«...Припомнить всю жестокую, милую жизнь...» (о Н. Гумилеве)
РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Р›.Рђ.
Наследие, личность, СЃСѓРґСЊР±Р° Николая Степановича Гумилева (1886-1921) - поэта редкой индивидуальности - вызывают сейчас жгучий интерес. Да Рё РЅРµ может быть иначе. Его творчество РїСЂРё жизни автора привлекало чарующей РЅРѕРІРёР·РЅРѕР№ Рё смелостью, остротой чувств, взволнованной мыслью, личность - мужеством Рё силой РґСѓС…Р°. РќРѕ долгие десятилетия стихи Гумилева РЅРµ переиздавались. РРјСЏ его лишь изредка упоминалось.
Гумилев был необоснованно причислен к участникам контрреволюционного движения и расстрелян. Погиб в 35 лет. Короткий, насильственно прерванный на творческом взлете путь. Но удивительно, неповторимо яркий!
Родился Гумилев в семье корабельного врача в Кронштадте. Учился в гимназии Царского Села. Затем ненадолго (1900-1903) уезжал (новое назначение отца) в Грузию. Вернувшись, окончил (1906) Николаевскую царскосельскую гимназию. Однако уже пребывание в ней не было обычным. Естественные для юноши интересы и занятия сразу оттеснила напряженная внутренняя жизнь. Все определило рано проснувшееся, волнующее призвание поэта.
Еще в 1902 г. "Тифлисский листок" опубликовал первое стихотворение Гумилева - "Я в лес бежал из городов...". А в 1905 г. появилась книга стихов - "Путь конквистадоров". С тех пор автор, как сам позже заметил, отдался "наслаждению творчеством, таким божественно-сложным и радостно-трудным"1. Открывались тайны родного слова - талант художника стремительно развивался. Один за другим следовали его поэтические сборники: 1908 г. - "Романтические цветы", 1910-й - "Жемчуга", 1912-й - "Чужое небо", 1916-й - "Колчан", 1918-й - целых два: "Костер", "Фарфоровый павильон" и большая поэма "Мик", 1921 г. - снова два: "Шатер" и "Огненный столп". Писал Гумилев и прозу, драмы, вел своеобразную летопись поэзии своего времени, занимался теорией стиха, откликался на явления искусства других стран. Поистине трудно понять, как столь многогранную деятельность вместили какие-то полтора десятка лет.
Творческое воображение пробудило РІ Гумилеве неутолимую жажду познания РјРёСЂР°. Смело ломал РїРѕСЌС‚ привычные РЅРѕСЂРјС‹ жизни. РќРµ успел приехать РІ РЎРѕСЂР±РѕРЅРЅСЃРєРёР№ университет (1907) для изучения французской литературы, как РїРѕРєРёРЅСѓР» Париж. Мечта увидеть загадочные, нецивилизованные земли завладела РёРј. Р’ первую поездку Гумилев посетил лишь РіРѕСЂРѕРґР° Стамбул, РР·РјРёСЂ, РџРѕСЂС‚-Санд, Каир. РќРѕ пережитое оставило РІ душе неизгладимый след.
Жена старшего брата - Александра Андреевна Гумилева - вспоминала: "Об этой мечте (поехать в Африку) поэт написал отцу, но отец категорически заявил, что ни денег, ни его благословения на такое "экстравагантное путешествие" он не получит до окончания университета. Тем не менее Коля, невзирая ни на что, в 1907 году пустился в путь, сэкономив необходимые средства из ежемесячной родительской получки. Впоследствии поэт с восторгом рассказывал обо всем виденном: как он ночевал в трюме парохода вместе с пилигримами, как разделял с ними их скудную трапезу..."2.
Что это - мальчишеское стремление к приключениям? Судя по всему, нет. В 1908 г. Гумилев снова направился в Африку, на сей раз добравшись до Египта. А в начале 1910 г., наконец, побывал в центре материка - в Абиссинии. Причем достиг ее в ужасном состоянии - в изорванной одежде, с воспаленными глазами, больной ногой, о чем сообщил потом поэту М. Кузмину.
Первым знакомством с эфиопами увлечение Африкой не кончилось. По собственному почину Гумилев организовал экспедицию (1913) в Абиссинию. Недавно найденный дневник этого путешествия рассказывает о тяготах и лишениях пути, общении с местными жителями, их быте, традициях, абиссинской природе. Не случайно Гумилев в одном из своих стихотворений писал о петербургском музее этнографии:
В час, когда я устану быть только поэтом, Ничего не найду я отрадней его. |
В дневнике есть и весьма точные наблюдения за социальным положением Африки: "Сколько лет англичане заняты покорением Сомалийского полуострова и до сих пор не сумели продвинуться даже на сто километров от берега. Рв то же время нельзя сказать, что Африка не гостеприимна, - ее леса равно открыты для белых, как и для черных, к ее водопоям по молчаливому соглашению человек подходит раньше зверя. Но она ждет именно гостей и никогда не признает их хозяевами"3.
Может возникнуть вопрос: почему именно Африка? Обычно считают, что Гумилев стремился только к экзотике. Но В. Брюсову он объяснил свое тяготение к дальним странам по-другому: "...думаю уехать на полгода в Абиссинию, чтобы в новой обстановке найти новые слова"4. О зрелости поэтического видения неотступно думал Гумилев. Рвсюду отважно искал испытаний.
