"Прекрасное" и "вечное" в поэзии Ахматовой
РњРРќРСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНРРЇ Р РќРђРЈРљР Р Р¤
РњРћРЈ РЎРћРЁ в„– 13 НОВОПОКРОВСКОГО РАЙОНА РЎРўРђРќРЦЫ КАЛНРБОЛОТСКОЙ
РЕФЕРАТ
по дисциплине : «Литература»
на тему:
«Прекрасное» и «вечное» в поэзии А. Ахматовой»
Выполнила: ученица 11 класса
РњРћРЈ РЎРћРЁ в„– 13
Славец Ольга
Проверила: учитель Недилько Р.Рќ.
ст. Калниболотская, 2006
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Влияние философии культуры акмеизма на создании «вечных» образов в творчестве А. Ахматовой. 5
1.1. Система ценностей философии акмеизма, отраженная в поэзии А. Ахматовой 5
1.2. Рстетика философии акмеизма Рё её воплощении РІ концепции «прекрасного» Рё «вечного» Рђ. Ахматовой. 6
Глава 2. Воплощение «вечных» тем в поэзии А. Ахматовой. 9
2.1. Тема счастья. 9
2.2.Тема любви. 13
2.3.Тема поэта и поэзии. 14
2.4.Тема поэта и гражданина. 15
2.5. Образ Петербурга. 15
Глава 3. Содержательное значение ритма в воплощении «вечного» и «прекрасного» А. Ахматовой. 17
Заключение. 22
Список использованной литературы.. 23
Введение
Актуальность темы нашего исследования обусловлена, культура русского "серебряного века", становящаяся в последнее время предметом пристального внимания не только специалистов-культурологов, не только искусствоведов и профессиональных эстетиков, но и самых широких слоев читающей публики, в то же время еще не стала предметом, объединяющим их совместные интересы. Мы видим реальный процесс: искреннее внимание и полуинстинктивные поиски аналогий "того" и "этого" конца веков - и почти полное отсутствие объединяющей эти поиски единой идеи.
Рто - усилия СЃРѕРІРѕРєСѓРїРЅРѕРіРѕ культурного сознания, как специализированного, так Рё "обыденного", заняться "рефлексией Рє основаниям": РІ конце XX века, РєРѕРіРґР° совершается значительная переоценка ценностей, найти своеобразную точку отсчета: как временную, так Рё "нормативную". Всякая культура, какими Р±С‹ сложными Рё непрямыми путями РѕРЅР° РЅРё развивалась, имеет СЃРІРѕСЋ модель РјРёСЂР°, СЃРІРѕРё взаимоотношения СЃ предшествовавшими культурными эпохами. Случай СЃ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культурой XX века РїРѕ-своему уникален: происходящий сейчас РІ общественном сознании полный пересмотр РјРѕРі Р±С‹ привести Рє релятивизму, если Р±С‹ сам РїРѕ себе РЅРµ был интереснейшим культурным СЃРёРЅРґСЂРѕРјРѕРј: РїРѕРёСЃРєРѕРј выхода РёР· ситуации неопределенности. Отчасти повторяется СѓР¶Рµ случившееся РІ начале XX века, РІ "серебряном веке" СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературы - ситуация осознается как проблемная Рё неоднозначная, включаются многообразные культурные РєРѕРґС‹, апелляция Рє "культуре" Рё "традиции" совершается СЃ самыми разнообразными целями. "Серебряный век" становится для нас, выражаясь языком аналогий, "ключом" Рє "шкатулке" XX века.
Наше исследование - одна из попыток увидеть в подобных поисках некую закономерность, понять рефлексию культуры над собой, осознать твердую закономерность кажущихся лишь на первый взгляд разнонаправленными основ поэтических систем больших поэтов "серебряного века" - особенно тех из них, чья творческая жизнь продолжилась в наше время. Поэтому тема "Вечные образы" культуры в творчестве Анны Ахматовой" представляется прекрасным поводом для подобной дерзкой, но не бесцельной попытки.
Цель нашего исследования - выявить сущность проблемы «прекрасного» и «вечного» в произведениях А. Ахматовой.
Задачи:
- изучить и проанализировать литературу по теме реферата;
проанализировать поэзию А. Ахматовой.
Глава 1. Влияние философии культуры акмеизма на создании «вечных» образов в творчестве А. Ахматовой
1.1. Система ценностей философии акмеизма, отраженная в поэзии А. Ахматовой
РРїРѕС…Р° десятых РіРѕРґРѕРІ, означенная самими современниками как время РєСЂРёР·РёСЃР° ("РєСЂРёР·РёСЃ символизма"), знаменовала вступление РІ "некалендарный" (Рђ. Ахматова) двадцатый век. Наступил пересмотр традиционных гуманитарных ценностей новоевропейской культуры, возникало ощущение "РєСЂРёР·РёСЃР° гуманизма" (Рђ. Блок) - очень РЅРµ однозначного РїРѕ сути своей явления, которое привело Рє ощущению зыбкости времени.
