«Правда» Раскольникова и «правда» Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Реферат по литературе
Ученица 11 «А» класса Гребенюк Алла
Гимназия №8 г. Сочи
2008 РіРѕРґ
В душе человека и его небо, и его ад.
В.Г.Белинский
ПОЧЕМУ НЕ ЧТО ДРУГОЕ, А ТВОРЧЕСТВО Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО Я ВЫБРАЛА ТЕМОЙ СВОЕГО РЕФЕРАТА
В жизни каждого из нас есть любимая книга. Кто-то находит ее в жанре фантастики, кто-то в детективе, кто-то в любовном романе, а я нашла в классической русской литературе. Для меня нет ничего ценнее и любимее, чем российская классика: она воспитывает, она дает массу ощущений и чувств, она запоминается на всю жизнь, она способна подарить те знание, обладая которыми, ты сможешь быть счастливым и полноценным человеком.
РЇСЂРєРёРј классиком РјРёСЂРѕРІРѕР№ литературы является Р¤.Рњ. Достоевский. Масштабность этой личность РѕРіСЂРѕРјРЅР°, Рё СЏ без сомнения РјРѕРіСѓ сказать, что написанное РёРј «Преступление Рё наказание» РЅР° меня подействовало очень сильно, это РјРѕСЏ самая любимая РєРЅРёРіР°. Что интересно оказалось для меня, так это та грань, РїРѕ которой С…РѕРґРёС‚ человек Рё которая так четко Рё СЏСЂРєРѕ изображена РІ романе. Быть стойким или плыть РїРѕ течению, быть честным или быть лживым. РќРѕ. Рто лишь нюансы, основные же приоритеты строятся РЅР° божественных заповедях. Если личность обладает четким разграничением, что дозволено, Р° что нельзя, то никакие обстоятельства РЅРµ толкнут ее РЅР° преступление. РќРѕ, если человек РЅРµ имеет таких рамок, то что же РёР· всего, что РѕРЅ может совершить, является самым РґРЅРѕРј, подняться СЃ которого Рё остаться чистым нельзя, что есть самое безобразное, что может сотворить человеческая натура? Проституция, алкоголизм, наркомания…. Нет, это РЅРµ совсем РґРЅРѕ. Человек вправе калечить СЃРІРѕСЋ СЃСѓРґСЊР±Сѓ, РЅРѕ лишать жизни РґСЂСѓРіРёС… людей РїРѕ собственному усмотрению РѕРЅ РЅРµ вправе. Убийство – самое РЅРёР·РєРѕРµ, РЅР° что способен человек.
Человеческая душевная грязь, та атмосфера, в которой живут герои, пороки, наполняющие город, страшные картины жизни больных людей – все это способно доставить острые ощущения отвращения, содрогнуть душу читателя. Понимая, кем были герои романа и кем они стали, чувствуешь, то, как близко от тебя находится вся эта грязь и как сложно порой бывает не влипнуть в нее, не коснуться пусть даже одним пальцем. Вот она та невидимая черта, и поэтому произведение кажется таким близким и актуальным читателю.
Еще РѕРґРЅРѕ привлекло меня РІ этом романе. Здесь нет исторических событий, описания общественных отношений, тем, посвященных устройству материального РјРёСЂР°, законов его развития. Р’СЃРµ произведение строится РЅР° исследовании душевных переживаний героев, Рё РјС‹ РІРёРґРёРј лишь отношения, возникающие между людьми, РёС… душевную Р±РѕСЂСЊР±Сѓ. Рто делает «Преступление Рё наказание» чисто психологическим романом. РњРЅРµ импонирует такая особенность написания, потому что нет ничего интереснее, чем душа человека, его мироощущение, его видение. Ртим автор вынес СЃРІРѕР№ роман РёР· временных рамок, сделав его бессмертным.
«Преступление и наказание» в свою очередь прославило Ф.М. Достоевского, о личности которого сейчас можно найти множество статей. Например, из воспоминаний Н.Н. Страхова (современника Федора Михайловича) узнаем:
«…Он часто говорил со своим собеседником вполголоса, почти шепотом, пока что-нибудь его особенно не возбуждало; тогда он воодушевлялся и круто возвышал голос.<…> Наружность его я живо помню; он носил тогда одни усы и, несмотря на огромный лоб и прекрасные глаза, имел вид совершенно солдатский, то есть простонародные черты лица.
<…> Обыкновенно ему приходилось торопиться, писать к сроку, гнать работу и нередко опаздывать с работою. Причина состояла в том, что он жил одной литературою, и до последнего времени, до последних трех или четырех лет, нуждался, поэтому забирал деньги вперед, давал обещания и делал условия, которые потом и приходилось выполнять. Распорядительности и сдержанности в расходах у него не было в той высокой степени, которая требуется при житье литературным трудом, не имеющим ничего определенного, никаких прочных мерок. Рвот он всю жизнь ходил, как в тенетах, в своих долгах и обязательствах и всю жизнь писал торопясь и усиливаясь. Но была еще причина, постоянно увеличивавшая его затруднения и гораздо более важная. Федор Михайлович всегда откладывал свой труд до крайнего срока, до последней возможности; он принимался за работу только тогда, когда оставалось уже в обрез столько времени, сколько нужно, чтобы ее сделать, делая усердно.<…> Дело в том, что в нем постоянно совершался внутренний труд, происходило нарастание и движение мыслей, и ему всегда трудно было оторваться от этого труда для писания. Оставаясь, по-видимому, праздно, он, в сущности, работал неутомимо. <…> Мысли его кипели; беспрестанно создавались новые образы, планы новых произведений, а старые планы росли и развивались.