В первую мировую войну он ушел добровольно на фронт. По его мнению, так должны были поступать все честные люди. Но Гумилев никогда не идеализировал кровавой военной машины. В "Воспоминаниях об Александре Блоке" Анны Ахматовой есть такие строки: "А вот мы втроем (Блок, Гумилев и я) обедаем (5 августа 1914) на Царскосельском вокзале в первые дни войны (Гумилев уже в солдатской форме). Блок в это время ходит по семьям мобилизованных для оказания им помощи. Когда мы остались вдвоем, Коля сказал: "Неужели и его пошлют на фронт? Ведь это то же самое, что жарить соловьев"5. В своих фронтовых корреспонденциях Гумилев отразил трагическое лицо войны. Не скрыл и собственных потрясений. Однако не счел нужным оградить себя от смертельной опасности. Больше того, в мае 1917 г. уехал по собственному желанию на Солоникскую (Греция) операцию Антанты.
Когда представляешь жизнь Гумилева, то трудно освободиться от ощущения неких фаталистических его склонностей. В Африке он пролезал через узкий ход пещеры, застрять в которой значило замуровать себя заживо. На войне участвовал в самых страшных маневрах. Рмного раз в других ситуациях испытывал судьбу. Но чисто внешнее впечатление от известных фактов как-то не согласуется с зрелым творчеством Гумилева. В поэзии этих лет возникает фигура одинокого, захваченного глубокой мыслью человека.
В стихотворении, которое долгие годы толковали чуть ли не гимном милитаризму, заключено печальное прощание с возлюбленной, а в конце и со всем сущим:
Туда б уйти, покинув мир лукавый, Смотреть на ширь воды, на неба ширь... В тот золотой и белый монастырь! |
Здесь отзвук реальной драмы Гумилева - его разрыва СЃ первой любимой женой - РђРЅРЅРѕР№ Андреевной Горенко (Рђ. Ахматова). Тема нелегких отношений СЃ ней РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ болезненной ноткой через РјРЅРѕРіРёРµ поэтические циклы. РќРµ был счастлив Гумилев Рё РІ браке СЃ РђРЅРЅРѕР№ Николаевной, урожденной Рнгельгардт. Непрочным оказался СЃРѕСЋР· СЃ РґСЂСѓР·СЊСЏРјРё молодости. Причина разочарований скорее всего кроется РІ характере Гумилева. РќРѕ РѕС‚ этого ему было РЅРµ легче. Тем неудержимее, самоотреченнее отдавался РѕРЅ РїРѕРёСЃРєСѓ смысла жизни РІ искусстве.
РќР° Р РѕРґРёРЅСѓ (после поездки РЅР° солоникский фронт) РїРѕСЌС‚ вернулся лишь РІ апреле 1918 РіРѕРґР°. Рсразу включился РІ напряженную после Октябрьской революции деятельность РїРѕ созданию РЅРѕРІРѕР№ культуры. Гумилеву было что передать СЃРІРѕРёРј ученикам. РћРЅ читал лекции РІ институте Рстории искусств, плодотворно работал РІ редколлегии издательства "Всемирная литература", основанного Рњ. Горьким, РІ РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ проведению так называемых "инсценировок культуры", РІ семинаре для пролетарских поэтов, занимался художественными переводами. Рђ РІ 1921 Рі., незадолго РґРѕ гибели, был избран председателем петроградского отделения тогдашнего Всероссийского РЎРѕСЋР·Р° писателей. Сохранился теплый отзыв Горького РѕР± участии Гумилева РІ большом Рё благородном труде6. Казалось Р±С‹, ничто РЅРµ предвещало трагического РёСЃС…РѕРґР°. Рђ РѕРЅ уже наступал.
К членам антисоветского заговора В. Н. Таганцова был причислен Гумилев. Сейчас стало известно, что он знал многих участников этой группы, но сам их призывам не следовал; и это подтверждено документами7. Можно только предполагать, какую зловещую роль сыграло здесь привычное для него бескомпромиссное поведение. Рпоэта не стало.
Однако чувства, мысли, открытия остались с нами и для нас в волнующем слове Гумилева. Мрачным предзнаменованием воспринимаются строки, созданные им в совершенно, разумеется, не касающихся трагической судьбы обстоятельствах ("Я и Вы" - сб. "Костер"):
Румру я не на постели При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще. |
Откуда и почему такое ужасное предчувствие? Как пришел к нему некогда звонкий и молодой голос? Ответ - в творчестве.
* * *
"По выбору тем, по приемам творчества автор явно примыкает к "новой школе" в поэзии. Но пока его стихи - только перепевы и подражания, далеко не всегда удачные"8, - писал В. Брюсов о первом сборнике "Путь конквистадоров" (1905), выпущенном Н. Гумилевым, когда он еще учился в гимназии. Конечно, в какой-то мере Брюсов был прав. Рвсе-таки юношеские, "конквистадорские" стихи имели свой "нерв", свой настрой.