"Слом" традиционных ценностей, запечатленный в самых разнообразных видах реакций - житейской, философской, эстетической - связывался в сознании современников с темой наступающего хаоса - и различными возможностями его преодоления. Одной из космосозидающих сил безоговорочно была признана сама культура. Философия культуры, место поэта в культуре стали предметом глубинных разногласий между представителями входящих в противоречие различных творческих систем - символизма и акмеизма. В философии культуры символизма жизнь как уровень бытия принадлежала эмпирическому миру. Поэтому она представляет лишь условную ценность, пока не пересдастся по законам эстетического творчества, лишь тогда обретая статус ценности культурной. Поэтому для символизма художественное творчество выше жизни. Но жизнь, чтобы быть пересозданной в культурную ценность, должна быть лишена своей органичности: творчество требует жертвы "живой жизни", самого творца в духе требований эстетики "романтического гения".
Подобная позиция основывалась на восходящих к Вл. Соловьеву и Шеллингу, а также к современному неокантианству представлениях о существовании объективных сил, стоящих превыше индивидуально направленных воль и хотений. В конечном счете - к столь излюбленной в русской традиции вере в подчиненность личности, субъекта каким-то более высоким целям, игнорирующим его приватное существование. "Таким образом, в философии творчества русского символизма возобновляется идущая от традиций романтизма трагическая антиномия жизни и творчества; творческий акт, который в романтическом сознании предполагается как спасительный по отношению к культуре, оказывается губительным, разрушительным по отношению к жизни самого творца".
1.2. Рстетика философии акмеизма Рё её воплощении РІ концепции «прекрасного» Рё «вечного» Рђ. Ахматовой
Тема преодоления хаоса в философии культуры акмеизма трактовалась по-другому. Великолепный знаток и исследователь немецкого романтизма В.Жирмунский, автор работы "Немецкий романтизм и современная мистика" (1914), не случайно стал одним из первых теоретиков, принципиально различивших глубинные цели эстетики творчества символизма и акмеизма. Пафос его статьи "Преодолевшие символизм" - "внешнее" преодоление хаоса не есть преодоление хаоса глубинного. Высокий "тематизм" поэзии русского символизма претендовал на "снятие" хаоса путем включения поэтического субъекта - а с ним и читателя - в осознание проблемы "нон финита" любого художественного (читай: культурного) текста, в "вдвижение" их обоих в целостный и глубинный "хаотизм" бытия. Акмеисты не победили формой хаос, что есть высшая задача искусства, а сознательно изгнали его вместе с "водянкой больших тем" (Н.Гумилев) из круга своих эстетических интересов, что придало их поэтическим текстам художественную завершенность, но, по мнению беспристрастного исследователя, обеднило "значимость и ценность поэтического произведения", в то время как поэзия "живет не только своей художественной действительностью, а целым рядом внехудожественных переживаний, вызываемых переживанием эстетическим".
Произошло сознательное сужение РјРёСЂР° РґРѕ РјРёСЂР° приватного субъекта. Рто итог, подведенный РІ ранней статье Р–РёСЂРјСѓРЅСЃРєРёРј.
Жирмунский прав, называя процессы, идущие в русской лирике начала XX века. Но к ним требуются корелляты в мире культуры.
Как точно заметила современная исследовательница, "...мифология, литература, история - разные уровни, через которые проходит развитие мысли. Они существуют одновременно с другими уровнями ее развития. Образы, с ними связанные, включаются в иерархию разнотипных средств, выражающих одни и те же общие мотивы. Возникает своего рода система зеркал, направленных на одно и то же содержание".
Мысль, общая для всей культуры десятых РіРѕРґРѕРІ, - это мысль Рѕ реабилитации приватного человека, субъекта; это тема "обыденного сознания", властно заявляющего Рѕ СЃРІРѕРёС… правах. (РќРµ РІ этом ли причина столь СЏРІРЅРѕРіРѕ интереса нас самих Рє этому периоду СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории?) "Рвклидова геометрия" старого РјРёСЂР° отступала, РІ культуре происходили сложные процессы смены парадигм, менялись привычные оценки Рё критерии, теоретический "просветительский" разум века Просвещения отступал РІ интеллигентском сознании перед сложностью РЅРѕРІРѕРіРѕ времени, философия стремилась соединить пафос традиционной европейской "гуманитарной" субъективности СЃ правами Р¶РёР·РЅРё, признаваемыми реально выше теории. Р’СЃРµ смешалось, была утрачена система оценок Рё иерархий, РЅРµ было РІ традиционном сознании соответствий между реалиями конкретного РјРёСЂР°, окружающего субъекта, самим РјРёСЂРѕРј Рё нормами нравственной Р¶РёР·РЅРё. "Р’СЃРµ смешалось РІ РґРѕРјРµ Облонских..." - РІ который раз...
Феноменология Гуссерля попыталась объединить в себе обе линии: традицию вчувствывающегося в теорию субъекта и мира вокруг него. Русское гуссерлианство (оно почти не исследовано и даже не названо хотя бы на уровне влияний и взаимоотношений - например, мощная и интереснейшая линия Гуссерль-Бахтин) включило в себя реабилитированное "житейское мироощущение", гуссерлевский "жизненный мир" как мощное подспорье в культурологических, эстетических, поэтических и подчас политических спорах о сущности движения эпохи.