Обращаюсь к чисто личным чертам. Никогда не было заметно в нем никакого огорчения или ожесточения от перенесенных им страданий и никогда ни тени желания играть роль страдальца. Он был безусловно чист от дурного чувства по отношению к власти; авторитет, который он старался поддержать и увеличить, был только литературный; авторитет же пострадавшего человека никогда не выступал.
<…> Он не любил обращаться к прошлому, как будто желая вовсе его откинуть, и если пускался вспоминать, то останавливался на чем-нибудь радостном, как будто хвалился им. Вот почему из его разговоров трудно было составить понятие о случаях его прежней жизни».
ТВОРЧЕСКАЯ РРЎРўРћР РРЇ Р РћРњРђРќРђ
Рстоки «Преступления Рё наказания» РІРѕСЃС…РѕРґСЏС‚ РєРѕ времени каторги Достоевского. «Преступление Рё наказание вытекает РёР· РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ опыта каторги. Рменно РЅР° каторге Достоевский впервые столкнулся СЃ «сильными личностями», стоящими РІРЅРµ морального закона, именно РЅР° каторге началось изменение убеждений писателя. «Вынашивание» замысла продолжалось шесть лет.
Р’ 1865 РіРѕРґСѓ Федор Михайлович был вынужден заключить кабальный РґРѕРіРѕРІРѕСЂ СЃ издателем Р¤.Рў. Стелловским. Ртот кабальный РґРѕРіРѕРІРѕСЂ позволил Достоевскому выплатить неотложные долги Рё выехать РІ том же РіРѕРґСѓ Р·Р° границу. Р—Р° пять дней РІ Висбадене Достоевский проиграл РІ рулетку РІСЃРµ, что имел. Отчаянная нужда приняла катастрофические размеры.
В маленькой комнате, без денег, без еды и без света, «в самом тягостном положении» и «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», Достоевский приступил к работе над своим величайшим созданием.
Достоевский продолжает работать над планом новой повести и в Петербурге. Здесь повесть незаметно перерастает в большой роман.
Лето 1866 РіРѕРґР° писатель РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ РІ РїРѕРґРјРѕСЃРєРѕРІРЅРѕРј селе Люблине, Сѓ сестры. Р’ Люблине Михаил Федорович оказался вынужденным одновременно СЃ «Преступлением Рё наказанием» думать над РґСЂСѓРіРёРј романом, обещанным издателю Р¤. Стелловскому РїСЂРё заключении СЃ РЅРёРј РІ 1865 РіРѕРґСѓ кабального РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°. Писатель решается РЅР° невероятный план: «написать РІ 4 месяца 30 печатных листов, РІ РґРІСѓС… разных романах, РёР· которых РѕРґРёРЅ Р±СѓРґСѓ писать утром, Р° РґСЂСѓРіРѕР№ вечером, Рё кончить Рє СЃСЂРѕРєСѓВ». Достоевский совершил писательский РїРѕРґРІРёРі. Р’ Люблине был составлен план В«Ргрока» - романа для Стелловского – Рё продолжалась работа над «Преступлением Рё наказанием». Р’ РЅРѕСЏР±СЂРµ Рё декабре были написаны последняя, шестая часть Рё эпилог, Р° «Русский вестник» опубликовал роман РІ декабрьской книжке 1866 РіРѕРґР°.
Сохранились три рукописные редакции романа: краткая («повесть»), пространная и окончательная. «Повесть» была задумана в форме исповеди преступника, но в процессе работы прежняя форма «исповеди» от имени убийцы стала слишком тесной для нового содержания. Достоевский останавливается на «новой форме» - рассказ от имени автора. Черновые тетради к «Преступлению и наказанию» дают возможность проследить, как долго Достоевский искал ответ на главный вопрос романа: почему убил Раскольников? Рответ этот был далеко не однозначен для автора. В первоначальном замысле повести это «простая арифметика»: убить одно ничтожное, вредное и богатое существо, чтобы осчастливить на его деньги много прекрасных, но бедных людей. В пространной редакции Раскольников все еще изображен гуманистом, жаждущим вступиться за «униженных и оскорбленных». Но парадоксальная идея убийства из любви к другим постепенно «обрастает» стремлением Раскольникова к власти. Он хочет получить власть, чтобы целиком посвятить себя служению людям.
Однако Достоевский проникает глубже РІ душу преступника Рё Р·Р° идеей заблуждения РґРѕР±СЂРѕРіРѕ сердца открывает самую страшную Рё чудовищную для него идею – «идею Наполеона», идею, разделяющую человечество РЅР° РґРІРµ неравные части: большинство – «тварь дрожащая» - Рё меньшинство – «властелины», стоящие РІРЅРµ закона Рё имеющие право РІРѕ РёРјСЏ нужных РёРј целей переступать через закон. Ртак, РІ творческом процессе, РІ вынашивании замысла «Преступление Рё наказание», РІ образе Раскольникова столкнулись РґРІРµ противоположные идеи: идея любви Рє людям Рё идея презрения Рє РЅРёРј.
РџР РћРќР—РТЕЛЬНОСТЬ МАСТЕРСТВА
Себя Достоевский называл писателем текущей действительности, «одержимый тоской по текущему», текущее же есть хаос, «в котором давно уже, но теперь особенно, пребывает общественная жизнь, и нельзя отыскать еще нормального закона и руководящей нити даже, может быть, и шекспировских размеров художнику».