Н. Гумилев сразу заявил об особом подходе к миру:
Как смутно в небе диком и беззвездном! Растет туман... но я молчу и жду, Рверю, я любовь свою найду... Я конквистадор в панцире железном. |
"Конквистадор" завоевывал РЅРµ земли, РЅРµ страны, Р° РЅРѕРІСѓСЋ любовь, вплетая "РІ воинственный наряд звезду долин, лилею голубую", проникая РІ "тайны дивных СЃРЅРѕРІ", добывая звезды СЃ "заснувшего небосклона". Будто очень знакомы РїРѕ символистской РїРѕСЌР·РёРё воспеваемые ценности: "голубая высота", "вечное блаженство мечты", "чары красоты". РќРѕ РѕРЅРё, утонченные, возвышенные, отстаиваются дерзновенным мечом, "вихрем грозовым, Рё РіСЂРѕРјРѕРј, Рё огнем". Возникают "всегда живые, всегда могучие" "герои героев": "сверкая доспехами", РѕРЅРё подымают "меч Рє великим войнам" РІРѕ РёРјСЏ "божественной любви". Мужественная интонация, волевое начало становятся доминирующими. Р’РѕС‚ РѕРЅРѕ - отличие Рќ. Гумилева РѕС‚ его старших современников: Рљ. Бальмонта, Рђ. Белого, Рђ. Блока (Брюсов считал, что именно РёРј подражал Гумилев). Название "Путь конквистадоров" оттеняло РЅРѕРІРёР·РЅСѓ избранной позиции. Рдеалы утверждались РІ "битве", огневой, даже кровавой.
Чем владел и с кем сражался лирический герой Гумилева? Владел многим: "Жаркое сердце поэта Блещет, как звонкая сталь". Перед жаждущим взором нет преград: "Мне все открыто в этом мире - Рночи тень, и солнца свет..." Невозможно не вспомнить опыт самого Брюсова, которого признавал своим учителем Гумилев. Но у младшего сложились другие представления о деянии. Гумилев не столько чувствовал себя первооткрывателем Прекрасного, сколько стремился приблизить возможную гармонию. На этом пути фантазия подсказала образы богов, королей, царей и пророков - символы отнюдь не власти над людьми, а противоположения их слабости.
Он как гроза, он гордо губит В палящем зареве мечты, За то, что он безмерно любит Безумно-белые цветы. |
"Путь конквистадоров" состоит из разделов, озаглавленных "Мечи и поцелуи", "Высоты и бездны". Сущее сложно, противоречиво. Рпроизведения густо "населены" трудно совместимыми образами. Гордый король и бродячий певец с "песней больной". "Дева солнца" и суровый, гневный царь. Юная дриада, "дитя греха и наслаждений", и "печальная жена". Но все по-разному контрастные и фантасмагоричные картины овеяны одной мечтой: "узнать сон вселенной", увидеть "лучи жизни обновленной", выйти "за пределы наших знаний". В любом состоянии проявлена цельность мироощущения. Даже когда сомнения теснят мужественную душу, раздается призыв к полному самоотречению:
Жертвой будь голубой, предрассветной... В темных безднах беззвучно сгори... ...Рты будешь Звездою Обетной, Возвещающей близость зари. |
Страстная притяженность Рє грядущим Р·РѕСЂСЏРј тесно связала "Путь конквистадоров" СЃ поэзией начала XX РІ. Р’ ней, однако, Гумилев проложил СЃРІРѕРµ русло. Незадолго перед смертью РѕРЅ писал Рѕ балладах английского поэта Роберта Саути: "Рто РјРёСЂ творческой фантазии, РјРёСЂ предчувствий, страхов, загадок, Рѕ котором лирический герой РіРѕРІРѕСЂРёС‚ СЃ тревогой"9. Нечто РїРѕРґРѕР±РЅРѕРµ, хотя СЃ иными акцентами, создал Гумилев РІ начале СЃРІРѕРёС… творческих РїРѕРёСЃРєРѕРІ. РњРЅРѕРіРёРµ стихотворения напоминали романтическую балладу СЃ ее причудливыми персонажами, прихотливым сюжетом, взволнованным лирическим подтекстом.
РЎР±РѕСЂРЅРёРє СЃРІРѕРёС… юношеских стихов Гумилев РЅРµ переиздавал, считая его несовершенным. Однако выраженные РІ нем духовные запросы получили дальнейшее развитие. Рто особенно чувствуется РІРѕ второй РєРЅРёРіРµ - "Романтические цветы" (1908), РїСЂРё всем ее коренном отличии РѕС‚ первой. Р’ период, РёС… разделявший, Гумилев окончил Царскосельскую гимназию, 1907-1908 РіРі. прожил РІРѕ Франции, РіРґРµ опубликовал "Романтические цветы", РёР· Парижа совершил путешествие РІ Африку.
Новые впечатления отлились в особую образную систему. Пережитое вызвало к жизни другие эмоции. Тем не менее и здесь читается жажда предельно сильных и прекрасных чувств: "Ты среди кровавого тумана К небесам прорезывала путь"; "...пред ним неслась, белее пены, Его великая любовь".
Но теперь желанное видится лишь в грезах, видениях. Однако не зря Гумилев сказал: "Сам мечту свою создам". Рсоздал ее, обратившись к обычным, земным явлениям. О своей способности заглянуть за черту обыденного говорит поэт:
Сады моей души всегда узорны, В них ветры так свежи и тиховейны, В них золотой песок и мрамор черный, Глубокие, прозрачные бассейны. Я не смотрю на мир бегущих линий, Мои мечты лишь вечному покорны. Пускай сирокко бесится в пустыне, Сады моей души всегда узорны. |
Нет, Гумилев не был равнодушен к "миру бегущих линий". Но конкретное преображал своей мечтой иль болью - угадывал "дальним зрением". Сборник волнует грустными авторскими ощущениями непрочности высоких порывов, призрачности счастья в скучной жизни - и одновременно стремлением к Прекрасному.
