"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского. Опыт систематического анализа
Криницын А.Б.
Художественное своеобразие стиля Достоевского.
“У меня свой особенный взгляд на действительность ( в искусстве), и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительности”(1) — так определял свой творческий метод сам писатель. Действительно, эпитет “фантастический” в том значении, в котором его употреблял Достоевский, достаточно четко характеризует отличие его прозы от критического реализма Толстого и Тургенева. Речь идет, конечно, не о явном присутствии чудесного в романных сюжетах, но о “фантастичности” самой их художественной ткани вследствие сочетания в ней несовместимых, на первый взгляд, черт: острого детективного сюжета и развернутых философских диалогов, евангельского текста и скабрезных анекдотов, газетного фельетона и исповедального письма. В причудливых сплетениях являются у Достоевского такие начала, как комическое и трагическое, сентиментальное и ужасное, натуралистически бытовое и мистическое.
“Фантастично” и само построение сюжета "Преступления и наказания". Если в обычном детективе весь интерес повествования заключен в разгадке тайны преступления, то "Преступление и наказание" представляет собой некий “антидетектив”, где преступник известен читателям с самого начала. В его тайну проникают также один за другим чуть ли не все герои романа, включая и самого следователя Порфирия Петровича. Однако при этом все посвященные, видя невыносимость нравственных мучений Раскольникова, сочувственно расположены к нему и ждут, когда он сам раскается и сделает явку с повинною. Внимание читателя переносится, таким образом, с внешней канвы сюжета на душевное состояние преступника и на идеи, приведшие его к преступлению.
Художественное время романа также не поддается обычному измерению. С одной стороны, оно необычайно насыщено событиями, а с другой — иногда вообще перестает ощущаться, “гаснет в уме” героев. Трудно поверить, что все сложное действие романа вмещается в рамки двух недель. Ритм времени то замедляется, то бешено ускоряется. В течение одного дня часто свершается столько событий в душевной жизни героя, сколько реальному человеку достало бы на целую жизнь. (К примеру, во второй день по выздоровлению от горячки Раскольников утром беседует с приехавшими к нему сестрой и матерью, уговаривая их порвать с Лужиным. Тут же знакомит их с внезапно пришедшей к нему Соней. Далее он идет вместе с Разумихиным знакомиться с Порфирием, который вызывает его на подробный рассказ о его теории и приглашает его на завтра для решительного объяснения, означающего для героя жизнь или смерть. По возвращении домой он встречается с мещанином, “человеком из-под земли”, который бросает ему в лицо: “Убивец!”, и переживает весь ужас разоблачения. После этого герой видит кошмарный сон о своем убийстве и, проснувшись, видит Свидригайлова, с которым неожиданно вступает в длительную философскую беседу. Потом он вместе с пришедшим Разумихиным идет к своим родным и провоцирует их окончательный разрыв с Лужиным. Но вместе с тем сам не может более выносить их близости и внезапно от них уходит, сказав при выходе Разумихину, что уходит навсегда. Прямо от родных он направляется в первый раз к Соне, заставляет ее рассказать о себе, затем просит прочесть о воскресении Лазаря и подготавливает ее к тому, чтобы открыться ей в свершенном преступлении. Все эти события уместились в пределах одного дня).
Вместе с тем романное действие часто прерывается длинными внутренними монологами и развернутыми описаниями душевного состояния героев. В иную минуту в воспаленном мозгу героя проносится вихрь мыслей и идей, а в следующий момент он впадает в беспамятство, как это случается с ним после совершения убийства. В горячке “иной раз казалось ему, что он уже с месяц лежит, в другой раз — что все тот же день идет” (6; 92). Даже когда бред кончается и Раскольников видимо поправляется, он не приходит в себя до конца и на протяжении всех последующих глав продолжает пребывать в лихорадочном, полубредовом состоянии. Такие провалы во “вневременность” наравне с интенсификацией романного времени предопределяют его “катастрофичность” и иноприродность реальному.
Фантастична и вся действительность романа, которую Достоевский намеренно сближает со сновидением. Реальность часто кажется героям осуществлением болезненного сна, а сновидение «оживляет» идеи и чувства, “недовоплотившиеся” в реальности. Как во сне идет на преступление Раскольников. Потом, в конце третьей части, уже в зловещем кошмаре, ему снится, будто он осужден совершать свое убийство вечно. Внезапный приход Свидригайлова кажется ему продолжением этого сна, тем более что тот выговаривает в беседе его самые заветные и потаенные мысли. Все это заставляет Раскольникова даже усомниться в реальности своего собеседника.
