария являлась центром РјРёСЂРѕРІРѕР№ работорговли, Рё СЃ помощью получаемой РѕС‚ нее денег Рё разнообразных политических ухищрений поддерживала СЃРІРѕРµ могущество РІ течение РґРІСѓС…СЃРѕС‚ лет. Рлишь «гибель иудейской общины Ртиля дала СЃРІРѕР±РѕРґСѓ хазарам Рё всем окрестным народам». Никаких данных, подкрепляющих это мнение, РІ источниках РЅРµ обнаруживается. Рџ. Голден, крупнейший специалист РїРѕ евразийским кочевникам, специально отмечает, что раданиты – РЅРµ более чем «возможные кандидаты» РЅР° роль распространителей иудаизма РІ Хазарии, Рё что «в источниках РЅРµ имеется никаких указаний РЅР° то, каким влиянием среди хазар РѕРЅРё РЅР° самом деле обладали». Нет указаний Рё РЅР° то, что этнические хазары как-то особенно притеснялись евреями. Наоборот, РІСЃРµ специалисты – авторы обобщающих работ РїРѕ хазарской истории (Рњ. Р. Артамонов, Р”. Данлоп Рё Рђ. Рџ. Новосельцев) единодушны РІ том, что значительную часть (если РЅРµ большинство) правящего класса каганата составляли самые настоящие тюрки-хазары. Рвызывает особенные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ неоднократно высказываемое Гумилевым суждение Рѕ грехах итильских иудеев перед всеми окружающими РёС… народами. В
РќРѕ, СѓРІС‹, Рё тем читателям, которые считают, что евреи РІРѕ РІСЃРµ века были «высокоморальнее» христиан Рё мусульман: купцы-раданиты воистину занимались работорговлей – СѓР¶ больно прибыльное было дело. Некоторые христианские правители того периода имели РѕС‚ этой торговли столько прибытка, что позволяли евреям держать рабов-христиан (!), хотя это противоречило каноническому праву. Р СѓР¶ совсем РЅРµ возражали против торговли варварами-язычниками, то есть, славянами. Кстати, количество рабов-славян, переправленных РІ РљРѕСЂРґРѕРІСЃРєРёР№ халифат, было таким, что РёР· РЅРёС… были сформированы отдельные РІРѕРёРЅСЃРєРёРµ части, Р° XРІ. вообще известен РІ истории арабо-испанского государства, как «славянский» период. РР· вышесказанного РЅРµ следует, что можно согласиться СЃ идеологической характеристикой Хазарии, данной Гумилевым РІ его РїРѕР·РґРЅРёС… работах. Для нее просто нет фактических оснований. Однако РЅРµ стоит забывать Рё Рѕ том, что Гумилев РІ СЃРІРѕРµ время участвовал РІ археологических раскопках РЅР° территории каганата Рё сделал несколько интереснейших наблюдений. Надо лишь провести резкую грань между полученными РёРј РІ 60-С… РіРі. научными данными Рё его субъективными оценками истории Хазарии. В
Более того, использованное выше выражение «еврейская торговая монополия» РІРѕРІСЃРµ РЅРµ означает наличия монополии РІ современном смысле слова или, тем более, какой-то громадной корпорации СЃ центральным правлением, штаб-квартирой Рё тому подобными вещами. Нет, евреи всего лишь удачно заполнили пустовавшую несколько веков экономическую Рё социальную нишу, как это часто было Рё позже – СЃ совсем РґСЂСѓРіРёРјРё профессиями (меняла, РјСЏСЃРЅРёРє Рё С‚. Рї. – РІСЃРµ эти ремесла были табуированы РІ средневековой Европе). В
Р’ СЌРїРѕС…Сѓ религиозного, культурного Рё географического разобщения раннего средневековья евреи отдаленных РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Рё стран могли СЃ легкостью понимать РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°, РёР±Рѕ были воспитаны РІ РѕРґРЅРѕР№ системе ценностей Рё говорили РЅР° РѕРґРЅРѕРј языке. РџСЂРё этом РјРЅРѕРіРёРµ важнейшие торговые партнеры Р·Р° РІСЃСЋ жизнь РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ видели РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° РІ глаза! РљРѕРіРґР° же времена изменились, то евреев потеснили Рё греки, Рё армяне, РІ Европе же: итальянцы, Р° позже – голландцы. РќРѕ РІ те РіРѕРґС‹, РєРѕРіРґР° подавляющее большинство международной торговли было РІ руках евреев, государству, жившему Р·Р° счет транзита, было Р±С‹ странным РЅРµ стать РїСЂРѕ-иудейским, особенно если собственные религиозные Рё культурные традиции Сѓ него были РЅРµ слишком сильны. В