В год выхода "Романтических цветов" Гумилев писал: "Любовь, в самом общем смысле слова, есть связь отдельного, и у Верхарна совершенно отсутствует чувство этой связи"10. В "Романтических цветах" драма неразделенной либо неверной любви дана расширительно, как знак разобщения, отчуждения людей друг от друга. Поэтому горечь обманутого лирического героя приобретает особую значимость. А вечная тема - новые грани. Как тут не вспомнить соответствующие мотивы в "Городе" А. Блока, "Пепле" А. Белого? Однако Гумилев нашел совершенно отличные от них средства поэтического обобщения.
Большинство стихотворений обладают спокойной интонацией. Мы слышим рассказ, диалог. Но необычный, часто парадоксальный образный строй сообщает редкую внутреннюю напряженность. В неповторимом облике "оживляет" поэт легендарные мотивы, творит фантастические превращения. Обычно принято ссылаться на экзотику (географическую, историческую) как определяющую феномен Гумилева. Конечно, многое почерпнуто, скажем, из впечатлений об Африке. Тем не менее обращение к ней все-таки вторично. Оно только способствует воссозданию экстатических духовных состояний, как бы требующих небывалых зримых соответствий. Колоритные фигуры древности, Востока предстают в своем неожиданном облике. Рэто завораживает.
Памятная "пленительная и преступная царица Нила" вдруг "овеществляется" в зловещей, кровожадной "гиене". Во взоре неверной возлюбленной улавливается... утонувший корабль, "голубая гробница" предшествующей жертвы (не о царице ли Тамаре речь в "Корабле"?). "Ужас" воплощен в Страшном существе: "Я встретил голову гиены на стройных девичьих плечах". С неменьшей зрелищностью и эмоциональностью запечатлены светлые явления - "много чудесного видит земля". Достаточно представить удивительного "изысканного жирафа" - и скучная вера "только в дождь" рассеивается: "взоры в розовых туманах мысль далеко уведут".
Брюсов воспринял лирику "Романтических цветов" как "объективную", где "больше дано глазу, чем слуху", а внутренние переживания притуплены11. Вряд ли можно с этим согласиться. "Объективизация" душевных порывов поэзии Гумилева настолько их сгущает, что об ослаблении впечатления говорить не приходится. К тому же опасно было оспаривать развивающиеся творческие принципы художника. Можно наблюдать, как его дар сотворения "второй реальности" совершенствовался даже в процессе переиздания "Романтических цветов".
Р’ СЂСЏРґРµ новых стихотворений (как, впрочем, РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… прежних) РїРѕСЌС‚ РЅРµ только "подчиняет" своему переживанию. РћРЅ РґРѕРЅРѕСЃРёС‚ общее трагическое состояние РјРёСЂР°. Рроничная "Неоромантическая сказка" опосредованно Рё остроумно передала угрожающие масштабы застоя: его СЃ радостью принимает даже сказочное чудовище - людоед. "РРіСЂС‹" открыли РІ конкретной сцене кровавых развлечений сущность порочной "цивилизации", Р° РІ противовес ей - тайну РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ гармонии. "Сонет" (вариант вступительного стихотворения Рє "Пути конквистадоров") СЃ помощью ирреального образа выразил желание преодолеть ограниченность возможностей:
Пусть смерть РїСЂРёС…РѕРґРёС‚, СЏ Р·РѕРІСѓ любую. РЇ СЃ нею Р±СѓРґСѓ драться РґРѕ конца, Р, может быть, СЂСѓРєРѕСЋ мертвеца РЇ лилию РґРѕР±СѓРґСѓ, голубую. |
Первые СЃР±РѕСЂРЅРёРєРё Гумилева были встречены РІ печати критически. "Жемчуга" (1910) тоже РЅРµ остались без такого внимания. РЎ РјСЏРіРєРѕР№ иронией Р’СЏС‡. Рванов заметил, что автор СЃР±РѕСЂРЅРёРєР° "РІ такой мере смешивает мечту Рё жизнь, что совершенное РёРј РѕРґРёРЅРѕРєРѕРµ путешествие Р·Р° парой леопардовых шкур РІ Африку немногим отличается РѕС‚ задуманного - РІ Китай - СЃ мэтром Рабле..."12 Рђ Брюсов вообще отказал Гумилеву РІ СЃРІСЏР·СЏС… СЃ современностью13.
Гумилев находил одинаковую "нецеломудренность отношения" Рє художественному творчеству РІ РґРІСѓС… тезисах: "Рскусство для жизни" Рё "искусство для искусства". РќРѕ делал такой вывод: "Р’СЃРµ же <...> РІ первом больше уважения Рє искусству Рё понимания его сущности". Рдалее РїРѕРґРІРѕРґРёР» итог СЃРІРѕРёРј раздумьям: "...искусство, родившись РѕС‚ жизни, СЃРЅРѕРІР° идет Рє ней, РЅРѕ РЅРµ как грошовый поденщик, РЅРµ как сварливый Р±СЂСЋР·РіР°, Р° как равный Рє равному"14.
При всем максимализме этой точки зрения отказать ей в справедливости невозможно. В поэзии Гумилев следовал этому же принципу. Веянья внешнего мира он воспринимал сквозь "магический кристалл" внутреннего.