Каждая деталь РІ романе, каждая встреча или РїРѕРІРѕСЂРѕС‚ событий РїСЂРё полном реалистическом правдоподобии часто отбрасывают мистические тени или приобретают значение СЂРѕРєРѕРІРѕР№ непреложности. Неожиданные случайности (РІСЂРѕРґРµ слуяайно подслушанной Раскольниковым РЅР° площади фразы, что РЅР° следующий день Лизаветы РЅРµ будет РґРѕРјР°) вовлекают его РІ преступление, “точно РѕРЅ попал клочком одежды РІ колесо машины Рё его начало РІ нее втягивать”. (6; 58). Знаменательны, символичны Рё РІСЃРµ подробности убийства, что нимало РЅРµ противоречит той реалистической выпуклости, СЃ которой РѕРЅРё навсегда запечатлеваются РІ сознании читающего. Чего стоит только РѕРґРёРЅ сюжет СЃ топором, для которого Раскольниковым была приготовлена специальная петля РїРѕРґ пальто, РїРѕРґ левой мышкой, чтобы удобнее было сразу его выхватить — РІ результате чего лезвие должно было прилегать РїРѕРґ пальто РїСЂСЏРјРѕ Рє его сердцу. Однако РєРѕРіРґР° герой перед самым убийством спохватывается Рѕ С…РѕР·СЏР№СЃРєРѕРј топоре, — того РЅРµ оказывается РЅР° месте, что РіСЂРѕР·РёС‚ разрушить весь его тщательно продуманный замысел. “Вдруг РѕРЅ РІР·РґСЂРѕРіРЅСѓР». РР· каморки РґРІРѕСЂРЅРёРєР°, бывшей РѕС‚ него РІ РґРІСѓС… шагах, РёР·-РїРѕРґ лавки направо что-то блеснуло ему РІ глаза... РћРЅ бросился стремглав РЅР° топор (это был топор) Рё вытащил его РёР·-РїРѕРґ лавки... “Не рассудок, так бес,” — подумал РѕРЅ, странно усмехаясь. Ртот случай РѕР±РѕРґСЂРёР» его чрезвычайно.” (6; 59-60). (Позже Раскольников будет утверждать РЎРѕРЅРµ, что “старушонку черт убил”, Р° РЅРµ РѕРЅ). Смертельный удар старухе Раскольников наносит РѕР±СѓС…РѕРј топора так, что лезвие РїСЂРё этом обращено Рє нему самому — это как Р±С‹ знак того, что Раскольников одновременно наносит непоправимый удар Рё себе Рё СЃРєРѕСЂРѕ окажется жертвой своего же убийства(2). Лизавету же Раскольников убивает острием, как Р±С‹ отводя РѕС‚ себя удар, Рё действительно, РѕС‚ Лизаветы далее тянется спасительная для Раскольникова нить Рє РЎРѕРЅРµ Мармеладовой, чей крест был РЅР° невинно убитой. Затем именно РїРѕ Евангелию Лизаветы будет читать РЎРѕРЅСЏ Раскольникову Рѕ воскрешении Лазаря. Еще РѕРґРёРЅ пример символической детали: РљРѕРіРґР° Раскольникову прохожие подают, как нищему, двугривенный, разжалобившись его оборванным РІРёРґРѕРј Рё полученным РёРј грубым ударом кнута, РѕРЅ презрительно бросает монетку РІ РІРѕРґСѓ: “Ему показалось, что РѕРЅ как будто ножницами отрезал себя сам РѕС‚ всех Рё всего РІ эту минуту” (6; 90).
Фантастичны у Достоевского и сами характеры героев — в том же смысле, в каком в "Преступлении и наказании" Свидригайлов находит “фантастическим” лицо мадонны: “Ведь у Сикстинской Мадонны лицо фантастическое, лицо скорбной юродивой, вам это не бросилось в глаза?” (6; 369). Такое парадоксальное соединение несоединимого (небесной красоты и болезненного надрыва) типично для мышления Достоевского. На подобном оксюморонном совмещении противоположностей построены все характеры "Преступления и наказания": благородный убийца, целомудренная блудница, шулер-аристократ, пропойца-чиновник, проповедующий Евангелие. Все они впечатляют “фантастичностью своего положения” (6; 358). Причудливо сплетаются в таких натурах высокие идеалы с порочными страстями, сила и бессилие, великодушие и эгоизм, самоуничижение и гордость,. “Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил... Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой,” — эти слова из "Братьев Карамазовых" как нельзя лучше характеризуют новое понимание человеческой души, привнесенное Достоевским в мировую культуру.
Герои Достоевского отличаются необыкновенно эксцентричным Рё болезненным характером Рё находятся РІ постоянном нервном возбуждении. Вместе СЃ тем, РІ силу удивительной психологической схожести, РѕРЅРё быстро угадывают мысли, чувства Рё даже идеи РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°. Рто Рё создает РІ романах Достоевского феномен двойничества, бесконечного РІ СЃРІРѕРёС… разновидностях Рё вариациях. Неустойчивость Рё сложность характеров Достоевского усугубляется также тем, что герои всегда изображаются РІРЅРµ определенного социального статуса — как “выпавшие” РёР· своего сословия (как Раскольников, Мармеладов, Катерина Рвановна, Рё даже богач Свидригайлов, который РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ время РІ самых сомнительных уличных компаниях Петербурга). РќРµ имеют герои Достоевского Рё повседневной занятости: РЅРё РѕРґРёРЅ РёР· РЅРёС… РЅРµ трудится, добывая себе пропитание (РљСЂРѕРјРµ РЎРѕРЅРё Мармеладовой, однако РІСЂСЏРґ ли можно назвать естественным тот уродливый СЃРїРѕСЃРѕР±, которым РѕРЅР° достает деньги, постоянно думая Рѕ самоубийстве. Отметим тем РЅРµ менее, что собственно “на панели” РЎРѕРЅСЏ РЅРµ показана РІ романе РЅРёРіРґРµ). Напротив, РЅР° протяжении всего романа РѕРЅРё пребывают РІ некоем “взвешенном” состоянии, ведя РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј долгие Рё страстные беседы, РІ которых РѕРЅРё выясняют отношения или СЃРїРѕСЂСЏС‚ Рѕ “последних” мировоззренческих вопросах: Рѕ бытии Бога, Рѕ вседозволенности Рё границах человеческой СЃРІРѕР±РѕРґС‹, Рѕ возможностях коренного переустройства РјРёСЂР°. Центральные герои РІ романах Достоевского — это всегда герои-идеологи, захваченные некоей философской проблемой или идеей, РІ решении или осуществлении которой сосредотачивается для РЅРёС… РІСЃСЏ жизнь. Всех РёС… как нельзя лучше характеризует фраза, сказанная РѕР± Рване Карамазове: “... душа его бурная. РЈРј его РІ плену. Р’ нем мысль великая Рё неразрешенная. РћРЅ РёР· тех, которым РЅРµ надобно миллионов, Р° надобно мысль разрешить” (14; 76). Рљ разрешению этой “великой” мысли стремится Рё весь роман, Рё РІ достижении этой цели главному герою помогают РІСЃРµ остальные. Поэтому РІСЃРµ зрелые романы Достоевского — философские РїРѕ своему РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ конфликту.