Концепция личности у Достоевского, по сути, христианская православная концепция, и те произведения, в которых он размышляет о природе личности, выстраиваются таким образом, что и развитие действия в целом, и какие-то частные его детали и компоненты могут быть понятны и объяснены исключительно в рамках этой концепции. Потому, например, диалектика и «сочинительство» означают грех и смерть.
Каждый роман Достоевского полон неосуществленных возможностей. РўРѕ, что РЅРµ дописано, РЅРµ выявлено РІ РѕРґРЅРѕРј, дописывается РІ РґСЂСѓРіРѕРј. Каждый написанный роман Достоевского – только проекция РЅР° плоскости, проекция живого, меняющегося Рё РІ то же время верного себе живого замысла «Жития великого грешника». Второстепенные герои РёРЅРѕРіРґР° вполне дорисованы, Р·СЂРёРјС‹ (например, Разумихин), РЅРѕ главные всегда незавершенны, открыты крутому СЃРґРІРёРіСѓ. РќРµ закончены, невнятны РјРЅРѕРіРёРµ фразы, важнейшее брошено РјРёРјРѕС…РѕРґРѕРј (можно Рё РЅРµ заметить). Рто неисправимо. Сбивчивость речи, незавершенность слова – черта поэтики Достоевского, его «антикрасноречия». Незавершенность частностей позволяет РёРј легче сцепиться РІ единый РІРёС…СЂСЊ, единое движения Рє целому, которое читатель угадывает.
В эмоциональном ритме романов Достоевского есть что-то сходное с циклом болезни. Но болезнь сопровождает более тонкий духовный процесс.
Федор Михайлович разработал свою оригинальную концепцию реализма, имеющую много особенностей. Свой реализм он называл «фантастическим», реализмом «в высшем смысле», то есть в чем-то более высоким, чем реализм других писателей.
Достоевский всегда РїРѕРјРЅРёР»: чтобы быть убедительным, художник должен представить достаточно полную Рё определенную, объективную картину общества, РІ котором зарождались трагедии сюжетов. РћРЅ дорожил деталями, подробностями описываемых явлений, нуждался РІ живых впечатлениях. Достоевский, между прочим, еще Рё для того вел «Дневник писателя», чтобы фиксировать для себя драгоценные впечатления общественной жизни. Писатель включал РІ романы факты газетной С…СЂРѕРЅРёРєРё, обращался Р·Р° разъяснениями Рё Рє РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСѓ, Рё Рє архимандриту, читал «Жития», создавая тот или РёРЅРѕР№ образ. РРЅРѕРіРґР° Достоевский брал СЃРІРѕРё прототипы РёР· литературы. Есть Рё РјРЅРѕРіРѕ отдельных деталей, которые опираются РЅР° притчи, поверья, РЅР° народную мудрость. РР· РїРёСЃСЊРјР° Рє РҐ.Р”. Алчевской 1876 РіРѕРґР° узнаем: «…Я вывел неотразимое заключение, что писатель-художественный…должен знать РґРѕ мельчайшей точности (исторической Рё текущей) изображаемую действительность».
ПЕТЕРБУРГ РљРђРљ МЕСТО ДЕЙСТВРРЇ «ПРЕСТУПЛЕНРРЇ Р РќРђРљРђР—РђРќРРЇВ»
«Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Достоевского. Никогда раньше он так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, униженных и оскорбленных людей, петербургской бедноты, бесчеловечья и жестокости современной жизни.
Роман вырос на основе глубоких и печальных раздумий писателя над важнейшими проблемами времени.
Действие РІ романе РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РЅР° маленьком пространстве, РІ СѓР·РєРѕРј районе РіРѕСЂРѕРґР°, РЅР° квартире, РІ каморке. Вместе СЃ тем чувствуется широкое дыхание большого РіРѕСЂРѕРґР°. Для Достоевского важно РІ Петербурге то, что это – РіРѕСЂРѕРґ, неестественно создавшийся. Петербург - РіРѕСЂРѕРґ нищеты Рё РіРѕСЂРѕРґ крайнего богатства. Если посмотреть, что означает РёРјСЏ Петр, то можно увидеть, что Петр означает камень, поэтому Петербург - это каменный мешок, безликий, холодный, РіРѕСЂРѕРґ полусумасшедших, РѕРґРёРЅРѕРєРёС… людей. Рнтересно, что РІ жизни героев нет интимности, РѕРЅР°, словно РІ стеклянной колбе, РІСЃСЏ просматривается насквозь Рё РІСЃСЏРєРёРј. Человек РІ РіРѕСЂРѕРґРµ РѕРґРёРЅРѕРє, РѕРЅ РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ нужен. Здесь уживаются отъединенность человека РѕС‚ человека Рё теснота.
