"Поэма без героя" А.А. Ахматовой. Попытка интерпретации
“ПОРРњРђ БЕЗ ГЕРОЯ” Рђ.Рђ. РђРҐРњРђРўРћР’РћР™. ПОПЫТКА РНТЕРПРЕТАЦРР
Введение
В ходе работы с материалами, посвящёнными “Поэме без героя”, одной из самых загадочных в творчестве Ахматовой, было обнаружено множество комментариев, касающихся каких-то частностей, которые очень подробно объясняются. Но ни одна из работ не содержит концепции поэмы. Сама же Ахматова ответила на многочисленные просьбы объяснить смысл поэмы фразой Пилата: “Еже писахъ – писахъ”. Цель данной работы заключается не в том, чтобы давать очередные комментарии к различным эпизодам поэмы, а в том, чтобы, обобщив уже известное, максимально адекватно воссоздать художественную концепцию поэмы, что и представляет собой новый для исследования данного произведения аспект.
Читателю, незнакомому с эпохой, в которую создавалась поэма, очень трудно в ней разобраться, и даже сам автор, или лирическая героиня, не скрывает, что “применила симпатические чернила”, нуждающиеся в “проявлении”. Ведь образность “Поэмы без героя” насыщена литературными и историкокультурными реминисценциями и аллюзиями, личными, культурологическими и историческими ассоциациями.
Р’ работе также рассматривается символика РїРѕСЌРјС‹: мотив зеркал, РЅРѕРІРѕРіРѕРґРЅСЏСЏ “арлекинада”, библейские мотивы, подтекст эпиграфов Рё ремарок. Рто РІСЃРµ органичные составляющие ахматовской “криптограммы”, которые, как доказывается РІ С…РѕРґРµ исследования, работают РЅР° концепцию РїРѕСЌРјС‹.
Несмотря на то, что главы и части поэмы, а также вступление и посвящения создавались в разное время, поэма представляет собой целостное произведения с продуманной структурой, которая представлена с помощью схемы.
Рљ “Поэме без героя” написаны три посвящения: Ольге Глебовой-Судейкиной, Всеволоду Князеву Рё Рсайе Берлину. РўСЂРё посвящения соответствуют трём частям РїРѕСЌРјС‹.
Первая часть. Преступление
Р’ Первой части (Петербургской повести) вместо ожидаемых гостей РІ РЅРѕРІРѕРіРѕРґРЅСЋСЋ ночь Рє лирической героине “…приходят тени РёР· тринадцатого РїРѕРґ РІРёРґРѕРј ряженых”. Рти маски: Фауст, Дон –Жуан, Дапертутто, Роканаан, - символизируют молодость лирической героини – грешную Рё беззаботную. Ахматова, ставя РІ РѕРґРёРЅ СЂСЏРґ героев демонических: Фауст, Дапертутто – Рё святых: Роканаана (Роанна Крестителя), хочет показать главный грех поколения – смешение РґРѕР±СЂР° Рё зла. Грехи поколения отражены РІ самом посвящении. Для Ахматовой очень большое значение имела нашумевшая РІ те РіРѕРґС‹ история безответной любви СЋРЅРѕРіРѕ поэта, двадцатилетнего драгуна Всеволода Князева Рє известной актрисе-красавице Ольге Глебовой-Судейкиной. Увидев как-то ночью, что Глебова- Судейкина вернулась РґРѕРјРѕР№ РЅРµ РѕРґРЅР°, юный РїРѕСЌС‚ пустил себе пулю РІ лоб перед самой дверью любимой. Рстория безответной любви Всеволода Князева Рє Ольге Глебовой-Судейкиной – своеобразная иллюстрация РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ жизни, которую вели люди, окружавшие Ахматову (лирическую героиню) Рё РІ которой, безусловно, принимала участие Рё РѕРЅР° сама. Через РІСЃСЋ РїРѕСЌРјСѓ РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ мотив двойничества. Первым РґРІРѕР№РЅРёРєРѕРј лирической героини РІ РїРѕСЌРјРµ оказывается безымянная героиня, прототипом которой является Глебова-Судейкина:
Петербургская кукла, актёрка,
Ты – один из моих двойников.(6,481)
Вторая часть. Наказание
Посвящение Всеволоду Князеву Ахматова пишет 27 декабря 1940 РіРѕРґР°, ещё РґРѕ РІРѕР№РЅС‹, Р° Второе посвящение, Ольге Глебовой-Судейкиной, написано уже после Великой Отечественной РІРѕР№РЅС‹: 25 мая 1945 РіРѕРґР°. Таким образом, РІРѕ Втором посвящении Рё РІРѕ Второй части ( “Решке”) Ахматова РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ РќРђРљРђР—РђРќРР, считая РІСЃРµ катаклизмы РҐРҐ века: СЂСѓСЃСЃРєРѕ-СЏРїРѕРЅСЃРєСѓСЋ РІРѕР№РЅСѓ, Первую РјРёСЂРѕРІСѓСЋ РІРѕР№РЅСѓ, РґРІРµ революции, репрессии, Великую Отечественную РІРѕР№РЅСѓ - расплатой Р·Р° РІСЃРµ грехи поколения Рё Р·Р° СЃРІРѕРё собственные грехи. РќРѕ грехи, совершённые РІ молодости, трудно искупить. Можно покаянием Рё искуплением смягчить наказание. Р РїРѕРєР° лирическая героиня РЅРµ сделает этого, РїСЂРё РѕРґРЅРѕР№ лишь мысли Рѕ том, что РѕРЅР° может предстать перед Страшным РЎСѓРґРѕРј, её охватывает ужас. Р’ РїРѕСЌРјРµ присутствует тема нравственного осуждения Рё неизбежности кары.
Ахматова показала картину распалённого, грешного, веселящегося Петербурга. Грядущие потрясения уже проступили через привычный петербургский туман, РЅРѕ никто РЅРµ хотел РёС… замечать. Ахматова понимала, что “блудная” жизнь петербургской богемы РЅРµ останется без возмездия. Так РѕРЅРѕ Рё вышло. Р’Рѕ второй части героине РІРёРґРЅР° расплата (отсюда Рё странное название – “Решка” – обратная сторона медали, “Орла”, вызывающее ассоциацию СЃРѕ словом “решётка”, что символизирует СЌРїРѕС…Сѓ репрессий), искупление грехов молодости страданиями Рё гонениями: встречая новый 1941 РіРѕРґ, героиня находится РІ полном одиночестве, РІ её РґРѕРјРµ “карнавальной полночью СЂРёРјСЃРєРѕР№ Рё РЅРµ пахнет”. “Напев Херувимской Сѓ закрытых церквей дрожит”, Рё это пятого января РїРѕ старому стилю, РІ канун Рождественского сочельника, - свидетельство гонений РЅР° православную церковь. Р, наконец, героиня РЅРµ может творить, так как её СЂРѕС‚ “замазан краской” Рё “землёй набит”. Р’РѕР№РЅР° так же, как Рё репрессии, - искупление народом прошлых грехов, РїРѕ мнению Ахматовой. Грехи молодости, казавшиеся невинными, РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ вредящими слабостями, обернулись для героини невыносимыми страданиями – муками совести Рё сознанием того, что РѕРЅР° РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ сможет оправдаться. Однако кающемуся грешнику всегда даётся возможность искупить СЃРІРѕРё грехи посредством страданий или добрых деяний. РќРѕ РѕР± этом РІ Третьей части.
Третья часть. Рскупление
Третье Рё последнее посвящение адресовано Рсайе Берлину, который РІ канун католического крещения посетил Ахматову РІ 1946 РіРѕРґСѓ. Р’ тот вечер Ахматова читала своему гостю “Поэму без героя”, Р° позже выслала готовый экземпляр. РќР° следующий день РІ квартире Ахматовой установили подслушивающее устройство. После встречи СЃ Рсайей Берлином, сотрудником американского посольства, “шпионом”, РїРѕ мнению Сталина, последовала “гражданская казнь”, РїРёРє гонений, травли. Рто было время, РєРѕРіРґР° Ахматова РЅРµ могла публиковать СЃРІРѕРё стихи, Р° РІС…РѕРґ РІРѕ РІСЃРµ литературные общества ей был заказан.