М.М. Бахтин в своем знаменитом труде “Проблемы поэтики Достоевского” понимает каждого персонажа как воплощение особой, самостоятельной идеи, и всю специфику философского построения романа он видит в полифонии — “многоголосье”. Весь роман строится, по его мнению, как бесконечный, принципиально незавершимый диалог равноправных голосов, одинаково убедительно аргументирующих каждый свою позицию. Авторский голос оказывается лишь одним из них, и у читателя сохранятся свобода с ним не соглашаться.
РќРѕ вместе СЃ тем романы Достоевского РјРѕРіСѓС‚ быть названы Рё психологическими. Р’РѕРїСЂРѕСЃ Рѕ психологизме Достоевского необычайно сложен, тем более что сам писатель РЅРµ хотел применять Рє себе этого понятия: "Меня Р·РѕРІСѓС‚ психологом: неправда, СЏ лишь реалист РІ высшем смысле, то есть изображаю РІСЃРµ глубины души человеческой" (27; 65). Рта фраза, столь часто цитируемая Рё столь противоречивая РЅР° первый взгляд, нуждается РІ РѕСЃРѕР±РѕРј истолковании. Почему исследование “всех глубин” РІ человеческой душе РЅРµ относится Рє явлениям психологизма? Дело РІ том, что этой фразой Достоевский пытался противопоставить себя современным ему писателям-реалистам Рё указать, что РѕРЅ изображает принципиально РёРЅРѕР№, нежели РѕРЅРё, пласт человеческого сознания. Определить, какой именно, позволяет точнее всего христианская антропология, согласно которой существо человека троично Рё состоит РёР· тела, души Рё РґСѓС…Р°. Рљ телесному (“соматическому” РїРѕ богословской терминологии) СѓСЂРѕРІРЅСЋ относятся инстинкты, роднящие человека СЃ животным РјРёСЂРѕРј: самосохранения, продолжения СЂРѕРґР° Рё С‚.Рґ. РќР° душевном (“психическом”) СѓСЂРѕРІРЅРµ расположено собственно человеческое “я” РІРѕ всех его жизненных проявлениях:, бесконечный РІ своем разнообразии РјРёСЂ чувств, эмоций Рё страстей: всевозможные любовные переживания, эстетическое начало (восприятие красоты), склад СѓРјР° СЃРѕ всеми его индивидуальными отличиями, гордость, гнев Рё С‚.Рґ. РќР° последнем же, РґСѓС…РѕРІРЅРѕРј (“пневматическом”) СѓСЂРѕРІРЅРµ находятся интеллект, понятие Рѕ РґРѕР±СЂРµ Рё зле (категории нравственности) Рё СЃРІРѕР±РѕРґР° выбора между РЅРёРјРё — то, что делает человека “образом Рё подобием Божиим” Рё что объединяет его СЃ РјРёСЂРѕРј РґСѓС…РѕРІ. Здесь Рё встают перед человеком экзистенциальные проблемы — “тут РґСЊСЏРІРѕР» СЃ Богом борется, Р° поле битвы — сердца людей” (14; 100). Ртот третий пласт наиболее скрыт, РёР±Рѕ РІ повседневности человек живет прежде всего душевным РјРёСЂРѕРј, РёР±Рѕ суета Рё пестрота СЏСЂРєРёС… сиюминутных впечатлений заслоняют РѕС‚ него последние РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ бытия. РќР° РґСѓС…РѕРІРЅРѕРј СѓСЂРѕРІРЅРµ человек сосредотачивается только РІ экстремальных ситуациях: перед лицом смерти или РІ минуты окончательного определения для себя цели Рё смысла своего существования. Рменно этот уровень сознания (“все глубины души человеческой”) Рё делает Достоевский предметом пристального Рё бесстрашного анализа, рассматривая прочие СѓСЂРѕРІРЅРё только РІ РёС… отношении Рє последнему. Р’ этом плане РѕРЅ действительно “не психолог”, Р° “реалист РІ высшем смысле” (или, РіРѕРІРѕСЂСЏ языком богословия, “пневматик”).
Отсюда и вытекает принципиальное различие изображения мира и человека у Достоевского и у Толстого с Тургеневым, которые сосредотачиваются на душевной, “психической” стороне жизни во всем ее богатстве и полноте. Мы найдем в их произведениях неисчерпаемый океан чувств, разнообразие сложных характеров и красочное описание жизни во всех ее проявлениях. Но при всей неповторимости индивидуальных чувств, «вечные вопросы» стоят перед каждым одни и те же. На духовном уровне принципиальное различие в характерах исчезает, становится не важным. В кризисные моменты жизни психология самых разных людей унифицируется и почти совпадает. Во всех сердцах разыгрывается та же самая борьба Бога с дьяволом, только на разных ее стадиях. Так объясняется однообразие характеров у Достоевского и столь распространенное в его романах «двойничество».