Писатель РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ показывает красоты РіРѕСЂРѕРґР°. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ фон романа - это желтый, ядовитый цвет. "Небольшая комната (...) СЃ желтыми РѕР±РѕСЏРјРё. Мебель, РІСЃСЏ очень старая Рё РёР· желтого дерева…". Желтый фон является хорошим дополнением Рє драматическим переживаниям героев. Данный цвет усиливает атмосферу нездоровья, болезненности, расстройства. Сам РіСЂСЏР·РЅРѕ-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. Комнаты петербургских РґРѕРјРѕРІ сравниваются СЃ гробами. Р’ РЅРёС… задумываются Рё совершаются убийства. Особенно важен мотив людной улицы, РЅР° которые своеобразным приемом вынесена внутренняя драма. РќР° улице РїСЂРёРЅРѕСЃРёС‚ себя РІ жертву РЎРѕРЅСЏ, здесь падает замертво Мармеладов, РЅР° мостовой истекает РєСЂРѕРІСЊСЋ Катерина Рвановна, РЅР° Сенной площади кается всенародно Раскольников. Площадь – место, символизирующее раскаяние. Многоэтажные РґРѕРјР°, СѓР·РєРёРµ переулки, пыльные скверы Рё горбатые мосты – РІСЃСЏ сложная конструкция большого РіРѕСЂРѕРґР° – призрак, порожденный человеком. Р’ атмосфере туманов этого призрачного РіРѕСЂРѕРґР° зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений. Р’СЃРµ сконцентрировано Рё сгущено РІРѕРєСЂСѓРі человека, оторвавшегося РѕС‚ божественных первооснов. Р’СЃРµ внешнее – РіРѕСЂРѕРґ Рё его особая атмосфера, комнаты Рё РёС… уродливая обстановка, трактиры СЃ РёС… РІРѕРЅСЊСЋ Рё РіСЂСЏР·СЊСЋ – лишь символы внутреннего человеческого РјРёСЂР°. Городской пейзаж несет большую художественную нагрузку. РЈ Достоевского пейзаж — это РЅРµ только пейзаж впечатления, РЅРѕ Рё пейзаж выражения. РћРЅ внутренне связан СЃ изображаемым человеческим РјРёСЂРѕРј Рё подчеркивает ощущение безысходности, испытываемое героями произведений Достоевского.
Р РћР”РРћРќ РАСКОЛЬНРРљРћР’
Раскольников, несмотря на всю его эксцентричность, не выдуман Достоевским. Социальное положение главного героя обозначено в романе очень точно. Раскольников принадлежит к «бедному люду среднего класса». Рв романе он причислен к «мыслящему пролетариату».
Мало что известно о детстве Раскольникова. Жил он в пыльном городе, таком же пыльном, как и Петербург, в котором происходит действие, ходил в церковь, был у него младший брат, которого он никогда не видел, но у могилы которого он всегда плакал. Реще – размытый образ отца, крепко держащего за руку Раскольникова - ребенка.
Родион – разночинец, обедневший дворянин, ничем не обеспеченный, не имеющий ни недвижимости, ни капиталов. Он приехал в Петербург учиться, чтобы, закончив университет, добиться положения в обществе. Учиться ему приходилось на медные деньги, на крохи, которые могла уделять ему мать из нищенской пенсии, да на собственные скудные заработки от случайных уроков.
Главный герой романа принадлежал к жертвам Петербурга. Он не мог и не хотел утешаться ролью камня, положенного в фундамент величественного здания. Современники Достоевского хорошо знали этот тип. Лев Толстой писал в 1862 году о процессах дифференциации, происходивших в среде образованных разночинцев:
«…Посмотрите РЅР° студента, оторванного РѕС‚ РґРѕРјР°, РѕС‚ семьи, брошенного РІ чужой РіРѕСЂРѕРґ, наполненный искушениями для его молодости, без средств Рє жизни… РІ РєСЂСѓРіСѓ товарищей, СЃРІРѕРёРј обществом только усиливающих его недостатки, без руководителей, без цели, отстав РѕС‚ старого Рё РЅРµ пристав Рє РЅРѕРІРѕРјСѓ. Р’РѕС‚ положение студента Р·Р° малыми исключениями. РР· РЅРёС… выходит то, что должно выходить: или чиновники, только удобные для правительства, или чиновники-профессора, или чиновники-литераторы, удобные для общества, или люди, бесцельно оторванные РѕС‚ прежней среды, СЃ испорченною молодостию Рё РЅРµ находящие РІ себе места РІ жизни, так называемые люди университетского образования, развитые, то есть раздраженные, больные либералы».
Слова Льва Толстого очень точно поясняют, из какой среды выходили такие, как Раскольников. Главный герой презирал благополучные чиновничьи карьеры – все равно где, в аппарате царской власти, на кафедре или в журналистике и литературе. Сам он был в тисках бедности, сжавшей железной хваткой не только его самого, но и его мать и сестру, поэтому чувство протеста не давало ему примириться, сложить руки. Он отделял себя от других, от остального мира – и восстал против него, но в одиночку и по своей собственной, им самим выработанной программе.
РАЗОЧАРОВАНРР• РЧУВСТВО ПОТРЯСЕННОЙ СПРАВЕДЛРР’РћРЎРўР
Достоевский показывает Раскольникова подчеркнуто одиноким. Раскольников вел себя так, как будто он перерос своих сверстников: они остались на той ступени, с которой он ушел, вверх ли, вниз ли, но ушел один, сменив прежнее на новое.
От социалистической молодежи Раскольников прямо отмежевывается, хотя социалистические убеждения входили непременным условием в комплекс «нигилиста», революционера. Убийство отрезало его от идеала братства, но на убийство он решился только потому, что разочаровался в прежних расчетах на средства осуществления братства. Раскольников разочарован, это несомненно, но он не способен выполоть до конца из своей души убеждения прежних лет, любовь и жалость к людям.
Раскольников ищет иного пути к идеалу, иных средств осуществления идеала, которые раньше ему и в голову бы не пришли, притом таких, которые решили бы дело сразу и немедленно.