"Рменно обыденный тип жизнедеятельности РёРЅРґРёРІРёРґР°, РЅРµ поднимающегося РІ теоретической рефлексии выше осознания непосредственности своего бытия, ограниченный горизонтами практической деятельности, Рё явился той реальной социальной РѕСЃРЅРѕРІРѕР№, обобщением которой стала гуссерлевская концепция "жизненного РјРёСЂР°". ...РњРёСЂ обыденного понимания, С‚.Рµ. "жизненный РјРёСЂ" становится для него последним критерием истинности, РЅРµ наука СЃСѓРґРёС‚ "жизненный РјРёСЂ", РЅРѕ самоочевидность данного РІ "жизненном РјРёСЂРµ" оказывается судьей РїРѕ отношению Рє объективным положениям науки. Отношение Рє РјРёСЂСѓ РІ рамках обыденного понимания РЅРµ рефлектировано, РѕРЅРѕ РЅРµ расчленяет себя РЅР° познание Рё деятельность. Рменно поэтому Гуссерль <...> считал собственную концепцию теорией всех форм активности человека ..., самопознанием, самоопределением Рё самоосуществлением разума как некоего синтеза, который РЅРµ разлагается РЅР° теорию Рё практику". Так происходило РІ рамках феноменологии движение Рє восстановлению "попранного достоинства человеческой субъективности" (Р›.Р“.РРѕРЅРёРЅ).
Но оно происходит, как мы могли заметить, не только в лоне феноменологии. "Жизненный мир" Гуссерля, эпатирующая современников философия и поэтика В.Розанова, философия культуры акмеизма стоят здесь в одном ряду.
Глава 2.Воплощение «вечных» тем в поэзии А. Ахматовой
2.1. Тема счастья
Определяя абрис поэтической системы Р.Анненского, поэта, реально заложившего "акмеистический фундамент" СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ поэтической культуры, Р›.Гинзбург отмечает РґРІР° момента. Первый: "Обещание счастья изменяет соотношение лирического субъекта СЃ действительностью". Рвторой - ситуационно дающий акмеистическую картину РјРёСЂР° - ..."человек, тянущийся Рє РјРёСЂСѓ, который ему РЅРµ дается". Ощущение "РјРёСЂР°, который РЅРµ дается" человеку, присущее как предощущение акмеистического мироощущения Анненскому, переходит РІ стойкое качество всех "гиперборейцев". Если символизм "собирал" СЃРІРѕР№ РєРѕСЃРјРѕСЃ РІ метафорические СЂСЏРґС‹, РІРёРґСЏ РІРѕ всем глубинные общности Рё отражения, то принцип поэтики акмеизма - это принцип собирательства, концентрации, сосредоточения РІРѕРєСЂСѓРі субъекта его РјРёСЂР°, его личного РєРѕСЃРјРѕСЃР°. Рто - принцип ассоциативных метонимических связей, сцеплений, крючков, которыми как Р±С‹ соединяются разрывы РјРёСЂРѕРІРѕР№ ткани. Ощущение себя Рё окружающих предметов РјРёСЂР° "РЅР° равных", обладающих равными возможностями Рє самовыявлению, уступает место необходимости окультурить хаос, овладеть РјРёСЂРѕРј РїСЂРё помощи акта номинации, быть подлинными "адамистами", дающими вещам имена - как РІ первый день творения.
Что касается принципа концентрации, то РІ трех ранних - Рё лучших - статьях РѕР± акмеизме - Р–РёСЂРјСѓРЅСЃРєРѕРіРѕ, Недоброво Рё Р‘.Рйхенбаума - РѕРЅ фиксируется РїРѕ-разному: Р–РёСЂРјСѓРЅСЃРєРёР№, РёРґСЏ РѕС‚ противопоставления романтической, "метафорической" Рё классической, "метонимической" линий РІ развитии РїРѕСЌР·РёРё, связывал акмеизм СЃ классическим стилем - что РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ традиции всегда влекло Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ осознание культуры этого стиля как "высокой" Рё достаточно совершенной. (РџРѕР·Р¶Рµ именно это послужило РїРѕРІРѕРґРѕРј для разговоров Рѕ РјРЅРёРјРѕРј "реализме" стихов Ахматовой Рё Мандельштама, коего нет: акмеистический текст ориентирован РЅР° иные критерии.) "Классичность" подразумевала собирательство, С‚.Рµ. концентрацию.
Недоброво, говоря о воплощении в стихах А.Ахматовой "гордого человеческого самочувствия", скрепляемого "твердым словом закона", облекающим его, как панцирем, по-своему декларировал идею концентрации.
Р‘.Рйхенбаум, идущий РѕС‚ эволюции поэтических приемов Рё жанровых форм, которые, РїРѕ его мнению, рождают закономерные смены парадигм, фиксировал проблему равновеликости стиха Рё слова, стихии ритма Рё стихии слова, или, еще точнее, стихового слова Рё предметного слова, провозглашая победу РІ стихе - РїСЂРѕР·С‹. Рэто тоже было своеобразным пониманием идеи концентрации РјРёСЂР°, необходимости архитектонического преодоления хаоса средствами самого искусства, РІ котором РїРѕСЌС‚-мэтр уподоблялся зодчему, строящему РёР· камней здание культуры.