Своеобразием психологизма Сѓ Достоевского определяется Рё специфика его сюжетных построений. Для активизации Сѓ героев РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ пласта сознания Достоевскому необходимо выбить РёС… РёР· привычной жизненной колеи, привести РІ РєСЂРёР·РёСЃРЅРѕРµ состояние. Поэтому динамика сюжета ведет РёС… РѕС‚ катастрофы Рє катастрофе, лишая РёС… твердой почвы РїРѕРґ ногами, подрывая экзистенциальную стабильность Рё вынуждая РІРЅРѕРІСЊ Рё РІРЅРѕРІСЊ отчаянно “штурмовать” неразрешимые, «проклятые» РІРѕРїСЂРѕСЃС‹. Так, РІСЃРµ композиционное построение "Преступления Рё наказания" можно описать как цепь катастроф: преступление Раскольникова, приведшее его РЅР° РїРѕСЂРѕРі жизни Рё смерти, затем катастрофа Мармеладова; последовавшие РІСЃРєРѕСЂРµ Р·Р° ней безумие Рё смерть Катерины Рвановны, Рё, наконец, самоубийство Свидригайлова. Р’ предыстории Рє романному действию рассказывается также Рѕ катастрофе РЎРѕРЅРё, Р° РІ эпилоге — матери Раскольникова. РР· всех этих героев лишь РЎРѕРЅРµ Рё Раскольникову удается выжить Рё спастись. Промежутки между катастрофами заняты напряженнейшими диалогами Раскольникова СЃ прочими персонажами, РёР· которых особенно выделяются РґРІР° разговора СЃ Соней, РґРІР° СЃРѕ Свидригайловым Рё три Порфирием Петровичем. Вторая, самая страшная для Раскольникова “беседа” СЃРѕ следователем, РєРѕРіРґР° тот РґРѕРІРѕРґРёС‚ Раскольникова чуть ли РЅРµ РґРѕ помешательства РёР· расчета, что тот выдаст себя — является композиционным центром романа, Р° разговоры СЃ Соней Рё Свидригайловым, обрамляя его, располагаются РїРѕ РѕРґРЅРѕРјСѓ РґРѕ Рё после.
Заботясь о занимательности сюжета, Достоевский прибегает также к приему умолчания. Когда Раскольников отправляется к старухе на “пробу”, читатель не посвящен в его замысел и может только догадываться, о каком “деле” он рассуждает сам с собой. Конкретный замысел героя раскрывается только через 50 страниц от начала романа, непосредственно перед самим злодеянием. О существовании же у Раскольникова законченной теории и даже статьи с ее изложением нам становится известно лишь на двухсотой странице романа — из разговора Раскольникова с Порфирием. Точно также лишь в самом конце романа мы узнаем историю отношений Дуни со Свидригайловым — непосредственно перед развязкой этих отношений. Подобная недоговоренность рассчитана на эффект первого прочтения, который был и остается типичным для всех беллетристических романов и которому придавал важное значение сам Достоевский, стремясь расширить круг своих читателей и увлечь их прежде всего сюжетом, а потом уже философской проблематикой диалогов.
Четко ограниченное число действующих лиц, концентрация действия РІРѕ времени, стремительный С…РѕРґ развития сюжета, изобилующего напряженными диалогами, неожиданными признаниями Рё публичными скандалами — РІСЃРµ это позволяет говорить Рѕ СЏСЂРєРѕ выраженных драматических чертах РїСЂРѕР·С‹ Достоевского, РЅР° что обратил внимание еще РїРѕСЌС‚ Рё философ-символист Р’СЏС‡. Рванов, писавший Рѕ романах Достоевского как Рѕ “романах-трагедиях”.
Образ Петербурга в романе.
Герои РІ романах Достоевского изображаются фактически РІРЅРµ контекста обыденной жизни. Быт изображается Достоевским скорее как “антибыт” (быт СЃ отрицательным знаком), РІ его нарушении или “бесчеловечности”. РћРЅ связывается РІ "Преступлении Рё наказании" прежде всего СЃ образом Петербурга. “Сия великолепная Рё украшенная многочисленными памятниками столица”, “город канцеляристов Рё всевозможных семинаристов”, ярче всего охарактеризована РІ романе Свидригайловым: “Рто РіРѕСЂРѕРґ полусумасшедших... <...> Редко РіРґРµ найдется столько мрачных, резких Рё странных влияний РЅР° душу человека, как РІ Петербурге. Чего стоят РѕРґРЅРё климатические влияния! Между тем это административный центр всей Р РѕСЃСЃРёРё, Рё характер его должен отражаться РЅР° всем” (6; 357). РџРѕРґРѕР±РЅРѕРµ зловещее РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ влияние Петербурга явственно ощущает Рё Раскольников: “Необъяснимым холодам веяло РЅР° него всегда РѕС‚ этой великолепной панорамы; РґСѓС…РѕРј немым Рё глухим полна была для него эта пышная картина” (6; 90). “Мертвый”, “умышленный”, “самый фантастический” РіРѕСЂРѕРґ наделен мрачной мистической силой, угнетающей личность Рё лишающей ее ощущения своей укорененности РІ бытии. Рто — РѕСЃРѕР±РѕРµ РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ пространство, РіРґРµ РІСЃРµ приобретает символическое Рё психологическое значение. Главные впечатления РѕС‚ Петербурга Достоевского — невыносимая духота, становящаяся “атмосферой преступления”; темнота, РіСЂСЏР·СЊ Рё слякоть, РѕС‚ которых развивается отвращение Рє жизни Рё презрение Рє себе Рё Рє окружающим, Р° также сырость Рё изобилие РІРѕРґС‹ РІРѕ всех видах (РІСЃРїРѕРјРЅРёРј хотя страшную РіСЂРѕР·Сѓ Рё наводнение РІ ночь самоубийства Свидригайлова), рождающее ощущение текучести, недолговечности Рё относительности всех явлений действительности. Приехавшие РІ Петербург РёР· провинции быстро перерождаются, поддаваясь его “цивилизующему”, разлагающему Рё опошляющему влиянию, как Раскольников, Миколка, Мармеладов, Катерина Рвановна.