Путь к идеалу и самый идеал неразрывно связаны между собой. Кто избирает иной путь, тот неизбежно в той или иной степени видоизменяет и самый идеал. Решившись на убийство, Раскольников должен был отказаться от демократических социально-утопических мечтаний. Боль за человека осталась, но она причудливо сплелась с недоверием к человеку.
Отличие Раскольникова от остальных «разочарованных» состояло в том, что он вознамерился единолично решить задачу, не решенную его поколением или даже многими поколениями. Раскольников перестал бояться каких бы то ни было преград и стеснять себя какими бы то ни было нормами – лишь бы не примириться с «гнусной», с неправедной действительностью, лишь бы не пройти по миру «подлецом». Но поскольку Раскольников изверился во всем и во всех, действие, о котором он возмечтал, должно было опереться не на всеобщий идеал, а на его собственное решение, на его единственную волю, на единственно им самим выношенную идею.
Страшный сон снится главному герою, еще перед «делом», сон, в котором истязают маленькую, тощую крестьянскую клячонку, – символический сон, вобравший в себя все его думы о зле и несправедливости в мире. Сон главного героя в высшей степени наглядно вскрывает источник чувства потрясенной справедливости, которое испытывал Раскольников: оно порождено было переживаниями, гневом русской революционной демократии. Роман так создан, так «построен», что тревожащие совесть, неутоленные, взывающие к помощи страдания людские показаны не в противовес Раскольникову, а как бы его глазами и таким образом, что сочувствия Достоевского в этом сливаются с сочувствиями Родиона. Весь роман пронизан скорбью о том, что мир несправедлив, и весь звенит, как напряженная струна, мольбою о справедливости.
Какова же была идея, которая должна была побудить Родиона совершить действие, способное побороть всеобщую подлость примирения с существующим подлым миром?
«ПРАВДА» РАСКОЛЬНРРљРћР’Рђ
Рдея Раскольникова, цель, которой РѕРЅ руководился, совершая СЃРІРѕРµ преступление, нелегко раскрывается РІ романе.
РџРѕ учению Ницше, сильная личность, сильный человек неминуемо становится преступником. Р’СЃСЏРєРѕРµ уклонение РІ сторону, любое оригинальное искание, всякая необычайная форма существования типологически близки Рє тому, что обычно называется преступлением. «Все новаторы РІ области РґСѓС…Р°, – писал Ницше, – РЅРѕСЃСЏС‚ РЅР° себе течение известного времени печать отвержения, СЂРѕРєРѕРІСѓСЋ печать чандалы (каста нечистых Рё отверженных, самая низшая каста РІ старой РРЅРґРёРё). Почти РІСЃСЏРєРѕРјСѓ гению, РЅР° известной ступени его развития, знакомо чувство Катилины – чувство ненависти, мстительной злобы Рё возмущения против всего, что уже существует. Катилина – это тип, предшествующий РІСЃСЏРєРѕРјСѓ Цезарю» или Наполеону, если взять РёРјСЏ РёР· истории РЅРѕРІРѕРіРѕ времени. Наполеон – это победивший преступник.
Созданный Достоевским Раскольников полон участия к чужому горю. «Сверхчеловек» не был пронизан чувством потрясенной справедливости, и его критическое отношение к действительности было продиктовано совершенно иными мотивами, чем у Раскольникова. Следовательно, Родион не был «сверхчеловеком».
Кажущаяся невозможность найти определенную причину преступления Родиона породила плюралистические объяснения, созданные по принципу и–и: Раскольников отважился на злодеяние и из желания уврачевать раны человечества, и из желания одного себя поставить над человечеством.
Так, Ю.Борев говорит о «многослойном» обосновании преступления.
«Мотивы преступления Раскольникова сложны Рё многослойны, – пишет РѕРЅ. – Прежде всего это бедность…. Р’Рѕ-вторых, Раскольников хочет… решить для себя РІРѕРїСЂРѕСЃ: кто РѕРЅ – тварь дрожащая или Наполеон. Р, наконец, РІ-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, переступив законы враждебного человеку общества, прийти Рє счастью…. Стремясь художественно доказать СЃРІРѕСЋ концепцию, Достоевский Рё выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова. Автор РІСЃРµ время подменяет РѕРґРёРЅ мотив РґСЂСѓРіРёРјВ».
Однако это и–и, это «с одной стороны» и «с другой стороны», устраняется уже тем одним, что оно превратило бы «Преступление и наказание» в недостаточно совершенное художественное произведение, с колеблющимся центром тяжести. Достоевский слишком большой мастер, чтобы подходить к нему с такой меркой. Художественный образ –живое единство, не разбирающееся механически на отдельные части. Нельзя рассматривать Раскольникова как подсудимого, у которого судья добивается признания, одного за другим, мотивов его преступления, игнорируя все остальное в его многообразно-сложной, противоречивой, но единой личности.
«Мысль, согретая чувством», – это то, что Достоевский называл идеей-чувством, идеей-страстью. Рдея-чувство, идея-страсть РЅРµ вытесняет натуру человека, Р° охватывает ее, как РѕРіРѕРЅСЊ СЃСѓС…РѕРµ дерево; РѕРЅР° мобилизует РІСЃРµ силы Рё РІСЃРµ возможности личности, сосредотачивая РёС… РІ РѕРґРЅРѕРј пункте. Рдея-страсть направлена РЅР° достижение РЅРµ частных, Р° всеобщих целей. Рдеи-страсти СЃ РѕСЃРѕР±РѕР№ силой охватывают людей РІ кризисные Рё патетические периоды человеческой истории. Рдея-страсть ломает Рё преобразовывает характер человека, СЃРјРёСЂРЅРѕРіРѕ делает храбрым, честного – преступником, делает его бестрепетным Рё перед каторгой, Рё перед эшафотом.