"РћРґРЅРёРј РёР· наиболее кардинальных завоеваний литературного языка, обязанного акмеистам, явилось резкое смещение границ между поэзией Рё РїСЂРѕР·РѕР№ (Рё РёРјРё обеими) Рё Р¶РёР·РЅСЊСЋ - внеположенным РјРёСЂРѕРј, внетекстовым бытием, "разыгрыванием", как сказал Р±С‹ Мандельштам, РІ произведении... Суть акмеистической реформы РІ этом отношении - РІ интериоризации РІ пространстве стихотворения... элементов РїСЂРѕР·С‹, РЅРѕ РЅРµ ради таких ее прежде всего бросающихся РІ глаза особенностей, как "сюжетность", наличие РјРЅРѕРіРёС… героев, сюжетной композиции Рё С‚.Рґ., Р° ради максимального спрессовывания РјРёСЂР° произведения". Ртот спрессованный РјРёСЂ произведения является для культуры акмеизма залогом возможности "собирания" хаоса РІ РєРѕСЃРјРѕСЃ - пусть РјРёРєСЂРѕ, Р° РЅРµ макро. Р’ статье 1922 Рі. "Конец романа" РћСЃРёРї Мандельштам, РјРЅРѕРіРѕ размышлявший Рѕ судьбах культуры РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ судьбами новоевропейского субъекта, писал: "...мера романа - человеческая биография... Дальнейшая СЃСѓРґСЊР±Р° романа будет РЅРё чем иным, как историей распыления биографии, как формы личного существования, даже больше чем распыления - катастрофической гибели биографии... Ныне европейцы выброшены РёР· СЃРІРѕРёС… биографий, как шары РёР· биллиардных луз, Рё законами РёС… деятельности, как столкновением шаров РЅР° биллиардном поле, управляет РѕРґРёРЅ принцип: СѓРіРѕР» падения равен углу отражения".
Стоит сравнить это высказывание с точкой зрения Н.Недоброво, который, давая свою оценку ранней лирики Ахматовой, уже в статье пятнадцатого года проницательно отмечал, что хотя ее лирика есть своеобразное биение о мировые границы (ср. с "принципиально" иным ощущением хаоса в символистской традиции!) но при этом ей свойственно редкое качество: "У Ахматовой есть дар геройского освещения человека"16. Как одно из главных достоинств молодой поэтессы Н.Недоброво отмечал также поиск ею "людей с биографией" (т.е. одну из парадигмальных черт новой культуры, на исчезновение которой сетовал в 1922 г. О.Мандельштам): "Еще недавно, созерцая происходившие в России события, мы с гордостью говорили: "это - история". Что же, история еще раз подтвердила, что крупные ее события только тогда бывают великими, когда в прекрасных биографиях вырастают семена для засева народной почвы. Стоит благодарить Ахматову, восстанавливающую теперь достоинство человека: когда мы перебегаем глазами от лица к лицу и встречаем то тот, то другой взгляд, она шепчет нам: "это - биография". Уже?".
Ртак, темы Ахматовой: "биение Рѕ мировые границы" (С‚.Рµ. ощущение хаоса) Рё пафос мужественного преображения, имеющий РІ идеале "людей СЃ биографией" (собирание действительности РІ РєРѕСЃРјРѕСЃ - устроенный РјРёСЂ).
Способность совместить ощущение мира как хаотического состояния многообразных "веществ существований" с четкой идеей собирательства мира в единый пучок, фокусированный луч, высвечивающий сектор, необходимо интересный для нового поэта, - и таким образом "собирающий", "называющий" историю, - редкое качество, в полной мере присущее Ахматовой. Запечатленное опосредованным образом в различных наблюдениях исследователей, оно стало причиной, по которой поэтическая система Ахматовой явила собой ту самую железную закономерность основ, о которой говорилось выше.
Создание "повествовательной целостности" жизни подразумевало иное, не символистское (еще близкое к классической романтической парадигме) видение мира. Тем более оно не было реалистическим. Современная исследовательница метко назвала ахматовский стиль "дичающим классицизмом", противопоставив его (а не сопоставив!) классическому стилю.
Р’СЃРµ тот Р¶Рµ Р’. Р–РёСЂРјСѓРЅСЃРєРёР№ РІ ранней работе двадцатых РіРѕРґРѕРІ так писал Рѕ глубинной содержательности так называемых "стилевых эволюции". Рволюция стиля, как единство художественно-выразительных средств или приемов, тесно связана СЃ изменением художественно-психологического задания, эстетических навыков Рё РІРєСѓСЃРѕРІ, РЅРѕ также - "всего мироощущения СЌРїРѕС…Рё". (подчеркнуто РјРЅРѕСЋ. - Рќ.Рџ.)