Для Достоевского существует прежде всего РЅРµ Петербург барокко Рё классицизма, дворцов Рё садов, Р° Петербург Сенной площади СЃ ее шумом Рё торговцами, грязных переулков Рё доходных РґРѕРјРѕРІ, кабаков Рё “домов увеселения”, темных каморок Рё лестничных клеток. Рто пространство наполняется неисчислимым количеством людей, сливающихся РІ безликую Рё бесчувственную толпу, сквернословящую, хохочущую Рё безжалостно топчущую всех ослабевших РІ жестокой “борьбе Р·Р° жизнь”. Петербург создает контраст крайней скученности людей РїСЂРё крайней РёС… разобщенности Рё чуждости РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ, что порождает РІ душах людей РїРѕ отношению РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ враждебность Рё насмешливое любопытство. Весь роман наполнен бесконечными уличными сценами Рё скандалами: удар кнута, драка, самоубийство (Раскольников РІРёРґРёС‚ однажды, как бросается РІ канал женщина СЃ желтым, “испитым” лицом), задавленный лошадями пьяница — РІСЃРµ становится пищей для насмешек или пересудов. Толпа преследует героев РЅРµ только РЅР° улицах: Мармеладовы живут РІ проходных комнатах, Рё РїСЂРё РІСЃСЏРєРѕР№ скандальной семейной сцене РёР· разных дверей “протягивались наглые смеющиеся головы СЃ папиросками Рё трубками, РІ ермолках” Рё “потешно смеялись”. РўР° же толпа появляется как кошмар РІРѕ СЃРЅРµ Раскольникова, невидимая Рё оттого особенно страшная, наблюдающая Рё злобно смеющаяся над лихорадочными стараниями обезумевшего героя довершить СЃРІРѕРµ злополучное преступление.
Рменно здесь должно было сложиться Сѓ главного героя представление Рѕ людях как Рѕ надоедливых Рё злобных насекомых, поедающих РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ запертым РІ тесной банке паукам. Раскольников начинает едко ненавидеть СЃРІРѕРёС… “ближних”: “Одно РЅРѕРІРѕРµ непреодолимое ощущение овладевало РёРј РІСЃРµ более Рё более СЃ каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение РєРѕ всему встречавшемуся Рё окружающему, СѓРїРѕСЂРЅРѕРµ, злобное, ненавистное. Ему гадки были РІСЃРµ встречные, гадки были РёС… лица, РїРѕС…РѕРґРєР°, движения” (6; 87).
РЈ героя невольно возникает желание уйти РѕС‚ всех, уединиться РІ себе Рё устроиться так, чтобы возвыситься Рё добиться полного господства над всем этим людским “муравейником”. Для этого можно Рё убить РѕРґРЅСѓ РёР· этих “гадких Рё зловредных вшей”, Рё Р·Р° это только “сорок грехов простят”. РўРѕРіРґР° же герой Рё СѓС…РѕРґРёС‚ РІ СЃРІРѕСЋ каморку, напоминающую “сундук”, “шкаф” или “гроб”, РІ СЃРІРѕРµ РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ “подполье” Рё там вынашивает СЃРІРѕСЋ бесчеловечную теорию. Рта каморка — тоже неотъемлемая часть Петербурга, РѕСЃРѕР±РѕРµ РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ пространство, означающее мертвенность среды обитания героя, предопределяющая убийственность Рё бесчеловечность обдумываемой РёРј теории. “Я тогда, как паук, Рє себе РІ СѓРіРѕР» забился... Рђ знаешь ли , РЎРѕРЅСЏ, что РЅРёР·РєРёРµ потолки Рё тесные комнаты душу Рё СѓРј теснят! Рћ, как СЏ ненавидел эту РєРѕРЅСѓСЂСѓ! Рђ РІСЃРµ-таки выходить РёР· нее РЅРµ хотел. Нарочно РЅРµ хотел!” (6; 320). Комната РЎРѕРЅРё была также уродлива, похожа РЅР° сарай, РіРґРµ РѕРґРёРЅ СѓРіРѕР» был чересчур острый Рё черный, Р° РґСЂСѓРіРѕР№ — безобразно тупой, что, символизирует изуродованность ее жизни. Окончательное философское завершение образ “мертвящей комнаты” получает РІ зловещем видении Свидригайлова, которому РІСЃСЏ вечная жизнь представлялась как пребывание РІ закоптелой “комнатке, наподобие деревенской бани” СЃ пауками “по всем углам”. Рто — уже полное отсутствие “воздуха”, равно как Рё полное уничтожение времени Рё пространства. РўРѕ, что Раскольникову для жизни РЅРµ хватает РІРѕР·РґСѓС…Сѓ, вскользь РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ Рё Порфирий, Рё Свидригайлов, РЅРѕ РІ Петербурге РІРѕР·РґСѓС…Р° (РІ данном случае, это СЃРёРјРІРѕР» живой, непосредственной жизни) нет вообще, как это замечает Пульхерия Александровна: «Ужас Сѓ него душно… Р° РіРґРµ тут РІРѕР·РґСѓС…РѕРј-то дышать? Здесь Рё РЅР° улицах, как РІ комнатах без форточек. Господи, что Р·Р° РіРѕСЂРѕРґ!В» (6; 185)(3).
Замысел романа. Образ Раскольникова.