Охваченный своей идеей, Раскольников «решительно ушел РѕС‚ всех, как черепаха РІ СЃРІРѕСЋ скорлупу». РќРѕ характер идеи, РЅР° которой сосредоточился Раскольников, зависел РѕС‚ того, каким РѕРЅ был человеком, СЃ какой предысторией, РѕРЅ пришел Рє ней, насколько крепки были РІ нем Рё корень жизни, Рё устремление преобразовать жизнь. Разумихин РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ Раскольникове: «Угрюм, мрачен, надменен Рё горд… мнителен Рё РёРїРѕС…РѕРЅРґСЂРёРє. Великодушен Рё РґРѕР±СЂ. Чувств СЃРІРѕРёС… РЅРµ любит высказывать Рё скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. РРЅРѕРіРґР°, впрочем, РІРѕРІСЃРµ РЅРµ РёРїРѕС…РѕРЅРґСЂРёРє, Р° просто холоден Рё бесчувственен РґРѕ бесчеловечия. …Не насмешлив, Рё РЅРµ потому, чтобы остроты РЅРµ хватало, Р° точно времени Сѓ него РЅР° такие пустяки РЅРµ хватает… РќРёРєРѕРіРґР° РЅРµ интересуется тем, чем РІСЃРµ РІ данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит, Рё, кажется, РЅРµ без некоторого права РЅРµ то».
Все это отчасти объясняется влиянием неподвижной идеи, на которой сосредоточился Раскольников, хотя все это также само воздействовало на формы проявления идеи и даже на выбор ее, на развитие ее, на поиски средств ее осуществления.
Раскольников уже давно вынашивал в голове свою ужасную идею и свой ужасный замысел, но все это до поры до времени оставалось мрачной фантазией, не более того. Он уже встретился с Мармеладовым, уже сердце его пронзили вопли униженных и оскорбленных, а он еще ничего не решил.
Но вот пришло письмо от матери. Он прочел наивную и жестокую по правде своей исповедь, и нож всеобщей беды пронзил его самого. Письмо матери поставило Раскольникова на роковую черту: или смириться перед участью своих родных и перед законом, царствующим в мире, или попытаться что-то сделать для спасения своих близких и тем самым восстать против царствующей в мире закономерности. Положение близких превратилось в катализатор теоретических размышлений. С этого момента всеобщая и абстрактная идея превращается в двигатель, запущенный на полную силу, увлекающий и Раскольникова, и весь роман в неукротимый бег, который никто уже не в силах остановить.
Раскольников просто так никого бы не убил, даже в случае самозащиты. А вот за мать, за честь сестры, за идею готов убить – и убил. Убил не в открытом бою, убил одну за другой двух беззащитных женщин.
Ответственность Рё РјСѓРєР°, которые вытекали РёР· его идеи, были тяжелее, чем ответственность Рё РјСѓРєРё совести Р·Р° СЂСЏРґРѕРІРѕРµ злодеяние. Чтобы объяснить СЃРІРѕР№ чудовищный, РЅРѕ вытекающий, РїРѕ его разумению, РёР· всемирно-исторического С…РѕРґР° вещей умысел, Раскольников пытается опустить его РґРѕ неиспорченного, наивного Рё неразвитого сознания РЎРѕРЅРё. Р РІРёРґРёС‚, что, оставаясь РІ пределах личных мотивов, РѕРЅ непомерно упрощает РІСЃРµ дело, превращаясь РІ обыкновенного уголовного преступника. РРаскольников СЃРЅРѕРІР° пытается поднять СЃРІРѕСЋ аргументацию РІ сферу всеобщего: «А впрочем, СЏ РІСЂСѓ, Соня… Рто РІСЃРµ РЅРµ то; ты справедливо говоришь. Совсем, совсем, совсем тут РґСЂСѓРіРёРµ причины!...В»
Те, простейшие, причины легко устранялись – Раскольников это хорошо знал. Он мог продержаться в университете, и мать кое-что высылала, и уроки выходили. Перебиться Раскольников мог, но не хотел.
Родион видел мир, его историю, его конвульсии, его неудачные усилия и попытки перестроить основы своего существования. Ему показалось, что он понял людей, добрался до корня жизни и несчастий народов. Теперь он обратился к себе и решил взять руль в свои руки, использовать закон по своему разумению.
У Раскольникова «выдумалась» мысль, идея, которую до него никто и никогда еще не выдумывал.
Наполеоновский мотив входил в идею Раскольникова и в ее осуществление. Родион видел перед собой пример Наполеона, он захотел проверить, способен ли он стать Наполеоном, способен ли он выдержать диктаторскую, тираническую власть над человечеством. В то же время можно обнаружить, что наполеоновская идея в ее чистом виде, власть ради власти, является предательством по отношению к чему-то более важному, куда она входит только как часть или как средство. Если б идея Раскольникова исчерпывалась наполеонизмом в его чистом виде, он сам судил бы себя и сам вынес бы себе обвинительный приговор. Родион завидует только цельности, безоглядности, несмущающейся жестокости, с которыми Наполеон и ему подобные шли напролом к своей цели. Хотя он и ставит себя над человечеством, но во имя его спасения, он хочет «сгрести» людей «в руки и потом делать им добро».