Третья часть “Поэмы без героя” (эпилог) посвящена РСКУПЛЕНРР® грехов молодости через страдания
Блокадный Ленинград тоже искупает РІРёРЅСѓ СЃРІРѕРёС… жителей. Р’Рѕ время блокады, РІ 1942 РіРѕРґСѓ, героиня вынуждена уехать РІ Ташкент Рё, уезжая, РѕРЅР° чувствует РІРёРЅСѓ перед оставляемым ею РіРѕСЂРѕРґРѕРј. РќРѕ РѕРЅР° настаивает РЅР° “мнимости” РёС… разлуки, так как эта разлука кажется невыносимой. Героиня понимает, что, уезжая РёР· Петербурга, РѕРЅР° становится чем-то похожей РЅР° эмигрантов, так жарко обличавшихся ею. (“Не СЃ теми СЏ, кто Р±СЂРѕСЃРёР» землю…”). РџРѕРєРёРЅСѓРІ страну РІ самое тяжёлое время, эмигранты отстраняются РѕС‚ Р РѕРґРёРЅС‹, предоставляя ей страдать Рё РЅРµ желая разделить эти страдания. Уезжая РёР· блокадного Ленинграда, героиня чувствует, что совершает то же самое. Рздесь РІРЅРѕРІСЊ появляется РґРІРѕР№РЅРёРє лирической героини. РќРѕ это уже РґРІРѕР№РЅРёРє-искупитель, лагерный СѓР·РЅРёРє, идущий РЅР° РґРѕРїСЂРѕСЃ. Ртот же РґРІРѕР№РЅРёРє РіРѕРІРѕСЂРёС‚, РёРґСЏ СЃ РґРѕРїСЂРѕСЃР°, голосом самой героини:
За себя я заплатила Ни налево, ни направо
Чистоганом, Не глядела,
Ровно десять лет ходила А за мной худая слава
Под наганом, Шелестела.
В эпилоге говорится уже о России в целом, об искуплении ею грехов в период репрессий, а потом и в трагедии войны. Другая, “молодая” Россия идет, обновленная, отчищенная страданиями, “себе же самой навстречу”, то есть к обретению своих утраченных ценностей.
Так заканчивается поэма. Здесь уместно сказать об архитектонике поэмы, представив ее в виде концентрических кругов:
Р РѕСЃСЃРёСЏ
РЎРџР±
Поколение
Лирическая героиня
Через СЃСѓРґСЊР±Сѓ лирической героини РІ РїРѕСЌРјРµ рассматривается СЃСѓРґСЊР±Р° ее поколения РІ целом, СЃСѓРґСЊР±Р° ее РіРѕСЂРѕРґР°, ее страны. Таким образом, личная тема расширяется РґРѕ общенациональной (так же, как Рё РІ “Реквиеме”, СЃ той же ретроспективой), СЃ историческими параллелями, которые РІ “Поэме без героя” даются через эпиграфы Рё ассоциации: РіРѕСЂРѕРґ называется “Достоевским Рё бесноватым”, вспоминается проклятие этому РіРѕСЂРѕРґСѓ, посланное Р•.Лопухиной: “Быть пусту месту сему” (эпиграф Рє третьей части), Рё кровавые страницы его истории, которые также передаются через эпиграф Рє Третьей части (эпилогу) – строчки РёР· стихотворения Р.Анненского “Петербург”:
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.
Рти РґРІР° эпиграфа отражают грехи людей, совершавшиеся РІ нем, РЅРѕ сам РіРѕСЂРѕРґ, тем РЅРµ менее, остается прекрасным, хоть РЅР° нем лежит печать грехов его жителей. Рто тоже выражается эпиграфом Рє третьей части – всеми известная строчка Пушкина: “Люблю тебя, Петра творенье!”
Выводы
В “Поэме без героя” можно выделить несколько сквозных тем, связанных между собой идейно и композициозно:
1) вина (грехи) поколения – возмездие за них (неё) – покаяние – искупление;
2) личные грехи лирической героини и её богемного окружения и в той же цепи - мотив двойничества (“двойник-грешница” и “двойник-искупитель”);
3) отражение грехов жителей на судьбе города, в особенности грехов петербургской богемы начала века;
4) связь судьбы поколения, личной судьбы героини и судьбы города с исторической судьбой России (отступничество от традиционных ценностей – возмездие в лице катаклизмов ХХ века – искупление страданиями эпохи репрессий и Великой Отечественной войны - возвращение через эти страдания к прежним ценностям, что должно привести к спасению России.
Рти темы, РёС… развитие Рё решение составляют художественную концепцию РїРѕСЌРјС‹, РЅР° которую также “работают” построение РїРѕСЌРјС‹, эпиграфы, ремарки Рё даты