Сам Достоевский в письме к редактору “Русского вестника” М.Н. Каткову так описывал свой замысел романа:
“Действие современное, РІ нынешнем РіРѕРґСѓ. Молодой человек, исключенный РёР· студентов университета, мещанин РїРѕ происхождению Рё живущий РІ крайней бедности, РїРѕ легкомыслию, РїРѕ шатости РІ понятиях поддавшись некоторым странным “недоконченным” идеям, которые носятся РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ, решился разом выйти РёР· скверного своего положения. РћРЅ решился убить РѕРґРЅСѓ старуху, титулярную советницу, дающую деньги РЅР° проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла Рё заедает чужой век, мучая Сѓ себя РІ работницах СЃРІРѕСЋ младшую сестру. “Она РЅРёРєСѓРґР° РЅР° годна”, “для чего РѕРЅР° живет?”, “Полезна ли РѕРЅР° хоть РєРѕРјСѓ-РЅРёР±СѓРґСЊ?” Рё С‚. Рґ. Рти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ сбивают СЃ толку молодого человека. РћРЅ решает убить ее, обобрать; СЃ тем, чтоб сделать счастливою СЃРІРѕСЋ мать, живущую РІ уезде, избавить сестру, живущую РІ компаньонках Сѓ РѕРґРЅРёС… помещиков, РѕС‚ сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства... докончить РєСѓСЂСЃ, ехать Р·Р° границу Рё потом РІСЃСЋ жизнь быть честным, твердым, неуклонным РІ исполнении “гуманного долга Рє человечеству”, чем, уже конечно, “загладится преступление”, если только может назваться преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой Рё больной...
Несмотря на то, что подобные преступления ужасно трудно совершаются,.. ему — совершенно случайным образом удается совершить свое предприятие и скоро, и удачно.
... Никаких подозрений РЅР° него нет Рё РЅРµ может быть. РўСѓС‚-то Рё развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ восстают перед убийцею, неподозреваемые Рё неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет СЃРІРѕРµ, Рё РѕРЅ — кончает тем, что принужден сам РЅР° себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть РЅР° каторге, РЅРѕ примкнуть опять Рє людям; чувство разомкнутости Рё разъединенности СЃ человечеством, которое РѕРЅ ощутил тотчас же РїРѕ совершении преступления, замучило его... Преступник сам решает принять РјСѓРєРё, чтоб искупить СЃРІРѕРµ дело.... Несколько случаев, бывших РІ последнее время, убедили, что сюжет РјРѕР№ РІРѕРІСЃРµ РЅРµ эксцентричен. Рменно, что убийца развитой Рё даже хороших наклонностей молодой человек... РћРґРЅРёРј словом, СЏ убежден, что сюжет РјРѕР№ отчасти оправдывает современность”. (28 II; 137).
Мы видим, что идею Раскольникова автор тесно увязывает с современной ему исторической эпохой, когда “все поехало с основ” и царит “необыкновенная шатость понятий” в “оторванном от почвы” образованном обществе. Тем самым проблематика романа раскрывается перед нами как социальная, а сам роман должен быть определен как философско-социально-психологический. Главный герой романа замышлялся именно как “новый” человек, поддавшийся носящимся в петербургском воздухе “недоконченным” идеям, следуя которым он доходит до отрицания окружающего мира.
Причины духовного кризиса своей эпохи Достоевский видел в наступлении “периода человеческого уединения”, о котором он подробно пишет в "Братьях Карамазовых":
“...РР±Рѕ РІСЃСЏРєРёР№-то теперь стремится отделить лицо СЃРІРѕРµ наиболее, хочет испытать РІ себе самом полноту жизни, Р° между тем выходит РёР·Рѕ всех его усилий вместо полноты бытия лишь полное самоубийство, РёР±Рѕ вместо полноты определения существа своего впадают РІ совершенное уединение... РІСЃСЏРєРёР№ уединяется РІ СЃРІРѕСЋ РЅРѕСЂСѓ, РІСЃСЏРєРёР№ РѕС‚ РґСЂСѓРіРѕРіРѕ отдаляется, прячется Рё, что имеет, прячет Рё кончает тем, что сам РѕС‚ людей отталкивается Рё сам людей РѕС‚ себя отталкивает... РќРѕ непременно будет так, что придет СЃСЂРѕРє Рё сему страшному уединению, Рё РїРѕР№РјСѓС‚ РІСЃРµ разом, как неестественно отделились РѕРґРёРЅ РѕС‚ РґСЂСѓРіРѕРіРѕ. (14; 275-276).
Уединение Раскольникова в комнатке-гробе оказывается в свете этой цитаты знамением времени. Необыкновенное умение прозревать за всяким явлением современности (войнами, нашумевшими судебными делами, общественным протестом или скандалом) его духовную первопричину было вообще отличительной чертой таланта Достоевского. В "Преступлении и наказании" подобные обобщения вкладываются автором в уста Порфирия Петровича: “Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое; когда цитируется фраза, что кровь “освежает”; когда вся жизнь проповедуется в комфорте. Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце” (6; 348).
Раскольников был задуман, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, как типичный представитель поколения разночинцев 60-С… РіРѕРґРѕРІ, которые особенно легко становились фанатиками идеи. РћРЅ — недоучившийся студент, который благодаря своей образованности может уже самостоятельно мыслить, РЅРѕ еще РЅРµ имеет четких ориентиров РІ РґСѓС…РѕРІРЅРѕРј РјРёСЂРµ. Рспытав одиночество Рё унизительность нищенского существования, РѕРЅ знает жизнь только СЃ негативной ее стороны, Рё потому РЅРµ дорожит РІ ней ничем. Р–РёРІСЏ РІ Петербурге, РѕРЅ РЅРµ знает Р РѕСЃСЃРёРё; ему чужды вера Рё нравственные идеалы простых людей. Рменно такой человек беззащитен против носящихся РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ “отрицательных” идей, так как ему нечего РёРј противопоставить. Рљ Раскольникову вполне применимо сказанное РІ "Бесах" Рѕ Шатове: “Рто было РѕРґРЅРѕ РёР· тех идеальных СЂСѓСЃСЃРєРёС… существ, которых РІРґСЂСѓРі поразит какая-РЅРёР±СѓРґСЊ сильная идея Рё тут же разом точно придавит РёС… СЃРѕР±РѕСЋ, РёРЅРѕРіРґР° даже навеки. Справиться РѕРЅРё СЃ нею РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ РІ силах, Р° уверуют страстно, Рё РІРѕС‚ РІСЃСЏ жизнь РёС… потом РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ как Р±С‹ РІ последних корчах РїРѕРґ свалившимся РЅР° РЅРёС… Рё наполовину совсем придавившим РёС… камнем”(10; 27). “Подпольное”, “каморочное” происхождение идеи предопределяет ее абстрактность, отвлеченность РѕС‚ жизни Рё бесчеловечность (каковые качества Рё были присущи всем тоталитарным теориям РІ XIX Рё РҐРҐ веках). РќРµ случайно Достоевский дает Раскольникову следующую характеристику: “он был уже скептик, РѕРЅ был молод, отвлеченен Рё, стало быть, жесток”. Такой человек превращается РІ носителя идеи, ее раба, уже утратившего СЃРІРѕР±РѕРґСѓ выбора (РІСЃРїРѕРјРЅРёРј, что Раскольников совершает преступление как Р±С‹ против своей воли: РёРґСЏ РЅР° убийство, РѕРЅ ощущает себя приговоренным, которого везут РЅР° смертную казнь).