Низко, подло стоять в стороне, когда есть рычаг спасения, есть средство осуществить обетование всеобщего счастья. Преступление искупится добром, «погружусь в добро», мечтает Раскольников. А если сердце все будет мучиться укорами совести, все взять на себя, «перенести», не смущать наступившего всеобщего благоденствия.
Когда Порфирий, в центральном для всего романа разговоре, низводит идею Раскольникова, сформулированную в напечатанной статье, к наполеоновской идее, последний протестует.
В«Рто РЅРµ совсем так Сѓ меня, – возражает Раскольников. –… СЏ РІРѕРІСЃРµ РЅРµ настаиваю, чтобы необыкновенные люди непременно должны Рё обязаны были творить всегда РІСЃСЏРєРёРµ бесчинства, как РІС‹ говорите… РЇ просто-запросто намекнул, что «необыкновенный» человек имеет право… то есть РЅРµ официальное право, Р° сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, Рё единственно РІ том только случае, если исполнение его идеи (РёРЅРѕРіРґР° спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует. РџРѕ-моему, если Р±С‹ Кеплеровы Рё Ньютоновы открытия вследствие каких-РЅРёР±СѓРґСЊ комбинаций РЅРёРєРѕРёРј образом РЅРµ могли Р±С‹ стать известными людям иначе как СЃ пожертвованием жизни РѕРґРЅРѕРіРѕ, десяти, ста Рё так далее человек, мешавших Р±С‹ этому открытию или ставших Р±С‹ РЅР° пути как препятствие, то Ньютон имел Р±С‹ право, Рё даже был Р±С‹ обязан…устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными СЃРІРѕРё открытия всему человечеству. РР· этого, впрочем, РІРѕРІСЃРµ РЅРµ следует, чтобы Ньютон имел право убивать РєРѕРіРѕ вздумается, встречных Рё поперечных, или воровать каждый день РЅР° базаре… СЏ развиваю РІ моей статье, что все… РЅСѓ, например, хоть законодатели Рё установители человечества, начиная СЃ древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами Рё так далее, РІСЃРµ РґРѕ единого были преступниками, уже тем РѕРґРЅРёРј, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом Рё РѕС‚ отцов перешедший, Рё СѓР¶ конечно, РЅРµ останавливались перед РєСЂРѕРІСЊСЋ (РёРЅРѕРіРґР° совсем невинная Рё доблестно пролитая Р·Р° древний закон) могла РёРј помочь. Замечательно даже, что большая часть этих благодетелей Рё установителей человечества были особенно страшные кровопроливцы. РћРґРЅРёРј словом, СЏ вывожу, что Рё РІСЃРµ, РЅРµ то что великие, РЅРѕ Рё чуть-чуть РёР· колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-РЅРёР±СѓРґСЊ новенькое, должны, РїРѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ своей, быть непременно преступниками, – более, или менее, разумеется. Рначе трудно РёРј выйти РёР· колеи, Р° оставаться РІ колее РѕРЅРё, конечно, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ согласиться, опять-таки РїРѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ своей, Р° РїРѕ-моему, так даже Рё обязаны РЅРµ соглашаться. РћРґРЅРёРј словом, РІС‹ видите, что, РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ тут нет ничего особенно РЅРѕРІРѕРіРѕ. Рто тысячу раз было напечатано Рё прочитано. Что же касается РґРѕ моего деления людей РЅР° обыкновенных Рё необыкновенных, то СЏ согласен, что РѕРЅРѕ несколько произвольно, ведь СЏ же РЅР° точных цифрах РЅРµ настаиваю. РЇ только РІ главную мысль РјРѕСЋ верю. РћРЅР° именно состоит РІ том, что люди, РїРѕ закону РїСЂРёСЂРѕРґС‹, разделяются вообще РЅР° РґРІР° разряда: РЅР° низший (обыкновенных), то есть, так сказать, РЅР° материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, Рё собственно РЅР° людей, то есть имеющих дар или талант сказать РІ среде своей РЅРѕРІРѕРµ слово. Подразделения тут, разумеется бесконечные, РЅРѕ отличительные черты РѕР±РѕРёС… разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, РіРѕРІРѕСЂСЏ вообще, люди РїРѕ натуре своей консервативные, чинные, живут РІ послушании Рё любят быть послушными. РџРѕ-моему, РѕРЅРё Рё обязаны быть послушными, потому что это РёС… назначение, Рё тут решительно нет ничего для РЅРёС… унизительного. Второй разряд, РІСЃРµ переступают закон, разрушители или склонны Рє тому, СЃСѓРґСЏ РїРѕ способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны Рё многоразличны; большею частию РѕРЅРё требуют, РІ весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего РІРѕ РёРјСЏ лучшего. РќРѕ если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя Р±С‹ Рё через труп, через РєСЂРѕРІСЊ, то РѕРЅ внутри себя, РїРѕ совести, может, РїРѕ-моему, дать себе разрешение перешагнуть через РєСЂРѕРІСЊ, – смотря, впрочем, РїРѕ идеи Рё РїРѕ размерам ее, – это заметьте. Р’ этом только смысле СЏ Рё РіРѕРІРѕСЂСЋ РІ моей статье РѕР± РёС… праве РЅР° преступление… Впрочем, тревожиться РјРЅРѕРіРѕ нечего: масса РЅРёРєРѕРіРґР° почти РЅРµ признает Р·Р° РЅРёРјРё этого права; казнит РёС… Рё вешает (более или менее) Рё тем, совершенно справедливо, исполняет консервативное СЃРІРѕРµ назначение, СЃ тем, однако Р¶, что РІ следующих поколениях эта же масса ставит казненных РЅР° пьедестал Рё РёРј поклоняется (более или менее). Первый разряд – всегда РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅ настоящего, второй разряд – РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅ будущего. Первые сохраняют РјРёСЂ Рё приумножают его численно; вторые двигают РјРёСЂ Рё ведут его Рє цели. Рте, Рё РґСЂСѓРіРёРµ имеют совершенно одинаковое право существовать».