Рменно таким государством была Хазария. Удобная караванная стоянка РІ дельте Волги стала РѕРґРЅРёРј РёР· центров РјРёСЂРѕРІРѕР№ торговли. РЇСЃРЅРѕ, что расцвет каганата основывался РЅР° его выгодном географическом положении Рё был связан СЃРѕ стабилизацией евроазиатских торговых путей РІ период между окончанием РІРѕР№РЅ Р·Р° исламское наследство (середина VIIIРІ.) Рё геополитическими потрясениями начала X столетия. Хазария просто оказалась РІ удачном месте РІ удачное время. В
Своего производства РІ каганате РЅРµ было – Р° зачем, РєРѕРіРґР° можно прекрасно прожить Рё без него? Гораздо легче взимать пошлины, содержать небольшую, РЅРѕ приличную армию РЅР° РІСЃСЏРєРёР№ случай Рё больше ничего РЅРµ делать. После того, как РІ начале РҐ РІ. изменились исторические, экономические Рё географические обстоятельства, Хазария была обречена. Рначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, ее погубили миграции норманнов СЃ севера Рё степных кочевников СЃ востока, постепенный распад багдадского халифата Аббасидов Рё подъем СѓСЂРѕРІРЅСЏ Каспия. Причины серьезные, объективные Рё подкрепленные источниками. Популярные же РІ некоторых кругах «историко-философские» рассуждения Рѕ хищническом характере иудейского правления, приведшем каганат Рє гибели, нельзя признать обоснованными. Рстории известно РјРЅРѕРіРѕ государств, хищнический характер которых задокументирован гораздо лучше. Была ли РІ древней Хазарии этнически «истинная» еврейская прослойка? Такой РІРѕРїСЂРѕСЃ кажется странным. Рђ кто еще РјРѕРі принести туда иудаизм? РќРµ РіРѕРІРѕСЂСЏ СѓР¶ Рѕ том, что РІ начале VIIIРІ. единоверная держава должна была стать обетованным местом для евреев, страдавших РІ С…РѕРґРµ ближневосточных РІРѕР№РЅ Рё периодических гонений РІ Византии, Р° РІ дальнейшем – прекрасным перевалочным пунктом РЅР° тяжелом караванном пути. Думается кстати, что «генетических» евреев РІ Хазарии было сравнительно немного – потому Рё приняли тамошние тюрки иудаизм, что совсем РЅРµ боялись малочисленных пришельцев. В
Как уже говорилось, обращение хазар РІ РЅРѕРІСѓСЋ веру РЅРµ было одноступенчатым. Р’ первой половине VIII РІ. РґРІРµ хазарские принцессы были выданы замуж Р·Р° византийских императоров (сын последней умер РІ 780Рі.). Отношения же детей Рзраиля СЃ православной империей переживали разные периоды, РЅРѕ РЅРёРєРѕРіРґР° христианская держава РЅРµ потерпела Р±С‹ РЅР° троне еврейку (Рё даже – перекрещенную хазарку-иудейку). РЎСѓРґСЏ РїРѕ всему, «истинно еврейская» прослойка окончательно стала Сѓ власти РІ Хазарии РіРґРµ-то РІ начале IXРІ. Кто составлял ее – неясно. РџРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, РІСЃРµ-таки РґРІРµ РіСЂСѓРїРїС‹: тюрки-иудеи Рё местные поволжские евреи. Установить РёС… численное соотношение Рё то, «кто же РЅР° самом деле был главным», РІ принципе невозможно. Укажем лишь, что количество хазарских евреев РІСЂСЏРґ ли было очень высоким, Р° почти РІСЃРµ хазарские имена Рё названия, дошедшие РґРѕ нас – тюркские. Рта союзная РіСЂСѓРїРїРёСЂРѕРІРєР° удерживала главенствующее положение РІ каганате вплоть РґРѕ разгромных норманнско-славянских (СЂСѓСЃСЃРєРёС…) РїРѕС…РѕРґРѕРІ 60-С… РіРі. следующего столетия, то есть около полутораста лет. В
После этого основная часть хазар Поволжья повторно приняла ислам РїРѕРґ давлением хорезмийцев. Верное иудаизму меньшинство постепенно стало крымскими караимами (или присоединилось Рє РЅРёРј) Рё РіРѕСЂСЃРєРёРјРё евреями. Напомним, что караимами РІ раввинистической традиции именовали всех отступников, отвергавших РїРѕР·РґРЅРёРµ нормативные тексты иудаизма (Талмуд Рё С‚.Рї.) Рё почитавшими лишь тот СЃРІРѕРґ текстов, который христиане называют Ветхим Заветом, Р° евреи делят РЅР° три части: РўРѕСЂСѓ, РџСЂРѕСЂРѕРєРѕРІ Рё Писания. Возникновение подобных идей относят Рє концу VIII РІ., Р° расцвет караимизма – Рє РҐ веку: почти одновременно СЃ падением Хазарии. В
РџРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ Рѕ СЃСѓРґСЊР±Рµ хазар-христиан РІ науке существуют разногласия. Кажется, что РѕРЅРё должны были податься РІ пределы СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ тьмутараканского княжества или еще дальше – РІ греческую империю. Установить РёС… СЃРІСЏР·СЊ СЃ бродниками Рё казаками РЅРµ представляется возможным, хотя РїРѕРґРѕР±РЅРѕРµ предположение имеет право РЅР° существование. В
Здесь нельзя РЅРµ упомянуть известную РєРЅРёРіСѓ Рђ. Кёстлера «Тринадцатое колено», РІ которой доказывалось, что восточноевропейское еврейство (подавляющая часть еврейства РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ) РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ хазар, мигрировавших РЅР° польские Рё венгерские земли после падения каганата Рё еще позже – спасаясь РѕС‚ монголов. РЎС…РѕРґРЅСѓСЋ позицию РІ смягченном РІРёРґРµ занимает Рљ. Брук РІ недавней реферативной монографии «Евреи Хазарии». Р’ изложении истории хазар РѕР±Р° автора следуют основополагающему труду англичанина Р”. Данлопа, Р° строят СЃРІРѕРё теории СЃ привлечением частных работ польских, венгерских Рё еврейских историков. Р РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ Рє любопытным выводам. В
Кёстлер утверждает, что основанная РЅР° иудаизме (Р° РЅРµ РЅР° генетическом единстве «избранного народа») общность еврейской диаспоры превратила последнюю РІ «псевдо-нацию», Рё что Сѓ современных евреев есть РґРІР° пути: иммиграция РІ «истинно еврейский» Рзраиль или ассимиляция. Для Брука же, который заявляет, что иудаизм приняло множество хазар, после чего начинает использовать термины «евреи» Рё «хазары» как СЃРёРЅРѕРЅРёРјС‹, история Хазарии есть неотъемлемая часть истории еврейства: после падения Хазарии восточноевропейские евреи навсегда утрачивают «свое» государство, Рё РЅРµ имеют «независимости» вплоть РґРѕ образования Рзраиля РІ 1948 Рі. В
Брук осторожнее Кёстлера: РѕРЅ разумно предполагает, что миграция РёР· Хазарии РІ восточную Европу имела смешанный характер: «настоящие» евреи Рё иудаизированные тюрки – РЅРѕ РІСЃРµ же была немалой, Р° потому потомки восточноевропейских евреев-ашкенази «являются наследниками великой Хазарской империи, которая РєРѕРіРґР°-то правила СЂСѓСЃСЃРєРёРјРё степями». Впрочем, давно известно, что большей части человечества (включая уважаемых современников) всегда хотелось быть либо частью империи, либо, РїРѕ крайней мере, ее законными наследниками. В
Понятно, что подобные идеологические оценки никакого веса РІ науке РЅРµ имеют – хотя СЏСЃРЅРѕ, что РєРѕРјСѓ-то было очень приятно (или неприятно) читать сочинения вышеуказанных авторов. Легко, например, представить читателя-еврея, который СЃ удовольствием узнает, что его предки господствовали над необъятными просторами той страны, которая впоследствии была сильно замешана РІ государственном антисемитизме; напротив, информация Рѕ том, что РѕРЅ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ совсем РЅРµ РѕС‚ прародителя-Авраама, вызовет Сѓ такого читателя эмоции РЅРµ менее сильные, РЅРѕ РІСЂСЏРґ ли положительные. Так некоторые авторы достигают своей главной, пусть РЅРµ всегда осознаваемой цели – читательской реакции, которой слишком часто РЅРµ РІ состоянии достичь труды гораздо более вдумчивые, РЅРѕ выхолощенные – Рё научные. Оттого сочинения, скажем так, провокационные «обречены РЅР° популярность» Рё РЅРµ обязательно, что только временную. РќРѕ надо РІСЃРµ-таки сказать, что совершенно никаких доказательств хазарского происхождения обитателей многочисленных восточно-европейских местечек Рё штетлов нет – хотя невозможно отрицать теоретическую возможность того, что какое-то количество евреев пришло РІ Польшу СЃ востока. В
Однако все источники «позабыли» про