Однако Раскольников РЅРµ простой нигилист. РћРЅ РЅРµ строит никаких планов социального переустройства общества Рё насмехается над социалистами: “Трудолюбивый народ Рё торговый; “общим счастьем” занимаются... нет, РјРЅРµ жизнь однажды дается, Рё РЅРёРєРѕРіРґР° ее больше РЅРµ будет: СЏ РЅРµ хочу дожидаться “всеобщего счастья”” (6; 211). Недаром так карикатурно представлен РІ романе социалист Лебезятников. Раскольников относится Рє СЃРІРѕРёРј товарищам СЃ каким-то аристократическим презрением Рё РЅРµ желает иметь СЃ РЅРёРјРё ничего общего. Раскольников РІРѕСЃРїСЂРёРЅСЏР» нигилистические идеи более глубже Рё основательней, нежели его современники-социалисты Рё разом дошел РІ РЅРёС… “до последних столбов”. Его идея выявляет глубинную сущность нигилизма, заключающуюся РІ отрицании Бога Рё преклонении перед самоутверждающимся человеческим «я». (Социализм РІ понимании Достоевского — тоже попытка человечества «устроиться РЅР° земле без Бога», РїРѕ своему земному разуму, РЅРѕ очень наивная Рё далекая. Рто — расхожая, популярная разновидность нигилизма, РІ то время как «высший» нигилизм — индивидуалистический). Таким образом, идея Раскольникова имеет Рё религиозную РїРѕРґРѕСЃРЅРѕРІСѓ — РЅРµ случайно Раскольников сравнивает себя СЃ Магометом — "РїСЂРѕСЂРѕРєРѕРј" РёР· “Подражаний Корану” Пушкина. Богоборчество, основание РЅРѕРІРѕР№ морали — РІРѕС‚ какова была последняя цель Раскольникова, ради основания которой РѕРЅ решил “осмелиться” Рё взять. "Если Бога нет, то РІСЃРµ дозволено" — РІРѕС‚ окончательная формулировка этого “высшего нигилизма”, которую РѕРЅ получит РІ "Братьях Карамазовых". Таков, РїРѕ мнению Достоевского, СЂСѓСЃСЃРєРёР№ национальный вариант нигилизма, РёР±Рѕ для “русской натуры” характерны религиозность, невозможность жить без “высшей идеи”, страстность Рё стремление доходить РІРѕ всем, Рё РІ РґРѕР±СЂРµ Рё РІРѕ зле, РґРѕ “последней черты”. Рту авторскую мысль РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ РІ романе Свидригайлов, РѕР±СЉСЏСЃРЅСЏСЏ Дуне преступление ее брата: “Теперь РІСЃС‘ помутилось, то есть, впрочем, РѕРЅРѕ Рё РЅРёРєРѕРіРґР° РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ-то особенном РЅРµ было. Р СѓСЃСЃРєРёРµ люди вообще широкие люди... широкие, как РёС… земля, Рё чрезвычайно склонны Рє фантастическому, Рє беспорядочному; РЅРѕ беда быть широким без особенной гениальности.” (6; 378).
Порфирий Петрович характеризует Раскольникова как “человека удрученного, РЅРѕ РіРѕСЂРґРѕРіРѕ, властного Рё нетерпеливого, РІ особенности нетерпеливого.” (6; 344). Вместе РѕРЅ РІРёРґРёС‚ РІ натуре Сѓ него необыкновенную силу Рё прямоту: “Статья ваша нелепа Рё фантастична, РЅРѕ РІ ней мелькает такая искренность, РІ ней гордость юная Рё неподкупная, РІ ней смелость отчаяния” (6; 345).“Я вас почитаю Р·Р° РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· таких, которым хоть кишки вырезай, Р° РѕРЅ будет стоять Рё СЃ улыбкой смотреть РЅР° мучителей, — если только веру иль Бога найдет” (6; 351). Само РёРјСЏ героя вызывает Сѓ нас ассоциацию СЃ раскольниками — фанатиками веры, добровольно уединившимися РѕС‚ ради нее РѕС‚ общества. РљСЂРѕРјРµ того, РІ этой “говорящей фамилии” содержится намек РЅР° некий “раскол”, противоречивость Рё раздвоенность РІ характере персонажа — между чувствами Рё СѓРјРѕРј, между отзывчивой натурой Рё отвлеченно теоретизирующим разумом. Так, РїРѕ мнению Разумихина, Р РѕРґРёРѕРЅ “угрюм, мрачен, надменен Рё РіРѕСЂРґ; <...> мнителен Рё РёРїРѕС…РѕРЅРґСЂРёРє. Великодушен Рё РґРѕР±СЂ. Чувств СЃРІРѕРёС… РЅРµ любит высказывать Рё скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. РРЅРѕРіРґР° <...> просто холоден Рё бесчувствен РґРѕ бесчеловечия, право, точно РІ нем РґРІР° противоположные характера поочередно сменяются <...> Ужасно высоко себя ценит Рё, кажется, РЅРµ без некоторого права РЅР° то” (6; 165).