Оригинальность, или, лучше сказать, исключительность, единственность идеи Раскольникова лучше всех уловил недалекий, но неиспорченный, естественный Разумихин.
«– Ну, брат, если действительно это серьезно, то… Ты, конечно, прав, говоря, что это не ново и похоже на все, что мы тысячу раз читали и слышали; но что действительно оригинально во всем этом, – и действительно принадлежит одному тебе, к моему ужасу,– это то, что все-таки кровь по-совести разрешаешь, и, извини меня, с таким фанатизмом даже… В этом, стало быть, и главная мысль твоей статьи заключается. Ведь это разрешение крови по совести, это… это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное…»
«Люди так глупы» – так рассуждал герой Достоевского. Раскольников постоянно огорчается и возмущается глупостью большинства, не понимающего своего положения, не ищущего путей к избавлению от своих тягот, «подло» притерпевшегося к существующему несправедливому порядку.
Психоидеологической подпочвой мыслей Раскольникова является ожидание «конца века», крутых перемен или же разрушительных катастроф. Мир, как он сложился, болен и гнил, он достоин гибели и обречен на гибель. Конец близок, при дверях, но все ли готовы к концу?
В воспаленном мозгу Раскольникова бродят аналогии и с французской революцией, и с пришествием Христа, и мысли об имеющих вот-вот разразиться уличных боях. Рна каторге, после того как идея Раскольникова уже потерпела крушение, ему все грезится тревога, набат, резня, всеобщая гибель.
Настроением кануна каких-то необыкновенных перемен, прихода решительной минуты, жадным ожиданием немедленной справедливости охвачена Соня, которая вызывает у Раскольникова предположение об ожидании ею чуда. «Разве так можно сидеть над погибелью, – задается он вопросом, – прямо над смрадной ямой, в которую уже ее втягивает, и махать руками и уши затыкать, когда ей говорят об опасности? Что она, уж не чуда ли ждет? Рнаверно так».
Читая Раскольникову о воскрешении Лазаря, Соня с особым волнением, раздельно и сильно, «как бы с болью переведя дух», выделяет обетование: «Так, господи! Я верую, что ты Христос, сын божий, грядущий в мир». Она даже остановилась и быстро подняла на Раскольникова глаза, когда произнесла это обещание о приходе Мессии в мир.
Разочарованный Раскольников абсолютизировал СЃРІРѕР№ – ограниченный Рё субъективный – исторический опыт. Размышления подсказывали ему, что массы бессильны Рё что рассчитывать РІ схватках Р·Р° СЃСѓРґСЊР±С‹ человечества РЅР° РїСЂРёСЂРѕРґСѓ человека РЅРµ приходится. Люди – пигмеи, люди – РЅРёР·РєРё, гадки, РЅРѕ Рё нельзя перестать болеть РёС… болями, мучиться РёС… страданиями, нельзя допустить, чтобы такие, как Катерина Рвановна, как РЎРѕРЅСЏ, как Дуня, оставались несчастными, чтобы дети пошли крестным путем СЃРІРѕРёС… отцов Рё дедов. РњСѓРєРё людей РІРѕРїРёСЋС‚, РѕРЅРё стонут, плачут Рё Р·РѕРІСѓС‚. Раскольников РЅРµ хочет этих бесконечных жертв, РѕРЅ РЅРµ может уже больше смотреть РЅР° всех этих бесчисленных раздавленных РІ вечной РІРѕР№РЅРµ Р·Р° существование: «…Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, РїРѕРєР° РјРёСЂ стоит! Жертву-то, жертву-то… РІС‹ измерили ли вполне? Так ли? РџРѕРґ силу ли? Р’ пользу ли? Разумно ли?В»
Нет справедливости на земле, нет бога на небе. Но есть страстное негодование на жестокое общество, на несовершенство, зло и глупость человеческой природы, есть страстная жажда справедливости. Рвот он, Раскольников, во имя спасения ближних и дальних, во имя будущего человечества, во имя воскрешения уже смердящего Лазаря готов взять на себя всю власть и ответственность.
Р’ этом насильственном наделении счастьем множеств СЃРІРѕР±РѕРґР° деланья счастья остается только Сѓ тебя – Сѓ твоей исполинской личности, РІСЃРµ остальные – облагодетельствованные рабы. Р’ этой концепции заключено зерно Великого Рнквизитора, Р° РІ Раскольникове проступают черты Великого Рнквизитора.
Великий Рнквизитор понимает Рё РїРѕ-своему даже любит Христа, РѕРЅ только считает, что цели Христовы РјРѕРіСѓС‚ быть осуществлены антихристовыми средствами. РћРЅ РЅРµ СЃ РҐСЂРёСЃС‚