От прославления романтических идеалов поэт не случайно пришел к теме исканий, собственных и общечеловеческих. "Чувством пути" (определение Блока; здесь снова перекликнулись художники, хотя и разное ищущие) проникнут сборник "Жемчуга". Самое его название исходит от образа прекрасных стран: "Куда не ступала людская нога, Где в солнечных рощах живут великаны Рсветят в прозрачной воде жемчуга". Открытие ценностей оправдывает и одухотворяет жизнь. Символом этих ценностей и стали жемчуга. А символом поиска - путешествие. Так реагировал Гумилев на духовную атмосферу своего времени, когда определение новой позиции было главным для интеллигенции.
По-прежнему лирический герой поэта неиссякаемо мужествен. В пути: оголенный утес с драконом - "вздох его - огненный смерч". Но покоритель вершин не знает отступлений: "Лучше слепое Ничто, Чем золотое вчера..." Поэтому так влечет взор полет гордого орла. Авторская фантазия как бы дорисовывает перспективу его движения - "не зная тленья, он летел вперед":
Он умер, да! Но он не мог упасть, Войдя в круги планетного движенья, Бездонная внизу зияла пасть, Но были слабы силы притяженья. |
Небольшой цикл "Капитаны", о котором так много высказывалось несправедливых суждений, рожден тем же стремлением вперед, тем же преклонением перед подвигом: "Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса". Гумилеву дороги деянья незабвенных путешественников: Гонзальво и Кука, Лаперуза и де Гама... С их именами входит в "Капитаны" поэзия великих открытий, несгибаемой силы духа всех, "кто дерзает, кто хочет, кто ищет" (не здесь ли нужно видеть причину суровости, ранее социологически истолкованной: "или бунт на борту обнаружив, из-за пояса рвет пистолет"?).
Р’ "Жемчугах" есть точные реалии, скажем, РІ картине береговой жизни РјРѕСЂСЏРєРѕРІ ("Капитаны"). Однако, отвлекаясь РѕС‚ скучного настоящего, РїРѕСЌС‚ ищет созвучий СЃ богатым РјРёСЂРѕРј свершений Рё СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ перемещает СЃРІРѕР№ взгляд РІ пространстве Рё времени. Р’РѕС‚ почему возникают образы разных веков Рё стран, РІ частности, вынесенные РІ заглавия стихотворений: "Старый конквистадор", "Варвары", "Рыцарь СЃ цепью", "Путешествие РІ Китай" Рё РїСЂ. Рменно движение вперед дает уверенность автору РІ избранной идее пути. Рђ также - форму выражения.
Ощутимы в "Жемчугах" и трагические мотивы - неведомых врагов, "чудовищного горя". Такова власть бесславного окружающего. Его яды проникают в сознанье лирического героя. "Всегда узорный сад души" превращается в висячий сад, куда так страшно, так низко наклоняется лик луны - не солнца.
Рспытания любви исполнены глубокой горечи. Теперь пугают РЅРµ измены, Р° потеря "уменья летать": знаки "мертвой томительной СЃРєСѓРєРё"; "поцелуи - окрашены РєСЂРѕРІСЊСЋ"; желание "заворожить гадов мучительную даль", РІ смерти найти "острова совершенного счастья".
Рздесь мы видим подлинно гумилевское - поиск страны счастья даже за чертой бытия. Чем мрачнее впечатления, тем упорней тяготение к свету. Лирический герой стремится к предельно сильным испытаниям: "Я еще один раз отпылаю упоительной жизнью огня". Творчество - тоже вид самосожжения: "На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ Рпогибни славной смертью, страшной смертью скрипача".
В статье "Жизнь стиха" Гумилев писал: "Под жестом в стихотворении я подразумеваю такую расстановку слов, подбор гласных и согласных звуков, ускорений и замедлений ритма, что читающий стихотворение невольно становится в позу героя, <...> испытывает то же, что сам поэт..." Таким мастерством владел Гумилев. "Тягучие" анапесты части "Волшебной скрипки" доносят охватывающую скрипача усталость. Ямбы первого стихотворения "Капитанов" электризуют энергической интонацией. Сгущением однотипных либо контрастных признаков поэт воссоздает конкретный колорит. А с другой стороны постоянно расширяет наше восприятие ассоциациями. Частично - со своими прежними образами ("сад души", полет, солнце, огонь). Нередко - с историко-культурными явлениями. Бальзаковский акцент возникает с упоминанием "шагреневых переплетов". Музыка композиторов-романтиков (Шумана?) немало подсказывает в "Маэстро". Капитан с лицом Каина углубляет образ Летучего Голландца.
"Чувство пути", владевшее автором "Жемчугов", проявилось и в его жизни. В короткий срок он совершил вслед за первым еще три путешествия в Африку.
Неутомимый поиск определил активную позицию Гумилева в литературной среде. Он скоро становится видным сотрудником журнала "Аполлон", организует Цех поэтов, а в 1913 г. вместе с С. Городецким формирует группу "акмеистов": А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, были и сочувствующие.