Рсследователи двадцатых РіРѕРґРѕРІ Рё начала века, РЅРµ РІ пример нам, видели РІ творчестве Ахматовой то, что РЅР° языке культурологии называется "образец" - типический пример РЅРѕРІРѕР№ культурной парадигмы. РњРёСЂ классической парадигмы распался - зеркало рассыпалось РІ россыпь осколков, каждый РёР· которых тоже есть отражение РјРёСЂР°, РЅРѕ СѓР¶Рµ РїРѕ-РґСЂСѓРіРѕРјСѓ. Р’ культуре десятых РіРѕРґРѕРІ появляются, РїРѕРјРёРјРѕ идеи концентрации, образ СЃР±РѕСЂР°, собирания, - Рё отсюда, как главные мотивы этого образа, - мотивы СЃРІСЏР·РєРё писем, приватных заметок-записочек, собранных РІ шкатулке, ларце, укладке.
В традициях культуры акмеизма создано было одно непререкаемое условие: каждый текст, написанный поэтом, осознавался как включенный в "мировой поэтический текст" - некий верховный абсолют культуры, противостоящий своей гармонией и прекрасной архитектоникой миру хаоса. Включение не означало, что конкретный текст есть лишь часть - он был аналогом всей системы и как бы использовал материал всей мировой культуры не как образец, а как материал для создания нового предмета искусства. В акмеистическом тексте также осуществлялась установка текста на самопознание, ибо "...специфика акмеистического текста в том, что его структура может воспроизводить его генезис".
Установка текста на самопознание (отметим это как главное качество акмеистического текста) приводила к изменению роли лирического субъекта: он переставал быть, как в "романтической" лирике символизма, медиумом надмирных сил, и превращался в своеобразную театрализованную "персону", сознательно "эпизирующую" (по иной трактовке - "прозаизирующую") то, что раньше называлось "лирическим тематизмом".
Рдеал авторской позиции РІ этом случае представал как арбитрская позиция (Р . Тименчик), вынесенная Р·Р° пределы данного текста, апеллирующая Рє культурной Рё языковой традиции (Отсюда - иллюзия реалистичности Рё классицистичности текста).
Рассматривая позицию "текст РІ тексте", Р®.Рњ.Лотман отмечает следующие моменты: РёРіСЂСѓ (понимаемую РїРѕ Р™. Хейзинги), удвоение, мотив зеркала - Рё связанную СЃ РЅРёРј тему двойничества. Однако это наблюдение относится РєРѕ РІСЃСЏРєРѕРјСѓ, как считает исследователь, тексту культуры. РќРµ останавливаясь РЅР° необходимых, СЃ нашей точки зрения, уточнениях, отметим, что гораздо существеннее - главный принцип: принцип выяснения соподчинения текстов, идея иерархии текстов, помогающая упорядочить взаимоотношения культурных элементов. Как Р¶Рµ осуществлялась эта иерархия РІ РїРѕСЌР·РёРё Ахматовой? Каковы были ее отношения СЃ культурной традицией? Что значили смены ритмов РІ стихе? Р, самое главное, чем объединялись РІСЃРµ эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹? Начнем СЃ последнего.
2.2.Тема любви
Любовь, несомненно, самое возвышенное, самое поэтическое из всех чувств, ведь поэту всегда "диктует чувство" -- а какое из чувств сравнится с любовью по силе воздействия? Любовные мотивы в лирике Ахматовой представлены во всем их многообразии: встречи и разлуки, измены и ревность, самопожертвование и эгоизм любящих, безответная страсть и мучительное счастье взаимности. Для Ахматовой, как некогда для Тютчева, любовь - это союз двух душ, изобилующий внутренними трагедиями:
РС… съединенъе, сочетанъе,
Рроковое их слиянье,
Р... поединок СЂРѕРєРѕРІРѕР№.
А в качестве эпиграфа к самому интимному, "любовному" своему сборнику автор берет отрывок из стихотворения еще одного своего предшественника в области любовных коллизий, Баратынского:
Прости ж навек! но знай, что двух виновных,
Не одного, найдутся имена
В стихах моих, в преданиях любовных.
Любовь становится у Ахматовой неотъемлемой частью человеческого бытия, основой гуманистических ценностей; только с ней возможны "и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы", как писал некогда Пушкин. То есть, говоря словами другого поэта, ставшего классиком еще при жизни, - Блока: "Только влюбленный имеет право на звание человека".
2.3.Тема поэта и поэзии
Поэт и поэзия - тема, над которой любили размышлять русские лирики, ведь "поэт в России больше, чем поэт". Героиня Ахматовой поднимается над властью жизненных обстоятельств, осознав свою судьбу как особую, провидческую:
Нет, царевич, я не та,
Кем меня ты видеть хочешь,
Рдавно мои уста
Не целуют, а пророчат.
Шестикрылый серафим, являвшийся Пушкину, приходит и к героине; лермонтовский пророк, преследуемый своими согражданами, вновь обречен на людскую неблагодарность в ее стихах:
РРґРё РѕРґРёРЅ Рё исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
Рравнодушие толпы.