Р’ этой характеристике явственно прослеживаются романтические мотивы, идущие РѕС‚ Лермонтова Рё Байрона: безмерная гордость, ощущение безысходного вселенского одиночества Рё “мировой скорби” (“Рстинно великие люди, РјРЅРµ кажется, должны ощущать РЅР° свете великую грусть,” — проговаривается неожиданно Раскольников перед Порфирием - 6; 203). РћР± этом нам свидетельствует Рё преклонение Раскольникова перед личностью Наполеона, бывшего вместе СЃ Байроном идеальным героем Рё недосягаемым РєСѓРјРёСЂРѕРј СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ романтизма. Р’ характере Раскольникова действительно сказывается некая надменность, происходящая РѕС‚ ощущения своей исключительности, что Рё заставляет РѕРґРЅРёС… инстинктивно ненавидеть его (как толпа всегда ненавидит подобных гордых отшельников, которые только гордятся этой ненавистью — РІСЃРїРѕРјРЅРёРј ненависть Рє Раскольникову Лужина, приставов, мещанина или товарищей каторжников), Р° РґСЂСѓРіРёС… — относиться Рє нему СЃ безотчетным признанием его превосходства (РїРѕРґРѕР±РЅРѕ Разумихину, РЎРѕРЅРµ или Заметову). Даже Порфирий Петрович проникается Рє нему уважением: “Я вас, РІРѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае, Р·Р° человека наиблагороднейшего почитаю” (6; 344). “Не РІРѕ времени дело, Р° РІ вас самом. Станьте солнцем, вас РІСЃРµ Рё СѓРІРёРґСЏС‚. Солнцу прежде всего нужно быть солнцем” (6; 352).
Теория Раскольникова.
Преступление Раскольникова гораздо глубже обычного нарушения закона. “Знаешь, что я тебе скажу, признается он Соне, если бы только я зарезал из того, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был! Знай ты это!” Раскольников убил сам принцип, по которому человеческие деяния могут быть определены и испокон веков определялись как преступные. При утрате этих принципов неизбежен подрыв общественной морали и распад всего общества вообще.
Сама РїРѕ себе идея Рѕ разделении всех людей РЅР° РґРІР° разряда: гениальных, способных сказать РјРёСЂСѓ “новое слово” Рё “материал”, годный лишь произведения потомства, равно как Рё делаемый отсюда вывод Рѕ праве избранных людей жертвовать ради СЃРІРѕРёС… высших интересов жизнями остальных – идея, РјСЏРіРєРѕ РіРѕРІРѕСЂСЏ, РЅРµ новая. Ее провозглашали индивидуалисты РІРѕ РІСЃРµ века. Еще Макиавелли положил ее РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ своей теории правления. РќРѕ Сѓ Раскольникова РЅР° эту идею наслаиваются веяния времени: модные для XIX века идеалы прогресса Рё общественного блага. Поэтому преступление получает сразу несколько мотиваций, скрывающихся РѕРґРЅР° РїРѕРґ РґСЂСѓРіРѕР№. РџРѕ внешним, “объективным” причинам, Раскольников убивает, чтобы спасти РѕС‚ ужасающей нищеты себя, мать Рё сестру. РќРѕ такая мотивация быстро отметается РёРј самим. Мнимость ее обнаруживается, РєРѕРіРґР° Раскольников РІ ужасе РѕС‚ совершенного преступления хочет выбросить РІ канал РІСЃРµ награбленное, РЅРµ интересуясь даже его количеством Рё ценой. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, Раскольников пытается оправдать СЃРІРѕРµ преступление соображениями высшего блага, которое РѕРЅ принесет РјРёСЂСѓ, РєРѕРіРґР° благодаря своему первому “смелому” шагу РѕРЅ состоится как личность Рё свершит РІСЃРµ ему предначертанное. Рменно этот вариант теории излагает Раскольников РІ своей статье, Р° затем Рё РІ первый СЃРІРѕР№ РїСЂРёС…РѕРґ Рє Порфирию: РЅРѕРІРѕРµ слово гения движет РІСЃРµ человечество вперед Рё оправдывает любые средства, РЅРѕ “единственно РІ том только случае, если исполнение его идеи (РёРЅРѕРіРґР° спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует” (6; 199). “Одна смерть Рё тысяча жизней взамен” “ведь это же арифметика”. Разве РЅРµ имел Р±С‹ право Ньютон или Кеплер пожертвовать сотней жизней, чтобы подарить РјРёСЂСѓ СЃРІРѕРё открытия? Далее Раскольников обращается Рє Солону, Ликургу, Магомету Рё Наполеону — повелителям, вождям, полководцам, самый СЂРѕРґ деятельности которых неизбежно связан СЃ насилием Рё пролитием РєСЂРѕРІРё. РћРЅ называет РёС… завуалированно “законодателями Рё установителями человечества”, РЅРѕРІРѕРµ слово которых заключалось РІ РёС… социальных преобразованиях Рё которые уже потому РІСЃРµ были преступники, что, “давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом Рё ото отцов перешедший” (6; 200). Отсюда следует вывод, что РІСЃСЏРєРёР№ гений, говорящий РЅРѕРІРѕРµ слово,— разрушитель РїРѕ своей РїСЂРёСЂРѕРґРµ, РёР±Рѕ “разрушает настоящее РІРѕ РёРјСЏ лучшего” (6; 200).
Однако “небольшая ошибочка” этой теории заключается прежде всего в том, что в один ря