В своем манифесте "акмеизма" (этот термин означал высшую степень чего-либо, расцвет) Гумилев выделил ряд положений. Не забывая о "достойном отце" - "символизме", он предлагал: "большее равновесие между субъектом и объектом" поэзии, не оскорблять непознаваемое "более или менее вероятными догадками" и - поведать "о жизни, нимало не сомневающейся в самой себе..."15. Тут не было ничего, что можно было счесть за необычную программу. Скорее всего Гумилев обобщил в статье свой творческий опыт. Самый якобы "акмеистский" сборник "Чужое небо" (1912) был тоже логичным продолжением предшествующих. Да и в "акмеистической" группе единства не было. Даже ближайший соратник С. Городецкий отстаивал резко отличные от Гумилева взгляды. Немудрено: манифесты отошли в прошлое, а поэзия осталась.
В "Чужом небе" снова ощущается беспокойный дух автора. В сборник были включены небольшие поэмы "Блудный сын" и "Открытие Америки". Казалось бы, они написаны на подлинно гумилевскую тему. Но как она изменилась!
Рядом с героем Колумбом в "Открытии Америки" встала не менее значительная героиня - Муза Дальних Странствий. Автора теперь увлекает не величие деяния, а его смысл и душа избранника судьбы. Может быть, впервые во внутреннем облике героев нет гармонии. Сравним внутреннее состояние Колумба до и после его путешествия:
Чудо он духовным видит оком, Целый мир, неведомый пророкам, Что залег в пучинах голубых, Там, где запад сходится с востоком. |
А затем Колумб о себе:
Раковина я, но без жемчужин, Я поток, который был запружен, Спущенный, теперь уже не нужен. |
"Как любовник, для игры другой Он покинут Музой Дальних Странствий". Рчувствует себя опустошенным. Аналогия с устремлениями художника безусловна и грустна. "Жемчужины" нет, шалунья муза покинула дерзновенного. О цели поиска задумывается поэт.
РџРѕСЂР° юношеских иллюзий прошла. Да Рё рубеж конца 1900 - начала 1910-С… РіРі. был для РјРЅРѕРіРёС… трудным, переломным. Чувствовал это Рё Гумилев. Еще весной 1909 Рі. РѕРЅ сказал РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РєРЅРёРіРѕР№ критических статей Р. Анненского: "РњРёСЂ стал больше человека. <...> Взрослый человек (РјРЅРѕРіРѕ ли РёС…?) рад Р±РѕСЂСЊР±Рµ. РћРЅ РіРёР±РѕРє, РѕРЅ силен, РѕРЅ верит РІ СЃРІРѕРµ право найти землю, РіРґРµ можно было Р±С‹ жить"16, имея РІ РІРёРґСѓ гармонические отношения между людьми. Рљ тому же стремился Рё РІ творчестве.
В "Чужом небе" - явственная попытка установить подлинные ценности сущего.
Гумилева влечет феномен жизни. В необычном и емком образе представлена она - "с иронической усмешкой царь-ребенок на шкуре льва, забывающий игрушки между белых усталых рук". Таинственна, сложна, противоречива и маняща жизнь. Но сущность ее ускользает. Отвергнув зыбкий свет неведомых "жемчужин", поэт все-таки оказывается во власти прежних представлений - о спасительном движении к дальним пределам:
Мы идем сквозь туманные годы, Смутно чувствуя веянье роз, У веков, у пространств, у природы Отвоевывать древний Родос. |
А как же смысл человеческого бытия? Ответ на этот вопрос для себя Гумилев находит у Теофиля Готье. В посвященной ему статье русский поэт выделяет близкие им обоим принципы: избегать "как случайного, конкретного, так и туманного, отвлеченного"; познать "величественный идеал жизни в искусстве и для искусства"17. Неразрешимое оказывается прерогативой художественной практики. В "Чужое небо" включает Гумилев подборку стихов Готье в своем переводе. Среди них - вдохновенные строки о созданной человеком нетленной красоте. Вот идеал на века:
Р’СЃРµ прах. - РћРґРЅРѕ, ликуя, Рскусство РЅРµ умрет. Статуя Переживет народ. |
Так созревали идеи "акмеизма". Рђ РІ РїРѕСЌР·РёРё отливались "бессмертные черты" увиденного, пережитого. Р’ том числе Рё РІ Африке. Р’ СЃР±РѕСЂРЅРёРє вошли "РђР±РёСЃСЃРёРЅСЃРєРёРµ песни": "Военная", "Пять быков". "Невольничья", "Занзибарские девушки", РґСЂ. Р’ РЅРёС… РІ отличие РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… стихотворений, РјРЅРѕРіРѕ сочных реалий: бытовых, социальных. Рсключение понятное. "Песни" творчески интерпретировали фольклорные произведения абиссинцев. Р’ целом же путь РѕС‚ жизненного наблюдения Рє образу Сѓ Гумилева очень непростой.
Внимание художника Рє окружающему всегда было обостренным. Однажды РѕРЅ сказал: "РЈ поэта должно быть плюшкинское хозяйство. Рверевочка пригодится <...>. Ничего РЅРµ должно пропадать даром. Р’СЃРµ для стихов"18. Способность сохранить даже "веревочку" СЏСЃРЅРѕ ощущается РІ "Африканском дневнике", рассказах, непосредственном отклике РЅР° события первой РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ - "Записках кавалериста". РќРѕ, РїРѕ словам Гумилева, "стихи - РѕРґРЅРѕ, Р° жизнь - РґСЂСѓРіРѕРµ"19. Р’ "Рскусстве" (РёР· переводов Готье) есть СЃС…РѕРґРЅРѕРµ утверждение: "созданье тем прекрасней, чем взятый материал бесстрастней". Таким РѕРЅ Рё был РІ лирике Гумилева. Конкретные признаки исчезали, взгляд охватывал общее, значительное. Зато авторские чувства, рожденные живыми впечатлениями, обретали гибкость Рё силу, рождали смелые ассоциации, притяжение Рє иным зовам РјРёСЂР°.