2.4.Тема поэта и гражданина
Гражданская лирика - неотъемлемая часть творчества Ахматовой. Противопоставления "поэт" и "гражданин" для нее просто не существовало: поэт изначально не может не быть со своей страной, со своим народом. Поэт "всегда с людьми, когда шумит гроза", и этот тезис своего предшественника Ахматова подтверждает всем творчеством. Слова, призывающие героиню бросить свой край, "глухой и грешный", оцениваются ею как недостойные высокого духа поэзии.
Для Ахматовой, унаследовавшей великую традицию русской классики, веление долга превыше всего:
Одни глядятся в ласковые взоры,
Другие пьют до солнечных лучей,
А я всю ночь веду переговоры
С неукротимой совестью своей.
2.5. Образ Петербурга
Образ Петербурга знаком нам РїРѕ произведениям Пушкина, Некрасова, Гоголя. Для РЅРёС… РѕРЅ - РіРѕСЂРѕРґ контрастов, "пышный" Рё "бедный" одновременно; РіРѕСЂРѕРґ, РіРґРµ может произойти РІСЃРµ; РіРѕСЂРѕРґ отвергаемый Рё обличаемый, РЅРѕ РїСЂРё этом любимый. Рта своего СЂРѕРґР° символическое воплощение всего РјРёСЂР°, вселенский град. РћРЅ СЃ самого начала возникает РІ творчестве Ахматовой. Впитав РІ себя РІРѕР·РґСѓС… невских набережных, запечатлев РІ своей душе светлую Рё гармоничную правильность его архитектуры, РѕРЅР°, вслед Р·Р° РґСЂСѓРіРёРјРё, превращает подробности петербургского пейзажа РІ непреложную поэтическую данность. Петербург Ахматовой - противоречивый, РЅРѕ необыкновенно притягательный РіРѕСЂРѕРґ:
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды,
Бессолнечные, мрачные сады...
Чувство меры, сдержанность, строгая законченность мысли, характеризующие лучшие образцы русской классической поэзии, свойственны и лирике Ахматовой. Она не выплескивает на читателя свои эмоции, не обнажает душу в порыве чувств, а "просто, мудро" повествует о пережитом. Вот как пишет автор о любовном смятении своей героини:
Десять лет замираний и криков,
Все свои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
Рсказала его - напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.
Очевидны боль и отчаяние героини - но как сдержанно, без надрыва это показано, и в то же время как психологически точно и исчерпывающе дана развязка. В стихотворениях Ахматовой не так много пейзажных описаний. Пейзаж для нее обычно лишь фон, лишь повод для рассуждения, для описания душевного состояния. Параллелизм происходящего в душе и природе - излюбленный мотив классической поэзии. Для нас привычны уподобления явлений природы человеческим действиям - буря "плачет, как дитя", гром "резвится и играет". В стихотворении Ахматовой "Три осени" героиня, обращаясь к излюбленнейшей поре русской поэзии, различает в ней три стадии, соответствующие трем стадиям человеческой зрелости:
Всем стало ясно: кончается драма,
Рэто не третья осень, а смерть.
Глава 3. Содержательное значение ритма в воплощении «вечного» и «прекрасного» А. Ахматовой
На уровне ритма в поэзии Ахматовой зафиксировано все то же "биение о мировые границы". Символистская установка на музыкальность - как на уровне эвфоническом, так и на уровне культурфилософском (мировой оркестр истории) здесь заменена установкой иного рода: на интонационные структуры повседневной речи, на синкопические ритмы современного урбанизма.
Если вспомнить содержательное семантическое значение ритма в культуре начала века, вспомнить, что ритмическая организация и связанное с ней композиционное оформление материала в культуре, начиная с мифа и заканчивая современным произведением искусства, есть начало, вычленяющее и упорядочивающее из хаоса - космос, то ритм ахматовских дольников становится отражением ритма существования разорванного мира традиционных ценностей. Глубоко прав Мандельштам: "..мироощущение для художника орудие и средство, как молоток в руках каменщика, и единственно реальное - это само произведение".
Определяя сама свое поэтическое мироощущение, свою "арбитрскую позицию", Ахматова употребляет понятия "отражение в зеркалах", "чей-то сон", "бред", всячески подчеркивая идею "вымороченности", иллюзорности и шаткости, "непрочности" жизни, существования в своеобразном Зазеркалье, наполненном образами "персон" - двойников.
"Мыслимым пространством для лирического сюжета служит только сознание поэта (подчеркнуто мною - Н.П.), ...его внутренний опыт, независимо от того, идет ли речь о личном переживании или о делах и предметах внешнего мира".
Ртим "мыслимым пространством" РІ РЅРѕРІРѕР№ поэтике (настойчиво повторяю!) оказался новый тип поэтического сознания, вместивший РІ себя как ощущение раздробленности Рё хаотичности РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ бытия, так Рё необходимость героического будничного пафоса собирательства. (РџРѕР·Р¶Рµ РїРѕ отношению Рє "потерянному поколению" РѕР± этом скажут: "трагический стоицизм", утратив РІ определении важный оттенок будничности). Так было Рё Сѓ Ахматовой. "Осколки зеркала", "листы складня", "опавшие листья", шаткий Рё непрочный фундамент, РЅР° котором, ощущая его непрочность, субъект культуры пытается выстроить РґРѕРј своего приватного бытия, укрепляются Р·Р° счет прочных свай, вгоняемых РїРѕ самое основание, скреп, соединяющих швы постройки, сцеплений, дающих ощущение защищенности. Культурная традиция Сѓ Ахматовой становится - как Рё положено РІ лоне акмеистического текста - элементом архитектоники.