РЎР±РѕСЂРЅРёРє стихов "Колчан" (1906) долгие РіРѕРґС‹ РЅРµ прощали Гумилеву, РѕР±РІРёРЅСЏСЏ его РІ шовинизме. Мотивы победной Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ Германией, подвижничества РЅР° поле брани были Сѓ Гумилева, как, впрочем, Рё Сѓ РґСЂСѓРіРёС… писателей этого времени. Рмпериалистический характер РІРѕР№РЅС‹ поняли немногие. Отрицательно воспринимался Рё СЂСЏРґ фактов биографии поэта: добровольное вступление РІ армию, проявленный РЅР° фронте героизм, стремление участвовать РІ действиях Антанты против австро-германо-болгарских РІРѕР№СЃРє РІ греческом порту Салоники Рё РїСЂ. Главное, что вызвало резкое неприятие, - строка РёР· "Пятистопных СЏРјР±РѕРІ" "Р’ немолчном Р·РѕРІРµ боевой трубы РЇ РІРґСЂСѓРі услышал песнь моей СЃСѓРґСЊР±С‹..." Гумилев расценил СЃРІРѕРµ участие РІ РІРѕР№РЅРµ действительно как высшее предназначение, сражался, РїРѕ словам очевидцев, СЃ завидным спокойным мужеством, был награжден РґРІСѓРјСЏ крестами. РќРѕ ведь такое поведение свидетельствовало РЅРµ только РѕР± идейной позиции, Рѕ нравственной, патриотической - тоже. Что касается желания поменять место военной деятельности, то здесь опять сказалась власть РњСѓР·С‹ Дальних Странствий.
В "Записках кавалериста" Гумилев раскрыл все тяготы войны, ужас смерти, муки тыла. Тем не менее, не это знание легло в основу сборника. Видя народные беды, Гумилев пришел к широкому выводу: "Дух <...> так же реален, как наше тело, только бесконечно сильнее его"20.
Внутренними прозрениями лирического героя привлекает Рё "Колчан". Р‘. Рйхенбаум Р·РѕСЂРєРѕ увидел РІ нем "мистерию РґСѓС…Р°", хотя отнес ее лишь Рє военной СЌРїРѕС…Рµ. Философско-эстетическое звучание стихов было, безусловно, богаче.
Еще в 1912 г. Гумилев проникновенно сказал о Блоке: два сфинкса "заставляют его "петь и плакать" своими неразрешимыми загадками: Россия и его собственная душа"21. "Таинственная Русь" в "Колчане" тоже несет больные вопросы. Но поэт, считая себя "не героем трагическим" - "ироничнее и суше", постигает лишь свое отношение к ней:
Рћ, Р СѓСЃСЊ, волшебница суровая, РџРѕРІСЃСЋРґСѓ ты СЃРІРѕРµ возьмешь. Бежать? РќРѕ разве любишь РЅРѕРІРѕРµ Рль без тебя РґР° проживешь? |
Р’ "логовище РѕРіРЅСЏ" проявляется полное слияние: "Золотое сердце Р РѕСЃСЃРёРё Мерно бьется РІ РіСЂСѓРґРё моей". Р’РѕС‚ почему: "смерть - СЏСЃРЅР° Рё проста: Здесь товарищ над павшим тужит Рцелует его РІ уста". Рспытания РІ СЃСѓСЂРѕРІСѓСЋ РіРѕРґРёРЅСѓ дают воистину простое Рё великое чувство взаимопонимания. Таков житейский, чуть, кстати, намеченный РІ стихах смысл пережитого. Есть Рё глубокий, философский.
В страданиях растет мудрая требовательность к себе, человеку: "как могли мы прежде жить в покое..." (ср. с более ранним блоковским: "не может сердце жить покоем"). Возникает подлинно гумилевская тема души и тела. Пока противоборства между ними нет:
Расцветает дух, как роза мая, Как огонь, он разрывает тьму, Тело, ничего не понимая, Слепо повинуется ему. |
В "Колчане" множество ярких вариантов этой мысли: "все идет душа, горда своим уделом..."; "все в себе вмещает человек, который любит мир"; "солнце духа, ах, беззакатно, не земле его побороть".
"Муза Дальних Странствий" теперь пробуждается не зовом пространства или времен, а самоуглублением, "огнедышащей беседой", "усмирением усталой плоти". Тем суровее развенчивается якобы присущая всем прежде близорукость: "Мы никогда не понимали Того, что стоило понять"; "Рбылое темное бремя Продолжает жить в настоящем". Гумилев обращается к мифологии, творчеству ушедших из жизни мастеров. Но лишь затем, чтобы выверить в чужом опыте свой поиск Прекрасного в человеческой душе. Ее певцам сообщена высокая цель - слагать "окрыленные стихи, расковывая сон стихий". Среди глухих, непрозревших:
Рсимвол горнего величья, Как некий благостный завет, Высокое косноязычье Тебе даруется, поэт. |
Противоположные внутренние состояния в конечном счете оказываются плодами одного "сада души". Но они представлены с резкой границей света и тени. Мучительных борений с самим собой, трагической потрясенности перед двойственностью переживаний, что поражает, скажем, у Блока, здесь нет. Гумилев мужественно, волевым напряжением побеждает свои сомнения, хотя и не затеняет их. Стихи насыщены говорящими контрастами дня и ночи, реального, зримого и созданного фантазией мира. Точность поэтического восприятия и воображения неповторима. Мы ясно чувствуем: запах "смол, и пыли, и травы", "пахнет тлением заманчиво земля"; видим "ослепительную высоту", "дикую прелесть степных раздолий", "таинство лесной глуши". А рядом - "зыбкие дали зеркал", "сатану в нестерпимом блеске", человечные в страданиях "когда-то страшные глаза" мифической Медузы. Рвсюду: "Краски, краски - ярки и чисты". Но все это радужное "царство" строго организовано авторской чеканной мыслью. "Теперь мой голос медлен и размерен" - признание самого поэта. Рвсе-таки высшие запросы души остаются без ответа.
Есть ли связь между духовными исканиями Гумилева, запечатленными в "Колчане", и его последующим поведением в жизни? Видимо, есть, хотя сложная, трудно уловимая. Жажда новых, необычных впечатлений влечет Гумилева в Салоники, куда он выезжает в мае 1917 г. Мечтает и о более дальнем путешествии - в Африку. Объяснить все это только стремлением к экзотике, думается, нельзя. Ведь не случайно же Гумилев едет кружным путем - через Финляндию, Швецию - многие страны. Показательно и другое. После того, как, не попав в Салоники, благоустроенно живет в Париже, затем в Лондоне, он возвращается в революционный холодный и голодный Петроград 1918 г. Родина суровой, переломной эпохи воспринималась, наверное, самым глубоким источником самопознания творческой личности. Недаром Гумилев сказал: "Все, все мы, несмотря на декадентство, символизм, акмеизм и прочее, прежде всего русские поэты"22. В России и был написан лучший сборник стихов "Огненный столп" (1921).
К лирике "Огненного столпа" Гумилев пришел не сразу. Значительной вехой после "Колчана" стали произведения его парижского и лондонского альбомов, опубликованные в "Костре" (1918). Уже здесь преобладают раздумья автора о собственном мироощущении. Он исходит из самых "малых" наблюдений - за деревьями, "оранжево-красным небом", "медом пахнущим лучом", "больной" в ледоходе рекой и т. д. Редкая выразительность "пейзажа" восхищает. Только отнюдь не сама природа увлекает поэта. Мгновенно, на наших глазах, открывается тайное яркой зарисовки. Оно-то и проясняет подлинное назначение стихов. Можно ли, например, сомневаться в смелости человека, услышав его призыв к "скудной" земле: "Рстань, как ты и есть, звездою, Огнем пронизанной насквозь!"? Всюду ищет он возможности - "умчаться вдогонку свету". Будто прежний мечтательный, романтичный герой Гумилева вернулся на страницы новой книги. Нет, это впечатление минуты. Зрелое, грустное постижение сущего и своего места в нем - эпицентр "Костра". Теперь, пожалуй, можно объяснить, почему дальняя дорога звала поэта. Стихотворение "Прапамять" заключает в себе антиномию:
Рвот вся жизнь! Круженье, пенье, Моря, пустыни, города, Мелькающее отраженье Потерянного навсегда. Рвот опять восторг и горе, Опять, как прежде, как всегда, Седою гривой машет море, Встают пустыни, города |
Вернуть "потерянное навсегда" человечеством, не пропустить что-то настоящее и неведомое во внутреннем бытии людей - хочет герой. Поэтому называет себя "хмурым странником", который "снова должен ехать, должен видеть" (курсив мой - Л. С.). Под этим знаком предстают встречи со Швецией, Норвежскими горами, Северным морем, садом в Каире. Рскладываются на вещной основе емкие, обобщающие образы печального странничества: блуждание - "как по руслам высохших рек", "слепые переходы пространств и времен". Даже в цикле любовной лирики (несчастливую любовь к Елене Д. Гумилев пережил в Париже) читаются те же мотивы. Возлюбленная ведет "сердце к высоте", "рассыпая звезды и цветы". Нигде, как здесь, не звучал такой сладостный восторг перед женщиной. Но счастье - лишь во сне, бреду. А реально - томление по недостижимому:
Вот стою перед дверью твоею, Не дано мне иного пути. Хоть я знаю, что не посмею Никогда в эту дверь войти. |
Неизмеримо глубже, многограннее Рё бесстрашнее воплощены уже знакомые духовные коллизии РІ произведениях "Огненного столпа". Каждое РёР· РЅРёС… - жемчужина. Вполне можно сказать, что СЃРІРѕРёРј словом РїРѕСЌС‚ создал это давно РРј РёСЃРєРѕРјРѕРµ сокровище. Такое суждение РЅРµ противоречит общей концепции СЃР±РѕСЂРЅРёРєР°, РіРґРµ творчеству отводится роль священнодействия. Разрыва между желанным Рё свершенным для художника РЅРµ существует.
Стихотворения рождены вечными проблемами - смысла жизни и счастья, противоречия души и тела, идеала и действительности и т. д. Обращение к ним сообщает поэзии величавую строгость, чеканность звучания, мудрость притчи, афористическую точность. В богатое, казалось бы, сочетание этих особенностей органично вплетена еще одна. Она исходит от теплого, взволнованного человеческого голоса. Чаще - самого автора в раскованном лири