Очень условно - у Пушкина, раннего - в духе классицизма - апелляция к традиции как признанию канона и тем самым включенность в ту же высокую культурную иерархию; в духе романтизма - разрушая старые каноны, романтизм создавал свои - и прочерчивал свои традиции - т.е. брал из предшествующей культуры другие образцы и клише. Пушкинский романтизм предполагал включенность в новые для России области культуры - в том числе и поэтической: тематизм "байронизма", потом подхваченный Лермонтовым и им же изжитый в Грушницком, экзотизм восточной темы как введение в чуждость культуры за счет эффекта резкого отстранения, и т.п. Зрелый Пушкин предполагает особый, не условный разговор.
Столь же условно - Блок: веер традиций - поиск предшественников в философском и поэтическом культуртворчестве - черта, свойственная в высокой степени романтическо-символистскому направлению; называние имен - Пушкин, Шекспир, фра Филиппо Липпи и др. как магическое заклинание - с функцией обережения своего пространства и права на внутреннюю свободу - на свой "воздух" культуры, на слышание музыки. Ср. блоковское: "Но что с нами будет, если и музыка нас покинет?"
Рнтересно сопоставить СЃ этим мнение Рѕ роли традиции Рё культуры Сѓ Мандельштама, человека, более близкого ахматовской философии культуры: "Мало кто, как Мандельштам, воспринимал СЃ такой силой амбивалентность времени: мало кто так СЏСЃРЅРѕ видел катастрофическую его сторону, мало кто СЃ таким пылом пытался противоборствовать этой катастрофичности..." "Душевный строй поэта, - писал Мандельштам Рѕ Блоке (РЅРѕ, как почти всегда, думая Рѕ себе), - располагает Рє катастрофе. Культ Р¶Рµ Рё культура предполагают скрытый Рё защищенный источник энергии, равномерное Рё целесообразное движение: "любовь, которая движет солнцем Рё остальными светилами". Поэтическая культура возникает РёР· стремления предотвратить катастрофу, поставить ее РІ зависимость РѕС‚ центрального солнца всей системы, Р±СѓРґСЊ то любовь, Рѕ которой сказал Дант, или музыка, Рє которой РІ конце концов пришел Блок. ...Мандельштам пытался дойти РґРѕ источников современной катастрофы, проявившейся медленным сползанием последних лет XIX века Рё неисправимым катаклизмом XX века".
Однако апелляция к традиции у Ахматовой существует и с другими целями. Цели эти многообразны, и нас интересует выявление более конкретной и узкой темы: культурологические функции "вечных образов" культуры в поэзии Анны Ахматовой. В свою очередь, это связано с задачей: понять функциональный смысл культурных ценностей прошлого в жизни человека, занимающегося искусством, и создающего новую культурную-поэтическую парадигму.
Р’ творчестве Ахматовой иерархические идеи осуществляются, как говорилось Рё выше, РЅР° всех СѓСЂРѕРІРЅСЏС…. Рдет "внутриположение" Рё РїРѕ отношению Рє старым ценностям, подвергнутым верификации.
Р’Рѕ-первых, это вечные образы мифа - Рё, прежде всего, вечного Текста - Слова СЃ большой Р±СѓРєРІС‹ - Логоса - Библии. Рто, конечно, "библейские стихи", РіРґРµ ахматовский принцип "тройного РґРЅР°" - сочетания трех временных пластов, веерность времени (Рђ. Бергсон) - особенно нагляден. Через "неорнаменталистское" (РЎ. Аверинцев) использование ситуации мифа РїРѕСЌС‚ сближает временные ситуации РІ столь свойственном ей психологическом переживании, локализованном РІРѕ времени Рё пространстве, означенном пейзажем или предметом. Рздесь, пользуясь словами Рќ. Струве, РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ постоянная ахматовская "победа бытия над небытием, онтологическая прибавочная ценность, данная страданием, переданная языком почти РЅРµ обновленным, хотя РІСЃРµ таким Р¶Рµ трагедийным".
Во-вторых, Ахматова "вводит" в вечность, осознавая уже как высокие образцы, существующие на равных с эпохой классики, образы поэтов - своих современников: Блока, Пастернака, Цветаевой, Анненского, Мандельштама. То, что она обладает безупречным поэтическим слухом, в данном случае - лишь одна из причин подобного "ввода". Для поэта Ахматовой главным здесь остается принцип метонимического культурного сцепления, вследствие которого "по поэту" называется эпоха.
"Он победил и время, и пространство.
Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. Рэто уже к литературе прямого отношения не имеет (подчеркнуто мною - Н.П.), это что-то совсем другое. В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин, или здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно". (Ср. ее собственные сожаления, крайне для нее редкие: "...ахматовской звать не будут / Ни улицу, ни строфу" (1946))
"Скрытые цитаты" из поэзии друзей-поэтов, которым посвящены стихи, осознаются как опознавательные знаки культуры. ("Рснова осень валит Тамерланом..." - в стихотворении о Борисе Пастернаке; "Я над ними склонюсь, как над чашей...", посвященном Осипу Мандельштаму...) Происходит как бы введение людей, реально присутствующих в ахматовском "жизненном мире", в мир большой культуры и истории. При этом подобную манипуляцию она проделывает не только с поэтами, но и со своими друзьями-современниками, также осознаваемыми как часть культуры, знак эпохи (стихотворения, посвященные Недоброво, Лозинскому, Ю. Анреп, Булгаковой, О. Судейкиной, Т. Вечесловой и др.)
Отчасти объяснение этому приводится в позднем ахматовском стихотворении 1963 г. "Все в Москве пропитано стихами...", где формула онемения современников - попытка приблизиться к мандельштамовскому "Я слово позабыл..." в той же степени, как и попытка дать таким образом формулу времени:
Пусть безмолвие царит над нами,
Пусть мы с рифмой поселимся врозь,
Пусть молчанье будет тайным знаком
Тех, кто с вами, а казался мной,
Вы ж соединитесь тайным браком
С девственной горчайшей тишиной,
Что во тьме гранит подземный точит
Рволшебный замыкает круг,
А в ночи над ухом смерть пророчит,
Заглушая самый громкий звук".
(Ср. также отринутое тютчевское: "...взрывая, возмутишь ключи, питайся ими - и молчи".)
Заключение
Ртак, РІ процессе подготовки нашего реферата, РјС‹ пришли Рє следующим выводам:
Начало XX века РІ Р РѕСЃСЃРёРё было временем небывалого расцвета РїРѕСЌР·РёРё, РїРѕ праву названным "серебряным веком" - вслед Р·Р° "золотым", пушкинским. Рто - период возникновения РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј искусстве множества новых направлений: символизма, футуризма, акмеизма Рё РґСЂСѓРіРёС…. Как правило, каждое РёР· РЅРёС… стремилось быть новым искусством; большая РёС… часть принадлежала Рє модернизму. РћРґРЅР° РёР· характерных черт последнего - стремление Рє разрыву СЃ искусством предшествующей СЌРїРѕС…Рё, отказ РѕС‚ традиции, РѕС‚ классики, постановка Рё решение новых художественных задач, РїСЂРё этом новыми художественными средствами. Р РІ этом отношении акмеизм, РІ русле которого складывалось раннее творчество Ахматовой, РЅРµ был исключением. Однако РјРЅРѕРіРѕРµ РІ творческой СЃСѓРґСЊР±Рµ автора предопределило тяготение Рє классически-строгой Рё гармонично-выверенной традиции СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ РїРѕСЌР·РёРё XX века. Рпрежде всего, РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ значение РІ формировании Ахматовой как поэта имело ее классическое образование, детство, проведенное РІ Царском Селе, воспитание, данное РІ лучших традициях СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ культуры.
В своей лирике Ахматова развивает традиционные темы: любовь, творчество, природа, жизнь, история.
Поэзия А. Ахматовой взросла, питаясь великой традицией русской литературы XIX века - традицией гуманистической, возвышенной, светлой. "Души высокая свобода", верность идеалам, гуманистический пафос, мужественная правдивость изображения, напряженность духовной жизни, тяготение к классическому, ясному, строгому и соразмерному стилю - все то, что характерно для русской поэзии прошлого века, вновь появляется именно в ахматовской строке, властной и нежной одновременно.
Список использованной литературы
1. Бахтин Рњ.Рњ. Автор Рё герой РІ эстетической деятельности // Бахтин Рњ.Рњ. Рстетика словесного творчества. - Рњ., 1978.
2. Белый А. Проблема культуры // Символизм. -М., 1910.
3. Белый А. Трагедия творчества.- М., 1912
4. Блок А.А. Душа писателя. (Заметки современника) // Александр Блок. Об искусстве. -М., 1980.
5. Виноградов В.В. Поэзия А.Ахматовой. -Л., 1925
6. Гинзбург Л.Я. О лирике. -Л., 1972.
7. РРѕРЅРёРЅ Р›.Р“. Понимающая социология: историко-критический анализ.- Рњ., 1979.
8. Роффе Р. Синтетическая история искусств.- Р›., 1983.
9. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века.- М., 1986.
10. Мандельштам О. Конец романа // Мандельштам О. Слово и культура. -М., 1987.
11. Мандельштам О. Утро акмеизма // Мандельштам О. Слово и культура. -М., 1987.
12. Михайловский Р‘.Р’. Рзбранные статьи. -Рњ., 1969.
13. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопр. философии. 1989. № 2. С. 45.
14. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. М., 1988.
15. Усенко Р›.Р’. Рмпрессионизм РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ РїСЂРѕР·Рµ начала XX века. РР·Рґ-РІРѕ Ростовского университета. Ростов-РЅР°-Дону, 1988.
16. Цивьян Т.В. Кассандра, Дидона, Федра: Античные героини - зеркала Ахматовой // Лит. обозрение. 1989. № 5.
